Главная | стр 1
Творческий отчет – одна из вариативных форм аттестации, которая заключается в представлении аттестуемым апробированного в межаттестационный период опыта собственной профессиональной деятельности, претендующего на новизну, оригинальность, эффективность, возможность расширенного использования другими педагогами и позволяющее в комплексе оценить систему деятельности аттестуемого. Основой творческого отчета являются рефлексия, самоанализ и самооценка педагогом своей профессиональной деятельности. При подготовке к творческому отчету необходимо: вычленить ведущие проблемы(у), решаемые педагогом в период, предшествующий аттестации; проанализировать полученные результаты. Творческий отчет может быть построен на основе: оригинальных методических разработок (системы занятий, тем учебного курса) с демонстрациями, пояснениями, обоснованиями. Творческий отчет должен включать: - доклад аттестуемого, раскрывающий один из аспектов педагогической деятельности в соответствии с заявленной темой, проблемой и отражающий общий уровень квалификации и профессионализма педагога - демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы, научное обоснование опыта; -описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приемы, методы педагогической деятельности; - полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности; - длительность апробации опыта. - показ (видеопоказ) фрагментов уроков,внеклассных мероприятий; -демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результатах деятельности; - предъявление всевозможного наглядного, дидактического видео, фотоматериалов,, -организация методической выставки. Творческий отчет оформляется письменно и имеет следующую структуру: - титульный лист, - пояснительная записка, - приложение. Титульный лист содержит общие сведения о педагоге: Ф.И.О. аттестуемого, место работы, должность, по которой проходит аттестацию, стаж работы в должности, стаж работы в ОУ, имеющуюся квалификационную категорию, категорию, на которую аттестуется. Пояснительная записка состоит из следующих обязательных компонентов: - введение; - аналитическая часть; - проектная часть; - заключение.
В качестве условий могут быть выбраны: особенности содержания образования; используемые педагогом образовательные технологии, в т.ч. методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, дидактические средства; состояние материально-технической базы. Содержание творческого отчета должно точно передавать специфику опыта педагога, но не являться сбором всего используемого в профессиональном опыте материала. Аналитическая часть завершается вычленением противоречий, проблем, возникших в этот период. Анализ результатов деятельности проводится по итогам психолого-педагогической диагностики. Проектная часть посвящена описанию, планированию деятельности на следующий период. Основными элементами проектирования являются целеполагание, прогнозирование результатов образования и собственной деятельности. Далее педагогом проектируется способ достижения поставленной цели в виде системы условий (коррекция применяемой технологии, собственной методической системы, отбор и применение новых педагогических технологий и т.д.). Таким образом, в проектной части педагог отвечает на вопрос: какова стратегия его дальнейшей деятельности по достижению поставленной цели. В заключительной части рекомендуется сделать общие выводы об инновационности собственного опыта, дать оценку его эффективности, предложить некоторые рекомендации по диссеминации опыта своей деятельности, т.е. ответить на вопросы: чем отличается данный опыт и чем этот опыт может быть полезен другим педагогам; кому будет интересен и полезен данный опыт, кто сможет его применить и при каких условиях. В приложении необходимо представить иллюстрации к творческому отчету, отражающие проблему, над которой работает педагог. Это могут быть: видеофрагменты уроков, внеклассных мероприятий и пр.; демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результативности деятельности; предъявление дидактического, видео- и фотоматериала, созданного педагогом, и т.п. Иллюстративный материал должен являться подтверждением только тех фактов, которые педагог излагает в своей работе. О результативности профессиональной деятельности свидетельствует не объем представленных материалов, а степень отражения в них опыта работы педагога. Иллюстрации к творческому отчету могут быть представлены на CD- или DVD-диске. В содержание выставки учебно-методического комплекса могут входить:
При экспертной оценке научно-методической деятельности учитывается: - актуальность темы (проблемы); - новизна, теоретическая и практическая значимость педагогического опыта; - научная обоснованность; - системность в отборе содержания, форм, методов обучения и воспитания; - умение обозначить проблемы и задачи собственной педагогической деятельности; - культура оформления и использования научных источников. Объем материалов по 2-4 пунктам должен быть не менее 20 стр. для аттестующихся на 1 категорию, не менее 30 стр. – на высшую. Критерии оценки творческого отчета
Итоговый расчет балла экспертной оценки творческого отчета осуществляется исходя из 10-балльной системы оценивания с учетом следующих положений: на высшую квалификационную категорию должно быть не менее 80 баллов, на первую квалификационную категорию - не менее 60 баллов. Методические рекомендации по написанию и защите рефератаРеферат - это своеобразный отчет о самостоятельном изучении материала, анализе теоретических источников и практической деятельности по выбранной теме. В реферате автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее, представляет описание собственного опыта. Общие требования к оформлению реферата: поля - левое – 2,5 см; верхнее, правое, нижнее – 2 см, шрифт – 14, интервал – полуторный; Times New Roman. Общее число страниц реферата (без списка использованных источников и приложений) – не менее 25 страниц. При аттестации впервые на заявленную первую квалификационную категорию реферат должен содержать, в основном, теоретическое рассмотрение различных педагогических задач (соотношение в основной части реферата: ≈ 80% теории, 20% - описание собственного опыта). При аттестации повторно на первую квалификационную категорию и при аттестации на высшую квалификационную категорию реферат должен содержать, в основном, информацию о педагогических исследованиях, проводимых самим педагогическим работником (соотношение в основной части реферата: ≈ 30% теории, 70% - описание собственного опыта и достигнутых результатов педагогической деятельности). Обязательными элементами являются: 1. Титульный лист. 2. Оглавление. 3. Введение. 4. Основная часть документа. 5. Заключение. 6. Список использованных источников (литература, сайты и т.д.).
1. Наименование вышестоящей организации. 2. Наименование организации, где выполнялась работа. 3. Наименование работы: (реферат). 4. Тема. 5. Сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория, заявляемая квалификационная категория). 6. Населенный пункт и год выполнения работы.
-введение; -наименования всех глав разделов, подразделов, пунктов; - заключение; - список использованных информационных источников (литература, сайты и т.д.), приложения (при наличии). Строки оглавления заканчиваются указанием номеров страниц, на которых расположено начало соответствующей части реферата. Введение должно содержать краткую оценку состояния исследуемого вопроса, проблемы и актуальность выбранной темы, цели и задачи исследований, объекта и предмета исследований, используемые методы, методики и технологии, оценку практической значимости полученных результатов. Объем введения должен быть не более 3-5 страниц печатного текста. В основной части приводят данные, отражающие сущность и основные результаты выполненной работы. Основная часть должна содержать: а) обоснование выбранной темы (направления исследования), методы решения задачи, описание выбранной методики проведения эксперимента; б) процесс теоретических или экспериментальных исследований; в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач. Список использованных информационных источников (литература, сайты и т.д.) должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках. В приложения могут быть включены - иллюстрации вспомогательного характера; - инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы; -таблицы вспомогательных цифровых данных. Работа должна быть логически выдержана, в ней соблюдается единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность.
Оценка при защите реферата предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 42 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при защите реферата при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 48 (не менее 8 баллов за каждый пункт). Экспертиза и оценка реферата проводится как минимум двумя экспертами соответствующего уровня - специалистами данной области. Методические рекомендации по оформлению и защите методической ( научно-методической, опытно-экспериментальной) разработкиМетодическая разработка – одна из форм первого направления аттестации, направленная на: -анализ научно-методического исследования по проведенному педагогическому мероприятию и изученной научно-методической литературе; -изучение и оценку методических разработок в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве.
- титульный лист; - введение; - аналитическая часть; - практическая часть; - заключение; - приложения.
В заключении формулируются качественные и количественные выводы, рекомендации. В приложения выносятся таблицы, диаграммы, графики, конспекты занятий и т.д. Общие требования к оформлению методической разработки: поля - левое – 2,5 см; верхнее, правое, нижнее – 2 см, шрифт – 14 (12), интервал – полуторный; Times New Roman. Титульный лист -следующие сведения: - наименование вышестоящей организации; - наименование организации, где выполнялась работа; - наименование работы: (методическая разработка); - тема; - сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория, заявляемая квалификационная категория); - населенный пункт и год выполнения работы. Методическая разработка при аттестации на первую квалификационную категорию должна содержать не менее трех разработок мероприятий (уроков, занятий, и т.д.). Данные мероприятия могут быть не связаны между собой тематически. Методическая разработка при аттестации на высшую квалификационную категорию должна содержать разработку раздела (темы) образовательной программы, включающего в себя не менее 5 мероприятий (уроков, занятий, и т.д.).
Методические рекомендации по оформлению и защите педагогического проекта (авторского), программы, учебно-методического пособияПедагогический проект- авторская разработка, направленная на решение конкретной педагогической проблемы в течение ограниченного промежутка времени с помощью специально разработанной системы средств. На защите педагогического проекта аттестуемый делает устное сообщение (не более 5-7 минут), в котором освещает название проекта, цель и задачи, обосновывает его актуальность, коротко -структуру, содержание, условие участников, предполагаемые результаты, в том числе промежуточные, перечисляет сделанное и делает выводы. Примерная структура педагогического проекта:
1) содержательные; 2) учебно-методические; 3) организационно-структурные (некоторые из перечисленных средств могут отсутствовать в проекте);
Защита проекта При защите проекта оцениваются: - способность анализировать актуальную ситуацию, выявлять проблемы и возможные пути для их преодоления, потенциальные ресурсы; - способность конкретизировать абстрактную идею на конкретном материале и представить ее в организационно-деятельной форме; - знания аттестуемого в области новых педагогических или управленческих технологий; - оформление проекта, соответствие стандартам, требованиям, структурирование текста, качество выполнения схем, таблиц, рисунков, полнота библиографии. Характеристика проектов и этапы их реализации Проекты могут быть монопредметными и комплексными. Монопредметный (моноаспектный) проект посвящен одному учебному предмету или аспекту деятельности. Комплексный проект охватывает многие сферы педагогической практики. Реализация проекта включает несколько этапов: Теоретическое обоснование проекта -анализ научной литературы (концепций, фактов) с целью выявления перспективных идей, небольшое реферативное исследование, посвященное проектной тематике. Практическое обоснование проекта, исследование актуальной ситуации, требующей изменений. Для анализа ситуации выделяются нуждающиеся в исследовании параметры, подбираются методы и методики, позволяющие собрать фактический материал. Производится сбор и статистическая обработка полученного материала, показывающая существующие закономерности и тенденции развития актуальной ситуации, определяются новые направления развития. Апробация проекта, завершение написания текста программы (обозначение основных направлений реализации проекта с учетом опыта апробации) и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь. Практическая реализация проекта. Производится реализация плана и программы намеченных мероприятий. На данном этапе обычно проводится мониторинг, дающий информацию о процессах изменения, происходящих в исследуемом объекте (образовательном учреждении, классе. Подведение итогов после завершения проекта (если проект завершен). Для подведения итогов обычно берутся те же параметры, которые использовались при изучении допроектной ситуации. Сравнение результатов по данным параметрам дает информацию об эффективности проекта. По итогам проекта пишется отчет с подробным анализом происшедших изменений с выявлением позитивных и негативных тенденций развития. Критерии оценки педагогического проекта
Оценка при защите педагогического проекта предполагает максимальный балл (10) по каждому из пунктов оценивания; при аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов не должна быть менее 35 (не менее 7 баллов за каждый пункт). Оценка при аттестации на высшую квалификационную категорию не должна быть менее 40 (не менее 8 баллов за каждый пункт). Примечание При аттестации педагогический проект может рассматриваться как основание для присвоения высшей квалификационной категории педагогу только в том случае, если он реализовывался данным педагогом в его практической деятельности, по крайней мере, в течение одного учебного года. При этом реализованная часть проекта должна быть подробно описана педагогом таким образом, чтобы в ней, во-первых, просматривалась система работы автора по рассматриваемой проблеме, а во-вторых, была видна результативность этой работы. Примерные требования к авторской программе Авторская программа – это спроектированный самим педагогическим работником (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления образования и получения определенных (повышенных) результатов. По желанию педагогического работника к авторской программе может быть приложена рецензия. Рецензентом может выступать квалифицированный специалист образовательного учреждения или внешний специалист. Примерная классификация авторских программ: по способу разработки: - адаптивные - связанные с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде; - комбинаторные - в которых новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов; - радикальные - происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовым является государственный образовательный стандарт.
- педагогическая инновация - создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т.е. социально значимую для страны, мира) новизну; - педагогическое изобретение - общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну; - педагогическое открытие - установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания. Защита программы – форма проведения экспертизы при аттестации, направленная на: - анализ программы ; - изучение и оценку программы , созданных педагогическим работником, в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве.
Авторская программа должна отличаться гармоничной структурой, логичностью излагаемого содержания, аргументированностью положений и выводов. Программа должна иметь следующую структуру:
Титульный лист служит обложкой документа и должен содержать следующие сведения: 1) наименование вышестоящей организации; 2) наименование организации, где выполнялась работа; 3) наименование работы: (программа, программа дополнительного образования, с указанием направления деятельности); 4) название программы; 5) сведения об авторе (должность, фамилия, инициалы, имеющаяся квалификационная категория); 6) город и год выполнения работы.
Тематическое планирование образовательной программы может содержать:
Материалы для проведения диагностики содержат изложение путей и способов достижения поставленной цели и решения указанных задач. Являются составной частью методического обеспечения программы образования детей (учащихся), включающих:
Сведения о материально – техническом оснащении, необходимом для реализации программы образования – перечень необходимых условий, оборудования, инвентаря; требования к помещению или оборудованной мастерской, спортивному залу, стадиону, бассейну и т.д., для получения результатов по итогам реализации образовательной программы. Список использованных информационных источников (литература, сайты и т.д.) должен быть составлен в соответствии с положением «Общие требования и правила составления библиографии» и содержать библиографические сведения о литературных источниках. В приложения могут быть включены - иллюстрации вспомогательного характера; - инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения работы; - таблицы вспомогательных цифровых данных. Критерии оценки образовательной программы (текст)
Критерии оценки образовательной программы (защита)
Оценка при защите программы предполагает максимальный балл (5) по каждому из пунктов оценивания текста программы и ее защиты; окончательное количество баллов определяется, как среднее между двумя суммами баллов, набранных в двух группах критериев. При аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов по каждой группе критериев не должна быть менее 24 (в каждом отдельном пункте не менее 3 баллов); окончательное количество баллов - также не менее 24. При аттестации на высшую квалификационную категорию сумма баллов по каждой группе критериев не должна быть менее 32 (в каждом отдельном пункте не менее 4 баллов); окончательное количество баллов - также не менее 32. Методические рекомендации по подготовке и проведению презентации мастер-класса Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера. (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс). Мастер–класс – как форма учебного занятия, основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. В технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Для проведения презентации мастер-класса педагог отбирает содержание, структурирует материал, находит наиболее удачные формы и способы представления своего опыта. Требования к организации и проведению мастер-класса Мастер-класс должен демонстрировать конкретный прием, метод, методику преподавания,. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: и осуществляют выбор пути исследования, средств для достижения цели, темпа работы. Мастер-класс начинается с актуализации знаний по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии педагога, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Выделение проблемы → актуализация знаний в данной проблемной плоскости, дающая возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой проводится мастер-класс→ объединение в группы для решения проблемы → работа с материалом → представление результатов работы → обсуждение и корректировка результатов работы. Требования к проведению мастер-класса: - обоснование основных идей реализуемой педагогической технологии; - описание достижений в опыте работы, используемые источники; - определение проблем и перспектив в работе педагога; - описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии; - наличие письменно оформленных разработок или каких-либо других иллюстративно- методических материалов. Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса
Оценка презентации мастер-класса предполагает максимальный балл (5) по каждому из пунктов критериев качества. При аттестации на первую квалификационную категорию сумма баллов по критериям не должна быть менее 27 (в каждом отдельном пункте не менее 3 баллов). При аттестации на высшую квалификационную категорию сумма баллов по каждой группе критериев не должна быть менее 36. Смотрите также: Методические рекомендации по оформлению и защите творческого отчета
305.51kb.
Методические рекомендации по подготовке плана/отчета. Несколько общих замечаний
71.83kb.
Методические указания по оформлению и представлению к защите дипломных работ
457.66kb.
Методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета за межаттестационный период
136.74kb.
Методические рекомендации по подготовке отчета о прохождении преддипломной практики студентов специальности 06. 05. 00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
65.69kb.
Руководство по составлению отчёта по производственной практике структура отчёта
97.06kb.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
424.42kb.
Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите курсовой работы для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
415.75kb.
Методические рекомендации о порядке проведения практики, оформлению отчета для студентов специальности
317.25kb.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по гражданскому праву для студентов специального факультета по специальности
3054.56kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
781.63kb.
Методические рекомендации по выполнению, оформлению и порядку защиты выпускной квалификационной работы для студентов очной, вечерней, заочной форм обучения по специальности 080507 «Менеджмент организации» Москва 2007 373.42kb.
|