Главная стр 1
скачать


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 г. Соль-Илецка»

Оренбургской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ

Дергачёв Василий Михайлович – преподаватель организатор ОБЖ



г. Соль- Илецк

2010 год


Введение
Методические рекомендации адресованы преподавателям-организаторам ОБЖ; педагогам дополнительного образования, ведущим работу в кружках, клубах и детских объединениях по изучению основ военного дела; руководителям и преподавателям учебно-полевых сборов с учащимися 10-х классов.

Школьный период – ответственный возрастной этап в военно-патриотическом воспитании. И тут исключительно важна роль штатных преподавателей-организаторов ОБЖ, педагогов дополнительного образования. Там, где занятия по «Основам военной службы» ведет знающий, инициативный и творчески строящий учебный процесс преподаватель, обучаемые бывают отлично подготовлены к армейской службе.

Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава ВС РФ и является одним из основных предметов обучения и воспитания военнослужащих в вооруженных силах Российской Федерации.

Строевая подготовка включает: одиночные строевые приемы без оружия и с оружием; слаживание подразделений при действиях их в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений.

На занятиях по строевой подготовке обучаемым прививается аккуратность, дисциплинированность и внимательность, вырабатывается умение выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения. Критерием строевой подготовки обучаемых является воинская культура и дисциплинированность, готовность умело действовать в строю, а если понадобиться и в бою.



Изложенные методические рекомендации разработаны на основе «Пособия по обучению молодых солдат», Строевого устава ВС РФ и относятся ко всем темам занятии по строевой подготовке. В данных методических рекомендациях рассматриваются две темы занятий по строевой подготовке. Однако они могут видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Задачами обучения строевой подготовке являются:

  • Ознакомить обучаемых с основными требованиями Строевого устава ВС РФ, привить им начальные знания и навыки в выполнении уставных требований;

  • Воспитывать у обучаемых любовь в Вооруженным силам Российской Федерации, готовность к безупречному выполнению приказов командиров и начальников, высокую организованность, дисциплинированность, исполнительность, подтянутость, внешнюю опрятность, чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи.

Строевая подготовка совершенствуется на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре и на других занятиях и мероприятиях, при построениях, передвижениях и в повседневной жизни.

Данные методические рекомендации могут служить хорошим методическим пособием для подготовки юношей и девушек к военно-спортивной игре «Зарница»


СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Методические рекомендации

Занятия по строевой подготовке должны проводиться в составе учебной группы на специально оборудованном плацу (строевой площадке) вблизи учебного пункта. Проводят их руководители с привлечением командиров отделений, назначаемых из числа наиболее способных обучаемых.

Строевая подготовка проводится методом практических занятий с многократным повторением изучаемых приемов (действий). При этом основу одиночного строевого обучения составляет личный образцовый показ руководителем, строевых приемов, правильное и четкое их выполнение обучаемыми, сочетаемое с систематической тренировкой.

Обучение организуется в такой последовательности:

1) ознакомление с приемом; 2) разучивание его; 3) тренировка.

Ознакомление с приемом должно дать обучаем, правильное представление о нем. Для этого необходимо: назвать прием или действие и указать, где и для какой цели они применяются; подать команду, по которой выполняется прием в целом, а затем в замедленном темпе продемонстрировать отдельные его части, порядок их выполнения.

Для проведения занятий руководитель и командиры отделений должны находиться там, откуда удобнее обучать обучаемых, следить за их действиями и своевременно реагировать на их ошибки. Для командиров отделений наиболее целесообразное удаление от строя — три-четыре шага; для руководителей — шесть-восемь шагов. Обучаемые, контролируемые руководителем (командирами отделений), внимательнее относятся к объяснениям и показу приемов, меньше отвлекаются и всегда готовы к выполнению команд. В процессе обучения показ, как правило, необходимо повторять, постоянно поддерживая у обучаемых зрительное представление о правильном выполнении приема. Иногда после показа приема руководителем целесообразно разрешить обучаемым в течение двух-трех минут самостоятельно выпол­нить прием в целом. Полезно также, чтобы обучаемые в течение нескольких минут поочередно выполняли приемы перед строем группы. Это повышает интерес к занятиям и вызы­вает стремление добиться лучших результатов.

Проводя занятия, руководитель должен подавать команды громким, властным голосом, четко произнося каж­дое слово. Сила голоса соразмеряется с протяженностью строя. Неправильно и нечетко поданная команда вызывает замешательство у исполнителей, подрывает авторитет руко­водителя, снижает дисциплину. Подавая команды и отда­вая приказания, руководитель обязан сам принимать по­ложение «смирно».

Получив указания начальника учебного пункта, руко­водитель самостоятельно готовится к проведению занятия: уясняет его тему и цель; изучает соответствующие статьи и команды Строевого устава; лично тренируется в подаче команд и выполнении тех строевых приемов, которые бу­дут изучаться.

Эффективность обучения во многом зависит от того, как оборудованы места для проведения занятий. На каждом учебном пункте желательно иметь плац; там, где его нет, необходимо подготовить строевую площадку, используя для этого асфальтированные участки дворов учебных пунк­тов или участки территории школы.

Для отработки строевого шага в движении лучше иметь специальную площадку. Размеры ее произвольны. Например, при ширине шага 80 см и скорости движения 120 шагов в минуту периметр прямоугольника площадки должен составлять 120 шагов. Каждая из сторон прямоугольника разбивается на равные отрезки шириной 70—80 см. Отрезки обозначаются цветной краской. На внутренней стороне площадки устанавливаются колышки (на асфальте — на крестообразных основаниях) или планки высотой 15—20см; на колышки натягивается проволока или тесьма, которая служит для проверки высоты поднятия ноги (лучше, если колышки будут съемными).

Плац (строевую площадку) готовят к занятию накануне:

очищают от снега (воды, грязи), оборудуют всем необходимым. Накануне же занятий учебной группы на нем проводятся методические занятия с командирами отделений.



Изложенные методические рекомендации относятся ко всем темам занятии по строевой подготовке. Они могут видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Тема 1. СТРОИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. КОМАНДЫ. ОБЯЗАННОСТИ СОЛДАТ ПЕРЕД

ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ

ЗАНЯТИЕ 1
Учебные вопросы. 1. Строи и управление ими. 2. Команды и порядок их подачи.

3. Обязанности солдат перед построением и в строю.



Цель. Ознакомить обучаемых со строями, их элементам и с порядком управления строем.

Изучить обязанности солдата перед построением и в строю.



Время. 1 час (40 мин.).

Метод. Показ с объяснением, тренировка.

Место. Плац (строевая площадка).

Руководства и пособия. 1. Пособие по обучению молодых солдат. М., Воениздат, 1973, с.

203—212. 2. Строевой устав ВС РФ, статьи 1—23, 26.



Ход занятия:

Вводная часть — 5 мин

Приняв рапорт командира учебной группы, руководитель проверяет внешний вид обучаемых; объявляет тему, цель занятия, а затем сообщает обучаемым, что строевая под готовка — одна из основных дисциплин воинского воспитания и обучения в Российских Вооруженных Силах. Она вырабатывает у воинов выносливость, четкость в действиях, строевую выправку.



Основная часть — 30 мин

Строи и управление ими — 10 мин

Занятие целесообразно начать с построения группы в две шеренги. Это облегчит обучаемым наблюдение за руководителем при показе им различных приемов и действий.


Рис. 1. Шеренга

Ширина строя

Объявив название учебного вопроса, руководитель объясняет, что большую часть времени военнослужащие действуют не в одиночку, а в составе отделения. При этом должен быть строго определенный порядок, чтобы каждый знал свое место, быстро и без суеты занимал его. Очень важны для совместных действий такие качества, как опе­ративность и четкость в исполнении приказов командиров и начальников. Выработать их можно путем систематиче­ских строевых тренировок.

Для того чтобы знать и успешно выполнять строевые приемы, умело действовать в строю в составе отделения, необходимо иметь представление о строе и его элементах, изучить порядок выполнения команд, твердо усвоить свои обязанности перед построением и в строю.



Строй — установленное Уставом размещение военно­служащих, подразделений и частей для их совместных дей­ствий в пешем порядке и на машинах.

Разместив обучаемых таким образом, чтобы один стоял возле другого на одной линии, руководитель сообщает, что данный строй называется шеренгой (рис. 1). Строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) — одно за другим, назы­вается колонной. Затем руководитель дает определе­ния элементов строя: фланга, фронта, тыльной стороны, интервала, дистанции, ширины и глубины строя, ряда; со­общает, что строй бывает одно- и двухшереножным, сомк­нутым и разомкнутым, развернутым и походным.

Убедившись, что обучаемые усвоили изложенный мате­риал, руководитель занятия знакомит их с порядком управ­ления строем.

Управление строем осуществляется командами и при­казаниями, которые подаются командиром голосом, сигна­лами и личным примером или передаются с помощью средств связи. Команды и приказания могут также передаваться по колонне через командиров подразделений (старших ма­шин) и назначенных наблюдателей. Управление в машине осуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом, и с помощью приборов внутренней связи.



Рис. 2. Строй – колонна по одному.

Команды и порядок их подачи — 10 мин

Руководитель сообщает, что команда разделяется на предварительную и исполнительную. Могут быть и только исполнительные команды.



Предварительная команда подается от­четливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По вся­кой предварительной команде военнослужащие, находя­щиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.

Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

Для того чтобы привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего, в предварительной команде называется наименование подразделения или звание и фа­милия военнослужащего, например: «Отделение (первое отделение) — СТОЙ»; «Рядовой Петров, кру-ГОМ».

После объяснения руководитель приказывает коман­дирам отделений приступить к тренировке в выполнении команд.

Обязанности солдат перед построением и в строю — 10 мин

При освоении обязанностей солдат перед построением и в строю руководитель, задавая вопросы обучаемым, про­веряет, как они усвоили статью 26 Строевого устава. Для практического закрепления изучаемого материала руково­дитель разводит учебную группу по отделениям и органи­зует тренировку обучаемых в выполнении обязанностей сол­дат перед построением и в строю.



Заключительная часть — 5 мин

В конце занятия руководитель проводит краткий раз­бор, напоминая тему и то, как достигнута цель занятия; от­мечает наиболее характерные ошибки, объявляет оценки. Задает прочитать статьи 1—24, выучить наизусть статью 26 Строевого устава. На следующее занятие приказывает всем прибыть в головных уборах.

Для проведения занятия по Теме 2. СТРОЕВЫЕ ПРИЕМЫ И ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ предлагается следующий план-конспект.

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник учебного пункта

___________________

(подпись, дата)

План-конспект

проведения занятия по строевой подготовке
ЗАНЯТИЕ 1

Учебные вопросы.

1. Строевая стойка. 2. Выполнение команд: «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ». 3. Сня­тие и надевание головного убора.



Цель. Научить обучаемых принимать строевую стойку и выполнять названные

выше команды.



Время. 1 ч (40 мин).

Метод. Показ, тренировка.

Место. Плац (строевая площадка).

Руководства и пособия. 1. Пособие но обучению молодых сол­дат. М., Воениздат, 1973, с. 213—216. 2. Строевой устав ВС РФ, статьи 26—29.

Ход занятия:


Учебные воп­росы и время на их отра­ботку

Действия руководителя занятия

Действия обуча­емых

Вводная часть —8 мин.

Основная часть- 30 мин.

1. Строевая стойка -10 мин.

2. Выполнение команд «Смирно»,

«Вольно»,


Приняв рапорт дежурного, прове­ряет наличие и внешний вид обуча­емых. Контрольными вопросами (что такое строй? что называется интер­валом и дистанцией? какие бывают строи? назовите обязанности солдата перед построением и в строю) про­веряет знание обучаемыми уставных положений.

Объявляет тему и цель занятия.

Выводит группу на строе­вую площадку

Объясняет и показывает, как принимается строевая стойка. Тренирует обучаемых в принятии строевой стойки по отделениям, а потом в целом.

Называет и показывает приемы выполнения указанных команд. Тренирует обучаемых в составе группы и по отделениям.


Отвечают на поставленные вопросы

Слушают объяснения и наблюдают за руководителем во время пока­за изучаемых приемов. Тре­нируются в принятии стро­евой стойки.


Наблюдают за показом и слушают объяснения руко-

водителя. Сначала



Учебные воп­росы и время на их отра­ботку

Действия руководителя занятия

Действия обуча­емых

«Заправиться»,

«Отставить» -10 мин.

3. Снятие и надевание головного убора — 10 мин.
Заключительная

часть — 2 мин.



Называет и показывает приемы выполнения указанных команд. Тренирует обучаемых в составе группы и по отделениям.

Построив группу в одну шеренгу, показывает и объясняет, как производится снятие и надевание головного убора по команде. Тренирует обучаемых в выполнении показанных приемов сначала в составе группы, а затем по отделениям.


Напоминает тему, цель занятия, отмечает ошибки, допущенные обучаемыми, и оценивает их действия. За дает задание к следующему занятию -прочи­тать статьи 26—29 Строевого устава ВС РФ.



в составе группы, а затем по отделениям трени­руются в вы­полнении ко­манд.
Наблюдают за показом и слушают объяснения руко-

водителя. Сначала

в составе группы, а затем по отделениям трени­руются в вы­полнении ко­манд.
Слушают разбор занятия.

Руководитель занятия: _____________________

(подпись, дата)

ЗАНЯТИЕ 2

Учебный вопрос. ПОВОРОТЫ НА МЕСТЕ.

Цель. Привить обучаемым первоначальные навыки в выпол­нении поворотов

на месте.



Время. 1 час (40 мин).

Метод. Показ с объяснением, тренировка.

Место. Плац (строевая площадка).

Руководства и пособия. 1. Пособие по обучению моло­дых солдат. М.,

Воениздат, 1973, с. 220—222. 2. Строевой устав ВС РФ, статья 30.



Ход занятия:

Вводная часть 5 мин.

Приняв рапорт командира учебной группы, руководитель проверяет внешний вид обучаемых; объявляет тему и цель занятия, а затем сообщает обучаемым, что строевая подготовка – одна из основных дисциплин воинского воспитания и обучения в Вооруженных силах Российской Федерации. Она вырабатывает у воинов выносливость, четкость в действиях, строевую выправку.



Примерные вопросы для повторения:

1) каковы обязанности солдата перед построением и в строю?

2) назовите строи отделения;

3) примите строевую стойку (два-три человека).



Основная часть — 30 мин

Повороты на месте — 30 мин

Выстроив обучаемых в одношереножном строю, руководитель объясняет, что повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ», а затем показывает обучаемым в слитном исполнении повороты направо (пол- оборота направо), налево (пол-оборота налево). После этого показывает выполнение поворотов в медленном темпе и попутно объясняет порядок действий по предварительной и исполнительной командам. Затем руководитель размыкает строй обучаемых и приступает к разучиванию этих поворотом по разделениям.

Закончив разучивание поворотов на месте, руководитель проверяет усвоение этих приемов на нескольких обучаемых, после чего приказывает приступить к тренировке в выполнении поворотов.

Для обучения поворотам на месте командиры отделений выстраивают отделение в одну шеренгу с интервалом в два шага и тренируют обучаемых в выполнении указанных приемов по разделениям па два счета по командам «Напра-ВО»,

по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА», «Налево, по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА». При не­правильном или нечетком выполнении счета «РАЗ» пода­ется команда «ОТСТАВИТЬ».

После разучивания поворотов по разделениям коман­диры отделений приступают к тренировке в выполнении их в целом, для чего, подавая команду, сопровождают ее подсчетом вслух — «РАЗ, ДВА». При выполнении пово­ротов в целом необходимо обратить внимание обучаемых на то, чтобы повороты совершались не только с помощью ног, но и резким движением корпуса в сторону поворота с последующим соблюдением всех правил выполнения стро­евой стойки.

Затем руководитель в такой же последовательности про­водит разучивание поворота на месте кругом. Он объясняет, что поворот кругом производится по команде «Кру-ГОМ» Так же, как и поворот налево, с той лишь разницей, что разворот делается на 180° (полный, с резким поворотом корпуса кругом). Руководитель показывает прием в целом, а затем Ню разделениям на два счета.

После разучивания поворота кругом в составе взвода командиры отделений тренируют обучаемых в составе отделения — сначала в медленном темпе (по разделениям), а затем в слитном выполнении поворота кругом в быстром темпе с подсчетом вслух — «РАЗ, ДВА». При повороте кругом командиры отделений внимательно следят за тем, чтобы обучаемые не срывали преждевременно с места стоящую сзади ногу, а при повороте не допускали колебаний корпуса и размахиваний руками. Разучивание поворотов заканчивается самостоятельной (парами) тренировкой обучаемых.



Обучая поворотам на месте, необходимо иметь в виду, что обучаемые часто допускают, такие, в частности, ошибки:

- поворачивают корпус по предварительной команде;

- сгибают ноги в коленях;

- размахивают руками;

- наклоняют голову вниз;

- опускают грудь и выставляют живот;

- отводят корпус назад;

- поворот делают не на каблуке, а на всей ступне.



Заключительная часть — 5 мин

В конце занятия руководитель проводит краткий разбор, напоминая тему и то, как достигнута цель занятия; отмечает наиболее характерные ошибки, объявляет оценки. К следующему занятию задает повторить статьи 26—27, 30 Строевого устава и самостоятельно потренироваться в выполнении поворотов на месте.



ЗАНЯТИЕ 3

Учебный вопрос. ДВИЖЕНИЕ СТРОЕВЫМ ШАГОМ

Цель. Привить обучаемым первоначальные навыки в дви­жении строевым шагом.

Время. 1 ч ас (40 мин).

Метод. Показ с объяснением, тренировка.

Место. Плац (строевая площадка).

Руководства и пособия. 1. Пособие по обучению моле дых солдат. М., Воениздат, 1973, с. 222—226. 2. Строевой устав ВС РФ, статьи 31—34.

Ход занятия:

Вводная часть — 10 мин.

Приняв рапорт командира учебной группы, руководитель проверяет внешний вид обучаемых; объявляет тему и цель занятия. С целью повторения отработанного материала руководитель поочередно вызывает из строя обучаемых и проверяет выполнение ими поворотов на месте.



Основная часть — 25 мин.

Движение строевым шагом — 25 мин.

Построив обучаемых в двухшереножный строй, руководитель объясняет обучаемым, что движение может совершаться шагом или бегом. Нормальная скорость движения шагом 110—120 шагов в минуту, размер шага — 70—80 см. Hoрмальная скорость движения бегом — 165—180 шагов в минуту, размер шага — 85—90 см.

Отметив, что шаг бывает строевой и походный, руководитель разъясняет, в каких случаях и по каким команде применяется тот или иной шаг, как осуществляется движение строевым шагом.

Строевой шаг является сложным приемом, выполнении которого требует от обучаемых большого напряжения фи­зических сил, собранности и умения координировать дви­жения рук и ног. Учитывая это, разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя подготовительные упражнения. Руководитель показывает выполнение подготовительного упражнения для рук и отработку движения строевым шагом по разделениям. После этого приказывает командирам отделений развести свои отделения на ранее указанные места и приступить к тренировке.


Заключительная часть — 5 мин.
В конце занятия руководитель проводит краткий разбор, напоминая тему и то, как достигнута цель занятия; отмечает наиболее характерные ошибки, объявляет оценки.

К следующему заня­тию изучить статьи 31—37 Строевого устава ВС РФ.




ЗАНЯТИЕ 4

Учебный вопрос. Движение строевым шагом.

Цель. Научить юношей движению строевым шагом.

Время. 1 ч (40 мин).

Метод. Тренировка.

Место. Плац (строевая площадка).

Руководства и пособия. 1. Пособие по обучению моло­дых солдат. М.,

Воениздат, 1973, с. 222—226. 2. Строевой устав ВС РФ, статьи 31—35.



Ход занятия:

Вводная часть — 10 мин.

Приняв рапорт командира учебной группы, руководитель проверяет внешний вид обучаемых; объявляет тему и цель занятия.



Основная часть — 25 мин.

Движение строевым шагом — 25 мин.

Тренировка проводится сначала в составе отделения, затем — в составе взвода.

Сущность тренировки в составе взвода заключается и следующем. Обучаемые проходят по периметру строевой площадки, размеченной на 60 шагов, на дистанции четыре шага друг от друга. Руководитель, находясь в центре пря­моугольника, внимательно следит за движениями обучае­мых, указывает на ошибки, объясняет их причины и пути устранения. Обучаемые, закончив движение по периметру строевой площадки, продолжают тренироваться попарно, устраняют ошибки, отмеченные руководителем. В заклю­чение руководитель организует соревнование обучаемых и движении строевым шагом.
Заключительная часть — 5мин.

В конце занятия руководитель проводит краткий разбор, напоминая тему и то, как достигнута цель занятия; отмечает наиболее характерные ошибки, объявляет оценки.

К следующему заня­тию изучить статью 38 Строевого устава ВС РФ.

ЗАНЯТИЕ 5
Учебный вопрос. ПОВОРОТЫ В ДВИЖЕНИИ.

Цель. Привить обучаемым практические навыки в выполнении поворотов в движении.

Время. 1 час (40 мин).

Метод. Показ, тренировка.

Место. Плац (строевая площадка).

Руководства и пособия. 1. Пособие по обучению моло­дых солдат. М., Воениздат, 1973, с. 226—

230. 2. Строевой, устав ВС РФ, статья 38.



Ход занятия:

Вводная часть — 10 мин.

Приняв рапорт командира учебной группы, руководитель проверяет внешний вид обучаемых; объявляет тему и цель занятия.



Примерные вопросы для повторения:

1) выполните повороты на месте направо! налево, кругом (два-три человека); 2) пройдите строевым шагом перед строем взвода (два-три человека).



Основная часть — 25 мин.

Руководитель сообщает обучаемым, что повороты в движении шагом выполняются по командам: «Напра-ВО» «Пол-оборота напра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота на нале-ВО», «Кругом — МАРШ». Затем показывает выполнение этих команд в целом и по разделениям.

Для поворота направо и пол-оборота направо исполнительная команда «ВО» подается одновременное постанов: на землю правой ноги. По этой команде сделать шаг с левой ноги, повернуться на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

При разучивании поворота направо по разделениям подается команда: «Направо, по разделениям, на три счет делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ». По счету «Делай — РАЗ» сделать шаг левой ногой, резко повернуться на носке левой ноги направо, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед в новом направлении. П счету «Делай — ДВА» сделать шаг правой ногой на полную ступню с подачей корпуса вперед, руки опустить вниз. По счету «Делай — ТРИ» энергично приставить левую ногу к правой и принять положение строевой стойки.

Закончив показ, руководитель приказывает командирам отделений приступить к тренировке в выполнении поворотов направо и налево в движении — вначале по разделениям, а затем слитно.

После усвоения обучаемыми приемов выполнения по­воротов направо и налево руководитель показывает и объяс­няет обучаемым поворот кругом в движении.

Для поворота кругом исполнительная команда «МАРШ» подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде нужно сделать еще един шаг левой ногой (по счету «РАЗ»), вынести правую ногу на полшага вперед несколько влево и, резко повернувшись на носках обеих ног в сторону левой руки (по счету «ДВА»), продол­жать движение с левой ноги в новом направлении (по счету «ТРИ»). При поворотах движения руками производить в такт шага.

Разучивание поворота кругом в движении производится по команде: «Кругом в движении, по разделениям на четыре счета, делай — РАЗ, делай — ДВА, делай —ТРИ, делай — ЧЕТЫРЕ». По счету «Делай — РАЗ» сделать шаг вперед с левой ноги и остановиться в таком положении. По счету «Делай — ДВА» вынести правую ногу на полшага вперед несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, остаться в таком положении. По счету «Делай — ТРИ» сделать шаг левой ногой вперед. Но счету «Делай — ЧЕТЫРЕ» приставить правую ногу. Упражнение повторяется в такой же последовательности и новом направлении.

Закончив показ и объяснение, руководитель приказывает командирам отделений приступить к тренировке.

Затем проводится тренировка в выполнении поворотов в движении в составе взвода.



Заключительная часть — 5 мин.

В конце занятия руководитель проводит краткий разбор, напоминая тему и то, как достигнута цель занятия; отмечает наиболее характерные ошибки, объявляет оценки.

К следующему занятию Самостоятельно потренироваться в выполнении поворотов в движении.
ЗАНЯТИЕ 6
Учебные вопросы. 1. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте вне строя.

2. Выполнение воинского приветствия без оружия в движении.



Цель. Привить обучаемым практические навыки в выполнении воинского приветствия без

оружия.


Время. 1 час (40 мин).

Метод. Показ, тренировка.

Место. Плац (строевая площадка).

Руководства и пособия. 1. Пособие по обучению моло­дых солдат. М., Воениздат, 1973,

с. 239— 242. 2. Строевой устав ВС РФ, статьи 60—63.


Ход занятия:
Вводная часть — 10 мин

Приняв рапорт командира учебной группы, руководитель проверяет внешний вид обучаемых; объявляет тему и цель занятия.



Задание для повторения пройденного материала:

1) выполните повороты направо, налево в движении (два-три человека);

2) выполните поворот кругом в движении (два-три человека).
Основная часть — 25 мин
Выполнение воинского приветствия на месте вне строя — 10 мин.

Руководитель показывает обучаемым порядок выполнения воинского приветствия без оружия на месте вне строя без головного убора, а затем при надетом головном уборе.

Для выполнения воинского приветствия без оружия на месте вне строя без головного убора при подходе начальника, за пять-шесть шагов до него, повернуться в его сторону, встать по стойке «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, то, кроме того, приложить правую руки к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча. При повороте головы в сторону начальника положение руки остается без изменений. Когда начальник минует отдающего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

Обучение выполнению воинского приветствия без головного убора по разделениям проводится по команде: «Для выполнения воинского приветствия, начальник с фронта (справа, слева, сзади), по разделениям делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «Делай — РАЗ» при движении начальника с фронта обучаемый за пять- шесть шагов до него принимает положение «смирно» и смотрит начальнику в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если начальник двигается справа, слева или сзади, то за пять-шесть шагов до него обучаемый поворачивается в его сторону, принимает положение «смирно» и смотрит в лицо начальнику, поворачивая вслед за ним голову. По счету «Делай — ДВА» ставит голову прямо и принимает поло­жение «вольно».

Обучение приемам выполнения воинского приветствия на месте при надетом головном уборе проводится в том же порядке, что и без го­ловного убора, только одновременно с принятием положе­ния «смирно» обучаемые прикладывают руку к головному убору.

Закончив показ и объяснение, руководитель проверяет, как обучаемые усвоили материал, а затем приказывает ко­мандирам отделений приступить к тренировке.

Командиры отделений строят свои отделения в одну шеренгу, размыкают на пять-шесть шагов и приступают к обучению каждого обучаемого. После этого проводят трени­ровку попарно, добиваясь от обучаемых четкого и молодцеватого выполнения воинского приветствия с соблюдением правил строевой стойки.

Убедившись, что обучаемые усвоили выполнение воинского приветствия на месте, руководитель знакомит их с выполнением воинского приветствия в движении.


Выполнение воинского приветствия в движении — 15 мин.

Построив обучаемых в две шеренги, руководитель показы­вает обучаемым выполнение воинского приветствия в движении — сначала без головного убора, затем при надетом головном уборе.

Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за пять-шесть шагов до начальника одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повер­нуть голову в сторону начальника и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника, голову поставить прямо и продолжать движение руками.

Разучивание выполнения воинского приветствия в движении по разделениям проводится на шесть счетов по команде: «Для выполнения воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА». По счету «Делай — РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками и повернуть голову в сторону начальника. По счету «Делай - ДВА», «Делай — ТРИ», «Делай — ЧЕТЫРЕ, «Делай - ПЯТЬ», «Делай — ШЕСТЬ» продолжать движение с прижатыми к корпусу руками и смотреть начальнику в лицо. По следующему счету «Делай — РАЗ» одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжать движение руками. Затем, сделав три свободных шага, повторить упражнение в таком же порядке.

Закончив показ и объяснение, руководитель приказывает командирам отделений приступить к тренировке в выполнении приема - сначала по разделениям, а затем в целом. Для последующей тренировки выстраивает отделение в колонну по одному, пропускает обучаемых мимо себя и проверяет действия каждого из них.

Методика обучения выполнения воинского приветствия при надетом головном уборе такая же, только при этом одновременно с поворотом головы обучаемый должен приложить правую руку к головному убору, а левую держать неподвижно у бедра. Пройдя начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

Для проверки умения обучаемых выполнять воинское приветствие в движении руководитель выстраивает обучаемых в колонну по одному и подает команду: «Для выполнения воинского приветствия, начальник справа (слева), дистанция десять шагов, шагом МАРШ». Обучаемые поочередно проходят мимо руководителя и отдают ему воинское приветствие — сначала без головного убора, а затем при надетом головном уборе. Если обучаемый допустил ошибку, руководитель указывает ему на это и приказывает повторить прием.

Затем руководитель показывает прием выполнения воинского приветствия при обгоне начальника и приказывает командирам отделений приступить к тренировке в выполнении этого приема.


Заключительная часть — 5 мин.

В конце занятия руководитель проводит краткий разбор, напоминая тему и то, как достигнута цель занятия; отмечает наиболее характерные ошибки, объявляет оценки.

К очередному занятию изучить статьи 69—73 Строевого устава ВС РФ.

ЗАНЯТИЕ 7
Учебный вопрос. ВЫХОД ИЗ СТРОЯ И ПОДХОД К НАЧАЛЬНИКУ.

Цель. Привить обучаемым начальные навыки в подходе к начальнику и отходе от него.

Время. 1 час (40 мин).

Метод. Показ, тренировка.

Место. Плац (строевая площадка).

Руководства и пособия. 1. Пособие по обучению моло­дых солдат. М., Воениздат, 1973,

с. 234—239. 2. Строевой устав ВС РФ, статьи 69—73


Ход занятия:

Вводная часть — 10 мин

Приняв рапорт командира учебной группы, руководитель проверяет внешний вид обучаемых; объявляет тему и цель занятия.

Примерные вопросы для повторения:

1) выполните воинское приветствие на месте при надетом головном уборе (два-три человека);

2) выполните воинское приветствие в движении при надетом го­ловном уборе (два-три человека).

Основная часть — 25 мин

Выход из строя, подход к начальнику и возвращение строй целесообразно отработать в такой последовательности: подход к начальнику вне строя и отход от него; вы­ход из строя по команде и возвращение в строй; выход из строя по вызову и возвращение в строй.

Построив взвод в одношереножный строй, руководитель показывает выполнение подхода к начальнику и отхода от его в целом, а затем по разделениям на три счета. Для наглядности рекомендуется вызвать из строя одного обучаемого для обозначения начальника, поставив его так, что6ы остальные видели показ руководителя.

После показа и краткого объяснения выполнения приемов подхода к начальнику и отхода от него руководитель приказывает командирам отделений приступить к тренировке, а сам поочередно проверяет каждое отделение. Когда приемы подхода к начальнику и отхода от него будут разучены по разделениям, действия отрабатываются в комплексе, методом парной тренировки с докладом. Для этого отделение необходимо построить в две шеренги, разомкнув на четыре-пять шагов, развести шеренги на дистанцию восемь-десять шагов и тренировать обучаемых в подходе к начальнику и отходе от него. Поочередно одни обучаемые выступают в роли начальника, другие – в роли подчиненных.

Для разнообразия и большей заинтересованности обучаемых отработку данного вопроса следует заканчивать тренировкой в обычном темпе на восемь счетов в составе взвода. Для тренировки взвод выстраивается в колонну по одному с дистанцией один-два шага. По команде руководителя «Подход к начальнику и отход от него, на восемь счетов с подсчетом вслух «Делай – РАЗ, делай – ДВА» и т.д. обучаемые на первые три счета делают три шага вперед строевым шагом, начиная с левой ноги. По счету «ЧЕТЫРЕ» одновременно с приставлением правой ноги к левой прикладывают руку к головному убору. По счету «ПЯТЬ» опускают руку. По счету «ШЕСТЬ» вновь прикладывают руку к головному убору. По счету «СЕМЬ» поворачиваются кругом. По счету «ВОСЕМЬ» приставляют правую ногу к левой. По следующему счету «РАЗ» обучаемые делают с левой ноги шаг вперед, с постановкой ее на землю опускают руку и повторяют упражнение в том же порядке.

Закончив тренировку в выполнении подхода к начальнику и отхода от него, руководитель в такой же последовательности проводит разучивание и тренировку выхода из строя по команде и возвращение в строй; выхода из строя по вызову и возвращению в строй.



В конце занятия руководителю целесообразно провести соревнование между обучаемыми на лучшее выполнение приемов, выхода из строя и возвращения в строй.
Заключительная часть – 5 мин.
В конце занятия руководитель проводит краткий разбор, напоминая тему и то, как достигнута цель занятия; отмечает наиболее характерные ошибки, объявляет оценки.

К следующему занятию прочитать статьи 69—73 Строевого устава ВС РФ.
скачать


Смотрите также:
Методические рекомендации по строевой подготовке дергачёв Василий Михайлович
267.79kb.
Методические рекомендации по порядку организации и проведения занятий по допризывной подготовке учащихся по строевой подготовке
604.82kb.
Методические рекомендации по подготовке плана/отчета. Несколько общих замечаний
71.83kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
781.63kb.
Методические рекомендации для учащихся Екатеринбург, 2008 Введение Предлагаемые методические рекомендации имеют своей целью оказать помощь учащимся в их подготовке к сдаче егэ по информатике. Весь представленный материал разбит на четыре
734.43kb.
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) Якутск, 2012 Методические
897.99kb.
Методические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям
304.69kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
827.51kb.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования Как подготовиться к конкурсу профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»
148.27kb.
Планы семинарских занятий для студентов медицинских и фармацевтических вузов и методические рекомендации по подготовке к ним. Екатеринбург: угм
882.06kb.
Методические рекомендации об использовании результатов экзамена по литературе в рамках аттестации выпускников
263.29kb.
Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных 50-летию полета в космос
985.38kb.