Главная стр 1
скачать
МКОУ Игжейская СОШ

Компьютер

на уроках физики

Учитель физики

МКОУ Игжейская СОШ

Маслова Алена Викторовна

2012 год

Физика – это тот предмет, где наглядность играет важную роль в становлении научного мировозрения учеников, формированию в их сознании единой картины мира. Я думаю, Вы согласитесь со мной, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Сейчас, когда компьютер занял свое прочное место ни только в доме и в офисе, но и в школе, он становится хорошим помощником в подготовке и проведении уроков физики. Компьютер дает возможность продемонстрировать те явления природы, которые мы увидеть не можем, например явления микромира или быстро протекающие процессы.

На уроках физики персональный компьютер я использую в различных целях:

1. В качестве технического средства обучения;

Компьютер универсален, он может выступать в роле телевизора, кинопроектора, кодоскопа. Компьютер в целом заменяет целый набор ТСО, превосходя их по качеству.

Сейчас выпускаются специальные учебные программы по физике, которые можно использовать на уроках. Есть программы, предназначенные для тестирования знаний учащихся, программы – тренажеры, программы, предоставляющие возможность продемонстрировать различные модели.

На своих уроках я использую диски компании “Физикон” из серии “Открытая физика” и компьютерные учебники от компании “Кирилл и Мефодий”.

Проще и нагляднее показать, как тело движется при наличии положительной начальной скорости и отрицательного ускорения, используя модель “Движение с постоянным ускорением”, чем объяснять это при помощи доски и мела.

Или учащимся предлагается (через решение соответствующих задач) изменяя параметры модели (массу бруска m, коэффициент трения img24.gif (63 bytes), модуль и направление действующей силы), проследить за величиной работы, совершаемой при движении бруска, силой трения и внешней силой.

В следующей модели (рис.3) демонстрируется изменение кинетической Ek и потенциальной Ep энергии мальчика, спускающегося на санках без трения с горы сложного профиля. Показывается диаграмма и выводятся численные значения кинетической и потенциальной энергии. Можно изменять массу мальчика m и профиль горы.

Так же использую электронные учебники (ЭОР), которые содержат опыты, записанные в виде анимации (процесс кипения жидкости) или видеоролика, сопровождающегося голосовым объяснением. Этот материал использую при объяснении новой темы. На уроке включаю такой видеофрагмент, и ученик объясняет происходящее, проверяет правильность ответа тут же, включив звук ролика. Таким образом, в короткий момент времени дважды повторяется домашнее задание, что является бесспорным плюсом в вопросе о запоминании материала.

В плане закрепления изученного материала и при самостоятельной работе учащихся использую программу "Уроки физики Кирилл и Мефодий" для 9 - 11 классов. Данная программа разбита на уроки в соответствии с основными темами курса физики. Имеет чёткое звуковое сопровождение. Хороший подбор контролирующих тестов.

2. Для моделирования разнообразных физических процессов использую электронное пособие «Живая физика» в пособии создаётся компьютерная среда для изучения движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или любом другом поле, а также движения, вызванного различными взаимодействиями объектов.

Виртуальная физическая лаборатория - это другое средство исследования виртуальной физической среды. В активном окне на экране монитора с помощью особых диспетчерских программ можно перемещать модели физических объектов, изменять их параметры, дорисовывать, объединять в новые конструкции, проводить измерения и т.д.

3. Современное средство математической обработки результатов;

Расширяю практические навыки учащихся, использования для вычислений инженерного калькулятора из пакета стандартных приложений Windows, программу «Лови ошибку!» и далее, учу использовать неограниченные возможности программы Excel.

4. Обучающие программы для самостоятельной работы школьников, а также диагностики и контроля их знаний;

Возможности современных компьютеров просто поразительны. За годы работы я убедилась, что в качестве учителя компьютеры малоэффективны, но неоценимы как помощники учителя. Учить надо с компьютером, но не одним компьютером. Особенно полезен компьютер для контроля. Компьютер с помощью специально разработанных тестовых заданий, имевших специфическую форму, позволяет ученику убедиться в эффективности своих действий, наряду с этим происходит неосознанная подготовка ученика к дистанционному обучению, где снимается барьер прохождения элективных тестов после прохождения каких-либо курсов, тем более, что село находится далеко от города, а дистанционные курсы можно пройти даже в Москве, никуда при этом не выезжая. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ программированного обучения. Основные организационные трудности проведения компьютерных занятий по этой модели на моих уроках связаны с ограниченным числом компьютеров.

Для создания тестов я использую программу Excel, PowerPoint, My Test

Иногда для повторения применяю создание кроссвордов, словарей, учебников на пройденные темы по физике. Выполняют их в программе Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft Publisher. Учащиеся самостоятельно комплектуются в группы. Процесс создания в группе учащихся проходит более интенсивно, более азартно и более интереснее, чем когда за компьютером сидит один учащийся. После создания учащиеся обмениваются своими работами.

5. Во внеурочной деятельности, индивидуальных творческих заданиях и проектной деятельности учащихся.

Еще одно направление использования компьютера – это создание презентаций. Создавая презентацию, я выношу основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию можно включить вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, а так же осуществить быстрый контроль за уровнем усвоения учебного материала. Опыт показывает, что использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, повышается активность учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового не только слух, но и зрение ребенка. Я как преподаватель и физики, и информатики разработала серию интегрированных уроков: «Плотность вещества. Единицы плотности», «Равномерное и равноускоренное движение», «Решение уравнения движения, описывающего свободные колебания», «Переменный электрический ток», «Волновые свойства света» и т.д.

Применение ИКТ на уроках физики способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся в сельской школе. Географическое положение столицы области является удаленным от нашего села, в связи с этим компьютер – один из основных источников информации (Интернет), а умение владеть программными продуктами, не дает отставать нам от цивилизации. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением ИКТ требует от учителя огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов. Хочу отметим, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций:

* изучение нового материала;

* поиск информации;

* обработка информации;

* адаптация к окружающей среде,

необходимых не только физике, но и других предметах. Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.



Итак, опираясь на все ранее указанные преимущества использования ИКТ на уроках, можно сделать вывод, что данные средства являются необходимыми в процессе обучения в сельской школе. Наряду с этим, компьютер – это средство, позволяющее оперативно решать задачи с наглядностью, с помощью ПК учитель может корректировать свою деятельность, ориентируясь на новые технологии обучения.
скачать


Смотрите также:
Эор на уроках физики ( из опыта работы учителя физики теплых е. А) Цели использования эор на уроках физики
131.73kb.
На уроках физики Учитель физики
61.4kb.
Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики
114.04kb.
Применение методов математического анализа при решении задач по физике
225.76kb.
Урок №1 Тема урока: Связь физики и техники, связь физики и астрономии, строение солнечной системы; Возникновение физики, органы чувств как источник информации
79.29kb.
Методического объединения учителей физики на 2012-2013 учебный год
45.82kb.
Бадьина Галина Александровна, учитель физики высшей квалификационной категории г. Белая Холуница 2010
142.63kb.
Нетбук на уроках физики в условиях сельской школы
86.74kb.
Физики или шизики
96.2kb.
Урок по физике (биологии, экологии). "Глаз. Особенности зрения человека" Васильева Ирина Васильевна, учитель физики и астрономии
145kb.
Использование метода проектов на уроках физики
142.4kb.
Моу сош №3 18. 01. 2010 г. Цель: качество выполнения инструкций. Проверил
13.53kb.