Главная стр 1стр 2
скачать
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке учащихся по

строевой подготовке

Допризывная подготовка организуется и проводится с юношами на основании Закона Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.



Цели допризывной подготовки:

формирование у юношей морально-психологической готовности к военной службе;

привитие знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.

Задачи допризывной подготовки:

расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок; метанию ручных гранат; действиям в экстремальных условиях и на учебном поле боя; строевым приемам и движениям без оружия; выполнению нормативов и упражнений по основам военного дела, общефизической и военно-прикладной физической подготовке.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:

назначение и порядок выполнения основных строевых приемов без оружия;

требования безопасности при выполнении строевых приемов.

Учащиеся должны уметь:

приводить в порядок форму одежды и внешний вид;

выполнять строевые приемы на месте и в движении.

быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке при построении и перестроении.


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Строевая подготовка является одной из важных дисциплин допризывной подготовки. Она вырабатывает у юношей строевую выправку, опрятный внешний вид, умение быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке.

Строевое обучение способствует общей тактической выучке допризывника, организованности, сплочению коллектива, соблюдению порядка и укреплению дисциплины.

В целях обеспечения организованного проведения занятий по строевой подготовке и привития учащимся практических навыков в выполнении строевых приемов классы именуются взводами, каждый класс делится на два – три отделения.

Из числа юношей (далее – обучаемые), обладающих высокими морально-психологическими и лидерскими качествами, приказом руководителя общеобразовательного учреждения назначаются командиры взводов и отделений (далее – командиры).

Каждое занятие по строевой подготовке начинается с построения личного состава взвода, проверки наличия учащихся и доклада командира взвода руководителю о готовности к занятию.

На занятии должны соблюдаться требования строевого устава при действиях, ответах, а также при обращении учащихся к руководителю занятия (по воинскому званию), прививаться дисциплинированность и подтянутость, воспитываться воинская вежливость и строевая выправка.

При проведении занятий по строевой подготовке руководитель должен находиться там, откуда удобнее учить обучаемых, следить за их действиями и своевременно реагировать на их ошибки. Наиболее целесообразным удалением от строя обучаемых надо считать: для командиров отделений 3-4 шага, командира взвода


5-6 шагов. При таком удалении руководитель имеет возможность наблюдать за действиями всех обучаемых. Обучаемые, находясь под контролем руководителя, внимательнее относятся к объяснениям и показу приемов, меньше отвлекаются и всегда готовы к выполнению команд.

Решающее значение в строевой подготовке имеет умение командира громко и четко подавать команды. Неправильно или несвоевременно поданная команда приводит военнослужащих в замешательство и ведет к невыполнению приема, необходимости начинать его выполнение сначала и потере учебного времени. При подаче команд командир должен принимать положение


«СМИРНО». Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю. Также значительную роль в качестве обучения, старательности обучаемых играет рациональная организация занятий и строгое соблюдение регламента тренировок. Срывы занятий, переносы тренировок и сокращения перерывов ведут к появлению равнодушия у обучаемых и снижению общих результатов тренировок.

В обучении личного состава строевым приемам в основном применяются следующие методы:

ознакомление с приемом и образцовый показ его выполнения;

изучение приема и разучивание порядка его выполнения;

тренировка в выполнении приема.

При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме, поэтому показ должен быть безупречен. Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых должное впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано. Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь зрительное представление, необходимо осмыслить и повторить изучаемый прием.

Для улучшения результатов в своей практической деятельности по обучению военнослужащих строевой подготовке руководителю необходимо изучать психолого-педагогические особенности каждого обучаемого военнослужащего по анкетным данным и в повседневной деятельности. Выводы из такого изучения помогут руководителю установить хороший психологический климат в подразделении, настроить обучаемых на максимальную отдачу при освоении строевых приемов, правильно выбрать основные направления воспитательного воздействия на каждого обучаемого.
СТРОИ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ СТРОЕМ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ. ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПЕРЕД ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ.

Строи и их элементы.

Для успешного освоения основных положений Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.

Строй был и остается основой подготовки личного состава к совместным действиям. Он, как никакой другой вид обучения, воспитывает быстрое, точное и единодушное исполнение воли командира. Действия в строю требуют глубокого понимания обучаемыми необходимости четких, быстрых и сноровистых движений при выполнении приемов в составе отделения и взвода.

Обучение строевой подготовке следует начинать с изучения обязанностей перед построением и в строю, которые необходимо всегда точно и четко выполнять.

Строй — установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах. Элементами строя являются шеренга, фланги, фронт и тыльная сторона.

Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии. Линия машин — строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг — правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются. Фронт — сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины — лобовой частью). Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

Для определения расстояния между военнослужащими (машинами) в строю назначается интервал и дистанция.

Интервал — расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Дистанция — расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.

Размеры строя определяются шириной и глубиной.

Ширина строя — расстояние между флангами.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).

Строи бывают одно- и двухшереножные.

Двухшереножный строй — строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются. Четыре человека и менее всегда строятся в одну шеренгу.



Неполный



Дистанция
Рис. 1 Двухшереножный строй и его элементы
Ряд — два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным; последний ряд всегда должен быть полным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.

Рис 2 Строй – колонна по два


Четыре человека и менее строятся в колонну по одному.

Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в походный или развернутый строй.

Развернутый строй — строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй применяется для проведения поверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй применяется для совместных действий на марше, при подготовке и после выполнения задач.

Походный строй — строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Для обозначения направления, дистанции и скорости движения, подачи сигналов в строю назначается направляющий и замыкающий.

Направляющий — военнослужащий (подразделение, машина), который движется головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий — военнослужащий (подразделение, машина), который движется последним в колонне.

Развернутый строй отделения может быть одношереножный (шеренга) или двухшереножный.

Построение отделения в одношереножный (двухшереножный) строй производится по команде «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) - СТАНОВИСЬ».

Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону фронта построения; отделение выстраивается влево от командира, как показано на рис. 3 и 4, на установленных интервалах и дистанциях; при этом носки обуви у всех должны быть на одной прямой линии.

С началом построения командир отделения выходит из строя строевым шагом и следит за выстраиванием отделения.

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в одну шеренгу.

При необходимости выровнять отделение на месте подается команда «РАВНЯЙСЬ» или «Налево - РАВНЯЙСЬ».

По команде «Равняйсь» все, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят), выравниваются так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны.

По окончании выравнивания подается команда «СМИРНО», по которой все быстро ставят голову прямо. При выравнивании отделения после поворота его кругом в команде указывается сторона равнения. Например: «Направо (налево) — РАВНЯЙСЬ».

Рис. 3. Развернутый одношереножный строй отделения



Рис. 4. Развернутый двухшереножный строй отделения



Условные обозначения:

К – командир отделения

НО – наводчик-оператор

СС – старший стрелок

С – стрелок

П – пулеметчик

Г – гранатометчик

ПГ – помощник гранатометчика

МВ – механик-водитель

Походный строй отделения может быть в колонну по одному или в колонну по два. Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте производится по команде «Отделение, в колонну по одному (по два) – СТАНОВИСЬ». Подав команду, командир отделения становится в положение «смирно», лицом в сторону движения, а отделение выстраивается, как показано на рис 5 и 6.



Рис. 5. Походный строй отделения — колонна по одному



Рис. 6. Походный строй отделения — колонна по два

Отделение (экипаж, расчет) численностью в четыре человека и менее всегда строится в колонну по одному.

Перестроение отделения из развернутого строя в колонну производится поворотом отделения направо по команде «Отделение, напра-ВО». При повороте двухшереножного строя командир отделения делает полшага вправо.

Перестроение отделения из колонны в развернутый строй производится поворотом отделения налево по команде «Отделение, нале-ВО». При повороте отделения из колонны по два командир отделения делает полшага вперед.

Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два производится по команде «Отделение, в колонну по два, шагом — МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет вполшага, вторые номера, выходя вправо, в такт шага занимают свои места в колонне, как показано на рис. 24; отделение двигается вполшага до команды «ПРЯМО» или «Отделение — СТОЙ».

Перестроение отделения из колонны по два в колонну по одному производится по команде «Отделение, в колонну по одному, шагом — МАРШ» (на ходу - «МАРШ»).

По исполнительной команде командир отделения (направляющий) идет полным шагом, а остальные — вполшага; по мере освобождения места вторые номера в такт шага заходят в затылок первым и продолжают движение полным шагом (рис. 23).

Для перемены направления движения колонны подаются команды:

«Отделение, правое (левое) плечо вперед — МАРШ»; направляющий заходит налево (направо) до команды «ПРЯМО», остальные следуют за ним;

«Отделение, за мной — МАРШ (бегом — МАРШ)»; отделение следует за командиром;

«Отделение, кругом — МАРШ».
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЮ СТРОЕМ

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом и сигналами, а также передаются с помощью технических и подвижных средств. Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.

В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных старшим командиром.

Построение, движение, изменение направления движения и другие действия подразделений в пешем строю производятся по командам, приказам и приказаниям. Поэтому изучение строевой подготовки руководитель должен начинать с разъяснения обучаемым сущности и порядка управления строями с помощью команд.

Предварительные и исполнительные команды.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.

По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например, «Взвод (3-й взвод), СТОЙ»; «Рядовой Иванов, кру-ГОМ».

Голос при подаче команд должен соразмеряться с протяжением строя, а рапорт отдаваться четко, без резкого повышения голоса.

Команды (сигналы), относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений.

При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ», а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения. Сигналы для обозначения номеров подразделений устанавливаются командиром воинской части (подразделения).

Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ».

Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Военнослужащий обязан:

проверить исправность своего оружия, закрепленной за ним боевой и другой техники, боеприпасов, индивидуальных средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

иметь аккуратную прическу и опрятный внешний вид;

заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;

знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; не выходить из строя (машины) без разрешения;

в строю без разрешения не разговаривать, быть внимательным к приказам (приказаниям) и командам (сигналам) своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

передавать приказы, команды (сигналы) без искажений, громко и четко.



ОБУЧЕНИЕ СТРОЕВОЙ СТОЙКЕ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЮ КОМАНД «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».

Для обучения строевой стойке командир отделения строит отделение в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, показывает, как нужно принимать строевую стойку (рис. 7).



Рис. 7. Строевая стойка

Начиная занятие, командир знакомит подчиненных с элементами строевой стойки путем образцового ее показа. При этом подчиненные должны видеть командира при показе спереди и сбоку.

Строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ».

По этой команде быстро стать в строй и стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Закончив показ, командир размыкает шеренгу и дает возможность подчиненным принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучаемого, добиваясь устранения допущенных им ошибок. Затем командир приступает к разучиванию строевой стойки по элементам (Рис. 8). Если большинство подчиненных шеренги допускают ошибки, командир приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений.

Для этого обучаемые отделения в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию строевой площадки. Командир отделения показывает первое подготовительное упражнение – «Развертывание носков по линии фронта на ширину ступни». Дает обучаемым возможность выполнить в течение двух минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков. После этого командир приступает к тренировке.

Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай РАЗ, носки развести, делай ДВА». Подавая команды, командир отделения следит за шириной разведения носков и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз выполняется под общую команду, затем командир отделения проверяет выполнение упражнения каждым обучаемым. После этого он командует приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение следует несколько раз и только после этого проверить, не отклонились ли носки от линии.

Рис. 8. Изучение строевой стойки во элементам:



а — проверка правильности положении корпуса; б — положение корпуса при строевой стойке; в — отличие строевой стойка от положения «вольно».
После одиночной тренировки можно перейти к попарной тренировке.

Затем командир отделения показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Командир разъясняет солдатам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжить дыхание с при поднятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки, а, затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.

Разучивание этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай РАЗ, принять начальное положение, делай ДВА». Упражнение делается до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.

При отработке второго подготовительного упражнения командир отделения показывает, как обучаемые, должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы обучаемый должен видеть на площадке самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным.

Научив принимать строевую стойку по разделениям, командир тренирует подчиненных в выполнении приема в целом, для чего подает команды, например: «Отделение, в одну шеренгу–СТАНОВИСЬ» или «Отделение–СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а командир следит за их действиями и добивается устранения допущенных ошибок.

Чтобы проверить, правильно ли обучаемые принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого команду «Поднять носки ног». Если у кого-либо строевая стойка была принята неправильно, корпус тела не был подан несколько вперед, то они это действие выполнят легко. Те, кто строевую стойку принял правильно, носки ног поднять не смогут. С этой же целью можно приказать обучаемым приподняться на носках. Если они легко, без наклона вперед, выполнят команду, значит, строевая стойка выполнена правильно.



ОБУЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ КОМАНД «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».

Отработав подготовительные упражнения, командир приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО» или другие команды, после которых необходимо принятие строевой стойки.

При нахождении на месте по команде «СМИРНО» обучаемый должен быстро принять строевую стойку и не шевелиться.

Положение «СМИРНО» на месте принимается и без команды: во время исполнения Государственного гимна Республики Беларусь, при отдании и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время воинского приветствия, а также при подаче команд.

После того, как обучаемые научатся принимать строевую стойку, командир учит их выполнять команды «Вольно», «Заправиться». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно».

По команде «ВОЛЬНО» следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания, не разговаривать.

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Закончив показ и объяснение, как выполняются эти команды, командир приступает к обучению. С этой целью производит различные построения, подавая команды, например: «Отделение – РАЗОЙДИСЬ», «Отделение – в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ».

Обучаемые принимают строевую стойку, выполняют команды, а командир следит за их действиями и добивается устранения допущенных ими ошибок. При этом командир делает замечания тем, кто неправильно выполняет команды, подает их несколько раз и добивается правильного исполнения. В дальнейшем навыки совершенствуются на последующих занятиях.

В конце занятия командир должен дать оценку каждому обучаемому за выполнение строевой стойки.



ОБУЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ПОВОРОТАМ НА МЕСТЕ.

Для обучения поворотам на месте командир выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом четыре шага) и, выйдя на середину строя, показывает поворот в целом в уставном темпе.

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ».

Повороты кругом (на 1/2 круга), налево (на 1/4 круга), пол-оборота налево (на 1/8 круга) производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; направо и пол-оборота направо — в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

После показа командир, медленно выполняя поворот, поясняет, что повороты налево и кругом производятся на левом каблуке и правом носке, а поворот направо – на правом каблуке и левом носке. Повороты на месте выполняются в два счета. По первому счету необходимо повернуться в указанную сторону, сохраняя положение корпуса, как при строевой стойке, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги при этом должны быть развернуты так, чтобы с окончанием поворота носки оказались развернутыми по линии фронта и на ширину ступни. По второму счету кратчайшим путем приставить сзади стоящую ногу, не сгибая ее в колене.

Рис. 9. Положение ног при повороте:



а — направо; б — налево; в — кругом
После показа и рассказа приема командир размыкает отделение на один шаг и приступает к обучению поворотам.

Разучивание следует начинать с поворотов направо и налево, а потом перейти к более сложному повороту кругом.

Командир объясняет, что повороты на месте выполняются одиночными военнослужащими на всех занятиях, при подходе к начальнику и отходе от него, а также при постановке в строй как на занятиях, так и во время построений и передвижений.

Обучение поворотам на месте начинается после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. При этом вначале необходимо отработать повороты направо, налево (на 1/4 круга) и кругом (на 1/2 круга), а затем повороты пол-оборота направо и пол-оборота налево (1/8 круга).

Все повороты выполняются на два счета (Рис. 9):

по первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу.

Для четкого и красивого поворота на месте необходимо перенести тяжесть тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным рывком корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок противоположной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. После этого командир показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной командам. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета.

Показав прием по разделениям, командир командует: «Направо, по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА».

Командир следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибали ног в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.

При неправильном или нечетком выполнении элемента по счету «раз» подается команда «ОТСТАВИТЬ». По счету «делай — ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.

Разучив с отделением поворот направо по разделениям, командир приступает к разучиванию его в целом. Для этого он подает команду «Напра-ВО» и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».

Изучение приема можно продолжать под счет вслух самих обучаемых или под барабан.

При изучении поворота необходимо обратить внимание на то, чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и с помощью резкого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.

Закончив тренировку в выполнении поворота направо, командир отделения сначала показывает в целом, а потом по разделениям поворот налево. Поворот налево также выполняется на два счета. По команде «Налево, по разделениям, делай – РАЗ» обучаемые должны повернуться н левом каблуке и на правом носке, перенести тяжесть тела на левую ногу, сохраняя правильное положение корпуса, не сгибая ног в коленях и не размахивая во время поворота руками. По счету «делай – ДВА» правую ногу надо кратчайшим путем приставить к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

После показа и пояснения поворота налево в такой же последовательности проводится тренировка в выполнении этого поворота.

Изучив с отделением поворот налево, командир переходит к изучению поворота кругом. Он показывает прием в целом, затем по разделениям на два счета. Далее командир поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 180°.

По команде «Кругом, по разделениям, делай – РАЗ» надо резко повернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом также не допускается размахивания руками вокруг корпуса. По счету «делай – ДВА» надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.

Добившись правильного выполнения приема по разделениям, следует перейти к тренировке обучаемых в выполнении поворота кругом в целом.

При обучении повороту кругом командир должен внимательно следить за тем, чтобы солдат не срывал преждевременно .с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускал колебания корпусом и размахивания руками.

Тренировка в поворотах направо, налево, кругом проводится самостоятельно, попарно и в составе отделения до полного усвоения.

Если обучаемый выполняет поворот или его элемент неправильно, командир подает команду «ОТСТАВИТЬ», указывает на ошибку и подает команду на повторение.

Если обучаемый повторяет ошибку, то командир выводит его из строя, показывает ему ошибку, подает команды, обучает его, устраняя в процессе выполнения команды все неправильные действия.

Находящиеся в это время в строю выполняют прием по командам командира вместе с обучаемым. По окончании обучения допустившего ошибку командир приказывает ему встать в строй и вызывает для обучения очередного обучаемого из строя.

При выполнении поворотов на месте характерны следующие ошибки: преждевременный поворот корпуса по предварительной команде, сгибание ног в коленях, размахивание руками при повороте, наклонение головы вниз, опускание груди или выпячивание живота, отклонение корпуса назад, поворот не на каблуке, а на всей ступне, при повороте кругом неполный разворот, приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса. В ходе обучения командир совершенствует свою строевую выучку, поэтому он, подавая команды личному составу, сам образцово выполняет приемы.

После того, как обучаемые усвоят прием, командир организует тренировку его выполнения.

Во время тренировки командир следит за правильностью исполнения каждым обучаемым и при необходимости лично тренирует тех, которые допускают ошибки.



МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ СТРОЕВЫМ И ПОХОДНЫМ ШАГОМ.

Строевой шаг является одним из наиболее сложных и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем, при выполнении ими воинского приветствия в движении, при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него, при выходе из строя и возвращении в строй, а также на строевых занятиях.

Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется следующая:

тренировка в движении руками;

тренировка в обозначении шага на месте;

тренировка в движении строевым шагом на четыре счета.

тренировка в движении строевым шагом на два счета;

тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (со скоростью 50—60 шагов в минуту);

тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе по разметке строевой площадки;

общая тренировка в движении строевым шагом по плацу без разметки;

прием зачетов.

Рассказав о применении строевого шага, командир приступает к его разучиванию с отделением. Обучение движению строевым шагом, как и каждый новый прием, следует начинать с образцового показа и пояснения.

Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготовительные упражнения.

Показав движение строевым шагом в целом, командир отделения показывает по разделениям первое подготовительное упражнение— движение руками, а затем подает команду «Движение руками, делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «делай — РАЗ» обучаемые должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась на ширину ладони выше пряжки пояса и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай — ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа (Рис.10).


Рис. 10. Показ положения рук при движении строевым шагом
После каждого счета командир задерживает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки. При неправильном выполнении приема большинством обучаемых он подает команду «ОТСТАВИТЬ», а если ошибки допускает лишь один обучаемый, подает команду, например, «Иванов – ОТСТАВИТЬ».

После разучивания подготовительного упражнения для рук по разделениям по командам командира можно перейти к обучению под счет самих обучаемых или под барабан. Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте.

Обозначение шага на месте производится по команде «На месте, шагом — МАРШ». По этой команде обучаемые поднимают ногу на
15 — 20 см от земли и ставят ее на землю на всю ступню.

Для отработки подготовительного упражнения для рук с шагом на месте командир подает команду «Движение руками с шагом на месте, делай — РАЗ, делай — ДВА». В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и положение рук (Рис. 11).




Рис.11. Разучивание движения рук с одновременным обозначением шага на месте
После усвоения правильного положения рук при шаге на месте командир приступает к изучению следующего подготовительного упражнения — движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета.

Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, командир размыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ». После команды «Марш» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «раз» произносится громко.

По предварительной команде «Шагом» обучаемые отделения подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость. По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15—20 см от земли, и ставят ее твердо на всю ступню, отрывая в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги. Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» делают выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки.

По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.

После отработки подготовительного упражнения на четыре счета командир повторяет это же движение на два счета, для чего подает команду «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом — МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» н т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» — выдержка.

Если обучаемые отделения допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета. Затем командир приступает к обучению движения строевым шагов с темпом 50—60 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется с полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или два счета. В ходе тренировки отделения в выполнении приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110 —120 шагов в минуту (Рис. 12).



Рис 12. Движение строевым шагом:

а — положение перед началом движения;

6 — начало движении (первый шаг);

в — положение по окончании первого шага


Командир отделения, находясь в середине строевой площадки, подает необходимые команды. Если он замечает общую ошибку, то останавливает отделение, Поворачивает его налево и, показав, как надо делать, продолжает тренировку. Если допускает грубую ошибку лишь один обучаемый, командир отводит его на шаг в сторону, становится с ним рядом и на ходу исправляет ошибку.

Обучение по разделениям и в целом может проводиться по командам и под счет командира, самостоятельно под счет обучаемых, а также под барабан.

При обучении движению строевым шагом необходимо добиться, чтобы обучаемые при движении не раскачивались из стороны в сторону. Причина раскачивания — неправильная постановка ног при движении: вместо того, чтобы ставить ноги внутренней частью стоп по оси движения, ставят их в стороны, при этом центр тяжести тела с каждым шагом смещается то влево, то вправо.

Если обучаемый при движении как бы подпрыгивает, ему надо указать на его ошибку и потребовать, чтобы он переносил тяжесть тела с ноги на ногу равномерно, а не рывками, нельзя допускать при движении заноса одной ноги за другую.

Впоследствии надо перейти к тренировке движения строевым шагом в строю отделения.

По окончании обучения движению строевым шагом командир принимает зачет от каждого обучаемого.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке учащихся по строевой подготовке
604.82kb.
Методические рекомендации по строевой подготовке дергачёв Василий Михайлович
267.79kb.
Планы семинарских занятий для студентов медицинских и фармацевтических вузов и методические рекомендации по подготовке к ним. Екатеринбург: угм
882.06kb.
Перечень опорных конспектов и планов (планов-конспектов) проведения занятий по строевой подготовке
96.52kb.
Правоведение планы семинарских занятий
311.27kb.
Методические указания по организации и проведению занятий по огневой подготовке
570.72kb.
Методические рекомендации по подготовке плана/отчета. Несколько общих замечаний
71.83kb.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся (трудовое обучение) Методические рекомендации представляют материал по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области «Технология»
429.56kb.
Методические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям
304.69kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
827.51kb.
Методические рекомендации для учителей Кемеровской области по подготовке обучающихся
179.77kb.
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников
263.29kb.