Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Володарская средняя общеобразовательная школа»

Лужского района Ленинградской области
Согласована «Утверждаю»

на методическом объединении Директор МОУ «Володарская СОШ» «____» ____________ 20__ г.

___________________Курзина С.Д.

Протокол №_______________ Приказ №____ от «___»____20 г.

Председатель методического объединения

______________________



Дополнительная образовательная программа
«Все цвета, кроме черного»


Автор составитель Дружининская Г.А.

Направление программы: социальное

Возраст детей: 7-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

п. Володарское

2012 г.


Пояснительная записка

 Программа составлена на основе авторской программы « Все цвета, кроме черного» Безруких М.М., Макеевой А.Г., Филипповой Т.А..и оснащена следующим учебно-методическим комплектом: · рабочие тетради для учащихся: «Учусь понимать себя»(2 класс.); · методическое пособие для учителя: «Организация педагогической профилактики наркотизации среди младших школьников»; · пособие для родителей: «Книга для родителей младших школьников».

В основе программы «Все цвета, кроме черного» лежит идея о том, что источником формирования у детей пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Как показали многочисленные исследования, употребление наркотических веществ (табак, алкоголь, наркотики) в большинстве случаев отмечается среди детей с социально- психологическими проблемами. Как правило, это дети не только лишенные заботы, живущие в обстановке непонимания, конфликта со взрослыми, «отверженные» среди сверстников, но и не нашедшие интересного дела. Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости, позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Содержание программы, а также методы и формы его реализации носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребёнка - самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации. Работа в тетрадях строится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е. Каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.

В рабочую тетрадь включены задания и игры, расширяющие представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учёбе и общении со сверстниками и взрослы

Важным аспектом работы в рамках каждого занятия являются:

1. Отсутствие чётко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие. Найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;

2.Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении.

3.Совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива.

4. Индивидуальность - несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу. Детям дана возможность осознать свою индивидуальность. Понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому- «не такому, как я».

Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнёрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.

Работа по программе « Все цвета, кроме чёрного» осуществляется с учащимися 2 класса один час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (соответственно, на 104 часа в течение 3- х лет). Максимальное количество детей в группе-18 человек.



Цель программы.

1.Формирование позитивного мироощущения, выработка у детей навыков эффективной социальной адаптации, позволяющей находить удовольствие от жизни, как таковой, и в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя. Данная цель достигается в процессе решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.



Задачи.

-помочь детям узнать свои возможности, способности, особенности характера;

-учить детей понимать свои чувства, настроение, оценивать свои привычки, поступки, замечать недостатки и исправлять их, быть сдержанными, развивать способности и добиваться поставленной цели;

-учить понимать других, общаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чуткими и отзывчивыми;



-.формировать умение оценивать себя, своё состояние, поступки, поведение;

-формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

-пробуждать у детей интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;

Содержание программы.

Программа включает следующие разделы:

1 год обучения - «Учусь понимать себя».

2 год обучения - «Учусь понимать других».

3 год обучения - «Учусь общаться».

Первый год обучения (2 класс) проводится по тетради «Учусь понимать себя». Занятия помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научится рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими. В течение курса обучения проводится также промежуточная и конечная диагностика. Результаты диагностики позволяют скорректировать программу обучения.


Предполагаемый результат обучения.

К концу первого года обучения дети должны:

- Иметь первичное представление о здоровье, его значении, здоровом образе жизни.

- Уметь понимать своё внутреннее состояние.

- Интересоваться различными видами полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении

 Критерии результативности программы.

1.Полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
2.Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов, с окружающими;

 3.Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений которые считают опасными;

4. Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

Основные принципы работы


1. Возрастной адекватности;

2. Научной обоснованности;

3. Практической целесообразности;

4. Динамическому развитию и системности;

5. Необходимости и достаточности предоставляемой информации;

6. Модульность структуры.



Формы проведения занятий: уроки-путешествия, уроки-экскурсии, беседы, урок-игра.

Взаимосвязь с такими предметами, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», риторика.

Основные умения и навыки

  • понимать чувства, настроение

  • оценивать свои привычки, поступки

  • замечать недостатки и исправлять их

  • распределять свои силы и время

  • быть сдержанными

  • развивать способности

  • добиваться поставленной цели

  • понимать других

  • общаться со сверстниками и взрослыми

  • защищать свои интересы

  • находить настоящих друзей

  • быть чуткими и отзывчивыми


Календарно – тематическое планирование

№№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Дата проведения

11

Вводное занятие. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

1







22

Твои новые друзья.




1




33

Твои друзья на планете Земля.




1




44

Режим дня

0,5

0,5




55

Сказкотерапия. Чтение и обсуждение сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»

0,5

0,5




66

Как ты растешь (урок-исследование)




1




77

О вреде курения

0,5

0,5




88

Конкурс плакатов на тему «Курить здоровью вредить».




1




99

Что ты знаешь о себе?

1







110

Что ты знаешь о себе?




1




111

Ты в кругу людей. Правила общения.

0,5

0,5




112

Твое настроение.

0,5

0,5




113

От чего зависит настроение?

0,5

0,5




114

«Правила общения». Беседа.

0,5

0,5




115

Сказкотерапия. Просмотр и обсуждение мультфильма «Маугли».

0,5

0,5




116

Как ты познаешь мир




1




117

Конкурс плакатов на тему «Будь осторожен с неизвестными веществами.




1




118

Сказкотерапия. Чтение и обсуждение сказки В.Гауфа «Маленький Мук».

0,5

0,5




119

Твои чувства.

0,5

0,5




220

«Что такое чувства?» Беседа. Встреча с медицинским работником.

0,5

0,5




221

«Волшебная страна чувств». Урок творчества.




1




222

Ролевые игры.




1




23

Как исправить настроение?




1




24

Сказкотерапия. Сочинение сказки «Как Грусть-Тоска превратилась в Радость-Веселье».




1




25

Экскурсия в краеведческий музей.




1




26

Твои поступки.

0,5

0,5




27

«Человек в мире правил». Беседа.

0,5

0,5




28

«Не делай этого». «Нет школьному хулиганству. Выставка рисунков.




1




29

«Главные ценности в жизни школы». Театрализация.




1




30

Твои привычки.

0,5

0,5




31

Как избавиться от вредных привычек.

0,5

0,5




32

Сказкотерапия. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

0,5

0,5




33

Путешествие в страну здоровячков.




1




34

Обобщение «Настольная игра».




1





Литература

1. Сказка о тебе и других. (Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ, для детей из асоциальных семей) Москва, 2005.

2. Право и закон. Программа по правовому воспитанию. Ж. Практика административной работы в школе. №1 2008.

3. Права ребёнка. Ж. Справочник классного руководителя. №12 2007.

4. Стать принцессой за 8 часов или уроки сказкотерапии. Ж.Здоровье школьников. №7 2006.

5. Ваши права. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002

6. Все цвета, кроме чёрного. Макеева А.Г. 2002.

7. Конвенция о правах ребёнка.



8. Книга «Азбука нравственного воспитания». / И.А.Каирова - М.: «Просвещение» 1975.


скачать


Смотрите также:
Методическое пособие для учителя: «Организация педагогической профилактики наркотизации среди младших школьников»; · пособие для родителей: «Книга для родителей младших школьников»
124.21kb.
Карта интересов для младших школьников. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
53.67kb.
Тесты для школьников. Диагностика младших школьников. Содержание: Изучение личности младших школьников
250.74kb.
Учебное пособие для учащихся 4 класса, книга для учителя, книга для родителей и книга для семейного чтения
113.99kb.
Методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей
50.25kb.
Лекция для родителей младших школьников
51.51kb.
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира посредством использования дидактических игр. Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы
62.36kb.
Лекции для родителей младших школьников
250.58kb.
Лекции для родителей младших школьников
250.58kb.
Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе». Методическое пособие
217.18kb.
Рабочая программа дополнительного образования
324.97kb.
«Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 класс». М., Дрофа, 2000 г
26.62kb.