Главная стр 1
скачать


С.В. Запечников



Работа над диссертационной темой

аспирантов и соискателей факультета

«Информационная безопасность» МИФИ


(по физико-математическим и техническим наукам)

Методическое пособие




Москва

2005

УДК 378.245.2 (07)

ББК 74.58я7

З-31


Запечников С.В.

З-31 Работа над диссертационной темой аспирантов и соискателей факультета «Информационная безопасность» МИФИ (по физико-математическим и техническим наукам): Методическое пособие. / Под ред. В.С. Горбатова. – М.: МИФИ, 2005. – 36 с.


Цель пособия – предложить примерный план подготовки кандидатской диссертации для аспирантов по специальности 05.13.19 (по физико-математическим и техническим наукам) с учетом особенностей предметной области и возможностей практической реализации результатов исследования в современных условиях. В пособии приводятся полезные для аспирантов сведения и неформальные советы по оптимальной организации их учебной и научной работы в период обучения в аспирантуре, а также при подготовке к защите и публичной защите диссертационной работы. Вкратце рассматриваются также требования российских нормативно-правовых документов в отношении работ, представляемых на соискание ученой степени.

Предназначено для аспирантов и соискателей ученой степени, обучающихся на факультете «Информационная безопасность» МИФИ, для их научных руководителей и консультантов.

ББК 74.58я7
ISBN 5-7262-0642-8
Редактор Т.В. Волвенкова

Компьютерная верстка выполнена автором


Подписано в печать 13.12.2005. Формат 60х84 1/16.

Печ.л. 2,25. Уч.-изд.л. 2,5. Тираж 50 экз. Изд. № 076-1.


Московский инженерно-физический институт

(государственный университет)

115409, Москва, Каширское ш., 31
 С.В. Запечников, 2005

Московский инженерно-физический институт



(государственный университет), 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………………

4

1.

Цель и задачи диссертационной работы……………………………..

5

2.

Первый год обучения в аспирантуре…………………………………

8

3.

Второй год обучения в аспирантуре………………………………….

12

4.

Третий год обучения в аспирантуре………………………………….

14

5.

Правила оформления диссертации…………………………………...

16

6.

Предварительное рассмотрение диссертации на кафедре…………..

19

7.

Оформление документов и представление диссертации в совет…...

22

8.

Процедура защиты диссертации……………………………………...

25

9.

Действия соискателя после защиты диссертации…………………...

27

Полезная литература для работающих над диссертацией………………

28

Приложение 1. Паспорт специальности 05.13.19………………………..

29

Приложение 2. Программа-минимум кандидатского экзамена по

специальности 05.13.19 (по физико-математическим и техническим

наукам)……………………………………………………………………...


33




ВВЕДЕНИЕ

Выпускники факультета «Информационная безопасность» МИФИ, являющиеся авторами наиболее интересных и глубоких дипломных проектов, а также другие лица с высшим образованием по специальностям, связанным с информационной безопасностью, могут продолжить свое образование в аспирантуре МИФИ по специальности 05.13.19 – методы и системы защиты информации, информационная безопасность.

В МИФИ существует очная и заочная формы обучения в аспирантуре. Для очных аспирантов предусмотрена возможность бюджетного или платного обучения. Подробности и условия приема в можно уточнить в отделе аспирантуры МИФИ (комн. 132, тел. 323-91-00, 324-32-85). Поступающие в аспирантуру независимо от формы обучения сдают три вступительных экзамена: «философия», «иностранный язык» (английский) и экзамен по специальности. Сумма баллов, набранных на вступительных экзаменах, является решающим условием поступления в аспирантуру. При прочих равных условиях при наличии конкурса предпочтение отдается лицам, имеющим опубликованные научные и учебно-методические работы, изобретения, авторские свидетельства, а также опыт участия в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внесшим вклад в развитие факультета или участвующим в учебном процессе на факультете.

Аспирантура как форма послевузовского образования включает три элемента:

1) прохождение курсов занятий по дисциплинам, предусмотренным государственной программой обучения в аспирантуре, и сдачу по ним экзаменов кандидатского минимума;

2) работу над диссертационной темой, завершающуюся подготовкой к защите и публичной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;

3) самостоятельную подготовку по специальности и в объеме, необходимом для работы над кандидатской диссертацией, а также учебно-методическую работу со студентами факультета согласно индивидуальному учебному плану.

В конце каждого года обучения в аспирантуре (в период с 1 по 15 апреля) на кафедрах проводится аттестация аспирантов, результаты которой передаются в отдел аспирантуры. При аттестации применяется рейтинговая система оценки учебно-научной деятельности. Аспиранты бюджетной формы обучения, набравшие низкий рейтинговый балл, как правило, переводятся на платную форму обучения. Лица, не аттестованные по итогам очередного года обучения, отчисляются из аспирантуры (независимо от формы обучения).

Необходимо уяснить, что саму по себе научно-исследовательскую работу, а тем более учебу в аспирантуре, нельзя напрямую отождествлять с написанием диссертации. Диссертация – это лишь конечный результат проделанной аспирантом или соискателем большой работы, свидетельствующий о полученной им квалификации, набранном опыте работы, умении решать сложные задачи, свободно ориентироваться в научной и технической литературе, умении грамотно излагать свои мысли, а также передавать свои знания коллегам по научной специальности. Все это позволяет характеризовать автора диссертации как сложившегося научного работника, заслуживающего присуждения ученой степени. Защита диссертации является лишь наиболее ярким выражением и подтверждением этого факта.

Диссертационный совет МИФИ по специальности 05.13.19 принимает к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата (доктора) технических, физико-математических или юридических наук.

В соответствии с действующим законодательством ученая степень кандидата наук присуждается решением ученого совета МИФИ и утверждается Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. Ученая степень доктора наук присуждается президиумом ВАК РФ. Ученая степень доктора наук может быть присвоена только лицам, имеющим ученую степень кандидата наук.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Диссертация (от лат. dissertatio – «рассуждение», «исследование») – это специальная форма научного сочинения, имеющая научно-квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени в соответствии с требованиями, установленными государственными органами.

Основным документом, определяющим систему требований к диссертациям на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, является «Положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий», утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 г. № 74. В соответствии с этим положением определяется, что «кандидатская диссертация должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач».

Такое определение, однако, слишком общо – попробуем разобраться в требованиях более подробно, учитывая специфику технических и математических научных дисциплин.

Диссертация готовится автором единолично. В ней должна содержаться совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых для публичной защиты. Как научное произведение она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку.



Диссертация как научно-квалификационная работа существенно отличается от дипломного проекта. Тремя важнейшими признаками ее состоятельности являются актуальность, научная новизна и практическая значимость.

Актуальность означает, что тема диссертации является «современной», т.е. отвечает современному уровню развития науки и техники, связана с решением действительно нужных и важных научно-практических задач, имеющих значение для общества, для развития некоторых отраслей экономики, промышленности, культуры, сферы обслуживания и т.д. Диссертация является квалификационной работой и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Научная новизна предполагает, что в работе лично автором должно быть впервые получено некое новое научное знание, никому ранее не известное. Полученные новые результаты обязательно должны быть строго аргументированы и доказаны. В диссертациях по физико-математическим наукам новые результаты, как правило, формулируются в виде теорем, лемм, утверждений, следствий из них и т.п. В диссертациях по техническим наукам новые решения, алгоритмы, протоколы, методики и т.п., как правило, строго обосновываются логически и математически (иногда, при использовании развитого математического аппарата, их также формулируют в виде утверждений и теорем). Ответственность за доказательство научной новизны положений диссертации лежит на самом авторе диссертации. Для этого уже на начальном этапе работы необходимо очень тщательно проанализировать все известные источники информации, чтобы обнаружить и проанализировать все уже существующие решения задач, сходных с той, которую решает автор диссертации. Если на завершающих этапах работы хорошо осведомленными в своей предметной области читателями или рецензентами диссертации обнаружится, что она не обладает научной новизной, это может перечеркнуть всю проделанную работу. Если решения, предложенные автором, действительно являются новыми, они должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными.

Практическая значимость подразумевает, что полученные автором результаты либо уже внедрены на практике и приносят пользу в какой-либо сфере человеческой деятельности, либо потенциально представляют интерес для практики и при наступлении определенных условий могут быть реализованы при проектировании и разработке какого-либо нового изделия, создании или усовершенствовании системы, применены для повышения экономической эффективности либо расширения функциональности уже имеющихся разработок. Поэтому в диссертациях, имеющих прикладное значение, обязательно приводятся сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертациях, имеющих теоретическое значение, – рекомендации по использованию научных выводов на практике.

Основное отличие кандидатской диссертации от докторской заключается в следующем. Кандидатская диссертация предполагает решение новой научной задачи, докторская – решение новой научной проблемы. Научная проблема – это столь сложная и масштабная научная задача, что для нее не известны даже способы решения, т.е. от автора докторской диссертации требуется разработка и систематизация методов, средств, инструментов ее решения и решение проблемы вновь созданными методами. Эти методы в зависимости от отрасли наук могут быть разными: техническими, математическими, правовыми и т.д. Диссертация на соискание степени кандидата наук предполагает решение новой, т.е. никем еще ранее не решенной, научной задачи, но для этого, как правило, бывает достаточно известных научных методов.

В соответствии с требованиями ВАК РФ основные положения каждой диссертации должны быть опубликованы в научной печати, причем требования к публикации результатов различаются для кандидатских и докторских диссертаций. Для кандидатских они проще. Хотя нижний предел количества публикаций не установлен официально, обычно считается, что по теме защищаемой диссертации должно быть опубликовано не менее 6 – 7 печатных работ (но лучше, конечно, иметь большее количество публикаций). Диссертационный совет МИФИ принимает к защите работы, по теме которых опубликовано не менее 4 научных статей в рецензируемых научных журналах. Существует утвержденный ВАК РФ перечень ведущих рецензируемых научных изданий, выпускаемых в РФ, в которых должны быть опубликованы основные результаты докторских диссертаций [3]. Будет неплохо, если и основные результаты кандидатской диссертации попадут на страницы этих изданий.

Необходимо помнить, что работа над кандидатской диссертацией является трудным и ответственным делом, требующим больших затрат времени (как показывает опыт, более семи тысяч часов чистого времени) и – обязательно – регулярных занятий, не считаясь ни с какими обстоятельствами, которые могут в тот или иной момент показаться более важными и приоритетными. Регулярность работы является, пожалуй, главным условием успеха. Как показывает многолетняя практика, подготовку диссертации крайне редко удается совмещать с другими видами занятости на полную рабочую неделю, если только она не связана напрямую с темой диссертации. В связи с этим перед тем, как приняться за работу над кандидатской диссертацией, необходимо тщательно проанализировать свои силы, возможности и «расставить приоритеты», составить примерный календарный план, позволяющий завершить работу за обозримое время.

Хорошими руководствами по структуре и правилам подготовки такого научного произведения, как диссертация, могут послужить книги [1, 5]. Методологические аспекты научно-исследовательской работы достаточно подробно рассмотрены, например, в книге [4].

Далее приводится примерная «программа действий» аспиранта в течение всего срока обучения в аспирантуре.




2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ

В течение месяца со дня поступления в аспирантуру каждый аспирант обязан получить в отделе аспирантуры бланк «Календарного плана работы аспиранта», заполнить его совместно со своим научным руководителем, утвердить у заведующего кафедрой и декана факультета.

Программа первого года обучения включает обязательное посещение еженедельных занятий по истории и философии науки (лекции и семинары, кафедра философии) и иностранному языку (практические занятия, кафедра иностранных языков). В конце учебного года по каждому из двух предметов сдается экзамен кандидатского минимума. Полученные на экзаменах оценки впоследствии заносятся в «Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов», выдаваемое по окончании обучения в аспирантуре. Срок, в течение которого остаются действительными оценки кандидатских экзаменов, устанавливается нормативными документами ВАК РФ.

Аспиранты очной формы обучения участвуют в учебном процессе кафедры и факультета. Педагогическая практика аспирантов может включать в себя проведение лабораторных работ и (или) семинарских занятий со студентами факультета, доцентскую практику (чтение лекций в объеме не менее 4 – 6 часов в семестр), руководство учебно-исследовательской работой и преддипломной практикой студентов, участие в работе экзаменационных комиссий по приему учебно-исследовательских работ, преддипломной практики и комиссии кафедры по предварительному рассмотрению дипломных проектов, а также работу в приемной комиссии.

В соответствии с требованиями отдела аспирантуры МИФИ в течение трех месяцев со дня поступления для каждого аспиранта должна быть утверждена диссертационная тема. Для этого необходимо получить в отделе аспирантуры и заполнить (совместно с научным руководителем) специальный бланк «Диссертационная тема». Выбранная тема затем должна быть утверждена на заседании Совета факультета, а полностью оформленный бланк – сдан в отдел аспирантуры.

Выбор темы исследования является очень важным и ответственным этапом работы. Без преувеличения можно утверждать, что грамотный и удачный выбор темы – это половина успеха будущей работы. Другая половина – это осуществление задуманного в полном объеме. Наоборот, неудачный выбор темы может впоследствии привести к тому, что проделанная автором немалая работа окажется бесплодной, потребуется серьезно корректировать направление работы, а то и начинать ее «с нуля». Таких примеров из практики, к сожалению, можно привести немало.

Вот почему важно своевременно и тщательно обдумать тему будущего исследования, обсудить ее прежде всего со своим научным руководителем, а возможно и с другими сотрудниками кафедры и с коллегами по работе. Тема должна по возможности точнее отражать основную цель исследования, направленность работ, предполагаемый конечный результат, но в то же время быть краткой и точной, корректно отражать существо решаемой научной задачи. Не нужно бояться того, что формулировка темы впоследствии изменится. Это естественный и закономерный процесс. В то же время очевидно, что работа без конкретно сформулированной цели или с «размытой» целью не будет плодотворной. Тогда обучение в аспирантуре превратится в пустую трату времени.

Итак, как выбрать диссертационную тему? Идеальный вариант решения – когда есть готовый заказ на проведение научного исследования от заинтересованного заказчика. Но так бывает далеко не всегда – и тогда приходится поступать наоборот: самостоятельно выбирать некоторое актуальное направление исследования, получать интересные и полезные с точки зрения исследователя результаты, а затем уже искать потребителей, заинтересованных (или хотя бы потенциально заинтересованных) в имеющихся «на руках» готовых результатах.

Очень плодотворным может оказаться поиск темы «на стыке» двух научных областей, одна из которых, скажем, хорошо разработана, а другая является совершенно новой. Опора на результаты из различных областей знания очень часто приводит к синтезу новых интересных результатов. В области информационной безопасности много таких «пограничных» научных задач можно отыскать на стыке математических (иногда физических) и технических дисциплин. Это вполне объяснимо, так как для физико-математических дисциплин традиционна высокая культура мышления.

Рассмотрим пример. В начале 2000-х гг. в сфере информационных технологий наметилась тенденция перехода к распределенному хранению больших массивов данных. С этой целью многими организациями стали создаваться специальные сети хранения данных (Storage Area Network – SAN), ведущие мировые фирмы-производители стали разрабатывать и выпускать аппаратное и программное обеспечение для сетей хранения данных. В таких сетях, объединяющих десятки или даже сотни средств хранения данных (дисковые массивы, роботизированные ленточные библиотеки и др.), содержатся очень большие массивы данных, которые могут принадлежать разным собственникам и, следовательно, иметь разные требования к степени защищенности информации. Очевидно, появилась принципиально новая технология. Но задачи защиты в ней по-прежнему решаются старыми методами, которые по целому ряду причин оказываются малоэффективными для сетей хранения данных. К примеру, как контролировать доступ к данным на уровне файлов, если физические блоки, составляющие файл, могут быть «разбросаны» по разным средствам хранения в составе сети, а пользователь может даже не знать их физического размещения? Как контролировать целостность массивов данных при их размещении в сети? И зачем, к примеру, применять сплошное шифрование дисков данных, если конфиденциальные данные содержатся лишь в небольшой доле файлов? Очевидно, что традиционные, хорошо известные алгоритмические методы контроля доступа к файлам, криптографические методы шифрования дисков и контроля целостности можно применить и здесь. Можно – но стóит ли? Нельзя ли предложить нечто лучшее? Итак, перед нами открывается простор для разработки новой научной задачи – назовем тему такой работы «Исследование и разработка алгоритмов обеспечения безопасности доступа к информации в сетях хранения данных». При соответствующей разработке этой темы из нее вполне может получиться диссертационная работа.

Чтобы найти актуальную область для проведения исследования, нужно постоянно следить за событиями, происходящими в интересующей Вас отрасли, а для этого регулярно знакомиться с новой научной литературой, читать периодические издания, вести поиск информации в сети Интернет (например, на страницах профессиональных международных организаций соответствующего профиля). Проявив достаточное усердие, задачу, достойную диссертационной работы, всегда можно найти. Нерешенных научных проблем в любой области знания можно насчитать сотни и тысячи – нужно только уметь их «разглядеть» и выбрать посильную для решения одним человеком.

В то же время следует избегать брать в качестве темы диссертации задачи «сиюминутные», «модные», содержащие, к примеру, какие-либо повсеместно употребляемые названия языков программирования или программных средств. Очень часто оказывается, что мода на эти средства быстро проходит (быстрее даже, чем заканчивается учеба в аспирантуре), а никаких научных задач, связанных с ними, не остается - все задачи, как оказывается, носят чисто технический характер и могут быть решены просто путем грамотного применения давно и хорошо известных средств.

Наконец, тему нужно еще и грамотно сформулировать. Очевидно, неверно было бы назвать тему «Применение ... (чего-либо) ... для решения ... (такой-то задачи) ... », ибо цель работы не в том, чтобы что-то применить, а в том, чтобы решить какую-либо задачу; а уж для этого придется применить что-то новое, что будет разработано автором. Путем таких рассуждений приходим к выводу, что правильнее назвать тему «Разработка... (чего-либо) ... на основе ... (таких-то) ... методов».

За первый год обучения в аспирантуре рекомендуется ознакомиться с возможно большим числом литературных источников по теме диссертационной работы, обязательно выписывая их выходные данные (автор, название работы, издательство, год издания, количество страниц) – это существенно облегчит дальнейший поиск нужной информации и упростит составление списка использованных источников к диссертации. Очень полезно составлять для себя краткие конспекты прочитанного и сохранять все материалы по определенной проблематике в отдельных папках. Всякая наука начинается с систематизации.

Не только полезно, но и необходимо сразу же вслед за темой составить «эскизный проект» своей дальнейшей работы над этой темой, некоторый приблизительный план построения будущей диссертации. Пусть он будет примитивным – может быть, впоследствии Ваши первоначальные представления о выбранной области исследований даже покажутся Вам наивными, – но Ваша работа всегда должна иметь четко обозначенную цель, а Ваши знания должны быть систематизированы. В научном исследовании (как, впрочем, и в любом серьезном деле) необходим системный подход. По мере Вашего профессионального роста и цель Вашей деятельности, и объем Ваших знаний, и «горизонты» видения все новых и новых задач, естественно, будут меняться.

В течение первого года обучения рекомендуется подготовить обзорную статью и (или) 2 – 3 тезисов докладов на научных конференциях по специальности.

Минимальным итогом первого года обучения должен являться готовый черновик первой главы диссертации, включая обзор проблематики в исследуемой предметной области и постановку задачи исследования, а также примерный план-проспект последующих глав работы, максимально четко определяющий дальнейшее направление работ.


3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ

Второй год обучения в аспирантуре включает в себя обязательную самоподготовку по дисциплинам специальности и сдачу в конце года кандидатского экзамена по специальности. Кроме того, аспиранты очной формы обучения в течение первого и второго года обязаны пройти педагогическую практику. Зачет за педагогическую практику ставится заместителем заведующего кафедрой по учебной работе.

Основное внимание аспирант второго года обучения должен уделить получению теоретических и практических результатов, составляющих «ядро» его диссертации. Это непростая задача, и от удачного ее решения зависит успех работы в целом. Получение новых теоретических результатов – это всегда синтез некоторых новых знаний, проникновение в неизвестное и непредсказуемое, сопряженное с творческими усилиями. Здесь необходим определенный «дар предвидения», позволяющий, опираясь на известные результаты, выдвинуть новую научную идею, вокруг которой будет строиться вся последующая работа. Если такая идея окажется удачной и состоятельной, весь дальнейший план проведения исследования станет ясен – и останется только планомерно и систематически над ним работать.

В диссертациях по физико-математическим наукам, где основными предметами исследования являются математические объекты, новые научные результаты обычно формулируются в виде теорем, лемм и утверждений, для которых приводятся полные доказательства их справедливости. В диссертациях по техническим наукам новыми научными результатами могут являться методы или методики, алгоритмы или протоколы, которые потом реализуются какими-либо техническими способами (в вычислительной технике чаще всего речь идет об аппаратной или программной реализации). В технических науках методы описания, моделирования и исследования изучаемых объектов также чаще всего оказываются математическими, поэтому и здесь новые научные результаты также нередко формулируются в виде теорем и утверждений.

Поиск новой научной идеи – это всегда процесс творческий, поэтому здесь невозможно дать какие-либо готовые рекомендации. Можно лишь посоветовать попытаться идти по пути обобщения каких-либо уже известных результатов, изложенных в нескольких опубликованных другими авторами научных работах либо по пути более глубокого рассмотрения каких-либо интересных частных случаев уже известного общего результата. В других случаях получению нового теоретического результата предшествуют обширные экспериментальные исследования объекта, изучение закономерностей его поведения в тех или иных условиях, накопление статистических данных – только потом из них можно вывести новую аналитическую зависимость, пользуясь которой синтезировать новые технические объекты, обладающие более совершенными свойствами или большей экономической эффективностью.

Практика показывает, что в современной науке появление совершенно новой идеи, разработка новой концепции «с нуля» – явление крайне редкое. Подавляющее большинство новых научных результатов есть следствие долгого и планомерного развития научной мысли в определенном направлении.

В течение второго года обучения рекомендуется подготовить одну-две статьи с изложением основных теоретических и прикладных результатов, полученных за время работы над диссертацией, и (или) 2 – 3 тезисов докладов на конференции по специальности.

Весьма полезным для повышения научной квалификации аспиранта является участие в российских и международных конференциях, подготовка публичных выступлений на семинарах, симпозиумах, заседаниях кафедры и др. научных собраниях.

Минимальным итогом второго года обучения должен являться готовый черновик второй и третьей глав диссертации, включая доказательство или логическое обоснование теоретических результатов, выводы по главам, и примерный план-проспект всех оставшихся глав работы.


4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ

Третий год обучения в аспирантуре почти целиком посвящается окончанию работы над диссертацией (если ранее были успешно сданы все кандидатские экзамены). К этому времени должны быть в основном сформированы и изложены в письменном виде главные научные идеи диссертационной работы. Следующий этап заключается в исследовании возможностей прикладного применения полученных теоретических результатов, разработке макетов, опытных образцов, действующих аппаратных или программных изделий и внедрению полученных результатов на практике. Таким образом, эта часть диссертационной работы завершает «полный цикл» исследования: от научного поиска и анализа источников через получение новых научных знаний до применения их в общественно полезной деятельности.

Естественно, что первоначальные планы практического использования научных результатов возникают у автора еще в начале работы, при выборе темы исследования. Но, как показывает практика, в процессе работы у автора неизбежно изменяются представления как о самой предметной области, путях проведения исследования, так и о возможностях применения полученных результатов. Удачно выбранная и хорошо разработанная тема может дать более глубокий результат, чем предвидел автор. Понятно, что не всегда этот результат может быть достаточно прост для непосредственной практической реализации. Например, если предложенное решение предполагает аппаратную реализацию алгоритмов, для этого, очевидно, требуются довольно значительные материальные, финансовые и трудовые ресурсы. В этом случае, возможно, при работе над диссертационной темой придется ограничиться лишь разработкой эскизного проекта, макета или технических предложений по реализации изделия с использованием доступных средств. Тем не менее, к разработке такого проекта следует относиться со всей серьезностью, ибо он должен убедительно доказать каждому, кто будет знакомиться с диссертацией, принципиальную возможность эффективной реализации этого проекта, образца или изделия. Нужно стремиться дать максимально реалистичную количественную оценку параметров проекта или изделия, по возможности доказать его экономическую эффективность, оправданность, полезность по сравнению с традиционными или ранее применявшимися образцами.

При разработке прикладных аспектов диссертации по техническим наукам следует обратить самое пристальное внимание на международные и государственные стандарты и иные нормативно-технические документы в рассматриваемой области. Современная техника настолько сложна, что ни одно изделие не может быть абсолютно новым, не может строиться «с нуля» - оно всегда учитывает существующую базу, использует созданные ранее наработки, соблюдает преемственность развития. Поэтому система международных и согласованных с ними национальных стандартов выступает в качестве своеобразного «законодательства» при разработке, проектировании и реализации любой новой техники. Особенно отчетливо это видно в сфере современных информационных технологий, в которых существуют десятки тысяч стандартов. Принято различать стандарты де-юре (оформленные в виде официальных документов, имеющих юридический статус) и стандарты де-факто (т.е. такие решения и технологии, которые хотя и не имеют статуса стандарта, но на самом деле являются общепризнанными и имеют очень большое значение при разработке технических изделий). Не исключено, что новая научная идея позволит предложить решение, которое впоследствии сможет претендовать на роль стандарта в той или иной области техники.

В подавляющем большинстве случаев диссертации по техническим наукам подразумевают в той или иной степени полезное использование полученных автором диссертации результатов в деятельности каких-либо предприятий, организаций, учреждений. Документом, подтверждающим это, обычно является «Акт о внедрении» либо «Акт об использовании результатов диссертационной работы», составляемый комиссией из числа сотрудников соответствующей организации, утверждаемый руководством организации и заверяемый печатью организации. В акте обязательно указывается тема диссертационной работы и фиксируется, в чем конкретно заключается полезный эффект, достигнутый при использовании результатов работы. Каждый акт составляется в двух или трех экземплярах, один из которых впоследствии подшивается в аттестационное дело.

Желательно, чтобы итогом третьего года обучения в аспирантуре явился завершенный черновик основной части диссертации, введения и заключения, список использованных источников, а также материалы, включаемые в приложения к диссертации.



5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация является научным трудом, имеющим статус рукописи (поэтому на титульном листе диссертации обязательно имеется гриф «на правах рукописи»). Тем не менее, структура и оформление диссертации должны соответствовать всем основным требованиям стандарта ГОСТ 7.32-2001 – «Отчет о научно-исследовательской работе – Структура и правила оформления» [2].

Структурными элементами диссертации являются:

- титульный лист;



- содержание;

- определения;

- обозначения и сокращения;

- введение;

- основная часть;

- заключение;



- список использованных источников;

- приложения.

(Обязательные структурные элементы выделены жирным шрифтом.)

Во введении к диссертации обязательно должны содержаться следующие сведения (рекомендуется придерживаться именно такого порядка, который приведен ниже):

- обоснование актуальности темы диссертации;

- формулировка цели работы;

- перечень задач, решаемых для достижения поставленной цели;

- характеристику методов исследования;

- краткое содержание работы по главам (подчеркивая их логическую связь);

- перечень новых научных результатов, содержащихся в работе и выносимых на защиту;

- характеристику практической ценности и полезности работы;

- сведения об апробации результатов работы.

Объем введения к кандидатской диссертации, как правило, не превышает 6 – 10 страниц.

Основная часть кандидатской диссертации, как правило, состоит из 4 – 5 глав (гораздо реже – из 3 или 6 глав), каждая из которых характеризуется логической завершенностью и при необходимости может делиться на параграфы и пункты. Как правило, в диссертациях не принято вводить рубрикацию далее третьего уровня вложенности (т.е. ограничиваются главами, параграфами и пунктами или только главами и параграфами, что отражается в оглавлении).

Первая глава кандидатской диссертации, как правило, содержат обзор рассматриваемой предметной области со ссылками на источники информации и постановку задачи работы. При написании этой главы изложение в ней следует вести по принципу «от общего к частному»: в первом параграфе рассматривается широкая проблемная область исследований, в следующем параграфе рассматривают более узко объект и предмет исследования, далее дают обзор известных решений в рассматриваемой области и анализ литературных источников, после чего на основании выявления объективно существующей проблемной ситуации ставят задачу исследования.

В следующих главах следует изложение основных теоретических результатов, полученных лично автором в процессе выполнения работы. В диссертациях, носящих преимущественно теоретический характер, этому может быть посвящено две или даже три главы (за счет сокращения практической части), в диссертациях, носящих преимущественно прикладной, научно-практический характер – может быть достаточно одной главы. При написании теоретической части диссертации первостепенное внимание следует уделить логической четкости изложения, строгой обоснованности и доказанности результатов. В диссертациях по техническим и физико-математическим наукам теоретическая часть диссертации вряд ли может быть изложена без активного привлечения математического аппарата. При написании диссертации следует обращать внимание на то, чтобы полученные впервые, лично автором новые научные результаты были недвусмысленно отделены от уже известных ранее. Всегда желательно провести некоторое сравнение нового с уже известным, подчеркнуть преимущества полученных новых результатов, более «рельефно» их выделить. Не следует стесняться подчеркнуть первенство автора и весомость его вклада в науку, если он действительно имеет место быть. (Следует, однако, помнить, что весь текст диссертации пишется от третьего лица, т.е. «автором получены результаты», «на основании проведенного автором анализа сформулированы выводы» и т.д.)

Вслед за теоретическими главами следуют главы, в которых излагаются прикладные и (или) экспериментальные аспекты проведенной работы, формулируются принципы, методики и рекомендации по практическому использованию полученных новых теоретических результатов, анализируется опыт или обсуждаются перспективы их практического применения.

В заключительных главах излагают практические аспекты работы, описание макетной части, анализ результатов внедрения работы в практику, обсуждают возможности и перспективы применения полученных результатов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.

В начале каждой главы обычно следует небольшая преамбула (0,5 – 1 страница), в которой может быть дан общий план последующего изложения с указанием краткого содержания каждого параграфа главы. В конце каждой главы диссертации формулируются (в отдельном небольшом параграфе, по пунктам) выводы по результатам, изложенным в данной главе.

В заключении к диссертации формулируется основной результат диссертационной работы в целом и (по пунктам) более конкретные выводы по результатам выполненной работы (их число, как правило, не должно превышать семи), а также указываются возможные (планируемые) пути и перспективы продолжения работы. Следует обратить внимание, что выводы по работе в целом ни в коем случае не должны повторять более частных обобщений, сделанных автором в соответствующих главах диссертации – выводы заключения должны подводить итоги всей работы в целом. В выводах нужно придерживаться предельно конкретных формулировок об итогах проделанной работы: «выявлено», «доказано», «предложено», «разработано» и т.п. Объем заключения к кандидатской диссертации, как правило, не превышает 2 – 4 страниц.

В приложения выносятся все остальные материалы диссертационной работы, которые носят справочный, вспомогательный характер и не имеют непосредственного отношения к тексту диссертации. Этими материалами могут быть блок-схемы алгоритмов, фрагменты исходного текста программ, спецификации различных интерфейсов, схемы взаимодействия компонентов программного и аппаратного обеспечения, другие обширные таблицы и схемы и пр.

Диссертация должна быть отпечатана шрифтом Times New Roman №12 через 1,5 интервала на одной стороне белой бумаги формата А4. Размеры полей: сверху, снизу и слева – 20 мм, справа – 10 мм. Листы диссертации нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист не нумеруется. Принятый объем основной части кандидатской диссертации (без приложений) составляет 130 – 180 страниц. По тексту диссертации обязательно должны содержаться ссылки на источники информации, из которых заимствован материал, в том числе – и обязательно – ссылки на собственные опубликованные научные и учебно-методические работы автора, в которых изложены соответствующие результаты исследований. Ссылки допускаются только цифровые, на публикации, приведенные в списке использованных источников. Все источники должны быть упорядочены по алфавиту либо по порядку встречаемости ссылок на них в тексте диссертации. Как правило, большинство ссылок на источники информации сосредоточено в первой главе, а в последующих главах по мере необходимости происходит обращение лишь к относительно небольшому количеству активно используемых источников.

Все приведенные выше сведения, касающиеся правил оформления диссертации, конечно же, являются примерными, ориентировочными, и не могут рассматриваться как догма. Объем, структура, содержание частей диссертации могут меняться в зависимости от предмета исследований, темы диссертации и многих других факторов. В конечном итоге то, как будет «выглядеть» диссертация, определяется ее автором совместно с научным руководителем.

В соответствии с действующим законодательством при наличии достаточных оснований диссертации может быть присвоен гриф «для служебного пользования» или иной гриф, ограничивающий распространение содержащихся в ней сведений.

6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ

ДИССЕРТАЦИИ НА КАФЕДРЕ


Завершающим этапом работы над диссертацией, предшествующим процедуре подачи ее в диссертационный совет, является предварительное рассмотрение работы на кафедре, где выполнялась работа. Этот этап необходим соискателю, так как позволяет и организационно, и психологически подготовиться к будущей процедуре защиты диссертации в диссертационном совете, избежав многих ненужных ошибок. Процедуру предварительного рассмотрения диссертации на кафедре нередко называют «предзащитой». Предварительное рассмотрение диссертации проводится на заседании кафедры с приглашением всех ее сотрудников, аспирантов и студентов кафедры, а также по возможности представителей других организаций, работающих в той же предметной области, которой посвящена диссертация.

К предварительному рассмотрению диссертации на кафедре соискатель должен подготовить:



  • полный текст рукописи диссертации;

  • составленный автором и одобренный научным руководителем автореферат диссертации;

  • акты о внедрении (об использовании) результатов работы;

  • доклад об основных результатах диссертационной работы, согласованный с научным руководителем;

  • иллюстративный материал к докладу (плакаты либо слайды).

Автореферат диссертации – это брошюра объемом 1 – 1,5 печатных листа (т.е. 16 – 24 страницы), в которой автор должен кратко охарактеризовать свою диссертационную работу и изложить ее основную суть. В соответствии с требованиями ВАК РФ в автореферате «должны быть изложены основные идеи и выводы диссертации, показаны вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследования». Известны общепринятые правила составления автореферата кандидатской диссертации.

Титульный лист и оборотная сторона титульного листа оформляются по общепринятым правилам: для этого необходимо ознакомиться с образцами авторефератов ранее защищенных диссертаций. В автореферате полностью указываются фамилии, имена, отчества научного руководителя и официальных оппонентов, а также наименование ведущей организации. Основная часть автореферата состоит из четырех разделов.



  • «Общая характеристика работы». Здесь обосновывается актуальность темы работы, указываются цель диссертационной работы, задачи, решаемые для достижения поставленной цели, методы исследования, объект и предмет исследования, формулируется научная новизна и практическая ценность работы, приводятся основные результаты работы, выносимые на защиту, сведения об использовании результатов исследования, о публикациях по теме работы и об апробации работы, а также о структуре и об объеме работы (объем раздела 3 – 5 стр.)

  • «Содержание работы». Этот раздел занимает бóльшую часть автореферата. В нем содержится собственно реферат работы, в котором в последовательности, как правило, соответствующей структуре работы по главам, передается ее основное содержание, причем в этом разделе желательно не просто пересказывать содержание работы, а подробно останавливаться на самых важных моментах работы, опуская технические подробности и менее значимые вопросы. Особое внимание в этом разделе следует уделить логике работы в целом, взаимосвязи отдельных ее разделов.

  • «Основные результаты работы». Здесь кратко (один абзац) формулируется основной научный результат исследования, затем в виде выводов по пунктам формулируются основные теоретические и практические результаты, полученные в процессе выполнения работы. Если результаты работы обобщены и грамотно сформулированы автором, выводов обычно получается не более семи.

  • «Публикации по теме диссертации». Здесь приводится библиографический список основных публикаций автора по теме диссертации (с указанием объема работ в страницах либо в печатных листах).

Поскольку с авторефератом, в отличие от самой диссертации, будет знакомиться достаточно большой круг лиц, текст его должен быть отредактирован предельно тщательно, буквально каждое слово должно быть выверено, а весь текст написан грамотно, хорошим литературным языком. В автореферате должны быть в сжатой форме представлены все основные сведения о диссертации – это своеобразная «визитная карточка» работы. В то же время в нем не должно быть ничего лишнего или постороннего.

Перед заседанием кафедры диссертация и автореферат должны быть тщательно отредактированы и обсуждены соискателем вместе с научным руководителем. Как правило, заведующим кафедрой или его заместителем назначаются 2 – 3 рецензента диссертационной работы из числа сотрудников кафедры (или – по договоренности – из числа сотрудников других организаций), способных провести ее квалифицированный анализ и дать заключение о возможности вынесения ее на защиту.

Сама процедура рассмотрения диссертации на заседании кафедры проводится в следующей последовательности:


  • предоставление соискателю слова для сообщения по теме работы;

  • вопросы к соискателю;

  • выступления рецензентов, дискуссия;

  • выработка заключения кафедры.

Для соискателя оформляется выписка из протокола заседания кафедры, в которой указываются:

  • актуальность темы диссертации и направленность исследования, цель работы;

  • конкретное личное участие соискателя в получении научных результатов;

  • степень обоснованности научных положений, рекомендаций и выводов, полученных соискателем;

  • наиболее существенные результаты, полученные лично автором, их теоретическая и практическая значимость и новизна;

  • отражение основных результатов исследования в научной печати (если публикации подготовлены в соавторстве, указывается личный вклад соискателя);

  • соответствие содержания диссертации специальности, по которой она представляется к защите;

  • решение о рекомендации к защите.

Выписка из протокола заседания кафедры подписывается заведующим кафедрой (или его заместителем) и ученым секретарем кафедры, утверждается ректором и заверяется гербовой печатью.

7. ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ В СОВЕТ
Если предварительное рассмотрение диссертации на кафедре прошло успешно, соискатель формирует документы для диссертационного совета. Перед началом сбора документов следует проконсультироваться с сотрудником диссертационного совета (комн. А-205ст., тел. 323-91-67). Диссертационный совет принимает кандидатскую диссертацию к предварительному рассмотрению после подачи соискателем пакета документов, в число который входят:


  • заявление соискателя (1 экз., на бланке диссертационного совета);

  • анкета соискателя в электронном виде по утвержденной форме (выдается в диссертационном совете);

  • личный листок по учету кадров с фотографией, заверенный в отделе кадров по основному месту работы (2 экз.);

  • заверенная копия документа о высшем образовании (2 экз.);

  • удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (1 экз. + копия, получить в отделе аспирантуры);

  • диссертация (1 экз., в мягком переплете);

  • макет автореферата диссертации (2-3 экз.);

  • заключение кафедры, выданное по результатам предварительного рассмотрения диссертации (1 экз.);

  • два скоросшивателя.

Диссертационный совет принимает кандидатскую диссертацию к защите не позднее, чем через два месяца со дня подачи соискателем перечисленных выше документов или в те же сроки представляет соискателю мотивированное заключение об отказе в приеме диссертации к защите. Члены диссертационного совета проводят предварительную экспертизу диссертации на предмет соответствия ее специальности и полноты опубликования основных результатов в научных изданиях. Основные результаты диссертации должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до защиты. Если на заседании диссертационного совета принято решение о приеме диссертации к защите, совет назначает двух официальных оппонентов (один из которых обязательно является доктором наук, а второй – кандидатом либо доктором наук), ведущую организацию, определяет дату защиты диссертации и разрешает рассылку автореферата диссертации по описи. В список рассылки включаются члены диссертационного совета, официальные оппоненты, ведущая организация, диссертационные советы по профилю диссертации, заинтересованные организации и ведущие ученые-специалисты. В списке имеется ряд адресов обязательной рассылки: Российская книжная палата, ведущие библиотеки и центры научно-технической информации.

Решение диссертационного совета оформляется в виде «Выписки из протокола заседания диссертационного совета», подписанной ученым секретарем диссертационного совета.

В случае принятия диссертации к защите соискатель начинает готовиться к публичной защите диссертации на заседании диссертационного совета. Прежде всего необходимо подготовить оригинал-макет автореферата и позаботиться о печати типографским способом (либо на множительной технике) тиража автореферата в количестве 80 – 100 экз. На автореферате должны быть указаны его выходные данные. Одновременно следует отпечатать полный текст оригинала диссертации (следя за тем, чтобы качество печати было достаточно хорошим), размножить его в 5 – 6 экз. и сдать в переплет. Переплет должен быть твердым.

Далее необходимо приобрести конверты для отправки почтовых сообщений формата А5 и через канцелярию МИФИ разослать автореферат диссертации согласно списку рассылки. Автореферат кандидатской диссертации должен быть разослан не позднее, чем за месяц до назначенного советом дня защиты диссертации (дата защиты обязательно указывается в автореферате). Все экземпляры автореферата должны быть подписаны автором на титульном листе и ученым секретарем диссертационного совета на оборотной стороне титульного листа (допускается факсимильное воспроизведение подписи). На оборотной стороне титульного листа либо в сопроводительной записке содержится просьба к получателям автореферата прислать отзыв на автореферат в одном экземпляре, заверенный печатью организации. Поступившие отзывы на автореферат передаются в диссертационный совет.

Если назначенное ранее заседание диссертационного совета по уважительной причине переносится на другую дату, то по всем адресам, содержащимся в описи, повторно рассылается уведомление о переносе даты защиты.

До защиты в диссертационный совет должны поступить следующие дополнительные документы:



  • диссертация в твердом переплете в требуемом количестве экземпляров для передачи в диссертационный совет, в библиотеку, двум официальным оппонентам и ведущей организации (итого – 5 экз.);

  • часть тиража автореферата диссертации в количестве, достаточном для подшивки в дело диссертации и для передачи всем членам диссертационного совета и гостям, которые будут присутствовать на защите (30 – 40 экз.);

  • выписка из протокола заседания диссертационного совета (1 экз.);

  • опись рассылки автореферата с почтовым штемпелем канцелярии МИФИ, подтверждающим дату рассылки (1 экз.);

  • отзывы двух официальных оппонентов (в 2-х экз., не позднее 10 дней до защиты);

  • отзыв ведущей организации (в 2-х экз., не позднее 10 дней до защиты);

  • отзывы на автореферат диссертации (в 1 экз.);

  • акты о внедрении (об использовании) результатов работы (оригиналы подшиваются в дело, в приложения к диссертации помещаются копии).

Заключительный этап подготовки к защите включает в себя:

  • работу над докладом на защите диссертации;

  • изготовление иллюстративных материалов к докладу (плакатов или презентации в виде слайдов + их распечаток для членов совета);

  • подготовку к ответам на возможные вопросы членов совета и гостей;

  • подготовку письменных ответов на замечания, содержащиеся в отзывах;

  • сбор экземпляров (либо ксерокопии) основных публикаций по теме диссертации, включая монографии и учебно-методические работы (если имеются);

  • подготовку предварительного проекта «Заключения диссертационного совета».


8. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ

Защита диссертации происходит на заседании диссертационного совета публично. Как сказано в «Положении о порядке присуждения ученых степеней», защита «должна носить характер научной дискуссии и проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации».

Заседание диссертационного совета начинается с того, что председательствующий объявляет о защите диссертации, а ученый секретарь совета зачитывает материалы личного дела соискателя. Затем слово для изложения основных результатов научного исследования предоставляется самому соискателю.

Соискатель строит свое выступление на основе заранее подготовленного текста доклада, в котором следует сосредоточиться в основном на новых теоретических и прикладных положениях, которые разработаны лично автором диссертации, не обходя стороной и внутреннюю логику работы, процесс получения итоговых результатов. Соискатель должен продемонстрировать высокий уровень своей теоретической подготовки, эрудицию, способность доступно изложить основные научные результаты проведенного исследования. В ходе выступления следует активно пользоваться иллюстративным материалом, который и должен послужить «конспектом» выступления.

Не следует строить свое выступление на повторении и тем более на чтении фрагментов автореферата диссертации. Автореферат уже имеется у членов совета и гостей, кроме того, заинтересованные лица могли ознакомиться с диссертацией в библиотеке. Гораздо лучше, если выступление будет представлять собой сжатый и систематизированный рассказ об основных положениях исследования, который будет заканчиваться подведением итогов и формулировкой основных результатов работы (на заключительном этапе выступления можно воспользоваться авторефератом). При необходимости следует делать ссылки на текст автореферата или самой диссертации. Продолжительность доклада не должна превышать 20 минут.

По завершении доклада членами диссертационного совета могут быть заданы любые вопросы, касающиеся диссертационной работы соискателя. Отвечать на вопросы следует четко и по существу, проявляя скромность в оценке своих научных результатов и тактичность по отношению к задающим вопросы. Не только содержание доклада, но и сам характер выступления и уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют общую оценку работы членами диссертационного совета.

После ответов соискателя на вопросы слово предоставляется научному руководителю соискателя, который в своем выступлении обычно характеризует соискателя и раскрывает его отношение к диссертационной работе.

Далее зачитываются отзыв ведущей организации и отзывы на автореферат диссертации (если отзывов поступило много, то с согласия членов совета могут зачитываться только содержащиеся в них критические замечания). Соискателю предоставляется слово для ответов на замечания, содержащиеся в отзывах.

После этого выступают официальные оппоненты. Официальные оппоненты обязаны присутствовать на защите диссертации. Разрешается проводить защиту в отсутствии только одного из официальных оппонентов (по уважительной причине), если он дал положительный отзыв по диссертации. В этом случае его отзыв зачитывается ученым секретарем совета полностью. Соискателю предоставляется слово для ответов на замечания оппонентов.

Далее начинается дискуссия по работе, в которой могут участвовать все присутствующие в зале. Они могут давать как положительные, так и отрицательные оценки различных аспектов работы, подкрепляя их соответствующей аргументацией. По окончании дискуссии соискателю предоставляется заключительное слово.

Затем председательствующий на заседании подводит итоги защиты, члены совета избирают счетную комиссию, которой поручается провести тайное голосование по вопросу о присуждении ученой степени кандидата наук соискателю, защищавшему диссертацию. Во время тайного голосования все приглашенные на защиту, кроме членов совета, покидают зал заседания. Решение совета считается положительным, если за присуждение ученой степени проголосовало не менее двух третей членов совета с правом решающего голоса, которые присутствовали на заседании совета.

После утверждения протокола счетной комиссии (открытым голосованием) председательствующий объявляет о присуждении соискателю ученой степени кандидата наук. Диссертационный совет редактирует и принимает «Заключение...» по диссертации, которое утверждается открытым голосованием. На этом процедура защиты диссертации может считаться законченной. Общая ее продолжительность чаще всего составляет 1,5 – 2 часа.

9. ДЕЙСТВИЯ СОИСКАТЕЛЯ ПОСЛЕ ЗАЩИТЫ

ДИССЕРТАЦИИ


В месячный срок со дня защиты диссертации должен быть сформирован полный пакет документов аттестационного дела, а само аттестационное дело направлено в ВАК РФ.

Для этого в течение нескольких дней после защиты диссертации необходимо подать в диссертационный совет следующие документы:



  • отредактированное «Заключение диссертационного совета», принятое по итогам защиты диссертации (в нем должны быть отражены: актуальность темы диссертации, основные научные результаты, полученные лично автором, достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов, степень их новизны, практическая значимость результатов, критические замечания по работе, рекомендации по использованию результатов, вывод о степени соответствия диссертации требованиям ВАК, где указывается, за что конкретно соискатель заслуживает присуждения ученой степени кандидата наук);

  • стенограмму заседания совета, подписанную ученым секретарем и председателем (заместителем председателя) диссертационного совета (стенограмма составляется на основе расшифровки аудио- (видео-) записи заседания диссертационного совета);

  • доклад на защите диссертации, подписанный автором (как правило, прикладывается к стенограмме отдельно);

  • «Решение диссертационного совета» с указанием результатов тайного голосования (составляется по образцу, выдаваемому в диссертационном совете);

  • «Справку к делу о выдаче диплома кандидата наук» (составляется по форме, указанной в документах ВАК РФ), подписанную ученым секретарем и председателем (заместителем председателя) диссертационного совета;

  • «Информационную карту диссертации» (ИКД, составляется по форме, указанной в документах ВАК РФ);

  • «Регистрационно-учетную карточку» (составляется по форме, указанной в документах ВАК РФ);

  • четыре почтовых открытки с наклеенными марками;

  • один почтовый конверт.

Все документы составляются в двух экземплярах («Справка к делу о выдаче диплома кандидата наук» – в трех).

Срок рассмотрения документов в ВАК РФ обычно составляет несколько месяцев. После проведения предварительной экспертизы соискателю направляется почтовая карточка со штампом о принятии дела к рассмотрению, после проведения экспертизы по существу – почтовая карточка со штампом о решении в отношении выдачи диплома кандидата наук.

Дипломы кандидата наук поступают в диссертационный совет МИФИ, подписываются ректором и главным ученым секретарем, заверяются гербовой печатью, после чего выдаются соискателю в диссертационном совете.


ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ

НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ

1. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 3-е изд., доп. – М.: «Ось-87», 1999. – 208 с.

2. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. ГОСТ 7.32-2001. – Введ. 01.07.2002. – М., 2001.

3. «Перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в РФ, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». – vak.ed.gov.ru/help_mat/288

4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.

5. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 1984.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.13.19




I. Формула специальности

«Методы и системы защиты информации, информационная безопасность» – специальность, занимающаяся проблемами анализа, разработки, применения и совершенствования методов и средств защиты информации в процессе ее сбора, хранения, обработки, передачи и распространения, а также технического, организационного и правового обеспечения информационной безопасности государства, общества и личности.



Значение решения методических, научно-технических и организационно-правовых проблем в рамках данной специальности состоит в разработке новых и развитии имеющихся методов и средств защиты информации, в обеспечении информационной безопасности технических, социально – экономических, биологических и иных систем любого вида и области применения, в совершенствовании и развитии соответствующего правового регулирования, а также форм и методов борьбы с правонарушениями в информационной сфере.
II. Области исследований


  1. Анализ фундаментальных проблем информационной безопасности в условиях становления современного информационного общества, обеспечения баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

  2. Научное обоснование роли и места информационной безопасности в национальных интересах России, в обеспечении ее военной, экономической, экологической, иных видов национальной безопасности, целостности информационного пространства и государства.

  3. Исследование и разработка методов, моделей и средств выявления, идентификации и классификации угроз нарушения информационной безопасности Российской Федерации в целом, ее субъектов хозяйствования, объектов различных видов и классов.

  4. Анализ и научное обоснование основных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, включая разработку и совершенствование системы мониторинга состояния информационной безопасности Российской Федерации.

  5. Изучение и прогнозирование последствий внедрения и широкого распространения современных информационных технологий, включая разработку методов и моделей обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества.

  6. Научное обоснование и разработка организационно-правовых механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере, регламентирующих создание и использование информационных ресурсов, средств защиты информации, проведение экспертизы, стандартизации, сертификации и контроля качества защиты информации и информационных ресурсов, предотвращение и расследование преступлений в области высоких технологий, взаимодействие федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в информационной сфере, сотрудничество государств в обеспечении коллективной информационной безопасности.

  7. Научное обоснование систем документооборота (вне зависимости от степени их компьютеризации) и разработка средств защиты циркулирующей в них информации, в том числе в электронной форме отображения, в различных сферах человеческой деятельности.

  8. Разработка мероприятий, механизмов формирования и поддержки политики обеспечения информационной безопасности для объектов всех уровней иерархии различных систем управления.

  9. Развитие общей теории, истории и методологии обеспечения информационной безопасности и защиты информации различными техническими, организационными и правовыми методами и средствами, включая принципы и проектные решения (технические, математические, организационные, правовые и др.) для создания перспективных средств защиты информации и информационной безопасности.

  10. Анализ и управление рисками, оценка вероятного ущерба нарушения информационной безопасности и уязвимости систем любого вида и области применения, включая модели и методы оценки защищенности информации и информационной безопасности объектов различных классов, эффективности систем и комплексов обеспечения информационной безопасности.

  11. Развитие теории конфликтного функционирования информационно–телекоммуникационных систем (ИТКС) любого вида и области применения.

  12. Исследование новых физических процессов и явлений, позволяющих повысить безопасность ИТКС.

  13. Разработка технологий идентификации и аутентификации пользователей и субъектов ИТКС, разграничения доступа, антивирусной защиты и защиты ИТКС от разрушающих программных воздействий.

  14. Информационные технологии, модели и методы добычи, извлечения, преобразования и аналитической обработки данных, средства их диагностики, управления и обеспечения защиты. Системы вычислений, модели, методы и средства обеспечения устойчивости и защиты формирования объектов данных, баз данных и метаданных. Исследование и разработка методов и средств защиты баз данных и знаний ИТКС.

  15. Синтез интегрированных систем обеспечения безопасности ИТКС, включая средства автоматизации проектирования защищенных ИТКС.

  16. Исследование и разработка моделей, методов и средств (комплексов средств) пассивного и активного информационного противодействия угрозам нарушения информационной безопасности в сетях, включая открытые сети типа Интернет; обеспечения внутреннего аудита и мониторинга состояния ИТКС, находящихся под воздействием угроз нарушения его информационной безопасности; управления информационной безопасностью ИТКС.

  17. Разработка алгоритмов, развитие и создание средств стеганографии и криптографии в целях защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, для использования в ИТКС общего назначения, включая обеспечение безопасности электронных платежных систем и электронной коммерции, в том числе мобильной.

  18. Методы, модели, способы и алгоритмы, обеспечивающие, независимо от формы информационного представления, сжатие, накопление и резервирование информации; восстановление и реконструкцию искаженной информации, улучшение ее качества; выявление признаков дезинформации, фальсификации, сокрытия и монтажа информационных сообщений и материалов; защиту от вредоносного воздействия информации на жизнь и здоровье людей, общественные явления и процессы.

  19. Исследование и построение моделей каналов технической утечки информации, разработка соответствующих средств противодействия. Развитие методологии инженерно-технической защиты информации для объектов любого вида и области применения.

  20. Разработка методов и систем технической защиты информации, включая необходимое алгоритмическое обеспечение, анализ и синтез средств аналоговой и цифровой обработки сигналов в интересах обеспечения информационной безопасности объектов.

  21. Правовое регулирование в областях отнесения сведений к коммерческой, служебной и государственной тайнам и их защиты; использования криптографических и технических средств защиты информации в системе государственного управления и в гражданской сфере; противодействия иностранным техническим разведкам. Правовое обеспечение механизмов защиты информации, охраняемой в качестве профессиональной тайны в органах государственной власти, предпринимательской и иных сферах.

  22. Количественные методы и модели анализа и оценки законодательной и нормативно-правовой базы. Исследования динамики правонарушений, разработка форм и методов борьбы с правонарушениями в сфере информационной безопасности и защиты информации.

  23. Разработка методологии формирования, развития и управления системами подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров в интересах информационной безопасности Российской Федерации.


III. Отрасли наук, по которым присуждается ученая степень
Технические, физико-математические, юридические.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРОГРАММА-МИНИМУМ КАНДИДАТСКОГО

ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.13.19

(по физико-математическим и техническим наукам)



Введение

В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основы информационной безопасности, технические средства и методы защиты информации, криптографические методы защиты информации, программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности, защита от разрушающих программных воздействий.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по управлению, вычислительной технике и информатике при участии Московского государственного горного университета, Московского энергетического института (технического университета) и Института системного анализа РАН.
1. Методы и системы защиты информации

Законодательные и правовые основы защиты компьютерной информации информационных технологий. Безопасность информационных ресурсов и документирование информации; государственные информационные ресурсы; персональные данные о гражданах; права на доступ к информации; разработка и производство информационных систем; вычислительные сети и защита информации; нормативно-правовая база функционирования систем защиты информации; компьютерные преступления и особенности их расследования; российское законодательство по защите информационных технологий; промышленный шпионаж и законодательство, правовая защита программного обеспечения авторским правом.

Проблемы защиты информации в информационных системах. Меры по обеспечению сохранности информации и угрозы ее безопасности в информационных системах; основные задачи обеспечения безопасности информации в информационных системах; защита локальных сетей и операционных систем; интеграция систем защиты; Internet в структуре информационно-аналитического обеспечения информационных систем; рекомендации по защите информации в Internet.

Содержание системы средств защиты компьютерной информации в информационных системах. Защищенная информационная система и система защиты информации; принципы построения систем защиты информации и их основы; законодательная, нормативно-методическая и научная база системы защиты информации.

Требования к содержанию нормативно-методических документов по защите информации; научно-методологический базис, стратегическая направленность и инструментальный базис защиты информации; структура и задачи (типовой перечень) органов, выполняющих защиту информации.
Организационно-правовой статус службы информационной безопасности; организационно-технические и режимные меры; политика безопасности: организация секретного делопроизводства и мероприятий по защите информации; программно-технические методы и средства защиты информации; программно-аппаратные методы и средства ограничения доступа к компонентам компьютера; типы несанкционированного доступа и условия работы средств защиты; вариант защиты от локального несанкционированного доступа и от удаленного ИСД. Средства защиты, управляемые модемом, надежность средств защиты.
2. Информационная безопасность

Изучение традиционных симметричных криптосистем. Основные понятия и определения; шифры перестановки; шифр перестановки «скитала»; шифрующие таблицы; применение магических квадратов; шифры простой замены; полибианский квадрат; система шифрования Цезаря; система шифрования Вижинера; шифр «двойной квадрат» Уитстона; одноразовая система шифрования; шифрование методом Вернама; роторные машины; шифрование методом гаммирования; методы генерации псевдослучайных последовательностей чисел.

Применение симметричных криптосистем для защиты компьютерной информации в информационных системах. Изучение американского стандарта шифрования данных DES; основные режимы работы алгоритма DES; отечественный стандарт шифрования данных; режим простой замены; режим гаммирования; режим гаммирования с обратной связью; режим выработки имитовставки; блочные и поточные шифры.

Применение асимметричных криптосистем для защиты компьютерной информации в информационных системах. Концепция криптосистемы с открытым ключом; однонаправленные функции; криптосистема шифрования данных RSA (процедуры шифрования и расшифрования в этой системе); безопасность и быстродействие криптосистемы RSA; схема шифрования Полига—Хеллмана; схема шифрования Эль-Гамаля, комбинированный метод шифрования.

Методы идентификации и проверки подлинности пользователей компьютерных систем. Основные понятия и концепции; идентификация и механизмы подтверждения подлинности пользователя; взаимная проверка подлинности пользователей; протоколы идентификации с нулевой передачей знаний; упрощенная схема идентификации с нулевой передачей знаний; проблема аутентификации данных и электронная цифровая подпись; однонаправленные хэш-функции; алгоритм безопасного дешифрования SHA; однонаправленные хэш-функции на основе симметричных блочных алгоритмов; отечественный стандарт хэш-функции; алгоритм цифровой подписи RSA; алгоритм цифровой подписи Эль-Гамаля (EGSA); алгоритм цифровой подписи DSA; отечественный стандарт цифровой подписи.

Защита компьютерных систем от удаленных атак через сеть Internet. Режим функционирования межсетевых экранов и их основные компоненты; маршрутизаторы; шлюзы сетевого уровня; усиленная аутентификация; основные схемы сетевой защиты на базе межсетевых экранов; применение межсетевых экранов для организации виртуальных корпоративных сетей; программные методы защиты. Изучение существующих аппаратно-программных средств криптографической защиты компьютерной информации серии КРИПТОН. Основные элементы средств защиты сети от несанкционированного доступа; устройства криптографической защиты данных; контроллер смарт-карт SCAT-200; программно-аппаратная система защиты от несанкционированного доступа (НСД) КРИПТОН-ВЕТО; защита от НСД со стороны сети; абонентское шифрование и ЭЦП; шифрование пакетов; аутентификация; защита компонентов ЛВС от НСД; защита абонентского пункта, маршрутизаторов и устройств контроля; технология работы с ключами.

Методы защиты программ от изучения и разрушающих программных воздействий (программных закладок и вирусов). Классификация способов защиты; защита от отладок и дизассемблирования; способы встраивания защитных механизмов в программное обеспечение; понятие разрушающего программного воздействия; модели взаимодействия прикладной программы и программной закладки; методы перехвата и навязывания информации; методы внедрения программных закладок; компьютерные вирусы как особый класс разрушающих программных воздействий; защита от РПВ; понятие изолированной программной среды. Комплексная защита процесса обработки информации в компьютерных системах на основе стохастической интеллектуальной информационной технологии. Возможности СИИТ для обеспечения комплексной защиты программ в момент их выполнения и данных при их обработке

в компьютере; метод верификации программного обеспечения для контроля корректности, реализуемости и защиты от закладок.

Разработка транслятора исходного текста программ, обеспечивающего их защиту на логическом (алгоритмическом) и физическом уровне от НСД, программных закладок и вирусов.

Метод защиты от НСД и разрушающих программных воздействий процесса хранения, обработки информации; защита арифметических вычислений в компьютерных системах; основные направления создания защищенных компьютерных систем нового поколения на основе СИИТ.


Основная литература:

1. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации: Руководящий документ Гостехкомиссии России. М.: ГТК РФ, 1992.

2. Безопасность информационных технологий / Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет), 1994, №1, 1995, № 3.

3. ГОСТ 34.10-94. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма.

4. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации: Руководящий документ Гостехкомиссии России. М.: ГТК РФ, 1992.

5. Насыпный В.В. Метод защиты арифметических вычислений в компьютерных системах. М.: Прометей, 1999.

6. Романец Ю.В., Тимофеев П.А., Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях. М.: Радио и связь, 1999.

7. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности СВТ от НСД к информации. Руководящий документ Гостехкомиссии России. М.: ГТК РФ, 1992.



8. Герасименко В.А. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных: В 2 кн. М.: Радио и связь, 1999.



скачать


Смотрите также:
Методическое пособие Москва 2005 (07) ббк 74. 58я7 з-31 Запечников С. В
497.91kb.
Учебно-методическое пособие москва 2000 (07) ббк 74. 202 К86 Ксензова Г. Ю
2463.87kb.
Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». Москва, «Просвещение»
46.86kb.
Методическое пособие Москва 2005 Материалы для студентов подготовлены
1071.05kb.
Учебно-методическое пособие Под редакцией к ю. н профессора И. А. Горшеневой Москва Мосу мвд россии 2009 ббк кузнецова, Н. Н
1119.69kb.
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2007 ббк г
1412.38kb.
Учебное пособие для 1 класса. М., 2005 Бородина А. В. Мы и наша культура: 1 класс. Методическое пособие для учителя. М., 2005
71.2kb.
Учебно-методическое пособие Минск 2004 (075. 8) Ббк 56. 6 я 73 д 26
294.62kb.
Учебно-методическое пособие Минск 2004 (075. 8) Ббк 54. 12 я 73 т 48
540.05kb.
Методическое пособие Казань книту 2012 ббк 60 Гатиятуллина Д. А
1155.57kb.
Учебное пособие москва 2010 Учебно-методическое пособие подготовлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней
529.93kb.
Методическое пособие для руководителей г. Москва, ирб, 2004 г. Правила пожарной безопасности г. Москва, инфра-м, 2001 г
270.26kb.