Главная стр 1 ... стр 6стр 7стр 8стр 9стр 10стр 11стр 12
скачать

1.4. Налоговая система Германии

Налоговая система Германии насчитывает около 50 видов налогов, отличающихся друг от друга налогоплательщиками, налоговой базой и налоговыми ставками.

Согласно Конституции Германии в стране действует два уровня государственной власти: федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). В соответствии с таким делением все налоги подразделяются на общие, федеральные и общин (рисунок 8).
┌────────────────┬──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┐

│ Общие налоги │Федеральные налоги│Земельные налоги │ Налоги общин │

├────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├────────────────┼──────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│1. Подоходный │1. Акцизы: │1. Налог с владе-│1. Промысловый │

│налог на зара-│- на нефтепродук-│льцев автомоби-│налог. │

│ботную плату. │ты; │лей. │2. Поземельный │

│2. Подоходный │- табак; │2. Имущественный│налог и др. нало-│

│налог, уплачива-│- спиртоводочные │налог. │ги и сборы. │

│емый по деклара-│изделия. │3. Налог с насле-│ │

│ции. │2. Страховой налог│дства и дарения.│ │

│3. Корпорацион- │3. Другие федера-│4. Акциз на пиво│ │

│ный налог. │тивные налоги (та-│и др. налоги и│ │

│4. Налог на до-│моженные пошлины,│сборы. │ │

│ходы от капита-│сборы и т.д.). │ │ │

│ла. │ │ │ │

│5. Налог на до-│ │ │ │

│бавленную стои-│ │ │ │

│мость. │ │ │ │

│6. Налог с обо-│ │ │ │

│рота импорта. │ │ │ │

│7. Часть промыс-│ │ │ │

│лового налога,│ │ │ │

│передаваемая фе-│ │ │ │

│дерации и землям│ │ │ │

└────────────────┴──────────────────┴─────────────────┴─────────────────┘

Рис.8. Налоги Германии

Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, что по мнению правительства является фактором выравнивания экономического развития регионов.

Все налоги, поступающие в бюджет государства, можно разделить на две группы:

1. Налоги, закрепленные за соответствующими административно-территориальными звеньями и поступающие туда в полном объеме. Их называют собственными налогами.

2. Налоги, распределяемые по установленным нормам между федерацией, Землями и Общинами, которые одновременно поступают в бюджеты различных уровней, и их называют общими налогами.

Налоговые поступления ряда налогов, в частности НДС, распределяются по двум направлениям: вертикально (между федерацией, землями и частично общинами) и горизонтально (между отдельными землями и внутри земель). При расчете непосредственных сумм налогов используются два основных показателя.

1. Первичный финансовый потенциал Земли - сумма налоговых поступлений в бюджет Земли плюс 50% поступлений наиболее крупных налогов Общин, входящих в состав данной Земли.

2. Средний финансовый потенциал - сумма наиболее крупных налогов, поступающих в земельные бюджеты и бюджеты общин, поделенная на число жителей страны и умноженная на число жителей данной земли,


k

СФП = сумма Н х n

i=1, N i
где k - общее количество наиболее крупных налогов, поступающих в бюджеты общин и земельные бюджеты, i = 1...k;

H - сумма i-го наиболее крупного налога, поступающего в бюджеты i Общин и Земли;

n - число жителей данной Земли;

N - общее число жителей Германии. Если первый показатель служит исходной позицией для установления земель, имеющих право на получение субсидий, и земель, обязанных их выплачивать, то второй показатель характеризует собой норму земельных доходов, базирующихся на среднедушевых налоговых поступлениях. Земли, у которых фактически налоговые доходы выше нормы, обязаны выплачивать определенные суммы тем Землям, доходы которых ниже этой нормы. Так, в Германии 25% от НДС образуют фонд дополнительных субсидий и распределяются между экономически слабыми Землями в зависимости от среднедушевого объема их налоговых доходов. Остальные 75% НДС поступают непосредственно в бюджеты Земель и распределяются между ними в соответствии с численностью их жителей.


Таким образом, из причитающихся всем Землям поступлений НДС выделяется дополнительная доля для экономически слабых Земель. При этом во всех Землях взимаются одинаковые налоги, что способствует выравниванию регионов (Земель) в экономическом и социальном плане. Кроме того, экономически слабым Землям предоставляются субсидии из федерального бюджета (за счет доли федерации в НДС). Одновременно выравнивание осуществляется на коммунальном уровне. Для каждой Общины рассчитывается удельный вес подоходного налога, собираемого на данной территории, к общему объему поступлений подоходного налога, причитающегося общинам. В соответствии с расчетным определяется сумма подоходного налога, которая должна быть передана в распоряжение Общине. Вначале Общинам переводится 15% общей суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, затем эта сумма распределяется между отдельными общинами пропорционально численности их жителей. После определения собственных и общих налоговых доходов общин тем из них, которые не дотягивают до среднего уровня, предоставляются субсидии из вышестоящего бюджета.

Подоходный налог с физических лиц взимается независимо от гражданства. Налог уплачивают физические лица, проживающие в Германии более 183 дней в году, а также служащие Германии, проживающие за границей. Налог выплачивается со всех видов доходов. Базой обложения является совокупный доход физических лиц. Доход представляет собой сумму семи видов доходов, уменьшенных на необлагаемые суммы и другие вычеты.

В законе определены следующие виды доходов: от работы в сельском и лесном хозяйстве; от промысловой деятельности; самостоятельной деятельности; наемного труда; капитала; сдачи имущества в аренду и др.

Доходы, превышающие необлагаемый минимум (12 тыс.марок в год), облагаются по прогрессивным ставкам, равномерно увеличивающимся от 19 до 53%.

Налог на заработную плату как форму подоходного налога отличается особенностями. Налогоплательщики делятся на шесть групп с учетом семейного положения, наличия детей, числа лиц, работающих в семье. Налог исчисляется по таблицам и удерживается работодателем по каждому виду выплат заработной платы на основании налоговой карточки. Перечисление налога ведомству осуществляется работодателем в соответствии с законом.

Взносы в фонд социального страхования поступают не в бюджет, а в фонд социального страхования. Взносы уплачиваются в процентах к фонду заработной платы по установленным ставкам. Ставка взносов в пенсионное страхование составляет 18,6%, из них поровну платят рабочие и предприниматели.

Церковный налог (дополнительно к подоходному налогу) взимается в доход церкви земель. Налогоплательщиками являются все члены религиозной организации. Базой исчисления налога является годовая сумма подоходного налога. Ставки налога составляют 8 - 9%.

Налог с наследства и дарений взимается с наследственной доли каждого наследника. Ставки налога составляют от 3 до 70% и устанавливаются с учетом имущества и степени родства.

Налог на прибыль с корпораций взимается с юридических лиц всех форм собственности. Из подлежащей обложению прибыли вычитаются пожертвования на общественные, научные и государственные цели, представительские расходы и другие расходы, предусмотренные законодательством.

Для мелких компаний, доход которых не превышает 10 тыс.марок, устанавливается необлагаемый минимум в размере 5 тыс. Если доход свыше 10 тыс.марок, необлагаемый минимум сокращается.

Ставка налога на нераспределенную прибыль установлена в размере 45%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 30%. То есть имеет место двойное обложение прибыли - на уровне компании и уровне акционера.

Солидарный сбор является надбавкой к подоходному и корпоративному налогам и установлен в связи с объединением Германии. Сбор перечисляется в федеральный бюджет. Базой обложения является исчисленный подоходный или корпоративный налог. Ставка сбора определена в размере 7,5%.

Промысловый налог устанавливается только на немецкие предприятия, осуществляющие промышленную, торговую, снабженческую и другие виды деятельности, кроме сельского и лесного хозяйства и деятельности, относящейся к свободным профессиям.

Обложению подлежит доход и работающий капитал предприятия. Для промыслового налога на капитал необлагаемый минимум составляет 120 тыс.марок.

Ставки промыслового налога установлены на двух уровнях. Базовые, или основные, ставки едины на всей территории и составляют 5% для налога на промысловый налог и 0,2% для налога на промысловый капитал.

Местные органы власти (Общины) могут увеличивать эти ставки в несколько раз в зависимости от собственных условий.

Налог с оборота взимается в виде налога на добавленную стоимость. Налогом облагается вся система общественного и частного потребления. Налог взимается со стоимости, добавленной на стадии переработки. Это достигается за счет того, что НДС, уплаченный при приобретении товаров и услуг, выплачивается из суммы налога, включенного в цену при продаже готовой продукции. Налогом не облагаются медицинские услуги, квартплата, услуги школ, театров, музеев, благотворительных союзов и т.д. Основная ставка налога составляет 15%. Льготная ставка в размере 7% распространяется на продукты питания, книги, газеты, услуги транспорта.

Налог с оборота импорта является акцизом в соответствии с Положением о налогах и пошлинах. Его собирает таможенное управление. Объектом обложения является товар, ввозимый из третьих стран через таможенную границу. В основу налоговой базы положена таможенная стоимость ввозимого товара (работ и услуг), к которой прибавляются другие импортные сборы. Ставки налога, как и внутри страны, составляют 15 и 7% соответственно. Среди индивидуальных акцизов важную роль играют налоги на минеральное топливо, табак, спиртные напитки, пиво, кофе, чай и др.

Местные налоги на потребление и расходы включают налоги на продажу спиртных напитков, доходы развлекательно-увеселительных заведений, собак, охоту, рыбную ловлю, содержание гостиниц, сдачу в аренду квартир и т.д.

Право издавать законы о налогообложении, взимать налоги и распоряжаться налоговыми поступлениями регулируется конституцией. Федеральные власти имеют только право издавать законы о таможенных пошлинах и в отношении финансовых монополий. Федеральные власти и власти земель имеют право издавать конкурирующие законы, то есть определять базы налогообложения, необлагаемый минимум и льготы.

Контроль над уплатой налогов осуществляют в основном земельные финансовые органы, при которых созданы специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, средними и мелкими фирмами, сельскохозяйственными и другими предприятиями. На федеральном уровне ревизионную службу координирует Федеральное финансовое ведомство.


скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Налоговые системы России и зарубежных стран
2457.81kb.
Налоговые системы России и зарубежных стран
96.02kb.
Тематический план семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран»
114.29kb.
Контрольные вопросы по курсу «история государства и права зарубежных стран»
39.6kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
45.71kb.
Требования к отчетности по брс и вопросы к зачету по курсу «Новая и новейшая история зарубежных стран»
91.87kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Экономика зарубежных стран»
40.62kb.
1. История государства и права зарубежных стран в системе юридических наук. Предмет, методы и периодизация истории государства и права зарубежных стран
860.96kb.
Курс «экономическая и социальная география зарубежных стран» структура лабораторно-практических занятий
48.3kb.
Вопросы по курсу «Новая и новейшая история зарубежных стран»
25.59kb.
Практикум по курсу «Налоговые информационные системы» Москва 2007 Спирина М. А. Практикум по курсу «Налоговые информационные системы»
408.57kb.
Налоговые вычеты
113.55kb.