Главная стр 1
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОЬРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Академия

сервиса и экономики

А.Э.Назиров

М.Л.Бурова

Философия

Методические указания

для студентов

Санкт-Петербург

2005 г.

Утверждены Методическим Советом СПбГАСЭ.



Философия. Методические указания. – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2005. – 28с.

Методические указания рекомендованы студентам СПбГАСЭ, изучающим курс «Философия». Они разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В методических указаниях представлены: тематический план курса, программа, планы практических занятий, методические рекомендации к каждому семинару, литература, темы рефератов, проблемные вопросы, а также методика оценки знаний и умений студентов.

Авторы составители: д-р филос. наук, проф. А.Э.Назиров;

канд. филос. наук доц. М.Л.Бурова

Рецензенты: д-р соц. наук, проф. Р.А. Костин,

канд. культурол. наук доц. А.В. Фролов

 Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

2005 г.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ

Тема 1 Роль философии в жизни человека и общества.

1.Что изучает философия? Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

2. Философское мировоззрение. Основные темы философской рефлексии: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность.

3. Функции философии. Философия и наука.



Литература

1 Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. Ч 1, разд. 1. - М., 1999.

2 Таранов Золотая философия. - М., 1999.

3 Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1971

4 Библия - М .1990

5 Богомолов А.С Античная философия, - М., 1985



  1. Мифологический словарь - М., 1991.

  2. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

  3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию? - М., 1990.


Методические рекомендации

Философия как особая форма общественного сознания характеризуется наличием основного вопроса, методом, местом и ролью в системе общест­венного сознания, а также функциями, которые она выполняет. Философия имеет специфику мышления и языка. Спецификой мышления в философии яв­ляется то, что результат мышления берется вместе с процессом его получе­ния, а специфика языка связана с образованием терминов для обозначения всеобщего. Однако не все категории переводимы на родной язык, поэтому некоторые термины греческого или латинского происхождения остаются без перевода.



При раскрытии первого вопроса следует обратить внимание на то, что идеальное как продукт философской рефлексии над анимистическим содер­жанием мышления является основой науки. Поэтому с возникновением философии связывается основная историческая ось времени, проходит прорыв через магию (см : К. Ясперс Смысл назначения истории. – М., 1991).

Во втором вопросе следует различать мировоззренческий вопрос о соотношении человека и мира, и гносеологический – о соотношении субъекта и объекта. Необходимо отметить, что на вопрос о сущем (архэ) в историко-философском процессе выделяется 4 варианта ответа, составляющих мета физические установки: природа (античность), Бог (средневековье) субъект и объект (Новое время), иррациональные потребности человека (современность). При этом каждая новая мысль в культуре проходит одни и те же этапы мистика, поэзия, риторика, грамматика, логика и математика.

В третьем вопросе вскрываются основные функции философии: идеологическая (формирование идеалов) и методологическая (обоснование способов достижения этих идеалов). К функциям философии также относят: мировоззренческую, социологическую, праксиологическую, аксиологическую, гносеологическую. логическую и др. Философская рефлексия над наукой позволяет выявить такие типы науки, как классическая, неклассическая и постклассическая.
Темы рефератов

  1. Соотношение анимистического, философского и научного мышления.

  2. Мифология и религия.

  3. Исторические типы философского мышления.

  4. Функции философии.

  5. Наука как внутрифилософское явление.


Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Что такое философия как любовь к мудрости?

  2. Каковы фундаментальные метафизические установки в истории философии?

  3. Раскройте соотношение философии и мистики.

  4. Раскройте соотношение философии и науки.

  5. Каковы этапы развития мысли в культуре?


тема 2. Античная философия.
1. Онтология. Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеа­листическая, (Платон) трактовка бытия

  1. Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуры.

  2. Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы.

Литература

  1. Антология мировой философии. - М.. 1969. - т. 1, ч 4.

  1. Аристотель. Метофизика // Соч. В 4 т Т.1 кн.1 - М., 1976.

  2. Платон. «Апология Сократа»// Соч. В 3 т. Т.1. - М., 1988.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

  4. История античной диалектики. - М., 1972.

  5. П. Таранов Звезды мировой философии. - М., 1999.

  6. Чапышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Методические рекомендации

В первом вопросе античная философия, принимающая природу за ос­нову (сущность) мира, прошла три этапа: досократовский, послесократовский и эллинизм. В древнегреческой натурфилософии за основу мира принимают конкретные формы «природы»: вода (Фалес Милетский), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), огонь (Гераклит), бытие (Парменид), атомы (Демокрит), идеи (Платон).

Во втором вопросе важно понять, что формирование идей (всеобщих понятий), происходит методом, открытым Сократом (диалог Платона «Федр», состоит из трех этапов: тезис, антитезис и синтез). Этот метод становится способом решения проблем в философии и науке, а изложенный формально он составил три закона логики Аристотеля.

Третий вопрос относится к содержанию философии эллинизма (стоики, эпикурейцы, скептики), вызванной кризисом античного мира и его культуры и ценностей (см.: Лосев А.Ф. История античной философии - М., 1989).

Темы рефератов

1 Милетская школа и Гераклит.



  1. Элейская школа: учение о бытии

  2. Учение Сократа о знании.

  3. Учение Платона об идеях.

  4. Логика Аристотеля.

  5. Философия эллинизма.

Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Этапы развития античной философии.

  2. Понятие «архэ» и его роль в классификации школ античной философии.

  3. Роль Платона в развитии философии (метод Сократа).

  4. Понятие метафизики Аристотеля.

  5. Основы наук в классификации Аристотеля.



тема 3.Философия средневековья и возрождения

  1. Апологетика как этап средневековой христианской философии.

  2. Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.

  3. Фома Аквинский как систематизатор схоластики. Проблема ве­ры и разума. Номинализм и реализм в средневековой схоластике.

  4. Философия Возрождения: проблема имманентного бытия Бога. Социально - политические концепции.

Литература

  1. Августин Аврелий. Исповедь – М., 1991.

  2. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969. - т. 1, ч.2. - с. 581-605; 787-907.

  3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

  4. Роузентал Франц. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. - М., 1978.

  5. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

  6. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

  7. Чапышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

  8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

  9. Гуковский М.А. Итальянское возрождение. – М., 1990.

Методические указания

Средневековая христианская философия проходила этапы апо­логетики, патристики и схоластики. Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на то, что в апологетике Оригена и Кли­мента Александрийского содержится ссылка на герметизм древнего Египта, что позволяет интерпретировать характер христианского мировоззрения как аллегорический и символи­ческий.



Второй вопрос содержит указания на специфику христианского Бога как сверхприродной и сверхразумной сущности, раскрывающей­ся в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом аспектах соответственно: Бог как творец мира, высшая цель познания, высшая ценность. В постановке вопроса о божественном творении мира содержится предпосылка проблемы универсалий, соотношения общего и единичного.

В третьем вопросе обратите внимание на идею Ф.Аквинского отношения к Богу как к пределу и идеальному, которое является предпосылкой теории пределов в математике и идеальных моделей в новоевропейской науке. Соотношение веры и разума в трудах Фомы Аквинского, т.е. концепция двух истин: откровения и логически выводного знания предвосхищает строение первой научной теории, содержащей принципы и фундаментальные законы. Появляется новое отношение к Богу.

В четвертом вопросе, в работах Н. Кузанского, знаменующих собой переход от средневековой схоластики к философии Возрождения, как к не иному по отношению к миру, природа, а из этого следует идея не греховной природы человека (предпосылка гуманизма эпохи Возрождения и эстетизации человека). Кроме того, поскольку Бог в природе и говорит "языком математики", занятие математическим естествознанием становится продолжением средневековой традиции познания Бога новыми средствами. На этой мировоззренческой установке возникают явления Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, Декарта.

Социально-политические концепции следует раскрывать исходя из антропоцентризма мировоззрения Возрождения, обоснованного М. Монтенем, Э. Роттердамским, Н Макиавелли, Т. Мором.



Темы рефератов

  1. Влияние нравственных и философских идей Библии на развитие филосо­фии Средневековья.

  2. Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.

  3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского.

  4. Геоцентризм и проблемы человека.


Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Каковы этапы развития средневековой философии?

  2. Понятие христианского Бога и специфика отношения к нему в патристике.

  3. Что такое схоластика, в чем состоит проблема универсалий?

  4. Какова специфика отношения к Богу в эпоху Возрождения?

  5. Каковы предпосылки гуманизма и науки Возрождения?


Тема 4. Философия Нового времени.

1 Проблема познания - центральная проблема философии Нового времени. Проблема метода научного познания эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

2 Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм (Б Спино­за), дуализм (Р. Декарт), множественность субстанций (Г. Лейбниц).

3 Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и че­ловеке.



Литература

1 Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 т. Т. 2. - М . 1972.

2 Декарт Р.Рассуждение о методе // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1989.


  1. Мир философии. - М., 1991. - ч. 1 и 2.

4 Рассел Б. История западной философии. - М., 2000.

5. Гельвеций К. Об уме // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1977.

6. Длугач Т.Б. Подвиг здравогог смысла, или рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М., 1995.
Методические рекомендации

Вопросы соотношения единичного и общего в схоластике принимают математическую форму в новоевропейской науке (дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическая геометрия, математическая логика).



Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что под новой философией Ф. Бэкон понимает то, что в наше время называют научной теори­ей. В методологии научного познания Ф. Бэкона, Р. Декарта формируется новый образ науки, основанный на идеальных моделях, экспериментальной практике и математической форме.

Второй вопрос раскрывается, если учесть, что новоевропейская фи­лософия базируется на субъектно-объектном отношении, позволяющим отно­ситься к миру как к образу мира. Тождество и различие бытия и мышления порождают проблему связи онтологии и гносеологии в философии 17 века.

В третьем вопросе необходимо обратить внимание на проблему сознания в философии и естествознании. Ограниченность французского материализма 18 века в решении этой проблемы: при понимании материаль­ною аспекта сознания как свойства, непонимание идеального аспекта созна­ния как отражения. Отсюда, неспособность решения проблемы соотношения личности и общества, общества и природы.

Темы рефератов

  1. Роль метода индукции в научном познании.

  2. Роль метода дедукции в построении научной теории.

  3. Проблема субстанции в философии Спинозы и Лейбница.

  4. Проблема личности, среды и воспитания в учении французских материалистов 18 в.


Вопросы для повторения и самопроверки.

  1. Что такое эмпиризм и рационализм философии Нового времени?

  2. Что такое деизм, пантеизм и гилозоизм?

  3. Какие направления в философии называются монизмом, дуализмом и плюрализмом?

  4. В чем состоит проблема сознания в философии и естествознании?

  5. Какова проблема отношения личности и среды в философии французских материалистов XVIII в.?


Тема 5. Классическая немецкая философия

1. Критическая философия И.Канта. Теория познания и этика.

2. Послекантовский немецкий идеализм (диалектика "Я" и "не Я" И. Фихте, натурфилософия Ф.Шеллинга).

3. Система Гегеля и его диалектический метод.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Литература

1. Кант И.Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука // Соч. в 8 т. Т.4. М.1994.

2. Асмус В. Иммамунл Кант. - М., 1987.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // В 3т. - М., 1974-1977

4. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990.

5. Фейербах Л. Сущность христианства. - М., 1965.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс, Энгельс Соч. Т.21

7. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – М., 2001.


Методические рекомендации

В раскрытии первого вопроса следует иметь в виду, что И. Кант предложил вариант решения дилеммы эмпиризма и рационализма: знание, полученное из опыта, и априорное (доопытное). Знание существует на 3 уровнях познания: чувст­венном, рассудочном, разумном, а учение об этих формах знания получило на­звание трансцендентальной, соответственно, эстетики, аналитики, диалектики. Чистый разум и способность суждения, по И. Канту, подчинены практическому разуму, а наука служит нравственным нормам, выраженным в категорическом императиве

Во втором вопросе необходимо отметить, что И. Фихте помимо тезиса и антитезиса, характерных для кантовской критики чистого разума, вводит в качестве третьего этапа – их синтез. Тем самым, возникает триада «Я», «не Я», «абсолютное Я», сохраняемая и развитая в гегелевской диалектике. Другими важным моментом в философии И. Фихте является идея активности сознания как творческого «Я»;. Ф Шеллинг как бы заменяет субъективное «Я» Фихте на понятие абсолюта, представляющего собой тождество бытия и мышления. Подобное тождество постигается в интуиции фило­софа и художника, и Шеллинг показывает это в работах по натурфилософии и философии искусства.

В третьем вопросе: следует показать, что система Гегеля, представляющая собой после­довательную и разветвленную триаду, содержит метод мышления, названный диалектическим. Этот метод формируется как результат критики законов формальной логики Аристотеля и представляет собой предпосылку неклассических логик XX столетия. Диалектический метод мышления исходит из того, что каждое понятие внутри себя содержит противоположное себе, взаимодей­ствуя с которым оно развивается. Это выражается в методе восхождения от абстрактного к конкретному, который является методом построения конкрет­но-научных теорий, в частности, экономической теории Маркса.

В четвертом вопросе следует обратить внимание на попытку Л. Фей­ербаха преодолеть спекулятивный характер гегелевской философии и от ло­гических оснований мышления перейти к изучению чувственной природы чело­века. Антропологический материализм Л. Фейербаха, освобождаясь от абсо­лютной идеи Гегеля, возвращается к французскому материализму, но на ос­нове уровня развития науки XIX века. Аналогично преобразуется религия Бога в религию человека, согласно которой, по Фейербаху, человек человеку Бог.

Темы рефератов

  1. Этика И.Канта.

  2. Концепция свободы и философии И.Фихте.

  3. Философия искусства Ф. Шеллинга.

  4. Проблема мышления в философии Г. Гегеля.

  5. «Религия любви» Л. Фейербаха.


Вопросы для повторения и самопроверки.

  1. Каковы виды трансцендентального в теории познания и. Канта?

  2. В чем заключается учение о категорическом императиве И.Канта?

  3. В чем состоит активность познающего субъекта в философии И.Фихте и Ф.Шелленга?

  4. Г.В.Ф.Гегель о соотношении формальной и диалектической логики.

  5. В чем состоит антропологический материализм Л. Фейербаха?


Тема 6. Философия в России

  1. Западники и славянофилы: П Чаадаев, А. Герцен, Н.П. Чернышевский, А.С. Хомяков. И.В. Киреевский, К.С. Аксаков.

  2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Русский космизм.

  3. Философия свободы как учение о человеке Н. Бердяева.


Литература.

1 Асмус В.Ф., В.С. Соловьев: Опыт философской биографии. // Вопр. фи­лософии, 1988. - № 6.

2 Бердяев Н.А. Русская идея. // В кн.: «О России и русской философской культуре». - М., 1990.

3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

4 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии СПб., 1995.

5 Ермичев А.А. О философии в России. СПб., 1998.

6 Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. СПб., 1995

7 Герцен А.И.Соч. в 8 т.Т. 2 - М., 1975.

8 Лосев А Владимир Соловьев и его время. - М., 1996.

9 Лосский И.О. История русской философии. - М., 1991.

10 Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. - М., 1989.
11 Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.

12 Русский космизм. М., 1993



Методические рекомендации

В первом вопросе обратите внимание на единство двух противоположных тенденций в русской философии: ориентация на западноевропейскую культуру и на самобытность русской культуры. Представители последнего направления получили название славянофилов (А.С. Хомяков И.В, Кириевский, К.С. Аксаков), первого – западников (декабристы, революционные демократы).

Во втором вопросе следует вскрыть истоки философии русского космизма как уникальной идеи в мировой культуре. В работах В.С.Соловьева нашли концептуальное завершение идеи солидарности, соборности и всеединства как синтеза науки, религии и философии. Теософские увлечения В.С.Соловьева дополненные влиянием «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова, в которой изложено единение человека с природой как антропоцентризм, содержат идею бессмертия человеческого духа. Естественнонаучное направление русского космизма развивалась в трудах К.Э. Циалковского, В.И. Вернадского, Н.Г. Умова.

В третьем вопросе в центре внимания работа Н.А. Бердяева. «Смысл творчества», в которой свобода трактуется как предпосылка и условие творчества и реализация божественного в человеке. Философская эволюция Н.А. Бердяева подразделяется на 4 периода: эпический, религиозно-мистический, историософский, персоналистический. По Бердяеву, самоосуществление духа в субъекте реализуется в отчужденных объектах, подчиненных необходимо­сти. Творческие усилия людей преодолевают отчужденную внеположенность объектов человеку. Подлинное бытие человека («космос») есть царство люб­ви и свободы. Задача человека: освободить свой дух, перевести его «из раб­ства в свободу, из вражды мира в космическую любовь». Н. Бердяев пишет, что цель человека не спасение, а творчество (Н.А. Бердяев Философия сво­боды. Смысл творчества. М., 1989).

Темы рефератов

  1. «Русская идея» в интерпретации Н. Бердяева.

  2. Мировоззренческие основания русского космизма.

  3. Философия «общего дела» Н. Федорова.

  4. Гуманизм философских взглядов Ф. Достоевского

  5. Философия «всеединства» Вл. Соловьева

  6. Антропологические аспекты русской философии.


Вопросы для повторения и самопроверки


  1. Проблема человека и общества у А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

  2. Что означает центральное понятие «всеединства» в философии Вл. Соловьева?

  3. В чем смысл понятия свободы в философии Н. Бердяева?

  4. Как обосновали идею бессмертия всего живого русские космисты?

  5. Назовите основные идеи этики «общего дела» Н. Федорова.


Тема 7. Западная Философия XIX-XX вв.

  1. Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон).

  2. Позитивизм (О. Конт. Г. Спенсер, Д. С. Милль), неопозитивизм (Б. Рассел), постпозитивизм (Р. Карнап.).

  3. Теория психоанализа и неофрейдизм (3. Фрейд, Э. Фромм, А. Юнг).

  4. Философия экзистенциализма (Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс, М. Хайдеггер).



Литература

  1. Антология мировой философии. В 5 т. Т.3 - М., 1971.

  2. Долгов К.М. От Къеркегора до Камю. - М., 1991.

  1. Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 2001.

  1. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990.

  1. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.,1990

  1. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

  2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Соч. В 2 т. – М., 1990.

10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1989.

11.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.


Методические рекомендации

Первый вопрос: о предпосылке экзистенциализма. т. е о философии жизни, в которой за основания бытия человека принимается: воля к власти (Ф. Ницше), жизненный порыв (А. Бергсон) Согласно Ф. Ницше, для человека не обходимо стремление к такому предельному состоянию (напряжение творческих сил), которое и делает человека человеком. Подобное состояние Ф. Ницше называет сверхчеловеком, пришедшим вместо Бога после "смерти Бога" в культуре. Из факта "смерти Бога" делается оправдавшийся прогноз на ХХ век как время невиданных в истории социальных потрясений (мировые войны и революции). Следует обратить внимание на то, что Ф. Ницше работал не в стиле классического философствования, т.е. логицировзния, а средствами поэтических образов, символов, аллегорий и притч. (Ф. Ницше Так говорил Заратустра).

Второй вопрос об истории и логике развития позитивизма, проходящего этапы: позитивизм середины XIX века, эмпириокритицизм (на рубеже ХIХ-ХХ веков), логический позитивизм и постпозитивизм Начавшись с программы: наука сама для себя философия (О. Конт), позитивизм, под влиянием революции в физике, превращается в махизм, а революция в математике XX века создает предпосылки для логического позитивизма (Р. Карнан). Неопози­тивизм, выдвинувший принцип верификации (сведение языка теории к языку наблюдений) как критерий научности перерастает в постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд) с принципами фальсифицируемости (опровержение как критерий научности - Поппер) и включением социальных факторов в ме­ханизм детерминации научного знания.

Третий вопрос: о модели сознания (или души человека), разработан­ной 3. Фрейдом и развитой К. Юнгом и Э. Фроммом. Согласно этой модели, у человека существует подсознание (с инстинктами полового влечения и агрес­сии), сверхсознание (культура с ее нормами и ограничениями) и сознание как результат взаимодействия первых двух уровней. Эта модель психической деятельности человека объясняет природу неврозов, психозов, явления суб­лимации и "комплексов". Она критикуется К. Юнгом за гиперболизацию либи­до и дополняется введением понятия «архетипы коллективного бессознательного». Э. Фромм дополняет эту модель системой социальных факторов, действующих на подсознательную психическую деятельность человека.

Четвертый вопрос относится к содержанию и развитию экзистенциализма, изменившего вопрос о фундаментальной метафизической установке о сущем на вопрос о сущем включающем в себя вопрошающего. Это оказало влияние на исследование пограничных состояний психики К. Ясперса и его работы по смыслу и назначению истории, а также на идею Ж.-П. Сартра о человеке как проекции в мир (Ж.П. Сартр. Бытие и ничто). Мир представляет собой, по Сартру, сложное образование, предварительно (на дорефлексивном уровне) всегда уже структурированное экзистенцией. Свобода как синоним сознания объявляется основанием (внутренней структурой) бытия, мира, истории. Пе­реживание бытия на иррациональном уровне характеризуется А Камю как состояние абсурда, против которого человек бунтует (А. Камю. Бунтующий че­ловек). Однако сам бунт также абсурден и человеку не на что надеяться. Их двух вариантов выхода: самоубийство и жить так, словно есть на что надеять­ся, А. Камю предлагает человеку придерживаться второго варианта.
Темы рефератов.

  1. Проблема духовной свободы и ответственности личности в философии экзистенциализма.

  2. Социальная концепция позитивизма.

3 Человек и культура с позиции психоаналитического метода.

4. Проблема человека в западной философии.


Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Этапы развития позитивизма.

  2. Революция в физике на рубеже ХIХ-ХХ в.

  3. Революция в математике в начале XX в.

  4. Принципы верификации и фальсификационизма.

  5. Понимание истины в прагматизме.

  6. Понимание бытия в экзистенционализме.

  7. Признаки неклассической философии ХХ века.


Тема 8. Проблема бытия в философии.

  1. Бытие как фундаментальная категория философии. Основное формы бытия.

  2. Проблема субстанции. Материя как субстанция.

  3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе.

4 Проблема единства мира.

Литература

1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства - М, 1990.



  1. Библия, Книга бытия. - М, 1990.

  2. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук - М., 1974 –т. 1.

  1. Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии // 8 кн. Античность как бытие культуры. - М., 1988.

  2. Доброхотов А.Д. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

Методические рекомендации

В первом вопросе следует отметить, что категория бытия в филосо­фии - предельно абстрактное и всеобщее понятие, не имеющее иного основа­ния кроме себя самого. Различные метафизические установки по-разному отве­чают на вопрос о сущем бытия: природа, Бог, объект-субъект, иррациональ­ные потребности человека. По-разному понимаемое бытие как единое, мно­жественное, удвоенное называется соответственно: монизмом, плюрализмом, дуализмом. Философское учение, исходящее из первичности материи - мате­риализм. Общественное бытие как система общественно-материальных от­ношений представляет собой экономическую структуру, рассматриваемую по отношению к общественному сознанию.

Во втором вопросе следует отметить, что субстанция понимается как причина самой себя. Это мир, взятый по одному признаку – существование и составляющему содержание понятия «бытие мира». Мир, взятый с учетом других признаков (изменчивых), выступает как конкретный и составляет содержание понятия «бытие в мире». Мир как конкретно-материальный отличается от мира как абстрактно-материального способностью превращаться в ничто. Таково онтологическое понимание материи, а гносеологическое состоит в отношении абстрактно-материального к одной из сфер конкретного – сознанию. В этом определении выделяют признаки: 1. объективность (существование до, вне и независимо от сознания – направленность против субъектного идеализма); 2. способность вызывать ощущения (-против религии, т.к. Бог не вызывает ощущений); 3. отражаемость в ощущениях (-против агностицизма); 4. неисчерпаемость (-против метафизического, механистического понимания материи).

В третьем вопросе необходимо определить движение как способ существования материи, движение как сущность пространства и времени. Противоречивость движения состоит в повторяемости устойчивости в сфере изменчивости, т.е. движение есть нахождение объекта в данном месте и не нахождении в нем одновременно. Такое понимание сущности движения представляет собой синтез тезиса и антитезиса, позволяет решить апории Зенона и входит в основание научных теорий рожденных форм движения материи, классификация которых состоит в их расположении от простых к сложным, от низшей (механическая) к высшей (социальная). Пространство и время как формы существования материи, т.е. ее атрибуты, имеют свойства, изучаемые в философии и в математике. Свойства пространства, изучаемые в философии: граница, место, протяженность, ориентация (правое-левое); времени: длительность, мгновение, хронологическая структура (от прошлого к будущему). Свойства пространства, изучаемые в математике, делятся на метрические (длина, кривизна, однородность, изотропность) и топологические (мерность, континуальность, связность), а времени – метрические (скорость течения, однородность), топологические (мерность, континуальность, необратимость, однонаправленость). Свойства пространства и времени зависят от структурной организации материи и специфики в различных ее формах.

Четвертый вопрос посвящен проблеме единства мира, состоящей не в том, что он мыслится как единый (идеализм) и не в том. что он состоит из первоэлементов (метафизический материализм), а в том. что он материален (диалектический материализм). Материальное единство мира проявляется в единстве его закономерностей, пространственно-временной опре­деленности, в отсутствии универсальных свойств без их носителей (субстратность). Принцип материального единства мира служит методологиче­ской основой в построении конкретно-научных теорий
Темы рефератов

  1. Бытие как всеобщее, особенное и единичное.

  2. Категория "бытия" в классической немецкой философии.

  3. Общественное бытие: свобода, творчество, необходимость.

  4. Сущность и специфика социального времени и пространства.

  5. Бытие мира и человека.

Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Как менялся взгляд на бытие в истории философии?

  2. Что такое материя?

  3. Что такое движение, пространство и время?

  4. Современная наука о строении материи.

  5. Материальное единство мира.

Тема 9. Философская концепция сознания

1. Категория сознания. Происхождение сознания Структура сознания. Сознание и язык.



  1. Личность - реальный носитель сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание.

  1. Назначение человеческого разума. Ноосфера.


Литература

  1. Основы современной философии СПб., 1997

  2. Вернадский В.Н. Научная мысль как планетное явление. – М., 1991.

  3. Виденеев Н. В. Природа, интеллектуальных способностей человека - М. 1989.

  4. Дубов А. П., Пушкин В Н Парапсихология и современное естествознание - М., 1989.

  5. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990.

  6. Спиркин А .Г. Сознание и самосознание. - М.. 1992.

  7. Фрейд 3. Я и ОНО. – М., 1989.

  8. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности . СПб., 1992.

  9. Туровский М.Б. Проблема сознания // Филос. науки, 1996, № 1-4.

  10. Абишева А.К. Проблема «Я» в философии и психологии // Филос. науки 2002, №6


Методические рекомендации

В первом вопросе следует рассмотреть проблему сознания, состоя­щую в выявлении аспекта, в котором сознание выступает как материальное, и - аспекта, в котором оно предстает как идеальное Сознание материально как свойство (мозг - субстрат, сознание его функция), и как свойство оно пред­ставляет собой электромагнитную активность мозга. Сознание идеально как активно-преобразующее отражение, представляющее собой результат эво­люции форм отражения. Практика как взаимодействие, опосредующее отно­шение идеального и природного, является материальным основанием второй сигнальной системы, реализуемой в языке и мышлении. Мышление выступает значением знаков языка.

Во втором вопросе следует обратить внимание на то, что личности нет вне самореализации индивида как представителя человеческого рода. В социологической традиции выделяются три уровня: 1. носитель социаль­ности; 2. представитель определенной культуры (социальной общности и группы); 3. индивидуальность. У личности складывается субъективное "Я" и отраженное "Я". Субъективное "Я" формируется в процессе социализации и его конечная цель - автономизация личности посредством самоидентификации и самозащиты. Отраженное "Я" характеризует комплекс представлений челове­ка о себе с позиций другого, и оно (отраженное "Я") не только корректирует субъективное "Я", но и вступает с ним в противоречие. В постмодерне (Делез) собственное бессознательное понимается как голос Другого, а рефлексия – как основа и исток самотождественности личности (ее самости).

В третьем вопросе следует отметить, что сознание - одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, выражающее целостность человеческой психики.

Важным методологическим значением для философии и естествознаниия является решение проблемы соотношения материального и идеального аспектов сознания. В праксиологическом аспекте сознание выражается в творческой активности, целеполагании, целеустремленности, в проектировании и конструировании, определяющеми человеческую мыследеятельность.

Человеческое сознание становится "ноосферой" на стадии планетарной деятельности людей, разум человека становится космической силой. Главную роль в этом процессе, по Вернадскому, играет наука, в частности, научное представление о положении человека в космосе. Творческое преобразование биосферы человеком и является началом ноосферы, учение о которой есть существенный вклад в философию русского космизма.

Темы рефератов


  1. Соотношение сознательного и бессознательного в концепциях 3. Фрейда и неофрейдистов.

  1. Экстрасенсорные и парапсихологические явления. Гносеологический анализ.

  2. Природа идеального.

  3. Культура самосознания.

  4. Искусственный интеллект.

Вопросы для повторения и самопроверки

1 В каком отношении сознание материально и в каком идеально

2. Соотношение бессознательного, сознательного и сверхсознательного.

3 Соотношение знака, значения и смысла.



  1. Соотношение языка и мышления.

  2. Соотношение предметно-практического и абстрактного мышления.


Тема 10. Философская концепция познания.

1.Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и рациональное познание.



2 Понятие истины. Абсолютная и относительная истина. Научные и вненаучные формы знания.

  1. Социальное познание Истина и ценность. Знание и вера.

  2. Наука как система знания, деятельность и социальный институт. Стиль научного мышления, научная картина мира, тип рациональности.

Литература

  1. Алексеев П.В.. Панин А. 3. Теория познания и диалектика. – М., 2000.

  2. Наука: возможности и границы. М., 2003.

  3. Диалектика, познание, наука. - М., 1990.

  4. Ильин В,В. Философия науки. - М., 2003.

  5. Научные и вненаучные формы в социальном познании. - М., 1985

  6. Рассел Б. Человеческое познание - М., 1987.

  7. Философия и методология науки. М., 1996.

  8. Назиров А.Э. Философия науки. СПб 2004.

Методические рекомендации

В первом вопросе раскрывается понятие познания как взаимодействие субъекта и объекта, аспектом которого является отражение. Формы чувствен­ного и логического познания определяются через понятие отражения. Ощу­щение есть отражение отдельных внешних признаков предметов, восприятие - внешних признаков в целостности, представление - отражение без непо­средственного взаимодействия субъекта и объекта. Понятие - отражение об­щих признаков, суждение - утверждение или отрицание наличия признаков, умозаключение - вывод на основе суждений. Преувеличение роли чувственно­го познания в философии получило название сенсуализма, а логического - рационализма.

Во втором вопросе следует раскрыть следующее понятие истины: объективная, абсолютная, относительная, конкретная. Объективная истина не зависит от сознания и, вместе с тем, является элементом сознания. Абсолют­ная и относительная истины определяются в зависимости от полноты знания, которая зависит от цели, задаваемой практикой. Конкретность истины есть требование учитывать условия, при которых возможна оценка высказывания как истинного или ложного. Следует также различать истину гносеологическую и логическую. Если первая есть соответствие субъективного образа объективному миру, то вторая - непротиворечивость системы высказываний. Последняя форма организации знания служит существенным признаком науки и является концепцией. Вненаучные формы знания не имеют такой организации и не характеризуются субъектно-объектным отношением.

В третьем вопросе необходимо вскрыть специфику социального объекта познания, состоящего во включенности сознательной деятельности лю­дей в общественно-исторический процесс. Марксизм выделяет в обществе материальные и духовные факторы, рассматривая детерминацию духовного материальным, а современная неклассическая социология рассматривает эти факторы как равнозначные.

Четвертый вопрос предполагает рассмотрение науки в гносеологи­ческом, социологическом и праксиологическом аспектах. Научное знание в гносеологическом аспекте есть отражение объекта субъектом на уровне явле­ния и сущности, т.е. на эмпирическом и теоретическом уровнях. Операционализм рассматривает деятельностную, операциональную природу знания и трансформацию операциональной природы от эмпирического уровня к теоре­тическому.
Темы рефератов

  1. Знание, отражение, информация.

  2. Научная картина мира и типы рациональности.

  3. Этические проблемы науки.

  4. Единство исторического и логического познания.

  5. Развитие научного знания в современной философии и методологии науки.

Вопросы для повторения и самопроверки

1. Формы чувственного познания.

2. Формы логического познания.

3. Понятие истины, виды истины.

4. Стадии эмпирического познания.

5. Стадии теоретического познания.


Тема 11 Человек и смысл его существования

1. Природа сущность, предназначение человека

а) соотношение природного и общественного в человеке;

б) биология человека в эпоху НТР;

в) проблема смысла жизни.

2. Понятие личности. Нравственные основы личности.



3 Человек во Вселенной.

Литература

  1. Батутина Г.О. Происхождение человека. Новосибирск, 1993.

  2. Буева А.П. Человек: деятельность и общение. - М. 1978

  3. Дубинин Н. Что такое человек - М , 1983.

  4. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л. 1981.

  5. Марцинковский И.А. Смысл жизни. М., 1997

  6. Никитин Е.П. Самоутверждение человека // Вопр. философии, 1997, №9.

  7. Туровский М.В. Предыстория интеллекта М., 2000г.

  8. Лосев А.Ф. Человек. // Филос. науки. - М.. 1988. - №10.

  9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на три уровня в струк­туре человека: биологическая основа, психологическая структура и социаль­ная сущность. Биологическая основа помимо анатомических особенностей включает в себя генетическую природу, подчиняющуюся общегенетическим и биологическим закономерностям. Современная генная инженерия позволяет прогнозировать и производить профилактику наследственных заболеваний, производить искусственное осеменение женщины, клонирование. НТР обес­печивает возможность пересадки искусственных органов, их пересадку и адаптацию человека к условиям его бытия. Проблема антропосоциогенеза со­стоит в выявлении соотношения природного и социального в происхождении и развитии человека. Эта проблема, в общем виде, решается введением понятия практики как опосредующего связь иде­ального и природного. Практика, рассматриваемая по отношению к природному, выступает в качестве экономической структуры, а по отношению к идеальному - в качестве антропологической. Первое отношение - основание общественных наук, второе - гуманитарных, изучающих духовные качества человека как аспект его бессмертия.

Ко второму вопросу следует подходить с позиций проявления духовности в нравственно-эстетической сфере. В личности как сово­купности социальных качеств человека нравственные основы имеют основополагающее значение, т. к. состоят в отношении человека к миру и к себе. Это отношение выражается в понятиях смысла жизни как стремления к общему и личному благу и счастья как реализации общечеловеческой сущности в индивидуальной форме.

В третьем вопросе раскрывается соотношение человека и Вселенной как неорганического тела человека. Если физическая Все­ленная содержит четыре типа взаимодействия (гравитационное, элек­тромагнитное, сильное и слабое), то человек - продукт пятого универсального взаимодействия человека - практики, определяющей сущность
Темы рефератов

  1. Человек - фундаментальная категория философии.

  2. Проблемы свободы человека в русской философии.

  3. Диалектика коллективизма и индивидуальности.

  4. Назначение человека и смысл его жизни.


Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Соотношение природного и социального в человеке.

  2. Биологические основы человека.

  3. Психологическая структура человека.

  4. Как понимается жизнь после смерти?

  5. Смысл жизни, свобода и творчество.



ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»:

основная



  1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - №.. 2000.

  2. Философия Учебник под редакцией В.Н. Лавриенко - М., 2000.

  3. Ильин В.В. Философия. - М., 1999.

дополнительная



  1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 2001.

  2. Ермакова Г:.Е. Философия. Учебник для вузов. - М., 1999.

  3. Назиров А.Э. Философия науки. СПб., 2004.

  4. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия Учебник. - М , 1998

  5. Современные проблемы социальной философии и культурологии. Под ред. А.Э.Назирова – СПб.,2004.

  6. Степин В.С. Теоретическое познание. М. 2000.

  7. Хрусталев Ю.М. Введение в философию (для студентов вузов). - Ростов-на-Дону, 1999

  8. Философия. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Кохановского В.В. - Ростов-на-Дону, 1999.


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

    1. Философия, ее жизненный смысл и предназначение.

    2. Мировоззрение, его структура и основные типы.

    3. Основные разделы и направления философии.

    4. Ранняя греческая философия (общая характеристика основные школы и мыслители).

    5. Жизнь и философствование Сократа.

    6. Учение Платона о бытие и государстве.

    7. Учение Аристотеля о материи и форме.

    8. Геоцентризм средневековой философии: патристика и схоластика. Учение Августина Блаженного.

    9. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.

    10. Философия эпохи Возрождения (Данте А., Дж. Бруно, Н. Коперник, Н. Макиавелли).

    11. Ф. Бекон как основоположник философии Нового Времени.

    12. Разновидности рационалистической философии (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

    13. Философские учения Т. Гоббса и Дж. Локка

    14. Философия Просвещения: философские позиции Вольтера, Д. Дидро, Ж. –Ж.Руссо.

    15. Гносеология и этика И. Канта.

    16. Философия Г Гегеля.

    17. Натурфилософия Шеллинга.

    18. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    19. Позитивизм (общая характеристика и эволюция)

    20. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса.

    21. Иррационализм А. Шопенгауэоа

    22. Программа переоценки всех ценностей, и учение о сверх­человеке Ф. Ницше.

    23. Психоанализ как философская концепция и неофрейдизм (3. Фрейд. К.Юнг, Э Фромм)

    24. Философия экзистенциализма (М. Хайдеггера. К. Ясперс Ж - П. Сартр. А.Камю)

    25. Основные тенденции в философии XX века.

    26. Славянофилы и западники, их размышления о национальном характере.

    27. Русская материалистическая философия XIX века (А. Герцен, Н. Чернышевский).

    28. Философия всеединства В. Соловьева.

    29. Русская религиозная философия (Н. Бердяев, П. Флоренский и др.).

    30. Русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский и др.).

    31. Проблемы бытия в философии

    32. Философское учение о материи. Атрибуты материи и подходы к ним.

    33. Исторические типы диалектики.

    34. Развитие и его сущность. Основные законы и категории диалектики.

    35. Смысл философской проблемы сознания. Факторы, влияющие на форми­рование сознания.

    36. Сознание и самосознание.

    37. Познание, его формы.

    38. Специфика научного познания.

    39. Общество и природа. Цивилизация и культура.

    40. Понятие культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека

    41. Перспективы развития современного мира. Глобальные проблемы человечества.

    42. Природа, сущность и предназначение человека.

    43. Проблемы смысла жизни.

    44. Понятие личности Нравственные основы личности. Проблемы свободы и ответственности.

    45. Понятие картины мира Научная и религиозная картины мира.

    46. Интуиция и ее роль в познании.

    47. Общество как система.

    48. Деятельность как специфический способ существования человека


Содержание

назиров анатолий эзелевич

бурова мария леонидовна



философия

методические указания







скачать


Смотрите также:
Методические указания для студентов Санкт-Петербург 2005 г. Утверждены Методическим Советом спбгасэ. Философия
351kb.
Методические указания по курсовому проектированию санкт-петербург 2006 (075. 83) Теория механизмов и машин
211.08kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 330200
147.02kb.
Методические указания для выполнения курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях горной промышленности и геологоразведки»
847.96kb.
Методические указания к выполнению контрольных работ №1, 2 для студентов заочной формы обучения Санкт-Петербург 2010
407.53kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу для студентов специальности 230700 «Сервис» и290900 «Конструирование швейных изделий»
175.07kb.
Методические указания и иллюстрации к лекциям по дисциплине «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» для студентов IV курса
928.21kb.
Методические указания, контрольные задания и типовые примеры по теоретической электротехнике Часть I
776.38kb.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Теория бухгалтерского учета»
336.2kb.
Методические указания к ним для студентов, обучающихся по специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (полиграфия)»
340.72kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений спо по всем специальностям
183.95kb.
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации содействия правосудию. Санкт-Петербург, 5-6 октября 2005 г
113.85kb.