Главная стр 1
скачать


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИИ
В настоящее время исследование процесса формирования письма у школьников с трудностями обучения является актуальной проблемой, т.к. его специфические нарушения оказываются одними из основных причин стойкой школьной неуспеваемости.

В определение дисграфии включаются нарушения письма, сопровождающиеся стойкими повторяющимися ошибками, при отсутствии у ребенка сенсорных и интеллектуальных нарушений [10, 11, 12, 17].

В результате проведения лонгитюдных исследований [2, 6, 13, 15] были выделены школьники с дисграфией, характеризовавшейся постепенным увеличением числа специфических ошибок (так называемая «прогредиентная динамика дисграфии»). Ретроспективный анализ результатов изучения навыка письма у школьников с прогредиентной динамикой дисграфии позволил определить, что у учащихся изучаемой группы отмечалась слабость моторного компонента письма. Это проявлялось в соответствующих ошибках. Все учащиеся с прогредиентной динамикой дисграфии посещали коррекционные занятия при школьном логопедическом пункте, однако число специфических ошибок у детей этой группы возрастало к четвертому году обучения. Традиционная логопедическая работа по преодолению дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы посвящается восполнению пробелов в формировании устной речи [19]. Результаты исследования позволяют теоретически обосновать направления педагогической коррекционной работы по преодолению дисграфических ошибок письма при прогредиентной динамике, которые, согласно полученным данным, касаются нарушения моторики [13,14].

Развитие зрительных (зрительно-гностических, зрительно-пространственных) функций. Целью данного направления является формирование зрительного внимания, навыков зрительного анализа и синтеза, развитие зрительной памяти, а также формирование зрительно-пространственных представлений (представления о схеме собственного тела, ориентировка в окружающем пространстве, ориентировка на тетрадном листе и развитие пространственного расположения элементов букв).

На данном этапе необходимо постепенно переходить от воссоздания образов знакомых предметов к воссозданию элементов печатных и рукописных букв.

Первый блок заданий включает в себя формирование произвольного зрительного внимания, навыков зрительного анализа и синтеза и направлен на развитие восприятия и узнавания предметов, вычленение существенных признаков и процесс сравнения предметов, создание целого образа из частей, формирование умений выделять изображения из фона.

Рассмотрим примеры конкретных заданий, направленных на развитие произвольного внимания и навыков зрительного анализа и синтеза:

Задание 1. «Найди отличия в картинках». Ребенку предлагается найти заданное количество отличий на двух картинках.

Задание 2. «Узнай букву». Требуется узнать буквы, написанные разными шрифтами и по-разному повернутыми.

Второй блок заданий направлен на формирование зрительной памяти. Упражнения, входящие в его состав, предполагают работу по развитию произвольного сохранения и воспроизведения зрительной информации, увеличение объема зрительной памяти и сохранение воспроизведения порядка зрительных стимулов.

Задание 1. Ребенку дается для запоминания последовательность предметов (картинок). Затем ученик отворачивается, логопед меняет последовательность. Ребенку необходимо восстановить правильную последовательность предметов (картинок).

Задание 2. Назвать и запомнить предложенные картинки. После этого отобрать среди других картинок те, которые были предназначены для запоминания. Разложить их в правильном порядке.

Третий блок заданий включает в себя развитие зрительно-пространственных представлений (формирование представлений о схеме собственного тела, формирование ориентировки в окружающем пространстве, развитие ориентировки на тетрадном листе и развитие пространственного расположения элементов букв).

Задание 1. По команде показать правый глаз, левое ухо, левую бровь и так далее.

Задание 2. Логопед предлагает детям сравнить буквы, отличающиеся пространственным расположением частей (б – д, б – в, и – у, З – Е и других) и описать их сходства и различия.



Развитие зрительно-моторных функций. Целью данного направления является развитие точных прослеживающих движений глаз, формирование стратегии сканирования перцептивного поля и выработка зрительно-моторных координаций.

Первый блок упражнений включает в себя работу по формированию и уточнению прослеживающих движений глаз.

Задание 1. «Лабиринты». Ребенку требуется проследить глазами по дорожке «лабиринта».

Задание 2. Ребенку дается таблица, состоящая из 25 клеточек. В каждой клеточке написана буква. Ребенку необходимо от заданной буквы по инструкции логопеда («Одна клеточка вверх, две клеточки вправо» и т.д.) проследить глазами заданное направление и назвать нужную букву.

Второй блок заданий направлен на формирование стратегий сканирования перцептивного поля. Данный блок заданий предполагает работу по развитию и уточнению движений глаз слева направо, сверху вниз, по кругу против часовой стрелки. Упражнения этого типа подробно описаны О.Б. Иншаковой [8].

Третий блок заданий включает в себя упражнения, направленные на развитие зрительно-моторных координаций. Специальные упражнения формируют у детей координации зрительных, зрительно-пространственных и двигательных функций, выработку у ребенка совместных движений глаз и руки слева направо, сверху вниз, по кругу против часовой стрелки. Задания для данного блока составлены и описаны О.Б. Иншаковой [8].



Развитие моторных функций. Целью данного направления является коррекция и развитие серийной организации движений руки, развитие и уточнение двигательной программы написания букв, формирование возможности переключения с одного двигательного элемента на другой.

Первый блок заданий нацелен на формирование серийной организации движений руки при письме. Такие приемы коррекции описаны в работах Н.Н. Волосковой [4] и М.Г. Храковской [18]. Все упражнения выполняются с определенным ритмом в виде речевого сопровождения логопеда, затем ребенка (синхронным счетом в такт каждому элементу) или зрительного контроля по образцу, данному для копирования. В начале ребенок пишет простые орнаменты из трех серий, которые затем увеличиваются до шести. Далее предложенные упражнения можно использовать при начертании букв, имеющих общую точку начала (и – у, б – д, п – т). При выполнении заданий первым делом ребенок обводит предложенный узор, затем прописывает его по точкам, после этого он самостоятельно выполняет предложенные упражнения.

Задание 1. Написание серии из букв.

Задание 2. Написание серии из букв, имеющих общую точку начала (буквы, имеющие кинетическое сходство).

Второй блок заданий составлен для развития и уточнения двигательной программы написания букв. Задания данного блока предполагают формирование и уточнение у детей двигательного образа буквы (кинемы). Приемы работы по уточнению двигательного образа буквы у школьников представлены в работах Л.Н. Ефименковой [5], И.Н. Садовниковой [16].

Включение в традиционную логопедическую работу данных направлений дает возможность целенаправленно развивать функции, которые изначально нарушены у этой категории детей.

Литература:

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие / Под общей редакцией О.Б. Иншаковой. – М.: Издательство МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 7 – 20.

2. Богатырева И.Р. Специфика проявления дисграфии от показателя IQ учащихся начальных классов общеобразовательной школы / И.Р. Богатырева // Сборник научных трудов Московского городского педагогического университета и Бакинского славянского университета / Под ред. М.А. Мыльникова. – М.: Издательство МГПУ, 2010. – С. 189 – 195.

3. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников / О.А. Величенкова, О.Б. Иншакова, Т.В. Ахутина // Школа здоровья. – 2001. – №4. – С. 23 – 30.

4. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов / Н.Н. Волоскова: Дис.… канд. пед. наук. – М., 1996. – 167 с.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

6. Иншакова О.Б. Изменение состояния устной речи у детей со стабильной и прогрессирующей дисграфией / О.Б. Иншакова, С.А. Овсянникова // Современное общество и специальное образование: Международная научная конференция. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – С. 169 – 173.

7. Иншакова О. Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ / О. Б. Иншакова, А. Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика, 2003. – №1-2 (4-5) – С. 37 – 41.

8. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. Часть 1. Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 184 с.

9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 330 с.

10. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. – 224 с.

11. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. – М.: Издательство Учпедгиз, 1940. – 72 с.

12. Никашина Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ / Н.А. Никашина // Вопросы логопедии (недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов) // Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – С. 7 – 74.

13. Обнизова Т.Ю. Динамическое изучение овладения письмом младшими школьниками с трудностями обучения / Т.Ю. Обнизова, О.Б. Иншакова // Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / Под ред. О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, НИИ Школьных технологий, 2008. – С. 102 – 107.

14. Обнизова Т.Ю. Характеристика проявления ошибок письма младших школьников при прогредиентной динамике дисграфии / Т.Ю. Обнизова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. - № 1 (3). – С.111 – 115.

15. Овсянникова С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией / С.А. Овсянникова: Дис… канд. пед. наук. – М., 2009. – 196 с.

16. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

17. Спирова Л.Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма / Л.Ф. Спирова // Вопросы логопедии (недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов) // Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – С. 75 – 134.



18. Храковская М.Г. Методика восстановления и формирования двигательного навыка письма при нарушениях динамическго праксиса / М.Г. Храковская // Логопед. – 2004. – №3. – С. 4 – 10.

19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М.: Просвещение, 1984. – 159с.
скачать


Смотрите также:
Методические рекомендации по коррекции нарушений письма у учащихся с дисграфии
72.04kb.
Классификация дисграфии у детей
61.83kb.
Дисграфия это частичное специфическое нарушение письма. Этиология дисграфии
120.51kb.
Дисграфия это частичное специфическое нарушение письма
264.89kb.
Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия Учитель логопед
304.82kb.
Как писать письма
111.54kb.
Дидактические упражнения по коррекции письменной речи
131.47kb.
Методические рекомендации по логопедической диагностике
61.97kb.
Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (в ред письма Росземкадастра от 18. 04. 2003) Общие положения
249.32kb.
Анализ типовых нарушений, допускаемых при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и рекомендации по обеспечению профилактики нарушений
249.71kb.
Методические рекомендации по обеспечению здоровым питанием учащихся образовательного учреждения
576.66kb.
Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской деятельности учащихся руководствуясь Положением о Фестивале
340.16kb.