Главная стр 1
скачать
6 класс

Экскурсия № 1

Тема:

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Цель:

Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края

Задачи:

  • Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;

  • Показать многообразие растений и животных;

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Задание

  1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?

  2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?

  3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.

  4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?




  1. Этап – Разработка экскурсии

  1. Постановка цели и задач

  2. Разработка маршрута экскурсии

  1. Этап – Проведение экскурсии

  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии

  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

  1. Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.

  2. Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.

  3. Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

  4. Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.

  5. Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?

  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия

  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

  2. Обсуждение представленных творческих работ.

  3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Алтайского края.

6 класс

Экскурсия № 2

Тема:

Зимние явления в жизни растений

Цель:

Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка.

Задачи:

  • Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой;

  • определит влияние факторов среды на рост и развитие растений;

  • развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

Задание

  1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.

  2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба.

  3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.

  4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.

  5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.

  6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.




  1. Этап – Разработка экскурсии

  1. Постановка цели и задач

  2. Разработка маршрута экскурсии

  1. Этап – Проведение экскурсии

  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии

  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

  1. Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?

Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи,

Мороз опять узоры пишет

Своей серебряной парчи.

  1. Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

  1. Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

  1. Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).

  2. Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.

  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия

  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

  2. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»

  3. Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Алтайском крае.

6 класс

Экскурсия № 3

Тема:

Мир растений малой Родины

Цель:

Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка

Задачи:

  • Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка;

  • научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона;

  • научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев;

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.

Задание

  1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.

  2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.

  3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.

    c:\documents and settings\андрей\рабочий стол\6 класс\сканирование0001.jpg

    c:\documents and settings\андрей\рабочий стол\6 класс\сканирование0002.jpg

    c:\documents and settings\андрей\рабочий стол\6 класс\сканирование0003.jpg

    c:\documents and settings\андрей\рабочий стол\6 класс\сканирование0004.jpg

    c:\documents and settings\андрей\рабочий стол\6 класс\сканирование0005.jpg

    c:\documents and settings\андрей\рабочий стол\6 класс\сканирование0006.jpg

    Душистый колос

    Птичья гречиха, спорыш

    Ежа сборная

    Клевер ползучий (белый)

    Подорожник большой

    Ромашка пахучая

  4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.

  5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.




  1. Этап – Разработка экскурсии

  1. Постановка цели и задач

  2. Разработка маршрута экскурсии

  1. Этап – Проведение экскурсии

  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

  2. Выдать учащимся карточки – задания.

  3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии

  4. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

  5. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

  1. Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.

  2. Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.

  3. Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.

  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

Основную часть территории Алтайского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи.

  1. Этап – Рефлексия

  1. Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Алтайского края, произрастающие в школьном парке»

  2. Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.

6 класс

Экскурсия № 4

Тема:

Природное сообщество и человек

Цель:

Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;

  • Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;

  • Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;

  • Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

Задание

  1. Опишите сообщество школьного парка по плану:

  1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?

  2. Перечислить названия кустарников.

  3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?

  4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?

  5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?

  6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?

  1. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»




  1. Этап – Разработка экскурсии

  1. Постановка цели и задач

  2. Разработка маршрута экскурсии

  1. Этап – Проведение экскурсии

  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

  2. Выдать учащимся карточки – задания.

  3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии

  4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

  1. Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.

  2. Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.

  3. Изучение сообществ происходит по плану:

  • Какие деревья произрастают в данном сообществе?

  • Перечислить названия кустарников.

  • Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?

  • Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?

  • Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?

  • Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?

  1. Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».

  2. Беседа предложенным учителем вопросам:

  • Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)

  • Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?

  • Какие породы деревьев произрастают в сообществе?

  • Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?

  • Что растет у самой земли?

  • В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?

  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?

  1. Этап – Рефлексия

    1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

    2. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.

    3. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

скачать


Смотрите также:
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных
95.15kb.
Тематический план Название темы
28.09kb.
Тема Основные свойства живых организмов
138.67kb.
Конспект урока «Ткани растений» фио варданян Юлия Михайловна 1 Место работы
108.61kb.
Подцарство Настоящие бактерии
876.45kb.
Программа по биологии. Химический лицей «Введение в биологию»
59.34kb.
Проверочная работа по темам «Свойства живых организмов» «Уровни организации живых организмов»
14.03kb.
Планирование курса «биология. Многообразие живых организмов»
98.38kb.
Элективный курс «Многообразие и эволюция живых организмов»
125.42kb.
Элективный курс по экологии Экология живых систем
113.83kb.
Урок по биологии 7 класс : Многообразие голосеменных растений
103.41kb.
Модульной программы по курсу «Живой организм» в 6 классе, «Многообразие живых организмов» -7 класс
241.57kb.