Главная стр 1стр 2
скачать


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей


Детско-юношеская спортивная школа №4

Комитета по образованию

Администрации городского округа -город Камышин.


Утверждена педагогическим советом

Протокол № ___ от «_____ » ________ 2011г.


Директор МБОУ ДОД ДЮСШ №4

________________Ю.Е. Мокров





Модифицированная программа

по плаванию

для спортивно-оздоровительных групп,

организуемых в МБОУ ДОД ДЮСШ№4

на принципах самоокупаемости.

Программа дополнительного образования детей 7-17лет

Срок реализации 1 год.

Разработчики: педагогический коллектив

МБОУ ДОД ДЮСШ №4

г. Камышин 2011 год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I. Нормативная часть учебной программы
Нормативная часть программы разработана коллективом тренеров-преподавателей МБОУ ДОД ДЮСШ № 4 на основании типовой базисной учебной программы, модифицированной с учетом имеющихся условий для работы школы.

Программа МБОУ ДОД ДЮСШ №4 для спортивно-оздоровительных групп, организуемых на принципах самоокупаемости составлена на основе директивных и нормативных документов:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;

- Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. 1995 г.;

- Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ, утверждённым приказом №390 от 28.06.2001 г. Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму;

- Плавание. Программа. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Москва 2004 г. Комитет РФ по физической культуре и спорту.

- Уставом МОУ ДОД ДЮСШ №4 Комитета по образованию Администрации городского округа - город Камышин.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей спортивных школ, ведущих занятия в спортивно-оздоровительных группах, организуемых на принципах самоокупаемости и является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки по спортивно-оздоровительному плаванию.

Данная программа является основным документом, ориентирующим тренера на работу в спортивно-оздоровительных группах, организуемых на принципах самоокупаемости. Программа рассчитана на 39 недель непосредственной работы в условиях спортивной школы, в учебном плане сохранена номенклатура обязательных образовательных компонентов и базисное количество часов на обязательные образовательные компоненты. В учебном плане учтены рекомендации органов управления и образования.
Направленность программы: Модифицированная программа для детско-юношеской спортивной школы №4 является:


  • по содержанию - физкультурно-спортивной,

  • по функциональному предназначению - учебно-познавательной,

  • по форме организации - групповой,

  • по времени реализации – годичной подготовки (1 год).

Данная программа по плаванию для детско-юношеской спортивной школы №4 разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва(г.Москва 2004 г.), и в соответствии с нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ.



Впервые в настоящей программе предусмотрены занятия с детьми разного уровня подготовленности и физического развития. Данная программа определяет оптимальное соотношение разносторонней спортивной подготовки юных спортсменов, обеспечивающей оздоровительный эффект. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки по спортивному плаванию.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, среди спортсменов, в том числе самых юных, все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и т.д. В этой ситуации все более очевидна необходимость разработки и внедрения в практику такой программы подготовки пловцов, которая позволяла бы не только приобщить детей и молодежь к активным занятиям спортом, но в первую очередь - получить максимально полный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий. Включение различных специальных упражнений, подвижных игр, разнообразных форм занятий по плаванию в учебно-тренировочный процесс позволит разнообразить процесс обучения, избежать схематичности, монотонности и повысить эффективность занятий, что в дальнейшем приведет к определенным результатам.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что с учетом имеющаяся материально-техническая база школы позволяет проводить занятия в различных игровых формах, тем самым занимающиеся усваивают преподаваемый материал в предлагаемых формах. Разнообразие форм и методов проведения оздоровительных занятий улучшает эмоциональный фон тренировочной обстановки и способствует достаточному усвоению материала.

Достаточно жёсткая организация тренировочного процесса в спортивной школе приводит к тому, что рост спортивного мастерства происходит за счёт ресурсов ребёнка. Многие дети не справляются с предъявляемыми нагрузками, а для занятий в спортивно-оздоровительных группах не требуется хорошая функциональная подготовка и прекрасно развитые физические качества. Отметим и то, что в примерной программе, допущенной Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту предусмотрены спортивно-оздоровительные группы, которые создаются с целью охвата категории школьников, не выполнивших требования по СФП в учебно-тренировочных группах.

Модифицированная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, наглядности), в формах и методах обучения, в методах контроля и управления образовательным процессом, и в имеющихся в наличии средствах обучения.

Цели программы:


  1. Привлечение детей и подростков к регулярным занятиям спортом.

  2. Поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся.

  3. Сформировать личность воспитанника с хорошим уровнем развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей.

  4. Воспитать устойчивый интерес к занятиям спортом, осознанную заинтересованность в ведении здорового образа жизни.

Основные задачи подготовки:

• укрепление здоровья и закаливание;

• устранение недостатков физического развития;

• овладение жизненно необходимым навыком плавания;

• обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

• развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

• формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;

• воспитание морально-этических и волевых качеств.



Отличительные особенности данной программы от уже существующей в этой области заключаются в том, что она предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных (СО) группах, которые организуются в ДЮСШ, не имеющей «мелкой воды»- ванны бассейна глубиной 60-80 см. То есть все программы рассчитаны на обучение плаванию в специализированных бассейнах для детей школьного возраста. А специфика предполагаемых занятий по этой программе обусловлена начальное и дальнейшее обучение плаванию проводить сразу на «большой воде». Программа ориентирована на применение широкого комплекса форм и методов проведения занятий. В структуру программы входят три блока: теория, практика и соревновательная деятельность.

Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 17 лет, независимо от уровня подготовленности и физических качеств.

Сроки реализации образовательной программы и предъявляемые требования:

В спортивно-оздоровительные группы зачисляются учащиеся, не сдавшие экзамены по ОФП и плавательной подготовке и организуются на принципах самоокупаемости. Учащиеся групп СОГ сдавшие экзамены для своего возраста переводятся в группы УТ по решению педагогического совета школы. Программа рассчитана на 1 год обучения в количестве 156 часов и включает общефизическую, специально физическую и теоретическую подготовку. Учебный материал распределён с учётом специфики вида спорта и возрастных особенностей занимающихся.


Комплектование спортивно-оздоровительных групп





Объем учебно-тренировочной работы (час. в неделю)

Возраст

(лет)


Мин. количество учащихся

(чел в группе)



Мак. количество учащихся

(чел в группе)



Спортивно – оздоровительное плавание

4

7 -17

15

30

Формы занятий определяются тренером-преподавателем самостоятельно в зависимости от особенностей материала, от возрастных особенностей организма занимающихся и др. Можно выделить три основные группы форм занятий:

  • По количеству детей, участвующих в занятии целесообразно применять групповую форму работы

  • По особенностям коммуникативного взаимодействия тренера-преподавателя и детей основными формами учебно-тренировочной работы в школе являются: групповые занятия; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, CD дисков, просмотра записи соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.

  • По дидактической цели - практическое занятие по данной программе состоит из двух частей, и включает в себя занятие в «зале сухого плавания», и затем занятие непосредственно в воде, причем в такой комбинированной форме большее количество времени занимает вторая часть.

Режим занятий. В основу комплектования спортивно-оздоровительных групп входит обязательное условие-допуск врача-педиатра на занятия плаванием. Перевод занимающихся в учебно-тренировочные группы, при условии выполнения контрольно-переводных экзаменов, производится решением педагогического совета.

Ожидаемые результаты реализации программы соответствуют поставленным перед этапом задачам.

Так после прохождения обучения на этапе спортивно-оздоровительной подготовки занимающиеся будут знать плавательную терминологию, основы судейства соревнований по плаванию, основные закономерности взаимодействия с водой. Будут уметь выполнять основные технические элементы при плавании всеми спортивными способами плавания, как в упражнениях, так и в полной координации.

Воспитанник сможет овладеть жизненно необходимым навыком плавания, и сможет владеть широким кругом двигательных навыков.

Воспитанник способен проявлять морально-этические и волевые качества.



Формы подведения итогов освоения программы проводятся в виде показательных соревнований с приглашением родителей занимающихся. Воспитанники проплывают от 1 до 3 дистанций, избранным видом плавания. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер, и кроме того могут является важнейшим критерием для перевода занимающихся на учебно-тренировочный этап многолетней спортивной тренировки.
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются:

  • регулярность посещения занятий;

  • положительная динамика развития физических качеств занимающихся;

  • уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены, самоконтроля;

  • отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.


Контрольные нормативы

для спортивно - оздоровительных групп,

организуемых на принципах самоокупаемости


показатели

мальчики

девочки

Общая физическая подготовка

Выкрут прямых рук вперед-назад

+

+

Прыжок в длину с места

+

+

Отжимание из положения упор лежа

+

+

Подъем туловища в сед (кол-во за 30 с)

+

+

Техническая подготовка

Длина скольжения

6 м

6 м

Техника плавания всеми способами:

  1. с помощью одних ног

  2. в полной координации

+

+


+

+


Выполнение стартов и поворотов

+

+

Проплывание дистанции 100 м избранным способом

+

+


Примечание:

+ норматив считается выполненным при улучшении показателей

Учебно-тематический план


п/п


Раздел

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Теория



7

7





2

Практика

149




149

2.1

Общефизическая подготовка на суше

39




39

2.2

Специально-техническая подготовка на воде

107




107

2.3

Участие в соревнованиях

1




1

2.4

Переводные испытания

2




2




Итого

156

7

149



Учебный план

для спортивно-оздоровительных групп



(в академических часах)


Разделы подготовки

1 год

  1. количество учебных недель




  1. возраст обучающихся:

девочки

мальчики


  1. количество занятий в неделю




  1. продолжительность одного занятия:

2 часа по 35 минут
5. количество часов в воде -

на суше –

6. теоретическая подготовка
7. переводные испытания
8. участие в соревнованиях


39
7-17 лет

7-17 лет
2


70 мин.

107


39

7
2
1


Общее количество часов



156


Примерный годовой план-график распределения учебных часов для группы СОГ по оздоровительному плаванию

Содержание

Месяцы

Всего часов

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

7
I. Теория

всего

2

2

1







1

1







II. Практика
ОФП на суше

4

5

4

4

4

4

5

4

5

39

СТП на воде

10

13

11

11

12

11

14

12

13

107

Участие в соревнованиях










1
















1

Переводные испытания

























2

2
всего

14

18

15

16

16

15

19

16

20

149
итого

16

20

16

16

16

16

20

16

20

156



II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Учебный материал
Основные средства практических занятий

Тренировочные задания для совершенствования двигательного навыка

При формировании двигательного навыка пловцов решаются задачи достижения экономичности движений, их вариантности, автоматизма и высокой мощности. На одних этапах многолетней подготовки эти задачи решаются последовательно, на других – одновременно. Они связаны между собой, и от качества решения одной зависит качество решения других.

Период совершенствования качества движений начинается после того, как обучаемый сформировал навыки основных двигательных действий, осознанно их выполняет, но связи с отсутствием автоматизма имеются излишние закрепощения, главным образом при выполнении подготовительных движений, циклы движений отличаются по кинематическим и динамическим характеристикам один от другого.

Основным методом достижения автоматизма действий является многократное повторение движения в стандартных условиях. Для пловцов таким методом является плавание дистанционным методом с равномерной скоростью и одинаковым темпом движений. Важной характеристикой правильного выполнения этих упражнений является постоянный шаг, т.е. постоянное количество гребков на каждом отрезке дистанции. При формировании автоматизма движений необходимо переключать внимание спортсмена на различные объекты, вводить помехи эмоционального характера, изменять внешние условия действия, предлагать выполнять действия при различных условиях физического и психического утомления.

Следует иметь в виду, что навык плавательных движений можно довести до совершенства только в условиях специфической деятельности, с введением в занятия имитации движений, упражнений на специализированных тренажёрных устройствах, позволяющих максимально приблизить их к тем движениям, которые выполняются в воде, как по характеру нервно-мышечных напряжений , так и по кинематическим характеристикам.

Совершенствование двигательного навыка, какие бы методы при этом ни использовались, всегда сочетается с дополнительными объяснениями, демонстрацией, срочной информацией о качестве выполняемых движений.

В таком виде спорта, как плавание, процесс совершенствования техники движений входит в противоречие с возрастными изменениями физических качеств спортсмена. Например, автоматизированное движение, сформированное на базе невысоких силовых возможностей, значительно отличается от того, которое спортсмен должен выполнять, обладая необходимой силой. Кроме того, известно, что, чем выше автоматизм и очень низкая вариантность появляются в тех движениях, которые не связаны непосредственно с проявлением специфических качеств. Например, в плавании кролем на груди к ним относятся устойчивое положение туловища, подготовительные движения рук, положение головы, особенно в момент вдоха, согласованные рук, рук и ног, рук и дыхания. Те же движения, которые непосредственно связаны с силой или гибкостью (ротация позвоночника при повороте головы для вдоха, расположения в пространстве и форма кисти, плеча и предплечья при гребковом усилии, длина траекторий гребковых движений , кинематика движений ног), обладают более высокой вариантностью и легче меняются при появлении необходимых для их выполнения качеств.

Перестройка движений, непосредственно не связанных с физическими качествами, если они имеют высокую степень автоматизма, представляет большую трудность, а иногда является невыполнимой задачей. Это связано с тем, что доведённое до автоматизма действие не осознаваемо и формирование нового действия его не затрагивает. Пока новое действие выполняется в спокойной обстановке с концентрацией внимания исполнителя на коррективах, ошибки не появляются и действие кажется исправленным. Как только исполнитель переключает внимание на достижение цели или на обстановку, складывающуюся вокруг него, действие осуществляется по старой неосознаваемой программе.

Для того чтобы не возникала необходимость проводить трудоёмкую работу по перестройке действий, доведённых до автоматизма, необходимо на ранних этапах совершенствования формировать технику движений таким образом, чтобы её элементы, особенно те, которые не связаны с такими физическими качествами, как максимальная сила и гибкость, были приближены к технике высококвалифицированных пловцов.

Для избавления от старой программы движений, доведённых до автоматизма, находящейся в подсознании, спортсмену надо почувствовать различие в ощущениях при выполнении старого и нового движения и словесно описать их. После этого необходимо выполнять упражнения, в которых процент выполнения правильного варианта постоянно бы увеличивался, а ошибочного – уменьшался.

На первых этапах перестройка движений должна проводиться с речевым сопровождением, а в последующем, при выполнении только нового варианта, - без речевого сопровождения.

По мере формирования нового навыка для контроля за его качеством спортсмену предлагают переключать внимание на другие объекты. Если старая ошибка повторяется, продолжают применять приёмы по формированию нового навыка.

При усложнённом процессе формирования нового движения используют контрастные упражнения, в которых новые двигательные действия утрированы.

Успех совершенствования и перестройки движений прямо связан с уровнем знания тренером техники плавания, целенаправленной деятельностью ученика и учителя, целью которых является достижение высокого совершенства в движениях.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Модифицированная программа по плаванию для спортивно-оздоровительных групп, организуемых в мбоу дод дюсш№4 на принципах самоокупаемости
543.62kb.
Модифицированная программа по плаванию для спортивно-оздоровительных групп, организуемых в мбоу дод дюсш№4 на принципах самоокупаемости
543.65kb.
Модифицированная программа по плаванию для спортивно-оздоровительных групп, организуемых в мбоу дод дюсш№4 на принципах самоокупаемости
543.64kb.
Образовательная программа по футболу для спортивно-оздоровительных групп, групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп
760.59kb.
Публичный отчет за 2011-2012 учебный год Самара 2012 г. Общая характеристика мбоу дод дюсш №2
475.98kb.
Приказ №30 от 09. 04. 2012 г. Общее положение
33.68kb.
Учебная программа спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки в детско-юношеской спортивной школе
992.52kb.
Программа по плаванию для спортивных школ
689.85kb.
Образовательная программа по волейболу для спортивно-оздоровительных групп в детско-юношеской спортивной школе
413.15kb.
Образовательная программа по легкой атлетике (в беге на короткие, средние и длинные дистанции) для спортивно-оздоровительных групп
483.15kb.
Мкоу дод дюсш на 2012 – 2013 учебный год. План учебно – воспитательной работы мкоу дод дюсш г. Орлова на 2012 – 2013 учебный год раздел Организация деятельности образовательного учреждения
145.5kb.
Анализ деятельности мбоудод дюсш-3 за 2012-2013 учебный год
70.34kb.