Главная стр 1
скачать



Тема 3. Основы пожарной безопасности.

Учебные вопросы:


  1. Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности.

  2. Основы обеспечения пожарной безопасности.


Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (по состоянию на 01.01.2005 года с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

  2. Закон Тверской области «О пожарной безопасности в Тверской области» от 15 ноября 2005 года № 137.

  3. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ-01-03. Утверждены приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года, № 313.

  4. Пожарно-технический минимум. Методическое пособие для руководителей. г. Москва, ИРБ, 2004 г.

  5. Правила пожарной безопасности. г. Москва, ИНФРА-М, 2001 г.


Ход занятий


Введение

В настоящее время проблема обеспечения пожарной безопасности населения, объектов и территорий нашей страны продолжает оставаться чрезвычайно актуальной. Пожары становятся все более сложными для тушения и значительно убыточными.

На территории Российской Федерации ежегодно происходит до 300 тысяч пожаров. Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей.

Основная доля пожаров (70 – 75 %) приходится на жилой сектор. Сюда же относится и 85 – 90 % погибших, и почти 50 % материальных потерь. Достаточно велико также количество пожаров в производственных зданиях и сооружениях (4,6 % от общего количества), на объектах торговли (3,1 %), объектах сельского хозяйства (2,9 %), в общественных зданиях и сооружениях (2,6 %), на производственных складах и базах (0,6 %), строящихся объектах (0,5 %).

В засушливые годы настоящим бедствием во многих регионах страны, в том числе и в Тверской области, становятся лесные и торфяные пожары. В связи с лесными пожарами, кроме прямого ущерба, происходит сильное задымление атмосферного воздуха и превышение допустимых концентраций по окиси углерода (СО) и по содержанию взвешенных частиц.

Пожароопасность во всех секторах экономики и сегодня продолжает возрастать, так как в промышленности, строительстве и быту применяется множество легковоспламеняющихся и высокотоксичных при горении веществ и материалов. Растет потребление нефтепродуктов и природного газа. В производстве сохраняется и усиливается тенденция применения сложных и энергоемких технологий с использованием легковоспламеняющихся веществ, обладающих высокой степенью пожароопасности.

Пожары могут быть предупреждены и последствия от их возникновения значительно ослаблены благодаря систематическому проведению профилактических мероприятий, неукоснительному выполнению требований правовых нормативных актов и документов в области пожарной безопасности, применению современных эффективных средств предупреждения, оповещения и пожаротушения.
Первый учебный вопрос:

«Пожарная безопасность и основные требования к ней

в законодательстве Российской Федерации»

Пожарная безопасность в Федеральном законе Российской Федерации «О пожарной безопасности» (ст.1) определяется как «состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров».

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности — установление государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

Основные требования по пожарной безопасности содержатся в различных нормативно-правовых актах: законах, указах Президента, постановлениях Правительства Российской Федерации, решениях органов власти субъектов Российской Федерации, стандартах, нормах, правилах, инструкциях и иных документах, которые можно условно разделить на группы.

К первой группе относятся законы, принятые Государственной Думой и имеющие высшую юридическую силу.

Законодательство о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем предусмотрено в Федеральном законе, требования пожарной безопасности.

Федеральный закон Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (в действующей редакции — от 30 декабря 2001 года, с изменениями — от 9 апреля 2002 года, а также внесенными изменениями Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в нашей стране, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).

В этом законе даны определения основных понятий в области пожарной безопасности. Собственно понятие пожарная безопасность мы уже знаем. Далее:

пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения;

государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнение работ и оказание услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

нормативные документы по пожарной безопасности — технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные рекомендательные требования пожарной безопасности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ определены также такие важные положения как:



  • система обеспечения пожарной безопасности;

  • виды и основные задачи пожарной охраны (подробнее будут рассмотрены в ходе изложения второго учебного вопроса);

а также:

  • государственная противопожарная служба (ГПС);

  • государственный пожарный надзор (ГПН);

  • гарантии правовой и социальной защиты и страховые гарантии сотрудникам и работникам ГПС;

  • финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности;

  • полномочия в области пожарной безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

  • разработка и реализация мер пожарной безопасности;

  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ и другие вопросы.

К группе законов, регулирующих вопросы пожарной безопасности, также относятся:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года, раздел «Охрана труда»;

  • Уголовный кодекс Российской Федерации, определяющий случаи, когда пожар является или связан с преступлением;

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года, определяющий нарушения правил пожарной безопасности как административный проступок.

В первую группу правовых документов входят также Указы Президента Российской Федерации, например, «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» от 9 января 2001 года № 1309.

Ко второй группе нормативных актов по пожарной безопасности относятся Постановления Правительства Российской Федерации. Например, Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» № 373 от 31 мая 2002 года; и Постановление «О правительственной комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности» от 14 января 2003 года № 11. Кроме того, могут быть другие Постановления Правительства, содержащие в себе нормы, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

К третьей группе нормативных актов по пожарной безопасности относятся правовые документы субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, установленные федеральными нормативными документами. Это могут быть законы или постановления, принятые на основании ст.76 Конституции России, относящей обеспечение общественной безопасности к совместному ведению России и субъекта Российской Федерации.

Понятно, что вопросы пожарной безопасности занимают в этом не последнее место. Для нашей области это, прежде всего, Закон Тверской области «О пожарной безопасности в Тверской области» № 137 от 15 ноября 2005 года, принятый Постановлением Законодательного Собрания области № 1501 от 3 ноября 2005 года.

Закон регулирует отношения в области обеспечения пожарной безопасности, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Тверской области.

В главе 1 «Общие положения» определены цели, правовая оценка и принципы обеспечения пожарной безопасности на территории нашей области.

Глава 2 посвящена противопожарной службе Тверской области. В ней прописаны система противопожарной службы области, ее задачи, организация, личный состав, а также финансовое и материально-техническое обеспечение службы. В этой же главе определены порядок выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности, гарантии правовой и социальной защиты, страховые гарантии личного состава противопожарной службы Тверской области.

В главе 3 говорится о полномочиях органов государственной власти Тверской области по вопросам пожарной безопасности.

Глава 4 «Обеспечение пожарной безопасности в Тверской области» освещает правовые основы профилактики пожаров, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательные работ в Тверской области.

В дополнение к этому закону периодически издаются Постановления и распоряжения администрации области по отдельным проблемам пожарной безопасности. Например, по вопросам обучения населения области мерам пожарной безопасности, в связи с началом отопительного сезона, по охране лесов и торфяных болот в пожароопасный период и т.д.

К четвертой группе нормативных актов можно отнести стандарты, которые, как известно, подразделяются у нас на:

— государственные стандарты (ГОСТы);

— отраслевые стандарты (ОСТы);

— стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты, затрагивающие вопросы безопасности, объединены в систему стандартов безопасности труда (ССБТ). Основным стандартом, определяющим вопросы пожарной безопасности, является ГОСТ 12.1.004-91 (1999) ССБТ «Пожарная безопасность. Общие требования». Кроме того, существуют стандарты: ГОСТ 12.1.004-89 (2001) ССБТ «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения», ГОСТ 12.1.033-81 (2001) ССБТ «Пожарная безопасность. Термины и определения». В общей же сложности существует порядка 30 тысяч стандартов, в т.ч. около 150 из них содержат в себе требования пожарной безопасности.

К пятой группе нормативных актов относятся строительные нормы и правила (СНиП). Они распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые здания, сооружения и определяют (регламентируют) отдельные вопросы пожарной безопасности.

К примеру:

— степень огнестойкости зданий;

— требования к противопожарным преградам;

— конструктивное исполнение путей эвакуации;

— техническое обеспечение безопасности эвакуации людей из зданий;

— устройство вентиляции и систем отопления и т.д.

Всего таки СНиПов в нашей стране чуть менее 100. Основной из них СНиП 21-01-97 (1999) «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

К шестой группе относятся нормы (НПБ) и правила (ППБ) пожарной безопасности. Первых в нашей стране около 150 норм и порядка 20 правил пожарной безопасности.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок реализации положений Федерального закона «О пожарной безопасности» являются Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденные Приказом МЧС Российской Федерации № 313 от 18 июня 2003 года.

ППБ 01-03 содержит основные требования пожарной безопасности по главам:

1.Общие требования.

2.Населенные пункты.

3.Здания для проживания людей.

4.Научные учреждения и учебные заведения.

5.Детские дошкольные учреждения.

6.Культурно-просветительные и зрелищные учреждения.

7.Объекты торговли.

8.Лечебные учреждения со стационаром.

9.Промышленные предприятия.

10.Объекты сельскохозяйственного производства.

11.Объекты транспорта.

12.Транспортирование взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов.

13.Объекты хранения.

14.Строительно-монтажные и реставрационные работы.

15.Пожароопасные работы.

16.Автозаправочные комплексы и станции.

17.Общие требования пожарной безопасности в культовых сооружениях.

По сравнению с предыдущими правилами ППБ 01-93 отсутствует глава «Здания и помещения для ЭВМ, вычислительные центры».

В четырех приложениях к ППБ 01-03 изменены:

— требования к инструкции о мерах пожарной безопасности;

— требования пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов;

— определение необходимого количества первичных средств пожаротушения;

— образец наряда-допуска на выполнение работ повышенной опасности.

Все приложения ППБ 01-03 соответствуют таким как и были ранее в ППБ 01-93.

В главе I «Общие требования» отмечается, что ППБ 01-03 устанавливают общие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут организации и должностные лица в соответствии с законодательством.

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели должны создавать систему пожарной безопасности, утвержденную в установленном порядке. Подробнее об этом во втором учебном вопросе.

Также в главе «Общие требования» изложены:

— основные вопросы реализации мер пожарной безопасности организаций;

— некоторые нормы и требования противопожарной безопасности к территориям и объектам;

— положение по эксплуатации эвакуационных путей и выходов;

— порядок эксплуатации действующих электрических установок;

— особенности пожарной безопасности в отопительный период;

— вопросы эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

— организация противопожарного водоснабжения;

— обязанности граждан и должностных лиц при обнаружении пожара.



Так, каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры) должен:

  • немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану;

  • принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Что касается должностных лиц, то в ППБ 01-03 указывается: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители и лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности по прибытию к месту пожара должны:

  • сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;

  • в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства;

  • проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

  • при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

  • прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

  • удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

  • осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

  • обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

  • одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

  • организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути подъезда к очагу пожара;

  • сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.

По прибытии пожарного подразделения руководитель организации (или лицо его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, а также организовывает привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

В других главах ППБ 01-03 содержатся специальные требования пожарной безопасности к объектам и работам в соответствии с названием этих глав.

Относящиеся также к шестой группе правовых документов нормы пожарной безопасности рассматривают ее отдельные направления и элементы. В НПБ определяются порядок проведения отдельных видов противопожарной деятельности, общие требования предъявляемые к пожарной технике и установкам, основные их показатели и методы испытаний. Например, НПБ 110-99 (с изм. 1-2001) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования», НПБ 105-95 «Определение категорий помещений по взрывоопасной и пожарной опасности». Эти и другие нормы пожарной безопасности являются обязательными для исполнения организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

И в заключении изучения первого учебного вопроса необходимо подчеркнуть, что нормативные документы по пожарной безопасности всех шести перечисленных групп подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.


Второй учебный вопрос:

«Основы обеспечения пожарной безопасности»

Понятие и содержание системы пожарной безопасности законодательно закреплено в Федеральном законе «О пожарной безопасности». Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:


  • органы государственной власти;

  • органы местного самоуправления;

  • организации;

  • граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

— нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

— создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

— разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

— реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

— содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

— научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

— информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

— осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

— производство пожаро-технической продукции;

— выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

— лицензирование деятельности в области пожарной безопасности;

— тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

— учет пожаров и их последствий;

— установление особого противопожарного режима.

Центральное место в системе обеспечения пожарной безопасности и среди ее функций занимает пожарная охрана.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:


  • Государственная противопожарная служба;

  • муниципальная пожарная охрана;

  • ведомственная пожарная охрана;

  • частная пожарная охрана;

  • добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

— организация и осуществление профилактики пожаров;

— спасение людей и имущества при пожаре;

— организация и осуществление тушения пожаров и проведение ава-рийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует другие виды пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входят:

— федеральная противопожарная служба;

— противопожарная служба субъектов Российской Федерации;

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

— структурные подразделения центрального аппарата федерального ор-гана исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

— структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации;

— органы государственного пожарного надзора;

— пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

— подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

— подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в ЗАТО, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.



Ведомственная пожарная охрана.

Федеральные органы исполнительной власти, в целях организации обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.



Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Ее создание, реорганизация и ликвидация осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности подразделений частной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана – это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Система обеспечения пожарной безопасности предполагает ясное представление нами модели пожара. Составными частями такой модели являются:



  • горючая среда;

  • источники зажигания;

  • эвакуация людей;

  • пути распространения пожара;

  • обнаружение и локализация пожара;

  • тушение пожара;

  • противопожарная устойчивость здания, сооружения и т.д.

Теперь несколько подробнее их содержание.

Горючая среда.

Это — вещества, материалы, изделия, способные участвовать в процессе горения. Сюда же относятся и сведения о пожароопасности этих веществ и материалов (концентрационные и температурные пределы воспламенения и т.д.), их физико-химические свойства, количество, совместимость, условия применения.

Все вещества, материалы и т.д. классифицируются на три группы:

Первая группа — не горючие, т.е. не способные к горению в воздухе, но тем не менее могут быть пожароопасными в виде окислителей или веществ, выделяющих горючие продукты при взаимодействии с водой (например, негорючий карбид, который при контакте с влагой воздуха выделяет взрывоопасный газ — ацетилен).

Вторая группа — трудногорючие, т.е. способные возгораться от источника зажигания, но самостоятельно не горят, если этот источник удалить.

Третья группа — горючие, т.е. самовозгораются, а также возгораются от источника зажигания и продолжают гореть после его удаления.



Источники зажигания.

Электроустановки, электродвигатели, электропроводка, устройства электрозащиты, осветительное электрооборудование. Технологические установки, теплогенерирующие приборы, оборудование — паровые и водонагревательные котлы, теплогенераторы, воздухонагреватели, печи, газовые плиты, двигатели автомобильные, приборы отопления; иные виды источников зажигания — табачные изделия, спички, свечи, зажигалки, керосиновые лампы, искрообразующие предметы и изделия, процессы (сварочные аппараты, статическое электричество), самовозгорание, зажигательные устройства.

Все источники зажигания можно разделить на четыре вида:

Первый — открытый огонь в виде тлеющей сигареты, зажженной спички, конфорки газовой плиты и т.д.

Второй — тепло электронагревательных приборов; проявление аварийной работы электрических приборов и аппаратов.

Третий — искры от сварочных аппаратов при проведении огневых работ.

Четвертый — самовозгорание веществ и материалов.

Эвакуация людей при пожаре.

Подготовленные пути эвакуации в зданиях и сооружениях, их количество, длина, ширина, высота. Наличие горючей отделки в ограждающих конструкциях. Устройства противодымной защиты (удаление дыма и подпор чистого воздуха). Освещенность путей эвакуации. Устройство системы оповещения о пожаре, планы эвакуации.

В ППБ 01-03 указывается, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при едином нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.



Пути распространения пожара.

Системы вентиляции; неисправные огнепреграждающие устройства (клапаны, гидрозатворы, огнепреградители), горючие элементы зданий и сооружений; горючая среда в помещении; проемы в противопожарных стенах; каналы; пустоты в стенах и перекрытиях; отверстие в местах прокладки коммуникаций через стены и перекрытия; горючая среда в противопожарных разрывах между зданиями.

Предотвращение распространения пожара достигается мероприятиями, ограничивающими площадь, интенсивность и продолжительность горения, такими как:

— конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара;

— ограничение пожарной опасности используемых строительных материалов;

— снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещения и зданий;

— наличие первичных, в том числе автоматических и привозных средств пожаротушения.

Части зданий, тушение пожара в которых затруднено (технические помещения и этажи, подвальные и цокольные этажи и другие части зданий), следует оборудовать дополнительными средствами, направленными на ограничение площади, интенсивности и продолжительности горения.



Обнаружение и локализация пожара.

Системы пожарной сигнализации (извещатели, линейная часть, приемные станции), системы производственной автоматики (датчики температуры, давления, концентрации, приборы управления), средства связи (телефоны, телевизоры), установки пожаротушения (водяные, пенные, газовые, порошковые, паровые).

Пожарные извещатели являются ключевым элементом системы пожарной сигнализации, так как именно они выполняют функцию обнаружения возгорания. На пожарные извещатели, предназначенные для обнаружения пожара в помещениях зданий и сооружений и выдачи извещения о пожаре, распространяются норма пожарной безопасности НПБ 76-98 «Извещатели пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний».

Предназначенные для локализации, установки пожаротушения представляют собой совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счет выпуска огнетушащих веществ.

Они применяются в тех случаях, когда пожары в начальной стадии могут получить интенсивное развитие и привести к взрывам, обрушениям, выходу из строя оборудования, причинить большой материальный ущерб, а также когда из-за выделения токсичных веществ ликвидация пожара передвижными силами и средствами затруднена.

Тушение пожара.

Тушение пожаров и связанное с этим проведение аварийно-спасательных работ представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров и (или) доведение до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, в том числе:

— проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

— создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

— использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

— ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

— охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

— эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задач, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества на пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в т.ч. ограничивающие права должностных лиц и граждан указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.



Противопожарная устойчивость здания, сооружения, изделия.

Противопожарные преграды (стены, тамбуры, перекрытия), конструктивные элементы здания, сооружения (группа горючести, пределы распространения пламени, степень огнестойкости здания), легкосбрасываемые конструкции зданий (остекление, стеновые элементы, покрытия, дверные и технологические проемы), устройства по защите проемов в противопожарных преградах, клапаны и т.п.

В заключении, поговорим об основных принципах и негласных законах системы обеспечения пожарной безопасности.

Сначала нам необходимо уяснить достаточно элементарный тезис: пожар невозможен ни при каких обстоятельствах, если исключается контакт источника зажигания с горючим материалом. Исходя их этого, обеспечивая пожарную безопасность, мы должны выявить все имеющиеся источники зажигания и максимально изолировать их от сгораемых материалов.

В тех случаях, когда источники зажигания необходимы для работы (т.е. используются в технологическом процессе) — удаляют сгораемые материалы на безопасное расстояние или защищают их несгораемыми материалами.

По этому принципу строятся все правила пожарной безопасности: одними пунктами исключаются сгораемые материалы, например, — очистка территории и помещений от горючих веществ, мусора и т.п.; другими пунктами исключаются источники зажигания, к примеру, — запрещение курить, разведение огня вне специальных мест и т.д.

Следовательно, первый негласный закон обеспечения пожарной безопасности предельно ясен: необходимо предотвратить образование в горючей среде (или внесение в нее) источников зажигания.

Второй закон можно сформулировать так: если потенциальный источник зажигания и горючую среду невозможно полностью исключить из технологического процесса, то данное оборудование или помещение, в котором оно размещено, должно быть надежно защищено автоматическими средствами защиты (аварийное отключение, сигнализации или тушение).

Третий негласный закон обеспечения пожарной безопасности направлен на обеспечение надежной эвакуации людей из зданий и помещений при пожаре. Соответственно, о нем уже было сказано, путям эвакуации людей должно уделяться особое внимание. Они не должны загромождаться различными материалами, запрещается размещать в них складские или другие помещения, запрещается отделывать сгораемыми материалами стены и потолки эвакуационных путей, а в лестничных клетках и ступени. Также в исправном состоянии должны находиться распложенные на эвакуационных путях пожарные краны и оборудование противодымной вентиляции.

И, наконец, четвертый закон — ни один пожар не похож на другой. При этом, конечно, существует типовая хронология развития любого пожара.

Так, если брать среднее время, то в первые 10 минут огонь распространяется линейно, преимущественно вверх. При этом выделяется определенная температура, которая аккумулируется в помещении или в какой-то его части, преимущественно также вверху. По мере возрастания температуры начинают возгораться, порой мгновенно, все горючие вещества и материалы, в зависимости от «горючей загруженности» помещения. Это так называемая фаза объемного развития. Еще через 10 минут наступает разрушение остекления и увеличивается приток свежего воздуха, что резко увеличивает развитие пожара.

Наступает следующая фаза, которая характеризуется повышением температуры внутри помещения до 900 ºС. На 20 – 25 минуте от начала пожара происходит его стабилизация, которая продолжается 20 – 30 минут. После чего пожар идет на убыль, если не имеет возможности распространяться в другие помещения. Конечно, развитие пожара и его этапы могут отличаться по времени, но общая тенденция очевидна — современные помещения могут стать пылающим горном за считанные минуты.

Следовательно, когда мы говорим об организации системы обеспечения пожарной безопасности, то необходимо всегда помнить, что в случае пожара речь будет идти о считанных минутах.

И последнее. Борьба с пожарами давно стала общественной проблемой и потребностью. Поэтому гарантировать сохранность материальных ценностей только силами государственной противопожарной службы стало невозможно. Для защиты различных объектов от пожаров необходимо «запустить» также и механизмы самообеспечения пожарной безопасности.

Об этом на следующем занятии по проблемам пожарной безопасности.
Заключение

Напоминается тема лекции, учебные вопросы и степень достижения цели занятия. Указывается, на какие положения надо обратить внимание при самостоятельной работе с нормативно-правовыми документами по обеспечению пожарной безопасности. Даются ответы на вопросы обучаемых.


Приложение:

Схема организации управления пожарной охраны Тверской области.





скачать


Смотрите также:
Методическое пособие для руководителей г. Москва, ирб, 2004 г. Правила пожарной безопасности г. Москва, инфра-м, 2001 г
270.26kb.
Учебное пособие москва инфра-м 2001 (075. 8) Ббк 65. 050. 2я73 И74 Составители: доктор техн наук, профессор
2920.03kb.
Учебно-методическое пособие для дистанционной формы обучения Третье издание Москва 2004
1879.86kb.
Правила пожарной безопасности в жилье. Правила поведения при пожаре. Меры пожарной безопасности в жилых домах и общежитиях. Основные требования Правил пожарной безопасности
122.37kb.
Правила оформления результатов исследовательской работы по экологии; Методическое пособие. О. А. Магазов. Л. Н. Магазова. Москва, экосистема, 1996
118.6kb.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». Москва, «Просвещение»
46.86kb.
Учебное пособие москва 2010 Учебно-методическое пособие подготовлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней
529.93kb.
Учебно-методическое пособие для студентов Москва 2000
319.62kb.
Правила проектирования fire-extinguishing and alarm systems desinging and regulations norms нпб 88-2001 Москва 2001 Разработаны
1698.15kb.
Учебно-методическое пособие москва 2000 (07) ббк 74. 202 К86 Ксензова Г. Ю
2463.87kb.
Методическое пособие Москва 2005 (07) ббк 74. 58я7 з-31 Запечников С. В
497.91kb.
Учебное пособие Часть 2 Москва инфра-м 2000 (075) ббк 22. 18я7 в 67 Волчёнков Н. Г
96.06kb.