Главная стр 1
скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПЕТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»

Стратегическое планирование образовательных учреждений Петровского муниципального района






Объект экспертизы: Программы развития (содержание) общеобразовательных учреждений Петровского муниципального района как нормативного документа и средства реализации перспективных направлений реализации инициативы «Наша новая школа».

Цель: установить соответствие программ развития ОУ основным направления государственной политики Российской Федерации в области образования.

Критериальная база: структура, отработанная в рамках конкурсного отбора ОУ, реализующих инновационные программы в рамках ПНПО; механизм оценки продуктивности реализации программы развития учреждения и ее соответствие приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; алгоритм оценки программ развития школ (Н.В. Немова, к.п.н., доцент, руководитель группы экспертов конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы: Т.И. Пуденко, к.п.н., эксперт конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы).

МКУ МЦ осуществлена экспертиза 19 программ развития образовательных учреждений Петровского муниципального района: МОУ лицей №1, МОУ СОШ №2, МОУ лицей №3, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №5, МОУ СОШ №6, МОУ СОШ №7, МОУ СОШ №8, МОУ СОШ №9, МОУ СОШ №10, МОУ СОШ №11, МОУ СОШ №12, МОУ СОШ №13, МОУ СОШ №14, МОУ СОШ №15, МОУ СОШ №16, МОУ СОШ №17, МОУ СОШ №18, МОУ СОШ №19.

Экспертиза осуществлялась путем анализа и оценки экспертной комиссией в соответствии с критериями. (Экспертный лист заключения прилагается).

Представлены обобщенные результаты экспертизы по стратегическому планированию деятельности образовательных учреждений Петровского муниципального района, соответствие программ развития ОУ основным направления государственной политики Российской Федерации в области образования:


  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Государственный образовательный стандарт общего среднего образования;

  • Концепция модернизации российского образования;

  • Приоритетный национальный проект «Образование»;

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020г.;

  • Методические рекомендации «Актуальные задачи современной модели образования»;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт.

Отмечено, что в программах не указаны реквизиты (согласование, утверждение, где рассмотрена, кем принята), отдельные программы не прошиты, страницы не пронумерованы, отсутствует оглавление.

Наличие паспорта программы. Наименование программы МОУ СОШ №6 «Формирование конкурентоспособной личности обучающегося как условие его успешной социализации»; МОУ СОШ №17 «Наша новая школа 2015»определяют вектор развития образовательных учреждений.

В титульном листе программы развития МОУСОШ №2 не указано ОУ. В паспорте ОУ указаны:


  • сроки реализации

  • этапы реализации

  • нормативно – правовые основания для разработки

  • заказчик (и) и исполнители

  • разработчики

  • объемы и источники финансирования

  • стратегические цели

  • приоритетные направления

  • система организации контроля исполнения

  • ожидаемые результаты.

Паспорт программы отсутствует: МОУЛ №3, №12, №15, №16

Сроки реализации:

  • 3года (МОУГ №1, МОУ СОШ №19)

  • 5лет (10 ОУ)

  • 6лет (МОУЛ №3, МОУ СОШ №6, №10)

  • 10 лет (МОУ СОШ №2, №4, №11, №15, №16)

Сроки разработки:

2007г. - 2 ОУ МОУСОШ№7 (внесены дополнения по реализации инициативы «Наша новая школа»)

2010г. - 6 ОУ

2011г. - 10 ОУ

2012г. - 1 ОУ

Содержание разделов программ развития:

информация об исходном состоянии школы (выявить и зафиксировать достигнутый уровень развития школы как педагогической системы, место школы в муниципальной системе образования (то есть, в большей системе), актуальные проблемы дальнейшего развития образовательного учреждения)

проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного учреждения, в котором обосновывается выделение определенного перечня проблем развития к началу разработки программы;

проблема, на решение которой направлена программа развития, актуальность решаемых общеобразовательным учреждением проблем;



новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы;

концепция (концептуальный проект) новой школы, концепция развития общеобразовательного учреждения в планируемый период образ (проект) обновленной школы, интегрирующий всю совокупность новшеств, которые
предполагается ввести в образовательную систему школы;

не отражены комплексно в стратегии развития общеобразовательного учреждения, стратегический план перехода к новой школе, который содержит описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений, необходимых для обновления школы в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам.



45% ОУ не отразили какие-либо новшества.

Цели и задачи не сориентированы на реализацию инициативы:

Новые стандарты: возможность раскрыть свои способности (выбор из широкого меню, «разносторонняя» программа для всех); подготовка к жизни в технологичном конкурентном мире (требования к учебникам, требования к технологиям); обновление содержания образования; оценка выполнения требований к результатам и т.д.

В программах развития не нашли своего отражения:


  • разработанные уже самими ОУ и прошедшими экспертизу основные образовательные программы начального общего образования, модели работы с одаренными детьми в начальной школе, разработанные в рамках конкурса методических материалов;

  • меры по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста – отсутствует у 58% ОУ (МОУГ №1, МОУЛ №3, №5, №7, №8, №10, №11, №14, №15, №16, №17);

  • переход на новые образовательные стандарты. Поэтапное внедрение ФГОС НОО

  • наличие основной образовательной программы начального общего образования - отсутствует у 26% ОУ (МОУГ №1, МОУЛ №3, №5, №11);

  • учебно-методическое и информационное обеспечение - отсутствует у 100% ОУ;

  • внеурочная деятельность;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • внедрение механизмов интеграции общего и дополнительного образования, расширение программ дополнительного образования;

  • кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации, информационно-образовательная среда ОУ.

Система поддержки талантливых детей, внедрение моделей взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной траектории одаренных детей – отсутствует у 21% ОУ (МОУГ №1, МОУСОШ №2, №10, №11). В тоже время МОУГ №1 такая система работы существует, она эффективна, в начальной школе разработана модель «Рекордное образование», но в программе развития нет описания данной системы, что свидетельствует о несбалансированности действий разработчиков программы.

Описание совершенствования учительского корпуса – отсутствует у 21% ОУ (МОУГ №1, МОУСОШ №2, №10, №11,);



  • применение технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода (информационно-коммуникационных, проектных), деятельностного подхода в обучении отсутствует у 32% ОУ (МОУСОШ №2, №7, №8, №12, №13, №16);

  • повышение квалификации педагогических работников, обеспечивающее непрерывность и адресный подход к повышению квалификации;

  • основные составляющие компетентности педагогических работников: профессиональная, информационная, коммуникативная, правовая;

  • аттестация педагогических кадров (новый порядок);

  • система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.

К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Отсутствует:

  • система мер по здоровьесбережению обучающихся МОУСОШ №12, №13;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • реализация межведомственного комплексного плана мероприятий по формированию культуры здоровья у детей, подростков, молодежи в Ставропольском крае на 2009 – 2012 годы;

  • мониторинг развития обучающихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений в рамках спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания»;

  • приобретение спортивного оборудования (тыс. руб.);

  • организация школьного питания;

  • организация летнего отдыха учащихся.

Изменение школьной инфраструктуры:

  • организация дистанционного обучения детей инвалидов (тыс. руб.);

  • приобретение компьютерной техники, обучающих материалов и лицензионного программного обеспечения (тыс. руб.);

  • приобретение учебников и учебной литературы (тыс. руб.);

  • приобретение учебно - наглядных пособий и учебного оборудования для образовательного учреждения (тыс. руб.);

  • выполнение противоаварийных мероприятий (тыс. руб.);

  • капитальный ремонт общеобразовательного учреждения (тыс. руб.).

Инновационные проекты, новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы, представлены МОУЛ №3, МОУСОШ №6; №5; №8. МОУЛ №3 за основу программы был взят инновационный проект, но ни одна из 5 основных пунктов президентской инициативы в документе не отражена.

Управление реализацией программой развития представлены в учреждениях координационным советом (МОУ СОШ №6), администрацией (не задействован механизм осуществления государственно-общественного управления), Советом школы (не внесены своевременно дополнения и изменения), Управляющим советом, педагогическим советом; не описаны критерии оценки эффективности реализации программы.

Оценка социально-экономических эффектов реализации программы не представлена в программах 73% ОУ: МОУГ №1, МОУЛ №3, МОУСОШ №2, №6, №7,№8, №9, №10, №12, №14, №16, №17, №18, №19.

Экспертами отмечается нарушение технического оформления программ, казусы (МОУСОШ №14 на стр.29 присутствует слово «гимназия», что свидетельствует о некачественной переработке позаимствованной программы; МОУСОШ №19-страницы программы чередуются с чистыми листами, т.е. в окончательном варианте программа прочитана не была).

Выводы:


  1. Программы развития ОУ страдают от быстроты внесения в них необходимых изменений, согласованности программ развития образовательных учреждений с основными направлениями государственной политики Российской Федерации в области образования.

  2. Все изложенные выше замечания в большей степени экспертами относятся к сфере управленческой деятельности, недостаточному уровню владения руководителями ОУ управленческими проектировочными умениями: исследовательским подходом в управлении, применением системного подхода к анализу проблем образовательного учреждения.

  3. Осуществление контроля отделом образования администрации Петровского муниципального района по реализации указанных замечаний и срочном их устранении.

  4. Увеличение быстроты реагирования на изменения нормативно-правовых условий, происходящих в области образования Российской Федерации, системе образования Петровского муниципального района и своевременности создания нормативно-правовой базы развития образовательного учреждения.

  5. Муниципальному казенному учреждению «Методический центр Петровского муниципального района Ставропольского края» оказать конкретную методическую помощь руководящим кадрам для повышения эффективности изменений стратегического проектирования деятельности образовательных учреждений.

Директор муниципального казенного учреждения

«Методический центр

Петровского муниципального района

Ставропольского края» Л. И. Гаевая

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Оценка качества программы в целом

1. Актуальность программы определяется степенью актуальности проблем, для решения которых она разрабатывается, а также наличием принципиальных возможностей для их решения.

Существование проблемы обнаруживается, когда реальное состояние или значение каких-то параметров не соответствует требуемому. Проблема - это разрыв, рассогласование между двумя системами -той, которая существует в реальности, и объективно необходимой для успешного достижения желаемых результатов. Значимость проблемы определяется ее влиянием на конечные результаты деятельности школы. Наиболее острыми являются проблемы, характеризующиеся существенными рассогласованиями между фактическим и желаемым положением дел.

Наличие принципиальных возможностей для решения проблемы является обязательным условием признания ее актуальности. В противном случае решение проблемы должно быть отложено.

Актуальность программы оценивается экспертным путем по тому списку проблем, который получен в результате проблемно-ориентированного анализа.

Каждая из проблем оценивается с позиции значимости, остроты и возможности решения по шкале оценки, предполагающей последующее разделения на три группы - высокая степень (значимости, остроты, возможностей), средняя степень и низкая степень.



В соответствии с этим в группу наиболее актуальных, приоритетных, должны войти все проблемы, имеющие наиболее высокие оценки по значимости, остроте и имеющимся возможностям решения. По этому же принципу целесообразно также выделить средние по актуальности проблемы и проблемы с низкой степенью актуальности.

2. Прогностичность программы. Она определяется тем, насколько в образе будущей школы учтены тенденции развития системы образования, спрогнозированы будущие требования к ней. По степени прогностичности образа будущего, который прописан в программе, можно выделить три группы школ.

К первой группе относятся образовательные учреждения, которые не прогнозируют будущих изменений в требованиях к школе, а исходят из имеющихся на данный момент; стараются соответствовать только актуальным требованиям, известным, и, как правило, нормативно зафиксированным. Фактически получается, что такие школы исходят из неизменности будущего. Поэтому их программа может оказаться весьма уязвимой с точки зрения перспективных целей развития.

Ко второй группе относятся школы, которым будущее уже не видится абсолютно неизменным. Однако они пока не готовы к радикальным новациям. Поэтому, как правило, такие школы ориентируются на освоение проверенных образцов, допускают изменения отдельных подсистем и реализацию отдельных проектов. Однако в целом образовательная система школы и система ее управления остаются неизменными. Развитие таких школ осуществляется не непрерывно, а ситуационно под влиянием стимулов внешней или внутренней среды.

К третьей группе относятся школы с опережающей активной стратегией инновационного поведения. Они способны откликаться не только на очевидные запросы времени, но и улавливать тенденции развития, выявлять и успешно решать актуальные проблемы настоящего, ориентируясь при этом на будущее. Эти образовательные учреждения отражают в своих целях будущие требования к школе, выдвигают и решают новые перспективные цели. Образ будущего в программах развития этих школ отличается четкостью, конкретностью и существенным образом отличается от настоящего. В них содержатся самостоятельно разработанные новшества и инновационные идеи, прослеживается непрерывность и преемственность в развитии.

Прогностичность программы определяется экспертным путем на основе оценки целей и содержания концепции развития школы.

3. Реалистичность программы определяется ресурсной обеспеченностью. При ее оценке важно учитывать полноту всех видов ресурсов, необходимых для достижения поставленных в пpoгpaмме целей, а не только финансов. Особенно следует проанализировать такой ресурс, как время, которое отводится в планах на получение результатов. Если какие-либо виды ресурсов не запланированы iне предусмотрены специальные действия по их формированию, то программа может оказаться невыполнимой, что увеличит сроки ее реализации.

Реалистичность программы определяется при анализе качества планов, являющихся составной частью программы развития.

4. Рациональность программы. Поскольку способы решения проблем могут быть различны, рациональной является та программа, в которой запланированы наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения имеющихся ресурсов подходы. Их нахождение - задача творческая. Условием ее решения
является наличие у разработчиков программы пpедметных знаний, эрудиции, практического опыта, хорошей информированности, умения оценивать и выбирать наилучшие решения из возможных альтернатив. Этими же качествами должен обладать эксперт, который дает оценку рациональности принятых решений.

Рациональность программы оценивается на основе анализа целей, содержания концепции и планов действий.

5. Целостность программы. Это свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними. Долгосрочная программа содержит не одно, а множество инновационных решений. Одно из главных отличий хорошей программы от плана мероприятий - это полнота, согласованность по содержанию и скоординированность по времени тех действий, которые ею предусматриваются. В этом случае программа является целостной.

Оценка целостности программы производится на основе анализа как содержания концепции, так и планов ее реализации.

6. Контролируемость программы. Как уже отмечалось ранее, одно из назначений программы
быть средством контроля процесса движения к цели. Но это достигается лишь в том случае, когда в не промежуточные и конечные результаты определены конкретно и операционально, что позволяет осуществить процедуру сравнения.

Оценка контролируемости программы в основном осуществляется на основе анализа формулировок целей, детальности и конкретности планов реализации.

7. Чувствительность программы к сбоям. Как инструмент контроля, программа должна обнаруживать сбои в ходе ее реализации, к которым относятся ситуации несоответствия фактического положения дел запланированному. Очевидно, что чем более детализирована программа, т.е. чем меньше временные интервалы между соседними контрольными точками (промежуточными целями), тем чувствительность программы к сбоям выше. Чувствительность должна быть достаточной для того, чтобы в случае сбоя лицо, принимающее решение, имело достаточное время на принятие необходимых мер. Когда в программах развития школы напротив какого-либо мероприятия в графе «срок начала» и «срок окончания» стоит запись «в течение года», «в течение всего периода», а детальный план выполнения намеченных задач отсутствует, то это означает, что такая программа не позволяет проконтролировать процесс достижения результатов и, соответственно, предотвратить сбои.

Чувствительность программы к сбоям повышается при выделении «критического пути» ее реализации и промежуточных результатов на нем.



Чувствительность программы к сбоям оценивается при анализе планов.

Наличие программы, обладающей перечисленными свойствами, дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата. Не менее важно, чтобы благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимали, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.

Помимо целостной оценки программы развития школы по перечисленным выше критериям, ее оценивание должно проводиться с точки зрения полноты структуры программы, взаимосвязи и преемственности разделов, а также качеств каждого из структурных элементов.

Оценка структурных элементов программы

1. Оценка результатов проблемно-ориентированного анализа работы школы

Главная задача проблемно-ориентированного анализа при разработке программы развития школы состоит в том, чтобы:


  1. выделить максимально полный перечень проблем развития;

  2. оценить степень их влияния на те характеристики образовательной системы, которые должны быть в итоге изменены (значимость);

  3. оценить степень рассогласования с требуемым уровнем (острота);

  4. определить возможность устранения проблемы.

На этой основе формируется ранжированный по степени актуальности список проблем и выделяются основные проблемы, на устранение которых направлена программа.

Поскольку методика проблемно ориентированного анализа предполагает движение от характеристики результатов деятельности образовательной системы к характеристикам образовательного процесса, определяющим этот результат, и к условиям деятельности системы, влияющим на то или иное качество образовательных процессов, то основная трудность при проведении анализа состоит в выборе параметров и конкретных показателей, характеризующих результаты деятельности школы, сами образовательные процессы и существующие для них условия. Однако проблемы должны быть выявлены во всех этих элементах школьной системы.

По итогам анализа необходимо получить ответ на вопрос «Что требуется изменить в структуре и характеристиках образовательных процессов, а также в условиях их реализации в школе, чтобы улучшить значение выбранных проблемных характеристик образовательных результатов?».

Чтобы результаты проблемно-ориентированного анализа позволяли разработать обоснованные стратегию и цели изменений в системе, они должны удовлетворять ряду требований. Проблемы выявлены качественно, если они обладают прогностичностью, обоснованностью, полнотой, конкретностью (операциональностью) и структурированностью.

Анализ проблем должен быть прогностичным. Это означает, что требования к образовательным процессам и результатам работы образовательной системы должны предъявляться не только исходя из сегодняшней образовательной ситуации, но и ее прогнозируемого изменения в будущем.

Обоснованием проблем могут выступать расчеты, данные мониторинга, научные теоретические концепции и положения, данные исследований «широкой» практики и практики работы конкретной школы. В оценках этого параметра можно исходить из четырех уровней обоснованности (при движении от минимального к максимальному) - интуитивного; эмпирического как личного опыта; эмпирического как чужого опыта; теоретически обобщенного.



Полнота выявления проблем зависит от системности анализа и характеризуется тем, насколько охвачены все основные элементы школы как системы - результаты ее деятельности, образовательный процесс, условия его протекания, система управления, возможно, отдельные ступени общего образования.

Все проблемы должны быть определены операционально или конкретно. Чтобы определить проблему операционально, нужно:



  1. иметь однозначные показатели, измерители;

  1. задать количественную или качественную шкалу, позволяющую проводить оценку;

  2. определить критерии, позволяющие относить
    эти оценки к тому или иному уровню.

Например, если проблема формулируется как «недостаточно развитое методическое обеспечение новых образовательных программ» и при этом не дана шкала уровней развития методического обеспечения, то такая формулировка не может быть оценена как операциональная. Она свидетельствует лишь об области существования проблемы, но не о степени ее остроты.

Анализ и проблемы должны быть хорошо структурированы, т.е. представлены таким образом, чтобы прослеживались причинно-следственные связи между проблемами, их иерархия. Неструктурированный анализ является «месивом» проблем и не позволяет точно определить, что явилось первопричиной отрицательных результатов.



2. Оценка целей развития школы

Цель - это образ будущей системы, соотнесенный с потребностью и возможностью ее реализации. Цель представляет собой конкретный, охарактеризованный качественно, а где возможно, то и количественно образ желаемого (ожидаемого) результата, который реально достичь к определенному времени. Желаемый результат может быть не только целью, но и фантазией, мечтой или намерением. Он становится целью, если:



  1. в содержательном отношении он максимально соответствует потребностям и обладает побудительной силой для субъекта деятельности;

  1. есть возможности для его получения;

  2. определены сроки для его получения;

  1. задан операционально, т.е. таким образом, чтобы его достижение можно было измерить.

Эти требования можно считать показателями качественно поставленных целей и использовать их для проведения экспертизы.

Качество постановки целей оценивается по следующим показателям:



  1. актуальность цели как ее соответствие потребностям развития школы, выявленным проблемам;

  2. реалистичность цели с точки зрения наличия возможностей для ее реализации (с учетом всех
    видов ресурсов);

  1. определенность цели во времени;

  1. конкретность или операциональность формулирования цели.

Оценка целей в программе развития неразрывно связана с экспертизой качества анализа и плана. Анализ указывает на степень обоснованности поставленных целей, а план работ позволяет установить, насколько они реалистичны с точки зрения достаточности ресурсов и времени, которое отведено на их реализацию. Поэтому правильнее оценивать качество постановки целей после завершения анализа плана. Если ожидаемые результаты подкрепляются качественно выполненным обоснованным анализом и реалистичными, детально проработанными, контролируемыми и чувствительными к сбоям планами их достижения, то они являются качественно сформулированными целями.

3. Оценка концепции развития школы

Концепция развития школы как раздел программы должна содержать перечень новых идей, реализации которых и приведет к развитию школы. Следует отметить, что далеко не всякая программа развития предусматривает полную смену концепции существующей педагогической системы. Нередко в нее вносятся только частичные изменения. Однако в любом случае концептуальный проект новой школы должен быть:



  1. актуальным, т.е. способным обеспечить новые результаты деятельности школы;

  2. реалистичным, т.е. соответствовать имеющимся или прогнозируемым возможностям школы;

  3. системным (целостным), т.е. определять необходимый и достаточный состав компонентов, из которых будет состоять новая система функционирования школы.

Новшества, представленные в концепции, должны как можно более полно раскрыть педагогическую систему школы в целом и по ступеням образования в частности:

  1. учебный план;

  2. новые (или модифицированные) учебные программы;

• формы организации образовательного процесса;

  1. технологии, методики, методы, способы обучения, воспитания, развития и социализации учащихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;

  2. характеристика нового содержания обучения организации внеурочной, внеклассной, внешкольной воспитательной работы и др.;

  3. изменения, которые предполагается провести в системе управления школой (новая организационная структура, изменения в функционалах администрации, внедрение новых технологий, в том числе информационных и т.д.).

4. Оценка плана действий по реализации программы развития школы

План - это совокупность действий, необходимы и достаточных для достижения цели, распределенных в пространстве, во времени, а также между исполнителями.

Стадия планирования является центральной в процессе разработки программы развития. Именно здесь определяется конкретное содержание работ, их результаты, сроки, ресурсы, а, следовательно, закладывается большинство дефектов целевых программ. Для того, чтобы эти дефекты можно было избежать, операциональный план действий необходимо построить как модель всего процесса изменений, отражая последовательность перехода к качественно иным характеристикам образовательной системы. Кроме того, именно на основе плана будет осуществляться управление реализацией целевой программы, контролироваться ход работ. Поэтому эта «модель процесса изменений» должна отвечать требованиям:



  1. полноты состава действий (план должен содержать все необходимые и достаточные для достижения поставленных целей действия);

  2. целостности, координированности (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам);

  3. сбалансированности по всем ресурсам
    (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, финансовым);

  4. контролируемости (промежуточные цели должны быть определены так, чтобы можно было установить, достигнуты они или нет);

  5. чувствительности к сбоям (что состоит в возможности своевременно выявлять и устранять сбои в реализации намеченного);

  6. реалистичности плана с точки зрения сроков его реализации (достаточности времени на выполнение запланированных действий и коррекции плана);

  7. рациональной степени детализации (рациональной для каждого вида планирования степени обобщенности и конкретности запланированной деятельности).

Наиболее удобной для реализации и оценки является такая форма плана, которая представляет собой таблицу, содержащую информацию по шести основным позициям любого плана:

  1. что должно быть сделано (содержание запланированных мер и их результат);

  2. где (четкое указание на подсистему школы);

  3. когда (сроки начала и окончания работ);

  4. кем (ответственный за результат);

  5. как (особые требования, ограничения);

сколько необходимо ресурсов.
Качественно составленный план содержит ответы на все эти вопросы.

5. Оценка ресурсной обеспеченности программы развития

Среди основных видов ресурсов, требующихся для программы развития школы, обычно выделяют материально-технические, кадровые, финансовые, информационные и научно-методические. По каждому из этих видов ресурсов в процессе планирования:

• определяется общая потребность в ресурсе;


  1. оценивается объем уже имеющихся ресурсов;

  2. определяется потребность в дополнительных ресурсах и источниках их покрытия.

Конкретные методики расчетов зависят от вида ресурсов.

Практика разработки целевых программ в сфере образования показывает, что этот этап в полном объеме обычно не выполняется. Чаще всего в программах указывается только финансовое обеспечение, причем не по всем пунктам. Обычно разработчики программ исходят из более или менее достоверного представления о возможном финансировании, т.е. о том, сколько денег они могут запросить. Они «раскидывают» эту сумму на отдельные подпрограммы и мероприятия. При этом реальные расчеты стоимости мероприятий попросту отсутствуют, а значит, и нет обоснованного представления о «цене программы». Это является существенным дефектом программ развития школы.

Оценка данного раздела может осуществлять с позиций полноты учета ресурсов для реализации программы (планирования всех видов ресурсов), а также обоснованности их запланированных объемов. Оценку степени обоснованности можно проводить с использованием тех же уровней, которые указаны в разделе 5.1.

6. Оценка механизма управления реализацией программы развития

В программах развития школ раздел, посвященный описанию системы управления ее реализацией, обычно отсутствует. В то же время он является абсолютно необходимым, так как важнейшими функциями программы, о которых шла речь выше, является контроль движения к намеченным целям развития и коррекция действий в зависимости от изменения внутренних и внешних условий. Они обеспечиваются определенными механизмами управления.

Данный раздел программы должен включать описания:


  1. полного состава функций управления программой (какие именно действия должны выполняться в рамках управления программой);

  2. организационной структуры управления ( кто является руководителем всей программы, кто руководит отдельными подпрограммами, кто является ответственными исполнителями по отдельным проектам и результатам, какие целевые группы и в каком составе организованы, кому подчиняются те или иные участники реализации программы, распределение полномочий по принятию решений);

  3. схемы движения потоков информации о программе;

а также характеристику документооборота (требования к перечню и содержанию основных документов, оформляющих принятие управленческих решений по программе).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Лист оценки программы развития программ развития ОУ Петровского муниципального района

Формальные признаки: «+» б/з замечаний; «-» имеются недочеты

Параметры

ОУ, №

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Реквизиты (согласование, утверждение, + прошито, пронумеровано, наличие содержания)





























































Сроки реализации





























































Наличие паспорта программы





























































Заказчики и исполнители (указать)





























































Объемы и источники финансирования





























































Содержательное соответствие программы Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации





























































Информация об исходном состоянии школы( выявить и зафиксировать достигнутый уровень развития школы как педагогической системы, место школы в муниципальной системе образования (то есть, в большей системе), актуальные проблемы дальнейшего развития образовательного учреждения)





























































Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного учреждения, в котором обосновывается выделение определенного
перечня проблем развития к началу разработки программы.





























































Проблема, на решение которой направлена программа развития. Актуальность решаемых общеобразовательным учреждением проблем.





























































Новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы.





























































Ключевые понятия, которые должны быть представлены и раскрыты в программе развития





























































Концепция (концептуальный проект) новой школы, концепция развития общеобразовательного учреждения в планируемый период образ (проект) обновленной школы, интегрирующий всю совокупность новшеств, которые предполагается ввести в образовательную систему школы.





























































Стратегия развития общеобразовательным учреждением, стратегический план перехода к новой школе, который содержит описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений, необходимых для обновления школы в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам.





























































Цели, которые ставит ОУ, и задачи, которые необходимо решить, ожидаемые результаты изменений . Значимость целей для развития данного ОУ. Направленность задач на достижение цели. Инновационные образовательные программы, используемые общеобразовательным учреждением по достижению поставленных целей





























































План реализации действий, необходимых для перевода образовательного учреждения в состояние развития обеспечивающий получение нужных результатов.





























































Инновационные проекты осуществления частных изменений





























































Ресурсное обеспечение программы (кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые и др.)





























































Организационный механизм управления программой





























































Наличие в программе:


























































Мер по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста;


























































Переход на новые образовательные стандарты. Поэтапное внедрение федерального государственного стандарта общего образования.

Наличие основных образовательных программ начального общего образования.




























































Система поддержки талантливых детей, внедрение моделей взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.


























































Совершенствование учительского корпуса.


























































Применение технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода (информационно-коммуникационных, проектных и др.).


























































Внедрение механизмов интеграции общего и дополнительного образования;

расширение программ дополнительного образования.




























































Внедрение эффективных форм организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;


























































Система мер по здоровьесбержению обучающихся.


























































Обоснование наличия необходимых возможностей: кадровых, научно-методических, материально-технических, финансовых и др.


























































Повышение квалификации педагогических работников, обеспечивающее непрерывность и адресный подход к повышению квалификации.


























































Распространение отработанных в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования моделей взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование и удовлетворение образовательных потребностей обучающихся посредством оптимального распределения ресурсов (кадровых, информационно-методических, материально-технических и др.)


























































Механизмы по развитию самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, расширению источников и объема внебюджетного финансирования;


























































Механизмов осуществления государственно-общественного управления
















+








































Описание путей решения определенных ОУ задач в рамках бюджета и времени, отводимого на это


























































Переход на электронный школьный документооборот, обеспечивающий снижение административной нагрузки на общеобразовательный учреждения


























































Критерии оценки эффективности реализации программа

























































Эксперт: ______________________ / /



подпись Ф,И.О.


скачать


Смотрите также:
Муниципальное казенное учреждение «методический центр петровского муниципального района ставропольского края»
343.94kb.
На Совете руководителей образовательных учреждений Петровского муниципального района Ставропольского края
62.42kb.
Сведения о представительном органе муниципального образования село Гофицкое Петровского района Ставропольского края
168.18kb.
Самообследование деятельности муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 имени Николая Кузьмича Калашникова с. Высоцкое Петровского района Ставропольского края за 2010-2013 уч гг
621.39kb.
Муниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района Саратовской области Муниципальное учреждение «Методический кабинет»
16.21kb.
Должность руководителя
61.14kb.
Муниципаль районынын
34.63kb.
Образовательная программа дошкольного образования
1390.79kb.
Отдел образования администрации Грачевского муниципального района
63.16kb.
Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации муниципального района ишимбайский район республики башкортостан
785.92kb.
Муниципальное учреждение управление образования администрации муниципального образования Каневского района Краснодарского края Районный информационно-методический центр
601.62kb.
Муниципального образования «город бугуруслан» муниципальное казённое учреждение «информационно-методический центр» приоритетный национальный проект «образование»
829.77kb.