Главная стр 1
скачать

Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»


Практическое занятие № 16
Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)

Москва — 2008


Московский государственный


университет путей сообщения

(МИИТ)
Кафедра «Менеджмент»

Практическое занятие № 16
Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции
Под редакцией профессора В.А. Козырева

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)



Москва — 2008
УДК 658

К 59
Ковальская М.И. Практическое занятие № 16 Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции / Под редакцией профессора В.А.Козырева. Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве). - М.: МИИТ, 2008. - 25 с.

В процессе практического занятия №16 студенты должны овладеть следующими понятиями: сдвиг кривой совокупного предложения, макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, три участка кривой совокупного предложения, варианты равновесия в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

©Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2008
Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория» и предназначены для проведения практических занятий по данной дисциплине. Практические занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.

Изложенный в методических указаниях материал позволяет закрепить теоретические знания и освоить опыт их применения в реальной жизни, что представляет практический интерес для будущего специалиста.

В процессе практического занятия №16 «Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции» студенты должны овладеть следующими понятиями: сдвиг кривой совокупного предложения, макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, три участка кривой совокупного предложения, варианты равновесия в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.
Структура методических указаний
Каждое практическое занятие начинается с постановки цели его проведения. Далее следует теоретический блок в виде опорного конспекта лекций, после которого приводятся темы для обсуждения, контрольные вопросы, тестовые задания и практические задачи. Темы, обсуждаемые в ходе практического занятия, выполнение тестовых заданий и решение практических задач помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.

В конце каждого практического занятия приводятся требования к составлению отчетов и список рекомендуемой литературы.



Практическое занятие № 16

по теме: Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции


Цель занятия — закрепить знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы, и овладеть такими понятиями, сдвиг кривой совокупного предложения, макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, три участка кривой совокупного предложения, варианты равновесия в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции, а также научиться применять эти понятия в практической жизни.

Опорный конспект

16.1. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS
Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяется на основе модели AD-AS. Она является исходной базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия. Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный общий уровень цен и равновесный реальный объем национального производства (национального дохода). Кривая AD может пересекать кривую AS на разных участках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном. Поэтому различают три варианта макроэкономического равновесия.

  1. Если кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном участке кривой (AS) (рисунок 16.1), то уровень цен не влияет на установление равновесия. Точка Е1 это равновесие при высоком уровне безработицы, наличии неиспользуемых производственных мощностей, и неизменном уровне цен, т.е. без инфляции.

Рассмотрим случай, когда кривые пересекаются на промежуточном (восходящем) участке кривой совокупного предложения (рисунок 16.1.). Точка Е2 - это равновесие при небольшом повышении цен и состоянии близком к полной занятости и полному использованию производственных мощностей

.



  1. В случае, когда кривые пересекаются на вертикальном (классическом) участке кривой, точка Е3 – это равновесие в условиях полной занятости, полного использования производственных мощностей и высокой инфляции.

Достижение равновесного объема производства в условиях всегда существующей ограниченности ресурсов является целью национальной экономической политики.

Если кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном участке кривой (AS) (рисунок 16.2.), то расширение совокупного спроса от AD1 до AD2 приведет к увеличению реального объема национального производства (Y1 – Y2), к повышению занятости без повышения уровня цен (P1).



Когда кривые пересекаются на промежуточном (восходящем) участке кривой совокупного предложения (рисунок 16.3.), расширение совокупного спроса от AD1 до AD2 приведет к увеличению реального объема национального продукта (Y1 – Y2) и к повышению уровня цен (P1P2). Повышение цен, связанное с увеличением совокупного спроса, называется инфляцией спроса.



В случае, когда кривые пересекаются на вертикальном (классическом) участке кривой, расширение спроса от AD1 до AD2 в данном случае приведет только к повышению цен (P1 – P2), а реальный уровень производства останется неизменным (Y1) (рисунок 16.4.).

Если совокупный спрос уменьшится, то, как правило, на промежуточном и классическом (вертикальном) отрезках кривой совокупного предложения цены не будут снижаться (по крайней мере в краткосрочном периоде) из-за действия так называемого эффекта храповика (рисунок 16.5.). Храповик – это механизм, который обеспечивает вращение колеса только вперед. Если совокупный спрос увеличится от AD1 до AD2, то равновесие установится в точке B с равновесным уровнем цен P2 и равновесным объемом производства Y2. Но если совокупный спрос вновь снизится до AD1, то сохранится P2 уровень цен, а реальный уровень производства снизится до Y3, т.е. равновесие установится в точке С.



Цены не снизятся по двум основным причинам:



  • Заработная плата не имеет тенденции к снижению.

  • Многие фирмы имеют монопольное положение на рынке и могут противостоять снижению цен в период сокращения совокупного спроса.

Кривая совокупного предложения также может сдвигаться.

    1. Если совокупное предложение уменьшится, то произойдет сдвиг кривой AS влево, в положение AS1 (рисунок 16.6.). Уровень цен повысится с P0 до P2. В экономике будет наблюдаться инфляция, обусловленная ростом издержек, т.е. инфляция издержек (некоторые авторы называют ее инфляцией предложения).

    2. Если совокупное предложение увеличится, то кривая AS сдвинется вправо, в положение AS2. это приведет к росту реального объема производства c Y0 до Y2. При этом произойдет снижение уровня цен с Р0 до Р2.

Смещение кривой совокупного предложения вправо свидетельствует об экономическом росте в стране, если также сдвигается вправо кривая производственных возможностей.

С помощью модели AD-AS можно оценить степень воздействия стабилизационной политики государства на состояние национальной экономики.





16.2. Другие модели макроэкономического равновесия
Модели макроэкономического равновесия являются предметом изучения во всех экономических школах. Первой макроэкономической моделью была «экономическая таблица» Ф.Кенэ – главы школы физиократов. Ф.Кенэ делил общество на три класса (макроэкономических субъекта): землевладельцев (собственников земли», землепользователей (фермеров) и «бесплодный» класс остальных граждан (ремесленников) (рисунок 16.7).

Сущность этой модели состоит в следующем:



  1. Собственники земли в прошлом году получили земельную ренту (6), которую они в этом году расходуют:

    • На покупку сельскохозяйственной продукции у фермеров (1).

    • На покупку изделий у ремесленников (2).

  2. Ремесленники покупают продукты питания у фермеров (3) и сырье для производства своей продукции (4).

  3. Фермеры тратят часть полученных денег на товары ремесленников (5) и на уплату ренты собственникам земли (6).

Ф.Кенэ описал процесс кругооборота товаров и денег в масштабах всей страны.

Следующая макроэкономическая модель через 100 лет была разработана К.Марксом, описав процессы простого и расширенного воспроизводства капитала.

Швейцарский ученый Л.Вальрас разработал модель общего экономического равновесия в условиях совершенной конкуренции с применением системы микроэкономических уравнений спроса и предложения по каждому виду товаров, производимых в стране.

Швейцарский экономист Леон Вальрас первым попытался описать экономическое равновесие (1834-1910 гг).

Если в стране производится n товаров и услуг, то для каждого товара может быть сформирована функция спроса и предложения, а следовательно, записано условие равновесия при совершенной конкуренции.

Функция спроса на 1-ый товар будет иметь вид:

Функция предложения на 1-ый товар будет иметь вид:



Где: А - показатель реальных активов, отображающих богатство страны;

М – денежная масса (наличные деньги).

Тогда для всех n товаров – система уравнений общего равновесия может быть записана следующим образом:





…………………………………….



Если известны А и М, то число уравнений равно числу неизвестных. Это означает, во-первых, что система уравнений имеет решение, т.е. существует общее равновесие. Во-вторых, существует единственное решение – единственное общее равновесие.

Модель общего равновесия Л.Вальраса универсальна для описания общего равновесия любых экономических систем.

Продолжением и развитием модели Л.Вальраса стал межотраслевой баланс, называемый также шахматной таблицей «затраты-выпуск», который был разработан В.Леонтьевым.

В настоящее время вся система национального счетоводства основывается на модели народнохозяйственного кругооборота (рисунок 16.8.)


16.3. Потребление, сбережения, инвестиции
Покупателями на рынке благ выступают все четыре субъекта макроэкономических отношений: домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и внешний мир. Рассмотрим как формируется спрос этих субъектов.

Спрос домашних хозяйств. При рассмотрении темы 1 мы отмечали, что домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности:


  • Предлагают факторы производства.

  • Потребляют часть полученного дохода (текущее потребление).

  • Сберегают часть полученного дохода, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

Потребление – часть дохода домашних хозяйств (населения), которая тратиться на приобретение материальных благ и услуг.

Остальная часть денежного дохода домашних хозяйств, сберегается, т.е. сбережения – часть дохода домашних хозяйств (населения), которая не потребляется.



Сбережения = доход – потребление

Потребление и сбережения домашних хозяйств (населения) оказывают непосредственное влияние на объем национального производства, уровень цен в стране и занятость.

В экономической теории для анализа роли потребления и сбережений Дж. М.Кейнсом были введены понятия: функция потребления и функция сбережений. Кейнс исходил из предположения, что потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины текущего дохода.

Функция потребления показывает взаимосвязь потребительских расходов и реальных располагаемых доходов населения (РД)1.

Функция сбережений – взаимосвязь сбережений населения и реальных располагаемых доходов.

На рисунке 16.9. а) на оси абцисс расположен реальный располагаемый доход населения, а по оси ординат – потребительские расходы.

Если бы потребительские расходы населения равнялись реальным располагаемым доходам населения, то функция потребления представлялась на графике линией 0А1, делящей угол С0X пополам (угол 45° к оси абцисс и ординат).

В действительности функция потребления – это некоторая линия АА, так как в реальной жизни имеет место неравенство потребительских расходов населения и реального располагаемого дохода населения (люди могут брать деньги в долг или сберегать излишки денежных средств). Точка пересечения линии АА с линией 0А1называется точкой нулевого сбережения, а соответствующий ей реальный располагаемый доход населения называется пороговым доходом (XB).

Слева от точки В находится зона отрицательных сбережений (население берет деньги в долг на потребительские расходы).

Справа от точки В располагается зона чистых сбережений, в этой зоне реальный располагаемый доход населения превышает потребительские расходы.

Рассмотрим точку X1, соответствующую определенному уровню РД. Данному значению располагаемого дохода населения соответствует значение потребления населения С1. Размер сбережений при этом составит значение С2 - С1.

Очевидно, что функция потребления и сбережений находятся в непосредственной зависимости. Если линию 0А1, взять в качестве оси абцисс, то функция сбережений будет представлять собой линию D (рисунок 2.13. б).

Точка В соответствует точке нулевого сбережения, а соответствующий ей располагаемый доход X1 является пороговым доходом. Левее от точки В находится зона отрицательных сбережений, а правее – чистых сбережений.

Отношение потребления домашних хозяйств к располагаемому доходу домашних хозяйств называется средней склонностью к потреблению располагаемого дохода (ССП).

Отношение сбережений домашних хозяйств к располагаемому доходу домашних хозяйств называется средней склонностью к сбережению (ССС).




или

Дополнительное потребление, связанное с увеличением дохода домашних хозяйств на одну единицу, называется предельной склонностью к потреблению располагаемого дохода (ПСП).

Дополнительные сбережения при увеличении дохода домашних хозяйств на одну единицу называется предельной склонностью к сбережениям (ПСС).


или
Например, средний доход домашних хозяйств составляет 20 тыс. руб., на текущее потребление в среднем расходуется 15 тыс. руб., 5 тыс. руб. идет на сбережения. Тогда ССП=15:20= 0,75 (или 75%), а ССС=5:20=0,25 (или 25%). Это означает, что из каждого рубля дохода домашние хозяйства расходую 75 коп. на потребление, а 25 коп. – на сбережения.

Предположим, что средний доход домашних хозяйств увеличился на 3 тыс. руб., при этом потребление возросло на 2100 руб. а сбережения – на 900 руб. соответственно. Тогда ПСП=2100:3000=0,7, а ПСС=900:3000=0,3. Это означает, что из каждого дополнительного рубля дохода 70 коп. потребляется, а 30 коп. – сберегается.

Помимо величины дохода домашних хозяйств на размеры их потребления и сбережений оказывают влияние такие факторы, как: размер налогов и субсидий, совокупное предложение, общий уровень цен, ожидания, порождающие ажиотажный спрос и др.

Спрос предпринимательского сектора. При рассмотрении 1 темы отмечалось, что предпринимательский сектор проявляет три вида экономической активности:


  • Закупка факторов производства (спрос на факторы производства с целью производства экономических благ).

  • Предложение экономических благ (реализация произведенных экономических благ - продукции и услуг).

  • Осуществление капитальных вложений (инвестиции в поддержание и развитие производственной базы).

Предприниматели предъявляют спрос на инвестиционные блага:

    • Для восстановления изношенного капитала.

    • Для увеличения производственных мощностей.

Соответственно общий объем инвестиций (брутто инвестиции) делятся на реновационные и чистые (нетто) инвестиции. Если в некотором периоде брутто инвестиции оказываются меньше величины износа капитала (амортизации на реновацию - полное восстановление), то нетто инвестиции оказываются отрицательной величиной. Такая ситуация сложилась в российской экономике в 1990-х годах.

Если результат производства в национальном хозяйстве представлять не ВВП, а НД2, то спрос предпринимателей на рынке благ фактически сводится к чистым инвестициям.

Спрос на инвестиции – самая изменчивая часть совокупного спроса на блага.

Инвестиционные расходы зависят от уровня реальной процентной ставки и ожидаемой нормы чистой прибыли, которую рассчитывают получить от вложенных инвестиций. Высокий уровень процентной ставки снижает заинтересованность фирм в инвестициях. Взаимосвязь между инвестициями (I) и реальной процентной ставкой (r) можно представить в виде кривой (линии) спроса на инвестиции D (рисунок 16.10.). Чем выше ставка процента, тем ниже уровень инвестиционных расходов при прочих равных условиях. Снижение процентной ставки с r1 до r2 приведет к увеличению инвестиций с I1 до I2, так как все большее количество инвестиционных проектов становится прибыльными.

Изменение других факторов, влияющих на размеры инвестиций, приведет к сдвигу кривой спроса на инвестиции вправо при увеличении объема инвестиций и влево – при его уменьшении.





К факторам, влияющим на инвестиции, относятся:



  1. Затраты на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования (текущие издержки). Если данные затраты возрастут, то ожидаемая норма чистой прибыли снижается, величина инвестиций уменьшится, следовательно кривая спроса на инвестиции сдвинется влево.

  2. Налоги. Увеличение налогов уменьшает ожидаемую норму чистой прибыли, что ведет к снижению инвестиционных расходов, кривая спроса на инвестиции сдвинется влево.

  3. Технология производства. Совершенствование технологии производства является основным стимулом для инвестирования. Более совершенные технологии обеспечивают снижение приростной капиталоемкости производства. Приростная капиталоемкость – это коэффициент, показывающий какое количество единиц капитала необходимо для увеличения на одну единицу объема выпуска продукции. Стремление к снижению приростной капиталоемкости приводит к увеличению инвестиций и сдвигу кривой спроса на инвестиции вправо.

  4. Наличный основной капитал. При недостатке основного капитала инвестиции увеличиваются.

  5. Ожидания по поводу будущих условий предпринимательства. Оптимистические настроения сдвигают кривую спроса на инвестиции вправо.

Инвестиции оказывают большое влияние на объем национального производства. Для рассмотрения такого влияния применяется теория «мультипликационного», т.е. множительного эффекта.

Понятие «мультипликатор» ввел в экономическую теорию в 1931 году английский экономист Р.Кан. Было отмечено, что общественные работы, которые проводились администрацией Ф.Рузвельта в период великой экономической депрессии приводят к мультипликационному эффекту занятости (возникала первичная, вторичная, третичная занятость и т.д.). Теория мультипликатора была развита Дж. М.Кейнсом.

Мультипликатор инвестиций (MI) – это коэффициент, показывающий во сколько раз увеличивается национальный доход при увеличении инвестиций.

Пример. Допустим, что дополнительные инвестиции в экономику привели к привлечению дополнительной рабочей силы, заработная плата которых составила 6 тыс. ден. ед. ПСП у нанятых работников составляет 2/3, а ПСС – 1/3, т.е. 2/3 денежного дохода потребляется, а 1/3 денежного дохода – сберегается. Тогда из 6000 ден. ед. 2/3 (6000×2:3=4000ден.ед.) будет потрачено на потребление (будет предъявлен спрос на товары и услуги на сумму 4000 ден. ед.), а 1/3 (6000×1:3=2000 ден. ед.) пойдет на сбережения. 4000 ден. ед. получат продавцы товаров и услуг. Допустим, что у них также предельная склонность к потреблению составляет 2/3. В этом случае из полученных 4000 ден. ед. они предъявят спрос на товары и услуги на сумму 4000×2:3=2666,6 ден. ед. Эту сумму получат другие предприниматели и, в с свою очередь, потратят на товары и услуги 2666,6×2:3=1777,7 ден. ед. Таким образом, часть инвестиций, потраченная на оплату труда рабочих в размере 6000 ден. ед. вызвали цепную реакцию вторичных, третичных, четвертичных и т.д. расходов. Если сложить все расходы до последней величины, стремящейся к нулю, получим: 6000+4000+2666,6+1777,7+…=18000 ден. ед. Можно сделать следующий вывод: вложения средств в оплату труда в размере 6000 ден. ед. привело к росту НД на 18000 ден. ед. Мультипликатор равен 3. (MI=18000:6000=3).

В экономике используется и другая зависимость мультипликатора инвестиций:




Поскольку величина мультипликатора обратно пропорциональна предельной склонности к потреблению, то возникает, так называемый, парадокс сбережений. Если потребители в преддверии спада производства увеличивают долю сберегаемого дохода, то тем самым они приближают спад. Стремясь быть богаче, они становятся беднее. Увеличивая долю сбережений при фиксированных доходах, домашние хозяйства сокращают потребление (спрос – кривая спроса сдвигается влево), что вынуждает производителей сокращать производство (предложение). Снижение производства – высвобождение факторов производства, в том числе высвобождение работников, т.е. рост безработицы. Безработица – это дальнейшее уменьшение совокупного спроса – результат – дальнейшее сокращение производства и т.д.

Зная предельную склонность к потреблению и сбережениям можно рассчитать значение мультипликатора инвестиций и определить, во сколько раз увеличится НД в результате роста инвестиций.

С эффектом мультипликатора тесно связан эффект акселератора или ускорителя. Инвестиционный акселератор показывает, насколько вырастут инвестиции в данном году под влиянием увеличения НД в прошлом году.

Спрос государства. Экономическая активность государства проявляется в следующем:


  • Расходование бюджета.

  • Взимание налогов.

  • Эмиссия денег.

Государственный бюджет страны утверждается парламентом, как правило, на год, поэтому в моделях короткого периода объем государственных расходов является экзогенной фиксированной величиной.

Кроме прямого воздействия на совокупный спрос путем закупки экономических благ на государственные нужды, оно косвенно влияет на совокупный спрос посредством налогов и займов (выпуска облигаций). С изменением величины налогов меняется размер располагаемого дохода, а, следовательно, потребительский спрос домашних хозяйств.

Операции государства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процента и, соответственно, на инвестиционном спросе предпринимателей.

Остальной мир. Спрос остального мира на отечественном рынке благ выражается экспортом товаров и услуг. Он растет по мере увеличения НД заграницы. Объем экспорта страны зависит также от соотношения уровней цен внутри нее и за границей, а также от обменного курса национальной валюты. Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена» (terms of trade). Он отражает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага.

Пример. Пусть страна А обменивает свою нефть на заграничные апельсины. Цена 1 т нефти 400 руб., а 1 т апельсинов – 80$. Обменный курс валюты страны А равен 25 руб. за дол. Тогда показатель «реальные условия обмена» будет равен Ö=400:(25×80)=0,2. Это означает, что страна А за 1 т нефти может получить 200 кг апельсинов.

Рост показателя «реальные условия обмена» означает улучшение условий обмена для страны, т.к. за единицу отечественного блага можно получить больше иностранных. Однако, для заграницы это означает подорожание товаров данной страны, что при прочих равных условиях повлечет сокращение экспорта.

Заграница не только покупает, но и продает блага на отечественном рынке. Объем импорта страны тем больше, чем больше ее НД. Кроме того, импорту способствует повышение показателя «реальные условия обмена». Чем больше Ö, тем относительно дешевле становятся импортные товары, и спрос на них увеличивается. Таким образом, экспорт сократится, а импорт увеличится.



Контрольные вопросы:

  1. Перечислите варианты макроэкономического равновесия в модели AD-AS.

  2. Каковы последствия увеличения совокупного спроса при пересечении кривых AD и AS на горизонтальном участке кривой AS?

  3. Каковы последствия увеличения совокупного спроса при пересечении кривых AD и AS на восходящем участке кривой AS?

  4. Каковы последствия увеличения совокупного спроса при пересечении кривых AD и AS на вертикальном участке кривой AS?.


Тесты: Выберите единственно правильный вариант ответа:

  1. При увеличении совокупного предложения кривая AS:

А) сдвигается вправо;

Б) сдвигается влево;

В) не сдвигается.


  1. Объем реального ВВП, соответствующий классическому участку кривой AS, называется потенциальным объемом производства:

А) да;

Б) нет.


  1. При повышении производительности факторов производства издержки на единицу продукции уменьшаются, и совокупное предложение увеличивается, кривая AS:

А) сдвигается вправо;

Б) сдвигается влево;

В) не сдвигается.


  1. Если кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном участке кривой AS, то расширение совокупного спроса приведет:

А) к увеличению реального объема национального производства, повышению занятости без повышения уровня цен;

Б) к увеличению реального объема национального продукта и повышению общего уровня цен;

В) к повышению цен, а реальный уровень производства останется неизменным.


  1. Отношение сбережений домашних хозяйств к располагаемому доходу домашних хозяйств называется:

А) средней склонностью к сбережениям;

Б) предельной склонностью к сбережениям.



  1. Снижение процентной ставки приведет:

А) к сокращению инвестиций;

Б) к увеличению инвестиций.



  1. Мультипликатор инвестиций – это:

А) показатель, который отражает, сколько заграничных благ страна может получить в обмен на единицу своего блага;

Б) коэффициент, показывающий во сколько раз увеличивается национальный доход при увеличении инвестиций;

В) коэффициент, который показывает насколько вырастут инвестиции в данном году под влиянием увеличения НД в прошлом году.

Требования к отчету по практическому занятию № 16
Отчет по практическому занятию № 16 «Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции» должен содержать:


  1. Титульный лист (см. приложение)

  2. Цель работы

  3. Ответы на контрольные вопросы

  4. Ответы на тестовые задания


Список рекомендуемой литературы:


  1. Экономика: Учебник. /Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896с.

  2. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория: Краткий курс: учебник: - 2-у изд., стер. – М: КНОРУС, 2007. – 384 с.

  3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., испр. И доп.-М.: Юрайт-Издат, 2006. – 654 с. – (Университеты России).

  4. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория: Конспект лекций – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 191 с.

Приложение: титульный лист (образец)


Практическое занятие №16


Тема: «Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS, потребление, сбережения, инвестиции»


Ф.И.О. студента

№ группы










Дата выполнения заданий практического занятия

Учебно-методическое издание

Ковальская Марика Ивановна

Козырев Валентин Александрович

Практическое занятие №16

Методические указания к проведению

Практических занятий

по дисциплине «Экономическая теория»


для студентов специальности

«Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте), (Производственный менеджмент в строительстве)

Подписано в печать Формат

Усл.-печ. л. Тираж 100 экз.

Заказ № Изд.№

127994, Москва, ул. Образцова, 15.


Типография МИИТа




1 ) Располагаемый доход (РД) – это НД минус прямые налоги и социальные отчисления и плюс субсидии производству. РД – это то, что тратиться на конечное потребление.

2 ЧНП=ВНП - амортизация на реновацию. Разница между ВВП и ВНП составляет не более 1%, НД – «очищенный» ЧНП.


скачать


Смотрите также:
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» (Менеджмент в спорте),
238.76kb.
Занятие №10 Фирма Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и«Управление персоналом»
332.68kb.
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и«Управление персоналом»
233.04kb.
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности «Менеджмент организации» и«Управление персоналом»
233.04kb.
Занятие №12 Национальная экономика
174.59kb.
Занятие №13 Основные макроэкономические показатели
158.78kb.
Занятие №18 Факторы экономического роста
97.5kb.
Занятие №15 Совокупный спрос и совокупное предложение
141.15kb.
Занятие №19 Цикличность развития экономических систем
144.37kb.
Занятие №14 Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос
136.55kb.
Занятие №12 Денежно-кредитная политика
239.97kb.
Занятие №7 Полезность и спрос. Кардиналистская теория полезности. Ординалистская теории полезности
218.06kb.