скачать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новосельское
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей математики, физики и информатики.
Руководитель ШМО:
__________/А.В.Петрунина/
Протокол № ___ «__»_____2013г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:______/Н.Н.Брюханова/
«__»_____2013г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
с. Новосельское:
__________/А.В.Погодин /
Приказ №__ «__»___2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА.
Физика, 9 класс
Составил: Цветкова Майя Николаевна, учитель физики
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ____ «__»_______2013г.
2013- 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования, авторской программы А.В.Перышкина и основной образовательной программы МБОУ-СОШ с. Новосельское
Программа ориентирована на учебник «Физика 9» А.В. Перышкин, Е.М.Гутник, «Сборник задач по физике» Лукашик В.И.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы физических знаний и умений в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего образования и на этой основе представлений о физической картине мира;
- развитие мышления и творческих способностей учащихся, стремления к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
-развитие научного мировоззрения учащихся на основе усвоения метода физической науки и понимания роли физики в современном естествознании, а также овладение умениями проводить наблюдения и опыты, обобщать их результаты;
- развитие познавательных интересов учащихся и помощь в осознании профессиональных намерений ;
- знакомство с основными законами физики и применением этих законов в технике и в повседневной жизни;
Основные задачи данной рабочей программы:
-умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, математизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В учебном плане МБОУ-СОШ с. Новосельское на 2013-2014 гг. на изучение физики в 9 классе предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю), 6 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 5 часов на контрольные работы.
Контрольные работы:
Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»
Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
Контрольная работа №3 по теме « Колебания и волны. Звук»
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»
Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной
скорости»
Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел»
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» Лабораторная работа №5 « Изучение треков заряженных частиц по готовым
фотографиям»
Лабораторная работа №6 « Изучение деление ядра урана»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока (от 10 до 20 минут)
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Количество часов
|
В том числе
|
|
|
|
Лабораторных работ
|
Контрольных работ
|
1
|
Законы взаимодействия тел
|
25
|
2
|
2
|
2
|
Механические колебания и волны. Звук
|
8
|
1
|
1
|
3
|
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны
|
16
|
1
|
1
|
4
|
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления
|
19
|
2
|
1
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Название темы, раздела
|
Количество часов
|
Элементы содержания
|
ИКТ
|
Дата проведения
план факт
|
|
|
1.
|
Законы взаимодействия тел (25 часов)
Материальная точка. Система отсчета.
|
1
|
Основные понятия кинематики, Механическое движение. Система отсчета. Траектория. Путь.
|
|
|
|
2.
|
Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение.
|
1
|
Понятие прямолинейного равномерного движения. Формулы координаты
|
|
|
|
3.
|
Решение задач.
|
1
|
|
|
|
|
4.
|
Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. График скорости и проекции скорости.
|
1
|
Мгновенная скорость, ускорение, графическое представление движения
|
|
|
|
5.
|
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.
|
1
|
Формулы перемещения, изображение его значения на графике зависимости скорости от времени
|
|
|
|
6.
|
Решение задач.
|
1
|
|
|
|
|
7.
|
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной
скорости»
|
1
|
Расчет скорости и ускорения
|
|
|
|
8
|
Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение»
|
1
|
Систематизация и обобщение знаний
|
Тест на ПК
|
|
|
9.
|
Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»
|
1
|
|
|
|
|
|
|
10.
|
Анализ контрольной работы. Относительность движения.
|
1
|
Относительность скорости, перемещения, координаты, траектории
|
|
|
|
11.
|
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
|
1
|
Законы Ньютона, инерциальные и неинерциальные системы отсчета
|
Уроки физики с применением информационных технологий 7-11 классы. Электронное интерактивное приложение.
|
|
|
12.
|
Второй закон Ньютона
|
1
|
Второй закон Ньютона
|
|
|
|
13.
|
Третий закон Ньютона
|
1
|
Третий закон Ньютона
|
|
|
|
14.
|
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.
|
1
|
Ускорение свободного падения Высота подъема, начальная скорость
|
|
|
|
15.
|
Решение задач
|
1
|
|
|
|
|
16.
|
Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел»
|
1
|
|
|
|
|
17.
|
Закон всемирного тяготения.
|
1
|
Формулировка закона, зависимость между величинами, входящими в формулу
|
|
|
|
18.
|
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
|
1
|
Формула для расчета ускорения свободного падения на поверхности, на некоторой высоте от поверхности небесного тела
|
|
|
|
19.
|
Равномерное движение тела по окружности.
Период и частота обращения. Скорость при движении тела по окружности.
|
1
|
Частота, период, Центростремительное ускорение
|
|
|
|
20.
|
Искусственные спутники Земли.
|
1
|
Период обращения, первая космическая скорость
|
Уроки физики с применением информационных технологий 7-11 классы. Электронное интерактивное приложение.
|
|
|
21.
|
Решение задач.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
22.
|
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
|
1
|
импульс тела, замкнутая система, закон сохранения импульса
|
|
|
|
23.
|
.
Решение задач.
|
1
|
|
|
|
|
24.
|
Реактивное движение
|
1
|
Понятие о реактивном движении
|
|
|
|
25.
|
Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
|
1
|
|
|
|
|
|
|
26.
|
Механические колебания и волны. Звук
(8 ч.)
Анализ контрольной работы. Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.
|
1
|
Определение колебательного движения. Понятие о колебательных системах
|
|
|
|
27.
|
Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятника
|
1
|
Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Формулы периода колебаний.
|
|
|
|
28.
|
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
|
1
|
|
|
|
|
29.
|
Механические волны. Виды волн.
|
1
|
Понятие волны. Два вида волн.
|
|
|
|
30.
|
Длина волны.
|
1
|
Формула для расчета длины волны
|
|
|
|
31.
|
Звук. Условия его распространения.
|
1
|
Звуковые волны. Условия распространения звука. Скорость в различных средах.
|
|
|
|
32.
|
Решение задач.
|
1
|
|
|
|
|
33.
|
Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»
|
|
|
|
|
|
|
|
34.
|
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны
(16 часов)
Анализ контрольной работы. Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля
|
1
|
Направление магнитных линии, правило
« буравчика»
|
|
|
|
35.
|
Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера.
|
1
|
Сила Ампера, правило левой «руки»
|
Уроки физики с применением информационных технологий 7-11 классы. Электронное интерактивное приложение.
|
|
|
36.
|
Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца.
|
1
|
Возникновение индукционного тока, правило Ленца
|
|
|
|
37.
|
Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
|
|
|
|
|
|
38.
|
Явление самоиндукции
|
1
|
Явление самоиндукции, его проявления
|
|
|
|
39.
|
Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре.
|
1
|
Колебательный контур, свободные электромагнитные колебания
|
|
|
|
40.
|
Переменный ток. Генератор переменного тока.
|
1
|
Переменный ток, получение переменного тока
|
|
|
|
41.
|
Трансформаторы.
|
1
|
Устройство , принцип действия и назначение трансформатора
|
|
|
|
42.
|
Передача электрической энергии на
расстояние
|
1
|
Как осуществляется передача электроэнергии
|
|
|
|
43.
|
Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения ЭМВ.
|
1
|
Свойства электромагнитных волн
|
|
|
|
44.
|
Принцип радиосвязи и телевидения
|
1
|
Понятие амплитудной модуляции
|
|
|
|
45.
|
Свет – электромагнитная волна
|
1
|
Электромагнитная природа света
|
|
|
|
46.
|
Дисперсия света
|
1
|
Дисперсия белого света
|
|
|
|
47.
|
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы
|
1
|
Обсуждение материала, подготовленного учащимися
|
|
|
|
48.
|
Повторительно - обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.»
|
1
|
|
|
|
|
49.
|
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»
|
1
|
|
|
|
|
|
|
50.
|
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления
( 19 ч.)
Анализ контрольной работы. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
|
1
|
Модели строения атома. Доказательство Резерфордом планетарной модели
|
|
|
|
51.
|
Поглощение и испускание света атомами. Линейчатые спектры.
|
1
|
Испускание и поглощение света атомами, наблюдение линейчатых спектров
|
|
|
|
52.
|
Состав и строение ядра. Массовое и зарядовое числа. Ядерные силы.
|
1
|
Протоны, нейтроны, массовое и зарядовое числа. Ядерные силы
|
Уроки физики с применением информационных технологий 7-11 классы. Электронное интерактивное приложение.
|
|
|
53.
|
Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.
|
1
|
Энергия связи, формула для расчета дефекта масс
|
|
|
|
54.
|
Радиоактивность. Альфа, бета и гамма – излучения. Период полураспада.
|
1
|
Особенности видов излучений, период полураспада
|
|
|
|
55.
|
Решение задач.
|
1
|
Материал уроков 50.1 – 54.5
|
|
|
|
56.
|
Экспериментальные методы исследования и регистрации частиц.
|
1
|
Счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера.
|
|
|
|
57.
|
Лабораторная работа №5 « Изучение треков заряженных частиц по готовым
фотографиям»
|
1
|
Анализ треков частиц, представленных на фотографиях
|
|
|
|
58.
|
Ядерные реакции. Деление ядер урана.
Лабораторная работа №6 « Изучение деление ядра урана»
|
1
|
Ядерные реакции, цепная ядерная реакция
|
|
|
|
59.
|
Ядерный реактор. Атомная энергетика
|
1
|
Устройство ядерного реактора, критическая масса
|
|
|
|
60.
|
Синтез ядер. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.
|
1
|
Термоядерная реакция, проблемы, связанные с осуществлением такой реакции
|
|
|
|
61.
|
Решение задач.
|
1
|
|
|
|
|
62.
|
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия
|
1
|
Влияние радиации на живые организмы.
|
|
|
|
63.
|
Закон радиоактивного распада
|
1
|
Период полураспада
|
|
|
|
64.
|
Термоядерная реакция
|
1
|
Управляемые термоядерные реакции
|
|
|
|
65.
|
Экологические проблемы работы атомных электростанций
|
1
|
Имеющиеся проблемы и пути их решения
|
|
|
|
66.
|
Повторительно - обобщающий урок по теме
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления»
|
1
|
Систематизация материала главы
|
Электронное приложение «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы
|
|
|
67.
|
Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»
|
1
|
|
|
|
|
68
|
Анализ контрольной работы. Повторение темы «Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления.»
|
1
|
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса
-
Основы кинематики (9 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Равномерное прямолинейное движение
-
Равноускоренное движение
Лабораторные работы.
-
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
-
Основы динамики ( 12 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Относительность движения
-
Явление инерции
-
Второй закон Ньютона
-
Третий закон Ньютона
-
Свободное падение тел в трубке Ньютона
-
Направление скорости при равномерном движении по окружности
Лабораторные работы.
1.Исследование свободного падения тел
3.Законы сохранения в механике ( 5 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Закон сохранения импульса
-
Реактивное движение
Механические колебания и волны. Звук
(8 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Механические колебания
-
Зависимость периода колебаний груза на пружине от массы груза
-
Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити
-
Превращение энергии при механических колебаниях
-
Механические волны
-
Звуковые колебания
-
Условия распространения звука
Лабораторная работа.
1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины
Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны
(16 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Электромагнитная индукция
-
Правило Ленца
-
Самоиндукция
-
Электромагнитные колебания
-
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле
-
Устройство генератора переменного тока
-
Устройство трансформатора
-
Передача электрической энергии
-
Свойства электромагнитных волн
-
Принципы радиосвязи
Лабораторная работа
1. Изучение явления электромагнитной индукции
Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления
( 19 часов)
Обязательный демонстрационный эксперимент
-
Модель опыта Резерфорда
-
Наблюдение линейчатых спектров излучения
-
Наблюдение треков в камере Вильсона
-
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц
Лабораторные работы.
1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям
Требования к уровню подготовки
Знать / понимать:
-
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение
-
Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.
-
Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса,
Уметь:
-
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ
-
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, скорости, периода, частоты колебаний
-
Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,
-
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ
-
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
-
Решать задачи на применение изученных физических законов
-
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Перечень учебно- методического обеспечения
1. Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2009.
2. Перышкин А.В. Физика 9. - М.: Дрофа, 2010.
3. Уроки физики с применением информационных технологий 7-11 классы. Электронное интерактивное приложение.
4. Физические приборы.
5. Чеботарева А.В.Тесты по физике. К учебнику А.В.Перышкина «Физика. 9 кл.» .Издательство «Экзамен» Москва, 2012
6. Электронное приложение «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы
Список литературы (основной и дополнительной)
1. Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г.
2. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
4.Закон «Об образовании в Российской Федерации»
5.Обязательный минимум содержания основного общего образования. 2004 -2010 гг.
6. Примерные программы по физике. М.: Дрофа, 2010 г.
7.Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.
скачать