Главная стр 1
скачать
Министерство образования и науки

Краснодарского края

государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 51

Методическая разработка

урока по литературе

«Жизнь и творчество Н. А. Некрасова.

Обобщающий урок».

Преподаватель литературы

Высшей категории

Бабич Т.П.


п. Ахтырский
Утверждаю:

Заместитель директора по ОД

_____________ / ___________/

Тема: «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова.



Обобщающий урок».
Преподаватель: Т.П. Бабич

Дата проведения: _____________г.

Время урока: 45 минут.

Кабинет: № 6

Группа № 1.7 I курса, профессия «Мастер отделочных строительных работ».

Цели урока:

1. Образовательные:

- раскрыть роль Н.А. Некрасова в русской литературе

- развить интерес к изучению русской поэзии.

- научить правильно и точно определять главную мысль автора.

- раскрыть своеобразие поэзии Н.А. Некрасова.

- развить способности к анализу поэтического произведения

2. Развивающие

- способствовать развитию самостоятельного мышления, самоанализа.

- совершенствовать навыки самостоятельного анализа поэтического

произведения.

- развивать навыки логического объективного вывода.

3. Воспитательные:

- воспитать интерес в учащихся к русской поэзии XIX века.

- научить выделят в тексте литературные символы, раскрывающие истинные

человеческие ценности.

- развить желание заниматься самовоспитанием.
Методическая цель урока:

Развить познавательный интерес к русской поэзии, используя театрализованное и выразительное чтение произведений классиков русской поэзии, в данном случае Н.А. Некрасова.


Тип урока: Обобщение знаний, полученных при изучении творчества

Н.А. Некрасова.



Форма урока: Урок-конкурс.



Методы работы преподавателя.

Методы работы учащихся.

1. Мобилизация активности

учащихся через поисковую

деятельность.


1. Заинтересованность к поиску и исследовательской деятельности.

2. Принципы постановки задач и

формирование проблемы.



2. Самостоятельность в работе с

материалом по заданной

проблеме.


3.Принцип открытой коммуникации.

3. Применение, ранее полученных

знаний.


4. Приобщение к русской культуре и

творческой деятельности.



4. Практическая и творческая работа

с материалом урока.



5. Дифференцированный подход к

аттестации.



5. Анализ материала.
Методы обучения:

1. Проблемно-развивающий.

2. Элементы педагогического сотрудничества.

Обучение с интересом.

3. Поисково-аналитический.

Оборудование:

1. Сборники стихотворений Н.А. Некрасова.

2. Музыкальные записи.

3. Таблица «Основные темы лирики Некрасова» (изображение на проекционном экране) таблица 1

4. Иллюстрации к уроку (изображение на проекционном экране).

5. Дидактические папки.

6.Таблица с новыми словами (изображение на проекционном экране) таблица 2

7. Эмблемы команд.



Межпредметные связи:

1. Русский язык.

2. История России XIX века.

3. Культура речи.



Литература:

1. Русская литература XIX века. Учебник II часть, под ред. Ю.В. Лебедева.

2. Русская литература XIX века. Учебник II часть, под ред. Г.Н. Ионина.

3. Русская литература XIX века. Учебник часть I, под ред. В.И. Сахарова,

С.А. Зинина. 2005 год.

4. Русская литература XIX века. Хрестоматия. II часть, 2002 год.

5. Сборник литературно-критических и методических материалов «Всё для

урока и сочинений», составитель Е.А. Шкловский.

6. Большой справочник «Литература» 1999 г.

7. Справочные материалы «Литература» 1988 г. под ред. Л.И. Тимофеева,

С.В. Тураева.

8. Избранные произведения Н.А. Некрасова.


Новое на уроке:

Элементы театрализованного чтения. Построение урока как творческий конкурс.

*****************************************************************

Ход урока:



1. Организационный момент.

- приветствие учащихся.

- психологическая установка на результативный творческий урок.
Слово учителя:

Сегодня у нас с вами интересный урок, урок - конкурс, если конечно вы будете все активны и поможете мне в проведении такого урока.

У нас в классе присутствует независимое и объективное жюри. Они решат, какая команда будет победителем в нашем конкурсе.

(выбор и представление членов жюри)

Все конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

2. Объяснение хода урока.

Слово учителя:

Ваш класс делится на команды, каждый ряд представляет одну команду. Таким образом, у нас 3 команды. Название команды придумайте сами.

Наш урок состоит из следующих пунктов: (обратить внимание учащихся на интерактивную доску).


  1. Тестирование. Проверка знаний по теме «Жизнь и творчество Н.А.

Некрасова».

2. Викторина. Проверка вашей эрудиции. Вопросы на сообразительность.

3. Творческий конкурс.

4. Буриме. Попробуйте себя в качестве поэтов (слова для рифмы изображены на проекционном экране)

Прежде, чем начать наш урок, я хочу обратить ваше внимание на эту таблицу. Эти слова нам будут встречаться в процессе урока. Вы видите, что у некоторых слов нет объяснения. Эти слова вы должны объяснить сами в конце урока.
3. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу.

3.1 Слово учителя:

Итак, начинаем первый конкурс.


***************************************************************

1.Тестирование:

1. Лирика – это:

1. Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

2. Эмоциональное восприятие повествователем описываемого.

3. Особое свойство литературных произведений, заключается в том, что автор воспроизводит в их художественном мире, национальные идеалы.

2. Определите, к каким мотивам лирики поэта относятся приведённые

стихотворения Н.А. Некрасова.



  1. «В дороге», «Родина», «В неведомой глуши, в деревне полудикой.

  2. «Огородник», «Крестьянские дети», «Несжатая полоса»,

  3. «Вчерашний день, часу в шестом».

  4. «Я не люблю иронии твоей».

  5. «Поэт и гражданин», «Размышление у парадного подъезда»

Крестьянская тема (2)

Тема Родины (1)

Образ Музы. (3)

Гражданская лирика. (5)

Любовная лирика. (4)

3. Можно ли Некрасова назвать реальным деятелем революционно-демократического движения?

1. да.

2. нет.
4. Кому из русских поэтов принадлежат слова:



  1. «Я не поэт, а гражданин».

  2. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

1.- Н.А.Некрасову.(2)

2. – К.Ф. Рылееву. (1)


5. В каком произведении Некрасов изобразил «тип величавой славянки»:

1. «Мороз, Красный нос».

2. «Коробейники».

3. «Русские женщины».

4. «Кому на Руси жить хорошо».


6. Кого Н.А. Некрасов считает счастливым в поэме «Кому на Руси жить

хорошо».


  1. Царя.

  2. Гришу Добросклонова.

  3. Мужиков.

  4. Попа.

  5. Пьяного.


7. Панаева в своих воспоминаниях писала: «Я встала рано и, подойдя к

окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы

парадного подъезда в доме, где жил министр государственного

имущества…

Швейцар, выметая лестницу, прогнал их. Они укрылись за выступом

подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и

промокая от дождя».

В каком стихотворении Некрасова был отражён этот эпизод?

1. «На Волге».

2. «Размышление у парадного подъезда».

3. Памяти Добролюбова».



8. Кому из героев были адресованы эти строки:

«Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь»


  1. Ермил Гирин

  2. Гриша Добросклонов

  3. Дед Савелий.


3.2 Слово учителя:

Первый этап нашего Конкурса закончен, жюри ведёт подсчёт баллов, а мы перейдём ко второму этапу, викторине.

Команда, которая захочет ответить, поднимает свою эмблему. Засчитывается первоочередной и правильный ответ. Оценки ставит наше жюри.

*****************************************************************



Викторина:

ВОПРОСЫ

1. С каким событием связан адрес: Литейный 36?

2. Распределите выдержки этих стихов по темам: (таблица № 2)

1. Тема Родины.

2. Тема гражданственности.

3.Тема детства.

4. Русская женщина.

5. Политическая тема.

1 В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская

Вряд ли труднее сыскать. (крестьянская)

2. -Откуда дровишки?

- Из лесу вестимо.

- Уж больно ты гордый, как я погляжу! (тема детства)

3. И вот опять, знакомые места.

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства; (тема родины)

4. Послушай: стыдно!

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям (гражданская тема)

5. Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.(крестьянская тема)

3. В каком журнале Н.А. Некрасов работал редактором?

(«Современник»)

4. Где и когда родился Н.А. Некрасов?

(Подольская губерния, местечко Немирово, 1821 г.))

5. Как назывался его первый сборник стихов?

(«Мечты и звуки»).

6. В чём заключалось счастье, по мнению попа, героя поэмы Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»? ( «Покой, богатство, честь…»)

7. Какие фольклорные элементы и элементы устного народного творчества

включил Некрасов в свою поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

(песни, притчи, лирика, присущая частушкам, сказка).

8. Назовите журнал, который Некрасов открыл после закрытия

«Современника»? («Отечественные записки»).

******************************************************************

3.3 Слово учителя:

Перейдём к следующему конкурсному заданию. Я просила вас от каждой команды приготовить 2-3 стихотворения Н.А. Некрасова. От того, как художественно и артистично вы прочитаете стихотворения, будут зависеть баллы вашей команде.

Оцениваться стихотворения будут по пятибалльной системе.

Уважаемое жюри просим оценивать не только правильность чтения стихотворения, но и артистичность наших исполнителей.



Учащиеся:

От каждой команды выступает 2-3 человека. Ребята выразительно читают, заранее подготовленные стихотворения. Учитывается творческое исполнение стихотворений или отрывков из поэм.

*****************************************************************

3.4 Слово учителя:

А сейчас, наверное, самый творческий конкурс – буриме.



БУРИМЕ – стихотворение, составленное по заданной рифме.

Вам будут предложены слова, которые подобраны в рифму.

Добавляя свои варианты слов, у вас должно получиться стихотворение.

Жюри также оценит это задание по пятибалльной системе.

На это задание отводится всего 5 минут.

- беспокойное

- глаза

- знойное

- гроза
- ясные

- моей

- страстные

- когда-то ей.

Слово учителя:

Пожалуйста, прочитайте, что у вас получилось.



Учащиеся:

Каждая команда зачитывает свои варианты, получившихся стихотворений.



Слово учителя:

А вот как такую рифму использовал в своих стихах Н.А. Некрасов.



«Бьётся сердце беспокойное,

Отуманились глаза.

Дуновенье страсти знойное

Налетело, как гроза.
Вспоминаю очи ясные

Дальней странницы моей,

Повторяю стансы страстные,

Что сложил когда-то ей». («Три элегии».)
******************************************************************

Слово учителя:

План нашего урока исчерпан. По конкурсным заданиям итоги подведёт наше уважаемое жюри.



Жюри:

Подводит итоги.



Слово учителя:

Огромное спасибо всем, кто активно принимал участие в нашем уроке-конкурсе.


3.5 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА - КОНКУРСА:

Итоги подводит жюри


3.6 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

– Подготовить реферат по творчеству Н.А. Некрасова.

Тема свободная.
*****************************************************************
3.7 Упражнения для рефлексии:

- Какие ассоциации, связанные с творчеством Н.А. Некрасова, возникают у

вас, когда вы смотрите на эти репродукции картин?

- Какие истинные ценности раскрываются в творчестве Некрасова?

- Какое стихотворение вам больше всего запомнилось? Почему?

- Понравился или нет вам наш сегодняшний урок? Чем?

Отрывки произведений Н.А. Некрасова для урока.

ПОЭТ И ГРАЖДАНИИН

ГРАЖДАНИН

Опять один, опять суров

Лежит – и ничего не пишет.

ПОЭТ

Прибавь: хандрит и еле дышит –

И будет мой портрет готов.

ГРАЖДАНИН

Хорош портрет! Ни благородства,

Ни красоты в нём нет, поверь,

А просто пошлое уродство.

Лежать умеет дикий зверь…

ПОЭТ

Так что же?



ГРАЖДАНИН

Да глядеть обидно.



ПОЭТ

Ну, так уйди.



ГРАЖДАНИН

Послушай стыдно!

Пора вставать! Ты знаешь сам, какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

ПОЭТ

Положим, я такая редкость,

Но нужно прежде дело дать.

ГРАЖДАНИН

Вот новость! Ты имеешь дело,

Ты только временно уснул,

Проснись: громи пороки смело…



ПОЭТ

А! Знаю: «Вишь куда метнул!»

Но я обстрелянная птица.

Жаль нет охоты говорить.



(берёт книгу)

Спаситель Пушкин! – Вот страница:

Прочти и перестань корить!

ГРАЖДАНИН

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный,

К отчизне холоден душой.

Ему нет горше укоризны…

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

АВТОР

Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!

- Здорово парнище!



МАЛЬЧИК

- Ступай себе мимо!



АВТОР

- Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?

МАЛЬЧИК

- Из лесу, вестимо!

Отец слышишь рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека)



АВТОР

А что, у отца-то большая семья?



МАЛЬЧИК

- Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…

АВТОР

- Так вон оно что! А как звать тебя?



МАЛЬЧИК

- Власом.



АВТОР

- А какой тебе годик?



МАЛЬЧИК

- Шестой миновал…

Ну, мертвая!

АВТОР

Крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину как солнце светило,

Ребёнок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь.



ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов!

ВАНЯ

Видел папаша я сон удивительный, -

Ваня сказал, - тысяч пять мужиков,
Русских пород и племён представители

Вдруг появились – и он мне сказал:

«Вот они нашей дороги строители!...»

Захохотал генерал!


ГЕНЕРАЛ

Был я недавно в стенах Ватикана,

По Колизею две ночи бродил,

Видел я в Вене святого Стефана,

Что же… всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,

Логика ваша немного дика.

Или для вас Аполлон Бельведерский

Хуже печного горшка?


Вот ваш народ – эти термы и бани,

Чудо искусства – он всё растаскал!



АВТОР

Я говорю не для вас, а для Вани…»

Но генерал возражать не давал:
ГЕНЕРАЛ

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!...

Впрочем, Ванюшей заняться пора;
Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать.

Вы бы ребёнку теперь показали

Светлую сторону…-



АВТОР

Рад показать!



РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Уже два месяца почти

Бессменно день и ночь в пути

На диво слаженный возок,

А всё конец пути далёк!

Княгинин спутник так устал, что под Иркутском захворал,

Два дня прождав его, она

Помчалась далее одна


Её в Иркутске встретил сам

Начальник городской;

Как мощи сух, как палка прям,

Высокий и седой.

Ругнув за что-то ямщика,

Поспешно подскочил

И дверцы прочного возка

Княгине отворил…



КНЯГИНЯ

В Нерчинск! Закладывать скорей!



ГУБЕРНАТОР

Пришёл я – встретить вас.



КНЯГИНЯ

Велите ж дать мне лошадей!



ГУБЕРНАТОР

Прошу помедлить час.

Дорого наша так трудна,

Вам нужно отдохнуть…



КНЯГИНЯ

Благодарю вас! Я сильна…

Уж недалёк мой путь…

ГУБЕРНАТОР

Всё ж будет вёрст до восьмисот,

А главная беда:

Дорога хуже тут пойдёт,

Опасная езда!...

Два слова нужно вам сказать

По службе, - и притом

Имел я счастье графа знать, семь лет служил при нём.

Отец ваш редкий человек

По сердцу. По уму,

Запечатлев в душе навек

Признательность к нему,

К услугам дочери его

Готов я …весь я ваш…



КНЯГИНЯ

Но мне не нужно ничего!

Готов ли экипаж?

ГУБЕРНАТОР

Покуда я не прикажу,

Его не подадут…

КНЯГИНЯ

Так прикажите ж, я прошу



ГУБЕРНАТОР

Но есть зацепка тут:

С последней почтой прислана

Бумага…


КНЯГИНЯ

Что же в ней:

Уж не вернуться ль я должна?

ГУБЕРНАТОР

Да-с было бы верней.



КНЯГИНЯ

Да кто ж прислал вам и о чём

Бумагу? Что же – там

Шутили, что ли, над отцом?

Он всё устроил сам!

ГУБЕРНАТОР

Нет…не решусь я утверждать…

Но путь ещё далёк…

КНЯГИНЯ

Так что же даром и болтать!

Готов мой возок?

ГУБЕРНАТОР

Нет! Я ещё не приказал…

Княгиня! Здесь – царь!

Садитесь! Я уже сказал,

Что знал я графа встарь,

А граф…хоть он вас отпустил,

По доброте своей,

Но ваш отъезд его убил…

Вернитесь поскорей.

КНЯГИНЯ

Нет! Что однажды решено –

Исполню до конца!

Мне вам рассказывать смешно,

Как я люблю отца,

Как любит он. Но долг другой,

И выше и святей,

Меня зовёт. Мучитель мой!

Давайте лошадей!

ТАБЛИЦА 1



ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ


ТЕМА РОДИНЫ

ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА

КРКСТЬЯНСКАЯ ТЕМА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕМА

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

ТЕМА ПРИРОДЫ

ТЕМА ДЕТСТВА

ТАБЛИЦА 2




ЧВАНСТВО

тщеславная гордость, важничанье

ЖБАН

сосуд для кваса

ВЕРСТА

старая русская мера длины, равна 1,06 км.

ВЕСТИМО

известно

КОЛТУН

Осложнение болезни кожи на голове, при которой волосы слипаются в плотный ком.

ЗАСТУП

Большая металлическая лопата для земляных работ

НЕДОИМКА

не уплаченный в срок налог, сбор

ДЕСЯТНИК

старший над группой рабочих

ПРАЗДНЫЙ

ничем не занятый, без дела, без полезных занятий

ВИРШИ

старинные русские и украинские стихи

УКОРИЗНА

укор

ЛАПТИ

в старое время крестьянская обувь, сплетённая из лыка

ЛЫКО

узкие полосы коры молодой липы

скачать


Смотрите также:
Методическая разработка урока по литературе «Жизнь и творчество Н. А. Некрасова. Обобщающий урок»
154.39kb.
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология тема урока: «Исследование родословной А. С. Пушкина и составление своих родословных» класс: 11
234.67kb.
Учитель Тарачкова Екатерина Владимировна методическая разработка урока
107.83kb.
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.78kb.
Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе
910.44kb.
Методическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Сила духа против силы оружия». Тип урока: обобщающий
243.56kb.
Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и творчество. Стихотворение
50.48kb.
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-м классе по теме: "Грамматические средства выражения основной идеи поэмы М. М. Пришвина "
49.41kb.
Урок-семинар по теме «Современные компьютерные технологии». Раздел программы : «Современные компьютерные технологии». Тема урока : обобщающий урок по теме «Современ­ные компьютерные технологии». Тип урока : обобщающий урок
38.37kb.
Методическая разработка урока-беседы «Мы за здоровую жизнь!» (по профилактике спида) для учащихся 8-9классов
142.74kb.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней. Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
79.05kb.
Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Школа: мбоу сош №120
67.21kb.