Главная стр 1
скачать


РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПО ВЫСШЕМУ И СРЕДНЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Область знаний – 720000 – «Здравоохранение»
Направление – 5720600 - «Высшее сестринское образование»


ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Менеджмент и лидерство


ТАШКЕНТ – 2006



РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам.министра здравоохранения Зам.министра высшего и

Республики Узбекистан средне-специального

образования Республики

Узбекистан

__________________________ ____________________

проф. М.Х.ХОДЖИБЕКОВ

«_____»_____________ 2006 г. «____»_________ 2006 г.

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Область знаний – 720000 – «Здравоохранение»
Направление – 5720600 - «Высшее сестринское образование»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Менеджмент и лидерство


ТАШКЕНТ – 2006




МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ


«СОГЛАСОВАНО» «РЕКОМЕНДОВАНО»

Начальник Главного управления Ректор Ташкентского

Кадров, науки и учебных заведений Педиатрического

Министерства здравоохранения Медицинского института

Республики Узбекистан

_____________________________ ________________________

Ш.Э.АТАХАНОВ А.В.АЛИМОВ

«______»______________ 2006 г. «____»____________ 2006 г.

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Область знаний – 720000 – «Здравоохранение»
Направление образования – 5720600 - «Высшее сестринское образование»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Менеджмент и лидерство

ТАШКЕНТ – 2006
АННОТАЦИЯ
Согласно действующих нормативных и законодательных документов Республики Узбекистан по подготовке кадров высшего сестринского дела предусмотрены подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров – специалистов сестринского дела путем совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях. Настоящая типовая программа по предмету «Менеджмент и литедрство», предусмотрена для студентов, обучающихся по направлению «Высшее сестринское образование» и предназначена для подготовки будущего специалиста по сестринскому делу в условиях рыночной экономики.


СОСТАВИТЕЛИ: заведующая кафедрой общественного здоровья,

организации и управления здравоохранением ТашПМИ,

доктор медицинских наук, профессор

Ш.Т.ИСКАНДАРОВА

Ассистенты кафедры общественного здоровья,

организации и управления здравоохранением ТашПМИ

М.Т.КАРИЕВА, З.Р.САТТАРОВА
РЕЦЕНЗЕНТЫ: заведующий кафедрой общественного здоровья,

организации и управления здравоохранением Ташкентской

Медицинской Академии, доктор медицинских наук,

профессор А.С.БАБАДЖАНОВ

Доцент кафедры общественного здоровья, организации и

управления здравоохранением Ташкентской Медицинской

Академии, к.м.н., доцент Х.Е.РУСТАМОВА

Программа обсуждена на межвузовском координационном совете (протокол № _______ от «______» __________ 2006 г.) и рекомендована к утверждению Министерством Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан



ПРЕДИСЛОВИЕ
1.1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЁ НАЗНАЧЕНИЕ
ЦЕЛЬЮ обучения является аналитическое усвоение элементов менеджмента, основ управления и лидерства в коллективе учреждения

ЗАДАЧИ обучения: освоение знаний и приобретение практических навыков по:

А) управлению в сестринском коллективе;

Б) принципам лидерства в коллективе;

В) задачам и функциям менеджмента по организации, планированию и финансированию учреждений здравоохранения;

Г) анализу деятельности учреждения и его коллектива.
1.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Студент должен знать:


  • Задачи, функции и законы менеджмента и лидерства в коллективе;

  • Принципы управления людскими и материально-техническими ресурсами управления;

  • Принципы и задачи организации, планирования, финансирования и управления деятельностью ЛПУ;

  • Основы бизнес-планирования учреждений;

  • Основы внешнеэкономической деятельности и предпринимательства в условиях рыночной экономики.


Студент должен уметь:

  • Пользоваться источниками информации;

  • Проводить анализ деятельности учреждения и персонала;

  • Проводить совещания;

  • Решать конфликтную ситуацию;

  • Оценить основные результаты бизнес-планирования;

- Прогнозировать кадровую ситуацию, особенно среднего медперсонала по видам деятельности.

1.3. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ИХ РАЗДЕЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При обучении предмета учитываются знания, полученные на кафедрах общественных, теоретических, медико-биологических, клинических и гигиенических дисциплин и предусматривается преемственность и интеграция преподавания с этими дисциплинами по вертикали по различным разделам:

основы менеджмента;

социальная гигиена и организация здравоохранения;

основы экономической теории;

маркетинг в здравоохранении;

правоведение;

управление в сестринском деле;

медицинское и фармацевтическое товароведение.


1.4. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ТРЕБОВАНИЙ К КОЛИЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ВИДАМ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ


  1. умение решать логические ситуационные задачи

  2. составление бизнес-плана сестринского процесса




  1. КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Предусматривается проведение рейтингового контроля знаний, который состоит из: ежедневного текущего контроля и итогового контроля.


1.6. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ И ДРУГИХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Компьютерная техника, видеоаппаратура, учебные фильмы, тестовый контроль знаний студентов, современные новые технологии обучения, наглядные пособия и др.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА


Тема 1. Менеджмент в здравоохранении
Тема 2. Лидерство и менеджмент как наука и искусство управления
Тема 3. Организационная структура системы здравоохранения стран ближнего и дальнего зарубежья



Тема 4. Современные тенденции развития системы здравоохранения Республики Узбекистан

Тема 5. Концепция, цели, задачи и основные этапы реформирования системы здравоохранения в Республике Узбекистан и задачи менеджмента в период реформ

Тема 6. Анализ деятельности учреждений до и после реформ
Тема 7. Основы и виды управленческой деятельности. Методология менеджмента в здравоохранении
Тема 8. Кадровая политика, кадровые ресурсы. Менеджмент подготовки и переподготовки, специализации кадровой системы практического здравоохранения



Тема 9. Системы информационного обеспечения – как основа для принятия управленческих решений

Тема 10. Совещание – как орган управления. Виды и типы совещаний

Тема 11. Коллектив, особенности формирования коллектива и его управление
Тема 12. Лидерство, законы лидерства. Формирование лидера. Функции и обязанности лидера, коллектива и его качество.
Тема 13. Типы лидерства, каналы влияния на окружающих, модели лидерства



Тема 14. Социально-правовые аспекты решения конфликтных ситуаций



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ




№№ п\п

№ темы лекционного материала

Количество часов

Название темы и их содержание по разделам

№№ заданий, ссылка на литературу

1

1


Этапы становления системы менеджмента здравоохранения.

Теоретические и организационные основы менеджмента. Понятие и содержание менеджмента. Разделы и методы менеджмента. Законы и методы менеджмента.



2,3,5,7,8

2

1




Принципы менеджмента. Система менеджмента.

Организация системы менеджмента. Методы, культура и техника менеджмента. Процесс менеджмента сестринского дела в учреждениях здравоохранения



2,3,5,7,8


3

2,8,11




Функции руководителя.

Качественные стороны руководителя. Стиль руководителя. Типы руководителей. Компетентность руководителя.



6,7,8,13

4

8,9,10




Классификация деловых совещаний.

Процесс выработки и принятия решений.



6,7,8,13

5

2,11,12,

13





Лидерство. Формирование лидера.

Функции, задачи и обязанности лидера в коллективе.



6,7,8,13

6

2,14




Психологические аспекты лидерства.

Правовая основа в деятельности лидера.



6,7,8,13

7

3,4,5




Основные цели и задачи реформирования системы здравоохранения.

Стратегические направления реформирования здравоохранения.



2,3,4,5,6,9,11,12

8

5




Основы менеджменты в условиях организации бесплатного оказания медицинской помощи населению, система экстренной и неотложной медицинской помощи

2,3,5,6,9,11,12

9

5




Цели и задачи экстренной и неотложной помощи.

Структура и менеджмент центра. Права и обязанности, организация и финансовая деятельность центра.



2,3,5,6,9,11,12

10

5




Менеджмент сестринского процесса при неотложной и экстренной медицинской помощи.

2,3,5,6,9,11,12

11

4,6




Самофинансирование системы здравоохранения. Приватизация и разгосударствление системы. Поэтапный переход на самофинансирование.

2,3,5,6,9,11,12

12

5,6




Менеджмент частного сектора здравоохранения. Состояние и перспективы.

2,3,5,6,9,11,12

13

4,6




Система планирования, финансирования и экономики медицинских услуг населению.

4,5,8,13

14

5




Методология и этапы составления бизнес-плана учреждения.

4,5,8,13


3.1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Балл

Оценка

Уровень знаний студентов

86-100

Отлично

Обладает творческим подходом.

- Студент хорошо ориентируется в вопросах менеджмента и маркетинга, его задачах и функциях.

- знает о системе управления здравоохранением Республики Узбекистан, стили управления.

- может грамотно оценить положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны управления.

- Самостоятельно может составлять бизнес-план для различных типов медицинских учреждений.

- Может произвести расчет себестоимости медицинских услуг и самостоятельно может определить прейскурант цен.

- Может самостоятельно провести анализ показателей, интерпретировать полученные данные и сделать выводы


71-85

Хорошо

Студент ориентируется в вопросах менеджмента и маркетинга, его задачах и функциях.

- знает о системе управления здравоохранением Республики Узбекистан, стили управления.

- самостоятельно может составлять бизнес-план для различных типов медицинских учреждений.

- рассчитать себестоимость медицинских услуг.



55-70

Удовлетворительно

Студент плохо ориентируется в вопросах менеджмента и маркетинга, его задачах и функциях.

- имеет представление о системе управления здравоохранением Республики Узбекистан, стилях управления.

- затрудняется при составлении бизнес-плана для различных типов медицинских учреждений и при расчете себестоимости медицинских услуг.


0-54

Неудовлетворительно

- Имеет смутное представление о теме и её значении для будущего врача.

- Не имеет представления и не знает.




IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Перечень рекомендуемых самостоятельных работ

№ занятия

№ темы лекций

Название самостоятельной работы

Расчетное время в часах

Ссылка на литературу

1 – 14

1 – 14

1. Самостоятельное усвоение предложенных тем по литературным источникам

2. Подготовка реферативных докладов по заданным темам

3. Усвоение практических навыков

4. Подготовка статьи или тезиса для публикации

5. Решение ситуационных задач

6. Презентация



75

1 – 13


4.1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студента, проделанная за период прохождения цикла, оценивается ежедневно «сделано», «не сделано» и равна 85-100 баллам в рейтинговой системе.

V. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ


трудоёмкость

Распределение объёма учебной нагрузки по видам аудиторных занятий (в часах)

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия




132

88

28

60

44


VI. КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ
Контроль знаний и умений студентов осуществляется с применением рейтинговой системы и тестового контроля, включающего:

  • текущий контроль, который проводится на каждом занятии в соответствии с разработанными критериями оценки знаний и умений студентов;

  • итоговый контроль.



VII. ЛИТЕРАТУРА
Основная:

  1. Перегудов Л.В., Саидов М.Х. Менеджмент и экономика высшего образования. – Ташкент. – 2001. – 251 с.

  2. Караматова Ш.А. Основы менеджмента в здравоохранении // Методическое пособие для студентов, 2004, 31 с.

  3. Караматова Ш.А. Согликни саклаш тизимида менеджмент асослари // талабалар учун методик кулланма, 2004, 28 б.

Дополнительная:


  1. Ежегодные статистические сборники здоровья и здравоохранения Республики Узбекистан РИАЦ МЗ РУз.

  2. Инструктивно-директивные документы Минздрава Республики Узбекистан.

  3. Каримов Ш.И. Согликни саклаш ишининг замонавий долзарб масалалари (семинар-кенгаш материаллари). Ташкент, 1997, 61с.

  4. Кузьменко М.М., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М.: Медицина, 1994. 288с.

  5. Лисицын Ю.П.и другие. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения в 2-х томах. М.»Медицина», 1987, 432 с.: ил.

  6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 182 от 21 мая 1996 года «О развитии инфраструктуры села Республики Узбекистан».

  7. Реформа здравоохранения в Европе: анализ нынешних стратегий. Копенгаген, ЕРБ ВОЗ, 1997 (WHO Regional Publications, European Series, N 72).

  8. Указ Президента РУз УП-2107 от 10 ноября 1998 года «О реформировании системы здравоохранения Республики Узбекистан»

  9. Указ Президента РУз УП-3244 от 26 февраля 2003 года «О дальнейшем реформировании системы здравоохранения Республики Узбекистан»

  10. Хоскинг А. Курс предпринимательства. Практическое пособие. Международные отношения, 1993, с.66-87.

VIII. ОГЛАВЛЕНИЕ







Стр.




Аннотация…………………………………………………..

4

1.

Предисловие………………………………………………..

5

1.1.

Основные цели и задачи учебной дисциплины, её назначение………………………………………………….

5

1.2.

Требования к знаниям и навыкам по учебной дисциплине…………………………………………………

5

1.3.

Перечень учебных дисциплин и их разделов, необходимых для изучения данной дисциплины………..

5

1.4.

Обязательный минимум требований к количеству выполнения заданий по видам практических, аудиторных занятий……………………………………….

6

1.5.

Количество контрольных мероприятий для оценки знаний студентов…………………………………………..

6

1.6.

Применение компьютерных, информационных и других современных технологий обучения………………………

6

2.

Содержание лекционного материала……………………..

6

3.

Содержание практических занятий………………………

7

3.1.

Критерии оценки практических занятий…………………

9

4.

Самостоятельная работа …………………………………..

10

4.1.

Критерии оценки самостоятельной работы……………...

10

5.

Объём учебной нагрузки………………………………….

10

6.

Контроль успеваемости……………………………………

10

7.

Литература………………………………………………….

11



скачать


Смотрите также:
Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан министерство здравоохранения республики узбекистан учебно-методический кабинет по высшему и среднему медицинскому образованию
156.39kb.
Кодекс республики узбекистан утвержден Законом Республики Узбекистан
4657.38kb.
Министерство культуры Республики Башкортостан Республиканский учебно-методический центр по образованию
65.71kb.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
1014.71kb.
Современный Узбекистан
93.66kb.
Нормативно правовая база внешнеэкономической деятельности
193.85kb.
Нормативно правовая база внешнеэкономической деятельности
193.85kb.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
1046.44kb.
Решением Глав государств Центральной Азии в г. Ашгабаде 9 апреля 1999г. Соглашение
70.88kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь
977kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь
835.64kb.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
1096.33kb.