Главная стр 1
скачать

Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Борисовского района»

Информационно-методический кабинет





Совместная деятельность педагогов и родителей в создании единого игрового пространства
Алёхина Тамара Евгеньевна,

воспитатель,

муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка –

детский сад "Сказка"
п. Борисовка – 2009 год


Содержание

  1. Содержание___________________________________ 1 стр.

  2. Теоретическая часть ___________________________ 2 стр.

  3. Технология опыта_____________________________ 4 стр.

  4. Выводы _____________________________________ 15 стр.

  5. Библиографический список _____________________ 16 стр.



Алёхина Тамара Евгеньевна

Образование - высшее. Стаж работы 25 лет.

Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ

Победитель конкурсов «Воспитатель года - 2002, 2007»




Теоретическая часть
Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом.

Утверждение идеи сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей в конце 19 начало 20 века привело к появлению разных форм просвещенческого взаимодействия: педагогических кружков, клубов для родителей, публичных лекций, курсов для матерей, к работе которых подключились специалисты – врачи, педагоги, гигиенисты, психиатры.

В 20 веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия общественного и семейного воспитания продолжалось от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества.

В 40-60 годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания, приоритет отдавался общественному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.

В 70 годы в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала под руководством

Т. А. Марковой были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей. Д.Д. Бакиевой, Д.О. Дзинтаре, В.М. Ивановой, Н.А. Стародубовой предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения задач воспитания дошкольников.

Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада с семьей обозначился на рубеже ХХ-ХХ1 веков, в период, известный сегодня как кризис 90-х годов.

Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрание, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. Кризис 90-х существенно повлиял на институты социализации: на 50% сократилось количество детей в детских садах: в связи с падением уровня жизни россиян и невозможностью вносить плату за пребывание ребенка в общественном учреждении семья оказалась без поддержки в решении задач воспитании детей. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьей и детским садом, активизировала ранее не используемые ресурсы обеих сторон. Чтобы выжить в не простых условиях, необходимо было конструктивно взаимодействовать, переходить от монолога к диалогу, учиться слышать проблемы и поддерживать друг друга в их решении. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Современная на­ука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, равно как и семья не может воспитать ребенка изолированно от других воспитательных институтов. Все они призваны содействовать мак­симальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.

Отсутствие образовательных программ для родителей в теле- и радиоэфире, снижение тиражей специализированных научно-по­пулярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошколь­ников. В этой ситуации, как показывает практика, нередко единственным источником педагогических знаний для родителей ста­новится воспитатель детского сада.

Дошкольные образовательные учреждения ориентированы на помощь семье в формировании социально компетентной лично­сти дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекват­ные его возможностям), активно взаимодействующей с окружаю­щими людьми. Создание в дошкольном учреждении коллектива еди­номышленников: родителей и педагогов, ориентированных на лич­ностный рост ребенка, — позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям выпускника ДОУ в школе.

Процессы демократизации в системы образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:



  • между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

  • между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их представления;

  • между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующем характером деятельности учреждения;

  • между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

  • это единое понимание педагогами и родителями целей и задач в воспитании и обучении детей;

  • помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

  • знание педагогами и родителей воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. О необходимости создания союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский. «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

Технология опыта
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл, в связи с резким падением рождаемости и изменением структуры семьи. Проведя социологическое исследование семей своих воспитанников, сделав анализ состояния семей, я убедилась, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство семей воспитывают одного ребенка, бабушки и дедушки, другие родственники проживают чаще всего отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточ­ный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей.

Социально-экономическое положение и образовательный уро­вень родителей воспитанников достаточно высоки. Например, изучение 23 семей моей группы показало, что из них 18 являются полными семьями, в 5 — родители с высоким социально-экономическим статусом, в 7 — мать и отец имеют высшее образование. Казалось бы, в этих семьях созданы позитивные условия для нормального развития ребенка, однако, наблюдая поведение детей, анализируя результаты психолого-пе­дагогической диагностики, я пришла к неутешитель­ным выводам. Вышеназванные факторы, а также весьма обшир­ное информационное поле, в котором пребывают дети дома (со­товые телефоны, телевидение, компьютеры) не обеспечивают полноценного взаимоотношения между детьми и родителями, образуют образовательный вакуум в их общении.

Анализируя причины затруднения родителей в воспитании детей, я пришла к осознанию того, что у родителей недостаточно знаний в вопросах воспитания их детей. Поэтому многие родители склонны к мысли, что ребенок должен посещать ДОУ. С этой целью я попыталась выяснить отношение родителей к общественно-образовательному учреждению. Анализ результатов показал, что 70% родителей испытывают страх, что в образовательном учреждении сына (дочь) могут обидеть, не про­явят должного внимания к его душевному состоянию.

Почему же тогда родители отдают своих детей на воспитание в государственные учреждения? Ответ был найден в утверждениях самих родителей. Социально-экономический статус отцов чаще всего высокий, а большинство мам не работает. Но при этом ро­дители уделяют недостаточно времени своим детям. Отцы заняты бизнесом, редко видят своих детей, а матери «заняты собой». Ро­дители желают дать своим детям хорошее воспитание, но не все­гда знают, как это сделать; считают, что эту проблему можно переложить на плечи педагогов.

Но стоит ли преувеличивать возможности воспитателей? Дав­но доказано, что как бы хорошо ни воспитывали в дошкольных учреждениях, ребенок в первую очередь воспитывается в семье. Успешное семейное воспитание очень редко является результа­том счастливой случайности. И пословица «Что посеешь, то и пожнешь» заключает в себе глубокий смысл педагогической дея­тельности родителей.

Как же придать семейному воспитанию целенаправленный ха­рактер, организовать его так, чтобы «вовремя сеять злаки и вов­ремя полоть сорняки»? Только кропотливая совместная работа педагогов и родителей может дать положительные результаты. Вся­кая пропаганда в этом случае бессильна, если она не подкрепле­на реальными делами.

Как объединить взрослых людей с разными интересами и убеж­дениями? Как привлечь их к сотрудничеству? Как объединиться? Ведь цель у них общая: ребенок — личность.

Исходя из этого, я определила основную цель взаимодействия ДОУ и семьи:



Создание единого образовательного пространства: родитель – воспитатель – ребенок.
Исходя из этого, я определила конкретные задачи.
1. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

2. Поднятие престижа семьи, ее традиций.

3. Повышение педагогической культуры родителей.
Свою работу по данной теме я строила по следующим блокам:

  • Рекламный.

  • Диагностический.

  • Педагогическое просвещение родителей.

  • Совместная деятельность педагога и родителей.

Большую роль в повышении престижа детского сада и отдельно взятой группы играет рекламирование своей деятельности, достижений педагогов. Собираясь отдать своего ребенка в дошкольное учреждение, родители, несомненно, желают быть информированными об эстетике быта в детском саду, об особенностях воспитательно-образовательной работы с детьми, о людях, ежедневно общающихся с ними. В своей группе я оформила рекламный буклет: знакомьтесь: наша группа «Ромашка», где помещен девиз, герб, гимн и флаг группы. Особое место отвела информации о воспитателях, работающих в данной группе, поместив информацию о стаже, квалификации и достижениях педагогов, всевозможную информацию для родителей. Родители могут познакомиться с выпусками групповой газеты, в целях пропаганды жизни детей в детском саду – фотоматериалами. Предлагаю родителям новеньких детей побывать на занятиях и посмотреть режимные моменты. Такая форма работы позволяет родителям составить представление о дошкольном учреждении: о его среде, психолого-педагогических кадрах, направлениях воспитательно-образовательной деятельности и дает возможность в дальнейшем определить, насколько все это соответствует их стремлениям и потребностям в отношении развития и воспитания их ребенка. В то же время это позволяет и мне скорректировать собственную работу на основе учета интересов семей. Кроме того, родители получают и определенную психолого-педагогическую информацию, позволяющую им лучше сориентироваться в нуждах их собственного ребенка, в особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.



Второй блок моей работы с родителями – диагностический. Он предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти запросы и определяют формы и методы моей дальнейшей работы с детьми. Диагностический блок включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу анонимной почты, наблюдения.

Как уже говорилось выше, прежде всего я сделала социальный анамнез семей. В ходе изучения семей выявились следующие данные: возраст родителей, образование и профессия, состав семьи – полные, неполные семьи, простые, сложные. Полученные данные показали, что 78 % детей из полных семей, 8 % матери – одиночки, воспитывающие детей самостоятельно, 26 % детей проживают совместно со старшими членами семей, возраст родителей в среднем около 25 лет.

Полученные данные позволили мне спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями.

Первым шагом к сотрудничеству является знакомство с семьями воспитанников еще до их поступления в дошколь­ную группу. В ходе первого знакомства я расспрашиваю о том, что ребенок любит, чем интересуется; прошу показать его любимые игрушки, книги; также предлагаю ребенку рассмотреть альбом с фотографиями будущих друзей.

На таких встречах дарю будущему воспитаннику рисунки, специально подготовленные детьми для «новенького», сообщаю, что все его очень ждут.

Из беседы с родителями малыша узнаю особен­ности развития ребенка, его привычки, черты характера, кото­рые нравятся взрослым или беспокоят их.

При помощи психолога мама (и папа), а также ребенок отве­чают на вопросы, позволяющие определить степень совпадения их эмоционального состояния.
Вопросы для родителей

1. Моему ребенку бывает радостно, когда...

2. Мой ребенок грустит, когда...

3. Моему ребенку бывает страшно, когда...

4. Моему ребенку бывает стыдно, когда...

5. Мой ребенок гордится, когда...

6. Мой ребенок сердится, когда...

7. Мой ребенок удивляется, когда...



Вопросы для беседы с ребенком

1. Мне бывает очень радостно, когда...

2. Я очень грущу, когда...

3. Мне бывает страшно, когда...

4. Мне бывает стыдно, когда...

5. Я очень горжусь, когда...

6. Я очень сержусь, когда...

7. Я бываю очень удивлен, когда...

Анализ ответов взрослых показал, что родители обращают боль­ше внимания на негативные эмоции своих детей, слабо знают источники позитивных эмоциональных реакций. Обнаружение дан­ного парадокса определило содержание первой консультации для родителей по актуальной проблеме эмоционального развития до­школьника.

Далее я попыталась определить положение ребенка в семье. С этой целью использовала наблюдение за тем, как ребенок встречает своих родителей, как происходит его расставание с ними, как разговаривают родители с детьми, как родители реагируют на отрицательные факты поведения детей, с какими просьбами, вопросами обращаются дети к родителям и наоборот, что родителей интересует в жизни детского сада, как родители воспринимают успехи детей. Проведенные наблюдения показали, что характер взаимоотношений между родителями и детьми в основном носит спонтанный характер, родители в большинстве своем потакают любым прихотям детей, не интересуются занятиями ребенка в течение дня.

Опросила детей, какие у них возникают ассоциации, когда они говорят о маме или о папе, как любит отдыхать мама, бывает ли у папы свободное время, чем он занимается? Проведенный опрос показал, что воспитанием детей в семье занимаются в основном мамы, на мамах же лежит и основная забота обо всей семье, мамы ведут домашнее хозяйство. Папы, по мнению детей, в основном заняты зарабатыванием денег, а дома они отдыхают, смотрят телевизор, читают. Однако дети с любовью отзываются как о маме, так и о папе. Удивил тот факт, что в большинстве своем общение взрослых и детей сводится к совместному просмотру мультфильмов, сериалов. Родители редко читают детям книги, играют с ними в развивающие игры.

Чтобы как-то привлечь внимание родителей к своему ребенку, оценить свои педагогические возможности родителям предложила тесты: «Какой вы родитель?», анкеты «Хорошие ли вы родители?», «Знаете ли вы своего ребенка?» (Прилагается) Анализ полученных данных показал, что в целом родители понимают свою роль в воспитании детей и желают, чтобы результаты их деятельности достигли положительных результатов. Выявляя представления родителей о собственных детях, я обнаружила следующее:

- родителей радуют в ребенке в основном его личностные качества (открытость, щедрость, жизнерадостность, помощь в домашних делах, общительность и т.п.);

- огорчает родителей несформированность произвольного поведения, самостоятельности и низкий уровень развития психических процессов;

- родители чаще всего затрудняются определить вид помощи педагогов в воспитании детей; в случае согласия на помощь видят ее в доброжелательном общении, развитии произвольности поведения;

- родители также затрудняются выделить индивидуальные особенности характера, поведения ребенка;

- Доброе отношение к детям родители в большинстве случаев видят в построении доверительных отношений;

- родители недостаточно внимательны к своим детям.


В целях более полного представления о семье и детях родителям предложила написать мини-сочинение на тему: «Мой ребенок». Проведенный анализ сочинений показал, что родители любят своих детей, радуются их успехам.

Некоторые родители стесняются задать педагогу интересующий их вопрос или рассказать о возникшей проблеме, для таких родителей я разместила в группе специальный закрытый ящик, в который родители могут класть анонимные записки с вопросами, замечаниями и предложениями по работе дошкольного учреждения в целом и группы в частности.

Предлагаю детям рисовать на темы: «Моя семья», «Каким ме­ня видят дома», «Я», «Моя мама». Анализ ри­сунков помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

Выяснив проблемы и насущные вопросы в воспитании детей, я перешла к следующей части своей работы.


Следующий блок моей работы с родителями – педагогическое просвещение родителей.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием и методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. Стенд «Для вас, родители» носит информационный характер. Здесь родители могут найти информацию о режиме дня, познакомиться с расписанием занятий и работой специалистов дополнительного образования. Обязательно имеется информация о том, чем дети занимались в группе. Здесь родители могут прочесть тему последнего занятия, программное содержание, дату проведения. Родители всегда могут увидеть, что делал ребенок в детском саду именно сегодня, узнать об успехах своего ребенка, прочитать советы воспитателя, на что нужно обратить внимание в той или иной деятельности в домашней обстановке. Содержание стенда пополняется ежемесячно. Осо­бый интерес у родителей вызывает рубри­ка «О наших детях». В ней, например, по­мещаю такую информацию: «Посадили с детьми фасоль, лук, огурцы. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде. Привлекайте к посильной работе. Ходите с детьми на экскурсии. Поинтере­суйтесь, что они там видели. В выходной день сходите вместе на прогулку в парк: вы увидите много интересного. Стремитесь воспитывать у детей бережное и заботли­вое отношение к растениям и животным».

Другая информация: «Сегодня дети по­знакомились с составом числа. Спросите, как можно получить число ... из двух меньших?»

В индивидуальной работе с родителями используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Физиче­ское воспитание детей» помещены реко­мендации

• по организации занятий физкульту­рой с детьми дома;

• по устройству домашнего стадиона;

• по закаливанию детей в семье;

• примерные комплексы упражнений.

Кроме обязательной информации на стендах регулярно помещаю тематические консультации для родителей по потребностям педагогов и запросам родителей: «День рождения ребенка в семье», «Физическое развитие и закаливание ребенка», «Художественно-эстетическое воспитание», «Правовая защита детей» и прочее. Подобные консультации также позволяют повысить педагогическую компетентность родителей.

В папке «Словарь вежливого человека» содержатся высказывания педагогов и пи­сателей о вежливости, общей культуре че­ловека. Даются советы

• как надо воспитывать вежливость у де­тей дошкольного возраста;

• что читать детям;

• как поступить в той или иной ситуа­ции.

Родители могут взять папки-передвиж­ки домой на неделю, после чего проводят­ся беседы о содержании помещенного в них материала.

Рядом расположена выставка «Наши работы», где я выставляю рисунки детей, работы по аппликации. Каждая работа подписана именем ребенка. Остаются довольны все! И ребенок, что он старался и у него получилось. И родитель: «Неужели это сделал мой ребенок». И воспитатель: «Мои старания научить ребенка не пропали даром». Не меньший интерес у родителей вызывает доска для работ по лепке.

Семьи воспитанников получают помощь и поддер­жку на индивидуальных консультациях, теоретических занятиях по педагогике и психологии детства, тренингах. Родители узнают об индивидуальных различиях детей, о закономерностях развития ребенка; учатся отличать свои ожида­ния от ожиданий детей в освоении окружающего мира; получают необходимую психолого-педагогическую помощь от специалистов.

Важное условие эффективного образования родителей — до­верительное общение между родителями и педагогами. Доверие партнеров друг к другу я развиваю поэтапно

Первый этап — трансляция родителям положительного обра­за ребенка, благодаря чему между педагогами и родителями с самого начала складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Нередко в повседнев­ном общении с ребенком родители упускают из виду положи­тельные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных про­явлениях. Данный этап позволяет «переставить акценты» в отно­шении к ребенку.

Второй этап — трансляция родителям знаний, которые не мог­ли быть получены ими в семье (например, о развитии отношений ребенка со сверстниками).

Третий этапознакомление педагогов с проблемами в вос­питании ребенка.

Диалог между родителями ребенка и мной смог состо­яться только после первых двух этапов, когда на основе достиг­нутой доверительности у родителей возникла потребность обме­ниваться со мной результатами наблюдений, размышлений об индивидуальности ребенка (его вкусах, поведении, привыч­ках) дома.

Четвертый этап — заключительный, определяющий перспек­тивы дальнейшего сотрудничества. Для него характерно принятие совместного решения о поддержке ребенка в его личностном раз­витии.

В целях повышения педагогической компетентности родителей в моей группе работают родительские клубы «Семейная гостиная» и «Клуб молодой семьи».

Вот некоторые формы моей работы с родителями в рамках клубов по интересам.

Тренировочное занятие — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному ре­шению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тре­нировка педагогического мышления посредством коллективной творческой деятельности.

Цель такого заседания предусматривает определение темы, цели, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вари­антов поведения участников игры. При этом важно проиграть не­сколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать опти­мальный для данной ситуации вариант действий.

Педагогическая дискуссияувлекательная форма повышения педагогической культуры, которая позволяет вовлечь всех при­сутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех дискуссии зависит от подготовки. За месяц участники должны познакомиться с темой, основными вопросами, литературой.

Одной из самых распространенных способов повышения педагогической культуры родителей являются родительские собрания. Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с норматив­но-правовой базой дошкольных учреждений родители являют­ся заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Именно поэтому вопросы, выносящиеся на родительские собрания, зачастую диктуют сами родители, которые предусматри­вают расширение, углубление и закрепление знаний об образо­вании детей, которые могут быть научно-практическими, тео­ретическими, по обмену опытом и др. Собрания в моей группе проводятся 2 - 3 раза в год. Они требуют тщательной подготовки, предусматри­вают активное участие родителей, организацию выставок детс­ких рисунков, книг, концерта детей.

Основное в этой деятельности - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференциро­ванной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном уч­реждении, активизировать участие роди­телей в различных мероприятиях.

Практика показала, что, если я творчески готовлюсь к собранию, ак­тивно привлекаю к участию в нем роди­телей, на собрании привожу примеры ор­ганизации жизни и деятельности детей в семьях, оно проходит живо, интересно, результативно. Важно знать, не только какие знания да­вать родителям, но и как их давать, как строить беседу с ними, в какой форме за­давать вопросы, как вызвать интерес к об­суждаемым актуальным проблемам.

Я не составляю длинных ре­чей-монологов, а веду беседу, умело ис­пользуя педагогические ситуации, вызывая родителей на разговор. Записываю рас­сказы детей на магнитофон, готовлю слай­ды, показываю занятия по теме собрания, организую разнообразные выставки.

Интересно прошло, например, роди­тельское собрание на тему «Подготовка де­тей к школе». На собрание были приглашены специалисты: учитель школы, логопед.

Познакомив родителей с тре­бованиями, которые предъявляет в настоящее время школа к ученикам, дала кон­кретные рекомендации по развитию речи, предложила игры и упражнения по разви­тию умственных способностей детей.

Организую собрания и в форме КВНов, где родителям предоставляется возможность непосредственно участвовать в различ­ных конкурсах, в результате чего они при­обретают педагогические знания и уме­ния, например, по теме «Игра - это серьез­но». Родителей группы поделила на две команды, вручила им карточки с до­машним заданием. Весь материал, кото­рый хотела сообщить на собрании, был заложен в различные задания и конкурсы: родители объясняли высказывания педагогов о роли игры в воспитании детей, обыгрывали предложенные им различные педагогические ситуации...

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат. Они стали активными участни­ками всех дел детского сада, непременны­ми помощниками педагогов.

Проведенная работа показывает, что родители стали отклика­ться на мои усилия сделать жизнь их детей эмоцио­нальной и событийной. Они стали доверять мне, советоваться со мной, стали интересоваться семейными традициями, внимательнее относиться к кажущимся мелочам


Следующий блок в моей работе, который проходит в тесном соседстве с предыдущими – совместная деятельность взрослых и детей.

Родители могут быть уве­рены — их малыш непременно получит душевное тепло и ласку в нашей группе «Ромашка». Даже если ребенку станет грустно, то он в уголке уединения сможет посмотреть семейный альбом или позвонить своей маме.

Когда родители впервые приводят в детский сад малыша, видно, с каким нетерпением он ждет этой встречи, этого дня. Встречи жду и я: ребенку приго­товлен шкафчик для одежды с меткой (имя, которым его ласко­во называют дома). Теперь его так же будут называть и в дошколь­ной группе.

Я привлекаю маму и папу к оформлению развивающей предметно-пространственной среды. С помощью родителей оформлена игровая зона, сюжетные и развивающие игры, зоны отдыха, мини – музеи в группе.

Дети любят приносить из дома сладости, личные вещи: иг­рушки, книжки и др. Их можно либо показать всем, либо сохра­нить в тайне. Я решила эту «проблему» так: родители вме­сте с детьми сшили сумочки для их секретов.

Любой ребенок мечтает стать настоящим художником и открыть собственную выставку. В моей группе такая воз­можность детям предоставлена: в групповой комнате ребенок мо­жет разместить рисунки, поделки, выполненные всей семьей, а также свои собственные. В своей работе с родителями я часто устраиваю выставки совместных работ родителей и их детей: «Поделки из природного материала», «Игрушки-самоделки», «Куклы - персонажи сказок». Такие выставки помогают лучше узнать семьи моих воспитанников.

Нередко дети (даже в домашних условиях) с трудом засыпают без любимой игрушки. Если такое явление наблюдается, я разрешаю ребенку приносить игрушку и в детский сад. Пока дети обедают, их любимые игрушки «устраиваются» в кроватках и ждут своих друзей.

Некоторые дети любят перед сном послушать сказку, колы­бельную. Я узнаю от мам, какие именно песенки поют они своим малышам, и напеваю детям перед сном их любимые, привычные мелодии. Каждая мама красочно оформила любимую колыбельную свого ребенка и принесла в детский сад.

Родители, совместно с детьми, оформили семейные альбомы, в которых постарались познакомить с традициями своей семьи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время теряются родственные связи, далеко не всегда мы интересуемся нашими предками, историей своей семьи. Для того чтобы привлечь внимание родителей к этой проблеме я предложила родителям своих воспитанников создать генеалогическое древо своей семьи, разузнать как можно больше о своих предках. Родители восприняли это довольно настороженно, но с интересом.

Используя этот метод в работе с родителями и детьми, я пробуждаю у них интерес к истории своих предков. Перед тем как дать семье такое задание, я рассказала об истории генеалогии, о правилах отоб­ражения сведений о родстве в виде таб­лиц, росписей, карточек. Как правило, семьи составляют родосло­вную, указывающую всех предков ре­бенка, как по мужской, так и по жен­ской линии, и оформляют ее в виде древа. Родословное древо выглядит красиво и наглядно. В моей группе имеется выставка семейных древ, которая вызывает интерес у всех участников педагогического процесса. В роли экс­курсоводов выступают сами дети. Они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, об их деятельно­сти, достижениях и т.п.

Еще одной частью моей работы, было изготовление герба семьи. Я подобрала материал о фамильных гербах, их составных час­тях, символике. Затем семье дала зада­ние - используя полученные знания, со­здать собственный герб. Практика пока­зала, что родители и дети, стремясь подчеркнуть особенности своей семьи, своего рода, не ограничиваются полу­ченной информацией. Гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семей­ные традиции. С любовью вписаны в них дети.

В современных условиях возросла проблема возрождения культурных традиций разных семей. Поэтому моя основная задача воспитывать интерес и желание к про­должению семейных традиций, привлекать родителей к посильному участие в праздниках.

Проводятся вечера досуга в виде кон­курсов, для участия в которых приглаша­ются родители. Весело и интересно проходят праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья», семейные праздники «Секрет семейного счастья», «Бабушку свою, очень люблю», демонстрация маминых нарядов и т.д. Подготовка к таким праздникам всегда вызывает интерес, как у детей, так и у взрослых. Главное, никто не остается пассивным зрителем ни взрослые, ни дети.

Взаимодействие с отцами также да­ет положительные результаты. Отцы оказывают нам посильную помощь в ук­реплении материально-технической базы нашей группы: постоянно обновляется и обогащается предметно-развивающая среда, папы непременные участники проводимых мероприятий в ДОУ. Позитивные итоги совместной деятельности педагогов и отцов прослеживаются в более успешном личностном становлении детей.
Выводы
Я сделала анализ проведенной работы и пришла к следующим выводам.

В результате тесного взаимодей­ствия с семьей повыси­лись педагогическая культура родите­лей и их ответственность за личностное развитие ребенка, сформировался дружный коллектив пап и мам.

В своей работе я использовала как хо­рошо известные, традиционные формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска. Использование разнообразных форм работы с родителями дало положительный результат. Они стали активными участни­ками всех дел детского сада, непременны­ми помощниками педагогов.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду помогло им:


  • преодолеть собственный авторита­ризм и увидеть мир с позиции ребенка;

  • относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать;

  • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

  • проявлять искреннюю заинтересо­ванность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Все это становится возможным лишь в условиях полного взаимного доверия и кропотливой работы, кото­рую я провела со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса — с родителями, воспитателями и детьми детского сада.

Результатом моей работы стало то, что родители стали быстро отклика­ться на усилия специалистов ДОУ сделать жизнь их детей эмоцио­нальной и событийной. Они стали доверять педагогам, советоваться с ними, интересоваться семейными традициями, внимательно относиться к кажущимся мелочам. Родители стали стремиться быть полезными коллективу детского сада. Анкетирование, прове­денное среди родителей, подтвердило, что они стали доверять педаго­гам, так как их дети психологически защищены, и им не о чем беспоко­иться (97%). Родители признают, что благодаря усилиям педагогов они лучше узнали своего ребенка.

Диагностика эмоционального состояния ребенка, повторное анкетирование, тестирование семей, индивидуальные беседы с родителями и детьми показали, что воспитанники чувствуют себя комфортно в детском саду, продолжают ощущать связь с домом и семьей.

Таким образом, моя совместная работа с семьей способствовала созданию единого образовательного про­странства для детей и воспитывающих их взрослых, которые спо­собны нести ответственность за свои воспитывающие влияния.

Литература.


  1. А.В. Козлова Работа ДОУ с семьей.

  2. С.В. Глебова. Детский сад – семья.

  3. Е. С. Евдокимова. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.

  4. О.В. Солодовникова. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.

  5. Журнал «Дошкольное воспитание».

  6. Журнал «Ребенок в детском саду».

Рецензия на опыт Алёхиной Тамары Евгеньевны,

воспитателя МДОУ центр развития ребёнка - детский сад "Сказка" по теме

«Совместная деятельность педагогов и родителей в создании единого игрового пространства»

Тема опыта сформулирована конкретно, корректно использованы педагогические и психологические термины.

Алёхина Тамара Евгеньевна раскрыла условия возникновения и становления опыта, основанные на данных предварительной диагностики по теме опыта.

Отсутствие образовательных программ для родителей в теле- и радиоэфире, снижение тиражей специализированных научно-по­пулярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошколь­ников. В этой ситуации, как показывает практика, нередко единственным источником педагогических знаний для родителей ста­новится воспитатель детского сада.

Дошкольные образовательные учреждения ориентированы на помощь семье в формировании социально компетентной лично­сти дошкольника, способной решать проблемные задачи (адекват­ные его возможностям), активно взаимодействующей с окружаю­щими людьми. Создание в дошкольном учреждении коллектива еди­номышленников: родителей и педагогов, ориентированных на лич­ностный рост ребенка, — позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям выпускника ДОУ в школе.

Тамара Евгеньевна рационализировала, усовершенствовала методику взаимодействия с родителями. Она представляла данный опыт на секции воспитателей образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования в Борисовском районе, где он получил высокую оценку педагогов.

Актуальный педагогический опыт Алёхиной Т.Е. заслуживает положительной оценки и рекомендуется к внедрению в практику работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений района.

01.03. 2011 год.


Рецензент: Липшеева Л.Г. методист по дошкольному образованию информационно методического кабинета муниципального учреждения "Отдел образования администрации Борисовского района", «Почётный работник общего образования РФ».




Опыт Алехиной Т.Е. воспитателя МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

скачать


Смотрите также:
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Борисовского района» Информационно-методический кабинет
268.2kb.
Муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Борисовского района", имк
160kb.
«Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала»
298.73kb.
Муниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района Саратовской области Муниципальное учреждение «Методический кабинет»
16.21kb.
Развитие этнокультурной компетентности дошкольника в процессе ознакомления с русской обрядовой куклой
465kb.
Москвич Любовь Васильевна п. Борисовка 2011 Теоретическая часть. Основным документом в воспитании и образовании детей является закон
134.85kb.
Приказ №347 по му «Отдел образования администрации Борисовского района» «О проведении тренировочной работы №1 2010 г по математике в формате гиа для учащихся 9 класса»
127.13kb.
Муниципальное учреждение управление образования администрации муниципального образования Каневского района Краснодарского края Районный информационно-методический центр
601.62kb.
Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации муниципального района ишимбайский район республики башкортостан
785.92kb.
Сокращенное: мку оо администрации мр ишимбайский район рб
215.01kb.
Сокращенное: мку оо администрации мр ишимбайский район рб
244.84kb.
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Районная организации Профсоюза работников образования Хайбуллинского района
52.25kb.