Главная стр 1
скачать
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №7 с. Амурзет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению практических занятий и самостоятельных работ

по дисциплине «Экономические и правовые основы производственной деятельности»

(профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, входящих в состав укрупненной группы профессий по направлению 111800 Агроинженерия)

с.Амурзет, 2013 г

Введение

В результате изучения дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности обучающийся должен уметь: ориентироваться в общих вопросах экономики производства сельскохозяйственной продукции; применять экономические и правые знания в конкретных производственных ситуациях; защищать свои трудовые права рамках действующего законодательства.

В результате изучения данной дисциплины обучающийся должен знать: основные принципы рыночной экономики; понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг; особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли; организационно-правовые формы предприятия; основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; механизмы ценообразования; формы оплаты труда.

В формах контроля и оценки результатов по данной дисциплине предусмотрены практические занятия и тестовые контрольные работы выполняемые обучающимися на уроках но в рамках изучения данной дисциплины предусмотрена и обязательная внеаудиторная нагрузка которая составляет 45 часов, это время обучающегося на выполнение самостоятельной работы по изучению данной дисциплины.

Данный учебный элемент поможет обучающемуся выполнить предусмотренные программой задания согласно изучаемых тем.

Цель методической разработки – расширение кругозора обучающихся и приобретение навыков применения экономических и правых знаний в производственной деятельности.




Раздел 1. Экономические основы производственной деятельности.
Тема № 1.1: «Характеристика отрасли и предприятия».
Учебные компетенции обучающегося в процессе изучения темы:

- умение определять и формулировать роль, задачи и значимость сельского хозяйства в общественном производстве,

- знание особенностей сельскохозяйственного производства, техники и технологии выращивания сельскохозяйственных культур и животных,

- знание особенностей сезонности производства,

- знание классификации предприятий сельского хозяйства,

- знание правых основ организации хозяйственных товариществ, их форм и характеристик



Практические занятия по теме №1.1: «Характеристика отрасли и предприятия». – (3 часа)

Решение задач и упражнений по:



  • Характеристике отраслей и предприятий в условиях рынка.

Самостоятельная работа обучающихся – 1 час:

Задание № 1. Сообщение по теме «Развитие и задачи предприятий сельского хозяйства в условиях рыночных отношений».

Задание № 2. Оформление таблицы «КФХ, ЛПХ и другие формы предприятий в сельском хозяйстве».

Тема № 1.2 «Основные фонды и оборотные средства предприятий».

Учебные компетенции обучающегося в процессе изучения темы:

- знание состава, структуры материальной базы предприятия сельского хозяйства

- знание путей совершенствования материальной базы значение, эффективность использования,

- знание понятий основные средства производства,

- знание понятий основные и оборотные фонды,

- знание понятий основные средства производства,

- знание сущности и значения оборотных фондов предприятия, их структуры

Информационно-исследовательские компетенции:

- умение работать с основными и дополнительными источниками информации,

- умение грамотно и правильно оформлять, делать выводы по исследуемому материалу.

Практические занятия: (4 часа)

Решение задач и упражнений по:



  • Определению основных и оборотных средств отраслей сельскохозяйственного производства.

Самостоятельная работа обучающихся: (1 час)

Виды заданий:

Задание №1. Сообщение по теме «Основные фонды и оборотные средства предприятий».

Задание № 2. Оформление таблицы по классификации и характеристике основных фондов и оборотных средств отраслей сельскохозяйственного производства.



Тема № 1.3 «Трудовые ресурсы и их роль в достижении эффективной работы предприятия. Состав и структура трудовых ресурсов. Требования, предъявляемые к квалификации работников под воздействием научно-технического прогресса».

Учебные компетенции обучающегося в процессе изучения темы:

- знание состава и структуры трудовых ресурсов, требований предъявляемых к их квалификации,

- знание показателей производительности труда и способов ее расчета,

- знание путей роста и эффективности производительности труда,

- знание принципов организации труда в сельскохозяйственном производстве,

- знание форм организации ремонтного производства (бригадной, постовой, бригадно-постовой),

- знать возможные причины текучести кадров,

- знание коэффициента оборота по приему, выбытию, текучести кадров.



Информационно-исследовательские компетенции:

- умение работать с основными и дополнительными источниками информации,

- умение грамотно и правильно оформлять, делать выводы по исследуемому материалу.
Основные понятия темы:

Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности. Процесс труда есть процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. Процесс труда включает следующие элементы: средства труда, предмет труда и непосредственно сам труд человека. Без средств производства немыслим процесс труда, но и без труда человека средства производства мертвы и ничего не могут создать. Только труд людей приводит в действие средства производства, содействует реализации их целей. Создавая средства и предметы труда и воздействуя на природу, человек изменяет и самого себя, развивая свои навыки и знания.

 Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве. Трудовые ресурсы включают в себя все трудоспособное население в возрасте от 16 до 55 лет  - для женщин и от 16 до 60 лет - для мужчин, а также лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве (работающие пенсионеры и школьники).

Трудовые ресурсы как главная и производительная сила общества представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает рост производства в АПК и его экономической эффективности.

 Экономически активным населением (рабочей силой) называется совокупность лиц, потенциально способных участвовать в производстве товаров и оказании услуг. Оно включает как занятых, так и безработных; на 1 января 2001 г. его численность составила 72,4 млн человек, или около 50 % населения страны.

 Занятое население - это лица, вовлеченные в производственную и непроизводственную деятельность. К ним относят работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, военнослужащих, учащихся очной формы профессионального обучения; их численность на начало 2002 г. составляла 65 млн человек.

 К безработным относят трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

 В сельском хозяйстве в настоящее время занято 7,7 млн человек, или 12 % общей численности занятых в отраслях народного хозяйства. Из них на сельскохозяйственных предприятиях работает 3,8 млн человек (50 % всех занятых в сельском хозяйстве).

 Трудовые ресурсы сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий подразделяют на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях (работники жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытовых и детских учреждений и др.).

 Производственный персонал - это работники, занятые в производстве и его обслуживании. По отраслевой принадлежности их подразделяют на работников сельского хозяйства, промышленности и т.д.

 Трудовые ресурсы включают несколько категорий работников: руководители, специалисты, рабочие, служащие, младший обслуживающий персонал. Самой многочисленной категорией производственного персонала являются рабочие - работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию производственных услуг; они подразделяются на основных и вспомогательных.

 К основным относят работников, непосредственно создающих продукцию и занятых осуществлением технологических процессов, к вспомогательным - рабочих, занятых обслуживанием основного производства, а также всех рабочих вспомогательных подразделений.

 По длительности пребывания на предприятии рабочих подразделяют на постоянных, сезонных и временных. Постоянными считаются принятые на работу без ограничения срока или на срок более 6 мес, сезонными - поступившие на период сезонных работ (сроком не более 6 мес), временными - на срок до 2 мес, а при замещении временно отсутствующих работников  - до 4 мес.

 Постоянные рабочие подразделяются по профессиям (трактористы-машинисты, комбайнеры, операторы машинного доения, скотники и т.д.), квалификации (тракторист-машинист I, II, III класса и др.), возрасту, полу, стажу, образованию и т. д.

 Руководители и специалисты осуществляют организацию производственного процесса и руководство им. К руководителям на сельхозпредприятиях относятся директор (председатель), главный экономист, бухгалтер, инженер, агроном, зоотехник, механик и другие главные специалисты, а также их заместители.

 Специалисты - это работники, имеющие высшее или среднее специальное образование: экономисты, агрономы, зоотехники, инженеры, механики, бухгалтеры и др.

 К категории служащих относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, делопроизводители, секретари-машинистки, статистики, учетчики, табельщики и т. д.).

 Младший обслуживающий персонал занимает должности по уходу за служебными помещениями, а также по обслуживанию других работников (дворники, уборщицы, курьеры и др.).

 Трудовые ресурсы предприятия имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются соответствующими абсолютными и относительными показателями: структура работников предприятия; среднесписочная и среднегодовая численность работников; коэффициент выбытия кадров; коэффициент текучести кадров; коэффициент приема кадров; коэффициент стабильности кадров; средний стаж работы по отдельным категориям работников.

 Структура трудовых ресурсов предприятия - это процентное соотношение различных категорий работников в их общей численности. В структуре персонала сельскохозяйственных предприятий работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, занимают 85 - 90 %, в том числе постоянные рабочие 70 - 75 % (из них трактористы-машинисты - 13 -18 %), сезонные и временные рабочие 5 - 8 %, руководители и специалисты 8 -12 %. Эта структура определяется многими факторами: размерами и специализацией предприятия, степенью участия в интеграционных процессах, природными условиями и т. д. Она может рассчитываться и по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация и т. п.

 Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования аналогичного показателя за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Точно так же среднесписочная численность за месяц рассчитывается путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца (эта информация имеется в регистрах бухгалтерского учета).

 Среднегодовая численность работников определяется путем деления всего отработанного времени работниками хозяйства за год (в человеко-часах или человеко-днях) на годовой фонд рабочего времени.

 Коэффициент выбытия кадров (Квк) представляет собой отношение количества работников, уволенных по всем причинам за данный период, к среднесписочной численности работников за тот же период.



Коэффициент приема кадров определяется путем деления количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднегодовой численности персонала за этот же период.

Коэффициент текучести кадров - отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.

Коэффициент стабильности кадров (Кс) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях.

 Важным фактором, оказывающим влияние на уровень использования рабочей силы и эффективность агропромышленного производства, является обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами. Их недостаток может привести к невыполнению плана производства, к несоблюдению оптимальных агротехнических сроков проведения полевых работ, в конечном счете - к сокращению объема производства сельскохозяйственной продукции. Напротив, избыток рабочей силы приводит к ее неполному использованию и снижению производительности труда.



Трудообеспеченность хозяйства характеризуется количеством работников в расчете на 100 га земельной площади.

Коэффициент обеспеченности определяют как отношение наличных трудовых ресурсов к требующемуся для выполнения плана производства.

Эффективность использования трудовых ресурсов в первую очередь характеризуется производительностью труда, то есть его способностью производить в единицу рабочего времени определенное количество продукции. В экономическом анализе с этой целью используется несколько показателей, главные из которых - выработка и трудоемкость продукции.



Выработка - это объем продукции, произведенной в единицу рабочего времени либо в расчете на 1 работника за определенный период (час, смену, месяц, год). Объем произведенной продукции может измеряться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При оценке производительности труда часто используют и обратный показатель  - трудоемкость (Тем); она представляет собой отношение затрат рабочего времени к объему произведенной продукции (обычно в натуральном выражении). Более подробно рассмотрим на практике.

Эффективность использования трудовых ресурсов во многом зависит от уровня мотивации работников. Мотивация - это система стимулов, побуждающих человека полностью использовать свои способности для достижения наивысших результатов труда.

Главным фактором повышения производительности труда в отрасли остается комплексная механизация и электрификация производства. В сельском хозяйстве по-прежнему широко используется ручной труд, а уровень механизации многих производственных процессов очень низкий. Внедрение новой, более производительной техники, совершенствование системы машин позволит не только сократить до минимума затраты ручного труда, но и повысить урожайность за счет улучшения качества работ и выполнения их в оптимальные сроки.


Практические занятия: (3 часа)

Решение задач и упражнений по:



  • Кадровому составу и определению производительности труда и структуры трудовых ресурсов в сельскохозяйственном производстве.

Самостоятельная работа обучающихся: (1 час)

Виды заданий:

Задание № 1. Выполнить сообщение по теме: «Методы изменения и оценки производительности труда».

Задание № 2. Оформите схему «Система признаков классификации кадров АПК», расшифровав направления классификации.


Схема «Система признаков классификации кадров АПК».


По профессиям

По категориям

По уровню квалификации

По должностям



Классификация кадров сельскохозяйственных предприятий



По характеру работы

По стажу работы

По должностям



По специальностям

По отношению к собственности

По полу и возрасту

По образованию


Тема № 1.4 «Оплата труда».

Учебные компетенции обучающегося в процессе изучения темы:

- знание видов и форм оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях, принципов ее формирования,

- знание аспектов дифференциации и методов оплаты труда и ее зависимость от квалификации и опыта работы,

- умение выполнять расчет оплаты труда.


Практические занятия: (3 часа)

Решение задач и упражнений по:



  • Расчету оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях.

Тема № 1.5 «Технико-экономические показатели работы предприятия».
Учебные компетенции обучающегося в процессе изучения темы:

- знание понятий: валовая и товарная продукция, ее состав,

- знание понятий цена и ценообразование на сельскохозяйственную продукцию,

- знание понятий: себестоимость, рентабельность способы их определения и формирования



Информационно-исследовательские компетенции:

- умение работать с основными и дополнительными источниками информации,

- умение грамотно и правильно оформлять, делать выводы по исследуемому материалу.
Основные понятия темы:
Самой важной характеристикой производственной деятельности служит объем производства конкретного вида продукции в натуральном выражении (физических единицах измерения) в течение определенного периода времени (года, квартала, месяца, недели, суток). Этот показатель называют годовым, квартальным, месячным, недельным, суточным выпуском продукции.

Более универсален показатель валового дохода предприятия, представляющий собой суммарную стоимость конечной продукции, произведенной предприятием за определенный период времени, выраженную в реальных рыночных ценах.

Объем продаж произведенной предприятием продукции принято также называть выручкой от продаж. Валовой доход (реализованная продукция, выручка) рассчитывается путем умножения продукции в физическом измерении на цену физической единицы при условии, что вся продукция продавалась по одной и той же цене. Если же цены в процессе производства и продажи менялись, приходится определять выручку от продаж каждой группы товаров, продававшихся по одной и той же и суммировать доходы, полученные в результате продажи каждой из таких групп. Если предприятие производит несколько видов продукции, то валовой доход определяется суммированием выручки от всех продаж. Выручка предприятия зависит от цены на продукцию (услугу) и объема ее реализации.

Прибыль – это та часть выручки, которая остается у предприятия после возмещения всех затрат на производство и реализацию продукции (услуг). В самом общем виде прибыль можно рассчитать так:

ПРИБЫЛЬ = ВЫРУЧКА - ЗАТРАТЫ

Любое предприятие, кроме занятия основной деятельностью и получения от нее прибыли, может осуществлять и иные хозяйственные операции, приносящие доход (например, сдавать имущество в аренду, быть в числе собственников других предприятий и получать дивиденды, получать доход от операций с иностранной валютой и ценными бумагами и т.д.). В результате этого общая прибыль предприятия будет больше (или меньше) той, которая получена от реализации продукции, на величину доходов (или расходов) по операциям, не связанным непосредственно с реализацией продукции основной деятельности.

Статьи бухгалтерских издержек – это статьи затрат, образующих себестоимость продукции. Рассмотрим эти статьи.

1. Материальные затраты – это затраты на материалы, сырье, энергию, покупные комплектующие части к производимому продукту. Материальные затраты относятся к себестоимости продукции, исходя из цен их приобретения. Включая наценки, комиссионные вознаграждения снабженческим и внешнеэкономическим организациям. Стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, оплату за сортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями. В стоимость материальных ресурсов включаются затраты предприятия на приобретение тары и упаковки.

2. Затраты на оплату труда основного и вспомогательного персонала.

3. Отчисления на социальные нужды, которые регламентируются законом. Размер этих отчислений устанавливается в процентах от затрат на оплату труда.

4. Амортизация – процесс переноса стоимости основного капитала по мере износа на производимую с его помощью продукцию и использования этой стоимости для последующего воспроизводства основного капитала.

Прочие затраты – это различные платежи: комиссионные банку за кассовое и банковское обслуживание, проценты банку за кредит, арендная плата и т.д.

Бухгалтерская прибыль – это разность между полученной выручкой и бухгалтерскими явными издержками. Именно бухгалтерская прибыль является основой для расчетов с государством и кредиторами.

Экономическая прибыль – это разность между полученной выручкой и экономическими издержками. Экономическая прибыль всегда меньше бухгалтерской, потому, что практически всегда существуют упрощенные возможности.

Для анализа и обобщения оценки хозяйственной деятельности используют не только прибыль, но производный от нее показатель Рентабельность.

Полученная предприятием прибыль (в ее абсолютном выражении) не может быть непосредственно использована для сравнения разных этапов работы предприятия (или сравнения с другими предприятиями). Рентабельность предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Существуют следующие показатели рентабельности:

* Рентабельность продукции (Р) рассчитывается как отношение валовой прибыли от продажи продукции (Пв) к себестоимости этой продукции (С):



Р = Пв/С

* Рентабельность основных и оборотных средств рассчитывается как отношение балансовой прибыли (Пб) к стоимости основных (К) и оборотных (О) средств предприятия:



Р = Пб/(К+О)

* Рентабельность инвестиций в предприятие определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости всего имущества фирмы (итогу баланса предприятия) (И)



Р = Пб/И

Ежегодно проводится сравнение данных о рентабельности за текущий и прошедшие годы. Это позволяет руководству предприятия оценить тенденции развития и принять соответствующие решения.

Для осуществления успешной деятельности предприятия предприниматель не должен забывать 2 «золотых» правила:


    1. капитал предприятия должен одновременно находится в трех формах: денежной, производительной и товарной;

    2. возможность успешной деятельности предприятия заключена в бесперебойности смены капиталом своих форм.

Капитал - средства производства, которые можно использовать для производства будущих благ, - функционирует в 3-х формах: денежной, производительной, товарной. Производительный капитал по способу его оборота, характеру движения делится на обор оный и основной.

Основной капитал – это та часть производственного капитала, которая полностью участвует в процессе производства, но переносит свою стоимость на произведенный продукт по частям по мере износа. К основному относится капитал, авансируемый на приобретение средств труда (машин, оборудования, производственных зданий и сооружений, транспортных средств).

Оборотный капитал – это та часть производственного капитала, стоимость которой в процессе потребления полностью переносится на продукт и целиком возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение каждого кругооборота капитала. К оборотному относится капитал, авансируемый на покупку предметов труда (сырья, топлива, полуфабрикатов) и рабочей силы.

Для определения основных характеристик оборотного капитала предприятия рассчитывают 3 показателя:

  • Стоимость запаса = Цена материала Х Количество материала в запасе;

  • Число оборотов запаса в год = Годовые издержки на материалы/Стоимость запаса;

  • Время нахождения материалов в запасе = (Стоимость запаса Х 360)/ годовые издержки на материал.

Чем меньше товарных запасов на предприятии, тем быстрее они оборачиваются, что экономически выгодно для предприятия. Объясняется это тем, что деньги, вложенные в создание производственных запасов, фактически «заморожены». Они не дают отдачи до тех пор, пока материал не будет использован для производства продукции.
Практические занятия: (3 часа)

Решение задач и упражнений по:



  • Определению объемов валовой и товарной продукции, уровня их товарности,

  • Расчету розничных и оптовых цен на продукцию, формирование себестоимости,

  • Расчету рентабельности производства сельскохозяйственной продукции.

Контрольная работа по теме: «Технико-экономические показатели работ предприятия» (1 час) тест

Раздел 2. Правовые основы производственной деятельности.

Тема № 2.1 «Правовое регулирование трудовых отношений».

Тема № 2.2 «Трудовой договор».

Учебные компетенции обучающегося в процессе изучения темы:

- знание понятия субъекты трудовых отношений,

- знание основ трудового законодательства и трудового кодекса,

- знание содержания трудового договора, прав и обязанностей работника и руководителя,

- знание порядка оформления трудовой книжки,

- знание аспектов порядка приема на работу.



Практическая работа по темам № 2.1; № 2.2: (2часа)

Решение задач и упражнений по:



  • Правовому регулированию трудовых отношений

  • Составлению трудовых договоров

Самостоятельная работа обучающихся: (1 час)

Задание №1. Сообщение по теме «Порядок оформления увольнения».

Задание №2. Сообщение по тем «Порядок выплаты выходного пособия работнику в случае его увольнения».

Тема № 2.3 «Правовые вопросы оплаты труда»

Учебные компетенции обучающегося в процессе изучения темы:

- знание основных государственных гарантий по оплате труда,

- знание видов и порядка выплаты выходных пособий, стимулирующих и других льготных выплат,

- знание видов ответственности работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы

- знание правовых основ оплаты труда при отклонениях от нормальных условий работы (ночное время, дни отдыха, праздничные дни, при переводе работника на другую работу)

Практическая работа по теме № 2.3:

Решение задач и упражнений по:



  • Правовому регулированию государственных гарантийных выплат

  • Правовому регулированию выплат выходных пособий, стимулирующих и других льготных выплат,

Самостоятельная работа обучающихся по окончанию курса изучения дисциплины «Экономические и правовые основы производственной деятельности»: (4 часа)

Выполнение письменных работ (сообщений) по темам:

  1. Порядок оформления увольнения.

  2. Ответственность администрации нарушение сроков выплаты заработной платы.

  3. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий работы.

  4. Порядок выплаты выходного пособия работнику в случае его увольнения.

  5. Виды и формы оплаты труда на предприятии сельскохозяйственного производства.

  6. Сдельная и повременная оплата труда, ее правовое регулирование.

  7. Локальные нормативные акты, принимаемые в трудовом коллективе.

  8. Трудовой договор, основные аспекты, порядок заключения.

  9. Влияние товаропроизводителя на спрос на рынке.

  10. Товаропроизводитель в условиях предпринимательской деятельности.

  11. Условия создания успешного бизнеса.

  12. Участники хозяйственной деятельности.

  13. Системы оплаты труда в сельском хозяйстве.

  14. Правовые аспекты оплаты труда работников сельского хозяйства.

  15. Трудовой договор мотивация к составлению, основные пункты.

  16. Виды трудовых соглашений в сельскохозяйственных предприятиях.

  17. Компенсационные и стимулирующие выплаты к основной заработной плате в сельском хозяйстве.

  18. Тарификационная система оплаты труда.

  19. Дифференцированная заработная плата в сельском хозяйстве.

  20. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию, ее значимость в условиях рыночной экономики.

  21. Основные экономические показатели деятельности предприятий сельского хозяйства.

  22. Прибыль, как основная цель работы сельскохозяйственного предприятия.

  23. Виды организации труда в сельскохозяйственном предприятии.

  24. Трудовые ресурсы сельскохозяйственных предприятий их функции.

Рекомендуемы источники информации к выполнению практических и самостоятельных работ:

  1. Трудовой кодекс РФ.

  2. Борохов В.Б. «Основы рыночной экономики и предпринимательства», ч-1, ч-2, М.: 2002.

  3. Соколова С.В. «Основы экономики», М.: 2005.

  4. Череданова Л.Н. «Основы экономики и предпринимательства», М.: 2006.

  5. Яковлев А.И. «Основы правоведения», М.: 2004.

  6. Шкатулла В.И. «Основы права», М.: 2007.

  7. Ковалев Ю.Н. «Основы ведения фермерского хозяйства», М.:2004.

  8. Чечевицына Л.Н. «Экономика предприятия», Ростов-на-Дону, 2006.

  9. Липсиц И.В. «Экономика», М.: 2006.

  10. Любецкий В.В. «экономика в таблицах и схемах», Ростов-на-Дону, 2006.

  11. Яковлев А.И. «Юридический практикум», М.: 2003.

  12. Сафронов Н.А. «Экономика организации»

  13. Закон «О занятости населения в РФ».

  14. Юридический справочник «Как защищать свои права».

  15. Власова В.М. «Основы предпринимательской деятельности: маркетинг» М.: Финансы и статистика. 2003.

  16. Коноплев В.А. «Основы предпринимательской деятельности и бизнеса» учебное пособие. 3-е издание. Кемерово: Кемеровский государственный университет. 2002.

  17. Агурбаш Н. «Система государственной поддержки малого предпринимательства» Финансовый бизнес. № 11-12 стр. 40-51. 2000.

  18. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2003.

  19. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

  20. http://www.sip.unpo.ru/html/konferencii.files/1.htm

  21. http://www.mgopu.ru/JORNAL/07 bogomaz.htm

  22. http://dist.imit.ru/lms/course/category.php&id=21

  23. «Правовая Система Грант» (www.garant.ru;

  24. «Консультант Плюс» (www.consultant.ru)

  25. Федеральный портал «Российское образование».

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономические и правовые основы производственной деятельности»



Задание № 1. Укажите наиболее правильный вариант ответа на вопрос:

Количество баллов за ответ 1

1.Что называют правом на собственность?

а) это принадлежность объектов определенным людям

б) это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и доходы

в) это пассивная сторона отношений собственности

2. Что называю производством?

а) процесс создания материальных и нематериальных благ

б) процесс создания товаров и книг

в) создание потребностей для людей

3. Что называют трудом?

а) совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, т.е рабочая сила, которую он использует при производстве продукта

б) деятельность людей

в) деятельность людей за материальное вознаграждение

4. Что называю природными ресурсами?

а) леса и моря мирового масштаба

б) все естественные ресурсы, «даровые» блага природы, используемые человеком в процессе производства

в) все, что нас окружает

5. Что называют предпринимательской способностью?

а) это особый фактор, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в систему

б) умение принимать решения и, в случае необходимости, идти на риск

в) умение вести бизнес

6. Что называю экономическим продуктом?

а) продукцию, товар, услуги, нефть, уголь, рабочую силу

б) продукцию, товары, услуги

в) Ведущую отрасль промышленности

7. Какие виды собственности вам известны?

а) государственная, кооперативная, колхозная, личная

б) личная частная, собственная

в) государственная, муниципальная, долевая, общественная

8. Что называют приватизацией?

а) процесс разгосударствления предприятий и передачи их в собственность коллективов предприятий и учреждений, частных лиц и общественных организаций

б) передача собственности во владение

в) передача собственности государства, жителям государства

9. Что называют рынком?

а) место встречи покупателей и продавцов, где осуществляется купля-продажа товаров по ценам, отражающим соотношение спроса и предложения

б) место продажи

в) место рекламы и торговли товарами

10. Что называют рыночной ценой?

а) фактическую цену, устанавливаемую в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг

б) затраты плюс прибыль

в) стоимость товара по возможностям покупателя

11. Что называю конкуренцией?

а) столкновение, состязание

б) борьба между участниками рыночных отношений, за получение максимального эффекта по сделке

в) выгодная продажа товара, с использованием различных маркетинговых и организационных решений в пользу покупателя

12. Перечислите главные факторы конкурентоспособности?

а) качество, цена, спрос

б) цена, посредник, товар, покупатель

в) рынок, цена, конкурент

13. Что называют инфляцией?

а) дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в росте цен

б) рост цен на товары

в) рост заработной платы и цен

14. Что называю производительностью труда?

а) количество товаров и услуг, произведенных на удовлетворение потребительского спроса

б) количество товаров и услуг, полученных за единицу времени при расходе определенного количества ресурсов

в) выполнение работ за единицу времени

15. Что называют отраслями сельского хозяйства?

а) растениеводство, животноводство, садоводство, овцеводство

б) растениеводство, животноводство

в) птицеводство, садоводство, скотоводство,

16. Что называют предпринимательством?

а) инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли и личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность

б) деятельность, направленную на получение доходов, и конечных продуктов

в) самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли и личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную и юридическую ответственность

17. Что называют рентабельностью продукции?

а) выгодность производства

б) уровень прибыльности, и ликвидности предприятия

в) отношение прибыли от продаж к себестоимости продукции

18. Что называют себестоимостью продукции?

а) затраты на производство

б) затраты на производство и реализацию продукции

в) затраты на приобретение сырья, и производство продукции

19. Для чего предпринимателю необходимо создание бизнес-плана?

а) для прогнозирования своей деятельности на ближайшие 3-5 лет

б) на прогнозирование своей деятельности и предоставление льготного кредитования в банках РФ

в) чтобы знать доход и расход в своем предприятии, и прогнозировать прибыль

20. Что называю трудовой дисциплиной?

а) дисциплинированность работников

б) соблюдение режимов рабочего времени, согласно распоряжения руководителя

в) соблюдение режимов рабочего времени согласно трудового договора

21. Какие формы заработной платы используются на сельскохозяйственных предприятия?

а) сдельная, повременная, оклад

б) по видам работ – сдельная, повременная,

в) тарифная, премиальная, окладная

22. Что называю трудовым договором?

а) локальное соглашение между работником и руководителем

б) соглашение между руководителем и работником, на предмет труда

в) трудовое соглашение между руководителем и работником, на основе нормативно- законодательных актов и ТК

23. Какие нормативно-законодательные акты лежат в основе создания трудового договора?

а) Трудовой кодекс РФ, локальные акты

б) Конституция Российской Федерации

в) Трудовой кодекс, Конституция Российской Федерации, постановления и письма правительства РФ и Минфина РФ

24. Какие компенсации могут быть предусмотрены согласно Трудового кодекса РФ?

а) за командировочные расходы

б) предоставление дополнительных отпусков за переработку рабочего времени

в) за перерасход материальных средств

25. Какие виды трудовых договоров вы знаете?

а) на длительный срок, на короткий срок действия

б) на постоянный срок действия, на сдельную работу

в) до востребования, для сдельщиков

26. Какие гарантии предусмотренные государством при начислении за работной платы вам известны?

а) пенсионные отчисления, социальные страхования, в том числе здравоохранение

б) бесплатное обучение, бесплатное медицинское обслуживание

в) пенсионное страхование, медицинское обслуживание

Задание № 2. Сформулируйте определение понятиям:


  1. Банк – это …..

  2. Производительность труда – это…

3. Трудовыми ресурсами называют ……

4. Безработными называют …….

5. Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо …….

6. Заработной платой называют ……



Задание № 3. Решите задачи:

1. Мистер Х положил в банк 1млн рублей под 20% годовых. Через год он получит от банка за пользование своих денег: а) 1 млн 200 тыс. рублей;   б) 800 тыс. рублей; в) 200 тыс. рублей;   г) 1 млн 120 тыс. рублей.

2. Сварщик отработал в сентябре 170 часов. Тарифная часовая ставка 85 руб. Рассчитать заработную плату сварщика, если дополнительных  выплат не предусмотрено.

3. Сварщик 5-го разряда отработал в сентябре 160 часов. Тарифная часовая ставка по этому разряду 70 руб. Рассчитать заработную плату сварщика, если дополнительных выплат не предусмотрено.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету: «Экономические и правовые основы производственной деятельности»

в группе МС-331

набора 2010 - 2013 гг

Задание № 1. Укажите наиболее правильный вариант ответа на вопрос:

Количество баллов за ответ 1

1.Что называют правом на собственность?

а) это принадлежность объектов определенным людям

б) это право контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и доходы

в) это пассивная сторона отношений собственности

2. Что называю производством?

а) процесс создания материальных и нематериальных благ

б) процесс создания товаров и книг

в) создание потребностей для людей

3. Что называют трудом?

а) совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, т.е рабочая сила, которую он использует при производстве продукта

б) деятельность людей

в) деятельность людей за материальное вознаграждение

4. Что называю природными ресурсами?

а) леса и моря мирового масштаба

б) все естественные ресурсы, «даровые» блага природы, используемые человеком в процессе производства

в) все, что нас окружает

5. Что называют предпринимательской способностью?

а) это особый фактор, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в систему

б) умение принимать решения и, в случае необходимости, идти на риск

в) умение вести бизнес

6. Что называю экономическим продуктом?

а) продукцию, товар, услуги, нефть, уголь, рабочую силу

б) продукцию, товары, услуги

в) Ведущую отрасль промышленности

7. Какие виды собственности вам известны?

а) государственная, кооперативная, колхозная, личная

б) личная частная, собственная

в) государственная, муниципальная, долевая, общественная

8. Что называют приватизацией?

а) процесс разгосударствления предприятий и передачи их в собственность коллективов предприятий и учреждений, частных лиц и общественных организаций

б) передача собственности во владение

в) передача собственности государства, жителям государства

9. Что называют рынком?

а) место встречи покупателей и продавцов, где осуществляется купля-продажа товаров по ценам, отражающим соотношение спроса и предложения

б) место продажи

в) место рекламы и торговли товарами

10. Что называют рыночной ценой?

а) фактическую цену, устанавливаемую в соответствии со спросом и предложением товаров и услуг

б) затраты плюс прибыль

в) стоимость товара по возможностям покупателя

11. Что называю конкуренцией?

а) столкновение, состязание

б) борьба между участниками рыночных отношений, за получение максимального эффекта по сделке

в) выгодная продажа товара, с использованием различных маркетинговых и организационных решений в пользу покупателя

12. Перечислите главные факторы конкурентоспособности?

а) качество, цена, спрос

б) цена, посредник, товар, покупатель

в) рынок, цена, конкурент

13. Что называют инфляцией?

а) дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в росте цен

б) рост цен на товары

в) рост заработной платы и цен

14. Что называю производительностью труда?

а) количество товаров и услуг, произведенных на удовлетворение потребительского спроса

б) количество товаров и услуг, полученных за единицу времени при расходе определенного количества ресурсов

в) выполнение работ за единицу времени

15. Что называют отраслями сельского хозяйства?

а) растениеводство, животноводство, садоводство, овцеводство

б) растениеводство, животноводство

в) птицеводство, садоводство, скотоводство,

16. Что называют предпринимательством?

а) инициативную, самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли и личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную ответственность

б) деятельность, направленную на получение доходов, и конечных продуктов

в) самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли и личного дохода, осуществляемую от своего имени, под свою имущественную и юридическую ответственность

17. Что называют рентабельностью продукции?

а) выгодность производства

б) уровень прибыльности, и ликвидности предприятия

в) отношение прибыли от продаж к себестоимости продукции

18. Что называют себестоимостью продукции?

а) затраты на производство

б) затраты на производство и реализацию продукции

в) затраты на приобретение сырья, и производство продукции

19. Для чего предпринимателю необходимо создание бизнес-плана?

а) для прогнозирования своей деятельности на ближайшие 3-5 лет

б) на прогнозирование своей деятельности и предоставление льготного кредитования в банках РФ

в) чтобы знать доход и расход в своем предприятии, и прогнозировать прибыль

20. Что называю трудовой дисциплиной?

а) дисциплинированность работников

б) соблюдение режимов рабочего времени, согласно распоряжения руководителя

в) соблюдение режимов рабочего времени согласно трудового договора

21. Какие формы заработной платы используются на сельскохозяйственных предприятия?

а) сдельная, повременная, оклад

б) по видам работ – сдельная, повременная,

в) тарифная, премиальная, окладная

22. Что называю трудовым договором?

а) локальное соглашение между работником и руководителем

б) соглашение между руководителем и работником, на предмет труда

в) трудовое соглашение между руководителем и работником, на основе нормативно- законодательных актов и ТК

23. Какие нормативно-законодательные акты лежат в основе создания трудового договора?

а) Трудовой кодекс РФ, локальные акты

б) Конституция Российской Федерации

в) Трудовой кодекс, Конституция Российской Федерации, постановления и письма правительства РФ и Минфина РФ

24. Какие компенсации могут быть предусмотрены согласно Трудового кодекса РФ?

а) за командировочные расходы

б) предоставление дополнительных отпусков за переработку рабочего времени

в) за перерасход материальных средств

25. Какие виды трудовых договоров вы знаете?

а) на длительный срок, на короткий срок действия

б) на постоянный срок действия, на сдельную работу

в) до востребования, для сдельщиков

26. Какие гарантии предусмотренные государством при начислении за работной платы вам известны?

а) пенсионные отчисления, социальные страхования, в том числе здравоохранение

б) бесплатное обучение, бесплатное медицинское обслуживание

в) пенсионное страхование, медицинское обслуживание

Задание № 2. Сформулируйте определение понятиям:


  1. Банк – это …..

8 баллов

Ответ: финансовое учреждение, которое аккумулирует и хранит денежные средства, производит денежные операции и расчеты, контролирует движение денежных средств, предоставляет кредиты, выпускает в обращение деньги и ценные бумаги.



  1. Производительность труда – это…

2 балла

Ответ: количество товаров и услуг, получаемых из единицы затрат ресурсов или производимых в единицу времени.

3. Трудовыми ресурсами называют ……

2 балла

Ответ: всех трудоспособных граждан страны, в возрасте от 14 до 55 (женщины), 65 (мужчины).

4. Безработными называют …….

3 балла

Ответ: трудоспособных граждан страны находящихся в трудоспособном возрасте, не имеющих работы, но желающих ее иметь и находящихся на учете в службе занятости.

5. Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо …….

4 балла

Ответ:


1) Иметь заявление на государственную регистрацию предпринимательской деятельности;

2) Как юридическое лицо составить учредительный договор и разработать устав;

3) Составить бизнес-план своей деятельности

4) Открыть расчетный счет в банке

6. Заработной платой называют ……

4 балла

Ответ: денежное вознаграждение за выполненный труд, в рамках производственной деятельности и исполняемых должностных обязанностей.



Задание № 3. Решите задачи:

1. Мистер Х положил в банк 1млн рублей под 20% годовых. Через год он получит от банка за пользование своих денег:



1 балл

а) 1 млн 200 тыс. рублей;   б) 800 тыс. рублей; в) 200 тыс. рублей;   г) 1 млн 120 тыс. рублей.

2. Сварщик отработал в сентябре 170 часов. Тарифная часовая ставка 85 руб. Рассчитать заработную плату сварщика, если дополнительных  выплат не предусмотрено.

1 балл

Ответ: 14450 руб.

3.Сварщик 5-го разряда отработал в сентябре 160 часов. Тарифная часовая ставка по этому разряду 70 руб. Рассчитать заработную плату сварщика, если дополнительных выплат не предусмотрено.

1 балл

Ответ: 11200 руб.

Шкала оценки:



Количество баллов

% выполнения

оценка

55 - 52

100 - 95

5 отл

51- 43

93 - 79

4 хор

42 - 33

77 - 60

3 уд

Лист эталонных ответов к итоговой контрольной работе

по предмету: «Экономические и правовые основы производственной деятельности»

в группе МС-331



набора 2010 - 2013 гг

Задание № 1. Укажите наиболее правильный вариант ответа на вопрос:

Количество баллов за ответ 1

1.б)

2. а)

3. а

4. б)

5. б)

6. б)

7. а)

8. а)

9. а)

10. а)

11. б)

12. а)

13. а)

14. б)

15. б)

16. в)

17. в)

18. б)

19. б)

20. в)

21. а)

22. в)

23. в)

24. б)

25. а)

26. а)

Задание № 2. Сформулируйте определение понятиям:


  1. 8 баллов

Ответ: финансовое учреждение, которое аккумулирует и хранит денежные средства, производит денежные операции и расчеты, контролирует движение денежных средств, предоставляет кредиты, выпускает в обращение деньги и ценные бумаги.

  1. 2 балла

Ответ: количество товаров и услуг, получаемых из единицы затрат ресурсов или производимых в единицу времени.

3. 2 балла

Ответ: всех трудоспособных граждан страны, в возрасте от 14 до 55 (женщины), 65 (мужчины).

4. 3 балла

Ответ: трудоспособных граждан страны находящихся в трудоспособном возрасте, не имеющих работы, но желающих ее иметь и находящихся на учете в службе занятости.

5. 4 балла

Ответ:

1) Иметь заявление на государственную регистрацию предпринимательской деятельности;



2) Как юридическое лицо составить учредительный договор и разработать устав;

3) Составить бизнес-план своей деятельности

4) Открыть расчетный счет в банке

6. 4 балла

Ответ: денежное вознаграждение за выполненный труд, в рамках производственной деятельности и исполняемых должностных обязанностей.

Задание № 3. Решите задачи:

1. 1 балл в) 200 тыс. рублей;   



2. 1 балл Ответ: 14450 руб.

3. 1 балл Ответ: 11200 руб.
скачать


Смотрите также:
Методические рекомендации по проведению практических занятий и самостоятельных работ по дисциплине «Экономические и правовые основы производственной деятельности»
360.7kb.
Методические указания по проведению лабораторно-практических занятий по дисциплине «Основы сетевых технологий»
151.8kb.
Занятие №1 Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент» для студентов специальности
665.58kb.
Занятие №1 Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент» для студентов специальности
665.7kb.
Методические рекомендации по разработке рабочей тетради для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
145.57kb.
Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Основы автоматики»
1659.12kb.
Программа учебной дисциплины экономические и правовые основы производственной деятельности
72.79kb.
Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий
75.25kb.
Программа учебной дисциплины экономические и правовые основы производственной деятельности 2013 г
144.04kb.
Занятие №10 Фирма Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и«Управление персоналом»
332.68kb.
Методические рекомендации по проведению практических занятий по дисциплине специализации "Системы защиты информации в ведущих зарубежных странах"
2698.94kb.
Занятие №2 Основные макроэкономические показатели
155.66kb.