Главная стр 1
скачать
КАФЕДРА

"МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ"

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ИНФОРМАТИКИ:



АЛГОРИТМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Москва 1999 г.

УДК 681.3.068 Ф 23

Рецензент: доктор физ.-матем. наук, проф. ф-таВМКМГУ А.С, Ильинский


Редактор : к.т.н., доц. МИРЭА А.Л. Бескин

Ф 23 Федотова Д.Э., Андрианова Е.Г. Методическое пособие к выполнению курсовой работы по разделам информатики:



  • Алгоритмы

  • Программирование

  • Вычислительные методы
    1999-55с.

Методическое пособие дает подробный алгоритм действий студента для успешного выполнения курсовой работы, связанной с применением ЭВМ для решения задач.

Материал данного пособия содержит множество вариантов заданий и обобщает многолетний опыт преподавателей кафедры ''Математическое обеспечение вычислительных систем".

Пособие приучает студента вести работу в соответствии с ГОСТ, содержит документы, необходимые для выполнения отдельных этапов проекта, начиная с технического задания (ТЗ) и кончая правилами оформления программной документации.

Пособие можно рекомендовать студентам дневного, вечернего и заочного отделений, а также преподавателям, включающим элементы программирования в курсовые задания по различным дисциплинам.

Рекомендовано к использованию Методической комиссией кафедры

Выписка из протокола №3 от 20.01.99

© Федотова Д.Э., Андрианова Е,Г.

ВВЕДЕНИЕ


Учебными планами и программами высших учебных заведений предусматриваются различные формы самостоятельной деятельности студентов:

  • подготовка к аудиторным занятиям (лекции, лабораторные занятия, семинары)

  • выполнение домашних заданий

  • выполнение типовых расчетов

  • выполнение курсовых и дипломных проектов

Среди них курсовое и дипломное проектирование являются высшей формой творческого процесса учащегося. РЕЗУЛЬТАТЫ КОТОРОГО ОЦЕНИВАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ

Цель курсового проектирования не зависит от характера изучаемой дисциплины и включает в себя следующие проблемы:

  1. систематизация знаний, полученных в определенной предметной области

  2. нахождение взаимосвязи данной предметной области с другими известными областями знаний,
    определяемыми уже пройденными дисциплинами ("интерполяция" знаний)

  3. нахождение взаимосвязей данной предметной области с другими областями знаний,
    определяемыми дисциплинами, которые базируются на изучаемой в настоящей момент
    ("экстраполяция" знаний)

  4. осуществление процесса поиска, выбора й,оценки решения поставленной задачи

Заданы курсового проектирования по конкретной дисциплине определяются спецификой изучаемого предмета, однако можно выделить и вопросы, не зависящие от предметной области:

  1. подготовить студентов к решению комплекса взаимосвязанных учебных, научных, технических
    и других задач, объединенных общей темой

  2. активизировать процессы закрепления полученных знаний

  3. выработать активное творческое мышление и приемы научного поиска

  4. сформировать умения, связанные с профессиональной деятельностью будущего специалиста

  5. приобщить студентов к работе со специальной литературой

  6. ввести в круг проблем выбранной студентом специальности на уровне современной науки

В области таких разделов информатики, как "Вычислительные методы, программирование и применение ЭВМ". "Основы алгоритмизации и программирование", задачи курсового проектирования, помимо сказанного, включают:

углубление и закрепление теоретических знаний, практическое использование этих знаний для общения с ЭВМ средствами языков высокого уровня изучение средств математического обеспечения современных ЭВМ и использование их при решении практических задач



изучение и практическое освоение современных технологий разработки программ, их отладки, документирования, сопровождения. Последнее особенно актуально при коллективной разработке студентами темы курсового проектирования, что позволяет им получить навыки совместной работы в разработке системных соглашений по проекту всей системы. При выдаче групповых заданий руководитель проекта внимательно следит за личным участием каждого студента в работе всей группы и оценивает его индивидуальный вклад в создание системы программ.

Всякая самостоятельная работа должна быть творческой, в особенности та, результаты которой подвергаются оценке. Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и образовании на его основе новых комбинаций. Творчество представляет собой антипод шаблонной, стереотипной деятельности и не повторяет уже раннее известного. Молено говорить о двух формах творчества: расширение области применения существующих знаний создание принципиально новых решений

Предпосылки творческой деятельности:


  1. способность мыслить самостоятельно, не связывая оценку той или иной информации с
    авторитетностью ее источника, способность пересмотреть привычную точку зрения

  2. умение увидеть широкие связи между различными элементами, распознать ценность
    определенного элемента не только для настоящего, но и для будущего

  3. способность к синтезу

Учебными планами для студентов, изучающих дисциплины: информатика, вычислительные методы, программирование и применение ЭВМ. основы алгоритмизации и программирование

ПРЕДУСМОТРЕНО ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (КР)

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 ПОЛУЧЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА КР

Задачи на КР выдаются на специально запланированном занятии всей группе студентов одновременно Не допускается передача заданий отсутствующим студентам через третьих лиц. В тех сл\чамх. где это методически обосновано, наряду с индивидуальными заданиями практикуется выдача комплексных заданий для бригад студентов с конкретным разделением функций каждого. Число студентов в бригаде определяется спецификой комплексной темы и не должно превышать 2-3 человек.

Задание на курсовую работу оформляется на специальном бланке (Приложение 1) в двух экземплярах, один из которых студент помещает впоследствии в начале расчетно-пояснительной записки. Второй экземпляр остается на кафедре и служит для контроля за ходом выполнения плана работ. При выдаче задания оба экземпляра подписываются руководителем и исполнителями работы.

1.2 КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РАБОТ И ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ КР

Работа студента над КР предполагает строгие календарные сроки отчетности перед руководителем, оговоренные календарным графиком. Календарный график подписывается руководителем и исполнителями работы при выдаче заданий на КР. Пример заполнения календарного графика приведен в Приложении 2.

В процессе выполнения КР каждый студент обязан вести рабочую тетрадь, в которую он помещает всю рабочую документацию. Отметка руководителя в календарном графике может быть получена только при предъявлении рабочей тетради. При работе над комплексной темой все студенты одной бригады ведут самостоятельные рабочие тетради и отчитываются перед руководителем индивидуально.

В Приложении 7 приведены виды программной документации по ГОСТ, в Приложении 8 - стадии разработки программ и программных документов, в Приложении 9 - Требования ГОСТ к описанию языка.



1.3 КОНСУЛЬТАЦИИ ПО КР

Если учебным планом и расписанием занятий консультации по КР (обычно раз в 2 недели) предусмотрены, все студенты группы должны являться на эти консультации со своими рабочими тетрадями и листингами программ, если они имеются. Неявка на занятия без уважительной причины считается прогулом. На консультации студент обсуждает с руководителем варианты решения задачи и получает отметку в календарном графике.

Если расписанием занятий консультации не предусмотрены, они проводятся руководителем факультативно по договоренности со старостой группы. При этом каждый студент обязан раз в 2 недели отчитаться перед руководителем о проделанной рабоге и получить отметку в календарном графике,

1.4 РАБОТА НА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ

Лабораторные работы проводятся в локальной сети ЭВМ ВЦ МИРЭА либо ш ПК студента . Локальная сеть ЭВМ представляет собой следующую структуру: СЕРВЕР- ПЭВМ PENTIUM-200, РАБОЧАЯ СТАНЦИЯ- ПЭВМ марки РС-486 (386)

На сервере в промежутке между сеансами работы хранятся рабочие файлы студентов. Для этого на жестком диске сервер;) выделены разделы (каталоги) для каждой студенческой группы. Размер дискового пространства сервера позволяет сохранить всю необходимую рабочую информацию в течение

одного семестра, Перед началом каждого семестра рабочее пространство сервера очищается. Рабочие области каждой студенческой группы защищены от использования студентами других групп.



1.5 ОФОРМЛЕНИЕ КР

Основным документом КР является расчетно-пояснительная записка (РПЗ), которая выполняется студентом на листах писчей бумаги форматаА4 в рукописном или машинном виде на основании материалов, содержащихся в рабочей тетради. Если КР выполняется бригадой студентов, то допускается представление одной РПЗ, написанной одним из исполнителей. В конце такой записки приложен список исполнителей с указанием против каждой фамилии тех разделов темы, которые выполнены лично данным студентом. В связи с наличием в МИРЭА системы мониторинга интеллектуальных ресурсов каждая работа, связанная с применением ЭВМ, оформляется по специальному стандарту (Приложение 6).

После получения положительного отзыва руководителя проекта РПЗ сшивается, ее листы обязательно нумеруются, включая все приложения.

Если руководитель проекта сделал замечания по КР, необходимо учесть их путем внесения исправлений в текст РПЗ и представить руководителю для повторной проверки. Форма отзыва руководителя приведена в Приложении 4.



1.6 РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ КР

Цель рецензирования - объективная оценки результатов работы студента над КР. Рецензент назначается заведующим кафедрой из лиц профессорско-преподавательского состава или сотрудников кафедры. Форма рецензии на КР приведена в Приложении 5.

БЕЗ РЕЦЕНЗИИ СТУДЕНТ К ЗАЩИТЕ КР НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! 1.7 ЗАЩИТА КР

Защита КР проводится перед комиссией, состав которой утверждается на кафедре, и в присутствии студентов данной группы.

Для защиты необходимо иметь:


  1. отзыв руководителя

  2. рецензию на КР

  3. разрешение о допуске к защите при наличии положительного отзыва и рецензии
    При окончательной оценке КР принимаются во внимание следующие обстоятельства:
    соответствие КР выданному заданию




  • степень самостоятельности работы студента

  • оригинальность предложенных решений

  • теоретическое и практическое значение работы

  • оформление работы

  • доклад и ответ на вопросы комиссии

  • соблюдение календарного графика работы

  • соблюдение системных соглашений при создании коллективных разработок

Наиболее интересные в теоретическом и практическом отношении КР комиссия может рекомендовать на институтский конкурс студенческих научно-исследовательских работ.

Защищая КР, студент должен знать и обоснованно доложить в течение 5 минут следующие вопросы:

актуальность решения поставленной задачи

назначение, область применения, технические возможности и характеристики предлагаемой

системы, ее сравнение с существующими образцами

выбор и обоснование конкретной программной реализации

динамику процесса отладки, полноту системы тестов

особенности процесса сопровождения системы программ

возможности совершенствования предлагаемой системы программ

Защита КР, выполненных по комплексной теме бригадой студентов, должна быть коллективной в присутствии всех ее участников. После защиты КР хранятся в архиве кафедры и не выдаются на руки студентам и посторонним организациям. На кафедре студенты могут ознакомиться с образцами оформления КР.



1.8 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РПЗ

РПЗ оформляется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327095. Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 5. Он должен быть подписан студентом (студентами), руководителем работы, рецензентом и заведующим кафедрой с указанием даты. Справа от каждой подписи указываются инициалы и фамилии подписывающих работу, а также их ученые степени и ученые звания.

Если в записке применяются не общепринятые сокращения, символы или термины, их перечень следует поместить в записку, при условии, что число повторений каждого термина не менее 3-5 раз. В противном случае достаточно детальной расшифровки понятия непосредственно в тексте в круглых скобках при первом упоминании о нем.

Текст разделов записки должен разделяться на подразделы и пункты, нумеруемые арабскими цифрами, причем разделы имеют сквозную нумерацию, подразделы - в пределах раздела.

Разделы, отражающие методику, содержание и результаты работы, а также подразделы должны иметь содержательные заголовки. Заголовки разделов пишутся прописными буквами, а подразделов -строчными, кроме первой заглавной буквы. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках не разрешается.

Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть равно трем межстрочным интервалам , между заголовком и последней строкой предыдущего текста- 4 интервала.

Нумерация страниц РПЗ сквозная: первая страница - титульный лист (без номера) вторая страница - задание на КР (без номера) третья страница - реферат

четвертая страница - содержание - развернутое оглавление с указанием номеров страниц текста и перечень листов графического материала с указанием их наименования. Далее записка комплектуется в соответствии с тем, как описано в разделе 4.

Рисунки и таблицы включают в общую нумерацию, если они располагаются на отдельных страницах. Если рисунок или таблица расположены на листе больше формата А4, их следует учитывать как одну страницу, при этом i юмор страницы не проставляется. При этом формат больше, чем А2, для рисунков и i аблиц не разрешается.

Рисунки имеют сквозную нумерацию в пределах раздела. Номер рисунка должен состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например, рис. 1.2. Сами рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте Их нужно располагать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота записки. Если это невозможно, тогда рисунки располагаются так, чтобы для их рассматривания нужно было повернуть записку по часовой стрелке. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью.

Таблицы должны нумероваться в пределах раздела. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера, например, надпись "Таблица 1.2". При ссылке на таблицу можно указывать ее название сокращенно табл. 1.2 При переносе таблицы на следующую страницу следует повторить "шапку" таблицы и над ней написать: "Продолжение табл." с указанием номера.

Формулы нумеруются в пределах раздела. Номер формулы в круглых скобках помещается справа на уровне последней строки формулы, к которой он относится.

В список литературы включаются все использованные источники, располагаемые в порядке появления ссылок на них в тексте записки.

Сведения о книгах должны включать: Ф.И.О. автора, заглавие книги, месго издания, издательство, год издания, число страниц. Сведения о статье из периодического издания должны включать; Ф.И.О. автора, заглавие статьи, наименование издания/журнала, номер издания.

При ссылке в тексте на источники документальной информации следует приводить порядковый номер по списку литературы, заключенный в косые скобки.

Приложения оформляются как продолжение РПЗ. Каждое приложение начинается с отдельной страницы, в правам верхнем углу должно быть написано "Приложение'''. Каждое приложение должно иметь тематический содержательный заголовок и номер. Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на подразделы и пункты, нумеруемые в пределах приложения, Рисунки и таблицы, помещаемые в приложения, также нумеруются в пределах каждого приложения.

2. СТАНДАРТНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ)

Для выполнения курсовой работы студентам предлагаются два варианта стандартного ТЗ. Первый вариант (основной) предполагает создание диалогового программного комплекса (ПК). который предназначен для решения не одной задачи, а целого класса задач, которые описываются однотипными методами и алгоритмами.

Классы задач приведены в разделе 3, каждый класс задач открыт для пополнения.

Для создания ПК студенту предлагается разработать библиотеку процедур и функций для данного класса задач (Приложение 10). _ Разделы библиотеки открыты для пополнения. При необходимости разрешается использовать процедуры и функции из других разделов библиотеки. Б задании на КР (Приложение 1) преподаватель указывает;

в пункте "содержательная задача"- номера задач из разделов 1-10

в пункте '"специальные требования"- номера заданий из библиотеки процедур и функций (Приложение 10), которые рекомендуются использовать при создании ПК; следует заметить, что перечень библиотечных процедур может быть расширен студентом самостоятельно в случае необходимости. Входная и выходная информация, по усмотрению преподавателя, может располагаться на консоли (ввод - с клавиатуры, вывод - на экран), либо в файлах (Приложение 1). Так как организация ввода-вывода- типовой процесс, одни и те же процедуры можно использовать в различных ПК (Приложение 10)

Второй вариант ТЗ рекомендуется использовать студентам, слабо справлявшимся с учебными заданиями в предыдущем семестре. Как правило, работы, выполненные по ТЗ этого варианта, могут быть оценены не выше, чем "удовлетворительно". В ТЗ второго варианта студенту предлагается создать библиотеку примеров, не связанных общими методами решения. Эти примеры малого объема, пишутся без использования процедур и иллюстрируют использование конкретных конструкций языка Паскаль. Что касается организационных вопросов выполнения и защиты КР. то они одинаковы для обоих вариантов.

Решение о том, какое задание получить (вариант 1 или вариант 2), принимает сам студент (бригада студентов).

Если коллектив студентов, связанный по работе выполнением некоторого задания, хочет выполнить КР по производственной тематике, необходимо обсудить этот вопрос с преподавателем и представить проект ТЗ на выбранную тему, оформленный по ГОСТ.,

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ПК

{вариант 1)

10

1. НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ

Диалоговый программный комплекс (ПК), предназначенный для решения определенного класса задач в среде Турбо I (яскаль.



4. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ

Область применения ПК - обучающе-тренирующий курс (ОТК) "Алгоритмизация задач и программирование на Паскале'", который может сопровождать теоретический материал в разделах Информатики: алгоритмизация, программирование, вычислительные методы - на практических и лабораторных занятиях или как составная часть курса при дистанционных методах обучения. В связи с этим предъявляются особые требования к разработке и оформлению ПК:

документирование всех стадий разработки,

наличие подробных комментариев,



использование рациональных приемов проектирования (язык структурного программирования, описание семантики данных, тестирование алгоритмов, анализ возможных ситуаций).

5. КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Пользователи ПК - учащиеся ВУЗов, школ, лицеев, колледжей, которые в процессе изучения некоторых разделов Информатики могут использовать ПК, как пример на практических и лабораторных занятиях.



6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПК должен представлять собой комплекс программ, выполненных с использованием процедур и функций, которые управляются диалоговым монитором,



6.1 СТРУКТУРА ПК

ПК должен иметь иерархическую структуру трех уровней.

Верхний уровень управления - диалоговый монитор, который позволяет выбирать различные режимы работы комплекса и задавать некоторые условия.

Второй уровень управления - это управление тремя основными подсистемами комплекса: организация ввода исходных данных, организация решения функциональных задач, организация вывода результатов.

Третий уровень - это функциональные процедуры, необходимые для выполнения ввода-вывода и решения задач.

6.2 ТРЕБОВАНИЯ К ДИАЛОГОВОМУ МОНИТОРУ

Диалоговый монитор верхнею уровня должен обеспечить вывод на экран текстового меню, например, следующего вида:


  1. ВВОД ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

  2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

  3. ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТОВ
    4 ВЫХОД

и выбор пользователем одного из вариантов.

Мониторы второго уровня могут выводить на экраны меню такого вида:



  1. ВВОД ДАННЫХ С КЛАВИАТУРЫ 1. ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТОВ НА ЭКРАН

  2. ВВОД ДАННЫХ ИЗ ФАЙЛА или 2. ВЫВОД РЕЗУЛЬТАТОВ В ФАЙЛ
    3 ВЫХОД 3. ВЫХОД

или:

  • РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №

  • РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ №

  • РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ!-! №

. ВЫХОД

6.3 ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ЗАДАЧАМ

Набор функциональных задач, решаемых ПК, определен в задании, однако, по усмотрению разработчиков он может быть расширен: добавлены новые задачи, добавлены новые библиотечные процедуры, как самостоятельно, тык и из предлагаемого набора задач и процедур.

Заметим, что чем шире набор задач данного класса, которые может решать ПК, тем лучше ПК при прочих равных условиях. Все задачи ПК могут использовать созданную библиотеку, поэтому особое внимание должно быть уделено выработке системных соглашений по связям модулей, именам и типам данных и пр.

6.4 ТРЕБОВАНИЯ К БИБЛИОТЕЧНЫМ ПРОЦЕДУРАМ

Т.к. одну и ту же процедуру могут использовать разные задачи, необходимо тщательно обдумать способы обмена данных с этой процедурой:

через механизм формальных-фактических параметров,

через глобальные данные. Особое внимание уделите согласованию типов параметров.

6.5 ТРЕБОВАНИЯ К ВВОДУ-ВЫВОДУ.

Т.к. [Ж предполагается использовать в учебных целях, необходимо предусмотреть удобные формы ввода исходных данных и вывода результатов, всевозможные подсказки пользователю ПК, диагностику возможных при вводе ошибок, расшифровку выходных результатов.

6.6 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПК

Т.к ПК предполагается использовать в учебных целях, необходимо снабдить его большим числом комментариев. 11равила записи комментариев к программе:



  1. все объявленные данные (глобальные и локальные) должны содержать описание их семантики,

  2. все разветвления и циклы должны содержать описания их семантики.

Все блоки программы (процедуры) должны сопровождаться описанием алгоритма их работы на языке структурного программирования. Запись всех программ должна быть структурной, отдельные процедуры ПК должны быть автономно тестированы, а затем тестированы в комплексе пи тестах., разработанных при создании алгоритмов.

7. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В результате выполнения работы решаются следующие задачи:


  1. Составление обзора литературы.

  2. Разработка архитектуры ПК.

3 Разработка модульной структуры ПК, системных соглашений, глобальной баш данных, ■I Разработка алгоритмов работы отдельных модулей ПК и запись их на языке структурного программирования; разработка локальной базы данных отдельных модулей.

  1. Разработка тестов автономной проверки работы модулей ПК.

  2. Разработка тестов комплексной проверки работы ПК.

  3. Написание и отладка программ.

И Разработка эксплуатационной документации на ПК (Приложение 7).

9. Оформление РПЗ.

i 0. Защита работы и демонстрация работы ПК.

8. ПОРЯДОК СДАЧИ РАБОТЫ

Выполненная работа (РПЗ. программы ПК) оформляются в соответствии с стандартом сдачи к\рсовых и дипломных работ (Приложение (■>).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

НА РАЗРАБОТКУ

БИБЛИОТЕКИ ПРИМЕРОВ

(вариант 2)



14

1. НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ

Ьиблиотека примеров, предназначенная для демонстрации использования отдельных конструкций яиыка Паскаль. Шифр "J 1ример".





4. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ

Область применения библиотеки примеров - обучающе - тренирующий куре (ОТК) ''Алгоритмизация задач и программирование на Паскале", который может сопровождать теоретический материал в разделах Информатики: алгоритмизация. программирование, вычислительные метода - на практических и лабораторных занятиях или как составная часть курса при дистанционных методах обучения.

В свял) с этим предъявляются особые требования к разработке и оформлению ПК; документирование всех стадий разработки, наличие подробных комментариев,

использование рациональных приемов проектирования (я*ык структурного программирования, описание семантики данных, тестирование алгоритмов, анализ возможных ситуаций).

5. КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Пользователи ПК - учащиеся ВУЗов, школ, лицеев, колледжей, которые в процессе изучения некоторых ра далов Информатики могут использовать 1 ПС, как пример па практических и лабораторных занятиях.

6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Каждый пример и библиотеке должен представлять собой законченную программу, написанную в соответствии с определенными соглашениями. Эти соглашения касаются размера текста программы и его оформления, диагностики состояния программы, имен объектов и пр.

Каждый пример библиотеки должен быть составлен гак: чтобы демонстрировать, по возможности, работу юльки одной конструкции языка Паскаль (например, оператора цикла for), ! [римеры пишутся с использованием только библиотеки стандартных процедур и функций среды программирования Turbo Pascal (Приложение 11). Т.к. примеры предполагается использовать в учебных целях, необходимо снабдить их большим числом комментариев. Правила записи комментариев к программе:

1 )все объявленные данные (глобальные и локальные) должны содержать описание их семантики,


2)все разветвления и циклы должны содержать описания их семантики

Все примеры должны сопровождаться описанием алгоритма их работы на языке структурного программирования. Запись всех программ должна быть структурной. Все программы должны быть протестированы на гестах, разработанных при создании алгоритмов.

7. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

И результате выполнения работы решаются следующие задачи: 1. Составление обзора литературы.



  1. Разработка системных соглашений по библиотеке примеров.

  2. Разработка алгоритмов работы отдельных примеров и запит, их на я:*ыке структурного программирования.
    4. l';i (работка гестов автономной проверки работы отдельных примерок

4. Написание и отладка программ.

5 Разработка чксилуаташишной документации ни ПК (Приложение 7).

6 Оформление РИЗ,

7. Защита работы и демонстрация работы ПК



8. ПОРЯДОК СДАЧИ РАБОТЫ

Выполненная работа (РПЗ. программы ПК) оформляются в соответствии с стандартом сдачи курсовых и дишшмных работ' (Приложение 6).

3. РАЗДЕЛЫ ЗАДАЧ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ (ПК)

1. ЧИСЛЕННЫЙ АНАЛИЗ



1.9 Дани натуральное число N, в записи которого использованы только цифры от 0 до 7. Трактовать его как восьмеричную 'запись некоторого десятичного числа М и перевести его в:

двоичную

шест над ц;ггирич1гую десятичную системы счисления



2. РАБОТА С ОДНОМЕРНЫМИ ЧИСЛОВЫМИ МАССИВАМИ

2.1 Дин одномерный целочисленный массив из N элементов. Сформировать новый массив В из тех


элементов массива А, которые кратны переменной М Массив В сортировать в невозрастающем
порядке.

2.2 Дан целочисленный массив А из N элементов. Сформировать из А два новых массива;

массив В из элементов А, принадлежащих интервалу [N1,N2] массив С из элементов А, не принадлежащих интервалу [N1,N2] Оба результирующих массива сортировать в невозрастающсм порядке.

2.3 Дан целочисленный массив А из N элементов. Элементы массива А являются делителями


максимального элемента МАХ. Сформировать новый массив из тех элементов, которые являются
простыми числами.

  1. Упорядочить массив А из N элементов методом прямого обмена Исключить элементы массива,
    принадлежащие интервалу [D,E], осуществив "сжатие" массива

  2. В упорядоченном массиве А из N элементов найти элемент, отличающийся от Р не более, чем на
    Q. где Р и Q- действительные числа. Использовать двоичный поиск.

2.6 Определить, является ли исходный массив из N элементов упорядоченным

2.7 Дан целочисленный массив А из К элементов. Расположить элементы А в следующем порядке:

сначала элементы, чья старшая цифра равна 1 затем элементы со старшей цифрой 2 и т.д. Нулевые элементы исключить, осуществив сжатие массива.


  1. Упорядочить исходный целочисленный массив А по убыванию сумм цифр его элементов

  1. В исходном целочисленном массиве удалить все повторяющиеся элементы, оставив их по одному.
    Осуществить "сжатие " массива

2.10 Дан целочисленный массив А из N элементов. Сформировать массив В, первый элемент которого
есть число с расположением цифр, обратным их расположению в числе А[1]. Если при этом
обнаружились числа-палиандры (у них "прямой" и "обратный'1 порядок цифр одинаков), их записать
в массив С, а не В

2.11 Исходный массив А из N элементов разложить на 3 массива:

-массив В. состоящий из элементов А| I ]> 0

-массив С. состоящий из элементов А. кратных трем

-массив D, состоящих из элементов А. принадлежащих диапазону[М1.М2]

2.12 Даны два массива :

-массив А , упорядоченный по неубыванию первых N элементов из 2* N -массив В. состоящий из N элементов

Осуществить "слияние " массивов А и В таким образом, чтобы все 2*Ы элементов А оказались упорядоченными

3. РАБОТА С ОДНОМЕРНЫМИ СИМВОЛЬНЫМИ МАССИВАМИ И СТРОКАМИ


  1. Дано предложение Р. Найти в нем два слова W1 и W2, из которых W1 есть обращение W2

  2. Определить, сколько раз каждое слово входит в предложение Р

  3. В символьном массиве определить, сколько слов начинается и кончается одной и той же буквой

3 4 В строке символов, заканчивающейся точкой, определить, является ли она 'записью десятичного числа, кратного 3

  1. Записать строку символов в обратном порядке

  2. Удалить из символьного массива заданное слово, осуществив "сжатие " массива

  1. Удалить H's символьного массива одинаковые слова, оставив но одному вхождению каждого.
    "Сжать" массив

  2. Удалить из строки лишние пробелы, оставив по одному между словами.
    "Сжать" строку

  3. Сделать в строке замену всех вхождений слова "он" на слово "она". Длину строки по
    возможности не увеличивать за счет сокращения "лишних" пробелов

  1. Зашифровать строку символов следующим образом;

найти повторяющиеся группы символов(слова) и подсчитать число их

повторений

оставить в строке по одному представителю каждого слова, поставив

впереди число повторений этого слова

Например: 5дом Злее lpoc


  1. Ввести последовательность символов, заканчивающуюся точкой. Найти в ней количество
    символов "пробел " (к ним отнести символы табуляции и возврат каретки), количество букв "А "
    с учетов верхнего / нижнего регистров и количество остальных символов

  1. Ввести строку символов, удалить в ней символы "* " и удвоить символы "А "

  2. В строке символов посчитать наибольшее число цифр, идущих подряд, и их сумму

  1. Ввести последовательность слов и вывести те из них, перед которыми стоят лексикографически
    меньшие, а за ними - только большие слова

3 15 Ввести строку символов S1 и сформировать новую строку S2, куда войдут только те цифры из S1. которые не повторяются

4. РАБОТА С ДВУМЕРНЫМИ ЧИСЛОВЫМИ МАССИВАМИ

4.1 Дан целочисленный массив А из М строк и N столбцов. Сформировать из него два одномерных;
массива:

массив Б, k-ый элемент которого равен значению максимального элемента к-ой строки А

массив С, k-ый элемент которого равен номеру столбца, в котором находится максимальный элемент k-ой строки

4.2 Дан целочисленный массив А из N строк и N столбцов. Найти сумму элементов массива,
расположенных между главной и побочной диагоналями;

S3- выше "центра" S2- ниже ''центра"

Если St>=S2. оставить А бе-з изменений, в противном случае поменять местами элементы А, лежащие выше "центра", с элементами ниже "центра"

4.3 В целочисленном массиве А из М строк и N столбцов осуществить циклический сдвиг строк на


величину N:

  • если N четно, то сдвиг "вверх"'

  • если N нечетно, то сдвиг "вниз ':

4.4 В целочисленном массиве А из М строк и N столбцов осуществить циклический сдвиг строк на
величину N:

  • если М четно, то сдвиг " влево "

  • если М нечетно, то сдвиг " вправо ":

4 5 В целочисленном массиве А из N строк и N столбцов поменять зеркально местами элементы относительно главной диагонали

4.6- В целочисленном массиве А из N строк и N столбцов поменять зеркально элементы относительно побочной диагонали

4.7 Развернуть двумерный целочисленный массив А из М строк и N столбцов в одномерные массивы:

В по правил}' обхода по строкам

С по правилу обхода по столбцам

D по правилу обхода по спирали слева-на право и сверху-вниз

Е по правил)1 обхода по спирали сверху-вниз и слева-направо

4 8 В целочисленном массиве А из М строк и N столбцов заменить нулем все элементы меньше заданного X. Если при этом образовались нулевые строки и столбцы, удалить их, осуществив "сжатие" массива

4 9 Из одномерного массива А, состоящего из N элементов, сформировать двумерный массив В по правилу:

первый столбец В - элементы А

второй столбец В- количество повторений соответствующих элементов А

4.10 Осуществить упорядочение строк целочисленного массива А из М строк и N столбцов по правил)1: значения сумм элементов и пределах каждой строки А должны располагаться в не возрастающем порядке



5. РАБОТА С ДВУМЕРНЫМИ СИМВОЛЬНЫМИ МАССИВАМИ И ТЕКСТАМИ

5 1 В заданном тексте среди предложений с наибольшим количеством слов найти самое длинное слово W



  1. Упорядочить слова заданного в латинском алфавите текста по алфавиту

  2. В тексте Паскаль-программы найти все ключевые слова

  3. В тексте Паскаль-программы найти все операторы присваивания

  4. В тексте Паскаль-программы найти все составные операторы

  1. В тексте Паскаль-программы найти все глобальные и локальные объекты; перечень имен этих
    объектов представить символьными строками вида:

Имя блока: имя объекта 1, имя объекта 2, ...

  1. В заданном контексте найти все ключевые словаW1 и заменить их на W2

  1. Текст, представленный массивом А из М символьных строк, каждая строка длины N:
    переформатировать, т.е. представить символьным массивом В из Ml строк длины N1

  2. Два текста Т1 и Т2. представленные массивами строк А1 и А2 длины соответственно N1 и N2.
    слить в один текст Т. приведя все к одному формату N

  1. Текст Т. состоящий из абзацев, разбить на Т1, Т2,...,Тп по числу абзацев

  1. В тексте, который оканчивается признаком конца файла, посчитать длину самого короткого
    слова (слова разделены пробелами)

  1. Ввести текст и осуществить его выравнивание по правому краю поля

  2. В произвольном тексте выполнить редактирование:




  • между словами ставить только по одному пробелу

  • между предложениями ставить по два пробела

5.14 Зашифровать текст следующим образом : записать его в матрицу по строкам, а затем переписать
по спирали от центра. Прочесть зашифрованный текст

5.15 Зашифровать текст методом ГРОНСФЕЛЪДА. Ключом является конечная последовательность


цифр, которую записывают подряд над символами шифруемого текста. Цифра, стоящая над
символом, является величиной смещения (т.е. говорит о том на сколько надо продвинуться
вперед но таблице кодировки от текущего символа, чтобы получить для него замену)

5 16 В заданном тексте найти все пары слов, в которых одно слово является обращением другого

























4. СТРУКТУРА РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Записка должна включать следующие материалы: !. Титульный лист.

2. Реферат:

-сведения об объеме расчетно-пояснительной записки;

- количество и характер иллюстраций и таблиц;

-текст реферата ( не более 1 страницы):

основная часть, отражающая сущность выполненной работы и методы исследований;
конкретные сведения, раскрывающие содержание основной части (структура информации,

модульная структура систем программ, параметры системы, режимы работы системы программ и языки общения с ней, технологическая программшш среда. в которой будет функционировать разрабатываемая система , средства диагностики ошибок, количественные и качественные показатели системы программ);

краткие выводы относительно особенностей, эффективности, возможностей и области применения разработанных программ.

lie допускается применение необщепринятых сокращений слов и терминов.

3. Содержание - развернутое оглавление с указанием номеров страниц текста и перечень
иллюстраций с указанием их наименования .

4. Утвержденное задание на курсовую работу


5 Теоретическая часть

5.1 Введение

Введение должно кратко характеризовать современное состояние рассматриваемого вопроса,

которому посвящена работа. Здесь надо четко сформулировать, в чем заключена новизна и актуальность работы и обосновать по существу необходимость ее выполнения.

5.2 Аналитический обзор

Порядок составления обзора;



  • составление библиографического списка литературы,

  • и $учение отдельных источников и составление конспекта,

  • составление обзора, не являющегося простой компиляцией собранной информации, а содержа­
    щего также критическую точку зрения автора.

6. Технический и рабочий проект программной системы.

6.1 Постановка Задачи: указать цели разработки, технические требования, граничные условия


задачи.

6.2 Подход к решению задачи.

6 3 Разработка функциональной структуры программной системы, требований к отдельным подсистемам, системных соглашений:


  • описание модульной структуры: для каждого модуля необходимо указать его имя, реализуемую
    им функцию, все виды связей с другими модулями системы

  • удобно изобразить модульную структуру графически: каждый модуль представляется как
    прямоугольник, внутри которого указано имя модуля, также необходимо изобразить
    все связи между модулями в виде стрелок, над которыми должны быть указаны
    передаваемые по этой связи неременные:

  • описание таблицы идентификаторов:

- идентификатор;

  • содержательный смысл- семантика;

  • структура данного;

  • формат хранения в памяти;

  • допустимый диапазон изменения.

• системные соглашения по связям модулей должны содержать:

- описание всех кодов возврата;

- описание связей модулей по информации и управлению.

6,4 Реализация диалогового интерфейса (дерево меню).

6.4 Разработка и реализация алгоритмов решения функциональных задач

7. Экспериментальная часть

7 1 Тестирование и отладка программной системы на реальных исходных данных 7.2 Эксплуатационная документация

7.2.1 Описание применения


назначение программы;
-условия применения;
-описание задачи;

описание входных и выходных данных

7.2.2 Руководство программиста
назначение и условия применения программы;

характеристики программы (временные, режимы работы, контроль данных); входные и выходные данные; сообщения, выдаваемые программой: приложения

7.2.3 Руководство оператора
назначение программы;

условия выполнении программы;

выполнение программы (указать последовательность действий оператора, обеспечивающую загрузку,

запуск, выполнение и завершение программы, одисать функции, формат, возможные варианты

команд):

сообщения оператор}1

N. Заключение

Необходимо подвести итоги проделанной работы, охарактеризовать ключевые моменты в процессе проектирования и отладки, проанализировать полученные результаты, дать их оценку- Если одна из программ не отлажена, то необходимо привести план ее отладки

9. Приложение

Чтобы не загружать основной текст ра счетно- лояснитель ной записки, рекомендуется иллюстративный и вспомогательный материал относить в Приложение.































Приложение 6 СТАНДАРТ СДАЧИ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Требования, предъявляемые к сдаче работ.

1). Выполненная работа должна быть представлена к сдаче не позже срока, указанного в техническом задании на разработку (или не позже срока, указанного преподавателем в примечании к заданию на работу, если это лабораторная работа).

2). Работа должна быть представлена к сдаче в распечатанном виде, отвечающем следующим требованиям:



  • распечатка должна быть выполнена на белой бумаге формата А4;

  • распечатка должна содержать строго все тексты, представленные в электронном виде в
    документации:

  • листы распечатки должны быть сшиты;

  • распечатка должна иметь аккуратный вид.

Примечание. Не допускаются никакие исправления и дополнения «от руки», 3). Работа должна быть представлена к сдаче в электронном виде:

♦ на дискетах 3,5". отформатированных на 1,44 Мб, вложенных в почтовый конверт с разборчивой


надписью (Фамилия ИО студента, тип работы студента, дата сдачи в АИР);

♦ дискета должна содержать следующие файлы:

Q архивный файл, запакованный архиватором ZIP,

В архивном файле должны находиться следующие компоненты.

•Файл T7-.doc. Этот файл должен содержать техническое задание на разработку в формате DOC WinWord версии не выше 7.0. Если этих фалов несколько, то эти фалы должны называться соответственно 17. i.doc. TZ2.doc, TZ3.doc 'и так далее соответственно. Содержание каждого из файлов должно описываться в первом файле 727. doc.

•Файл RPZ.doc. Этот файл должен содержать расчетно-пояснительную записку в формате DOC WinWord версии не выше 7.0. Если этих фалов несколько, го эти фалы должны называться соответственно RPZl.doc, RPZ2.doc, RPZ3.doc и так далее соответственно. Содержание каждого из файлов должно описываться в первом файле RPZl.doc,

•Палку (директорию) CODE, в которой должны содержаться исходные коды программного продукта.

•Папку (директорию) PROGRAM в которой должны содержаться откомпилированные модули программного продукта, библиотеки и другие файлы, необходимые для корректной работы программного продукта

Q Файл readme (в кодировке DOS, 866-я кодовая страница), в который должны входить

следующие данные (по строкам): <Тема работы> <Тип работы студента> <Руководящий(-ие) преподаватель (-и)> <Наименование дисциплины> <Идентификацнонный код студента> <Фамилия Имя Отчество студента(-ов)> <Среда разработки> <Род работы>



1-ая строка. Поле «Тема работы» должно содержать полное название работы

2-ая строка. Поле «Тип работы студента» содержит код. соответствующий типу работы (см. Приложение. Таблица 1).

3-ая строка. Поле «Руководящий(-ие) преподаватель(-и)» должно Фамилию ИО преподавателей, с которыми производились консультации во время выполнения работы, через пробел.

4-ая строка. Поле «Наименование дисциплины» должно содержать код дисциплины, по которой производилась данная работа (см. Приложение. Таблица 2). Примечание. При сдаче дипломного проекта, эта строка остается пустой.

5-ая строка. Поле «Идентификационный код студента(-ов)» должно содержать код студента(-ов), соответствующий последним пяти цифрам кода зачетки студента.

6-ая строка, Поле «Фамилия. Имя, Отчество студента (-о в)» должно содержать Фамилию Имя Отчество. Если же несколько студентов выполняли данную работу, то коды этих студентов перечисляются в строку через пробел.

7~ая строка. Поле «Среди разработки» должно содержать название среды разработки программного продукта. Если сред разработки несколько, то коды средств разработки перечисляются через пробел (см. Приложение, Таблица 4).

Примечание. Если сдается реферат или лабораторная работа, не содержащая программной части, то 6-ая и 7-ая строки в файле readme остаются пустой.

8-ая строка Поле «Род работы» должно содержать одно из следующих значений: разработка, исследование.

Q Файл context (в кодировке DOS, 866-я кодовая страница), в который должно входить 10,

так называемых, «ключевых» слов (возможно, устойчивых словосочетаний), который в полной мере могут отразить тематику выполненной работы, расположенных в столбец. Не следует употреблять общие слова, такие как компьютер, ЭВМ, система и так далее. Такие слова рекомендуется употреблять в словосочетаниях. Пример файла readme, БД «Аппаратные ресурсы» КПР

Федотова ДЭ DO 17

94173 94180

Вежновец ЮВ Филатов АЕ Microsoft Access 7.0 Разработка Таблица /, Коды работ студентов















Приложение 9

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММНОГО ДОКУМЕНТА ПО ОПИСАНИЮ ЯЗЫКА

ГОСТ 19.506-79 устанавливает требования к содержанию и оформлению программного документ по описанию языка (программирования, управления заданиями, организации вычислительного процесса и др.), определенного ГОСТом 19101-77.

Описание языка должно содержать следующие разделы:



  1. Общие сведения (указаны назначение и описание общих характеристик языка, его
    возможностей, основных областей применения)

  2. Элементы языка (описаны синтаксис и семантики базовых составных элементов языка)

  3. Способы структурирования программы (указаны способы вызова процедур передачи управления
    и другие элементы структурирования программ)

  4. Средства обмена данными (приведено описание языковых средств обмена данными, например,
    средств ввода-вывода, внутреннего обмена данными)

  5. Встроенные элементы (приведены описания встроенных в язык элементов, например, функции,
    классы и т.п., и правила их использования)

  6. Средства отладки программ (описаны имеющиеся в языке средства отладки программ,
    семантика этих средств, даны рекомендации по их применению)

  7. Приложения (приведены формализованные описания языковых средств, иллюстрации, таблицы,
    графики, формы бланков и т.п.)

31

Приложение 10



РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ В1. ЧИСЛЕННЫЙ АНАЛИЗ

В1.1 Выделение цифры в числе:

старшей

младшей


с заданным номером

всех цифр



  1. Определение числа цифр в числе

  2. Определение суммы цифр числа

В 1.4 Проверка четности\нечетности числа

В 1.5 Вычисление НОД (наибольший общий делитель) двух чисел



  1. Вычисление НОК (наименьшее общее кратное) двух чисел

  2. Проверка, является ли число простым

Б 1.8 Построение последовательности простых чисел

В1.9 Разложение числа на простые сомножители и нахождение максимального из них



BI 10 Нахождение числа с записью цифр в обратном порядке

В1.11 Перевод числа из десятичной системы счисления в двоичную

В 1.12 Перевод числа из десятичной системы счисления в восьмеричную

В!, 13 Перевод числа из десятичной системы счисления в шестнадцатиричную

В1.14 Перевод числа из двоичной системы счисления в десятичную

В 1.15 Перевод числа из восьмеричной системы счисления в десятичную

В1,16 Перевод числа из шестнадцатиричной системы счисления в десятичную

ВI.) 7 Перевод числа из восьмеричной системы счисления в двоичную

81.18 Перевод числа из шестнадцатиричной системы счисления в двоичную

.1,19 Перевод числа из двоичной системы счисления в восьмеричную

81.20 Перевод числа из двоичной системы счисления в шестнадцатиричную

81.21 Перевод числа из восьмеричной системы счисления в шестнадцатиричную


BI 22 Перевод числа из шестнадцатиричной системы счисления в восьмеричную

38

В2. РАБОТА С ОДНОМЕРНЫМИ ЧИСЛОВЫМИ МАССИВАМИ

  1. Поиск координат К заданного числа X в массиве

  2. Поиск значения максимального (минимального) элемента MAX (MIN) и его координаты К в мас­
    сиве (подмассиве)

  3. Сортировка массива по невозрастанию (неубыванию)

-методом прямого выбора -методом "пузырька" -улучшенным методом "пузырька" -методом "вставки"

  1. Проверка упорядоченного массива по невозрастанию (неубыванию)

  2. Удаление из массива элементов, удовлетворяющих условию:

-больше (<=) заданного значения -меньше (>=) заданного значения

  • равно (< >) заданному значению
    -координаты больше (<=) заданных

  • координаты меньше (>=) заданных
    -координаты равны (< >) заданным
    и "сжатие " массива




  1. Поиск повторяющихся элементов в массиве, их удаление и "сжатие" массива

  2. Подсчет количества элементов, удовлетворяющих условию

  3. Замена значения элементов:

-заданы исходное и результирующее значения

-заданы координаты элементов и результирующее значение



  1. Циклический сдвиг элементов массива влево (вправо)

  2. Разбиение одного массива на два (слияние двух массивов в один) по определенным
    правилам

39 ВЗ. РАБОТА С ОДНОМЕРНЫМИ СИМВОЛЬНЫМИ МАССИВАМИ И СТРОКАМИ

ВЗ. 1 Выделение слова W в предложении Р



  1. Определение длины слова W

  2. Подсчет количества слов, удовлетворяющих условию:

-первая буква больше (<=) заданной -последняя буква меньше (>=) заданной -слово W совпадает с заданным и др,

  1. Замена слов W в предложении Р на заданное слово W1

  2. Сравнение двух слов W hWI

  3. Определение числа вхождений буквы в слово W

  4. Поиск координаты К заданного слова W в массиве

  5. Проверка лексикографической упорядоченности массива

  6. Лексикографическая сортировка массива

83.10 Удаление из массива элементов, удовлетворяющих условию, и "сжатие " массива
ВЗ, 11 «Переворачивание» исходной строки

ВЗ. 12 Удаление лишних пробелов и «сжатие» строки

ВЗ. 13 Написание слова W «вразрядку» (каждая буква - через пробел); Ограничители слова W увеличить на 1 пробел слева и справа

ВЗ. 14 Проверка лексикографической упорядоченности стоки S

В3.15 Вычисление «расстояния» между словами W1 и W2 - это количество символов, по которым эти слова различаются

ВЗ. 16 «Склеивание» (конкатенация ) строк S1 и S2 по принципу :каждое слово W строки S2 вставлять между словами строки S3. Предполагается, что слова разделяются пробелами

В3.17 Из строки SI удалить все символы, встречающиеся в строке S2

ВЗ. 18 Разбить исходную строку на две строки: S1. где находятся слова, начинающиеся с маленькой

буквы; S2, где находятся слова, начинающиеся с большой буквы. Слова разделяются пробелами.

В4. РАБОТА С ДВУМЕРНЫМИ ЧИСЛОВЫМИ МАССИВАМИ

64. i Поиск координат Kl, K2 заданного числа X в массиве



  1. Поиск значения максимального (минимального) элемента MAX (MJN) и его координат Kl, K2 в
    массиве (подмассиве)

  2. Сортировка массива по невозрастанию (неубыванию) ь соответствии со значениями некоторых
    признаков строки (столбца):




  • сумма элементов

  • число четных (нечетных) элементов

  • число отрицательных элементов и др.




  1. 11роверка упорядоченности элементов строк (столбцов) массива по невозрастанию (неубыванию)

  2. Удаление из массива элементов, удовлетворяющих условию:

-больше (<=) заданного значения

  • меньше (>=) заданного значения

  • равно (< >) заданному значению

  • координаты больше (<=) заданных

  • координаты меньше (>=) заданных

  • координаты равны (не равны) заданным

и "сжатие " массива

  1. Подсчет повторяющихся элементов по строкам (столбцам)

  2. Циклический сдвиг строк массива верх (вниз)

  3. Циклический сдвиг столбцов массива влево (вправо)

  4. Перестановка элементов массива, принадлежащих определенным областям

В4 10 "Свертка" одномерного массива А из М* N элементов в двумерный массив Е из М строк и N столбцов; считать, что А развернут по строкам

В4.1J Определение числа максимальных (минимальных ) элементов в двумерном массиве А( 1..М, 1..NJ



B4.I2 Двумерный массив А|1,.М , 1..N] повернуть на 90 градусов по часовой стрелке ( против часовой стрелки)

  1. Двумерный массив А[ 1..N . 1..N ] повернуть на 180 градусов

  1. Разворачивание двумерного массива А[ 1..N , 1..N | в одномерный массив В [ 1..N* N ] по
    строкам (по столбцам)

B4.I5 Преобразование числового двумерного массива А| 1..М ,i..N] в символьный массив В| 1 ,М. LN]

41

В5. РАБОТА С ДВУМЕРНЫМИ СИМВОЛЬНЫМИ МАССИВАМИ И ТЕКСТАМИ

  1. Поиск числа вхождений слова W в текст Т (с учетом переносов) и координат каждого вхождения

  2. Замена слов W в тексте Т на слово W1

  3. Выравнивание строк текста за счет пробелов между словами

  4. Выравнивание текста за счет переносов слов

  5. Лексикографическая сортировка абзацев текста по первой букве каждого абзаца

  6. Выделение абзаца в тексте

  7. Удаление абзаца из текста

  8. Удаление строк из текста, удовлетворяющих некоторому условию, и "сжатие" массива

  9. Сравнение текстов Т1 и Т2 (разное количество пробелов между словами не учитывать)

  10. Контекстные;

-замена -вставка -удаление слов

85.11 Произвольный текст представить как двумерный символьный массив

85.12 Двумерный символьный массив представить как текст

85.13 Исходный текст Т разбить на 2

Т1 -текст, начинающийся с начала Т и до конца первого абзаца Т2-остальной текст


  1. Объединить 2 текста Т1 и Т2 таким образом, чтобы Т2 начинался с нового абзаца

  2. В тексте Т подсчитать количество предложений

  3. В тексте Т подсчитать количество абзацев

85.17 Нахождение длинны самого длинного слова Lmax и самого короткого Ь1!1Ш в тексте Т

85.18 Выявить самые часто встречающиеся символы в тексте Т и записать их в двумерный символьный


массив С [ 1..5 , 1..2J ,где в первом столбце - символы . во втором - число их повторений

42

В 6. Организация ввода - вывода (клавиатура, экран )

  1. Ввод значения переменной (числовой, символьной) с контролем правильности ввода

  2. Ввод массива из N элементов (числового, символьного) по М элементов в строке

  3. Вывод значения переменной с текстовым сообщением

  4. Вывод определенных диагностических сообщении из массива символьных строк

  5. Формирование массива символьных строк, содержащего диагностические сообщения

  6. ;*'Ввод двумерного массива M*N (числового, символьного) по N элементов в строке

  7. 1*'Вывод двумерного массива M*N (числового, символьного) по N элементов в строке

  8. Ввод двумерного массива M*N (числового, символьного) по отдельным строкам; каждая строка
    массива длинная и может занимать на экране Ml строк; ввод сопровождается приглашением
    ввести i-ую строку исходного массива

  9. Вывод двумерного массива (числового, символьного) по отдельным строкам; каждая строка
    массива длинная и может занимать на экране М1 строк: вывод сопровождается сообщением о
    выводе i-ой строки исходного массива

  10. Ввод значения переменной (числовой, символьной) с организацией цикла повторений ввода ( до
    трех раз ) в случае обнаружения ошибки ввода

  11. Формирование одномерного массива (числового, символьного) из N элементов, выбранных

случайным образом из определенного диапазона

86.12 Формирование двумерного массива (числового, символьного) из M*N , выбранных случайным


образом из случайного диапазона

86.13 Вывод массива из N элементов (числового, символьного) no M элементов в строке


* Предполагается, что значение N позволяет разместить все элементы на экране.

В7. Организация ввода-вывода (файл)

В7.! Чтение из файла и формирование одномерного массива из N элементов (числового, символьного)



  1. Запись в файл одномерного массива и:* N элементов (числового, символьного)

  2. Ввод N элементов (числовых , символьных) с клавиатуры и запись их в файл

  3. Чтение N элементов (числовых, символьных) ш файла и вывод их на экран

В7 5 Чтение из файла и формирование двумерного массива из M*N элементов (числового, символьного)

  1. Запись в файл двумерного массива из M*N элементов (числового, символьного)

  2. Добавление элемента ( числового, символьного ) в файл

  3. Изменение элемента (числового, символьного) в файле

В7.У Поиск элемента (числового, символьного) в файле по заданному условию































































































































СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3



  1. Организационные вопросы курсового проектирования 4

  2. Стандартное техническое задание 6

  3. Разделы задач для проектирования программных комплексов 15




  1. Численный анализ 15

  2. Работа с одномерными числовыми массивами 16

  3. Работа с одномерными символьными массивами и строками 17

  4. Работа с двумерными числовыми массивами 18

  5. Работа с двумерными символьными массивами и текстами 19

  6. Вычисление значение многочлена n-ной степени по схеме Горнера 20

  7. Вычисление значения функции в виде суммы степенного ряда 21

  8. Вычисление значения определенного интеграла 22

  9. Вычисление значения корня алгебраического (трансцендентного) ур-ния 23

4. Структура расчетно-пояснительной записки 24

Приложение 1 Задание на курсовую работу 27

Приложение 2 Календарный график работы студента 28

Приложение 3 Отзыв руководителя курсовой работы 29

Приложение 4 Рецензия на курсовую работу 30

Приложение 5 Титульный лист курсовой работы 31


Приложение 6 Стандарт сдачи дипломных, курсовых и лабораторных работ 32

Приложение 7 Виды программной документации 34

Приложение 8 Стадии разработки программ и программных документов 35
Приложение 9 Требования к содержанию и оформлению программного

документа по описанию языка 36

Приложение 10 Разделы библиотеки процедур и функций 37

Приложение 11 Справочник по процедурам и функциям Borland Pascal 7.0 44



Приложение 12 Фрагмент программы с использованием текстового меню 54
скачать


Смотрите также:
Методическое пособие к выполнению курсовой работы по разделам информатики: алгоритмы программирование вычислительные методы
424.05kb.
Учебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансы, денежное обращение и ипотека»
642.98kb.
Методическое пособие по курсу «Объектно-ориентированное программирование на языках высокого уровня»
884.19kb.
Методические рекомендации к написанию курсовой работы
403.26kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы Для специальностей: 151001 Технология машиностроения
298.38kb.
Р. А. Сакаев, Б. М. Перлов, Н. А. Хандурина начертательная геометрия практическое пособие к выполнению курсовой pаботы на персональных компьютерах Санкт-Петеpбуpг 2001
316.43kb.
Методическое пособие по курсу «Информатика» для студентов, обучающихсяпо направлению «Теплоэнергетика»
1433.52kb.
Методические рекомендации по выполнению основных разделов курсовой работы, Требования к оформлению курсовой работы, Защита курсовой работы, приложения
323.05kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине
614.47kb.
Учебно-методическое пособие по лыжной подготовке предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура»
588.76kb.
Методические рекомендации к выполнению курсовых работ специальность 080507. 65 «Менеджмент организации»
364.62kb.
Методическое пособие предназначено для студентов специальности "Психология"
1007.82kb.