Главная стр 1стр 2стр 3
скачать


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

С.В. Каширский
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Методическое пособие для студентов, обучающихся

по специальности 030501 «Юриспруденция

(2-е издание, переработанное и дополненное)

Нижний Новгород

Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ»

2010

УДК 347.6



К 31

Каширский С.В.

Семейное право: методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501. «Юриспруденция» / С.В. Каширский, доцент, к.ю.н. – Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2010.

Методическое пособие включает в себя тематическое содержание дисциплины «Семейное право», вопросы по темам семинарских занятий, формы текущего контроля, темы контрольных работ, тестовые задания, образцы документов по семейному праву, рекомендуемую литературу, методические указания при выполнении контрольной работы. Методическое пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 03.05.01 – юриспруденция и вузовской программой по семейному праву.

Рецензент: доцент, к.ю.н. Чернышев Дмитрий Васильевич

Рекомендовано к изданию кафедрой «Гражданско-правовых дисциплин» ФГОУ ВПО «ВГАВТ», протокол № от 2010 г.

©ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2010

Цели и задачи дисциплины

Семейное право является обязательной дисциплиной при подготовке специалистов специальности 03.05.01 «Юриспруденция» квалификации «юрист».

Цель ее изучения – это усвоение студентами правовых положений в области семейных правоотношений – как вида общественных отношений, урегулированных нормами семейного права и возникающих из факта брака и принадлежности к семье.

Семейные правоотношения занимают одно из важнейших мест среди всех общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Возникают они только из факта регистрации брака, указанное подтверждает и факт принадлежности к семье.

Семья – основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства.

На основе предлагаемой программы студенты должны изучить теорию семейного права, ознакомиться с основными институтами семейного права, проанализировать современное семейное законодательство.

В процессе освоения учебной программы студент должен:

1) иметь представление:

– о роли дисциплины «Семейное право» в системе юридических наук;

– о порядке применения и толкования законов и других нормативно-правовых актов;

2) знать:

– нормы семейного права и относящегося к ним разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ;

– другие законы и нормативные правовые акты, регулирующие и связанные с применением семейного законодательства;

3) уметь использовать:

– толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

– юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

– разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

– принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

4) владеть:

– терминологией и основными понятиями, используемыми в семейном законодательстве;

– методами сбора нормативной правовой и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а также методами анализа судебной практики;

– навыками осуществления профессиональной деятельности.

Задача преподавания и изучения данной дисциплины состоит в раскрытии и уяснении социального смысла и юридического содержания норм семейного права, регулирующих конкретные общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности людей – семье.

Тематическое содержание дисциплин

Раздел I. Общие положения

Тема 1. Введение. Понятие, предмет, методы и система семейного права

Семейное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих семейные правоотношения, возникающие из факта брака, принадлежности к семье.

Основные этапы развития Российского семейного права. Иные отношения, тесно связанные с семейными отношениями. Система общественных отношений, составляющих предмет семейного права.

Понятие предмета семейного права. Семья как категория семейных правоотношений.

Метод семейного права (дозволительно-императивный), его особенности и соотношение.

Элементы семейных правоотношений. Субъекты, объекты и содержание семейных правоотношений.

Система семейного права Российской Федерации, ее структурные образования. Общая и особенная части семейного права.

Отграничение семейного права от смежных отраслей права (гражданского, административного и др.).

Предмет и система семейного права как наука. Элементы семейных правоотношений.
Цель лекции:

1. Сформировать представление о предмете семейное право.

2. Раскрыть особенности метода семейного права.

3. Обсудить систему отрасли семейного права и систему науки семейного права, их взаимосвязь и отличия. Тенденция развития семейного права.

4. Исследовать элементы семейных правоотношений.
Вопросы для семинарских занятий (к теме 1):

1. Понятие семьи и ее роль в жизни современного общества. Понятие семейного права и его значение.

2. Предмет семейного права. Характеристика общественных отношений, являющихся предметом семейного права.

3. Метод семейного права и его особенности.

4. Функции, цели, задачи и сфера действия семейного права.

5. Элементы семейных правоотношений.

6. Система семейного права как отрасли и как науки.

7. Соотношение семейного права со смежными отраслями. Тенденция развития семейного права.


Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 2. Принципы семейного права

Понятие и значение принципов семейного права Российской Федерации, их виды, экономическая, политическая и социальная основа.

Соотношение отраслевых институтов семейного права, их классификация и реальное воплощение в действующем законодательстве.

Гарантия обеспечения соблюдения принципов семейного права. Соотношение принципов правового регулирования семейных отношений с субъективными семейными правами и обязанностями.


Цель лекции:

1. Раскрыть значение принципов в регулировании семейного права.

2. Показать особенности принципов семейного права и гарантии их обеспечения.
Вопросы для семинарских занятий (к теме 2):

1. Понятие и значение принципов семейного права.

2. Содержание принципов семейного права.

3. Гарантии обеспечения соблюдения принципов семейного права, их виды и характеристики.



Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 3. Источники семейного права РФ

Понятие источников семейного права и их виды.

Классификация и общая характеристика источников семейного права. Общее и специальное законодательство о семье. Конституция Российской Федерации – юридическая основа законодательства о семье.

Основной закон о семье – Семейный кодекс Российской Федерации, определяющий основные положения семейного права в РФ. Федеральные законы, регулирующие семейные и непосредственно связанные с ними отношения в сфере брака, как то: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, ФЗ «Об актах гражданского состояния», ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об опеки и попечительстве», Указы Президента РФ, Постановления Правительства, нормативные акты субъектов РФ – принимаются в соответствии с СК РФ и не должны ему противоречить.


Цель лекции:

1. Дать понятие источников семейного права.

2. Показать значимость иерархического построения нормативных правовых актов.

3. Дать характеристику источникам семейного права в Российской Федерации.


Вопросы для семинарских занятий (к теме 3):

1. Понятие и виды источников (форм) семейного права.

2. Конституция Российской Федерации как правовая основа регулирования семейных отношений в РФ.

3. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования брачно-семейных отношений и их разграничение.

4. Общее и специальное законодательство о семье и форма его выражения.

5. Система законов и иных актов, регулирующих брачно-семейные отношения, и сфера их действия.

6. Подзаконные акты, регулирующие брачно-семейные отношения и тесно связанные с ними отношения.

7. Значение постановлений ВС РФ в применении норм семейного законодательства.


Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 4. Субъекты семейного права
Понятие субъекта семейных правоотношений. Семейная правоспособность. Семейная дееспособность.

Гарантии прав и обязанностей, ответственность субъектов семейного права.


Цель лекции:

1. Показать правовой статус субъектов семейного права и раскрыть его содержание.

2. Обратить внимание на различия правового положения субъектов семейного права.
Вопросы для семинарского занятия (к теме 4):

1. Понятие и классификация субъектов семейного права. Правовой статус субъекта семейного права.

2. Граждане как субъекты семейных правоотношений.

3. Семейная правоспособность.

4. Полная семейная дееспособность.

5. Категория лиц, не обладающая семейной дееспособностью.


Задание:

Решение ситуационных задач.




Раздел II. Особенная часть
Тема 5. Понятие и значение брака
Порядок заключения брака. Условия заключения брака и препятствия к его заключению (приложение № 1).

Понятие брака. Условия возникновения прав и обязанностей супругов. Государственная регистрация актов гражданского состояния. Задачи, реализуемые посредством государственной регистрации заключения брака органами ЗАГСа(приложение № 2).

.Процедурные вопросы, связанные с заключением брака, и сроки его заключения.

Обязательные условия заключения брака.

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Цель лекции:

1. Показать роль и последствия брака. Брак как правоотношение, порождающее у супругов определенные субъективные права и обязанности личного неимущественного и имущественного характера.

2. Роль органов ЗАГСа и государственной регистрации заключения брака. Задачи органов ЗАГСа.

3. Раскрытие процедурных вопросов заключения брака. Содержание заявления о вступлении в брак. Сроки заключения брака.

4. Показать значение соблюдения условий заключения брака как необходимое основание к признанию его действительным.

5. Раскрыть обстоятельства, при наличии которых заключение брака становится невозможным в силу особого указания закона.


Вопросы для семинарских занятий (к теме 5):

1. Что такое брак. Условия возникновения брачно-семейных отношений.

2. Задачи, решаемые посредством государственной регистрации заключения брака органами ЗАГСа.

3. Что указывается в заявлении о вступлении в брак и условия его подачи в органы ЗАГСа.

4. Какие документы прилагаются к заявлению о вступлении в брак в органы ЗАГСа и при наличии каких обстоятельств.

5. Сроки заключения брака. Общие и специальные.

6. Условия заключения брака. Общие и специальные. Возможности для снижения брачного возраста.

7. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

8. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 6. Прекращение брака и основание к его прекращению. Особенности расторжения брака в судебном порядке. Момент прекращения брака при его расторжении. Порядок расторжения брака. Недействительный (фиктивный) брак
Понятие прекращения брака и основания прекращения брака. Расторжение брака. Отличие оснований к прекращению брака и его расторжению. Условия и особенности расторжения брака в судебном порядке.

Основания для вынесения судом решения о расторжении брака. Юридическая значимость момента расторжения брака при его расторжении через суд. Основной и специальный порядок расторжения брака. Условия расторжения брака в органах ЗАГСа (приложение № 3). Условия применения судебного порядка расторжения брака. Процедурные вопросы, связанные с расторжением брака в судебном порядке (приложение № 4).

Условия признания судом брака недействительным. Правовые последствия признания брака недействительным. Понятие добросовестного супруга в недействительном браке. Защита нарушенного имущественного и морального вреда добросовестному супругу.
Цель лекции:

1. Показать роль и значение положений закона, регламентирующих прекращение брака.

2. Раскрыть понятие прекращения брака.

3. Охарактеризовать основание прекращения брака.

4. Обратить внимание на процедуры расторжения брака в органах ЗАГСа и судебном порядке. Особенности этих процедур, тогда когда брак рассматривается мировым или федеральным судьей.

5. Дать понятие недействительности брака.

6. Раскрыть основание к признанию брака недействительным.

7. Правовые последствия признания брака недействительным.


Вопросы для семинарских занятий (к теме 6):

1. Понятие прекращения брака.

2. Основания к прекращению брака.

3. Условия прекращения брака в органах ЗАГСа.

4. Условия расторжения брака в судебном порядке.

5. Момент расторжения брака при его прекращении в органах ЗАГСа или же суде.

6. Условия признания брака недействительным.

7. Правовые последствия признания брака недействительным и защита прав добросовестного супруга.

8. Права детей при признании брака родителей недействительным.
Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 7. Личные (неимущественные) и имущественные правоотношения супругов. Законный и договорной режим имущества супругов. Раздел общего имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам
Личные права и обязанности супругов. Право выбора супругами фамилии. Законный режим имущества супругов – режим совместной собственности. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов. Собственность каждого из супругов. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью. Раздел общего имущества супругов.

Договорной режим имущества супругов (брачный договор) (приложение № 5). Содержание брачного договора. Изменение и расторжение брачного договора. Момент изменения и расторжения брачного договора. Признание брачного договора недействительным (приложение № 6).

Ответственность супругов по обязательствам обращения взыскания на имущество супругов. Взыскание, обращаемое на общее имущество супруга по общим обязательствам. Ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми. Права кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора.
Цель лекции:

1. Дать понятие о личных правах и обязанностях супругов.

2. Раскрыть содержание имущественных правоотношений супругов.

3. Обратить внимание на такие понятия как законный и договорной режим имущества супругов.

4. Раскрыть понятие договорного режима имущества супругов. При этом дать понятия, как то:

– брачный договор – новелла семейного права;

– условия изменения и расторжения брачного договора;

– признание брачного договора недействительным.

5. Дать понятие законного режима имущества супругов и что к нему относится.

6. Раскрыть понятие имущества, относящегося к личной собственности супругов.

7. Обратить внимание на процедурные вопросы, связанные с разделом имущества супругов в институтах мирового и федерального судьи.

8. Показать правовое регулирование ответственности супругов по обязательства и виды этих обязательств.

9. Условия ответственности супругов по обязательствам.
Вопросы для семинарского занятия (к теме 7):

1. Реализация принципа равенства супругов в семье.

2. Гарантии права выбора супругами фамилии.

3. Что понимается под содержанием законного режима имущества супругов.

4. Правовой режим совместной собственности супругов.

5. Что входит в совместную собственность супругов.

6. Какое имущество не входит в совместную собственность супругов.

7. Порядок раздела общего имущества супругов и определение долей при его разделе.

8. Понятие договорного режима имущества супругов и брачного договора. Форма и порядок удостоверения брачного договора.

9. Содержание брачного договора. Условия, которые включаются и не могут включаться в брачный договор.

10. Условия изменения, прекращения (расторжения) брачного договора.

11. Возможность и основания к признанию брачного договора недействительным.

12. Ответственность супругов по обязательствам как одного из них, так и по общим для супругов и семьи.

13. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора.


Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 8. Права и обязанности детей. Личные неимущественные и имущественные права ребенка
Установление происхождения ребенка. Установление отцовства в судебном порядке. Запись родителей в книге записей рождения. Лишение родительских прав, порядок лишения родительских прав и восстановление родительских прав. Ограничение в родительских правах.
Цель лекции:

1. Раскрыть права и обязанности родителей и детей, которые основываются на происхождении детей в удостоверенном законом порядке.

2. Особенности установления отцовства в случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой.

3. Показать специфику судебного порядка установления отцовства.

4. Обратить внимание на особенности записи родителей в книге записи рождения ребенка при нахождении его родителей в браке и в отсутствие такового.

5. Обсудить порядок оспаривания отцовства (материнства).

6. Показать основания лишения родительских прав и последствия такого лишения.

7. Осветить процедурные вопросы лишения родительских прав. Кто может обратиться в суд с исковым заявлением о лишении родительских прав? И каким судом разрешается такое требование?

8. Обратить внимание на последствия лишения родительских прав.
Вопросы для семинарских занятий (к теме 8):

1. Порядок установления происхождения ребенка. Общий и специальный порядок. Особенности и специфика.

2. Особенности установления отцовства в судебном порядке.

3. Порядок записи родителей в книге записей рождений.

4. Оспаривание отцовства (материнства).

5. Лишение родительских прав и последствия данной процедуры.

6. Процессуальный порядок лишения родительских прав.

7. Порядок восстановления родительских прав.

8. Ограничение в родительских правах.
Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 9. Права ребенка
Права несовершеннолетних детей. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Неимущественные права ребенка. Имущественные права ребенка. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.
Цель лекции:

1. Раскрыть конституционное право ребенка на государственную защиту.

2. Дать законодательное понятие ребенка.

3. Показать законодательное закрепление прав ребенка.

4. Раскрыть имущественные и неимущественные права ребенка.

Вопросы для семинарских занятий (к теме 9):

1. Права несовершеннолетних детей.

2. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

3. Право ребенка на защиту.

4. Право ребенка выражать свое мнение.

5. Изменение имени и фамилии ребенка.


Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 10. Алиментные обязательства родителей и детей
Алиментное обязательство – семейное правоотношение, в силу которого в предусмотренных законом случаях одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим ее членам, а последние вправе его требовать.

Алименты – важный (иногда главный и даже единственный) источник обеспечения существования несовершеннолетних детей как нетрудоспособных и находящихся на иждивении родителей в силу своего возраста.

Юридические факты, на основании которых возникают алиментные обязательства:

1) наличие между субъектами семейных отношений;

2) наличие необходимых для алиментирования условий, установленных соглашением сторон или законом;

3) соглашение сторон об уплате алиментов или решение суда о взыскании алиментов.

В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ алименты уплачиваются:

– по решению суда;

– по соглашению сторон.
Цель лекции:

1. Раскрыть конституционную обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

2. Охарактеризовать особенность обеспечения содержания некоторых категорий детей (в том числе совершеннолетних).

3. Раскрыть алиментные обязательства супругов по взаимному содержанию, как в период брака, так и после его расторжения.

4. Показать значение соглашения об уплате алиментов и судебного решения о взыскании алиментов.

5. Дать представление об алиментных обязательствах совершеннолетних детей по отношению к своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям.

6. Обратить внимание на алиментные обязательства других членов семьи.
Вопросы для семинарских занятий (к теме 10):

1. Алиментные обязательства родителей и детей.

2. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Виды заработка и (или) иных доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

4. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме.

5. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей.

6. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

7. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей и участие в дополнительных расходах.

8. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов по взаимному содержанию.

9. Алиментные обязательства других членов семьи.

10. Соглашение об уплате алиментов.

11. Взыскание алиментов по решению суда.

12. Сроки обращения за алиментами.

13. Процедурные вопросы, связанные с реализацией соглашения (решения суда) о выплате алиментов.


Задание:

Решение ситуационных задач.



Тема 11. Выявление и устройство детей, оставшихся без

попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью (на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью). При отсутствии такой возможности – в учреждение для детей–сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты).

Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния ребенка.

При устройстве ребенка должны учитываться:

– этническое происхождение;

– принадлежность к определенной религии и культуре;

– родной язык;

– возможности обеспечения преемственности в воспитании и развитии.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей (приложение 7, 8, 9).

Усыновление (удочерение) детей. Дети, в отношение которых допускается усыновление (удочерение).

Порядок усыновления ребенка (приложение № 10).

Правовые последствия усыновления ребенка.

Компетенция органов опеки и попечительства (приложение 11).

Особенности создания и деятельности приемной семьи.

Порядок передачи детей в патронатные семьи.
Цель лекции:

1. Показать роль выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Раскрыть порядок и процедуру усыновления детей.

3. Обратить внимание на категорию лиц, имеющих право быть усыновителями. Условия, предъявляемые к усыновлению.

4. Дать характеристику приемной семье.

5. Охарактеризовать порядок выбора и изменения имени, отчества, фамилии, даты и места рождения усыновленного ребенка.

6. Установить недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей.

7. Раскрыть правовые последствия усыновления ребенка.

8. Обратить внимание на особенности процедур, связанных с отменой усыновления ребенка.

9. Охарактеризовать случаи установления над детьми опеки или попечительства.

10. Раскрыть понятие «приемная семья» и «патронатная семья».
Вопросы для семинарских занятий (к теме 11):

1. Гарантии защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Регламентация устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Дети, в отношение которых допускается усыновление (удочерение).

5. Процедура усыновления ребенка.

6. Категория лиц, имеющих право быть усыновителями.

7. Согласие родителей и их заменяющих лиц на усыновление (удочерение) детей. Согласие детей на усыновление.

8. Каковы возможности по изменению имени, отчества, фамилии, даты и места рождения ребенка.

9. Правовые последствия усыновления ребенка.

10. Реализация принципа тайны усыновления ребенка.

11. Случаи отмены усыновления ребенка и лицо, обладающее правом требования такой отмены. Последствия отмены усыновления.

12. Случаи установления над детьми режима опеки и попечительства.

13. Права детей, находящихся под опекой и попечительством.

14. Права и обязанности опекуна (попечителя).

15. Порядок образования приемной и патронатной семьи.

16. Категория лиц, обладающих правом быть приемными родителями.

17. Порядок содержания детей в приемной семье.


Задание:

Решение ситуационных задач.


Тема 12. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
Порядок заключения браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Возможности заключения браков в дипломатических представительствах и консульских учреждениях.

Признание браков, заключенных за пределами территории Российской Федерации.

Случаи и порядок признания недействительным брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами с участием иностранных лиц.

Порядок расторжения брака с участием иностранных лиц.

Личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов.

Установление и оспаривание отцовства (материнства).

Права и обязанности родителей и детей.

Алиментные обязанности родителей и детей.

Порядок усыновления (удочерения) детей.

Установление содержания норм иностранного семейного законодательства.
Цель лекции:

1. Раскрыть особенности и специфику браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Охарактеризовать права и обязанности родителей и детей в браках с участием иностранных лиц.

3. Показать особенности имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов в семьях с участием иностранных лиц.

4. Дать представление об алиментных обязанностях родителей и детей в браках с участием иностранных лиц.

5. Особенности усыновления (удочерения) иностранными лицами.

6. Действие норм иностранного семейного права. Процедурные вопросы, связанные с применением норм иностранного семейного законодательства.
Вопросы для семинарских занятий (к теме 12):

1. Как применяются нормы семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Порядок регистрации браков с участием иностранных лиц.

3. Органы, заключающие браки с участием иностранных лиц.

4. Особенности правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей в семьях с участием иностранных лиц.

5. Алиментные обязательства родителей и детей.

6. Порядок усыновления (удочерения) в семьях с участием иностранных лиц.

7. Расторжение брака и признание его недействительным.

8. Применение норм иностранного семейного права.
Задание:

Решение ситуационных задач.


Формы текущего контроля
Студенты, изучающие дисциплину «Семейное право» по дневной и заочной формам обучения, сдают зачет.
Перечень вопросов к зачету
1. Понятие семьи и ее роль в жизни современного общества. Понятие семейного права и его значение.

2. Предмет семейного права. Характеристика общественных отношений, являющихся предметом семейного права.

3. Метод семейного права и его особенности.

4. Функции, цели, задачи и сфера действия семейного права.

5. Элементы семейных правоотношений.

6. Система семейного права как отрасли и как науки.

7. Соотношение семейного права со смежными отраслями. Тенденция развития семейного права.

8. Понятие и значение принципов семейного права.

9. Содержание принципов семейного права.

10. Гарантии обеспечения соблюдения принципов семейного права, их виды и характеристики.

11. Понятие и виды источников (форм) семейного права.

12. Конституция Российской Федерации как правовая основа регулирования семейных отношений в РФ.

13. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования брачно-семейных отношений и их разграничение.

14. Общее и специальное законодательство о семье и форма его выражения.

15. Система законов и иных актов, регулирующих брачно-семейные отношения, и сфера их действия.

16. Подзаконные акты, регулирующие брачно-семейные отношения и тесно связанные с ними отношения.

17. Значение постановлений высших судебных органов в применении норм семейного законодательства.

18. Понятие и классификация субъектов семейного права. Правовой статус субъекта семейного права.

19. Граждане как субъекты семейных правоотношений.

20. Полная семейная дееспособность.

21. Категория лиц, не обладающая семейной дееспособностью.

22. Что такое брак? Условия возникновения брачно-семейных отношений.

23. Задачи, решаемые посредством государственной регистрации заключения брака органами ЗАГСа.

24. Что указывается в заявлении о вступлении в брак и условия его подачи в органы ЗАГСа?

25. Какие документы прилагаются к заявлению о вступлении в брак в органы ЗАГСа и при наличии каких обстоятельств?

26. Сроки заключения брака. Общие и специальные.

27. Условия заключения брака. Общие и специальные. Возможности для снижения брачного возраста.

28. Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

29. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.

30. Понятие прекращения брака.

31. Основания к прекращению брака.

32. Условия прекращения брака в органах ЗАГСа.

33. Условия расторжения брака в судебном порядке.

34. Момент расторжения брака при его прекращении в органах ЗАГСа или же суда.

35. Условия признания брака недействительным.

36. Правовые последствия признания брака недействительным и защита прав добросовестного супруга.

37. Права детей при признании брака родителей недействительным.

38. Реализация принципа равенства супругов в семье.

39. Гарантии права выбора супругами фамилии.

40. Что понимается под содержанием законного режима имущества супругов?

41. Правовой режим совместной собственности супругов.

42. Что входит в совместную собственность супругов?

43. Какое имущество не входит в совместную собственность супругов?

44. Порядок раздела общего имущества супругов и определение долей при его разделе.

45. Понятие договорного режима имущества супругов и брачного договора. Форма и порядок удостоверения брачного договора.

46. Содержание брачного договора. Условия, которые включаются и не могут включаться в брачный договор.

47. Условия изменения, прекращения (расторжения) брачного договора.

48. Возможность и основания к признанию брачного договора недействительным.

49. Ответственность супругов по обязательствам как одного из них, так и по общим для супругов.

50. Гарантии прав кредиторов при заключении, изменении и расторжении брачного договора.

51. Порядок установления происхождения ребенка. Общий и специальный порядок. Особенности и специфика.

52. Особенности установления отцовства в судебном порядке.

53. Порядок записи родителей в книге записей рождений.

54. Оспаривание отцовства (материнства).

55. Лишение родительских прав и последствия данной процедуры.

56. Процессуальный порядок лишения родительских прав.

57. Порядок восстановления родительских прав.

58. Ограничение в родительских правах.

59. Права несовершеннолетних детей.

60. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

61. Право ребенка на защиту.

62. Право ребенка выражать свое мнение.

63. Изменение имени и фамилии ребенка.

64. Алиментные обязательства родителей и детей.

65. Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке.

66. Виды заработка и (или) иных доходов, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

67. Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме.

68. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей.

69. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

70. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей и участие в дополнительных расходах.

71. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов по взаимному содержанию.

72. Алиментные обязательства других членов семьи.

73. Соглашение об уплате алиментов.

74. Взыскание алиментов по решению суда.

75. Сроки обращения за алиментами.

76. Процедурные вопросы, связанные с реализацией соглашения (решения суда) о выплате алиментов.

77. Гарантии защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

78. Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

79. Регламентация устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

80. Дети, в отношение которых допускается усыновление (удочерение).

81. Процедура усыновления ребенка.

82. Категория лиц, имеющих право быть усыновителями.

83. Согласие родителей и их заменяющих лиц на усыновление (удочерение) детей. Согласие детей на усыновление.

84. Каковы возможности по изменению имени, отчества, фамилии, даты и места рождения ребенка.

85. Правовые последствия усыновления ребенка.

86. Реализация принципа тайны усыновления ребенка.

87. Случаи отмены усыновления ребенка и лицо, обладающее правом требования такой отмены. Последствия отмены усыновления.

88. Случаи установления над детьми режима опеки и попечительства.

89. Права детей, находящихся под опекой и попечительством.

90. Права и обязанности опекуна (попечителя).

91. Порядок образования приемной семьи.

92. Особенности функционирования патронатных семей.

93. Случаи передачи детей-сирот в организации для детей-сирот.

94. Категория лиц, обладающих правом быть приемными родителями.

95. Порядок содержания детей в приемной семье.

96. Как применяются нормы семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства?

97. Порядок регистрации браков с участием иностранных лиц.

98. Органы, заключающие браки с участием иностранных лиц.

99. Особенности правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей в семьях с участием иностранных лиц.

100. Алиментные обязательства родителей и детей в этих семьях.

101. Порядок усыновления (удочерения) в семьях с участием иностранных лиц.

102. Расторжение брака с иностранными лицами и признание его недействительным.

103. Применение норм иностранного семейного права.

Курсовые работы по дисциплине «Семейное право» студентами дневной и заочной формы обучения не предусмотрены. Для студентов заочной формы обучения предлагаются контрольные работы. Для студентов дневной формы обучения допускается написание рефератов по темам к семинарским занятиям либо иным темам, интересным для самого студента, но в рамках дисциплины «Семейное право».


Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов–юристов включает следующие направления:

1. Подготовка к занятиям в виде сообщений (докладов) по темам семинарских занятий.

2. Подготовка контрольных работ (для студентов, обучающихся по заочной форме обучения).

3. Углубленное освоение наиболее актуальных и сложных тем, знание которых необходимо для успешного обучения и практического применения во всех названных выше направлениях самостоятельной работы.

4. Возможность подготовки дипломных работ.

Перечень вопросов (тем),

рекомендуемых к самостоятельному изучению


№ п/п

Наименование тем, форма отчета (цель)

Кол-во часов

1

2

3

1.

Изучение дополнительных материалов





1.1.


Семейное право и законодательство на современном этапе – состояние и тенденции развития.

Отчет: доклады, выступления на семинарских занятиях

10


Продолжение табл.

1

2

3

1.2.

Проблемы правового регулирования семейных отношений.

Отчет: доклады, выступления на семинарских занятиях


10


2.

Подготовка к семинарам



2.1.


Изучение положений Семейного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых материалов по регулированию семейных отношений в современных условиях

20

2.2.


Изучение дополнительных нормативных правовых материалов, справочной литературы по разделам контрольной работы

40




Перечень тем контрольных работ

(для студентов заочной формы обучения)


№ п/п

№ варианта

Тема

1.

1

Предмет и метод семейного права

2.

Источники норм семейного права. Семейное законодательство

3.

Осуществление и защита семейных прав

4.

Условия и порядок заключения брака

5.

2

Прекращение брака

6.

Недействительность брака

7.

Личные права и обязанности супругов

8.

Законный режим имущества супругов

9.

Договорный режим имущества супругов

10.

Ответственность супругов по обязательствам

11.

3

Установление происхождения детей

12.

Права несовершеннолетних детей

13.

Права и обязанности родителей

14.

Алиментные обязательства родителей и детей

15.

Алиментные обязательства супругов и бывших супругов, других членов семьи

16.

4

Порядок уплаты и взимания алиментов. Соглашение об уплате алиментов

17.

Усыновление (удочерение) детей

18.

Приемная и патронатная семьи

19.

Опека и попечительство над детьми

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция (2-е издание, переработанное и дополненное) Нижний Новгород Издательство фгоу впо
784.53kb.
Учебное пособие для студентов очного и заочного обучения специальности 080507 «Менеджмент организации»
1629.56kb.
Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Екатеринбург 2011
145.26kb.
Е. И. Каширина Международное гуманитарное право в вопросах и ответах учебное пособие
162.33kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению
33.12kb.
Учебно-методическое пособие Издание второе, переработанное и дополненное Минск 2004 (075. 8) Ббк 28. 072 я73
3110.47kb.
Наглядное пособие для студентов экономического факультета Нижний Новгород 2005 ббк 65. 052 З 26
356.28kb.
Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов специальности «Юриспруденция» очной и заочной формы обучения
1393.47kb.
Программа прохождения ознакомительной, производственной и преддипломной практики для студентов, обучающихся по специальности 030501. 65 Юриспруденция
563.47kb.
Методическое пособие по курсу «Информатика» для студентов, обучающихся по всем направлениям
1564.94kb.
Методическое пособие для студентов иифо специальности «Юриспруденция» для выполнения контрольных работ
95.15kb.
Методическое пособие для студентов иифо специальности «Юриспруденция» для выполнения контрольных работ
106.63kb.