Главная стр 1
скачать

учителями, в результатах самооценки младших школьников; в результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами; в промежуточной и итоговой аттестации учащихся; в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.



Накопительная оценка («портфель достижений») – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата выпускника начальной школы.

Комплексная работа – это итоговая проверочная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей, в том числе из раздела «Чтение и работа с информацией». Она проводится в конце каждого года обучения и позволяет оценить сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе.
2. Основные цели и задачи системы оценки

2.1. Целью внутренней системы оценки является формирование у школьников контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной самостоятельности, развитие ребёнка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, а также повышение качества процедур оценивания результатов учебной деятельности на ступени начального, основного общего образования.

2.2. Задачи:


  • упорядочивание оценочных процедур;

  • поддержка и стимулирование учебной деятельности учащихся;

  • обеспечение точной обратной связи;

  • включение школьников в самостоятельную контрольно-оценочную деятельность;

  • предоставление информации для управления системой образования.

2.3. Функции системы оценки.

Система оценивания выполняет следующие функции:



  • нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;

  • ориентирующая функция содействует осознанию школьником результатов процесса деятельности и пониманию собственной роли в нём;

  • информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях младшего школьника;

  • корректирующая функция способствует внесению поправок в действия младшего школьника, корректировке его установок, взглядов;

  • воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств, проявления чувств и т.д.;

  • социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;

  • диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;

  • стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.

2.4. Принципы внутренней системы оценки:

    • критериальность оценки результатов;

    • приоритет самооценки школьника;

    • объективность оценки;

    • открытость процедуры и результатов оценки,

    • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

    • оценка динамики образовательных достижений школьников;

    • сочетания различных видов оценки и универсальных подходов в оценивании.


3. Содержание оценки

3.1. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения школьниками (далее учащимися) основной образовательной программы начального, основного общего образования:



  • личностные результаты

  • метапредметные результаты

  • предметные результаты.

3.2. Оценка личностных результатов.

Объект оценки: сформированность личностных универсальных учебных действий.

Предмет оценки: эффективность деятельности системы образования, образовательного учреждения.

Процедуры внутренней оценки: мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств, определённых в основной образовательной программе как личностные результаты.

Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:


    • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;

    • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;

    • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

3.3. Оценка метапредметных результатов.

Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Предмет оценки: уровень сформированности данного вида учебных действий.

Процедуры оценки: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений; накопительная оценка, фиксируемая в «портфеле достижений» в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога; а также оценка родителей школьников, фиксируемая на страницах дневников.

3.4. Оценка предметных результатов.

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Процедуры оценки: а) внутренняя накопленная оценка, б) итоговая оценка (внутренняя и внешняя).


4. Порядок проведения процедур внутренней оценки результатов

4.1. В образовательном процессе начальной, основной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание и накопительная оценка.

4.2. Стартовая диагностика – оценочная процедура, с помощью которой определяется исходный (стартовый) уровень знаний, умений и навыков, а также уровень развития обучающихся при переходе с одной ступени образования на другую.

4.3. На первый год обучения устанавливается безотметочный режим обучения, предусматривающий выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета первоклассником, включение учащегося в процесс самоконтроля и самооценки.

4.4. Порядок текущего оценивания.

Текущее оценивание – комплексная оценка результатов образования, включает диагностику личностных, метапредметных и предметных результатов.



Диагностика результатов личностного развития.

Проводится с помощью различных методов (диагностическая работа, анкетирование, педагогические наблюдения и т.д.). Диагностика предполагает проявление учеником личностных качеств: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться). Обобщение результатов проводится по классу в целом.



Диагностика метапредметных результатов.

Диагностический материал состоит из компетентностных заданий, требующих от учащегося выполнения познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.



Диагностика предметных результатов.

Осуществляется с помощью различных методов. Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения своего продукта: вывода, оценки, обобщения и т.п.

Оценка достижения предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В ряде случаев их достижение может проверяться в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (в форме «портфолио») и учитываться при определении итоговой оценки.

4.5.Порядок выставление текущих отметок.

При безотметочном обучении (в 1 классе) оценка фиксируется с помощью шкал, диаграмм, лесенок, «смайлов», цветных кружков.

Со второго полугодия второго класса оценивание осуществляется по признакам уровней успешности, а также с использованием балльной шкалы.

Текущие отметки выставляются по желанию ученика, за тематические проверочные работы – обязательно.

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем учащимся.

Учащийся не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

Отметка «1» по пятибалльной шкале в начальной школе не используется (см. Методическое письмо МО РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

4.6. Порядок итоговых оценочных процедур.

Предметом итоговой оценки освоения учащимися основной образовательной программы начального, основного общего образования является достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов начального, основного общего образования, необходимых для продолжения образования в средней школе.

Итоговое оценивание осуществляется по признакам уровней успешности: формальный (недостаточный) уровень - выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила;

базовый (необходимый предметный) уровень – правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе.

повышенный (функциональный) уровень - учащимся продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые предметные и комплексные работы.

Итоговая оценка осуществляется с помощью методик:

- трехуровневые задачи на ведущие предметные способы (средства) действия;

- межпредметная (предметная) проектная задача, способствующая оценить компетентность учебного взаимодействия (коммуникации), способность учащихся переносить известные им предметные способы (средства) действия в квазиреальную ситуацию;

- публичная презентация личных достижений.

В итоговую оценку результатов освоения Основной образовательной программы входят:

- результаты текущего (промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального, основного общего образования;

- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения учащимися основных формируемых культурных предметных способов действий (средств), необходимых для продолжения образования на следующей ступени;

- накопительная оценка, которая включает достижения младших школьников во внеурочной деятельности, и формируется в таблицах образовательных результатов и портфеле достижений («портфель достижений») школьника (см. Положение о «портфеле достижений обучающегося»).


5. Принятие решения о переводе обучающегося в следующую ступень общего образования

5.1. Решение об успешном освоении школьником основной образовательной программы начального, основного общего образования и его переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения.

5.2. Для принятия решения о переводе обучающего на следующую ступень общего образования педсовету предъявляется портфель достижений учащегося;

5.3. В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.


6. Ведение документации

6.1. Учитель ведёт:



  • тематическое планирование с обязательным указанием планируемых результатов по предметам учебного плана;

  • журнал, в котором фиксируется прохождение материала по предметам соответственно программе, виды деятельности, выполняемые обучающимися;

  • личное дело обучающегося, в котором по итогам года фиксируется достижение планируемых результатов;

  • оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме; оценка выражается следующими видами оценочных суждений:

«Å» - отлично знает и умеет, безошибочно выполняет и может обосновать или объяснить;

« + » - знает, умеет, но на практике возможны незначительные недочеты, ошибки;

« ? » - сомневается в знании или умении, допускает типичные ошибки;

« - » - не знает, умение не проявляется.

В верхней части оценочного листа записывается тема, все виды работ проверочного характера и пооперационный состав действия, которым должны овладеть обучающиеся в ходе изучения данной темы.

Оценочные листы могут вестись и в электронном формате (Microsoft Office Exсel). При этом используется следующая балльная шкала: «Å» - 3 балла; « + » - 2 балла; « ? » - 1 балл; « - » - 0 баллов, которая способствует автоматическому нахождению среднего арифметического, ранжированию и переводу в общепринятую пятибалльную шкалу.



Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит самоанализ педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

  • динамику развития обучающихся за учебный период;

  • уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным темам (на основе результатов тестовых диагностических работ);

  • процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);

  • уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);

  • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основе календарно-тематического плана, классного журнала);

  • выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.

6.3. Учащийся ведёт:

  • специальные тетради по учебным предметам – «Мои достижения» (тетради для контрольных работ), в которых отражаются тексты и результаты тестово-диагностических, тематических, итоговых проверочных работ, оценочные листы к данным работам;

  • рабочие тетради по предметам, в которых выполняются тренировочные и корректировочные задания для текущего оценивания (учитель осуществляет проверку работ в данной тетради только после самооценки учащегося);

  • портфель достижений, формируемый для отслеживания динамики обучения и развития (в 1 классе «портфель достижений» ведётся вместе с учителем, далее с родителями и самостоятельно);

  • дневник, в котором фиксируются текущие оценки и самооценки учащегося;

  • вкладыш в дневник, который способствует фиксации содержательной оценки итоговых предметных результатов (по четвертям), отслеживанию динамики обучения и физического развития.

6.4. Руководство школы:

  • в соответствии с программой мониторинга освоения Основной образовательной программы начального, основного общего образования имеет набор инструментария для проведения внутришкольного административного контроля;

  • имеет банк данных результатов оценочных процедур, которые классифицирует по классам, по отдельным учащимся, используя информационные технологии с целью определения динамики в образовании учащихся.


7. Права, обязанности и ответственность участников оценочных процедур

7.1. Права и обязанности учащихся.

Обучающиеся имеют право:

  • на собственную оценку своих достижений и трудностей;

  • на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;

  • представлять результаты своей деятельности в форме портфеля своих достижений и публично их защитить;

  • на ошибки и время для их ликвидации;

Обучающиеся обязаны:

  • по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной деятельности;

  • овладеть способами оценивания, принятыми в школе;

  • иметь рабочие тетради, тетрадь для проверочных работ, дневник, в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность.

7.2. Права и обязанности учителя.

Учитель имеет право:

  • иметь своё оценочное суждение по поводу работы учащихся;

  • оценивать учащегося только относительно его собственных возможностей и достижений;

  • оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы.

Учитель обязан:

  • соблюдать принципы системы оценки и основные пункты данного Положения;

  • работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;

  • оценивать не только объём знаний и умений, а также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни;

  • вести учёт продвижения учащихся в таблицах образовательных результатов или классном журнале не только в знаниях, умениях и навыках, но и в развитии учащихся;

  • доводить до сведения родителей информацию о результатах учебной деятельности детей, их достижениях, успехах и трудностях;

  • давать индивидуальные консультации родителям по преодолению проблем и трудностей, возникающих у их детей в обучении.

7.3. Права и обязанности родителей обучающихся.

Родитель имеет право:

  • знать о принципах и способах оценивания в данной школе;

  • на получение достоверной информации об успехах, достижениях и проблемах своего ребёнка;

  • на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребёнка.

Родитель учащегося обязан:

  • соблюдать правила оценочной безопасности и основные пункты данного Положения;

  • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребёнка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

  • посещать родительские собрания (рефлексии) на которых идёт просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.

7.4. Права и обязанности администрации.

Руководство школы имеет право:

  • осуществлять контроль достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

  • на своё оценочное суждение по поводу работы учителя и учащихся;

Руководство школы обязано:

  • анализировать деятельность учителя по обеспечению условий для реализации требований государственного стандарта начального, основного общего образования;

  • соблюдать основные пункты данного Положения.

7.5. Ответственность сторон.

Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи преемственности основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.

При нарушении основных принципов системы оценивания одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к руководству школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.

Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и рассмотрения в органе государственного общественного управления.



В случаях, когда родителей учащихся не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести своего ребёнка в другую школу.
скачать


Смотрите также:
Накопительная оценка
143.71kb.
Накопительная серия Интернет викторин №3 «Петр I и формирование российской государственности»
31.6kb.
Матрица ответов
44.53kb.
Управление образования администрации красногвардейского района
74.15kb.
Накопительная серия Интернет викторин №4 «Нашествие иноземцев на Русь» 770 лет Ледовому побоищу
27.43kb.
Диагностика Оценка степени готовности первоклассников к школьному обучению
87.31kb.
Независимая оценка транспорта стоимость. Ярославль. Независимая оценка транспортных средств (за 1 ед.)
27.73kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности методика и система оценивания олимпиадных заданий
635.95kb.
Информатика Критерии оценок по информатике Устные ответы Оценка 5
45.32kb.
Практическая работа № Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Ход работы
141.55kb.
2. оценка пожарной обстановки
96.98kb.
5 Оценка кандидатов при приеме на работу Проблемы и этапы оценки персонала
379.89kb.