Главная стр 1
скачать


Данилкина

Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы





Не такие как все или разноцветные белые вороны

Внимательно присмотритесь к ученикам любого класса - и вы без труда убедитесь, что даже среди благополучных учеников трудно найти ребёнка, которому не нужна была бы та или иная помощь в преодолении школьных препятствий.
Сегодня остро стоит проблема развития особой педагогики помощи, защиты детей, так называемая КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, наука педагогической заботы и доброты, которая раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося поведения, его следствиями, способами преодоления.

Неуспевающий ученик- фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся с ним рядом дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учебе детей показывают, что по основным интеллектуальным показателям они не только не хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной школьник, числившийся у них безнадежным двоечником? А чуда никакого нет - это был ребенок, которому не подошло то, что ему предложили в школе. Наша школа рассчитана на среднего ученика. Любому другому в ней неуютно. Ребенку несреднему, нестандартному, с отклонениями в развитии с такой школой не сдружиться. И не потому, что здесь работают черствые, бездушные люди. А потому, что они ограничены общими условиями и требованиями. Требования жесткие и безжалостные: не научился читать с заданной скоростью – значит, плохой, не умеешь решать задачи на сложение – отстающий, не можешь запомнить стихотворение – неуспевающий. 80% детей выпадают из нормы. Они нестандартные, исключительные, с отклонениями в развитии, с отклонениями в поведении, мышлении и работоспособности. Это означает, что общая для всех, рассчитанная на среднего ученика школа не сможет их удовлетворить. Все отклонения, все трудности, все беды нестандартных детей уже заранее предопределены.

Задача коррекционной педагогики – тщательно изучать не только поведение ребенка, но и его способности, умение общаться, отвечать, мыслить.

Существуют проверенные практикой способы коррекции задержки в развитии детей:

- специальные школы;

- классы выравнивания;

- классы повышенного внимания;

- дифференцированный подход;

- индивидуальное обучение;

- доучебная дифференциация.

Их эффективность пока не всегда высокая. И спецшколы, и классы выравнивания, и классы повышенного индивидуального внимания имеют негативные стороны. Уже сам факт помещения ребенка в такую школу или класс травмирует его, выводит в разряд неполноценных, лишает надежды. Ребенок опускает руки и живет с ощущением вечной депривации. Поэтому нужно искать способы повышения уровня коррекционной работы с задержавшимися на старте детьми в условиях обычного класса.

Неуспеваемость начинается с отставания. Если его не устранить, это может привести к неуспеваемости. Отсюда первое и главное правило коррекции неуспеваемости – вовремя заметить и предотвратить отставание.

Признаки отставания у ребенка:

- затрудняется в воспроизведении услышанного;

- не может связно пересказывать текст;

- не может выделять главную мысль;

- не может оценить правильность ответа товарища;

- неправильно употребляет слова;

- не замечает ошибки других;

- не может применить правило;

- не может воспроизвести действие по образцу;

- затрудняется в составлении целостного рассказа;

- не может выделить элементы целого;

- затрудняется, если спросить «с конца».

Педагогам необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявлений, приемы и методы их коррекции и компенсации. Знание коррекционной педагогики и специальной психологии поможет найти путь преодоления затруднений в воспитании ребенка в условиях массового обучения.

К сожалению, число детей с отклонениями в развитии велико и постоянно растет. Этому способствует целый ряд причин: дестабилизация общества в целом и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экономических и экологических условий, недостатки школьного и семейного воспитания и т.д.

В условиях специально организованного обучения дети с задержкой психического развития способны дать значительную динамику в развитии и усвоить те знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники приобретают самостоятельно.

В большинстве случаев неуспеваемость не обусловлена нарушениями познавательной деятельности, а вызывается иными причинами:



  • неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности;

  • неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье, психотравмирующая обстановка.

  • астеническое состояние ребенка, вызванное его длительной болезнью и приводящее к быстрой утомляемости, ослаблению памяти, внимания, нарушению поведения;

  • задержка психического развития;

  • __ нарушение деятельности анализаторов (дефекты слуха, зрения);

  • __ расстройства речи при нормальном интеллекте.

Классы КРО – это форма дифференциации образования в условиях общеобразовательных учреждений, направленная на создание условий для оптимального обучения и развития школьников с учетом их психофизических особенностей и возможностей, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении.
Некоторые коррекционные приемы, используемые на уроках русского языка.

Усвоение правил правописания – сложный психический процесс, для которого необходим ряд умений: отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различие, находить общие закономерности и на этой основе делать определенные выводы, обобщения. Все эти умения оказывают влияние на выработку ассоциаций орфографического ряда. У учащихся КРО эти ассоциации не возникают без специально направленного обучения вследствие слабой аналитико-синтетической деятельности речевого опыта.

Школьники классов КРО испытывают трудности не только в применении правил правописания, но и в умении видеть трудные «проблемные» места в слове, в применении алгоритма действий для решения данной проблемы и умении им пользоваться. У школьников с трудностями в произвольной регуляции деятельност слабая познавательная и эмоционально- волевая активность, что затрудняет, а порой и препятствует ученикам самостоятельно прийти к поставленной цели.

Учеников классов КРО необходимо научить ставить орфографические задачи и решать их, т.е. выполнить такие операции:



  • __ найти орфограмму;

  • __ определить ее тип;

  • __ наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

  • __ определить последовательность «шагов» решения задачи;

  • __ выполнить намеченную последовательность действий;

  • __ написать слово в соответствии с решением орфографической задачи;

  • __ осуществить орфографический самоконтроль.

В классах КРО при решении орфографической задачи существенную помощь оказывают схемы, таблицы и карточки. Они используются на всех этапах формирования орфографического действия.

Схемы, таблицы-опоры, используемые при усвоении правила правописания безударной гласной, собираются в наглядную памятку для работы над ошибками. Пользуясь этой памяткой, ученики сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно могут выполнить работу над ошибками. Использование таблиц-опор, схем при изучении трудных разделов программы, в частности, по русскому языку, позволяет снизить уровень трудности и насыщенности учебного материала.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи. С чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использование предметно- практической деятельности.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения.

На уроках много внимания уделяется повторению изученного материала. Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, учитель при разработке конспекта должен думать не о том, что он будет делать, а, прежде всего о том, что будут делать дети в ходе каждого приема и метода.


ЛИТЕРАТУРА.
1. Коррекционная педагогика. С.Ю Бородулина. Ростов-на-Дону-, 2004.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И.Щукиной. – М.,1984.

3. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. – М.,1971.

4. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.,2001.



5. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах /Дефектология.1995. №
скачать


Смотрите также:
Не такие как все или разноцветные белые вороны
65.32kb.
"Белые вороны" начинают и выигрывают
88.99kb.
«Все про новый год»
49.96kb.
¦ i — не различать строчные и заглавные буквы. ¦ m — считать строку многострочной
42.67kb.
Тауэрские вороны вороны, обитающие в лондонском Тауэре
13.69kb.
Нарядные, парадные. Такие ненаглядные Причесанные, с бантиками Девочки сидят. И мальчики отличные, Такие симпатичные, Такие аккуратные На нас сейчас глядят. Все бывшие проказники Сегодня первоклассники, Сегодня все хорошие
67.72kb.
Посвящается памяти Виссариона Григорьевича
2125.6kb.
Познание бесконечности требует бесконечного времени
568.33kb.
Конкурс эрудитов «птичье досье»
43.89kb.
№23 (243) июнь 2010 Ветеринария Кузбасса 3 Тысячелистник обыкновенный
47.99kb.
Народ, народовластие (демократия) и общество в классовом антагонистическом обществе понятие народ
61.98kb.
Урок 10. Сигналы Глаз
71.01kb.