Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ТУМАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

школьным МО учителей Директор школы

естественно-математического цикла __________ А.В. Наталенко

протокол №___ приказ №_____

от «____»____20__г от «____»_____20__г.

Рабочая программа



Биология, 6 класс, вторая ступень,

базовый уровень 1 час в неделю

на 2013-2014 учебный год
Программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечник / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011. – 92, с.
Составил: учитель биологии

Халев Николай Георгиевич

Категория: соответствие занимаемой должности

пос. Тумановский

2013 год

Пояснительная записка


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089; программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечник / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011. – 92, с. федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом разработанным в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 03. 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20. 08. 2008 года №241, от 30. 08. 2010 года №889 и от 03. 06. 2011 года №1994, Санитарными правилами СП 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень лабораторных работ.

Курс Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, экологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

дать представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;

сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;

познакомиться с экологией растений, изучить растительный мир Тамбовской области.


В соответствии с учебным планом МКОУ «Тумановская ООШ» на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.

Программа реализуется с помощью учебника: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2010.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Для изучения курса «Биология» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Биология. 6 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практик ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и вне учебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

В основе осуществления целей образовательной программы обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что, в конечном счёте, и преследует программа модернизации образования.

Учебно-тематический план




тема

Кол-во

часов


Формы контроля

Введение

2


Текущий контроль

  1. Клеточное строение организмов

4

Лабораторных работ – 2

Текущий контроль



  1. Царства бактерии и грибы

4

Текущий контроль



  1. Царство растения

5

Текущий контроль



  1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

Лабораторных работ – 3

Текущий контроль



  1. Жизнь растений

7

Практическая работа - «Прорастание семян».

Текущий контроль



  1. Природные сообщества

4


Текущий контроль Лабораторных работ – 1

Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений, грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль растительных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления растительных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).



Литература и средства обучения


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии, – официальные документы в образовании, 2005, №4.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. - 3-е изд., стереотипное - М.:Дрофа,2011. – 92с.

  3. Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: учитель, 2007.

  4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2010 г.

  5. Методическое пособие 6-11 класс с электронным интерактивным приложением/ О.Л. Ващенко. – М.: Планета, 2012. – 576с.


Содержание курса
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение (2 часа)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Веление дневника наблюдений.




  1. Клеточное строение организмов(4 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и давление клетки. Понятие «ткань».


Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.


  • Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.


  1. Царства Бактерии и Грибы(4 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел натуральных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.




  1. Царство Растения (5 часов)

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.




  1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.


  • Лабораторные работы

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветия.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.




  1. Жизнь растений (7 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.



  1. Природные сообщества (4 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.


  • Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.


Резерв времени – 1 час.


Календарно-тематический план

6 класс


урока в году

урока в теме

Дата урока


Тема урока


Примечание

Введение. 2 часа

1

1




Биология – наука о живой природе




2

2




Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.




  1. Клеточное строение организмов. 4 часа

3

1




Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Л/р. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.




4

2




Клетка и ее строение.




5

3




Клетка и ее строение.

Л/р. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.




6

4




Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку. Понятие «ткань».




  1. Царства Бактерии Грибы. 4 часа

7

1




Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий.




8

2




Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.




9

3




Роль грибов в природе и жизни человека.




10

4




Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания.




  1. Царство растения. 5 часов

11

1




Растения. Ботаника-наука о растениях.




12

2




Водоросли. Многообразие. Среда обитания, их роль в природе.




13

3




Мхи. Папоротники. Хвощи и плауны их строение.




14

4




Голосеменные, их строение и разнообразие.




15

5




Цветковые растения, их строение и разнообразие.




  1. Строение и многообразие покрытосеменных растений. 8 часов

16

1




Строение семян однодольных и двудольных растений.




17

2




Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.




18

3




Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.




19

4




Строение листа. Видоизменение листьев.




20

5




Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.




21

6




Цветок и его строение.

Л/р. Изучение строения цветка.




22

7




Соцветия.

Л/р. Ознакомление с различными видами соцветий.




23

8




Плоды и их классификация.

Л/р. Ознакомление с сухими и сочными плодами.




  1. Жизнь растений. 7 часов

24

1




Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).




25

2




Минеральное питание растений.




26

3




Фотосинтез. Рост растений.




27

4




Дыхание растений. Испарение воды.




28

5




Рост растений.




29

6




Размножение растений.




30

7




Половое и бесполое (вегетативное) размножение.




  1. Природные сообщества. 4 часа

31

1




Основные экологические факторы и их влияние на растения.





32

2




Характеристика основных экологических групп растений.

Л/р. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.




33

3




Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды человека.




34

4




Итоговое занятие по курсу «Животные»

тестирование
















скачать


Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс на 2011-2012 учебный год
732.42kb.
Муниципальное казённое Общеобразовательное
256.86kb.
Муниципальное казённое общеобразовательное
181.6kb.
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
467.79kb.
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
729.68kb.
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
548.76kb.
Муниципальное казенное общеобразовательное
5612.75kb.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение новосельская средняя общеобразоватеотная
368.07kb.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение усть-калманская основная общеощразовательная школа
603.32kb.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение новосельская средняя общеобразоватеотная
458.13kb.
Муниципальное казенное общеобразовательное «утвержда ю»
35.87kb.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение новосельская средняя общеобразоватеотная
247.44kb.