Главная стр 1
скачать

МБОУ «Краснооктябрьская СОШ»

Выступление на педагогическом совете:

«Новой школе-новый учитель»

Выполнила: Холина Любовь Владимировна

2012г.

Современный учитель. Каким ему быть? Вопрос, на который я должна сегодня ответить: «Новой школе - новый учитель» Что такое сегодня новая школа, я думаю понятно всем.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась различными фактами и понятиями. Такой традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объем знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрел ученик, тем выше уровень его образованности. В современных же условиях уровень образованности не определяется объемом знаний. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных ЗУНов как основной цели обучения на формирование главных общеучебных умений, на развитие самостоятельных учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются:

1.компетентность в решении проблем;

2.коммуникативная компетентность;

3.информационная компетентность;

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способность использовать полученные знания.

Компетентностное разрешение проблемы – это целеполагание, планирование деятельности, решение проблемы и оценка деятельности.

Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, отбирать необходимую информацию.

Коммуникативная компетентность – навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссию.

Еще в 2006 году, на районном объединении учителей начальных классов, я выступила с докладом о том, что учить детей в современном, меняющемся мире надо по – новому. Для реализации этого перехода, я стала работать по образовательной системе «Школа 2100», в которой нашла принципы личностно- ориентированного обучения и системно – деятельностного подхода. Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, ведь именно в действии порождается знание. И вот что об этом сказал немецкий педагог А. Дистервег: «Сведений науки не следует сообщать учащимся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание вместе с ним, учит его строительству» Системно – деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. Именно через него мы научим ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Профессор педагог А.Н.Леонтьев говорил, что горе нашего образования в обнищании души при обогащении информацией. Так вот системно – деятельностный подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Системно – деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. У современного учителя должно быть кардинально изменено отношение к ученику, он должен выбросить из практики авторитарность. Сегодня ребенок не может интересовать учителя только как ученик, ведь у каждого ребенка свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен принять сегодняшнего ученика, таким, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика, что в полной мере соответствует личностно -ориентированному обучению.На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками ведь только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом... Слово «учитель» и «педагог» дошло до нас со времен Древней Греции. Первоначально, «педагог» - это тот, кто ведет ребенка в школу, а «учитель» – тот, кто учит. Сегодня эти два изначально разных понятия слились в одно. Учитель вместе с родителями учит детей и направляет их в жизнь, и ведь неоспорим тот факт, что рамки и принципы развития современного общества постоянно ставят ребенка перед выбором и одновременно проблемой решения. Педагог должен так построить свою работу, чтобы «… научить детей учиться». Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому. Отсюда вывод: учитель новой школы – человек, помогающий определяться ученикам - это педагог нового типа. Но вместе с тем, современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.

Не вызывает сомнения и то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Знаю, по своему опыту, что уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, у учащихся появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности. Помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда, вот то, что необходимо ввести в практику каждому учителю.


За то время, что я проработала в школе, мне приходилось учить детей и с использованием игровых технологий, и по системе Л.В.Занкова и вот уже 6 лет с внедрением системно - деятельностного подхода. Так, может быть, это и есть одно из качеств учителя, современного учителя, работающего в школе XXI века – заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в проектной деятельности. Современный учитель не должен ограничиваться полученными когда то знаниями. Очень важно развить в себе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. «Учитель живет до тех пор, пока учится» (Ушинский К. Д). Это утверждение в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Способность «творить себя» в соответствии с социально — нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.Профессиональное развитие, как и любая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребностью в самосовершенствовании.

Таким образом, учитель XXI века должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета, обязательно быть готовым к сотрудничеству с учениками.
Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии - медиапрезентации, элементы игровых технологий.
Экспериментируйте во благо детей. На мой взгляд, учитель наряду с профессиональными качествами, той совокупностью знаний, умений, способов деятельности, непосредственно характеризующими его как специалиста, должен обладать  и личностными характеристиками: деловыми, умением владеть аудиторией, культурой межличностного общения, готовностью принимать управленческие решения, артистичностью, инициативностью, грамотностью, самостоятельностью, творчеством. Необходимо показать своим примером – как нужно, «зажечь» детей своим желанием.

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы - учителя современной школы?


Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Профессия учителя на зря считается вечной, ибо он выполняет важнейшую миссию передачи основных знаний и опыта, накопленного народом, нацией, этносом, растущему человеку, молодежи. Великий писатель Л. Н. Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель» Именно таким должен быть учитель новой школы.
скачать


Смотрите также:
Новой школе-новый учитель
63.71kb.
Уроки введения новой лексики в начальной школе с использованием технологии проблемно-диалогического обучения Н. А. Ерофеева, учитель английского языка моу «Заволжская сош им. П. П. Смирнова»
70.02kb.
Проект Современный учитель – гарант развития «Новой школы»
49.17kb.
Адаптационный период первоклассников
38.22kb.
Учитель физической культуры новой школы
68.83kb.
Сценарий разработан учениками 11 класса классный Долтмурзиева Н. Г
94.37kb.
Доклад о методике и технологии организации
87.36kb.
Статья в газету «Быть директором нелегко!»
79.75kb.
«Подготовки к школе»
36.28kb.
Инновации в менеджменте
31.17kb.
Психологическая готовность ребёнка к школе
37.3kb.
Праздник в начальной школе. Составители: Зеленская И. А. учитель начальных классов Колесникова И. Е. учитель музыки гусш сш №55
86.75kb.