Главная стр 1
скачать
МОУ Стемасская СОШ

Антикоррупционное воспитание в общеобразовательной школе

(методические рекомендации)

Автор: Курицына А. И.

2012 год

Прежде, чем начать антикоррупционное воспитание, учителям следует выяснить для себя суть коррупции как явления.

Что такое коррупция?

Когда-то слово “коррупция” означало испорченность и моральный упадок. Сейчас она кратко характеризуется как злоупотребление общественной властью для получения личной выгоды.

Существует ряд определений коррупции, они постоянно уточняются в процессе изменения понятия коррупции как явления. Поэтому распознать коррупцию может быть проще, основываясь не на определении, а на признаках. При сравнении различных понятий коррупции видно, что для деяний, считаемых коррупцией, чаще всего характерны следующие компоненты:

 1) лицо, наделённое полномочиями (властью) принимать важные для общества решения;



  1. 2) регулирующие принятие решения нормы (законы, принципы, критерии, процедуры);

  2. 3) лицо или лица, добивающиеся выгодного для них решения;

  3. 4) взаимовыгодный обмен между принимающим решение лицом и лицом или лицами, добивающимися решения;

  4. 5) нарушены нормы принятия решения, причинён вред обществу. Иными словами, коррупция представляет собой покупку или продажу решения с нарушением справедливости. Справедливость может быть как юридической (когда нарушается писаная норма), так и моральной (когда конкретные нормы поведения не утверждены, однако здравый смысл говорит, что поступок бесчестный).

Согласно приведённым выше определениям, коррупционными считаются лишь “проданные” государственными служащими и политиками решения, а сама коррупция чаще всего делится на служебную и политическую. И всё же коррупция возможна и в негосударственном секторе, её также следует считать преступлением, если нарушаются общественные интересы.

Формы коррупции

Продаваемые решения могут влиять на очень многое (предоставление услуг, выдачу разрешений, виз, ускорение предоставления и выдачи; назначение на работу, перевод на более высокую должность; принятие закона; отмена наказания; сокрытие преступления; назначение денежного вознаграждения и других материальных ценностей; дотации; государственный заказ; передача секретной информации; освобождение от уплаты налогов и т. д.), за что можно отблагодарить очень по-разному, таким образом, существует множество форм коррупции, их трудно классифицировать. Классификация осложняется ещё и тем, что в разных государствах коррупционными считаются не одни и те же преступления (исключением является, может быть, взяточничество). Согласно законодательству разных государств,

коррупционными преступлениями являются:

 1) получение, требование, дача взятки;



  1. 2) бесхозяйственность, расхищение государственного имущества;

  2. 3) незаконное использование конфиденциальной государственной информации;

  3. 4) торговля своим влиянием, его использование для получения личной выгоды;

  4. 5) обман на выборах и вмешательство в выборы;

  5. 6) распространение или предоставление ложной информации для введения в заблуждение проводящих расследование государственных должностных лиц;

  6. 7) нелегальное обогащение;

  7. 8) препятствование или вмешательство в рынок государственных заказов;

  8. 9) наказание лиц, информирующих о несоответствующем должности поведении служащих;

  9. 10) невыполнение служебных обязанностей;

  10. 11) причинение вреда государственной службе

  11. Чем вызвана коррупция

Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие, поэтому мы не можем считать коррупцию исключительной или патологической формой поведения: каждый склонен заботиться о себе. Искушение коррупционным поведением усиливается с распространением потребительских настроений, когда стремление к личному благосостоянию становится гораздо более важным, чем благосостояние общества или когда об этом понятии вообще забывают. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни. Потребительски настроенное общество возмущается коррупционными скандалами, однако его возмущение носит двусмысленный характер: большее возмущение вызывает то, что кто-то нажился, нежели сам факт коррупции.

Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. В обществах, где коррупция была почти узаконена, например клиентизм как консолидирующая сила в коммунистических системах, привычки в жизни и мышлении изменить сложнее. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием.

Коррупция может поощряться и поддерживаться целым комплексом социальных и экономических факторов: слабая экономика, нехватка рабочих мест, плохое ведение государственного бюджета, вмешательство более сильных иностранных государств и корпораций. Государственные служащие могут быть деморализованы низкими зарплатами, не связанным с качеством работы переводом на более высокую должность, неясной целью организации, устоявшимися клиентскими отношениями между руководством и подчинёнными. Такие отношения поощряются низкой культурой менеджмента, в основе которой лежит длительный срок службы руководства и персонификация власти, плохой контроль и отчётность, нехватка процедур принятия решений. Кроме того, возможность коррумпированного поведения тем выше, чем больше благ находится под контролем у должностного лица, чем более секретным и монополизированным является их распределение.

На уровень коррупции влияет и зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, судами низкой квалификации, нехваткой программ по защите свидетелей и связанным с этим недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых лежат древние традиции.



Антикоррупционные стратегии

В последнее время в демократических странах возрастает число политических общественных инициатив, направленных против коррупции. Специально для борьбы с коррупцией была основана организация Transparency International. Она занимается исследованиями уровня коррупции в разных государствах, а также созданием и пропагандой антикоррупционных стандартов. Антикоррупционные действия получили поддержку Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития Европы (OECD), Европейского Союза, Организации Объединённых Наций.

Снижение уровня коррупция представляется нелёгким и медленным процессом. Поскольку коррупция может быть вызвана различными связанными и не связанными между собой причинами: плохой экономической политикой, плохим образованием общества, слабостью гражданского общества, нехваткой отчётности государственных органов, традициями края – в основе борьбы с коррупцией должен лежать комплекс различных мер. До тех пор, пока коррупция носит системный характер, наказание коррумпированных должностных лиц становится всего лишь показательными судами над “козлами отпущения”, хотя заведомо известно, что многие другие виновны в равной мере, но не были пойманы.

Принимая во внимание причины, поощряющие и поддерживающие коррупцию в конкретном государстве, антикоррупционные стратегии могут включать в себя различные меры,

например:


    • утверждение чётких критериев и процедур принятия служащих на работу и их карьеры;

    • установление чётких (прозрачных) процедур принятия значимых для общества и государства решений, основанных на беспристрастности и стремлении к благосостоянию всех граждан;

    • разграничение политических и государственных постов, запрет служащим самоуправлений представлять политические партии;

    • запрет государственным служащим участвовать в коммерческой деятельности;

    • требование прозрачности и законности доходов и расходов политических партий;

    • контроль над доходами политиков, обнародование доходов (декларация доходов);

    • регистрация получаемых политиками подарков;

    • создание дополняющих правовую систему этических кодексов государственной службы и политиков;

    • внесение дополнений в законодательство с чётким определением запрещаемых коррупционных деяний;

    • авторизация принимаемых государственными служащими решений и требование коллегиального принятия особо важных решений;

    • совершенствование процедур публичных закупок и приватизации государственного имущества.

ВОЗМОЖНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Антикоррупционное воспитание в школе могло бы быть формальным и неформальным. Формальное воспитание – это включение элементов антикоррупционного просвещения в общеобразовательные программы, неформальное – поощрение разного рода инициатив в дополнительном образовании: гражданские акции, ученические конференции и другие мероприятия.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, наиболее благоприятная для его интеграции среда – социальные дисциплины: гражданское воспитание, история, политология, этика. Связь с упомянутыми предметами неизбежна и потому, что проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

Интегрирование антикоррупционного воспитания в общеобразовательные курсы невозможно без подходящего для этого тематического контекста. Например, проблему коррупции сложно осознать без рассмотрения назначения государственной службы, а также этических и правовых требований к государственным служащим. Если указанные темы не рассматриваются в курсах гражданского воспитания или политологии, интегрирование антикоррупционного воспитания может быть затруднено. С другой стороны, антикоррупционное воспитание – это не только антикоррупционное просвещение, но и информирование. Важные для формирования антикоррупционных установок понятия и ценности могут передаваться и при рассмотрении других тем.

Каждый раз, когда в содержание общего образования предлагается включить новые темы, возникает беспокойство в связи с перегруженностью программ и нехваткой времени. Предложение начать антикоррупционное воспитание – не исключение. Беспокойство должно рассеяться благодаря осознанию, что существует ряд способов интеграции. Можно чётко сформулировать и выделить проблемы антикоррупционного воспитания, тем самым создавая отдельный модуль из нескольких уроков, но можно обсудить проблематику коррупции и как составную часть других тем, проблем или их конкретизацию, иллюстрацию. Далее представлены оба примера– интегрированного модуля и интегрирующей программы. Важно, чтобы антикоррупционное воспитание не противопоставлялось другим дисциплинам.

Особая проблема антикоррупционного воспитания – как избежать опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Как и во всех остальных случаях, когда в школе стремятся прививать установки, противоречащие “удобной” практике поведения, антикоррупционное воспитание требует от учителей мудрости, психологической проницательности и методического мастерства.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:



    • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

    • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

    • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

    • Внести свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах:

воспитание в себе ценностных установок (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему происходящему рядом; честность, ответственность за действие, поступок; постоянное совершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетенции и т. д.);

реализация расширения возможностей (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).

Предполагаемый результат – наделённая знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, способная и желающая их устранять личность.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ

Коррупция в России - использование должностными лицами своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам, применительно к России.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Преступные деяния коррупционного характера – взяточничество, взяточничество через посредника, подкуп, другие преступные деяния, если они совершены в секторе публичного администрирования или при предоставлении публичных услуг в целях получения выгоды для себя или других лиц: злоупотребление служебным положением или превышение полномочий, злоупотребление официальными полномочиями, подделка документов или измерительных средств, мошенничество, присвоение или растрата имущества, разглашение служебной тайны, разглашение коммерческой тайны, предоставление неверных данных о доходах, прибыли или имуществе, легализация приобретённых незаконным путём денег или имущества, вмешательство в деятельность государственного служащего или лица, выполняющего функции публичного администрирования, либо другие преступные деяния, когда с их помощью стремятся к получению взятки или требуют её, стремятся к подкупу либо стремятся сокрыть или замаскировать взяточничество или подкуп.

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения. Действия по передаче и приёму взятки в России и др. странах противозаконны и подпадают под действие Уголовного кодекса. Разновидностью взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.

Получение и дача взятки государственным служащим является одним из проявлений коррупции.

Злоупотребление — употребление чего-то, что можно было бы использовать в полезных целях, во зло. Очень часто злоупотребляют положительными качествами другого человека — например, злоупотребление доверием, злоупотребление терпением. В контексте недобросовестного выполнения обязанностей говорят о злоупотреблении служебным положением. Человека, практикующего злоупотребление, обычно называют проходимцем. Злоупотребление часто является путём к успеху, но порою бывает наказано.

Российское законодательство, см. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определяет коррупцию как злоупотребление. Необходимо отметить неточность в законе: злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает всей полноты определения коррупции. Проходимец практикующий злоупотребления не всегда должностное лицо. Правильнее определить коррупцию, как преступление должностного лица (в том числе и групповое).



Области распространения коррупции

Сегодня коррупции подвержены все области государственного аппарата: от дачи взяток для поступления ребёнка в детский сад, откупа от службы в вооружённых силах, до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. Коррупция является привычной составляющей для всех социальных слоёв. К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся: таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто отсутствие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей;



    • медицина: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других; нелегальное оказание более качественных услуг относительно общего уровня; использование врачами медоборудования в целях личного обогащения; «разводка» врачом больных на деньги или на покупку медицинского товара у приближенной фирмы;

    • автоинспекции: необоснованное предоставление лицензий (водительских прав, справок о прохождении техосмотра); отсутствие законного наказания для нарушителей правил пользования дорогами; фальсификация сведений и выводов о дорожно-транспортных происшествиях в пользу заинтересованных лиц;

    • судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства; предвзятое отношение к уголовным делам.

    • налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

    • правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование;

    • бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;

    • борьба с коррупцией: иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на её реализацию;

    • ВУЗы: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний.

    • лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности;

    • выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;

    • получение кредитов;

    • получение экспортных квот;

    • конкурсы на закупку товаров/услуг за счет бюджетных средств;

    • приватизация государственного имущества;

    • строительство и ремонт за счет бюджетных средств;

    • нотариальное удостоверение сделок;

    • контроль за соблюдением условий лицензирования;

    • надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;

    • освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы;

    • поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);

    • государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;

    • поступление в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения;

    • прием на службу на позволяющие иметь значительный незаконный доход должности в государственных и муниципальных учреждениях;

    • прием на работу в коммерческие частные или полугосударственные структуры с высоким уровнем доходов родственников высокопоставленных государственных чиновников;

    • формирование партийных избирательных списков.

 Превенция коррупции – выявление и устранение причин, условий коррупции путём создания и претворения в жизнь системы соответствующих мер, а также оказание влияния на лиц в целях их отвращения от совершения преступных деяний коррупционного характера.

 

СОДЕРЖАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Узкий и контекстуальный подход

В школьной практике можно применять как минимум два метода антикоррупционного воспитания. Первый метод заключается в том, чтобы внести дополнения в школьную программу и в факультативную деятельность. Темы дополнений должны быть напрямую связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени, однако, тем не менее, это будет выглядеть как отдельные вкрапления и одноразовые акции. Другой способ состоит в том, чтобы проанализировать, с какими базовыми ценностями и понятиями связано явление коррупции, и внести некоторые дополнения в уже существующие программы школьных предметов, подчеркнув таким образом аспекты, которым уделялось слишком мало внимания.

Первый метод антикоррупционного воспитания не только проще организовать, но и легче контролировать: достаточно проверить, во всех ли школах и классных группах прошли антикоррупционные акции. Второй способ основывается на методах социального воспитания, которое должно продолжаться в течение нескольких лет. Тем, кто выбирает этот способ, надо удостовериться, что все преподаватели социальных предметов ознакомлены с целями антикоррупционного воспитания, его содержанием и возможностями.

Основные темы антикоррупционного воспитания

Понятие коррупции. Разнообразие определений. Критерии, на основании которых коррупционные преступления отличаются от других преступлений. Субъекты коррупционных преступлений и разнообразие форм.

Последствия коррупции. Экономические, социальные, политические, правовые, моральные последствия коррупции. Очевидный и невидимый ущерб. Жертвы коррупционных преступлений.

 Происхождение коррупции. Распространение коррупции в различных эпохах, в обществе, при различных государственных порядках. Психологические, культурные, социально-экономические, политические причины коррупции. Возможности коррупции в демократических организациях (деятельность политических партий, выборы, парламент, правительство, суды, самоуправление). Публичные и частные интересы.

Возможности борьбы с коррупцией. Роль гражданского общества (самоанализ, нетерпимость, сознательность). Роль средств массовой информации (публичность). Укрепление юридической базы: законы, этические кодексы, правила. Различные способы борьбы с причинами и предпосылками коррупции в стратегиях и программах.

Проблемные аспекта борьбы с коррупцией. Уровень коррупции в России. Влияние исследований, а также скандалов в средствах массовой информации на отношение общества к своему государству. “Крупные” и “мелкие”, наказуемые и ненаказуемые коррупционные преступления. Трудности раскрытия коррупционных преступлений. Борьба с коррупцией – бесконечная борьба.

Интегрированная программа антикоррупционного воспитания



Личность и поведение

    • Взгляд на самого себя: какой я и каким я хочу быть

    • Личностные ценности и принципы

    • Понимание смысла и целей в жизни

    • Внешние влияния: примеры, авторитеты, социальные роли, ситуация

    • Критерии различия хорошего и плохого, правильного и неправильного поведения

    • Решения и выбор, причины и следствия

    • Ответственность

Нормы, регулирующие поведение

    • Понятие моральной нормы, моральное добро и зло

    • Мораль и общественный договор (конвенция)

    • Привычки, обычаи, традиции как социальные нормы

    • Законное и незаконное поведение

    • Взаимосвязь морали и законодательства

    • Проблема совершенства законодательства

    • Взаимосвязь норм социального регулирования и свободы личности

Справедливость

    • Справедливость как честность

    • Права человека, равенство и беспристрастность

    • Социальная (распределяемая) справедливость

    • Справедливость как власть закона

Вина и преступление

    • Ущерб и обида как причины моральной вины

    • Преступление как нарушение закона

    • Причины преступлений

    • Наказания и другие санкции

    • Законы, регулирующие наказания (Уголовный кодекс и др.)

    • Восстановление справедливости

Гражданское общество и государство

    • Принципы демократии: участие, делегирование и репрезентация

    • Государственная служба: обязанности и полномочия

    • Контроль над властями: подотчетность, обязанность предоставлять информацию

    • Средства массовой информации как четвертая власть

Планирование карьеры

    • Чего я хочу и что я могу

    • Критерии выбора профессии

    • Критерии выбора работы

    • Критерии и процедуры приема на работу

скачать


Смотрите также:
Моу стемасская сош антикоррупционное воспитание в общеобразовательной школе
179.4kb.
Моу вешкаймская сош №2 им. Б. П. Зиновьева Антикоррупционное воспитание в общеобразовательной школе
180.17kb.
Моу стемасская средняя общеобразовательная Антикоррупционное воспитание в начальной школе
115.11kb.
Программа развития моу танцырейской сош на 2011 2015 г. Борисоглебск 2011 Паспорт программы
785.67kb.
Военно-патриотическое воспитание в школе Заместитель директора по вр моу «Сытьковская сош»
85.07kb.
Физическое воспитание в моу «Баклушинской основной общеобразовательной школе»
65.92kb.
О преподавании информатики и икт в моу средней общеобразовательной школе №2 с. Приволжье >12,13 ноября 2009 года
49.44kb.
З. Д. Трубина Целевая комплексная программа развития детского чтения в моу новомалыклинской начальной общеобразовательной школе
149.3kb.
Программа «Патриотическое воспитание учащихся моу сош №1 посёлка Загорянский Щёлковского муниципального района Московской области»
156.44kb.
Образовательная программа моу сош №2 р п. Лунино по биологии составлена на основе общеобразовательной программы моу сош №
114.31kb.
Программа моу средней общеобразовательной школы №4
119.89kb.
Обсуждено на заседании педсовета моу вятской сош
56.68kb.