Главная | стр 1стр 2стр 3стр 4
![]() ![]() ![]() ![]()
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Программа НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Завальное на 2011–2015 учебный год. с. Завальное Паспорт программы 1 Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка. 1. 2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 2. Содержательный раздел 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. 2.2. Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов и внеурочной деятельности. 2.3.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 2.5. Программа коррекционной работы.
3.2. План внеурочной деятельности. 3.3. Условия реализации основной образовательной программ начального общего образования.
Директор школы В.С. Сычев заместитель директора Н.В. Попова по учебно-воспитательной работе заместитель директора О.И. Бубнова по воспитательной работе Рабочая группы учителей по введению ФГОС Порядина Т.П.- руководитель ШМО начальных классов Путилина И.Н.- учитель начальных классов; Козлова К.В.- учитель начальных классов; Брыкина В.И. – руководительШМО гуманитарного цикла учитель; Демихова С.Н.- руководитель МО естественно-математического цикла
1.1 Пояснительная записка Основная образовательная программа - нормативно-управленческий документ, определяющий содержание образования соответствующего уровня и направленности, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Завальное Усманского муниципального района Липецкой области разработана на основе ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г., приказа Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357), Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, а также социального заказа родителей младших школьников. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса лицея на ступени начального общего образования. Цель программы: формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО. Задачи программы:
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа (ООП) учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным подходом к формированию ООП начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниями в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов. Структура программы соответствует ФГОС. ООП обеспечивает: гарантию прав учащихся на образование (доступное и качественное), оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации и самоопределения личности.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования. Планируемые результаты:
Планируемые предметные результаты могут быть представлены в обобщённой либо в технологической форме. Портрет выпускника начальной школы — умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками; — владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней; — обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение); — любит своё село, край, свою Родину; — любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир; — уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой; — соблюдает правила здорового образа жизни. 1.3Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов происходит в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: -личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) — не подлежат итоговой оценке; -объект оценки метапредметных результатов — регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД (оценка умения учиться); -оценка предметных результатов происходит по отдельным предметам. Формы оценки метапредметных результатов:
- выполнение комплексных заданий на межпредметной основе Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами. Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих портфеля достижений целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные обучающимся, с оценками типа: - «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; - «хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом МБОУ СОШ с. Завальное на основании сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2.Содержательный раздел 2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования универсальных учебных действий лицея направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта. Данная программа призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования лицея:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия:
Основой образовательной программы НОО являются ценностные ориентиры содержания образования. К ним относятся
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов: Литературное чтение: формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Математика: развитие познавательных действий, систематизация и структурирование знаний, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, логический анализ, формирование общего приёма решения задач, моделирование (знаково-символические действия, замещение, кодирование, декодирование). Русский язык: формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (символы, графики, схемы, таблицы). Окружающий мир: учебная работа по своей мотивационной наполненности близка к игровой деятельности с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Технология: становится опорным предметом для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, добиваться достижения результата). Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД Определить общие подходы в системе образования учителю начальных классов лицея помогают типовые задачи, которые направлены на формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Личностные типовые задачи — самоопределение и смыслообразование (методика «Беседа о школе», «Незавершённая сказка»). Регулятивные типовые задачи — оцениваемые универсальные учебные действия (выкладывание узора из кубиков, проба на внимание). Познавательные — построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия, проба на определение количества слов в предложении, методика «Кодирование», методика «Нахождение схем к задачам». Коммуникативные — задание «Левая и правая сторона» Ж. Пиаже, методика «Кто прав?» Г. Р. Цукерман и др., задания «Рукавички», «Дорога к дому». Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД и предполагает формирование следующих навыков обучающихся: ознакомление-понимание — применение - анализ-синтез - оценка. Организация преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию Организация преемственности осуществляется при переходе от одной ступени образования к другой. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности. Работая по данному направлению коллектив лицея ставит цель - создание и обеспечение педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде. При переходе от дошкольного к начальному общему образованию администрацией лицея, психолого-педагогической службой, педагогическим коллективом проводится цикл мероприятий, направленных на выявление трудностей обучения, адаптации первоклассников к социуму: - стартовая диагностика первоклассников (диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой, проективная методика рисунки «Моя школа», «Я в моем классе», проективная методика личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций О.А. Ореховой, методика для изучения самооценки В.Г.Щура и др.); - консультации для родителей по оказанию помощи в выявленных проблемах ребенка; - контроль за уровнем учебной мотивации; - мониторинги - «Социально-психологической адаптации детей к школе», «Уровень психологической комфортности детей в лицее; - родительские собрания «Проблема адаптации к школе. Роль семьи в профилактике возможных осложнений», «Готовность к обучению в школе. Проблемы и задачи». - анализ адаптации первоклассников к школе. 2.2.Программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности обучающихся. В школе на начальной ступени образования реализуются образовательная программа: - «Школа России», включающая в себя предметные программы и программы внеурочной деятельности в рамках учебного плана. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности (Приложение 1) обеспечивают соблюдение принципа преемственности в обучении лицеистов не только на содержательном уровне, но и на технологическом (проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Нормативной правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее - Программа) являются -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; -Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе Школы, семьи и иных субъектов развития и воспитания (учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций). Содержание духовно-нравственного развития, воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала. Современный национальный воспитательный идеал-высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу России как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
сознание);
обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
прогресс человечества, международное сотрудничество). Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа реализуется по следующим направлениям: - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание нравственных чувств и этического сознания; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны и дополняют друг друга, обеспечивая развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания. В реализации данной программы категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, трудовую, эстетическую, социально- коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России. В основе Программы и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы: - Принцип ориентации на идеал; - Принцип следования нравственному примеру; - Принцип диалогического общения; - Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных практик.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей: благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны. Во-вторых, это родиноведческие и краеведческие знания, развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия. В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. В этой связи важное место занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В учебно-методическом комплексе «Школа России» Россия предстаёт перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане — одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Рабочие программы, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества. УМК «Школа России» сориентирован, прежде всего, на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта УМК направлена на выполнение культуросозидающей роли образования. Внеурочная деятельность организуется в основном традиционными школьными праздниками и делами. Календарь традиционных школьных дел и праздников
Социальные проекты Цель социального проектирования: формирование у обучающихся умений и навыков социализации, становление гражданской позиции. Задачи социального проектирования: Образовательные: Закрепление в практической деятельности теоретических знаний, полученных в школе; Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; Развитие аналитических навыков и навыков критического мышления; Развитие коммуникативных навыков; Приобретение навыков групповой работы. Воспитательные: Привлечение обучающихся к актуальным проблемам школьного и местного сообщества; Формирование у них навыков гражданского участия в целях решения актуальных социальных проблем.
- проведение совместных досуговых, образовательных мероприятий; - совместная аналитическая деятельность при разработке программы развития Школы; - повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. Школа накопила определенный опыт проведения совместных мероприятий с обучающимися, их родителями (законными представителями): -Праздники (День Матери, Новый год, День знаний, День защиты детей); -Конкурсы рисунков; - Поездки в музеи и культурные учреждения г. Усмань, г.Липецк, г.Воронеж; -походы туристические, культурологические. Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно – нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося. Система работы Школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: - совестная педагогическая деятельность семьи и школы; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания, его пропаганда. Знания, получаемые родителями, открывают им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. В системе повышения педагогической культуры Школа практикует различные формы работы: родительские собрания на духовно – нравственные темы, анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье, отношения к укладу школьной жизни.
В результате реализации Программы обеспечивается достижение обучающимися: а) воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности; б) эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.). При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. – становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других объектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственными усилиями обучающегося. Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.) первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживаний и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, Школы, то есть в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами Школы, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; -на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; - на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу. 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни образа жизни «Созидание здоровья и безопасности» Актуализация программы. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни и благополучия человека, основой для самореализации и самовыражения личности. На фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное и социальное. Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского и подросткового населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными и экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также с тем, что одной из основных характеристик качества школьного образования является соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся. Известно, что объективными факторами, влияющими на здоровье учащихся, являются следующие: организация учебно-воспитательного процесса, соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организация режима учебного дня, двигательная активность, требования к организации медицинского обслуживания и питания. Кроме них существует ряд субъективных факторов. Главный из них – низкий уровень сформированности культуры здоровья. Осознание необходимости заботы о собственном здоровье не стало убеждением большинства людей. Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, является актуальнейшей задачей. Данная программа основывается на системном подходе, включающем согласованную деятельность всех участников образовательного процесса. Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса удовлетворяет широким образовательным запросам учащихся, родителей и общества, соответствует требованиям ФГОС второго поколения, позволяет сделать процесс развития учащихся более социально ориентированным и направленным на решение значимых для общества проблем. Программа призвана способствовать целостному развитию личности, её успешной социализации в обществе. Цель программы создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся и системы мер по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на всех ступенях образования. Реализация данной цели возможна при решении задач следующих составляющих культуры здорового и безопасного образа жизни:
-формирование знания уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий; - получение представления о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены; - формирование знания необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности; - формирование знания характера влияния двигательной активности на человеческий организм; - формирование знания приемов самоконтроля. В области формирования деятельностно-коммуникативной составляющей культуры здорового и безопасного образа жизни -овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма; -освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов; -освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести солнечные, воздушные ванны, водные процедуры; -соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице. В области формирования ценностно-ориентационной составляющей культуры здорового и безопасного образа жизни -становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям; -понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы; -развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека. Принципы реализации программы:
предполагает охват всех образовательных ступеней всеми видами здоровьесберегающих мероприятий.
предполагает комплексное взаимодействие всех структур учебно-воспитательного процесса и окружающего социума в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся.
предполагает применение активных методов обучения и воспитания по проблеме формирования здоровья.
предполагает осуществление мониторинга на всех этапах реализации программы.
предполагает получение качественных результатов в вопросе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся в относительно отдаленный период реализации программы. Программа реализуется по направлениям: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ
следующая >> Смотрите также: Мбоу «сош №1» Особенности реализации основной образовательной программы начального общего образования в системе развивающего обучения
51.07kb.
Программа начального общего образования содержание
2266.51kb.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования моу оош №11 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
4432.14kb.
Начального общего образования
604.52kb.
Учебный план начального общего образования 1 ступень обучения общеобразовательные классы
138.2kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
2929.36kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
238.64kb.
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
108.32kb.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
229.68kb.
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего и начального общего образования Основные задачи внеурочной деятельности
319.33kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного
12301.09kb.
Методическое пособие «Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований фгос общего образования второго поколения» 473.87kb.
|