Главная стр 1
скачать
ГЛАВА 38

НАЛОГ НА ПРОМЫСЕЛ

38.1. Место налога на промысел

в налоговой системе Украины

Уплата налога на промысел осуществляется в Украине в со­ответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «О нало­ге на промысел» от 17 марта 1993 года.

Особенностью этого налога является то, что его применение распространяется только на торговую деятельность физических лиц, не зарегистрированных как субъекты предпринимательской дея­тельности. С торговой деягельности практически начался процесс демонополизации экономики.

Государственная политика совершенствования внутреннего потребительского рынка Украины базируется на том. что тор­говля является и будет являться важнейшей сферой формирова­ния и стабилизации потребительского рынка, координирующим звеном в системе межотраслевых и межрегиональных связей, действенным механизмом удовлетворения социальных потребно­стей и ослабления социальной напряженности в обществе. Опыт экономически развитых стран свидетельствует о действенности регулирующих государственных функций в том случае, если они базируются на совершенной нормативно-правовой базе, развитой инфраструктуре рынка, четком функционировании органов уп­равления, эффективной системе социальной защиты потребите­лей в рыночных условиях.

Концепция развития внутренней торговли Украины оп­ределяет общую стратегию и приоритегные направления госу­дарственного регулирования развития внутренней торговли в рыночно ориентированной системе хозяйственных отношений и направлена на повышение эффективности организационно-эко­номических преобразований в торговле. Переход к системе сво­бодного перемещения товаров не привел пока еще к формирова­нию полноценного потребительского рынка. Потребительский рынок сегодня — это рынок деформированной структуры спро­са из-за неплатежеспособности населения: рынок товаров низко­го качества; рынок, в котором массовые нарушения со стороны субъектов хозяйствования стали объективной реальностью В

связи с нестабильностью экономики Украины пока невозможен уход от стихийных нерегулируемых рынков, которые формиру­ются за счет выплаты заработной платы в натуральной форме, торговли продукцией, выращенной на собственном земельном участке, и т. д

38.2. Плательщики налога на промысел

Плательщиками налога на промысел являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства (даль­ше граждане) как имеющие, так и не имеющие постоянного ме­ста проживания в Украине, если они не зарегистрированы как субъекты предпринимательства и осуществляют несистематичес­кую, не более четырех раз на протяжении календарного года, продажу изготовленной, переработанной или купленной продук­ции, предметов или товаров.

Плательщиками выступают граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства и лица, не имеющие постоянного места жительства. Основанием для подобного разграничения яв­ляется статус гражданина, который определяется Законом Укра­ины от 16 марта 1997 года «О гражданстве Украины». Гра­жданство Украины определяет постоянную правовую связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обя­занностях.

Иностранцы имеют право заниматься в Украине пред­принимательской деятельностью, предусмотренной зако­нодательством Украины. При этом они имеют такие же права и обязанности, как и граждане Украины, если другое не установле­но Конституцией или Законами Украины. Иностранцы уплачива­ют налоги и сборы в соответствии с Законами Украины и между­народными договорами Украины.

Права налогоплательщиков применительно к данному нало­гу предполагают:

1. Предоставление государством возможности осуществления торговой деятельности без государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности {но не более четы­рех раз в течение календарного года) путем приобретения одно­разового патента.

2. Осуществление торговой деятельности определенными ви­дами товаров без государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности и без приобретения одноразового патента (в этом случае количество продаж не имеет значения).

3. Осуществление одноразовой продажи в течение кален­дарного года личного автотранспортного средства без госу­дарственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности и без приобретения одноразового патента.

В обязанности плательщиков входит:

1. Декларирование товара в случае необходимости (ис­ключаются товары, не подлежащие декларированию, так как при торговле ими не требуется приобретение патента)

2. Уплата подоходного налога путем приобретения одноразо­вого патента.

3. Предъявление контролирующим органам документа, под­тверждающего право ос\ ществления торговой деятельности (од­норазовый патент).

4. Регистрация субъектами предпринимательской деятельно­сти в случае осуществления торговой деятельности в течение календарного года более четырех раз.

И еще ряд замечаний по этому элементу правового механиз­ма налога на промысел. Во-первых, плательщиками являются лица, которые не зарегистрированы как субъекты предпринима­тельской деятельности. Во-вторых, плательщики осуществляют несистематическую деятельность по продаже товаров (в этом случае законодателем закреплен и количественный критерий несистематичности — четыре раза в календарном году). В-треть­их, несистематической продаже подлежит: а) изготовленная; б) переработанная; в) приобретенная продукция.
38.3. Объект налогообложения

Объектом налогообложения является суммарная стоимость товаров по рыночным ценам, которая определяется гражданином в декларации, поданной государственной районной (городской) налоговой инспекции по месту жительства, а гражданином, ко­торый не имеет постоянного места жительства в Украине.— по месту реализации товара.

Размер платы за приобретенный одноразовый патент являет­ся разновидностью уплаты подоходного налога. Согласно Декре­ту Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граж­дан» объектом налогообложения является суммарный годовой

доход граждан (обложение подоходным налогом, как правило, происходит относительно фактически полученного дохода). Одна­ко, если используется метод уплаты подоходного налога исходя из оценочного дохода, то по результатам полученного дохода в тече­ние календарного года производится перерасчет подоходного на­лога и определяется должник (государство или плательщик).

Особенностью определения объекта налогообложения являет­ся то, что приобретенный одноразовый патент является фиксирован­ной платой и в дальнейшем не подлежит перерасчету. Для защиты интересов плательщика (т е. для соблюдения принципа спра­ведливости налогообложения) при декларировании товара необхо­димо использовать рыночные цены. Цена представляет собой де­нежное выражение обязательства произвести платеж за проданную продукцию. Цена выражается в единицах национальной валюты за единицу товара. Уровень цен складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств: особенностей товара, конкурентоспо­собности, соотношения спроса и предложения и т. д. В каждом ре­гионе складываются свои центры торговли, так называемые «основ­ные рынки», цены которых признаются базисными в торговле соответствующими товарами и зависят от количества посредников на пути товара к конечному потребителю

В зависимости от особенностей плательщиков налога на промы­сел существует два метода приобретения одноразового патента'.

а) по месту жительства плательщика (в том случае, если граж­данин имеет прописку);

б) по месту осуществления торговой деятельности (в том случае, если гражданин не имеет прописки).

Приобретение патента осуществляется на основании по­данной декларации, в которой указываются, фамилия, имя, отче­ство плательщика; адрес проживания, наименование и стоимость товара; количество дней; количество товара; стоимость единицы товара: суммарная стоимость товара. Декларация, на основании которой определяется объект налогообложения, подается в нало­говую инспекцию по месту проживания граждан Украины либо в налоговый орган по месту реализации товара (если гражданин не имеет постоянного места проживания). В декларации, кроме общих сведений о гражданине, указывается перечень товаров, ко­торые предполагается реализовать, и их стоимость.

ДЕКЛАРАЦИЯ

проживающий

сообщаю наименование и стоимость товара, который предполагаю реа­лизовать на протяжении_____________________________________ дней,

с до___________ включительно.

№ п/п

Наименование товара Количество (прописью) Стоимость единицы товара Всего



Общая стоимость товара______ грн. (прописью)

Прош> выдать мне одноразовый патент на___дней

Личная подпись Дата

Следует обратить внимание на случай, который не нашел от­ражения в ст. 2 Декрета Кабинета Министров Украины «О налоге на промысел», — в случае выплаты заработной платы в натураль­ной форме и необходимости ее реализации. При выплате зарпла­ты в обязанности предприятия, учреждения, организации и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности входит начисление, удержание и перечисление подоходного налога по факту выплаты дохода. Так как налог на промысел является разновидностью подоходного налога с граждан, то. следовательно, приобретение одноразового патента при реализации товара, полу­ченного в качестве заработной платы, не требуется. При этом под­разумевается, что цена такого реализуемого товара не превышает его стоимость, учитываемую при выплате заработной платы.

При выплате заработный платы в натуральной форме следу­ет учитывать, что существует перечень товаров, не разрешенных для выплаты заработной платы в натуральном виде, который ут­вержден постановлением Кабинета Министров Украины № 244 от 3 марта 1993 года.

38.4. Ставка налога

Ставка налога на промысел установлена в размере 10% от указанной в декларации стоимости товара, который подлежит продаже в течение трех дней, но не менее размера одной минималыши I заработной платы. В случае увеличения срока продажи товаров гхцо семи дней ставка налога увеличивается до 20%. Таким образом, с, ставка для определения стоимости одноразового патен­та при осэсуществлении торговой деятельности с учетом налога на промысе —л составляет:

1. [(У^/о — в случае приобретения одноразового патента на 3 дня;

2.20<?-^ж/о — в случае приобретения одноразового патента на 7 дней.

Увелй-ичение ставки в зависимости от увеличения срока прода­жи товар оа до 7 дней обусловлено тем, что за 7 дней возможность реализов;вать больший объем товаров растет, и, следовательно, для обеспеченная доходной частя местного бюджета налог взимается в двойном - размере. Особенностью уплаты налога на промысел яв­ляется тоос, что стоимость приобретаемого патента не может быть ниже пре.^дельного размера (одного необлагаемого минимума), ко­торый ус"~тановлен ст. 3 Декрета. В этом случае не имеет значения количестхтво задекларированного товара, если процентное соотно­шение не^е соответствует установленному минимальному размеру уплаты о,х.одноразового патента, т. е. не принимается плата менее 17 гривень.



38.5. Льготы по налогу на промысел

С по\л: мощью льгот создаются условия для активизации инвес­тиционно ых процессов, прежде всего в приоритетных сферах ма-териатьнвного производства, что отвечает основным направлениям структурноной перестройки по конкретным программам и проектам увеличен иия выпуска и удешевления необходимых товаров.

Декреоет предусматривает своеобразную льготу: не деклариру­ется и не ^ облагается налогом реализация продукции, произведен­ной в лишенном подсобном хозяйстве, как в сыром виде, так и в виде перяовичной обработки. Особенным является то, что данная льгота не ^ выделена ни отдельной статьей, ни отдельным пунктом, а включег—на в ст. 2 «Объект налогообложения».

Еще О одной из льгот, закрепленных Декретом, является предо­ставление*^ права физическим лицам, без регистрации субъектами предпри** нимательской деятельности и без приобретения однора­зового паб-атента, осуществлять продажу ими личных автотранс­портных о - средств. Данная льгота применяется в случае осуществ­ления такяхкой продажи не более одного раза в год.

Существуют различные пути реализации автотранспортных средств, от которых зависит механизм налогообложения лиц, осуществляющих эту реализацию.

1. Налог на промысел не взимается при;

а) продаже физическими лицами автотранспортных средств с удостоверением договоров в органах Госавтоинспекции, но не более одного раза в течение календарного года (согласно Закону Украины от 13 июня 1996 года);

б) продаже физическими лицами автотранспортных средств с заключением договоров купли-продажи и нотариальным удос­товерением независимо от количества продаж (ст 5 Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» устанавливает, что по доходам, полученным от продажи лично­го имущества, за нотариальное удостоверение которого уплаче­на госпошлина, подоходный налог не взимается);

в) продаже физическими лицами автотранспортных средств независимо от их количества путем заключения договора ко­миссии (в данном случае комиссионер выплачирает всю сум­му дохода гражданину без удержания подоходного налога). Налог на промысел в данном случае не взимается, а о выпла­ченных доходах комиссионер сообщает в налоговую инспек­цию по месту жительства собственника автотранспортного средства путем подачи справки по форме № 2. При этом дохо­ды приравниваются к доходам, полученным не по основному месту работы;

г) второй, третьей, четвертой продаже физическим лицом автотранспортных средств без приобретения одноразового па­тента. В этом случае налогообложение осуществляется в соот­ветствии с разделом IV «Особенности налогообложения дохо­дов от занятия предпринимательской деятельностью и других доходов» Декрета Кабинета Министров Украины «О подоход­ном налоге с граждан» Иными словами, при исчислении дохо­да, облагаемого подоходным налогом, следует учитывать затра­ты, понесенные в связи с приобретением автотранспортного средства, если таковые имели место. Подоходным налогом об­лагается разница между расходами, понесенными в связи с при­обретением автотранспортного средства, и доходами, получен­ными от его реализации.


38.6. Исчисление и уплата налога

Налог на промысел уплачивается путем приобретения одно­разового патента на торговлю, стоимость которого определяется на основании указанной плательщиком суммарной стоимости то­варов и ставки налога. Минимальный срок действия одноразово­го патента — три, максимальный —- семь дней. Одноразовый па­тент выдается налоговой инспекцией, вырученная сумма зачис­ляется в местный бюджет по месту приобретения патента.

В связи с тем, что осуществление торговой деятельности с приобретением одноразового патента предусматривает несисте­матическую деятельность, то и вести учет доходов и расходов не требуется. Условием осуществления несистематической торговой деятельности посредством приобретения одноразового патента является реализация товара исключительно на территории рын­ков. Приобретение одноразового патента при торговле на терри­тории рынка не освобождает гражданина, осуществляющего та­кую торговлю, от уплаты рыночного сбора и соблюдения правил торговли на рынках.

Для более четкого понимания порядка и условий взимания рыночного сбора необходимо иметь в виду, что рыночный сбор взимается работником рынка с плательщика сбора за каждый день торговли до начала реализации им продукции или товаров и не является процессом предоставления услуг, выполнения ра­бот, продажи товаров по свободным или регулируемым ценам (тарифам) со стороны рынков и предприятий, содержащих рын­ки. При осуществлении торговой деятельности путем приобре­тения одноразового патента на рынках с уплатой рыночного сбо­ра у гражданина возникает обязанность соблюдения правил тор­говли на рынках.

Требованием ст. 1 Декрета является то, что при осуществле­нии несистематической торговой деятельности (не более четырех раз в календарном году) граждане могут приобретать одноразо­вый патент и осуществлять торговую деятельность без государ­ственной регистрации субъектом предпринимательской деятель­ности. В случае осуществления торговой деятельности более четырех раз в год (т. е. когда она является систематической) не­обходимо зарегистрироваться субъектом предпринимательской деятельности, так как согласно требованиям Декрета осуще-

ствление самостоятельной, инициативной деятельности на соб­ственный риск с целью получения прибыли является предприни­мательской деятельностью. Также согласно Закону Украины «О предпринимательстве» гражданину, осуществляющему продажу товара более четырех раз в год, необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности

Особенностью ответственности налогоплательщиков яв­ляется то, что при несоблюдении требований Декрета при­меняются административные штрафы в случае:

1) осуществления продажи товаров без приобретения одно­разового патента;

2) осуществления продажи товаров, не внесенных в дек­ларацию.

За эти нарушения административный штраф взыскивается в размере от 1 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан. За повторное нарушение санкция применяется в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан. Администра­тивные штрафы применяются только в случае, если данные на­рушения совершаются гражданами, осуществляющими торго­вую деятельность не более четырех раз в календарном году. Если контролирующими органами было установлено, что про­дажа осуществлялась более четырех раз в календарном году, то размер административных штрафов регулируется Декретом Ка­бинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» и рассматривается как осушес гвление торговой деятельности без государственной регистрации.



Контрольные вопросы:

1 Место налога на промысел в системе обще­государственных налогов в Украине

2 Плательщик налога.

3 Объект налогообложения 4. Ставка налога



5 Льготы по налогу на промысел.

6. Порядок исчисления и \платы налога.
скачать


Смотрите также:
Налог на промысел 38 Место налога на промысел в налоговой системе Украины
121.63kb.
1. Понятия налога и сбора, сходства и отличия. Налог
330.31kb.
Проект Закона Украины о налоговой службе Украины
121.07kb.
Проект Закона Украины о налоговой службе Украины
121.07kb.
Тема 13. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 2010
240.16kb.
О земельном налоге, представлении налоговой декларации по нему и о плате за негативное воздействие на окружающую среду
166.46kb.
«Боровая дичь и её промысел»
126.97kb.
Биология соболя и его промысел
81.81kb.
Единый (фиксированный) налог на сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей
46.81kb.
Налог на прибыль
557.56kb.
С изучением предметов художественно-эстетического цикла
51.7kb.
Организация эис в налоговых службах организационно-методические основы построения автоматизированной налоговой информационной системы (анис)
531.08kb.