Главная стр 1
скачать
Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сибайский политехнический колледж»


Основы философии
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений СПО по всем специальностям

2012

Одобрено гуманитарных,

социально – экономических дисциплин и

специальности


Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы философии»








Составитель:


Преподаватель

Юсубалиева Н. А.

Рецензенты:



Содержание методических указаний.




1 Пояснительная записка


2 Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы

3 Содержание дисциплины «Основы философии»

4 Задания для домашней контрольной работы

5 Вопросы для классной контрольной работы

6 Экзаменационная работа

7 Рекомендуемая литература




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.



Цель курса - сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

В первом разделе «Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» представлены темы: «Философия античного мира и Средних веков», «Философия Нового и новейшего времени». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

Во втором разделе «Человек - сознание - познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «Учение о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

В третьем разделе «Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)» изучаются темы: «Философия и научная картина мира», «Философия и религия», «Философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

Четвертый раздел «Социальная жизнь» раскрывается через темы «Философия и история», «Философия и культура», «Философия и глобальные вопросы современности». В разделе описываются философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей ХIХ-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.

Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Студент должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

2. Требования к оформлению контрольной работы:

1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт - 12, интервал - 1,5).

2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы;

3) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.

4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.

5) Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу).




3. Содержание дисциплины «Основы философии»

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.


Вопросы для самоконтроля.

1. Почему философия как любовь к мудрости?

2. Соотношение знания и мудрости в философии.

3. Сущность основного вопроса философии.

4. Специфика языка философии.

5. Источники философии.



Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.

Т е м а 1.1. Философия античного мира и средних веков

Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики). Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

Вопросы для самоконтроля.

1. Учение о бытии Парменида.

2. Диалектика Гераклита.

3. Сократ о нравственности.

4. Платон об идеях.

5. В чем цинизм Диогена.

6. Учение стоиков.

7. Сущность скептицизма.

8. Специфика философии средневековья.

9. Суть спора номиналистов и реалистов.

Т е м а 1.2. Философия Нового и Новейшего времени

Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т.Гоббс, ДжЛокк) и рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц). Субъективный идеализм (Дж.Беркли) и агностицизм (Д.Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л.Фейербах, и К.Маркс). Постклассическая философия второй половины ХГХ - начала XX века (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор, А.Бергсон). Экзистенциализм. Русская философия XIX - XX вв. Славянофилы и западники об источниках пути России (В.Соловьев, В.Розанов, К.Леонтьев, Н.Бердяев). Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).



Вопросы для самоконтроля.

1. Причина спора рационалистов и сенсуалистов.

2. Сущность Субъективного идеализма Дж.Беркли.

3. В чем агностицизм Д.Юма.

4. Моральная философия И.Канта.

5. Противоречивость во взглядах Г.Гегеля.

6. Философия пессимизма А.Шопенгауэра.

7. Идеи философии Ф.Ницше.

8. Сущность экзистенциализма.

9. В чем различия в идеях славянофилов и западников.

10. Сущность философии «всеединства» В.Соловьева.

11. Философские идеи В.Розанова и К.Леонтьева.



Раздел II. Человек — сознание - познание.

Те м а 2.1. Человек как главная философская проблема

Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределешюстъ. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

Вопросы для самоконтроля.

1. Концепции происхождения человека.

2. Отличия индивида, индивидуальности, личности.

3. В чем проблема «я»?

Тема 2.2. Проблема сознания

Философия о происхождении и сущности познания. Три стороны сознания:

предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое сознание?

2. Почему существует три стороны сознания.

3. Сущность психофизической проблемы.

4. Сущность идеального и материального.

5. Тождественны ли сознание и мышление?

6. Взаимосвязь сознания и бессознательного.

7. На чем основывается теория архетипов К.Юнга?

Тема 2.3. Учение о познании

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление. Воображение и их роль в познании. Что такое знание? Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.


Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое познание?

2. Концепции философов о познании.

3. Взаимосвязь сознания и познания.

4. Чувственное и рациональное познание.

5. Критерии истины.



Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Те м а 3.1. Философия и научная картина мира

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Гегеля. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число. Цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

Вопросы для самоконтроля.

1. Философские концепции Вселенной.

2. Материя: атрибуты.

3. Учение о развитии.

Тема 3.2. Философия и религия

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

Мировые религии: конфессии. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.
Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое религия?

2. Что такое конфессии?

3. Почему есть противоречия между религиями?

4. Что такое экуменическое движение?

5. Зачем нужна вера?

Тема 3.3. Философия и искусство

Искусство как феномен, организующий жизнь. Виды и формы искусства. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.



Вопросы для самоконтроля.

1 .Что такое искусство?

2. Отличия гения и таланта.

3. Что такое психологическое и визионерское искусство?

4. Что такое постмодерн?

Раздел IV. Социальная жизнь

Те м а 4.1. Философия и история

Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое история?

2. Причины существования нескольких концепций исторического

развития.

3. Почему мы говорим об особенном пути исторического развития

России?


4. В чем проблема «конца истории»?

Тема 4.2. Философия и культура

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое культура?

2. Отличие культуры от культа.

3. Что такое цивилизация?

4. Различия внешней и внутренней культуры.

5. Что такое массовая культура?

6. Что такое контркультура?

7. Какие существуют контркультурные движения?

8. В чем кризис культуры?
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства

Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни

человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем кризис современной цивилизации?

2. Глобальные социально-экономические проблемы.

3. Пути решения социально-экономических проблем.



Вопросы итоговой контрольной работе
1. Философия как учение о мире.

2. Соотношение знания и мудрости в философии.

3. Источники философии.

4. Основные темы философии.

5. Основной вопрос философии.

6. Язык философии.

7. Учение о бытии Парменида и диалектика Гераклита.

8. Учение Сократа о нравственности и учение Платона об идеях.

9. Древнегреческие циники, их критика морали.

10. Стоики и их учение о мудрой жизни.

11. Скептицизм и его значение для человеческого познания.

12. Патристика Августина и схоластика Ф.Аквинского.

13. Спор номиналистов и реалистов в средние века.

14. Спор сенсуалистов и рационалистов в Новое время.

15. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д.Юма.

16. Немецкая классическая философия: И.Кант, Г.Гегель.



17. Немецкий материализм Л.Фейербаха и К.Маркса.

18. Философия пессимизма А.Шопенгауэра.

19. Основные идеи философа Ф.Ницше.

20. Экзистенциальная философия.

21. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.

22. Философия «всеединства» В.Соловьева.

23. Философские идеи В.Розанова и К.Леонтьева.

24. Философские взгляды Н.Бердяева

25. Неопозитивизм и аналитическая философия.

26. Философия герменевтика.

27. Структурализм и постструктурализм.

28. Концепции происхождения человека.

29. Человек как тело и дух.

30. Основные отношения человека.

31. Фундаментальные характеристики человека.

32. Основополагающие категории человеческого бытия.

33. Происхождение и сущность человека.

34. Философия о трех сторонах сознания.

35. Сознание, мышление, язык.

36. Сознательное и бессознательное.

37. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.

38. Психофизическая проблема в философии и науке.

39. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

40. Методы и формы научного познания.

41. Проблема истины.

42. Объективный мир и его картина.

43. Основные категории научной картины мира.

44. Научные конструкции Вселенной.

45. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

46. Религия о смысле человеческого существования.

47. Противоречия между религиями и экуменическое движение.

48. Искусство: виды, формы.

49. Талант и гений: соотношения гения и гениальности.

50. Психологическое и визионерское искусство.

51. Кризис современного искусства.

52. Концепции исторического развития.

53. Русская философия об исторической самобытности России.

54. П.Чаадаев о судьбе России.

55. Проблема «конца света».

56: Теории происхождения культуры.

57. Культура и цивилизация.

58. Типы культур.

59. Культура и контркультура.

60. Кризис современной цивилизации.

61. Пути глобального регулирования социальных и экономических основ жизни

человечества.




4.Задания для домашней контрольной работы

Вариант 1

1. Предмет философии.

2. Сознание: происхождение, сущность, связь с мышлением и языком.

3. Культура и цивилизация.



Вариант 2

1. Идеи античных философов.

2. Психофизическая проблема в философии и науке, ее современная

интерпретация.

3. Философия о путях будущего развития мирового сообщества.

Вариант 3

1. Взгляды философов Средневековья.

2. Познание: сущность, методы и формы.

3. Проблемы современной массовой культуры.



Вариант 4

1. Взгляды философов Нового времени.

2. Истина: проблемы.

3. Талант и гений.



Вариант 5

1. Взгляды представителей немецкой классической философии.

2. Объективный мир и его картина.

3. Противоречия между религиями и экуменическое движение.


Вариант 6

1. Взгляды представителей постклассической философии II половины XIX- начала XX века.

2. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

3. Сознание и бессознательное.


Вариант 7


1. Русская философия XIX - XX веков.

2. Искусство: виды, формы, функции.

3. Идеи психоанализа З.Фрейда и теория архетипов К.Юнга.

Вариант 8

1 .Направления современной философии.

2. Философские концепции исторического развития.

3. Основополагающие категории человеческого бытия.



Вариант 9

1. Философия о происхождении и сущности человека.

2. Русская философия об исторической самобытности России.

3. Значение трудов Р.Декарта для науки и философии.



Вариант 10

1. Человек как дух и тело.

2. Культура: типы. Контркультурные движения.

3. Основной вопрос философии.



Экзаменационные вопросы


  1. Предмет философии как любовь к мудрости.

  2. Соотношение знания и мудрости в философии.

  3. Основные темы философии.

  4. Источники философии.

  5. Основной вопрос философии.

  6. Язык философии.

  7. Античная философия: от мифа к Логосу.

  8. Гераклит и Парменид: философы древности.

  9. Сократ и Платон: учители европейской цивилизации.

  10. Демокрит и Эпикур, их учение.

  11. Стоики и их учение о мудрой жизни.

  12. Скептицизм и его значение для человеческого познания.

  13. Средние века: философия и религия.

  14. Патристика Августина и схоластика Ф. Аквинского.

  15. Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

  16. Новое время: спор сенсуалистов и рационалистов.

  17. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма.

  18. Немецкая классическая философия. И. Кант. Г. Гегель.

  19. Немецкий материализм и диалектика. Л. Фейербах. К. Маркс.

  20. Постклассическая философия второй половины XIX – начала XX века. А. Шопенгауэр.

  21. Экзистенциализм.

  22. Неопозитивизм и аналитическая философия.

  23. Структурализм и постструктурализм.

  24. Философская герменевтика.

  25. Славянофилы и западники об историческом пути России.

  26. Идея «всеединства» В. С. Соловьева.

  27. Философские идеи В. В. Розанова и К. Леонтьева.

  28. Н. А. Бердяев. Проблема «конца истории».

  29. Концепции происхождения и сущности человека.

  30. Человек как дух и тело.

  31. Фундаментальные характеристики человека.

  32. Категории человеческого бытия.

  33. Происхождение и сущность сознания.

  34. Три стороны сознания.

  35. Идеальное и материальное.

  36. Сознание, связь мышления с языком.

  37. Сознание и бессознательное.

  38. Основные идеи психоанализа З. Фрейда и К. Юнга.

  39. Психофизическая проблема в философии и науке.

  40. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

  41. Методы и формы научного познания.

  42. Проблема истины.

  43. Мир Аристотеля и мир Галилея.

  44. Основные категории научной картины мира.

  45. Объективный мир и его картина.

  46. Религия о смысле человеческого существования.

  47. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

  48. Противоречия между религиями и экуменическое движение.

  49. Искусство: виды, формы.

  50. Искусство как феномен, организующий жизнь.

  51. Талант и гений.

  52. Искусство в эпоху постмодерна.

  53. Философские концепции исторического развития.

  54. Русская философия об исторической самобытности России.

  55. Проблема «конца истории».

  56. Теории происхождения культуры.

  57. Культура и цивилизация.

  58. Типы культур.

  59. Культура и природа.

  60. Контркультура.

  61. Кризис современной цивилизации: причины.

  62. Пути глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человека.

  63. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

  64. Пути выхода из кризиса мировой цивилизации.

.

Основная литература


1. В.Д. Губин. - Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних

специальных заведений. - М.: ТОН, 2004 г.



  1. В.Д. Губин. - Философия. Элементарный курс. - М.: Гардарики, 2003 г.

  2. В.А. Канке. Основы философии. М. 2002

  3. В.П. Кохановский. Философия. М. 2003

  4. В.Ф. Шаповалов. Основы философии. М. 2004

  5. Л.А. Ковалева. Учебное пособие. Основы философии. 2005

  6. Л.А. Ковалева. Курс лекций. Основы философии. 2007

Дополнительная литература

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М.:

Мысль, 1979.

2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая

гвардия, 1993.

3. Ортега-и-Гассет. X. Ч то такое философия? // Что такое философия. — М.: Наука,1991.

4. Ортега-и-Гассет. X. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. - М.:

Искусство, 1991.

5. Паскаль Б. Мысли. М., Изд-во имени Сабашниковых, 1995.

6. Толстой Л.Н. Путь жизни. — М.: Высшая школа, 1994.

7. Чаадаев П.Я. Философские письма. // Статьи и письма. - М., 1919.

8. Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992.



9. Фромм Э. Искусство любить. - М.: Педагогика, 1990.
скачать


Смотрите также:
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений спо по всем специальностям
183.95kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочников
437.26kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных
695.34kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности «Технология»
237.64kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних профессиональных
843.64kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников 4 курса по специальности 080110
299.04kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников средних
61.81kb.
Методические указания, контрольные задания и типовые примеры по теоретической электротехнике Часть I
776.38kb.
Методические указания и контрольные задания по предмету «навигация и лоция» Для студентов-заочников
414.38kb.
Методические указания, контрольные задания и методика выполнения практических заданий для студентов-заочников средних профессиональных
708.59kb.
Методические указания и контрольные задания (с программой) для студентов-заочников специальности 250303 факультета мтд
88.92kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов 1 курсов
451.99kb.