Главная стр 1
скачать

Муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Борисовского района", ИМК


Киричкова Г.Г. воспитатель

МДОУ центр развития

ребёнка - детский сад "Сказка"

2009 год




Обобщён опыт по теме: “Художественно-

эстетическое воспитание детей»





Киричкова

Галина Григорьевна

Воспитатель. Стаж работы 23 года.

Среднее специальное образование.

Победитель районного конкурса «Воспитатель года -2003”



Содержание:


  1. Информация об опыте……………………………………………………..4

  2. Технология опыта……………………………………………………..…5

  3. Результативность опыта………………………………………………..14

  4. Библиографический список…..............................................................................15

  5. Приложение к опыту ……………………………………………………16

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не нарушая.

Современные педагоги (С. Никитин, В. Ашиков) пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов. Способность к изображению ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие её через упражнения, занятия, игры.

В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания форм и методов дошкольного образования.

Свою работу по изодеятельности я основала на принципах построения программы «Семицветик».

Её авторы - В. А. Ашиков и С.Г. Ашикова, педагоги центра художественного творчества г. Троицка, Московской обл. Программа « Семицветик» одна из программ, базирующихся на принципах гуманистической педагогики. Главная цель программы - обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всесторонне развитие творческих способностей ребенка на основе комплексного использования различных видов искусств и организации детской деятельности.

Программа строится на теоретических исследованиях Б.М. Неменского и Т.С. Комаровой. В основу заложен принцип спирали, т.е. она в своем движении повторяет виток за витком, но каждый раз на качественно новом уровне.

Сегодня всеми осознается необходимость создания условий для развития художественных способностей ребёнка, раскрытия его творческого потенциала. Практика показывает: с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходимо организовать эстетически развивающую среду. У нас в ЦРР, Детском саду «Сказка» в неё вошли так называемые «Эстетические островки». Это комната русского быта, где дети знакомятся с истоками народного творчества, обычаями русского народа; комната природы, куда дети с удовольствием приходят на занятия и беседы, делают поделки из природного материала; художественная минигалерея - где выставляются работы детей из бумаги, соломки, различные поделки; есть у нас в саду и различные виды театров, кафе «Лесная сказка».

Для успешной творческой деятельности детей необходимы чередование различных видов занятий с использованием дидактических игр, игровых моментов, наблюдений, графических и живописных упражнений. Руководство со стороны педагога не должно носить обучающего характера. Основная задача - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Как важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести первую формулу образования: «Ты все можешь!».

В своей работе с детьми я руководствуюсь принципами:

пусть развиваются;

пусть трудятся;

пусть радуются;

пусть творят.

Я считаю, что роль педагога не только дать определенные умения и навыки. Главное - помощь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним его красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости. Рисование, как и другие виды творчества, не праздное развлечение, а труд.

Начиная работу по данной теме, я поставила перед собой такие задачи:

1. Обучить детей различным приемам и способам изображения природы;

2. Пробуждать детей к отображению своих впечатлений в рисунке.

Начиная работу по данной теме, я основывалась на тех умениях и навыках в изобразительной деятельности, которые дети получили во II младшей группе. У них уже были сформированы навыки рисования красками и карандашами, они правильно пользовались кистью, хорошо знали основные цвета.

Работу с детьми пятого года жизни я построила на накоплении знаний о природе, чем больше ребенок имеет знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатление от наблюдений.

В начале учебного года я проводила много наблюдений на прогулках и экскурсиях: мы с детьми рисовали цветы, называли их цвета, цвета листвы на деревьях и кустах. Дети учились сравнивать растения по цвету, выделять более яркие, насыщенные по цвету и более светлые. Я обращала внимание детей на различную форму и строение листьев. Мы собирали осенние листья, рассматривали их, называли форму, величину, цвет. Все это сопровождалось чтением стихов русских поэтов: «Березы желтою резьбой...» И. Бунина, «Осень» С. Трутневой, «Осень» А.Толстого.

В группе дети составляли узоры из листьев, ритмично располагая их по форме, цвету; учились составлять из листьев разной формы, величины, цвета изображения разных предметов, рыб, птиц, зверей.

Посещая «Комнату природы» я проводила беседы об осени, сопровождая рассказ показом репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Ясный осенний вечер», И. Остроухова «Золотая осень».

Мы ходили на экскурсии в лес в пору ранней, золотой и поздней осени, рассматривали деревья в осеннем убранстве, под кронами берез, осин, кленов дети слушали и заучивали стихи: «Осень» 3. Федоровской, «Листопад» (отрывок) И. Бунина.

Занятия по рисованию я проводила в игровой форме, стараясь помочь детям почувствовать свойства изобразительного материала, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

Дети рисовали пальчиковым способом на сером фоне желтые, оранжевые, коричневые «листья» - получилась картина «Пасмурный осенний день». Если взять ярко - голубой фон - «Солнечный день», темно - синий «Осенний вечер». Юные художники полюбили рисование пальчиком. Этот способ помогает ребенку органично почувствовать материал (гуашь, акварель), его свойства - вязкость, бархатистость красочного слоя.

Отразить полученные впечатления от наблюдений дети смогли на занятиях «Витражи для замка волшебницы - Осени». Дети с помощью трафаретов рисовали наиболее характерные для осени предметы - листья, фрукты, овощи, облака, зонтики, грибы. В ходе предварительной работы я прочла детям стихотворение «Осень» Плещеева, отрывок из книги Скребицкого «Четыре художника». Описание красок, которыми осень убрала природу, иллюстрации из книги, осенние пейзажи, настраивают детей на творческую работу, а работа с трафаретом помогает быстро создать витражи, которые эффективно смотрятся на белой бумаге.

В середине учебного года я поместила в уголке изобразительной деятельности «Удивительный паровозик», который крепится на стене и состоит из вагончиков. Он позволяет познакомить детей с определённой темой и даёт возможность для самовыражения. Каждый вагончик в «Удивительном паровозике» имеет определённое название. Например, при работе над темой «Зима», я в первом вагончике размещала книги русских поэтов и писателей, посвященные этому времени года; во - втором - картины (репродукции) на тему «Художники о зиме» (В. Поленов «Ранний снег», И.Шишкин «Зима», И. Грабарь «Зимний пейзаж», «Роскошный иней», А.Пластов «Первый снег» и К. Юон «Русская зима» и др.); в третьем - зеркало для творческой работы с использованием различных материалов (жидкий мел, белая гуашь) и техник рисования (пальцами, тычком, приманиванием).

Рисуя по литературному произведению, ребенок вспоминает последовательность событий, стремится передать характеристику основных образов, воспроизвести описание деталей пейзажа, т.е. он активно мыслит и при этом творчески подключает свои представления, полученные в результате предыдущих наблюдений.

Это хорошо видно на примере занятий по стихотворению И. Токмаковой «Ели». Удачное сравнение маленьких елочек девочками, которые взялись руками за юбочки, помогло детям постичь и передать их образ в рисунке. Игровое сходство вызвало у ребят оживление. Дети рассмотрели иллюстрацию Л.Токмакова к сборнику «Деревья» И.Токмаковой.

Такое сочетание иллюстрации и живой природы углубило применение изобразительных средств для передачи образа в рисунках.

С наступлением весны мы продолжили экскурсии в природу, дети систематически ходили на прогулки по «Экологической тропе», где могли видеть изменения в природе, связанные с приходом весны. К каждой целевой прогулке я подбирала стихи, которые соответствовали определенному месяцу весны - «Вот и лед на реке треснул...» И. Сурикова, «Уходи, зима седая» А. Майкова, «Уж тает снег...» А. Плещеева, «Прошли дожди, апрель теплеет» И. Бунина.

Очень звучным и красочным является стихотворение О. Высотской «Одуванчик». Образ одуванчика представлен очень динамично, его признаки охарактеризованы поэтично: цвет - золотистый, размер - маленький, одуванчик похож на солнышко. После чтения этого произведения в воображении ребенка возникает конкретная картина природы - голубое небо, яркое солнце, желтый одуванчик в траве.

Знакомству со стихотворением предшествовало наблюдение цветка в природе в яркий солнечный день. Затем я провела беседу, во время которой сначала прочитала стих, показала иллюстрации к нему, дети отвечали на вопросы. Затем я использовала фланелеграф для обыгрывания стихотворения: на первую строчку появляется большое солнце, на вторую - маленький одуванчик. Эта работа подготовила занятия по рисованию на тему «Одуванчики в траве» (см. прилож.). В гуашь я добавила манную крупу, это позволило сделать изображение более объемным, выразительным.

Нарисовать различные картины природы детям этого возраста помогают произведения А. Плещеева «Травка зеленеет», С. Маршака «Дождь», И. Бунина «Крупный дождь». Их содержание легко переносится в рисунок, образы, представленные в них, знакомы детям.

В течение всего учебного года я помещала в уголке изобразительной деятельности различные дидактические игры «Цветик-семицветик», «Подбери по цвету». Развивающие игры «Собери картину о времени года», «Собери цветок».

В конце учебного года я провела развлечение «Здравствуй, лето!», в ходе которого дети читали стихи о различных цветах - одуванчик, гвоздика, ромашка. Закреплялись знания о различных цветах и цвете, в конце развлечения дети рисовали цветы по желанию.

В ходе работы с детьми средней группы я пришла к выводу, что для успешного проведения занятий в этой группе необходимо, чтобы образы представлений, возникающие у детей после наблюдений, совпадали с образами поэтических произведений, а использование различных способов изображения способствуют формированию эстетического вкуса, вызывает интерес к рисованию, формирует представления о средствах выразительности в изобразительном искусстве.

Работу по данной теме я продолжила в старшей группе, дети шестого года жизни уже имеют опыт восприятия природы и художественного его восприятия в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлении или образов природы, давать им точную характеристику.

Планирование работы в старшей группе я основала на впечатлениях, наполняющих жизнь детей в определенное время года, реализуя через различные формы работы с детьми, разнообразные виды их творческой деятельности как того требует программа «Семицветик», которая предусматривает совместное творчество взрослого и ребенка.

На первом этапе под названием «Под рукой художника оживает кисть», были организованы различные виды деятельности. Сначала я провела беседу «Приглашение в мастерскую художника», в которой рассказала о мастерской, в которой создаются произведения изобразительного искусства. В ходе этой беседы мы поместили в уголок изобразительной деятельности «Законы юных художников», которые были сформированы в виде модели. Модель - это символ, предмет - заместитель, схематичное изображение предмета с его характерными признаками. Дети старшей группы уже подготовили к использованию моделирования, у них сформированы такие психические качества, как анализ и синтез. Затем мы посетили изостудию в «Школе искусств», где дети увидели, как рисуют картины юные художники, как оборудована художественная мастерская, дети смогли сами постоять за мольбертом, попробовали развести краски на палитре. Закончился этот этап театрализованным представлением «Посвящение в юные художники».

Вторая тема называется «Палитра осени». Сначала дети познакомились с пейзажной живописью, рассматривали репродукции картин И. Репина «Осенний букет», И. Бродского «Опавшие листья», И. Левитана «Золотая осень». Дети познакомились с алгоритмом «Последовательность создания композиции пейзажа», алгоритмом «Древо». Затем была проведена выставка художников - пейзажистов, где разместились репродукции картин различных русских художников, дети приносили из дома репродукции, которые икали вместе с родителями, эти репродукции мы разместили в раздевалке, чтобы и дети и взрослые видели результаты своих усилий и любовались картинами.

В пору ранней осени мы посетили с экскурсией заповедник «Белогорье» под названием «Пришла волшебница прекрасная, листву без краски перекрасила». Дети любовались красотой осенних деревьев, слушали стихи «Лес точно терем расписной» И. Бунина, «Есть в осени первоначальной» Ф. Тютчева. Ребята играли в игры «Найти листок к дереву», «Собери букет».

На прогулках мы рассматривали и сравнивали деревья - березу, клен, иву, рябину.

Очень интересно прошло занятие по рисованию «Осенняя береза». Я подобрала поэтические строки о березах:

... Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой...

... И листок березы с золотистой

пчелкой


Вьется и летает под колючей

елкой.


Дети познакомились с новой техникой рисования - штрихами.
А вот на занятии «осенняя листва на фоне холодного голубого неба» дети рисовали в другой технике — по-сырому, упражнялись в различении холодных и теплых цветов.
Осенние пейзажи дети рисовали по произведениям Е. Трутневой «Ходит - бродит осень» и А. Толстого «Осень». Предшествовавшая занятию беседа помогла детям познакомится с поэтическим описанием осенней природы, увидеть красоту стиха, обратить внимание на средства поэтической выразительности. Если в средней группе дети рисовали по одному произведению, то в старшей группе для развития творчества целесообразно использовать мотивы двух произведений об одном явлении природы.
В пору поздней осени ярко выделяются кисти рябин, дети внесли в группу рябину, украсили группу букетами с рябиной, составили композиции в уголке природы. Дети познакомились со стихами Э. Межелайтиса «Точно костер огневая рябина» и О. Высотской. Они рисовали гроздья рябины пальчиковым способом, соединяя ягодки тоненькими веточками.

Грустное настроение поздней осени дети смогли почувствовать, рисуя «Осеннее дерево под ветром и дождем». Стихи А. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» и А. Плещеева «Скучная картина» создали особый эмоциональный настрой, дети рисовали не просто дерево, а дерево гнущееся на ветру.

В нашем «Удивительном паровозике» мы так же размещали произведения русских поэтов и репродукции картин об осени, дидактические игры «Осенние листья», «Подбери краски для художника», в которых дети не просто различали листья с деревьев и цвета, но и цветовые оттенки - желто - оранжевый, коричнево красный и др.; подбирали подходящие краски для различных времен года.

Завершился период осени развлечением «Золотая волшебница».

Таким образом, первый этап работы над выразительностью рисунка в старшей группе направлен на накапливание ребятами опыта восприятия поэтических строк. Наблюдения рекомендуется максимально приближать к процессу изображения, а в некоторых случаях сочетать оба процесса. Наблюдая природу, дети получают яркие зримые впечатления, которые совпадают с восприятием поэтических образов. А просмотр иллюстрации способствует уяснению приемов передачи выразительного образа художником, о которых в стихотворении говорится обобщенно, с помощью метафор, сравнений, эпитетов.

На втором этапе важно стимулировать более глубокое понимание детьми изобразительного значения поэтического произведения. Для этого я учила детей составлять краски для получения нужного тона, подбирать фон для рисунка, компоновать на листе образ, описанный в стихотворении.

Работа над третьей темой «Зимнее настроение», началась с серии наблюдений снегопада, зимних туч, реки. Перед наблюдением я спрашивала у детей: «Если бы вам захотелось нарисовать зимнюю реку (небо, лес), какие бы краски для этого понадобились? Посмотрите вокруг себя, видите вы эти краски?» Дети подбирали определения к словам: снежинка, снег, зимний лес, слушали стихи Ф.Тютчева №Чародейкою зимою», А. Пушкина «Идет волшебница - зима». Рассматривали картины и иллюстрации Ю. Ракина «Зима», В. Васнецова «Снегурочка», И. Шишкина «Зима», «На севере диком», Ю. Юона «Русская зима», В. Токарева «зимушка - зима».

Итогом таких наблюдений стало занятие на тему «Зимушка - зима», сопровождавшееся чтением стихов С. Есенина «Заметает зима...» и «Зимние краски» В. Фетисова. Дети рисовали снег не просто белого цвета, но и предавали различные оттенки путем смешивания красок. Поэтические строки подсказали детям тему для различных зимних пейзажей: «Хочет в мягких снегах утонуть», «Полю - лучшие белила, Зорям - алые чернила», «Чистые блестки серебристые». На этом занятии дети использовали для передачи выразительности разные средства: композицию,

колорит, прорисовку деталей, величинное различие образов.

Так же, как и в средней группе, с детьми старшего возраста я старалась проводить занятия в игровой форме, помогала войти в образ, создаваемый в рисунке, дети то кидались снежками, то превращались в снежинок на занятии «Морозные узоры», где они рисовали узоры для мороза и украшали ими его дворец.

Различные приемы рисования помогают сделать рисунок выразительнее. Так рисование тычком на занятии по стихотворению А. Пушкина «Идет волшебница - зима», позволило передать «волнистые ковры», «клоки» снега на суках дубов.

Таким образом, проведенная работа способствовала развитию у детей устойчивого интереса к произведениям искусства, пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. У детей развиваются и совершенствуются навыки и умения изобразительного творчества.

Дети получили представление о жанрах живописи и ее средствах выразительности: рисунок, цвет, композиция, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.

Дети освоили свойства цвета (теплая, холодная, контрастная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона.

Дети овладели различными техниками рисования для получения большей выразительности рисунка: рисование пальчиковым способом, штрихами, по-сырому, с использованием трафарета и добавлением в краску сыпучих материалов, тычком.
Выводы:
Отражение поэтических образов рисунка способствует воспитанию лучших человеческих чувств - внимательному и бережному отношению к каждому растению, к родной природе, к родному краю, к Родине.
Поэзия изобразительного искусства, а также изобразительная деятельность самих детей помогает педагогу закрепить и углубить пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе.
Дети смогли увидеть реально результаты своей деятельности на различных выставках, рисунками детей были оформлены фойе, неоднократно устраивались выставки детских работ в музыкальном зале к различным праздникам: «Золотая осень», «Зеленый огонек», «Праздник Рождества». Проведенное диагностирование детей позволило сделать такие выводы: Если в I квартале 2004 года были такие показатели уровней развития изобразительных навыков у детей:

высокий — 20 %

средний - 60 %

низкий - 20 %,

то во II квартале 2005 года показатели такие:

высокий - 57 %

средний - 43 %

низкий - 0 %

Библиографический список:

Приложения

Приложение № 1 Картины великих художников

Приложение № 2



Приложение № 3





































































Опыт работы Киричковой Г.Г. воспитателя МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

скачать


Смотрите также:
Муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Борисовского района", имк
160kb.
«Ознакомление дошкольников с русской обрядовой культурой на основе этнографического материала»
298.73kb.
Развитие этнокультурной компетентности дошкольника в процессе ознакомления с русской обрядовой куклой
465kb.
Москвич Любовь Васильевна п. Борисовка 2011 Теоретическая часть. Основным документом в воспитании и образовании детей является закон
134.85kb.
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации Борисовского района» Информационно-методический кабинет
268.2kb.
Приказ №347 по му «Отдел образования администрации Борисовского района» «О проведении тренировочной работы №1 2010 г по математике в формате гиа для учащихся 9 класса»
127.13kb.
Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации муниципального района ишимбайский район республики башкортостан
785.92kb.
Сокращенное: мку оо администрации мр ишимбайский район рб
244.84kb.
Сокращенное: мку оо администрации мр ишимбайский район рб
215.01kb.
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Районная организации Профсоюза работников образования Хайбуллинского района
52.25kb.
Решением Собрания депутатов муниципального района от 24. 12. 2008 №119 положение об отделе образования администрации
83.19kb.
Муниципальное казенное учреждение отдел образования администрации муниципального района ишимбайский район республики башкортостан
257.31kb.