Главная стр 1
скачать
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дорожно-транспортный институт

Кафедра Технической эксплуатации и сервиса автомобилей и оборудования
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Методические указания к выполнению курсовой работы для специальностей 190601.01 "Автомобили и автомобильное хозяйство" и

190603.02.01 "Автосервис и фирменное обслуживание"

(7 семестр)

Составитель: доц. Рыжков С.В.

доц. Загутин Д.С.

Ростов на Дону 2009

Введение

Дисциплина "Эксплуатационные материалы", предусмотренная учебным планом направления подготовки дипломированных специалистов 190600 "Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования", специальность 190601 "Автомобили и автомобильное хозяйство", специализация 190601.01 "Техническая эксплуатация автомобилей", является одной из профилирующих дисциплин при подготовке специалистов и предполагает всестороннее изучение свойств автомобильных топлив, смазочных материалов и других расходных материалов, применяющихся при эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта. Курсовая работа по дисциплине является завершающим этапом ее изучения, на котором студент применяет полученные знания, выполняет расчеты обоснованных объемов расхода топливо-смазочных материалов на заданном автотранспортном предприятии, предлагает способы контроля их качества и пути экономии. Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, вне аудиторной работы, при консультировании руководителем курсовой работы.


Цель и содержание курсовой работы

Целью выполнения курсовой работы по дисциплине "Эксплуатационные материалы" является проверка уровня подготовки студента, его знаний основных свойств и показателей качества топливо-смазочных материалов (ТСМ), нормирования расхода ТСМ, контроля качества, его способности грамотно излагать результаты своих расчетов, способности находить и применять способы экономии топлива, масла, пластичных смазок.


Курсовая работа включает в себя следующие разделы:


  1. Расчет обоснованных объемов потребления топлива и смазочных материалов для автотранспортного предприятия с учетом состава парка, его технического состояния, условий эксплуатации и организации транспортного процесса.

  2. Организация контроля качества топливо-смазочных материалов для заданного автотранспортного предприятия.



Требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки на листах писчей бумаги формата А4 в соответствии с требованиями к курсовым работам и содержит необходимые расчеты, таблицы, графики по всем разделам. На обложке пояснительной записки должны быть указаны: наименование курсовой работы, фамилия студента, группа, фамилия руководителя. Рекомендуемый объем пояснительной записки 15…20 страниц.


Задание на курсовую работу

Исходные денные для выполнения курсовой работы приведены в Приложении 1. Номер варианта для каждого студента определяет руководитель курсовой работы. Изменять исходные данные в задании или вариант задания без согласования с руководителем курсовой работы не разрешается. Задания на курсовую работу представлены в табличной форме:



  1. Сведения о подвижном составе

  2. Сведения об условиях эксплуатации автомобилей

  3. Сведения об организации транспортного процесса

В каждой из перечисленных таблиц предусмотрено пять вариантов заданий, различающихся числовыми значениями исходных данных.

Пример выполнения курсовой работы приведен в Приложении 2
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Расчет обоснованных объемов потребления топлива и смазочных материалов

1.1 Расчет списочного количества автомобилей с учетом списания и поступления

1.2 Расчет годового пробега автомобилей

1.3 Расчет транспортной работы

1.4 Определение базовых норм расхода топлива и корректирующих поправок

1.5 Определение нормативных значений расхода топлива

1.6 Определение нормативных значений расхода смазочных материалов

1.7 Определение нормативных значений расхода моторного масла на замену

2. Организация контроля качества топливо-смазочных материалов на АТП

3. Список использованной литературы


В таблицах 1-4 приведены справочные данные, необходимые для расчета обоснованных объемов потребления топлива и смазочных материалов.

Таблица 1

Классификация условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации

Условия эксплуатации

I

Асфальтобетонные, цементобетонные и приравненные к ним дороги за пределами пригородной зоны

II

Асфальтобетонные, цементобетонные и приравненные к ним дороги в пригородной зоне и малых городах (до 100 тыс. жителей), а также за пределами пригородной зоны в гористой местности (от 1000 до 2000 метров над уровнем моря)

III

Дороги с щебеночным и гравийным покрытием за пределами пригородной зоны. Асфальтобетонные, цементобетонные и приравненные к ним дороги в больших городах (более 100 тыс. жителей) и горной местности (более 2000 метров над уровнем моря). Дороги с щебеночным и гравийным покрытием в пригородной зоне и городских улицах, а также за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности

IV

Дороги с щебеночным и гравийным покрытием в больших городах, расположенных в гористой и горной местности. Грунтовые дороги, укрепленные или улучшенные местными материалами

V

Естественные грунтовые дороги, внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия

Таблица 2

Периодичность ТО автомобилей

Автомобили

Нормативная периодичность технического обслуживания автомобилей, км

ТО-1

ТО-2

Легковые

5000

20000

Автобусы

5000

20000

Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей

4000

16000

Таблица 3

Коэффициенты корректирования по условиям эксплуатации К1


Категория условий эксплуатации

Периодичность ТО

I

1,0

II

0,9

III

0,8

IV

0,7

V

0,6

Таблица 4

Коэффициенты корректирования по условиям эксплуатации К3


Характеристика района

Периодичность ТО

Умеренный

1,0

Умеренно-теплый, теплый влажный

1,0

Жаркий сухой, очень жаркий сухой

0,9

Умеренно-холодный

0,9

Холодный

0,9

Очень холодный

0,8

Приложение 1. Задания на курсовую работу

Вариантом задания на курсовую работу является пятизначное число. С использованием табл. 1 по первой и второй цифре варианта определяют марочный состав и списочное количество парка. По остальным цифрам варианта с использованием таблиц 2-4 определяют другие исходные данные для выполнения курсовой работы.


Таблица 1.1

Сведения о списочном количестве автомобилей на начало года



Первая цифра варианта

№ модели

Модель

Вторая цифра варианта

1

2

3

4

5

1

1

КамАЗ-5320

22

28

14

32

40

2

КамАЗ-5511

32

12

22

16

10

3

Урал-375

15

16

18

10

14

2

1

ГАЗ-24-17

26

14

30

22

32

2

ГАЗ-3221

35

42

20

28

45

3

ЛиАЗ-5256

62

45

50

48

55

3

1

ГАЗ-3110

4

6

3

8

5

2

КамАЗ-5320

40

52

36

45

55

3

Кран К-67

8

4

3

6

5

4

1

УАЗ-469Б

5

3

5

4

6

2

ГАЗ-53А

42

60

52

55

48

3

УАЗ-452В

12

10

14

10

8

5

1

КамАЗ-5320

52

48

55

60

40

2

ГКБ-8350

30

32

25

20

22

3

КрАЗ-256Б

22

12

30

14

30

Таблица 1.2

Возрастной состав парка (годы эксплуатации)


№ модели

Третья цифра варианта

1

2

3

4

5

1

4

10

9

5

3

2

9

12

18

14

10

3

5

6

14

10

9

Таблица 1.3



Изменения в списочном количестве автомобилей

№ модели

Изменения

Четвертая цифра варианта

1

2

3

4

5

1

Списано

3

2

1

4

3

Куплено

2

0

1

5

3

Дата

01.05

01.02

01.08

01.11

01.09

2

Списано

2

4

0

2

5

Куплено

4

3

1

0

7

Дата

01.12

01.02

01.07

01.09

01.04

3

Списано

4

6

0

3

0

Куплено

5

3

2

7

4

Дата

01.03

01.06

01.02

01.10

01.08

Примечание: Дата указана в формате "число.месяц"

Таблица 1.4

Сведения об условиях эксплуатации и организации транспортного процесса



Показатель

Пятая цифра варианта

1

2

3

4

5

Категория условий эксплуатации

I

II

III

IV

V

Коэффициент технической готовности

0,9

0,95

0,87

0,92

0,96

Коэффициент выпуска

0,88

0,92

0,85

0,9

0,95

Коэффициент использования грузоподъемности (для грузовых автомобилей)

0,95

0,9

0,92

0,85

0,8

Коэффициент использования пассажировместимости (для легковых автомобилей и автобусов)

0,55

0,72

0,8

0,6

0,65

Коэффициент использования пробега

0,75

0,88

0,9

0,82

0,92

Зимние месяцы

11-3

11-4

12-3

11-3

12-2

Примечание: Зимние месяцы указаны от первого числа первого зимнего месяца до последнего числа последнего зимнего месяца.

Таблица 1.5

Среднесуточный пробег



Модель автомобиля

Среднесуточный пробег, км

КамАЗ-5320

250

КамАЗ-5511

98

Урал-375

86

ГАЗ-24-17

112

ГАЗ-3221

64

ЛиАЗ-5256

320

ГАЗ-3110

160

Кран К-67

32

УАЗ-469Б

80

ГАЗ-53А

160

УАЗ-452В

68

ГКБ-8350

Соответственно тягачу

КрАЗ-256Б

84

Примечание: Среднесуточный пробег выбирается по модели автомобиля независимо от варианта


Приложение 2. Пример расчета



РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Технической эксплуатации и сервиса автомобилей и оборудования

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ"

7 семестр
Выполнил студент группы АТ-402
Антонов Ю.А.
Руководитель: доц. Рыжков С.В.

Оценка: Удовлетворительно

Ростов на Дону 2009

Задание на курсовую работу
Согласно заданному варианту 12412 определены исходные данные для выполнения курсовой работы:
В автотранспортном предприятии работают автомобили КамАЗ-5320, КамАЗ-5511 и Урал-375. Списочное количество автомобилей на начало года, а также сведения о поступлении и списании приведены в табл. 1

Таблица 1






Количество, ед.

Срок эксплуатации, лет

Списано

Куплено

Дата

КамАЗ-5320

28

5

3

2

01.05

КамАЗ-5511

12

14

2

4

01.12

Урал-375

16

10

4

5

01.03

Категория условий эксплуатации – II

Коэффициент технической готовности – 0,95

Коэффициент выпуска – 0,92

Коэффициент использования грузоподъемности – 0,9

Коэффициент использования пробега – 0,88

Зимние месяцы 11-4
1. Расчет обоснованных объемов потребления топлива и смазочных материалов
1.1 Расчет списочного количества автомобилей с учетом списания и поступления

Из 56 автомобилей в течение календарного года было выведено из эксплуатации и списано 9 автомобилей. За это же время в АТП поступило 11 новых автомобилей. Списочное количество автомобилей на конец календарного года 58 единиц. Расчет списочного количества автомобилей представлен в табличной форме.


Таблица 2

Модель

01.01 - 01.05

01.05 - 31.12

Старые

Новые

Всего

Кол-во

Возраст

Кол-во

Возраст

Кол-во

Кол-во

КамАЗ-5320

28

5

25

5

2

27

Таблица 3



Модель

01.01 - 01.12

01.12 - 31.12

Старые

Новые

Всего

Кол-во

Возраст

Кол-во

Возраст

Кол-во

Кол-во

КамАЗ-5511

12

14

10

14

4

14

Таблица 4



Модель

01.01 - 01.03

01.03 - 31.12

Старые

Новые

Всего

Кол-во

Возраст

Кол-во

Возраст

Кол-во

Кол-во

Урал-375

16

10

12

10

5

17

Для расчета обоснованных объемов потребления топлива с учетом сезонных изменений норм расхода определены сроки эксплуатации старых и новых автомобилей для зимних условий и для теплого времени года. Данные представлены в табл. 5.


Таблица 5

Модель

Возраст

Кол-во

Зимние месяцы

Теплое время года

Срок эксплуатации всего

Месяцы

Дни

Месяцы

Дни

Месяцы

Дни

КамАЗ-5320

Старые

25

6

181

6

184

12

365

Списанные

3

4

120

0

0

4

120

Новые

2

2

61

6

184

8

245

КамАЗ-5511

Старые

10

6

181

6

184

12

365

Списанные

2

5

150

6

184

11

334

Новые

4

1

31

0

0

1

31

Урал-375

Старые

12

6

181

6

184

12

365

Списанные

4

3

90

0

0

3

90

Новые

5

4

122

6

184

10

306

Зимние месяцы согласно задания 11-4 (с 1 ноября по 30 апреля). Исходя из этого в табл. 5 определена продолжительность эксплуатации автомобилей в зимнее время и в теплое время года.



1.2 Расчет годового пробега автомобилей
В табл. 6 продолжительность эксплуатации выражена в автомобиле-днях, а также рассчитан суммарный пробег групп автомобилей в зимние месяцы и в теплое время года.
(1)

где Аj – количество автомобилей j-ой модели



Ди – количество дней
Таблица 6

Модель

Возраст

Автомобиле-дни в эксплуатации

Среднесуточный пробег, км

Пробег, км

Зимние месяцы

Теплое время года

Всего

Зимние месяцы

Теплое время года

Всего

КамАЗ-5320

Старые

4525

4600

9125

250

988713

1005100

1993813

Списанные

360

0

360

250

78660

0

78660

Новые

122

368

490

250

26657

80408

107065

КамАЗ-5511

Старые

1810

1840

3650

98

155030

157600

312630

Списанные

300

368

668

98

25696

31520

57216

Новые

124

0

124

98

10621

0

10621

Урал-375

Старые

2172

2208

4380

86

163256

165962

329218

Списанные

360

0

360

86

27059

0

27059

Новые

610

920

1530

86

45850

69151

115001



















1521541

1509741

3031282

Суммарный пробег в группе автомобилей рассчитан по формуле:



(2)
1.3 Расчет транспортной работы
По справочнику /1/ определены значения грузоподъемности для трех заданных моделей автомобилей:

Таблица 7



Модель

Грузоподъемность, т

КамАЗ-5320

8,0

КамАЗ-5511

10,0

Урал-375

5,0

С учетом заданного коэффициента использования грузоподъемности и коэффициента использования пробега рассчитаны значения транспортной работы для всех трех моделей автомобилей.


(3)
Результаты расчета представлены в табл. 8.

Таблица 8



Модель

Возраст

Пробег, км

Транспортная работа, ткм

Зимние месяцы

Теплое время года

Зимние месяцы

Теплое время года

Всего

КамАЗ-5320

Старые

988713

1005100

6264482

6368314

12632796

Списанные

78660

0

498390

0

498390

Новые

26657

80408

168899

509465

678364

КамАЗ-5511

Старые

155030

157600

1227839

1248189

2476028

Списанные

25696

31520

203509

249638

453147

Новые

10621

0

84117

0

84117

Урал-375

Старые

163256

165962

646495

657210

1303705

Списанные

27059

0

107154

0

107154

Новые

45850

69151

181566

273837

455404













9382450

9306653

18689104



1.4 Определение базовых норм расхода топлива и корректирующих поправок
На основании Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте /2/ определены базовые нормы расхода топлива для заданных трех моделей автомобилей. Данные представлены в табл. 9.

Таблица 9



Модель

Базовая норма расхода топлива, л/100 км

Вид топлива

КамАЗ-5320

25

Дизельное

КамАЗ-5511

34

Дизельное

Урал-375

50

Бензин АИ-93

Норма расхода топлива на перевозку полезного груза согласно /2/ составляет:



  • Для автомобилей с дизельными двигателями Hw = 1,3 л/100 т·км

  • Для автомобилей с бензиновыми двигателями Hw = 2,0 л/100 т·км

При работе автомобиля зимой в зависимости от климатических районов страны применяется надбавка от 5% до 20%. Согласно приложению 2 Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте /2/ для районов с продолжительностью зимы 6 месяцев применяется надбавка в размере 15%.

При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) применяется надбавка до 10%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, применяется надбавка до 5%. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, применяется надбавка до 10%.

Расчет суммарных надбавок к базовым нормам расхода топлива представлен в табл. 10.

Таблица 10



Поправочные коэффициенты к базовым нормам расхода топлива, %

Модель

Возраст

Климатические условия

Возрастные надбавки

Обкатка нового автомобиля

Суммарная летняя надбавка

Суммарная зимняя надбавка

КамАЗ-5320

Старые

15

3

0

3

18

Списанные

15

3

0

3

18

Новые

15

0

5

5

20

КамАЗ-5511

Старые

15

7

0

7

22

Списанные

15

7

0

7

22

Новые

15

0

5

5

20

Урал-375

Старые

15

8

0

8

23

Списанные

15

8

0

8

23

Новые

15

0

5

5

20



1.5 Определение нормативных значений расхода топлива
Для одиночных грузовых бортовых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
(4)
где – нормативный расход топлива, л;

S – пробег автомобиля, км;



– норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии без груза

– норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км;

W – объем транспортной работы, ткм;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом использования пробега более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. В этом случае согласно /2/, на каждую тонну увеличения собственной массы автомобиля с дизельным двигателем норма увеличивается до 1,3 л/100 км.

Из справочника /1/ находим:

- Собственная масса автомобиля КамАЗ-5320 равна 7080 кг

- Собственная масса автомобиля КамАЗ-5511 равна 8770 кг


Увеличение собственной массы составляет 8770 – 7080 = 1690 кг.

Надбавка к базовой норме 1,69 х 1,3 = 2,2 л/100 км.


Таким образом, в этом случае базовая норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,2 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 1,69 т), что составляет 27,2 л/100 км.

Таким образом, для всех трех заданных моделей автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле (4) с применением базовых норм из табл. 9, поправочных коэффициентов из табл. 10, величин пробега и транспортной работы из табл.8. Результаты расчета представлены в табл. 11.


Таблица 11

Модель

Возраст

Базовая норма

Нормативный расход топлива, л

Зимние месяцы

Теплое время года

Всего

КамАЗ-5320

Старые

25,0

387767

344085

731852

Списанные

25,0

30850

0

30850

Новые

25,0

10632

28061

38693

КамАЗ-5511

Старые

27,2

70919

63230

134149

Списанные

27,2

11754

12646

24401

Новые

27,2

4779

0

4779

Урал-375

Старые

50,0

116306

98847

215153

Списанные

50,0

19277

0

19277

Новые

50,0

31868

40042

71910

Итоговые данные по годовому расходу с распределением по видам топлива представлены в табл. 12.


Таблица 12

Вид топлива

Нормативный расход топлива, л

Цена топлива, руб/л

Стоимость топлива, млн. руб.

Зимние месяцы

Теплое время года

Всего

Дизельное топливо

516701

448022

964723

17

16,4

Бензин

167451

138889

306340

22

6,7
















23,1


1.6 Определение нормативных значений расхода смазочных материалов
Согласно /1/ Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива. В табл. 13 приведены Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлива автомобилем.
Таблица 13

Модель

Моторные масла, л

Трансмиссионные и гидравлические масла, л

Специальные масла и жидкости, л

Пластичные смазки, кг

КамАЗ-5320

2,8

0,40

0,15

0,35

КамАЗ-5511

2,8

0,40

0,15

0,35

Урал-375

1,8

0,35

0,10

0,20

На основании данных табл. 13 и 11 рассчитаны нормативные значения расхода смазочных материалов.


Таблица 14

Модель

Возраст

Расход топлива, л

Моторные масла, л

Трансмиссионные и гидравлические масла, л

Специальные масла и жидкости, л

Пластичные смазки, кг

КамАЗ-5320

Старые

731852

20492

2927

1098

2561

Списанные

30850

864

123

46

108

Новые

38693

1083

155

58

135

КамАЗ-5511

Старые

134149

3756

537

201

470

Списанные

24401

683

98

37

85

Новые

4779

134

19

7

17

Урал-375

Старые

215153

3873

753

215

430

Списанные

19277

347

67

19

39

Новые

71910

1294

252

72

144

Итого

1271064

32526

4931

1753

3989



1.7 Определение нормативных значений расхода моторного масла на замену
Замена масла в двигателе входит в перечень операций ТО-2. Нормативная периодичность ТО-2 для грузовых автомобилей составляет 16000 км пробега. Нормативную периодичность корректируют с учетом условий эксплуатации, применяя коэффициенты корректирования К1 и К3. Коэффициент К1 для II категории условий эксплуатации равен 0,9, коэффициент К3 для холодного климата (6 зимних месяцев) равен 0,9. Таким образом, периодичность ТО-2 определится по формуле:
(5)
Расчет количества замен масла и необходимого для этого количества масла представлен в табл. 15.

Таблица 15



Модель

Годовой пробег, км

Количество замен масла

Емкость системы смазки, л

Расход масла, л

КамАЗ-5320

2179538

168

30,5

5124

КамАЗ-5511

380466

29

30,5

884,5

Урал-375

471278

36

9,0

324













6332,5


2. Организация контроля качества топливо-смазочных материалов на АТП
В заданном предприятии эксплуатируются автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями, которые потребляют значительное количество топлива и смазочных материалов, поэтому вопросам их качества необходимо уделять должное внимание. От качества топлива зависит расход масла, и наоборот. Например, топливо с тяжелыми фракциями проникает в большом количестве в картер, что приводит к преждевременному старению масла. Применение трансмиссионных и моторных масел неподходящих марок вызывает увеличение расхода не только самих масел, но и топлива.

Контроль качества ТСМ осуществляется в соответствии с инструкцией «Контроль и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения».

При поступлении на предприятие бензина необходимо проверить его физико-химические показатели по прилагаемому к нему паспорту, который выдается снабжающей организацией.

Чтобы убедиться в достоверности данных паспорта или определить качество бензина, не имеющего паспорта, необходим сложный лабораторный анализ. Для этого надо правильно отобрать пробу бензина в соответствии с ГОСТ 2517—85 (2 л бензина или меньше, если анализ проводится не по всем показателям). Проба бензина, хранящегося в горизонтальном цилиндрическом резервуаре диаметром более 250 см, должна состоять из проб, отобранных с трех уровней: верхнего — 200 мм ниже поверхности бензина; среднего — с середины высоты столба бензина; нижнего — на 250 мм выше нижней внутренней образующей резервуара. Количество отобранного бензина с трех уровней определяется отношением 1:6:1.

Из автоцистерн берут одну пробу с уровня, расположенного на высоте '/3 диаметра цистерны от ее дна. Для отбора проб бензина и других жидких нефтепродуктов используют пробоотборники или самодельные приспособления (рис. 1).

Рис. 1. Устройства для отбора топлива: а — пробоотборник; б — приспособление с бутылкой; 1 — шнур для открывания крышки пробоотборника; 2 — кольцо для крепления рулетки; 3 — шнур для поднятия и опускания пробоотборника; 4 — шнур для открывания пробки; 5 — груз; 6 — бутылка
Качество дизельного топлива контролируется аналогично бензину. При этом в зимнее время года особое внимание следует обращать на вязкостно-температурные показатели. Дизельное топливо обладает хорошей химической и физической стабильностью, поэтому храниться оно может дольше, чем бензин, но попадание в дизельное топливо воды и механических примесей еще более нежелательно. Присутствие воды в топливе можно обнаружить по его помутнению вследствие кристаллизации воды (образование льда), которая имеет место при его охлаждении до температуры ниже минус 5 °С.

Установить марку дизельного топлива по внешнему виду практически невозможно, поэтому на таре должны быть бирки или надписи.

Качество свежего масла также контролируется. Особое внимание следует обращать на состояние тары, так как негерметичная тара может стать причиной попадания в масло воды или абразива.

Тара для масла должна иметь этикетку или ярлык, так как установить качество масла по цвету, запаху, густоте и другим внешним признакам практически невозможно.

В настоящее время не существует методов определения качества масла, находящегося в эксплуатации. Поэтому критерием для замены масла является срок его службы, предел которого устанавливается проведением научно-исследовательских работ с учетом опыта эксплуатации.

Чтобы определить качество пластичных смазок, следует использовать такие признаки, как цвет, влагостойкость, растворимость в воде и жировое пятно.

Основным признаком качества графитной смазки является цвет (от темно-коричневого до черного). Цвет смазки ПВК высокого качества — от темно-коричневого до светло-коричневого, кроме того, тонкий слой должен быть прозрачным. Качество остальных смазок по цвету определить нельзя.

При растирании пальцами таких пластичных смазок, как солидолы и ПВК (влагостойкие смазки) с небольшим количеством воды не должно быть мылящего эффекта.

По жировому пятну на фильтровальной бумаге от комочка смазки можно определить вид смазки. Для этого бумагу подогревают до полного растворения смазки. Смазка ПВК полностью расплавляется, оставляя равномерное желтое пятно, графитная смазка образует темное пятно с четко видимыми включениями графита, солидолы оставляют пятно с мягким остатком в центре того же цвета, что и пятно. Смазка ЯНЗ-2 образует пятно меньшего диаметра и частично остается на бумаге в нерасплавленном виде.

Пластичная смазка должна представлять собой однородную массу без наличия комков, посторонних включений, примесей или выделяющегося масла.



Для проверки на наличие абразивных примесей смазку растирают между двумя стеклами или расплавляют на фильтровальной бумаге.
Оборудование, рекомендуемое для контроля качества ТСМ:


  1. Приспособления для отбора проб ТСМ.

  2. Аппарат для определения фракционного состава нефтепродуктов.

  3. Набор ареометров для определения плотности бензина, дизельного топлива, охлаждающих жидкостей.

  4. Прибор для определения индукционного периода топлива.

  5. Прибор для определения содержания серы в бензине.

  6. Прибор для определения содержания фактических смол в бензине.

  7. Аппарат для определения температуры помутнения и температуры застывания дизельного топлива.

  8. Вискозиметр.

  9. Водяная баня.

  10. Прибор для определения температуры каплепадения смазок.

  11. Химическая стеклянная посуда.

  12. Ртутные и спиртовые термометры.

  13. Штативы.

  14. Фенолфталеин, метилоранж.


3. Список использованной литературы
1. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М.: Транспорт, 1989.
2. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Руководящий документ Р 3112194-0366-03 Срок действия до 1 января 2008 г. 2-е издание, исправленное и дополненное (по состоянию на апрель 2004 года)
3. Трехосные автомобили "Урал". Конструктивные особенности. – М.: Транспорт, 1978.
4. Устройство и техническое обслуживание автомобилей КамАЗ.- М.: Транспорт, 1976.
5. Устройство и эксплуатация автомобиля КамАЗ-4310.- М.: Патриот, 1991.
6. Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие. – М.: Форум, 2009.


Замечания по курсовой работе:
1. Поправочные коэффициенты к базовой норме расхода топлива для новых автомобилей, проходящих обкатку, применяются только при пробеге первой тысячи километров.

2. Не обоснован выбор максимальных значений норм расхода смазочных материалов.

3. Общий расход моторного масла пятикратно превышает его потребности для замены при ТО-2.

4. Недостаточно полно проработан раздел 2. Организация контроля качества ТСМ.

5. Спорно утверждение о том, что в настоящее время не существует методов определения качества масла, находящегося в эксплуатации.





скачать


Смотрите также:
Методические указания к выполнению курсовой работы для специальностей 190601. 01 "Автомобили и автомобильное хозяйство" и 190603. 02. 01 "Автосервис и фирменное обслуживание"
484.46kb.
Методические указания к выполнению курсового проекта для специальности 190601 "Автомобили и автомобильное хозяйство"
954.06kb.
Эксплуатационные свойства
181.67kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы Для специальностей: 151001 Технология машиностроения
298.38kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы предприятия»
370.92kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Компьютерные сети и телекоммуникации»
262.57kb.
Методические указания к выполнению курсовой работы для обучающихся специальности 250203. 51
236.57kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения специальностей
98.81kb.
Методические указания По выполнению курсовой работы «финансы и кредит»
107.2kb.
Методические указания По выполнению курсовой работы «финансы организации»
72.69kb.
Методические указания По выполнению курсовой работы «Корпоративные финансы»
69.23kb.
Методические указания для студентов заочного отделения по выполнению курсового проекта
672.25kb.