Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕОТНАЯ

ШКОЛА


Адаптированная.

Срок реализации программы 4 года,

Возраст воспитанников 6-10 лет

с. Новое Село
2012

ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с

районным требованиями к

методическим объединением минимуму содержания и уровню

подготовки школьников по

дополнительному образованию

«Цветоводство»
Директор школы

Председатель РМО ______________З.Г.Турышева

_______/_______________/ «_____»________2012г

«_____»________2012г










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отношение к делу и окружающей действительности.

На занятиях кружка «Цветоводство» преобладающим видом деятельности является практическая работа. Воспитанники приобщаются к научным способам познания мира, осуществляется наблюдение за природными явлениями, ставятся простейшие опыты. Прививается учащимся интерес и любовь к природе и окружающей среде; углубление их знаний по основам наук – ботанике, экологии, химии и др.; вооружение их знаниями, практическими умениями и навыками по изучению и охране природы; изучению комнатных и декоративных растений; условий их жизни, роста и размножения; помогает понять значение растений в жизни человека.

Работа учащихся в кружке способствует развитию самодеятельности и инициативы, повышений интереса к исследованиям, воспитанию у учащихся культуры труда.

В целях укрепления интереса детей проводятся различные игры, конкурсы рисунков, выставки поделок, чтение научно-познавательной литературы и т.п.



Актуальность программы в том, что:

- занятия вовлекают детей в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы дети получали от этого радость и чтобы у них формировалось положительное отношение к себе и своему окружению. Занятия приближают детей к окружающему миру и к пониманию их собственных сложных взаимосвязей с природой;

- при проведении занятий идет поиск и поддержка учащихся, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе;

- устанавливаются творческие контакты между педагогами школ, учреждениями дополнительного образования, учеными вузов, специалистами министерств и природоохраняемых территорий по решению проблем изучения и сохранения окружающей среды.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: Формирование экологической культуры и познание красоты природы через мир цветов и бережного отношения к природе.
В процессе достижения поставленной цели решается комплекс взаимосвязанных задач:
Задачи:

-познакомить учащихся с разнообразными видами растений, с условиями ухода и выращивания растений, закрепить знания детей по общему курсу ботаники и общей биологии;

- способствовать формированию ответственного отношения к природе: попутное решение вопросов экологического воспитания (взаимосвязи между растениями и живой и неживой природой); воспитание эстетических чувств детей.

- развитие у учащихся самостоятельности и познавательной активности в работе с растениями, природным материалом, а также с научно-познавательной литературой.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

- принцип обучения дает возможность постепенного введения обучающегося в мир живой и неживой природы;

- принцип индивидуального подхода к обучающимся предусматривает отношение между педагогом и обучающимся, подбор индивидуальных практических (исследовательских) заданий;

- принцип систематизации навыков обучающихся основан на получении от педагога знания, умения и навыков в области цветоводства, их применения на практике, что способствует повышению знаний, наблюдательности.


При составлении образовательной программы творческого объединения «Цветоводство» были использованы программы Севостьянова В.С. «Программа экологической школы «Дикая природа», Уткиной О.А. «Программа занятий «Экспериментального биологического общества», Бац Т.А. «Природа и фантазия», Местюковой М.Н. «Цветоводство».

ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Данная программа разработана для детей 2 возрастных групп: дети 6-7 лет и 7-10 лет - школьники начальной школы.

Обучение в кружке происходит поэтапно, в соответствии с уровнем развития. На начальном этапе обучения занятия кружка посещают все школьники из первого и второго класса. При переходе детей к 3-4 году обучения происходит «естественный отбор» детей, т.е. уже занимаются в кружке те дети, у которых есть желание, наблюдательность и определенный уровень знаний.

Программа рассчитана на 4 года обучения: подготовительный этап (2 года), 3-й год обучения и 4-й год обучения.



Подготовительный этап- это первая ступень развивающего развития детей, он вписывается в образовательную программу, как интегрированный курс экологического воспитания детей .

Программа подготовительного этапа обучения рассчитана на 72 часа за два года, занятия проходят по 1 часу, 1 раз в неделю.

Для подготовительного этапа тематический план разрабатывался с учетом программ дошкольного образования.

Программа 3 года обучения рассчитана на 72 часа в год, занятия проходят по 1 часу, 2 раза в неделю. Обучаемые знакомятся с основными особенностями однолетних цветочно-декоративных растений, способами ухода за ними, учатся выращивать рассаду, наглядно оформлять материалы экскурсий, приобщаются к ведению дневника наблюдений за фенологическими изменениями в природе.

Программа 4 года обучения рассчитана на 108 часов в год, занятия проходят по 1 часу, 3 раза в неделю. Обучаемые знакомятся с основными особенностями многолетних цветочно-декоративных растений, способами ухода за ними, учатся оформлять цветники, овладевают основными навыками и умениями размножения многолетников, изготавливают гербарии и наглядные пособия.
Формы реализации программы.

Формы работы с детьми предлагаются различные : теоретические, практические занятия, работа с литературой, конкурсы, праздники, викторины, экскурсии. Особое внимание при проведении экскурсии, уделяется вопросам охраны природы, правилам поведения в ней.

Качество знаний, умений, навыков кружковцев контролируется на основе тестирования, оценивается по качеству практических работ, а также творческих работ, представленных на отчетной выставке.

Форма занятий в кружке – групповая и индивидуальная. Вид группы- профильный, состав - постоянный. При наборе группы соблюдается принцип добровольности



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
(подготовительный этап)



п/п


Темы занятий



Всего

часов


В том числе


Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

4

2

2

2.

Календарь природы. Фенологические наблюдения.

8

3

5

3.

«Азбука природы»

8

3

5

4.

«Наш друг-лес»

8

3

5

5.

«И придет лес»

8

3

5

6.

«Огород круглый год»

8

3

5

7.

«Витамины вокруг нас»

8

4

4

8.

«Сад на подоконнике»

8

3

5

9.

«Аптека на грядке»

8

4

4

10.

Итоговое занятие

4

2

2




ИТОГО:

72

30

42



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

(подготовительный этап)
Тема 1. Вводное занятие. 4ч.

Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с видами общественно-полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Организационное собрание кружка.

Экскурсия на учебно-опытный участок, в «Зимний сад». Участие в «Празднике сбора урожая».
Тема 2. «Календарь природы». 8 ч.

Методы проведения фенологических наблюдений.

Практическая работа. Проведение простейших фенологических наблюдений. Ведение дневника наблюдений.
Тема 3. «Азбука природы». 8 ч.

Значение лекарственных растений в жизни человека. Лекарственные растения нашего края. Правила сбора и сушки лекарственных растений.

Практическая работа. Сбор и сушка лекарственных растений. Заготовка гербарного материала. Экскурсия на лесную поляну, на учебно-опытный участок в отдел лекарственных трав.
Тема 4. «Наш друг- лес». 8 ч.

Значение леса в жизни человека и животных. Правила поведения в лесу. Тайна зеленого листа. Лечебные свойства деревьев и кустарников нашей местности.

Практическая работа. Сбор и сортировка флористического материала. Оформление аппликаций из природного материала. Оформление гербарного материала.
Тема 5. «И придет лес». 8 ч.

Значение комнатных растений для человека. Виды комнатных растений. Условия существования растений в комнате (освещенность, температура, вода и влажность воздуха). Вредители комнатных растений. Экскурсия в «Зимний сад», в теплицу.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.
Тема 6. «Огород круглый год». 8 ч.

Свет, вода, тепло- когда они благо и когда зло. Земляные смеси для выращивания растений. Зеленые культуры (укроп, петрушка, лук, чеснок, томаты.)

Практическая работа. Приготовление почвенных смесей. Обработка семян перед посевом. Посев семян. Наблюдение за ростом и развитием растений.
Тема 7. «Витамины вокруг нас». 8 ч.

Значение витаминов в жизни человека и животных. Целебные свойства растений. Важнейшие «витаминные» растения.

Практическая работа. Работа с гербарным материалом «Лекарственные растения». Приготовление витаминных напитков.
Тема 8. «Сад на подоконнике». 8 ч.

Эколого-биологическая характеристика комнатных растений. Их развитие в условиях помещения. Размещение комнатных растений.

Практическая работа. Группировка растений по отношению к температуре, свету. Размножение комнатных растений стеблевыми черенками, листовыми пластинками, клубеньками.

Тема 9. «Аптека на грядке». 8 ч.

Значение учебно-опытного участка. Виды овощных растений, выращенных на УОУ. Аптека на грядке для человека и животных. Выращивание рассады.

Практическая работа. Обработка семян перед посадкой. Определение всхожести семян. Посев семян. Уход за рассадой.
Тема 10. Итоговое занятие. 4ч.

Подведение итогов работы кружка за год. Проверка дневников.

Практическая работа. Проведение праздника «Фестиваль цветов». Экскурсии в лес, в парк.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО

ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

За подготовительный этап обучения учащиеся должны знать:

- методы проведения фенологических наблюдений;

- значение лекарственных растений в жизни человека;

- правила сбора и сушки лекарственных растений;

- значение леса в жизни человека и животных;

- правила поведения в лесу;

- лечебные свойства деревьев и кустарников нашей местности;

- значение комнатных растений для человека;

- виды комнатных растений;

- условия существования растений в комнате (освещенность, температура, вода и влажность воздуха);

- вредителей комнатных растений;

- земляные смеси для выращивания растений;

- правила приготовление почвенных смесей;

- правила обработки семян перед посевом, правила посева семян.

- значение витаминов в жизни человека и животных;

- эколого-биологическая характеристика комнатных растений;

- способы размножение комнатных растений;

- значение учебно-опытного участка;

- виды овощных растений, выращенных на УОУ.



Уметь:

- проводить простейшие фенологические наблюдения;

- вести дневник наблюдений;

- собирать и сушить лекарственные растения:

- заготавливать гербарный материал;

- ухаживать за комнатными растениями;

- приготавливать почвенные смеси;

- обрабатывать семена перед посевом;

- сеять семена;

- приготавливать витаминные напитки;

- размещать комнатные растения;

- размножать комнатные растения стеблевыми черенками, листовыми пластинками, клубеньками;

- выращивать рассаду;

- ухаживать за рассадой.
В течение года для учащихся проводятся экскурсии, учащиеся принимают активное участие в массовых мероприятиях, выставках муниципального и республиканского уровня.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

(3-й год обучения)

п/п


Темы занятий

Всего

часов


В том числе

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека

3

1

2

3.

Биологические особенности однолетних цве­точно-декоративных растений.

3

1

2

4.

Составление букетов

3

1

2

5.

Календарь природы. Фенологические наблюдения

3

1

2

6.

Биологические особенности комнатных расте­ний

3

1

2

7.

Уход за комнатными растениями

4

1

3

8.

Насекомые — вредители комнатных растений и борьба с ними

3

1

2

9.

Семена однолетников и подготовка их к по­севу

3

1

2

10.

Подготовка к опытнической работе

3

1

2

11.

Питание комнатных растений из почвы и их подкормка

4

1

3

12.

Вегетативное размножение комнатных расте­ний (размножение черенками

4

1

3

13.

Выращивание рассады однолетников

5

1

4

14.

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения

4

1

3

15.

Выращивание цветочно-декоративных расте­ний посевом семян в грунт

4

1

3

16.

Высадка рассады, выращенной в теплице и парниках

4

1

3

17.

Сорные растения

3

1

2

18.

Весенние работы на УОУ

3

1

2

19.

Проведение массовых мероприятий

5




5

20.

Сбор и хранение семян

3

1

2

21.

Подведение итогов опытнической работы

3

3







Итого:

72

16

56


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

(3-й год обучения)

Тема 1. Вводное занятие. 2ч.

Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка. Организационное собрание кружка.

Экскурсия в ДЭЦ, на УОУ. Участие в школьном Празднике сбора урожая.
Тема 2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни че­ловека. 3 ч.

Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно - декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения. Беседа со специалистами, учеными о значении зеленых насаждений в жизни человека, в народном хозяйстве нашей страны.


Тема 3. Биологические особенности однолетних цветочно-декора­тивных растений. 3 ч.

Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности.

Практические работы. Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений; пересадка цветущих растений в горшки. Изготовление наглядных пособий; гербария и коллекций семян однолетников.
Тема 4. Составление букетов.3 ч.

Правила срезки цветов , уход за срезанными цветами ,соблюдение совместимости срезанных цветов .Составление букета.

Практическая работа. Срезка цветов, уход за срезанными цветами, составление букета.

Тема 5. Календарь природы. Фенологические наблюдения. 3ч.

Методы проведения фенологических наблюдений.

Практическая работа. Проведение простейших фенологических наблюдений. Ведение дневника наблюдений.
Тема 6. Биологические особенности комнатных растений. 3ч.

Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.

Практические работы. Знакомство с комнатными растениями; паспортизация растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству.
Тема 7. Уход за комнатными растениями. 4ч.

Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей. Определение необходимости перевалки и пере­садки растений, проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.
Тема 8. Насекомые - вредители комнатных растений и борьба с ними. 3ч.

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Меры борьбы с вредителями (с учетом их биологических особенностей).

Практические работы. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых, обмывание листьев И стеблей. Знакомство с устройством опрыскивателя. Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.
Тема 9. Семена однолетников и подготовка их к посеву. 3ч.

Условия, необходимые для прорастания семян однолетников. Способы их


подготовки к посеву.

Практические работы. Знакомство с семенами однолетников: очистка, определение всхожести семян, намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. Наблюдения за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий (коллекций семян однолетников).



Тема 10. Подготовка к опытнической работе. 3ч.

Обсуждение и распределение тем опытов между членами кружка. Разработка планов проведения опытов. Оформление записей в дневнике.



Тема 11. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка. 4ч.

Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практические работы. Распознавание минеральных удобрений. Составление календаря подкормки комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок. Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Тема 12. Вегетативное размножение комнатных растений. 4 ч.

Значение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками. Условия, необходимые для окоренения черенков. Правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.

Практические работы. Заготовка песка, земли. Подготовка ящиков для посадки. Черенкование комнатных растений. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой и влажностью помещения, посадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.
Тема 13. Выращивание рассады однолетников. 5ч.

Условия, необходимые для выращивания рассады в теплице, парниках.

Практические работы. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева. Посев семян. Написание и установка этикеток на ящиках. Уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Наблюдение за появлением всходов, ростом и развитием растений. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рас­сады.
Тема 14. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения. 4ч.

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.

Практические работы. Внесение удобрений. Перекопка почвы и разбивка участка. Работа со справочной литературой.
Тема 15. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. 4ч.

Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян. Уход за посевами.

Практические работы. Выбор участка для грунтового посева семян однолетников. Подготовка почвы. Разбивка делянок. Посев семян. Уход за посевами. Наблюдение за их всходами, пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений.
Тема 16.Высадка рассады в грунт. 4ч.

Агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практические работы. Распределение клумб, грядок. Подготовка почвы. Подготовка рассады и высадка ее в грунт, уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.
Тема 17. Сорные растения. 3 ч.

Происхождение сорных растений и места их распространения. Приспособления к жизни рядом с культурными растениями. Наиболее распространенные сорные растения. Распознавание их по внешнему виду. Распространение семян. Вред сорняков и меры борьбы с ними.

Практическая работа. Знакомство с сорной растительностью данной местности. Удаление сорняков с делянок, клумб. Сбор образцов сорных растений для гербария. Наблюдения за появлением сорняков на участке.
Тема 18. Весенние работы на УОУ. 3ч.

Высадка растений на территории школы. Правила ухода за посаженными растениями. Наблюдение за ростом и развитием растений. Экскурсии в лес, парк, родник.


Тема 19. Проведение массовых мероприятий. 5ч.

Проведение «Праздника сбора урожая», «Осенних посиделок», «Мастерской Деда Мороза», «Фестиваля цветов», «Путешествия с комнатными цветами» и др.



Тема 20. Сбор и хранение семян. 3ч.

Преимущества семян, полученных от растений, выращенных в местных условиях. Признаки созревания плодов и семян. Правила их сбора. Правила сушки и хранения семян.

Практические работы. Сбор семян растений, отобранных на семенники. Сбор и сушка плодов; очистка семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников. Проведение опытов по влиянию прищипки, удалению части соцветий на сроки созревания плодов и семян однолетников.
Тема 21. Подведение итогов опытнической работы. 3ч.

Учет результатов опытов. Оформление записей в дневниках. Изготовление наглядных пособий.




РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

За третий год обучения учащиеся должны знать:

- основные особенности однолетних цветочно-декоративных растений;

- значение однолетних цветочно-декоративных растений в жизни человека;

- основных представителей однолетних цветочно-декоративных растений;

- правила ухода за однолетними цветочно-декоративными растениями;

- биологические особенности комнатных растений;

- насекомых-вредителей комнатных растений;

- способы размножения однолетних цветочно-декоративных растений;

- сорные растения;

- правила поведения в природе;

- правила оформления материалов экскурсий;

- правила проведения и оформления опытнической работы.

Уметь:

- определять основных представителей однолетних цветочно-декоративных растений;

- ухаживать за однолетними цветочно-декоративными растениями;

- составлять букеты из однолетних цветочно-декоративных растений;

- вести дневник наблюдений за фенологическими изменениями в природе;

- бороться с насекомыми-вредителями;

- подготавливать почву под цветочно-декоративные растения;

- выращивать рассаду;

- наглядно оформлять материалы экскурсий;

- правильно проводить и оформлять опытническую работу;


В течение года учащиеся принимают активное участие в массовых мероприятиях, выставках муниципального и республиканского уровня.

Тематический план работы кружка

(4-й год обучения)



п/п


Темы занятий

Всего

часов


В том числе

теор.

практ.

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений

5

1

4

3

Фитонцидные свойства растений

4

1

3

4

Подготовка многолетников к выгонке

5

1

4

5

Биологические особенности декоративных деревьев и кустарников

5

1

4

6

Осенние работы на УОУ

6

1

5

7

Озеленение школьного учебно-опытного участка

6

1

5

8

Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений

7

1

6

9

Семенное размножение комнатных растений

7

1

6

10

Подготовка к опытнической работе

6

1

5

11

Вегетативное размножение комнатных растений

6

1

5

12

Весенние работы на участке цветоводства

6

1

5

13

Размножение декоративных деревьев и кустарников ­

5

1

4

14

Вегетативное размножение многолетников

5

1

4

15

Выращивание многолетников из семян

5

1

4

16

Оформление цветников

6

1

4

17

Дикорастущие цветочно-декоративные растения

6

1

5

18

Изготовление гербария и наглядных пособий

6

1

5

19

Подведение итогов опытнической работы

2




2

20

Проведение массовых мероприятий

7




7

21

Итоговое занятие

1




1




Итого:

108

16

92


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

(4-й год обучения)
Тема 1. Вводное занятие. 2ч.

Набор кружковцев. Ознакомление с планом работы кружка. организационное собрание кружка. Экскурсии по ДЭЦ, по УОУ, в лес, в парк.


Тема 2. Биологические особенности многолетних цветочно-декора­тивных растений. 5ч.

Многолетние цветочно-декоративные растения; их биологические особенности. Преимущества многолетников перед однолетниками. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.

Практические работы. Описание разных видов многолетников. Оценка и отбор лучших экземпляров на семена. Сбор семян этих растений. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и других луковичных. Выкапывание и уборка клубней георгинов, корневищ канн, клубнелуковиц гладиолусов. Сбор семян много­летников. Посев семян флоксов. Уход за многолетниками. Наблюдения за осенним цветением многолетников. Изготовление наглядных пособий: гербария цветочных растений, засушенных цветков, альбомов с рисунками цветков, коллекций семян многолетников и др.

Экскурсия на осеннюю выставку цветов в парк, цветочно-декоративное хозяйство, на участок любителя-цветовода.


Тема 3. Фитонцидные свойства растений. 4ч.

Способность зеленых растений выделять фитонциды. Значение фитонцидов в борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды.

Практическая работа. Определение растений- фитонцидов. Постановка простейших опытов по борьбе с болезнетворными микроорганизмами человека, животных и растений.
Тема 4. Подготовка многолетников к выгонке. 5ч.

Грунтовые цветочно-декоративные растения, используемые для выгонки, значение выгонки. Время посадки луковиц и высадки растений из грунта в горшки. Условия содержания растений до выгонки.

Практические работы. Выбор растений многолетников для выгонки. Выкапывание растений' из грунта. Посадка их в горшки и прикопка на грядку. Изучение строения луковиц различных растений. Посадка луковиц в горшки. Внесение посаженных растений в помещение с пониженной температурой. Уход за растениями. Наблюдения за состоянием растений, подготовляемых к выгонке.
Тема 5. Биологические особенности декоративных деревьев и кустарников.5ч.

Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности. Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород

Практические работы. Ознакомление-с декоративными деревьями и кустарниками. Сбор, хранение, стратификация семян. Закладка питомника древесных и кустарниковых растении. Наблюдения за осенними фазами развития декоративных деревьев и кустарников, за погодой. Изготовление наглядных пособий: гербариев, коллекций плодов и семян декоративных деревьев и кустарников.

Экскурсия в ботанический сад, парк, хозяйство зеленого строительства. Ознакомление с декоративными деревьями и кустарниками; беседа со специалистами о выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников, об уходе за зелеными насаждениями.


Тема 6. Осенние работы на УОУ 6ч.

Участие в посадке деревьев и кустарников вдоль дорог.



Тема 7. Озеленение школьного учебно-опытного участка. 6ч.

Типы оформления участков цветочно-декоративными растениями. Со­четание многолетников и однолетников в различных типах оформлений. Беседа со специалистами, цветоводами-декораторами; ознакомление с проектами озеленения, с принципами составления планов озеленения участков.

Практические работы. Составление плана озеленения участка. Подбор деревьев, кустарников и цветочно-декоративных растений. Подсчет необходимого количества посадочного материала и семян для озеленения. Наблюдения за погодой.
Тема 8. Выгонка многолетних цветочно-декоративных растений. 7ч.
Биологическое обоснование получения цветущих растений зимой. Особенности ухода за выгоночными растениями.

Практические работы. Уход за выгоночными растениями. Наблюдения за ростом и цветением выгоночных растений.


Тема 9. Семенное размножение комнатных растений. 7ч.

Комнатные растения, размножаемые семенами. Способы подготовки семян к посеву. Особенности посева мелких семян. Уход за посевами. Биологическое обоснование пикировки. Правила пересадки растений. Условия, необходимые для роста и развития растений.

Практические работы. Подготовка семян к посеву. Подготовка горшков и ящиков и посев семян. Уход за посевами; пикировка. Пересадка рассады в отдельные горшочки. Уход за растениями. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений.
Тема 10. Подготовка к опытнической работе. 6ч.

Обсуждение и распределение тем опытов между кружковцами; разработка планов проведения опытов; оформление записей в дневнике.


Тема11. Вегетативное размножение комнатных растений. 6ч.

Биологические основы вегетативного размножения комнатных растений.


Растения, размножающиеся делением куста и корневищами, усами, клубнями, прививкой. Техника и сроки вегетативного размножения комнатных растений. Условия, необходимые для окоренения листьев, отводков.

Практические работы. Заготовка земли. Размножение комнатных растений делением кустов и корневищ, усами, клубнями, луковицами, отводками, прививкой, окоренением листьев. Уход за растениями. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.


Тема 12. Весенние работы на УОУ. 6ч.

Виды весенних работ по уходу за многолетниками, кустарниками и деревьями, их биологическое обоснование. Требования к срокам и качеству их выполнения.

Практические работы. Перенесение плана озеленения па учебно-опытный участок; разбивка клумб, рабаток, отбивка дорожек. Подготовка и посадка деревьев, кустарников, многолетников, обрезка деревьев и кустарников, рыхление почвы, борьба с сорняками и подготовка растений. Наблюдения за ростом и развитием подопытных растений, за погодой.

Тема 13. Размножение декоративных деревьев и кустарников. 5ч.

Способы размножения декоративных деревьев и кустарников. Значение семенного и вегетативного размножения. Сроки и техника проведения работ по семенному и вегетативному размножению.

Практические работы. Обработка почвы и внесение удобрений в питомнике древесных и кустарниковых растений. Посев семян. Заготовка и посадка черенков деревьев и кустарников. Прививка сирени и других растений. Уход за растениями в питомнике. Наблюдения за ростом и развитием растений в питомнике.

Экскурсия в питомник. Ознакомление с организацией питомника, агротехникой выращивания саженцев декоративных деревьев и кустарников, с механизацией работ в питомнике.


Тема 14. Вегетативное размножение многолетников. 5ч.

Биологические особенности растений и способы вегетативного размножения. Техника и сроки вегетативного размножения многолетников. Требо­вания к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения.

Практические работы. Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников. Посадка поделенных частей растений. Черенкование флоксов и георгинов. Посадка клубнелуковиц, клубней. Размножение пионов зелеными черенками. Наблюдения за окоренением черенков, ростом и развитием растений.
Тема 15. Выращивание многолетников из семян. 5ч.

Значение и биологические основы размножения многолетников семенами; многолетники, размножающиеся семенами. Особенности размножения флоксов и гладиолусов. Сроки, техника посева. Уход за посевами и пересадка сеянцев в связи с биологическими особенностями многолетников.

Практические работы. Подготовка почвы и посев семян многолетников. Уход за саженцами. Пересадка саженцев на грядку, клумбу, рабатку. Наблюдения за появлением всходов и стадиями развития растений.
Тема 16. Оформление цветников 6ч.

Элементы цветочного оформления, цветочно-декоративные композиции. Правила сочетания колеров в цветнике. Ассортимент цветочного оформления. Календарь цветочно-декоративных растений.

Практическая работа. Высадка рассады согласно эскизам оформления. Посадка и проведение работ по уходу за цветочно-декоративными растениями. Наблюдение за ростом и развитием растений.
Тема 17. Дикорастущие цветочно-декоративные растения. 6ч.

Требования к декоративным качествам дикорастущих растений, отбирае­мых для введения в культуру. Условия, необходимые для их роста и развития при посадке на цветочно-декоративном участке. Правила ухода за ними.

Практические работы. Посадка дикорастущих растений и уход за ними. Наблюдения за состоянием растений, их ростом и развитием.

Экскурсия в природу для ознакомления с цветущими растениями своей местности. Работа с определителем. Отбор красивоцветущих растений для перенесения их на участок и сбор семян.


Тема 18. Изготовление гербария и наглядных пособий. 6ч.

Значение гербаризации в изучении растений. Основные правила и методы сбора растений. Техника изготовления гербария и монтировка растений для коллекций и оформления композиций, панно из засушенных растений. Использование природных находок и поделок.

Практическая работа. Монтирование коллекций засушенных растений. Изготовление поделок и самостоятельных игр из природного материала.
Тема 19. Подведение итогов опытнической работы. 2ч.

Учет результатов опытов; оформление записей в дневниках; изготовление наглядных пособий.


Тема 18. Проведение массовых мероприятий. 7ч.

Проведение мероприятий: «В мире комнатных растений», «Животные и комнатные цветы», «Составление букета» и т.п.


Тема 19. Итоговое занятие. 1ч.

Экскурсии в лес, парк, на родник, по УОУ. Беседы с опытными цветоводами-декораторами.



РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

За четвёртый год обучения учащиеся должны знать:

- основные особенности многолетних цветочно-декоративных растений;

- основных представителей многолетних цветочно-декоративных растений;

- фитонцидные свойства растений;

- значение многолетних цветочно-декоративных растений в жизни человека;

- биологические особенности декоративных растений и кустарников;

- способы размножения многолетников;

- дикорастущие цветочно-декоративные растения;

- принципы и правила оформления цветников;

- правила оформления опытнической работы.

Уметь:

- определять основных представителей многолетних цветочно-декоративных растений;

- подготавливать многолетники к выгонке;

- выращивать многолетники из семян;

- оформлять цветники;

- правильно собирать растения в природе, правильно закладывать гербарий;

- наглядно оформлять материалы экскурсий;

- правильно проводить и оформлять опытническую работу;
В течение года учащиеся принимают активное участие в массовых мероприятиях, выставках муниципального и республиканского уровня.

Оценка результативности:
Качество знаний, умений, навыков кружковцев контролируется :

● на основе тестирования,

● оценивается по качеству практических работ,

● опытнических работ,

● а также творческих работ, представленных на отчетной выставке.

● по итогам подготовительного этапа обучения проводится итоговое занятие, экскурсия в природу и заключительное мероприятие «Праздник цветов»,с участием дошкольников, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей;

● по итогам третьего года обучения проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою учебную работу по одному из разделов программы; проводится экскурсия на природу и заключительное мероприятие «Волшебный мир растений» с участием школьников, педагогов и родителей;

● по итогам четвёртого года обучения проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою учебную работу по одному из разделов программы; проводится экскурсия на природу и заключительное мероприятие «В стране растений» с участием школьников, педагогов и родителей.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально- техническое обеспечение:
● занятия проводятся в специально оборудованном кабинете (столы, стулья, классная доска, общее освещение), оснащенном современными техническими средствами обучения (таблицы, мультимедийное оборудование, компакт-диски с обучающими программами, микроскопы, гербарный материал)
●практические занятия проводятся в «Зимнем саду» (в школьном коридоре), на учебно-опытном участке с использованием необходимого инвентаря (лейки, лопаты школьные, шланг для полива, экскурсионные ведра, гербарные папки, мотыжки, грабли, садовые ножницы)
Методическое обеспечение:
● специальная методическая литература по комнатному цветоводству для детей;

● методические пособия для УДО;

● разработанные сценарии массовых мероприятий для дошкольников и младших школьников;

● разработанный дидактический материал.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога:

1. Барнетт Ф. Искусство составления букетов. -М.: Росмэн, 2001.



2. Вестланд П. Букеты из живых цветов. -М.: Аст-Пресс, 2000.

  1. Гилберт Р. Практическое руководство по комнатным растениям.- М.Неография, 1998.

  2. Организация методической работы в УДОД /Сост. Шарахова Л.Н.;МО РМ, МРИО.- Саранск, 2008.

  3. Организация методической работы в системе дополнительного образования: Сборник информационно-методических материалов и авторских программ. Саранск, МРИО, 2004

  4. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы»/ Под ред. Костинской И.В..-М., «Просвещение»,1983.

  5. Севостьянов В.С., «Программа экологической школы «Дикая природа».

  6. . Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений.-М.:АСТ, 2008.

  7. Уткина О.А. «Программа занятий «Экспериментального биологического общества»

  8. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях.- М.: Кладезь,1998.


Список литературы для школьников:

  1. Ильин М.П. «Школьный гербарий».- М.:,1997.

  2. Миронов А. «Загадки о растениях».-М.:«Зенит»,2003.

  3. Новицкая Г. «Лесные гости».-СПб.: 1996.

  4. Сладков Н. «Иду я по лесу».-Л.:,1990.

  5. Шустова И. «Азбука природы».-М.:,1999.


Список литературы для младших школьников:

  1. Бианки В.В. «Лесная газета».-М.: «Правда»,1986.

  2. Бианки В.В. «Рассказы и сказки».-М.: «Правда»,1985.

  3. Денисова Г.А. «Удивительный мир растений».-М.:Просвещение,1981.

  4. Маккалистер Р. «Все о растениях- хищниках»-М.: «Оникс»,2008.

  5. Рик Морисе. «Тайны живой природы».-М.:1997.


 
скачать


Смотрите также:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение новосельская средняя общеобразоватеотная
368.07kb.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение новосельская средняя общеобразоватеотная
458.13kb.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение новосельская средняя общеобразоватеотная
247.44kb.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс на 2011-2012 учебный год
732.42kb.
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
729.68kb.
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
467.79kb.
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
548.76kb.
Положение № «О единых требованиях к ведению тетрадей»
59.36kb.
Рабочая программа по «Физической культуре» 10 класс на 2012-2013уч г
1085.84kb.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение михайловская средняя
377.51kb.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение усть-калманская основная общеощразовательная школа
603.32kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вахромеевская средняя
1764.16kb.