Главная стр 1
скачать
Методическая система

Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся

Иванова Ирина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ города Кургана «Гимназия №57»

В современном образовании акцент ставится на формирование ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-трудовых, компетенций личностного самосовершенствования, ценностно-смысловых, по классификации А.В.Хуторского). Сегодня учитель и ученики проходят общий путь становления информационно-коммуникативных компетенций, связанный с процессом активного внедрения в учебный процесс компьютерных средств обучения, телекоммуникационной деятельности. Современные информационные технологии позволяют мне по-новому выстроить свою методическую систему, рассматривая их как важнейший инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся, но, что не менее важно – ключевых компетенций учителя, предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.



ббб-=бббб







Биология – это та учебная дисциплина, при изучении которой использование информационных технологий имеет ряд особенностей. На протяжении трех лет гимназия является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении». Свою методическую систему выстраиваю, максимально учитывая специфику своего предмета и направления данного эксперимента, руководителем которого являюсь. Остановлюсь несколько подробнее на компонентах методической системы.



Мультимедиа технологии. Систематическое использование на уроках мультимедийного проектора и ноутбука позволило отказаться практически от всех ТСО старого типа, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, динамические модели, видео). А применение конспектов уроков в виде презентаций, созданных в программе Power Point, увеличивает информационную насыщенность урока диаграммами, графиками, схемами, иллюстрациями, заданиями для учащихся, инструкциями к лабораторным работам и др.

Программное обеспечение. Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к информационным технологиям, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия по биологии, который удовлетворял бы всем программным требованиям курсов и был удобен в использовании. В работе использую диски «Репетитор. 1С. Анатомия», «Практикум по биологии».

Научно-исследовательская деятельность обучающихся, цифровая лаборатория «Архимед». Применение ИКТ в исследовательской деятельности позволяет увеличить ее эффективность и качество. Статистическая обработка материала, графическое отображение функций (диаграмм), графиков исследований, измерение линейных параметров объектов исследования требуют умения пользоваться офисными программами Microsoft Word, Excel, Photoshop, Power Point, графическими редакторами. Умение грамотно составлять мультимедийные презентации отчетов обучающимся помогает в защите самого исследования. Поскольку наглядная развернутость материала в презентации (графики, функции, таблицы, фото) является в то же время демонстрационным тезисом исследования. Особое место в организации исследовательской деятельности в последний год приобрела цифровая лаборатория «Архимед», которую получила гимназия в рамках инновационного областного проекта «Малая академия наук». С группой учащихся 6-го класса изучаю возможности цифрового микроскопа, сделали практическую часть исследовательской работы по отряду Чешуекрылые, включающую коллекцию фотографий чешуек крыльев бабочек, слайд-шоу, видео съемку живых объектов. Работаю над составлением инструктивных карточек для изучения различных природных объектов.

Телекоммуникационные проекты. Наиболее эффективной формой внедрения телекоммуникаций в образовательный процесс стало проведение учебных образовательных телекоммуникационных проектов, построенных на активной творческой совместной деятельности учащихся одного класса, разных классов, школ, городов, стран. Вместе с коллегами осуществила два международных интернет - проекта «Виртуальная классная комната» по теме «Животные и растения наших регионов» и «Двери в дипломатию» по теме «Вода в России». В четвертой четверти этого учебного года запустила собственный телекоммуникационный проект для учащихся 6 классов в поддержку изучения темы «Классификация растений» - «Царство Флоры», адрес в сети http://flora57.blogspot.com/.

Сайтостроение, блогостроение. Развитие телекоммуникационной деятельности способствует овладению умениями создавать собственные ресурсы в сети Интернет. Сайт, созданный учащимися в ходе проекта, это публичная презентация образовательного продукта. Для представления своего педагогического опыта создала в октябре 2010 года личный блог на платформе Blogger, который действует как полноценный интерактивный сайт http://dinastya2010.blogspot.com/

Дистанционные олимпиады, конкурсы, конференции. Олимпиада по основам наук УрФО, Интернет-конференция «Портфолио», Всероссийский конкурс «Познание и творчество», эвристические олимпиады образовательного центра «Эйдос» - это дистанционные формы внеклассной работы по биологии, которую веду постоянно.

Особо хочу отметить не вошедший в модель методической работы компонент – виртуальный личный кабинет учителя. Компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы , и получена она с его помощью может быть в любой момент времени. По моей инициативе в локальной сети гимназии в 2010 году был создан виртуальный методический кабинет. Где практически каждый учитель, в том числе и я, имеет личный кабинет. В нем представлены отчеты учителя по самообразованию, самоанализы педагогической деятельности, программно-методические продукты и др. Материалы доступны членам педагогического коллектива. В сети Интернет создала блог кафедры дисциплин естественнонаучного цикла, часть методического опыта стала доступна всему педагогическому сообществу.



Анализируя ресурсы своего предмета биологии в аспекте формирования ключевых компетенций, считаю современные информационные технологии важнейшим инструментом. Информационные технологии вместе с правильно подобранными технологиями обучения создают благоприятные условия для реализации компетентностного подхода в образовании.



скачать


Смотрите также:
Методическая система Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся Иванова Ирина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории моу города Кургана «Гимназия №57»
44.01kb.
Баранникова Елена Петровна Учитель английского языка высшей квалификационной категории Возможности дистанционного обучения как элемента технологии открытого (сетевого) образования в средней школе
65.36kb.
Воробьёвой Любови Леонидовны, учителя начальных классов высшей категории, мбоу города Кургана «Лицей №12» «Медиадидактика и современный урок
65.78kb.
Рекомендации по использованию мультимедийных презентаций на уроке Презентация
91.26kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год
4395.89kb.
Рабочая программа по биологии 9 классы на 2011-2012 учебный год Учитель биологии, высшей квалификационной категории
816.64kb.
Тема работы
78.91kb.
Солошенко Антон, Румянцев Родион г. Омска. Руководители: Лукашенко Ирина Викторовна, учитель биологии моу
33.65kb.
Возникновение жизни на Земле
131.05kb.
Устинова Белла Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область 2012 год русский язык пояснительная записка рабочая программа
8275.22kb.
Чтение с остановками притчи «Беглецы» А. Абросимова
65.12kb.
Алгоритм работы по формированию навыка словообразования
45.82kb.