скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
Кафедра банковского и страхового дела
Одобрено учебно-методическим советом
экономического факультета
ДЕНЬГИ. КРЕДИТ. БАНКИ
Учебно-методический комплекс
Специальности: 080102 Мировая экономика
080105 Финансы и кредит
080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Москва 2009
Автор-составитель:
Алтухова Е.В., кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры банковского и страхового дела.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги.Кредит.Банки.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
080102 «Мировая экономика»
080105 «Финансы и кредит»
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и в цикл специальных дисциплин для специальностей 080105 «Финансы и кредит», 080102 «Мировая экономика» и является обязательной для изучения.
© Российский государственный торгово-экономический университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цель и задачи дисциплины 4
2.Требования к уровню освоения дисциплины 6
3. Объем дисциплины 7
4. Содержание курса 13
Особенности функционирования региональных банков развития. Европейский банк реконструкции и развития, цели создания и основные функции. Основная миссия Банка международных расчетов. 18
5.Темы практических и семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 19
6. Задания для самостоятельной работы студентов 25
7. Тематика контрольных работ и методические 34
указания по их выполнению 34
8. Вопросы для подготовки к экзамену, зачету 41
Для специальности 080105 «Финансы и кредит» 41
9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 49
9.1. Литература 49
9.2. Методическое обеспечение дисциплины 50
9.3 Схемы и таблицы по дисциплине 51
Е. Компенсирующие статьи 71
10. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины 98
ДЕНЬГИ. КРЕДИТ. БАНКИ 140
1. Цель и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Деньги. Кредит. Банки» является теоретическим курсом, который углубляет и конкретизирует получение знаний в области экономики и финансов.
Программа дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования нового поколения по специальностям 080105 -Финансы и кредит, 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080102 -Мировая экономика.
В последний период, в связи с переходом к социально ориентируемой рыночной экономике, наука о деньгах, кредите и банках становится одной из самых актуальных экономических учебных дисциплин экономического цикла. Действительно, пришло время всеобщего осознания того, что сфера денежно-кредитных отношений и соответствующих им учреждений является наиболее фундаментальной для развития всей экономики, усиливая подчас до критических значений элементы устойчивости, рисков и даже хаоса. И наоборот, благодаря денежно-кредитной сфере реализуют себя количественные параметры, с помощью регулирования которых общество добивается максимально эффективного развития, - это покупательский платежеспособный спрос и товарное предложение.
-
Цель курса заключается в том, чтобы дать студентам комплексное представление о сущности, роли денег, кредита и банковской системы в современных условиях, и возможных путях развития национальной денежно-кредитной сферы с учетом передового мирового опыта и российской специфики.
-
Задачи курса:
- последующее усвоение теории финансов, техники банковского дела, международных валютно-кредитных отношений и других более конкретных дисциплин;
-
формирование современного мировоззрения, усвоение различных точек зрения, привитие навыков глубоко аргументировать свои взгляды;
-
профессиональная передача информации в целях повышения конкурентоспособности национальной системы образования;
-
приближение знаний к действительности не только отказом от прежних догм, связанных с недооценкой роли денег, кредита, банков, но и осознанием порочности пропаганды новых иллюзий.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Студенты, изучив курс «Деньги. Кредит. Банки», получат комплекс знаний в области денежно-кредитных отношений, механизма функционирования системы безналичных расчетов; организации кредитного процесса; сущности и содержания основных банковских операций и деятельности национальной банковской системы в целом. Все это будет способствовать их подготовке к профессиональной работе в государственных органах, банках, биржах, финансовых и страховых компаниях, инвестиционных фондах, Министерстве финансов, экономических службах государственных и коммерческих предприятий и организаций.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
В результате усвоения учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки.» студент должен знать:
-
экономическую природу, функции и формы современных денег;
-
сущность, функции, формы кредита;
-
особенности возникновения и механизм функционирования отечественной банковской системы;
должен
уметь:
-
давать характеристику современной денежно-кредитной системы;
-
оценивать изменение ситуации на финансовых рынках;
-
организовать сопровождение кредитной сделки в коммерческом банке, правильно определяя перспективу для партнерства с банковскими учреждениями.
Курс содержит три раздела: I раздел - «Деньги», II раздел - «Кредит», III раздел - «Банки».
3. Объем дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебных работ
Вид учебной работы
|
Количество часов по специальности
|
080105 «Финансы и кредит»
|
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
|
080102 «Мировая экономика»
|
очная
|
очно-заочн.
|
заочная
|
очная сокр.
|
заочн.
сокр.
|
очная
|
очно-заочн.
|
заочная
|
очная сокр.
|
заочн.
сокр.
|
очная
|
очно-заочн.
|
очно-заочн. сокр.
|
№ семестра
|
5,6
|
5,6
|
5
|
3
|
4
|
5,6
|
5
|
6
|
3
|
4
|
8
|
8
|
3
|
Аудиторные занятия:
|
119
|
68
|
22
|
68
|
10
|
90
|
36
|
16
|
68
|
12
|
34
|
17
|
4
|
Лекции
|
70
|
36
|
16
|
36
|
8
|
54
|
20
|
12
|
36
|
8
|
20
|
9
|
4
|
Семинар. и практич. занятия
|
49
|
32
|
6
|
32
|
2
|
36
|
16
|
4
|
32
|
4
|
14
|
8
|
-
|
Самостоят. работа
|
111
|
162
|
208
|
78
|
136
|
85
|
139
|
159
|
69
|
110
|
26
|
43
|
16
|
Всего часов на дисциплину
|
230
|
230
|
230
|
230(84ч. переатт.)
|
230(84ч. переатт.)
|
175
|
175
|
175
|
175(38ч. переатт.)
|
175(53ч. переатт.)
|
60
|
60
|
60(40ч. переатт.)
|
Текущий контроль
|
|
|
кон.раб.-5 сем.
|
|
кон.раб.-4 сем.
|
|
|
кон.раб.-6 сем.
|
|
кон.раб.-4сем.
|
|
|
|
Виды итогового контроля (экз.,зачет)- № семестра
|
Зач.-5сем; Экз.-6 сем.
|
Зач.-5сем; Экз.-6 сем.
|
Экз.-5 сем.
|
Экз.-3 сем.
|
Экз.-4 сем.
|
Зач.-5сем; Экз.-6 сем.
|
Экз.-5 сем.
|
Экз.-6 сем.
|
Экз.-3 сем.
|
Экз.-4 сем.
|
Зач.-8сем;
|
Зач.-8сем;
|
Зач.-3сем;
|
3.2. Распределение часов по темам и видам учебных работ
для специальности 080105 «Финансы и кредит»
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов по учебному плану
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
Всего часов по учебному плану
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
Всего часов по учебному плану
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
Очная форма обучения
|
Очно-заочная форма обучения
|
Заочная форма обучения
|
лекции
|
практ. занят.
|
сам. работа
|
лекции
|
практ. занят.
|
сам. работа
|
лекции
|
практ. занят.
|
сам. работа
|
1.1.
|
Раздел 1. Деньги
Деньги: экономическая сущность и функции
|
14
|
4
|
2
|
8
|
12
|
2
|
2
|
8
|
16
|
4
|
-
|
12
|
1.2.
|
Денежное обращение и денежный оборот
|
16
|
4
|
4
|
8
|
13
|
2
|
2
|
9
|
12
|
-
|
-
|
12
|
1.3.
|
Государственное регулирование денежного обращение
|
8
|
2
|
2
|
4
|
11
|
1
|
1
|
9
|
14
|
-
|
2
|
12
|
1.4.
|
Денежная система: ее основные типы и инструменты
|
16
|
4
|
4
|
8
|
14
|
2
|
2
|
10
|
16
|
4
|
-
|
12
|
1.5.
|
Валютная система
|
12
|
4
|
2
|
6
|
14
|
2
|
2
|
10
|
12
|
-
|
-
|
12
|
1.6.
|
Платежный баланс: особенности формирования и методы регулирования
|
10
|
2
|
2
|
6
|
12
|
1
|
1
|
10
|
10
|
-
|
-
|
10
|
1.7.
|
Инфляция
|
12
|
4
|
2
|
6
|
14
|
2
|
2
|
10
|
14
|
-
|
-
|
14
|
|
Итого по разделу 1:
|
88
|
24
|
18
|
46
|
90
|
12
|
12
|
66
|
94
|
8
|
2
|
84
|
2.1.
|
Раздел 2. Кредит
Кредит: сущность, функции, законы
|
14
|
4
|
2
|
8
|
14
|
2
|
2
|
10
|
16
|
-
|
2
|
14
|
2..2
|
Основные формы и виды кредита
|
16
|
4
|
4
|
8
|
14
|
2
|
2
|
10
|
16
|
2
|
-
|
14
|
2..3
|
Ссудный капитал и его экономическая характеристика
|
12
|
4
|
2
|
6
|
14
|
2
|
2
|
10
|
14
|
-
|
-
|
14
|
2.4.
|
Основные проблемы практики кредитования коммерческих операций в современных условиях
|
18
|
8
|
4
|
6
|
18
|
4
|
2
|
12
|
16
|
2
|
-
|
14
|
|
Итого по разделу 2:
|
60
|
20
|
12
|
28
|
60
|
10
|
8
|
42
|
62
|
4
|
2
|
56
|
3.1.
|
Раздел 3. Банки
Возникновение и развитие банков
|
10
|
2
|
2
|
6
|
14
|
2
|
2
|
10
|
12
|
-
|
-
|
12
|
3.2.
|
Современная банковская система и ее основные элементы
|
14
|
4
|
4
|
6
|
14
|
2
|
2
|
10
|
14
|
-
|
2
|
12
|
3..3
|
Центральные банки: их цели, задачи и функции. Особенности деятельности ЦБ РФ.
|
16
|
6
|
4
|
6
|
14
|
2
|
2
|
10
|
14
|
2
|
-
|
12
|
3.4.
|
Коммерческие банки и основные виды их деятельности
|
16
|
6
|
4
|
6
|
16
|
4
|
2
|
10
|
14
|
2
|
-
|
12
|
3..5
|
Банковские системы развитых стран мира
|
12
|
4
|
2
|
6
|
10
|
2
|
2
|
6
|
10
|
-
|
-
|
10
|
3.6
|
Международные валютно-кредитные организации
|
14
|
4
|
3
|
7
|
12
|
2
|
2
|
8
|
10
|
-
|
-
|
10
|
|
Итого по разделу 3:
|
82
|
26
|
19
|
37
|
80
|
14
|
12
|
54
|
74
|
4
|
2
|
68
|
|
Всего по курсу:
|
230
|
70
|
49
|
111
|
230
|
36
|
32
|
162
|
230
|
16
|
6
|
208
|
для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов по учебному плану
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
Всего часов по учебному плану
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
Всего часов по учебному плану
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
Очная форма обучения
|
Очно-заочная форма обучения
|
Заочная форма обучения
|
лекции
|
практ. занят.
|
сам. работа
|
лекции
|
практ. занят.
|
сам. работа
|
лекции
|
практ. занят.
|
сам. работа
|
1.1.
|
Раздел 1. Деньги
Деньги: экономическая сущность и функции
|
11
|
4
|
2
|
5
|
9
|
2
|
-
|
7
|
10
|
2
|
-
|
8
|
1.2.
|
Денежное обращение и денежный оборот
|
11
|
4
|
2
|
5
|
11
|
2
|
2
|
7
|
10
|
-
|
2
|
8
|
1.3.
|
Государственное регулирование денежного обращение
|
9
|
2
|
2
|
5
|
7
|
1
|
-
|
6
|
8
|
-
|
-
|
8
|
1.4.
|
Денежная система: ее основные типы и инструменты
|
10
|
4
|
2
|
4
|
11
|
2
|
2
|
7
|
12
|
2
|
-
|
10
|
1.5.
|
Валютная система
|
8
|
2
|
2
|
4
|
9
|
2
|
-
|
7
|
8
|
-
|
-
|
8
|
1.6.
|
Платежный баланс: особенности формирования и методы регулирования
|
9
|
2
|
2
|
5
|
9
|
1
|
-
|
8
|
8
|
-
|
-
|
8
|
1.7.
|
Инфляция
|
8
|
2
|
2
|
4
|
12
|
2
|
-
|
10
|
10
|
-
|
-
|
10
|
|
Итого по разделу 1:
|
66
|
20
|
14
|
32
|
68
|
12
|
4
|
52
|
66
|
4
|
2
|
60
|
2.1.
|
Раздел 2. Кредит
Кредит: сущность, функции, законы
|
14
|
4
|
2
|
8
|
12
|
2
|
-
|
10
|
12
|
-
|
2
|
10
|
2.2.
|
Основные формы и виды кредита
|
14
|
4
|
2
|
8
|
14
|
2
|
2
|
10
|
12
|
2
|
-
|
10
|
2.3.
|
Ссудный капитал и его экономическая характеристика
|
14
|
4
|
2
|
8
|
10
|
-
|
-
|
10
|
10
|
-
|
-
|
10
|
2.4.
|
Основные проблемы практики кредитования коммерческих операций в современных условиях
|
14
|
4
|
2
|
8
|
12
|
-
|
2
|
10
|
12
|
2
|
-
|
10
|
|
Итого по разделу 2:
|
56
|
16
|
8
|
32
|
48
|
4
|
4
|
40
|
46
|
4
|
2
|
40
|
3.1.
|
Раздел 3. Банки
Возникновение и развитие банков
|
6
|
2
|
2
|
2
|
9
|
-
|
2
|
7
|
8
|
-
|
-
|
8
|
3.2.
|
Современная банковская система и ее основные элементы
|
10
|
4
|
2
|
4
|
12
|
2
|
2
|
8
|
10
|
-
|
-
|
10
|
3.3.
|
Центральные банки: их цели, задачи и функции. Особенности деятельности ЦБ РФ.
|
8
|
2
|
2
|
4
|
11
|
-
|
2
|
9
|
14
|
2
|
-
|
12
|
3.4.
|
Коммерческие банки и основные виды их деятельности
|
12
|
4
|
4
|
4
|
13
|
2
|
2
|
9
|
14
|
2
|
-
|
12
|
3.5.
|
Банковские системы развитых стран мира
|
9
|
4
|
2
|
3
|
7
|
-
|
-
|
7
|
9
|
-
|
-
|
9
|
3.6.
|
Международные валютно-кредитные организации
|
8
|
2
|
2
|
4
|
7
|
-
|
-
|
7
|
8
|
-
|
-
|
8
|
|
Итого по разделу 3:
|
53
|
18
|
14
|
21
|
59
|
4
|
8
|
47
|
63
|
4
|
-
|
59
|
|
Всего по курсу:
|
175
|
54
|
36
|
85
|
175
|
20
|
16
|
139
|
175
|
12
|
4
|
159
|
для специальности 080102 «Мировая экономика»
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов по учебному плану
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
Всего часов по учебному плану
|
Аудиторные занятия, в том числе
|
Очная форма обучения
|
Очно-заочная форма обучения
|
лекции
|
практ. занят.
|
сам. работа
|
лекции
|
практ. занят.
|
сам. работа
|
1.1.
|
Раздел 1. Деньги
Деньги: экономическая сущность и функции
|
6
|
2
|
2
|
2
|
4
|
2
|
-
|
2
|
1.2.
|
Денежное обращение и денежный оборот
|
6
|
2
|
2
|
2
|
7
|
2
|
2
|
3
|
1.3.
|
Государственное регулирование денежного обращение
|
3
|
-
|
2
|
1
|
1
|
-
|
-
|
1
|
1.4.
|
Денежная система: ее основные типы и инструменты
|
2
|
-
|
-
|
2
|
3
|
-
|
-
|
3
|
1.5.
|
Валютная система
|
1
|
-
|
-
|
1
|
3
|
-
|
-
|
3
|
1.6.
|
Платежный баланс: особенности формирования и методы регулирования
|
2
|
-
|
-
|
2
|
3
|
-
|
-
|
3
|
1.7.
|
Инфляция
|
2
|
-
|
-
|
2
|
3
|
-
|
-
|
3
|
|
Итого по разделу 1:
|
22
|
4
|
6
|
12
|
24
|
4
|
2
|
18
|
2.1.
|
Раздел 2. Кредит
Кредит: сущность, функции, законы
|
6
|
2
|
2
|
2
|
3
|
-
|
-
|
3
|
2.2.
|
Основные формы и виды кредита
|
4
|
2
|
-
|
2
|
7
|
2
|
2
|
3
|
2.3.
|
Ссудный капитал и его экономическая характеристика
|
4
|
2
|
-
|
2
|
3
|
-
|
-
|
3
|
2.4.
|
Основные проблемы практики кредитования коммерческих операций в современных условиях
|
6
|
2
|
2
|
2
|
5
|
-
|
2
|
3
|
|
Итого по разделу 2:
|
20
|
8
|
4
|
8
|
18
|
2
|
4
|
12
|
3.1.
|
Раздел 3. Банки
Возникновение и развитие банков
|
4
|
1
|
2
|
1
|
1
|
-
|
-
|
1
|
3.2.
|
Современная банковская система и ее основные элементы
|
4
|
2
|
-
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
3.3.
|
Центральные банки: их цели, задачи и функции. Особенности деятельности ЦБ РФ.
|
6
|
2
|
2
|
2
|
4
|
-
|
-
|
4
|
3.4.
|
Коммерческие банки и основные виды их деятельности
|
2
|
2
|
-
|
-
|
7
|
1
|
2
|
4
|
3.5.
|
Банковские системы развитых стран мира
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
2
|
3.6.
|
Международные валютно-кредитные организации
|
2
|
1
|
-
|
1
|
2
|
-
|
-
|
2
|
|
Итого по разделу 3:
|
18
|
8
|
4
|
6
|
18
|
3
|
2
|
13
|
|
Всего по курсу:
|
60
|
20
|
14
|
26
|
60
|
9
|
8
|
43
|
скачать