Главная стр 1
скачать
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ САМОАНАЛИЗА
Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики, в профильной области знаний,

в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,

в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления),

в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,

в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),

в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,

в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.

Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности:

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.



2. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.



3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Объем самоанализа как правило составляет 7 печатных страниц и позволять педагогу раскрыть основное его содержание и структуру.


Вопросы для самоанализа учителя


  1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?

  2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

  3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, где Вы работаете?

  4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

  5. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями обучаемых?

  6. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучаемых на уроке?

  7. Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

  8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?

  9. Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому Вами предмету?

  10. Какие методы оценки деятельности обучаемых Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?

  11. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.

  12. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?

  13. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

  14. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

  15. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?



Вопросы для самоанализа руководителя образовательного учреждения


  1. Каковы основные характеристики Вашей школы?

Кратко опишите характерные черты школы. Опишите особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению характеристик школы, например:

    • проблемы набора и сохранения состава персонала;

    • мобильность учащихся;

    • важные события в истории школы.

Приведите любые дополнительные характеристики школы, на которые Вы хотели бы обратить особое внимание эксперта.

  1. Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты Вашей школы, например:

    • планируете ли перевод школы в более высокий статус (лицей, гимназия); если Ваша школа уже является таковой – опишите основные изменения, произошедшие вследствие этого;

    • существуют ли какие – либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;

    • имеется ли важное сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные и региональные мероприятия).

  2. Что, по Вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития Вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития Вашего образовательного учреждения?

  3. Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни в Вашем образовательном учреждении?

    • Как организуется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни?

    • Ваша роль в развитии и внедрении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий?

  4. Какова тенденция изменения уровня воспитанности учащихся за последние 3 года?

    • Какова эффективность созданной в школе системы воспитательной работы?

    • Каково влияние системы самоуправления на уровень воспитательной работы?

  5. Соответствуют ли достигнутые успехи в образовательном процессе поставленным целям?

  6. Каково влияние методической работы на достижение конечных результатов образовательных учреждений?

  7. Оцените уровень морально-психологической атмосферы в Вашем коллективе.

  8. Обеспечила ли система внутришкольного управления достижение запланированных результатов?

    • Какова степень выполнения целей и задач, поставленных школой?

    • Создана ли в школе целостная система информационно-аналитического обеспечения управления?

    • Какое значение она имеет для оперативного стратегического управления?

    • Какую роль играет сложившаяся система стимулирования участников образовательного процесса в достижении оптимальных конечных результатов?

    • Ваша роль в создании диагностики и мониторинга учебного процесса?

    • Сложилась ли система организационно-педагогической деятельности, сочетающая работу администрации и коллективных органов управления?

    • Степень участия органов управления во внутришкольном контроле?

  9. Раскройте сущность и содержание экономической мобильности образовательных учреждений.

Экспертная оценка самоанализа


Баллы

Характеристика

5

баллов


Ответы на вопросы осознанны. Выражена системность, ориентация на результат и процесс его получения с позиции критического анализа. Аттестуемый выявляет проблемы, определяет их приоритетность, а также причины возникновения.

Выражена способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, устанавливать причинно-следственные связи, критически оценивать и прогнозировать результаты своего труда.

Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности.

Ярко выражена способность к объективной оценке своего опыта.



4

балла


У аттестуемого выражена осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, ориентация на результат; производит осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений.

Выражена способность определять проблемы в деятельности, но нет понимания причин их возникновения.

Реализуемые им педагогические идеи теоретически обоснованы, но недостаточно развита способность к представлению опыта своей работы в обобщенном виде.

Аттестуемый четко осознает ключевую идею деятельности, но ответы на поставленные вопросы недостаточно аргументировано это подтверждают.



3

балла


У аттестуемого недостаточно выражена способность анализировать свой опыт. В ответах на вопросы выражена практическая ориентация, т.е. аттестуемый определяет решаемые им задачи, использует методы и технологии, имеющиеся реальные условия. Присутствует осознание результатов деятельности. Слабо выражена способность к теоретическому обоснованию собственной практической деятельности. Ответы на вопросы дают неполное представление о профессиональной деятельности.

2

балла


Педагог воспринимает чисто организационные изменения, происходящие в системе образования и не до конца понимает необходимость пересмотра содержания образования, изменения и совершенствования методов, приемов, технологий преподавания.

Слабо выражена осознанность профессиональных затруднений; недостаточно развита самооценка; не всегда имеет место реальное подтверждение заявленным фактам.



1

балл


Спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств; спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции, не владеет навыками проведения диагностики; не выражена осознанность профессиональных затруднений; слабо развита самооценка; отсутствует реальное подтверждение заявленным фактам.


Методические рекомендации по подготовке вариативных форм второго этапа комплексной экспертизы деятельности педагогических работников
Вариативными формами второго этапа комплексной экспертизы при аттестации педагогических работников являются:





Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория

Второй этап - определение уровня квалификации и профессионализма


Защита научно-методической разработки.

Защита опытно-экспериментальной разработки.

Защита реализованного педагогического проекта


Защита опытно-экспериментальной разработки.

Защита реализованного педагогического проекта.





Защита

педагогического проекта.

Собеседование. Творческий отчет.




Защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки (ОЭР) - форма испытания, в ходе которого педагогический работник представляет и научно обосновывает разработанную или апробированную технологию обучения, систему приемов и методов обучения, раскрывает ее актуальность применительно к имеющимся педагогическим условиям, показывает результативность проведенной работы, ее значение для системы образования.

Готовясь к защите, аттестуемый должен помнить, что в любом исследовании, эксперименте развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс. Следовательно, выступление необходимо начать с обоснования актуаль­ности выбора темы методической работы или ОЭР. Под актуальностью работы понимается степень ее важности в данный момент для решения данной проблемы, зада­чи или вопроса. Важность предпринимаемого исследования заключа­ется в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практичес­кой задачи.

Актуальность обычно состоит из показа задач, стоящих перед экспериментатором, в аспекте выбранного направления ОЭР. Кроме того, предполагается показать и то, что сделано в данном направлении в педагогической практике и что осталось нерешенным. На этом фоне фор­мируется противоречие, понимаемое чаше всего как несогласован­ность, несоответствие между какими-либо выявленными противопо­ложностями внутри единого объекта. На основании выявленного противоречия формулируется проблема.

Показав противоречия и проблемы, которые учитель хотел бы решить в ходе экспериментальной работы, необходимо перейти к цели и задачам эксперимента.

Следующий важный момент, который необходимо отразить в выступлении, это технология (методика) организации деятельности по решению выдвинутых задач.

Говоря о результатах, необходимо обратить внимание на следующие моменты:



  1. Достигнута ли цель? Доказательства ее достижения.

  2. По каким параметрам отслеживались результаты?

  1. Какие изменения произошли в результате экспериментальной работы (в соответствии с целями эксперимента):

  • в содержании образования;

  • в применяемых педагогических технологиях, методах, формах организации учебной деятельности и т.д.;

  • в качестве обученности, развития, воспитанности учащихся;

  • в уровне профессиональной компетентности самого педагога;

  • в системе управления учебно-воспитательным процессом и т.д.

  1. Сопоставление планируемого и достигнутого результатов.

  2. Критерии и методы проверки результата.

6.Перспективы:

  • какие трудности возникли в ходе эксперимента?

  • какие коррективы в него внесены?

  • какие проблемы возникли в ходе экспериментальной работы?

  • как в дальнейшем предполагается их решить?

  1. Необходимые условия для закрепления положительных результатов эксперимента. Условия внедрения результатов эксперимента в педагогическую практику конкретной школы, других образовательных учреждений.

Аттестуемому отводится не более 15-20 минут для изложения сути работы и презентации результатов ее реализации.

Помните! Текст выступления не должен быть перегружен сухими перечислениями и цифровой информацией. Вся цифровая информация может быть представлена в виде таблиц, графиков и диаграмм в компьютерной презентации.

Желательно сопровождение выступления компьютерной презентацией.

По окончанию выступления предполагаются ответы на вопросы членов аттестационной комиссии, уточняющие содержание выступления.

Защита педагогического проекта

Защита педагогического проекта - форма испытания, в ходе которого педагогический работник представляет и обосновывает проектную разработку, представляет отчет о сути реализованного проекта и полученных результатах.

Защита педагогического проекта происходит в форме доклада.

Необходимо отметить, что проект, представленный на вторую квалификационную категорию, может быть посвящен разработке методики изучения какой-либо теме курса, особенностей ее преподавания. Эта разработка представляется в виде технологической карты, серии учебных занятий, внеклассных мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленной цели, способствующих решению проблемы, обозначенной педагогом.

Проект, представляемый на первую квалификационную категорию, посвящается решению проблемы, имеющей практическую значимость и для других педагогов. В нем должны убедительно доказываться эффективность предлагаемого или применяемого подхода, выявляться показатели для оценки полученных или только планируемых результатов.

Проект, представляемый на высшую квалификационную категорию, требует новаторского подхода к решению исследуемой проблемы. Автор выдвигает идеи, предлагает технологию, методы решения проблемы.

Проектная разработка должна включать:


  • описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема;

  • постановку проблемы;

  • цель проекта, которая должна быть достижима в рамках предусмотренного периода времени и технологий деятельности;

  • обоснование способа решения проблемы (достаточно, чтобы было обосновано использование известного способа решения проблемы, или способ был скомпонован педагогом из нескольких известных, или явился результатом адаптации известного способа решения похожих проблем);

  • задачи и план деятельности;

  • планируемые образовательные результаты;

  • описание показателей достижения результатов и способов диагностики;

  • описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.

Большую роль играют содержание и характер приложений к проекту, подтверждающих уровень сформированности проектировочных и методических умений. В приложениях может быть представлена учебно-программная документация, нормативная, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, описание применяемых технологий и пр.

Желательно сопровождение выступления компьютерной презентацией.

Аттестуемому отводится не более 15-20 минут для изложения сути проекта и презентации результатов его реализации.

При оценке проекта экспертами рассматриваются:



  • актуальность проблем, выделенных автором, ценность работы с учетом специфики образовательного учреждения, целей и задач, обозначенных в программе развития школы, особенностей контингента учащихся и других факторов;

  • аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, результатов ранее проведенных исследований и педагогической практики;

  • анализ поставленных целей и задач педагогической деятельности с точки зрения влияния на качество обучения, развитие учащихся; соотнесения с целевым ориентиром образовательного учреждения; научного обоснования выбранного подхода и всей педагогической деятельности;

  • эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике; предложенные критерии и показатели для оценки эффективности подхода, разработанного педагогом (для творческого проекта желательно показать степень его реализации);

  • системность: взаимосвязь целей, средств, конечного результата, критериев оценки;

  • перспективность и практическая значимость работы; возможность использовать идеи, проекты, методики в других образовательных учреждениях;

  • соблюдение принципа здоровьесбережения, отражающего гуманные идеи сохранности здоровья участников образовательного процесса;

  • инновационность работы - новые подходы к организации образовательно-воспитательного процесса.


Творческий отчет – форма аттестации, которая заключается в отчете аттестуемого о своей профессиональной деятельности, претендующей на новизну, оригинальность, возможность расширенного использования, а также о ее результативности. Творческий отчет позволяет педагогу комплексно представить результаты своей деятельности (систематизацию, структурирование и теоретическое обоснование своей практической деятельности; демонстрацию своей системы работы, претендующей на оригинальность по сути и форме, технологичность, результативность и новизну), условия их достижения (т.е. уровень профессиональной компетентности) и спроектированный по этим результатам перспективный план предстоящей деятельности на последующий период. Принципиальное отличие творческого отчета от других форм аттестации состоит в том, что он проводится в образовательном учреждении, по месту работы аттестуемого, и является устной формой прохождения аттестации.

Основой творческого отчета являются самоанализ и самооценка учителей своей профессиональной деятельности, в процессе которых необходимо:



  • вычленить ведущие проблемы, решаемые педагогом в прошедший период (или период, предшествующий аттестации);

  • проанализировать полученные результаты;

  • установить причинно-следственные связи между результатами обучения и условиями их достижения (применяемыми педагогическими технологиями, уровнем профессионализма самого учителя, материально-технической базой, социальными, управленческими условиями и т.д.);

  • выявить возникшие противоречия и спроектировать пути их разрешения в последующий период;

  • оценить эффективность собственной деятельности.

Творческий отчет может быть построен на основе:

- оригинальных методических разработок процесса обучения (системы занятий (урока), темы, разделов курса) с демонстрациями, пояснениями, обоснованиями;

- методологического анализа различных форм и методов обучения, применяемых в педагогической деятельности;

- анализа деятельности по реализации авторских, модифицированных, экспериментальных программ обучения и/или воспитания;

- анализа своей деятельности в работе (или руководстве) творческой группы, постоянно действующего семинара, методического объединения, школы передового опыта и т.д.

Технология проведения творческого отчета предполагает несколько этапов.

1. Выступление педагога, раскрывающего один из аспектов своей деятельности, в соответствии с заявленной темой, проблемой, и отражающее общий уровень квалификации и профессионализма педагога.

Структура выступления должна включать следующие разделы:


  • Введение.

  • Аналитическая часть.

  • Проектная часть.

  • Заключение.

Во введении освещаются проблемы профессиональной деятельности, которые решались педагогом в период, предшествующий аттестации. Обозначается тема, условия возникновения и становления опыта, актуальность и перспективность его развития, противоречия, возникшие в процессе профессиональной деятельности. Педагог выделяет цели и задачи работы, определяет теоретическое обоснование опыта (теории, законы, закономерности, принципы обучения и воспитания), раскрывает сущность опыта.

Аналитическая часть может состоять из двух разделов:

  • анализ результатов деятельности, т.е. продуктивность труда учителя;

  • анализ условий достижения результата для установления причинно-следственных связей между результатом и условиями педагогической деятельности.

В качестве условий могут быть выбраны: особенности содержания образования; используемые педагогом образовательные технологии, в т.ч. методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, дидактические средства; состояние материально-технической базы; система управления в ОУ; организационные условия; профессиональная компетентность самого учителя и т.д.

При этом аттестуемый выбирает совокупность тех условий, которые в большей степени повлияли на результат его деятельности.

Аналитическая часть завершается вычленением противоречий, проблем, возникших в этот период.

Проектная часть посвящена описанию, планированию деятельности на следующий период. Основным элементом проектирования является целеполагание, прогнозирование результатов обучения и собственной деятельности (в т.ч. экспериментальной). Далее педагогом проектируется способ достижения поставленной цели в виде системы условий (коррекция применяемой технологии, собственной методической системы, отбор и применение новых педагогических технологий и т.д.).

Например: в систему традиционного контроля учитель предполагает ввести самооценку и самоконтроль учащегося; наряду с традиционными методами обучения, в старшей школе планируется введение исследовательского обучения.



В заключении доклада рекомендуется дать оценку эффективности своей деятельности, используя самостоятельно выбранные критерии и показатели. Кроме того, можно включить план внедрения разработанного проекта или план экспериментальной работы.

2. Иллюстрации к докладу (по выбору аттестуемого), отражающие проблему, над которой работает педагог; это может быть:

- показ (видеопоказ, моделирование) фрагментов уроков, индивидуальных (групповых) занятий, внеклассных мероприятий;

- демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результативности деятельности;

- предъявление всевозможного наглядного, дидактического, видео и фотоматериала, созданного педагогом;

- организация методической выставки и т.п.

3. Ответы на вопросы экспертов, членов аттестационной комиссии, уточняющие содержание отчета (доклада) с точки зрения требований к квалификационной категории.

Длительность творческого отчета – не более 15-20 минут.



Собеседование – форма аттестации, при которой педагог отвечает на вопросы экспертов в ходе свободной беседы. В ходе собеседования экспертом оцениваются не столько коммуникативные умения педагога, сколько весь набор профессиональных знаний и умений, позволяющих получать устойчивые результаты деятельности.
скачать


Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке самоанализа
45.99kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа
187.21kb.
Методические рекомендации к написанию самоанализа
80.31kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
154.35kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
118.01kb.
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности содержание: Самоанализ педагогической деятельности
137.54kb.
Методические рекомендации по подготовке плана/отчета. Несколько общих замечаний
71.83kb.
Методические рекомендации по строевой подготовке дергачёв Василий Михайлович
267.79kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
781.63kb.
Методические рекомендации для учащихся Екатеринбург, 2008 Введение Предлагаемые методические рекомендации имеют своей целью оказать помощь учащимся в их подготовке к сдаче егэ по информатике. Весь представленный материал разбит на четыре
734.43kb.
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) Якутск, 2012 Методические
897.99kb.
Методические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям
304.69kb.