Главная стр 1
скачать
Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»


Профилактика

психического и физического насилия

в образовательных учреждениях

Методические рекомендации


Самара


2010

УДК 159.9

ББК 88

П 78
Печатается по решению редакционно-издательского совета



Государственного образовательного учреждения дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов 

центра повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр»

Рецензенты:

Клюева Т. Н., директор Регионального социопсихологического центра, к. псх. н.

Осипова Л. Г., директор Ресурсного центра г. о. Тольятти, к. п. н.

 

Профилактика психического и физического насилия в образовательных учреждениях: методические рекомендации / сост. А. В. Воронцов, к. п. н. / под ред. Л. А. Карамаевой, к. псх. н. – Самара: РИО ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2010. – 44 с.


В методических рекомендациях представлена подборка теоретических и практических материалов по юриспруденции, психологии и педагогике, касающихся проблемы жестокого обращения с детьми в современном обществе. Большее внимание уделяется причинам проявления насилия над детьми в образовательных учреждениях, описанию возможных путей минимизации данной проблемы, приводятся примеры психологических и педагогических методик, которые можно использовать при изучении, профилактике и управлении процессами, порождающими насильственные формы отношений в системе «учитель – ученик».

Информация, представленная в данном издании, может оказаться полезной работникам системы образования для понимания проблемы насилия над детьми в обществе в целом и в системе образования в частности, причин и возможных путей решения.

Данное издание адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, руководителям образовательных учреждений.


IBSN 978-5-901707-40-1 © Авторы, 2010




Содержание:

Введение 4



Введение


В 2010 году завершился важнейший этап развития отечественного образования, определяемый Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Однако инновационные процессы в образовании на этом не приостанавливаются, а, наоборот, будут приобретать новый темп и новое содержание. Основанием к данному суждению является серьёзнейший государственный проект, утверждённый 4 февраля 2010 г. Президентом РФ, – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». «Новая школа, – отмечается в данном документе, – это институт, соответствующий целям опережающего развития. <…> Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. <…> Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха. <…> Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством…» 10.

Для тех, кто много лет профессионально занимается образованием, эти слова – «бальзам на душу», воплощение того, что хотелось бы сделать, но не было соответствующих условий, ни правового, ни материально-финансового обеспечения. Но оптимизм несколько ослабевает, когда знакомишься с некоторыми данными из СМИ, Интернета, литературы.

В одном из своих интервью газете «Культурная среда» (1.06.2009 г.) известный детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор научно-исследовательского института детства, академик РАО Альберт Анатольевич Лиханов сказал следующее: «Не так давно Президент Дмитрий Медведев назвал количество российских детей, подвергшихся насилию в 2008 году, – 126 тысяч – население немаленького города! Из этих 126 тысяч детей 1914 погибли, а здоровью 2330 причинён тяжкий вред.

Было ли подобное раньше? Не было! Это новая данность нашего времени – ожесточённость народа... Ожесточённость к своим собственным детям, на которых в чём-то несостоявшиеся, неудавшиеся люди вымещают свою горечь, свой нрав, свою незадавшуюся судьбу.

Рассчитывать исключительно на помощь государства было бы неправильным. Я считаю, что за детей, прежде всего, отвечают родители. Но есть родители, которые ни за что не отвечают, даже за самих себя. Как этому противостоять?

На сей счёт есть разные соображения, доминирует же идея экономическая, мол, сделайте жизнь людей лучше – и всё исправится само собой.

Справедливо это лишь отчасти.

В настоящее время мы отмечаем мощную утрату национального пафоса. Мы живём, не зная, куда идём, к чему стремимся.

К деньгам? Это лживая идея…

И, к сожалению, сегодня ни наша интеллигенция, ни наша педагогика, ни наша философия не решаются сказать об этом всерьёз и вслух. Пока мы не будем знать, к чему мы идём, во имя чего живём, мы будем катиться под гору, и мы катимся. 126 000 детей за год, подвергшихся насилию – это страшное признание.

Мы всё время киваем на власть, а сами что-то можем или нет? Я думаю, можем».

В ежегодном послании Федеральному собранию (30.11.2010.) Президент РФ Д. А. Медведев вновь обратил особое внимание на то, что насилие в отношении детей сегодня является «поистине страшной проблемой». Он, в частности, сказал: «По официальным данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков…» 14.

Такая вот серьёзнейшая и сложнейшая проблема современного российского (и не только российского) общества, которая требует срочного и грамотного решения. Грамотного, конечно, с юридической точки зрения, но более – с психологической и педагогической. Ведь маленький человек, переживший агрессию против себя или близкого ему человека, унижение, пренебрежительное отношение, получает, с одной стороны, серьёзную психологическую травму, которая рано или поздно, но непременно скажется на его личностном становлении. С другой стороны, он приобретает негативный опыт межличностного взаимодействия и общения, что, в свою очередь, во многом может определить его (ребёнка) жизненный путь, траекторию личностного развития.

Целью настоящего пособия является попытка помочь работникам образовательных учреждений и родителям познакомиться и более обстоятельно разобраться в теоретических вопросах, связанных с проблемой жестокого обращения с детьми, насилия в детской среде, а также предложить некоторые пути решения данной проблемы системой образования.








скачать


Смотрите также:
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается по решению редакционно-издательского совета
49.89kb.
Методические рекомендации Самара 2010 ббк 88 п 78 Печатается по решению редакционно-издательского совета
56.92kb.
Учебно-методическое пособие по хозяйственному праву могилев, 2013 ббк 67. 3 (2Á) т печатается по решению редакционно-издательского совета
2393.23kb.
Печатается по решению редакционно-издательского совета факультета управления, экономики и права кгту
560.85kb.
Г. А. Розман Очерки о
889.68kb.
С. П. Поцелуев политические парадиалоги
5585.04kb.
Пермяков Ю. Е
3733.61kb.
Семья в психологической консультации
2773.34kb.
Единого государственного экзамена
3175.33kb.
С. М. Окулов, А. А. Пестов, О. А. Пестов информатика в задачах
181.64kb.
Учебное пособие для студентов мпу москва 2000 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мпу
553.05kb.
Учебное пособие для студентов мгоу москва 2003 Печатается по решению кафедры ито и редакционно-издательского Совета мгоу
567.32kb.