Главная стр 1
скачать
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Благословенное»



Тема:

«Немецкое наступление 1942 года

и

предпосылки коренного перелома»
история

9 класс

Составила:

Чистякова Т.А., учитель истории и обществознания

II категория

ноябрь, 2012 г.
Цель: сформировать представление о I периоде Великой Отечественной войны и о предпосылках коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Задачи:

- познакомить обучающихся с действиями Германии и России в 1942 году;

- развивать компетенции системно-деятельностного подхода через работу в группах, с учебным материалом, историческими документами, делать выводы, давать оценку событиям, рассуждать, сравнивать;

- воспитывать чувство патриотизма, интерес и любовь к истории России, гражданскую позицию.


Оборудование: компьютер, презентация, карты «Начало Второй мировой войны», «Великая Отечественная война», раздаточный материал для обучающихся: высказывания о войне, исторические документы, характеристика военных действий.
Основные понятия: оккупационный режим, холокост, гетто, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз.
План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа по теме урока.

4. Закрепление.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.


Ход урока.
1.Организационный момент.

Звучит песня «Священная война».



Деятельность учителя: Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании отрывка данной песни?

Деятельность обучающихся: война, защита, смерть, насилие, наступление, голод, концлагеря, родина, Отечество………………

Деятельность учителя: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О каких событиях мы сегодня услышим?

2. Актуализация знаний.



Деятельность обучающихся: Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Великая Отечественная война».

Деятельность учителя: Давайте вспомним, что мы уже знаем о ВОВ?

1 задание: расставить в хронологической последовательности исторические события России (1 учащийся работает у доски, 1 учащийся проводит проверку - взаимопроверка):

1.Великая Отечественная война

2. Образование СССР

3. Кровавое воскресенье

4. Подписание советско-германского пакта о ненападении

5. Первая мировая война

6. Начало проведения аграрной реформы

7. НЕП


8. Вторая мировая война

9. Гражданская война

(Ответ: 3, 6, 5, 9, 7, 2, 4, 8, 1).

2 задание: Охарактеризуйте начало ВОВ?

3 задание: Каково значение битвы под Москвой?

4 задание: Каково значение блокады Ленинграда?

5 задание: С каким еще военным событием в истории России можно сравнить ВОВ? Почему? (Отечественная война 1812 года. Все Отечество, весь народ поднялся на защиту своей Родины).

3. Работа по теме урока.

1. Показ военных видеофрагментах.

Деятельность учителя: О каких событиях пойдет речь на уроке?

Тема урока: «Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома».



2. Каковы наши задачи?

Деятельность обучающихся: узнать планы сторон, где, проходили боевые действия, потери, результат и значение военных действий 1942 года.

- Осознать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной, в связи с вероломным нападением фашистской Германии.

- Выяснить причины временных неудач Красной армии.

- Выявить великий освободительный характер войны со стороны советского народа, нарастающее сопротивление Красной армии, превращение страны в единый боевой лагерь, историческое значение разгрома фашистских армий в битве под Сталинградом.



Деятельность учителя: На урок мы выдвигаем проблему – Согласны ли Вы, что в 1942 году создались предпосылки для коренного перелома в ходе ВОВ? Приведите доказательства (выбор главного эксперта).

3. Работа в группах (группам предлагается характеристика военных событий):

Задание для групп: Определить планы сторон, показать на карте, определить ход наступлений и результат. Выяснить в чем причины неудач Красной армии в Крыму и под Харьковом? Почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград?

Историческая справка: Победа под Москвой породила у советскою руководства надежды на возможность быстрого разгрома немецких войск и окончания войны. В январе 1942 г. Сталин поставил перед Красной армией задачу перехода в общее наступление.

Единственным, кто выступил против одновременного наступления советских войск на всех трех главных стратегических направлениях, был Г. К. Жуков. Он справедливо полагал, что для этого нет подготовленных резервов. Однако под давлением Сталина Ставка приняла решение об одновременном наступлении на всех направлениях. Распыление и без того скромных ресурсов (к этому времени Красная армия потеряла до 6 млн. человек убитыми, ранеными, пленными) неизбежно должно было привести к неудаче.

Сталин полагал, что весной — летом 1942 г. немцы предпримут новое наступление на Москву, и приказал сосредоточить на западном направлении значительные резервные силы.

Гитлер же, наоборот, считал стратегической целью предстоящей кампании широкомасштабное наступление на южном направлении с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом. Для того чтобы скрыть свои истинные намерения, немцы разработали специальный план по дезинформации советского военного командования и политического руководства под кодовым названием «Кремль». Их замысел во многом удался.

Все это имело тяжелые последствия для ситуации на советско-германском фронте в 1942 г.

К весне 1942 г. перевес сил по-прежнему сохранялся на стороне германских войск. Прежде чем начать генеральное наступление на юго-восточном направлении, немцы решили полностью овладеть Крымом, где героическое сопротивление противнику продолжали оказывать защитники Севастополя и Керченского полуострова. Наступление противника в мае закончилось трагедией для советских войск: за десять дней были разгромлены войска Крымского фронта на Керченском полуострове. Потери Красной армии здесь составили 176 тыс. человек, 347 танков, 3476 орудий и минометов, 400 самолетов. 4 июля советские войска были вынуждены оставить город русской славы Севастополь.

В мае советские войска перешли в наступление в районе Харькова, однако потерпели жестокое поражение. Были окружены и уничтожены войска двух советских армий. Потери составили до 230 тыс. человек, более 5 тыс. орудий и минометов, 755 танков.

Стратегическая инициатива вновь безраздельно оказалась у немецкого командования.

В конце июня германские войска устремились на юго-восток: заняли Донбасс, вышли к Дону. Создалась непосредственная угроза Сталинграду. 24 июля пал Ростов-на-Дону — ворота Кавказа. Только теперь Сталин понял истинную цель летнего наступления немцев, но было уже слишком поздно что-либо менять. Опасаясь быстрой утраты всего советского Юга, Сталин издал 28 июля 1942 г. приказ № 227, в котором под угрозой расстрела запретил войскам покидать линию фронта без указания вышестоящего командования. Он вошел в историю войны как приказ «Ни шагу назад!».

В начале сентября в разрушенном до основания Сталинграде завязались уличные бои. Но упорство и мужество советских защитников города на Волге сделали, казалось, невозможное — к середине ноября наступательные возможности немцев окончательно иссякли. К этому времени в боях за Сталинград они потеряли почти 700 тыс. убитыми и ранеными, свыше 1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолетов. Несмотря на ежедневные заклинания Гитлера, немцы не только не смогли занять город, но и перешли к обороне.



Деятельность учителя: Как вы думаете, что предприняло советское правительство в сложной ситуации? (Сталин издал приказ № 227 «Ни шагу назад?», учитель зачитывает приказ).

Приведите примеры «Вклад ЕАО в победе над фашизмом».

Фрагмент сообщения Левитана о ходе сражений 1942 года.

4. Немецкий оккупационный режим.

К осени 1942 г. германским войскам удалось оккупировать огромную часть европейской территории СССР. На занятых территориях был установлен жестокий оккупационный режим.



Деятельность учителя: Найдите, и зачитайте в чем, выразился оккупационный режим?

Историческая справка: Главными целями Германии в войне против СССР были уничтожение коммунистической идеологии и Советского государства, превращение Советского Союза в аграрно-сырьевой придаток и источник дешевой рабочей силы для Третьего рейха.

На оккупированных территориях были ликвидированы прежние органы власти. Вся полнота власти принадлежала военному командованию германской армии. Летом 1941 г. были введены специальные суды, которым предоставлялось право вынесения смертных приговоров за неповиновение оккупантам. Создавались лагеря смерти - для военнопленных и тех советских людей, которые саботировали решения немецких властей. Аресты, насилия, расстрелы, повешение партийных и советских активистов, участников подполья и мирных граждан стали повседневным явлением по всей территории страны.

Трудовая мобилизация коснулась всех граждан оккупированных территорий в возрасте от 18 до 45 лет. Они должны были работать по 14 — 16 часов в сутки. Сотни тысяч советских граждан были направлены на принудительные работы в Германию. Многие из них погибли там от невыносимых условий.

В специальном генеральном плане «Ост», разработанном еще до войны, содержался план колонизации и германизации Восточной Европы. По нему, в частности, предполагалось уничтожить 30 млн. русских, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь. В соответствии с этим планом за годы войны на оккупированных территориях СССР гитлеровцы уничтожили около 1 1 млн. человек (в том числе около 7 млн. мирных жителей и около 4 млн. военнопленных). Их не только расстреливали, но и отравляли газом, вешали, топили, подвергали чудовищным пыткам и истязаниям.



Деятельность учителя: исторический документ о трагедии Бабьего яра.

5. Образование антигитлеровской коалиции.

С самого начала Великой Отечественной войны о поддержке Советского Союза объявили Великобритания и США. Премьер-министр Англии У. Черчилль, выступая по радио 22 июня 1941 г., заявил: «Опасность для России является нашей опасностью и опасностью США, так же как дело каждого русского, борющегося за свою землю и дом, является делом свободных людей и свободных народов в любой части земного шара».

В июле 1941 г. было подписано соглашение между СССР и Великобританией о совместных действиях в войне против Гитлера, а в начале августа правительство США объявило об экономической и военно-технической помощи Советскому Союзу «в борьбе против вооруженной агрессии».

В сентябре 1941 г. в Москве прошла первая конференция представителей трех держав, на которой были обсуждены вопросы расширения военно-технической помощи Великобритании и США Советскому Союзу.

После вступления США в войну против Японии и Германии (декабрь 1941 г.) их военное сотрудничество с СССР еще более расширилось.

1 января 1942 г. в Вашингтоне представители 26 государств подписали декларацию, в которой обязались использовать все свои ресурсы для борьбы с общим врагом и не заключать сепаратного мира.

Подписанные в мае 1942 г. договор о союзе СССР и Великобритании и в июне соглашение с США о взаимной помощи окончательно оформили военный союз трех стран.

5. Закрепление.

Деятельность учителя: Подведем итоги 1 этапа ВОВ (выступление эксперта по проблеме урока).

Проблема: Согласны ли Вы, что в 1942 году создались предпосылки для коренного перелома в ходе ВОВ? Приведите доказательства

1. Военные действия имели историческое значение.

2. СССР выдержала военный удар.

3. Мужество и героизм советских людей сорвали гитлеровские планы молниеносной войны.

4. Красная армия показала свои высокие боевые качества.

5. К лету 1942 г. в основном завершился перевод экономики страны на военный лад, что закладывало главную предпосылку для коренного перелома в ходе войны.

6. Сформировалась антигитлеровская коалиция, обладавшая огромными военными, экономическими и людскими ресурсами.

Таким образом, главным итогом первого периода войны стало формирование предпосылок для коренного перелома в ходе Великой Отечественной и всей Второй мировой войны.

Тест «Итоги 1 этапа ВОВ» (взаимопроверка).

Д\З: параграф 30, вопросы с. 225, термины, даты.

Написать эссе на тему: «Как ваша семья во время войны помогала фронту, кто из семьи находился в тылу и приближал Победу?»

Комментирование оценок.

6. Рефлексия.

Обучающимся предложены высказывания о войне.



Деятельность учителя: Что Вы лично думаете по разделу, который мы изучаем? С какой точкой зрения Вы согласны?
Почтим память погибших и ковавших победу солдат, генералов, партизан, тружеников тыла во время Великой Отечественной войне минутой молчания (метроном).

Приложение № 1


Приказ народного комиссара обороны Союза ССР

№ 227 28 июля 1942 г.


г. Москва
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамена позором.

<...> После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали более 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи. Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен.

<...> Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу? Я думаю, что следует.

Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает:

Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:

безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;

безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих Армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования фронта;

сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.

Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:

безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;

сформировать в пределах армии 3–-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;

сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.

Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:

безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять их в военные советы фронта для предания военному суду;

оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный комиссар обороны

И. Сталин.

Приложение № 2
Исторические документы
Из воспоминаний маршала В.И.Чуйкова (командующего 62-й армией)

«Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…».

Приложение № 3


Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом
«Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…

Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…».
скачать


Смотрите также:
«Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома» история
136.25kb.
Конкурс «Я помню! Я горжусь!»
172.54kb.
Радиопередача ( к 70-летию победы под Сталинградом)
34.79kb.
Тема классного часа «Курская битва» 10 класс. Классный руководитель Ноготкова Т. М. Задачи: Образовательная
40.85kb.
Сценарий праздничной программы, посвященной Дню защитника Отечества
46.49kb.
Битва под Москвой октябрь 1941 г. – январь 1942 г
41.76kb.
Русская революция и «немецкое золото»
5082.86kb.
Гальдер Франц Halder Franz Военный дневник
830.96kb.
Создание промышленной базы на востоке страны
23.83kb.
Образ коренных жителей сибири в есиповской и строгановской летописях
88.12kb.
Занятие №12 Тема: Национально-освободительная борьба казахского народа 1824-1864 гг
195.29kb.
Тунгусская комета: необычная история одной интригующей находки
124.22kb.