Главная стр 1
скачать


средняя общеобразовательная школа № 3

г.Андреаполя Тверской области

Творческий отчёт

на тему «Метод проектов как одна из форм развития познавательной активности учащихся на уроках информатики и как средство реализации личностно ориентированного обучения в преподавании информатики и ИКТ»

Выполнила: учитель информатики

Потапова Елена Михайловна

Андреаполь 2010 г.

Содержание:

Стр.


  1. Ведение. 3-4

  2. Цели и задачи проектной деятельности. 4-6

  3. Этапы выполнения проекта. 7-10

  4. Технология опыта. 10-17

а) Проект «Социологический опрос»

б) Проект «Составление тематического кроссворда»

в) Проект: «Программирование в среде Паскаль»

5)Заключение: 17-20

6)Используемая литература: 21

7)Приложение

Ведение.

Каждый ребенок, пришедший


в этот мир – это явление и чудо”.
Ш.А.Амонашвили

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.



Метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

«Основоположником педагогического метода проектов считается Дьюи (1859–1952) американский философ, психолог и педагог. Правда, он не употребляет слово “проект” применительно к педагогическому методу. С начала ХХ века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. На рубеже 1910-20 г. метод проектов входит в практику отечественной школы.

В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Современный учитель вполне осознает, что использование в обучении только классических традиционных методов преподавания все реже приводит к желаемым результатам. Пришло время менять представление о роли учителя в учебном процессе: он должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. Анализируя опыт прошедших лет, я пришла к выводу, что «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т. е. научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ».

Ведущим методом учебной деятельности, который используется мною на уроках информатики, является метод проектов, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и выполнение практических заданий становится неотъемлемой частью урока.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны это – способ организации процесса познания. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

Цели и задачи проектной деятельности.

Основной задачей стоящей перед учителем информатики является формирование у учащихся определенных, согласованных с программой, знаний и умений по каждой теме школьного курса информатики. Благодаря использованию метода проектов решить данную задачу возможно на более высоком творческом уровне. Одна из главных целей метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников.

Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В этом случае проекты должны охватывать как можно более широкий круг тем изучаемого курса. Учитывая индивидуальные способности, учащиеся профильных классов разрабатывают итоговые творческие проекты. Работа над ними осуществляется в течении всего учебного года и проводится поэтапно.

К основным целям проекта относятся:

1) выработка у учащихся следующих навыков: работа с научно-технической литературой; планирование своей работы с определенным сроком выполнения; проявление исследовательской творческой активности при выполнении задания; грамотного оформления отчета о проделанной работе; демонстрация знаний полученных при изучении курса.

2) реализация одного из вариантов решения проблемы с помощью средств ИКТ.

Учащиеся имеют право выбора, в каких прикладных программах они будут выполнять проект. Проектные работы учащиеся представляют в виде текстового документа, электронных таблиц, баз данных, презентации, анимационного фильма.

В ходе такого способа изучения предмета не остается равнодушных учащихся, каждый старается (особенно видя труды своих одноклассников, старших товарищей), направить свое творчество, умение на достижения лучших результатов.

В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.

Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в ходе выполнения проекта:


• выбор темы;
• постановка целей и задач проекта;
• пути их решения;
• сравнения полученного результат с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности: 


• коммуникативная – способность к общению;
• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности. 

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», и его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

На предмете информатика проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию

Этапы выполнения проекта.

Разрабатывая проект, учащиеся придерживаются следующих этапов проектирования:



Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при работе над следующим проектом и избежать подобной ошибки в будущем

Работа над проектами проходит в несколько этапов:
1) Подготовка к работе над проектом.
2) Выбор темы.
3) Постановка цели и задачи проекта.
4) Поиск информации различными способами.
5) Поиск иллюстраций.
6) Разработка структуры презентации.
7) Разработка дизайна кадров.
8) Подготовка к защите проекта
9) Презентация проектов. (Защита)
10) Анализ проектной работы.
Рассмотрим более подробно несколько этапов работы над проектом. 
Этап 1. Предложение тем (вопросов) проекта
Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему, причем все идеи принимаются на рассмотрение, никто (ни учитель, ни ученики) не имеют права отвергать идею, даже если она им не нравится. Поскольку обычно в ходе «мозгового штурма» предлагается огромное количество тем (вопросов) и учащиеся стремятся говорить все одновременно (особенно если это один из первых проектов), необходимо перед началом работы выбрать 1—2 человек — «секретарей» — для записи возникающих идей на доске. Этот этап длится 10—15 мин. 
Этап 2. Выбор одной темы проекта
Он довольно сложен для учителя, т.к. нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей школы и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу учителя (или учителей). При этом учителю нельзя давить на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа. Выбор темы для проекта длится 15—20 мин. При проведении первого в данном классе проекта учитель может сам указать тему, в этом случае первые два этапа опускаются.

Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта
Выбор методов и ресурсов. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим. Если проект проводится в данном классе впервые, учащимся трудно осуществить выбор, поэтому обсуждение может проходить в форме «вопрос—ответ» (вопрос адресуется учителю). Обучение ведению дискуссии и принятию коллективного решения — сложная и кропотливая работа, поэтому этот вопрос заслуживает отдельного изучения. Задача «секретарей» — зафиксировать результат.

Форма презентации. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов,


семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать. В любом случае презентация подготавливается учащимися самостоятельно, с минимальной помощью учителя. Поскольку в конце обсуждения учащиеся должны лишь называть выбранные методы работы, ресурсы и формы презентации, на весь этап отводится 15—20 мин. 
Этап 4. Работа над проектом
Занимает основное время, отведенное на проект. Время определяется учителем или группой («командой») учителей, исходя из календарно-тематического планирования предметов, включаемых в проект. Учителя определяют также сроки промежуточного контроля. Основную работу учащиеся могут проводить во время уроков. Основную работу над проектом можно проводить и во внеурочное время. В этом случае на каждом уроке отводится по 15 мин на организационные вопросы и промежуточный контроль. В целом работа над проектом длится около 2 недель, максимум 3 недели, в зависимости от возраста школьников. 
Этап 5. Подготовка к защите проекта.Включает в себя работы всей программы.
• Оформление материала на стендах ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
• Подготовка устной презентации проекта;
• Подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов;
• Создание специальной папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
• Каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта.
Этап 6. Презентация проекта
Проводить презентацию можно как во время уроков, так и во внеурочное время. В первом случае для этого лучше выделить спаренные уроки, поскольку представление результатов работы, в которой участвовал целый класс, как правило, занимает больше часа. 
Время, отводимое на каждый этап, не закреплено жестко. Учитель может попробовать провести проект с предложенной расчасовкой и в ходе дальнейшей работы определить оптимальное для данного класса время. Однако одно можно сказать точно: если работа над проектом длится больше 3 недель, дети теряют к ней интерес, а это является самой грубой ошибкой учителя при организации проектной деятельности.
Поскольку проект призван интегрировать предметы различных образовательных областей, учителям необходимо создать собственную группу, или «команду», которая определила бы цели предстоящего проекта, выбрала бы тему и время его проведения. Выбор темы и определение сроков проведения проекта является довольно сложной задачей. Проект должен проходить через несколько дисциплин, но не мешать изучению материала каждой из них в отдельности. Однако очень часто материал тех или иных дисциплин, который можно было бы включить в данный проект, изучается учителями-предметниками в разное время учебного года. В этом случае приходится либо сокращать количество предметов, включаемых в проект, либо специально подбирать такие программы, которые позволили бы безболезненно интегрировать материал выбранных тем. Часто приходится делать и то и другое, поэтому команде учителей необходимо обсудить предстоящий проект перед началом учебного года и скорректировать календарно-тематические планирования, по своим дисциплинам исходя из требований проекта.

Технология опыта.

Уже начиная с 5-6 классов, в рамках пропедевтического курса по информатике, учащиеся выполняют различные проекты, такие, например, как создание кроссвордов и ребусов. Некоторые работы содержат основные понятия определенной темы. В дальнейшем они используются для проверки знаний остальных учащихся класса по данной теме. Этим достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата. В ходе изучения темы “Компьютерная графика” учащимся предлагается выполнить два проекта: “Поздравительная открытка” и “Реклама фирмы”. Подготовительным этапом проектной деятельности является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе Paint, подготовка чертежа (открытки) на бумаге. Практическая часть выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе. В заключении учащиеся демонстрируют свои работы, обосновывая выбор методов и форм реализации задач проекта.

В базовом курсе информатики освоение отдельных элементов компьютерных технологий происходит тоже с применением проектного метода. Восьмиклассники, изучив на начальном уровне текстовый процессор Word, графический редактор и освоив работу со сканером, создают “Личное досье”: сканируют свои фотографии, с помощью графического редакторов редактируют и объединяют их, пишут свою биографию. Данная работа нацелена на повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личной позиции учащегося в образовательном процессе. В 9-10 классах в ходе изучения темы “Электронные таблицы” и закрепления темы “Моделирование” реализуется проект “Мой бизнес”. Учащимся было предложено разработать модель своего предприятия и, используя электронные таблицы, провести расчеты, необходимые для его успешного функционирования. Основная цель данной проектной деятельности заключается в закреплении навыков работы с программой Excel и темой “Моделирование”, а так же развитие творческих способностей учащихся через решение поставленной задачи.

В старших классах, где содержание образования имеет профильную и углубленную направленность, использование метода проектов принимает особое значение. Тематику учебных проектов предлагает учитель или сами учащиеся, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные. Например, учениками в разные годы разрабатывались презентации на темы: “Жизнь и творчество знаменитых людей”, “Развитие русской художественной культуры”, “Моя школьная жизнь”, “Музыка во все времена”, “Моё хобби”, различные темы по краеведению, биологии, астрономии, литературе. Создание презентации открывает перед учащимися возможность работы не только с текстом, но и с музыкальным оформлением к нему, подбором рисунков и графики и т.д.

Подготовка таких проектов, как Web-страницы или Web-сайт потребовала продолжительной работы с литературными, художественными, искусствоведческими источниками в плане поиска и отбора информации. При создании Web-сайта учитель ставит цель, оговаривает требования к проекту и по ходу работы консультирует учащихся. Дети самостоятельно продумывают тему, подбирают информацию, разрабатывают структуру сайта. Основная работа над проектом осуществляется дома или на кружковых занятиях. На уроке проекты дорабатываются в соответствии с требованиями учителя. Освоение технологической стороны этого процесса помогает учащимся глубже понять процессы передачи, обработки и хранения информации, мотивирует их на дальнейшее изучение учебного материала. Поддержка творческого проекта “Web-сайт школы” осуществляется и после завершения этапа его разработки.

Рассмотрим лишь некоторые проекты выполненные моими учениками.



Проект «Социологический опрос»

При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социалогический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

Тип проекта: исследовательский.

Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Проект «Составление тематического кроссворда»

Техническое обеспечение: текстовый редактор Microsoft Word.

Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики, например, темы «Компьютер», может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса по данной теме.

Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд (в данном случае темы «Компьютер»), но и знание темы «Технология обработки текстовой информации».



Цели проекта

Общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств,

По информатике: повторить тему «Компьютер»; закрепить следующие знания, полученные при изучении темы «Средства и технологии обработки текстовой информации»: по набору, редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе;

по созданию и включению в текст таблиц; по созданию и включению в текст изображений; по использованию систем проверки орфографии и синтаксиса, тезаурусов, толковых словарей; по структурированию текста; по распечатыванию текста.



Выполнение проекта

1-й этап. Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на пары. В каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике и т. д.

2-й этап. Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами. Во-первых, ребята могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой, и в качестве промежуточного этапа может быть проверена правильность трактовки терминов. Во-вторых, текст может сразу набираться по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на первой странице будет набрано «По вертикали. 1. ...... . 2. ..... . По горизонтали. 3. ... . 5. ... .», а на второй странице — ответы). Тогда оценить правильность трактовки использованных понятий можно на этой стадии. (Вообще говоря, этой промежуточной проверки может и не быть, а работа может быть оценена целиком по окончании выполнения проекта.)

3-й этап. Учащиеся в текстовом редакторе рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (2 страницы: одна — с сеткой кроссворда и вопросами, вторая — с ответами) распечатывается.

4-й этап. Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.

Дифференциация по уровням подготовки учащихся.

В данной работе проверяется знание сразу двух тем курса информатики — «Компьютер» и «Технология обработки текстовой информации».

Дифференциация по первой теме может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 10 –12 терминов, а сильные – 30 –35), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации).

Дифференциация по второй теме может проводиться следующим образом: наиболее слабые ученики могут просто набрать текст в текстовом редакторе без оформления, а сетку кроссворда нарисовать на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее продвинутые ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий.

Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она «плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.

По горизонтали:

1.Указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации. 2.Специальный блок, через который каждое внешнее устройство взаимодействует с процессором ПК. 3.Основная «деталь» персонального компьютера. 4.Поименованная совокупность файлов. 5.Находящиеся в процессоре специальные ячейки памяти. 6.Что в переводе с английского языка означает слово файл. 7.Список, выводимый на экран, из которого пользователь может выбрать нужные ему команды. 8.Обязательный комплект, составляющий ПК: системный блок, клавиатура, … . 9.Способ общения программы с связывающая процессор с другими устройствами. 14.Свойство внутренней памяти компьютера, по которому объект можно разбить на составляющие. 16. Указание на тип информации в файле (тип файла). 17.Порядковый номер байта внутренней памяти.



Кроссворд по теме



«Первое знакомство с компьютером»




























1

























2


























































3























































4






































































5








































6
































































7




















































8




















































9




























10





























































11




















































12


























































13








































14











































15
















16























































17








































































































































18





























































В

а

ш

а







о

ц


е

н

к

а

:

19


























































































































































































































































































































































































































































По вертикали:

1.Профессиональная деятельность, задача которой – разработка программного обеспечения компьютера. 15.Один из распространённых языков программирования. 18.Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак. 19.В состав компьютера входят: память, устройство ввода, … , устройство вывода.



Проект «Наша газета» - газета школьников, газета для школьников и газета о школьниках. (приложение 1)

Цель работы: создания организационной структуры, которая имела бы возможность:



  • создавать условия для реализации творческих способностей школьников путем организации выпуска газет, журналов, альманахов и иной печатной продукции;

  • предоставлять организационную и информационную поддержку всем, кто готов проявить творческую инициативу и включиться в реализацию проекта.

  1. Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: административно-организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты и т. д.

  2. Создание газеты стимулирует самообразование: от повторения правил правописания к освоению специальных компьютерных программ. Школьная газета предоставляет возможность первой публикации начинающим поэтам и писателям.

  3. Вокруг школьной газеты создается широкий круг толерантного неформального общения, в которое, кроме школьников, включаются учителя, родители.

Темы для выпуска учащиеся определяют сами. Собранный материал обсуждается, отбираются наиболее интересные статьи, а затем готовится электронный вариант газеты. Набор текста проводится самими учениками во внеурочное время, где одновременно ученики постигают простейшие навыки верстки газеты в программе Page Maker.

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности в старших классах следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Оценка результатов — последний этап работы над проектом. При оценивании результатов проектной деятельности целесообразно использовать рейтинговые виды оценки на основе мониторинга, предусматривающие в числе прочего и элементы самооценивания: что делали? что понравилось? что не понравилось? почему? кто был лучшим? Очень важно дать возможность всем учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Каждый проект заслуживает похвалы, и в конце данного урока учитель благодарит всех учащихся за проделанную работу.

Проект: «Программирование в среде Паскаль»

Первый этап. На первом занятии (два урока) учитель демонстрирует работу, выполненную ранее в среде программирования. Учащиеся узнают о том, какими способами они могут достичь подобного результата. Далее обсуждается, какие знания необходимы для достижения цели. На дом ученики получают задание: придумать тему проекта.

Второй этап. На втором – пятом занятиях – изучение новой темы, операторов программирования, в частности, операторов графики (алгоритмику ученики к тому времени знают). Вся идея заключается в том, чтобы получить знания, необходимые для создания проекта. Скажем изучение оператора случайных чисел для рисования затем “звёздного неба”.

Третий этап. К этому времени учащиеся разбились на пары или решили выполнять работы по одному; определились с темой проекта, подобрали теоретический материал. Шестое – седьмое занятия посвящены алгоритмам разветвляющейся структуры и циклическим алгоритмам: движение фигур и закраска.

Четвёртый этап. Восьмое занятие. У учащихся готов эскиз рисунка проекта. Переход к подпрограммам. Появление квадратов разного цвета случайным образом, восход солнца и т.д.

Пятый этап. Девятое – десятое занятие. Закрепление знаний с одновременным выполнением работы над своим проектом. Здесь надо учесть, что программа проекта пишется дома, в качестве домашнего задания. Шестой этап. Заключительное занятие. Защита проекта.

Проекты можно выполнять по любой изучаемой теме. Важно, чтобы учитель заранее продумал все этапы проектированного обучения.

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям: соответствие материала теме проекта; соблюдение авторских прав; графический дизайн; мультимедийные средства; достоверная информация; грамматика; изложение материала; элементы творчества.

Все творческие работы учащихся интегрированного характера, носят научную и практическую направленность, могут использоваться учителями на уроках, во внеурочной деятельности, а также массовым пользователем.

Учащимися при подготовке творческих проектов проводится огромная исследовательская работа, изучается дополнительная литература научного и художественно-эстетического характера. Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу. Поэтому завершающим этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. При защите учащиеся обосновывают причины и актуальность выбранной темы, доказывают правильность выбранной структуры, ее оригинальность, описывают проблемы, возникшие при создании проекта и пути их реализации, представляют полученный продукт. При оценивании проекта учитываются мнения и рекомендации одноклассников.



Заключение:

Работа над проектами позволяет:



  • развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;

  • нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;

  • прививает им стремление к приобретению новых знаний;

  • даёт возможность свободно использовать соответствующие источники информации;

  • даёт возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам и всем желающим;

  • развивать чувство ответственности за свои действия;

  • развивать свой творческий потенциал;

  • реализовать себя как личность;

  • развитию мотивации, информационной грамотности, социальных компетентностей.

Таким образом, главным результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.

Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике, направить их, помочь реализовать свою идею – вот задача преподавателя информатики.

И если на лице ребенка появится довольная улыбка от проделанной работы – это и есть лучший результат, значит время не потрачено даром, можно двигаться дальше.

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов.


Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
• Умение работать в группе, в команде
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя Работа над проектом: развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;

прививает общую информационную культуру школьника;

реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;

является платформой для реализации межпредметных связей.

Для учителя.
1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

Система задач и заданий позволяет организовать интересные, увлекательные занятия и в доступной форме познакомить учащихся с основами программирования, компьютерной графикой, компьютерным экспериментом и исследованием. Метод проектов способствует установлению межпредметных связей информатики с предметами.

Большинству учащихся такая форма работы нравится, это повышает их учебную мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка учителем личностных качеств школьника, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие), становится для ребенка более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.



Используемая литература:

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, М.,2008 г.

  2. Материалы Всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок” 2003–2004 г.

  3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология, М., Народное образование, 2000 г. – 240 с.

  4. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям, М., Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

  5. Выпухновская А.А., Красноперова О.Л. Содержание и структура курса «Информационная культура» М.: Дрофа, 2007.

  6. Воронцова Ю.Л., Салова О.Ю. «Проблемы и задачи изучения компьютерных технологий на уроках информатики». Информатика и образование.1999. № 2.

  7. Залогова Л.А. Практикум по компьютерным технологиям. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  8. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования. Науч. Ред. Н.И. Гендина. Кемерово: КемГАКИ, 2009.

  9. Куклина Е.О. Развитие образного мышления с помощью трехмерной компьютерной графики. Информатика и образование, 2004. № 12.

  10. Кравцова А.И., Кириченко И.С. «Обучение для будущего» в России: итоги и перспективы. Информатика и образование, 2003. № 5.

  11. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе. Информатика и образование, 2002. № 3.




скачать


Смотрите также:
«Метод проектов как одна из форм развития познавательной активности учащихся на уроках информатики и как средство реализации личностно ориентированного обучения в преподавании информатики и икт»
346.55kb.
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на уроках информатики»
126.86kb.
«Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики в условиях перехода на фгос»
137.88kb.
Программа профессионального самообразования
104.92kb.
Доклад «Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств икт»
112.68kb.
Использование метода проектов на уроках информатики Горина Ирина Геннадьевна мкоу «Полковниковская сош имени С. П. Титова»
330.41kb.
Метод проектов как средство подготовки обучающихся к научно-исследовательской деятельности на уроках английского языка
61.85kb.
«Учитель года России». Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики как условие обеспечения сохранения здоровья учащихся за период обучения в школе. Гармс Елена Анатольевна учитель информатики моу «Сергеевская сош»
308.3kb.
Высшее, закончила в 1983 году игпи, высшая категория Тема по самообразованию: «Использование икт как средство познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
64.89kb.
Использование мультимедиа на уроках профессиональной подготовки как средство повышения познавательной активности учащихся
44.8kb.
Метод проектов на уроках технологии как средство развития креативности у младших школьников
74.86kb.
Использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся на уроках информатики и икт
564.57kb.