Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

« Юкталинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на МО учителей Принято на заседании Утверждаю

Естествознания МС

Протокол № 1 Протокол № 2 Директор школы

От 07.09.2012 От10.09 2012

Председатель МО Председатель МС И.В.Набока

Л.П.Путята В.Г.Пахомова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»

3 класс


Составила учитель биологии-

химии Л.П.Путята

Юктали 2012 г
Пояснительная записка

Программа внеурочных занятий рассчитана на 35 часов и имеет своей целью расширение биологических знаний учащихся младшей школы. Программа составлена на основе авторского курса Е.А.Постникова « Мир лекарственных растений»



Содержание курса.

  1. Вводное занятие (4 часа)

История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения, полукастарники, кустарники, лианы. Словари и справочники по лекарственным растениям. Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавониды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества. Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины. Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни, побеги, почки, соцветия, плоды, семена, кора.

  1. Дикорастущие лекарственные растения (18 часов)

Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса. Лекарственные растения луга. Рудеральные растения. Характерные признаки растений. Использование растений человеком. Биологически активные вещества этих растений.

  1. Культурные лекарственные растения.( 12 часов)

Культурные растения, имеющие лекарственные свойства: овощные культуры, плодовые культуры, полевые культуры, эфиромасличные культуры. Цветочно-декоративные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения, размножаемые семенами, вегетативным способом. Однолетние лекарственные растения, двулетники, многолетники. Общие представления об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков, внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тема

занятия

Основное содержание материала

Дата

Примечание

1




Вводные занятия (4 часа)










1

История использования лекарственных растений










2

Группы лекарственных растений










3- 4

Биологически активные вещества лекарственных растений







2




Дикорастущие лекарственные растения (18 часов)










5

Лекарственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха










6

Черника, брусника, клюква










7

Вереск, толокнянка, синюха










8

Ландыш майский, медуница, кипрей










9

Растения луга










10

Полынь горькая, полынь цитварная










11

Одуванчик лекарственный, пижма










12

Череда, девясил, мать – и – мачеха










13

Зверобой, душица обыкновенная










14

Шалфей чабрец










15

Растения у нас под ногами










16

Горец










17

Подорожник большой










18

Лопух










19

Пастушья сумка










20-22

Систематизация материала « Дикорастущие лекарственные растения»







3




Культурные лекарственные растения (12 часов)










23-24

Овощные культуры










25-26

Плодовые культуры










27

Полевые культуры










28

Эфиромасличные культуры










29

Цветочно-декоративные культуры










30

Комнатные растения










31

Лекарственные растения, размножаемые семенами и вегетативно










32

Однолетники, двулетники и многолетники










33

Технологии возделывания и защиты от лекарственных растений










34

Систематизация материала « Культурные лекарственные растения»






Литература

Георгиевский В.П. Биологически активные вещества лекарственных растений /В.П.Георгиевский, Н.Ф.Комисаренко. – Новосибирск, 1990

Грау. Ю Дикорастущие лекарственные растения / Ю.Грау, Р.Юнг, Б.Мюнкер. – М., 2003.

Энциклопедия лекарственных растений – 2006.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

« Юкталинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на МО учителей Принято на заседании Утверждаю

Естествознания МС

Протокол № 1 Протокол № 2 Директор школы

От 07.09.2012 От10.09 2012

Председатель МО Председатель МС И.В.Набока

Л.П.Путята В.Г.Пахомова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ»

1 класс


Составила учитель биологии-

химии Л.П.Путята

Юктали 2012 г
Пояснительная записка

Программа « Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий в течении учебного года один раз в неделю.



Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Тематическое планирование

№п.п

Содержание материала

Дата

Количество часов

1

Как животные оказались в нашем жилище




2

2

Почему мы любим животных




4

3

Собаки – самые верные друзья человека




6

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе




6

5

Пернатая радуга в комнате




8

6

Хомка и его ближайшие родственники




7


Содержание курса

  1. Как животные оказались в нашем жилище

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные –помощники. Животные за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

  1. Почему мы любим животных ? (4 часа)

Красота и привлекательность животных. Разнообразие животных. Содержание и разведение животных как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.

  1. Собаки – самые верные друзья ( 6 часов)

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающие собаки. « Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем. Литература о собаках.

  1. Кошки, которые не гуляют сами по себе. ( 6 часов)

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Литература.

  1. Пернатая радуга в комнате ( 8 часов)

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейки. Зебровая и японская амадины. Как выбирать и обустроить клетку. Покупка птиц. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила ухода. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе.

  1. Хомка и его ближайшие родственники. ( 7 часов)

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные . Бурундуки. Оборудование клеток. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе.


Тема

занятия

Содержание материала

Дата

Количество часов

1




Как животные оказались в нашем жилище











1

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей










2

Традиции содержания животных у разных народов.







2




Почему мы любим животных ? (4 часа)










3

Красота и привлекательность животных. Разнообразие животных.










4

Содержание и разведение животных










5

Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье.










6

Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.







3




Собаки – самые верные друзья ( 6 часов)










7

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания.










8

Выведение различных пород. Выставки.










9

Выдающие собаки. « Профессии» собак.










10

Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка.










11

Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.










12

Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем. Литература о собаках.







4




Кошки, которые не гуляют сами по себе. ( 6 часов)










13

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки.










14

Особенности поведения кошек.










15

Породы кошек










16

Удивительные истории о кошках.










17

Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят.










18

Как ухаживать за взрослой кошкой. Литература.







5




Пернатая радуга в комнате ( 8 часов)










19

Основы содержания комнатных птиц.










20

Основные группы комнатных птиц










21

Волнистый попугай. Корелла.










22

Неразлучники. Канарейки










23

Зебровая и японская амадины










24

Как выбирать и обустроить клетку. Покупка птиц.










25

Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила ухода.










26

Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе.







6




Хомка и его ближайшие родственники. ( 7 часов)











27

Основы содержания мелких грызунов










28

Особенности жизни грызунов в природе










29

Хомяки. Морские свинки










30

Ручные крысы. Мышевидные. Бурундуки.










31

Оборудование клеток










32

Корма и правила кормления.










33

Особенности содержания и разведения в неволе.







Литература

У нас дома животные , М.У.Дрийверова – м. 1993

Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э.С.Жердев – м- 1988

Животные в доме; энциклопедия – М. 1994

Всё о собаках / В.Круковер – М. 1999

Хомячки / С.Мередит – М. 1999

Кошка / Х.Пайерс .- М. 1997



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

« Юкталинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на МО учителей Принято на заседании Утверждаю

Естествознания МС

Протокол № 1 Протокол № 2 Директор школы

От 07.09.2012 От10.09 2012

Председатель МО Председатель МС И.В.Набока

Л.П.Путята В.Г.Пахомова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ»

2 класс


Составила учитель биологии-

химии Л.П.Путята

Юктали 2012 г
Пояснительная записка

Программа « Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий в течении учебного года один раз в неделю.



Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Тематическое планирование


№п.п

Содержание материала

Дата

Количество часов

1

Рыбы – самые тихие соседи




8

2

Школа для ваших любимцев




8

3

Взрослые, которые всегда готовы помочь




8

4

Мы в ответе за тех, кого приручили




6

5

Итоговое занятие




4



Содержание курса

  1. Рыбы – самые тихие соседи ( 8 часов)

Основы аквариумистики. История. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума.Размещение и оборудование аквариума. Приборы для аквариума. Выбор и посадка растений. Основные группы рыб.: живородящие ( меченосец, гуппи), лабиринтовые ( петушок, гурами), карповые ( золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы ( крапчатые, сомики, акциструсы) , цихлиды ( скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки.

  1. Школа наших любимцев (8 часов)

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные – артисты. Методика дрессировки животных династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

  1. Взрослые, которые всегда готовы помочь (8 часов)

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

  1. Мы в ответе за тех, кого приручили (6 часов)

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи, как правильно фотографировать животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября - Всемирный день животных

  1. Итоговое занятие ( 4 часа)

Подведение итогов занятий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.


Тема

занятия

Содержание материала

Дата

Количество часов

1




Рыбы – самые тихие соседи ( 8 часов)










1

Основы аквариумистики. История.










2

Типы аквариумов. Выбор и покупка










3

Размещение и оборудование аквариума. Приборы для аквариума










4

Выбор и посадка растений.










5

Основные группы рыб










6

Правила покупки и транспортировки рыб










7

Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом.










8

Разведение. Типичные ошибки.







2




Школа наших любимцев (8 часов)










9

Основы воспитания и дрессировки животных










10

Как приучить собак и кошек к чистоплотности.










11

Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание










12

Правила дрессировки собак, основные команды










13

Животные в цирке










14

Знаменитые животные – артисты.










15

Методика дрессировки животных династии Дуровых










16

Обучение домашних животных различным трюкам.







3




Взрослые, которые всегда готовы помочь (8 часов)










17

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных










18

Общество охраны животных










19

Приобретение животных у любителей










20

Городской птичий рынок.










21

Лечение животных.










22

Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники










23

Клубы любителей животных.










24

Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.







4




Мы в ответе за тех, кого приручили (6 часов)










25

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.










26

Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека.










27

Как собирать книги и статьи, как правильно фотографировать животных. Рисование животных.










28

Законы, регулирующие правила содержания животных.










29

Права и обязанности хозяев животных. Как защищать животных от жестокого обращения.










30

4 октября - Всемирный день животных







5




Итоговое занятие ( 4 часа)










31

Подведение итогов занятий










32-34

Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.







Литература

Путешествие по аквариуму / М.Д.Махлин – М. 1984

Мир аквариума: большая иллюстрированная эциклопедия / В.Д.Полонский –М.2000



Мой дом на колёсах: рассказы/ Н.Ю.Дурова – М 1993
скачать


Смотрите также:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
267.75kb.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
949.99kb.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
511.78kb.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
206.14kb.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
8154.28kb.
НМуниципальное общеобразовательное автономное учреждение г. Бузулука
93.48kb.
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
157.33kb.
Муниципальное автономное общеобразовательное учрежедение
5281.64kb.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
75.44kb.
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
548.76kb.
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
729.68kb.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
289.03kb.