Главная стр 1
скачать
Нормативно-правовая база музея.

Музей Широковской школы является структурной единицей в системе учебно-воспитательной работы школы, одной из форм дополнительного образования, развивающий активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов и источников по истории родного края. Музей имеет один экспозиционный зал, оборудованный витринами и стеллажами.

В своей деятельности музей руководствуется нормативными документами Министерства образования:

• Закон об образовании;

• Письмо Министерства образования России № 28 - 51 - 181/16 от 12 марта 2003 г. О деятельности музеев образовательных учреждений; (См. приложение №1)

• Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». (См. приложение №2)

Вот уже несколько в стенах нашей школы работает кружок «Юный краевед». За время его деятельности проводились заседания посвященные вопросам краеведения. В заседании кружка принимали участие учащиеся, увлеченные краеведением. В рамках кружка за это время сформировалось сообщество. Участником кружка может стать любой человек, увлекающийся краеведением. В среднем 10-15 человек посещают музей, иногда бывает больше, иногда меньше. Поэтому возникла необходимость в разработке документов регулирующих деятельность кружковцев. На основании документов Министерства образования разработали Положение о музее Широковской средней школы (См. приложение № 3) и Устав объединения учащихся «Юный краевед» (См. приложение № 4). Данные документы рассмотрены и утверждены на педагогическом совете школы. Все участники краеведческого объединения увлекаются краеведением и развивают его.

Задачи школьного музея: Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен.

Цель деятельности школьного музея


  • всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей не просто особый учебный кабинет школы, он одни из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

  • формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Деятельность Совета школьного музея

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы мы выбирается орган ученического самоуправления - совет школьного музея. Численный состав Совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в работе музея, от тех видов работ, которые необходимо осуществить при создании и в дальнейшей деятельности музея. Совет музея включает по одному человеку от класса, ответственного за связь с музеем и помощью в его работе, директора школы - Никулину Н.И., члена родительского комитета - Дегтяреву Л.Г. и Широкову В.А - член ветеранской общественности. Председатель совета музея ученик 6 класса Канюков Александр. Совет школьного музея работает под руководством Канюковой Т.В - руководителя школьного музея. Главное в работе школьного музея то, что он создается руками детей. При Совете создаются различные группы. Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности. Для организации плодотворной работы музея из числа активистов созданы поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, группы (См. приложение № 5)



Поисково-собирательская работа.

В среднем подростковом возрасте детей особенно привлекает героика подвига, стремление к романтике. Краеведческая поисковая работа дает возможность удовлетворить пытливый интерес школьников, дать выход их энергии и инициативе, направить их стремление на благородные цели. Одно из направлений поиска 2009 - 2010 уч. года - сбор материала о дважды Героях Сов. Союза Курганской области, о Героях Советского Союза земли Далматовской и о генерале Шумилове. По собранным материалам учащиеся 6 класса оформили соответствующий стенд и провели экскурсии во всех классах. Сочетание собранного материала с литературным сделало экскурсии неординарной, интересной и обогатило учащихся конкретными знаниями о героизме зауральцев на фронтах, оставило глубокий эмоциональный след в сердцах подростков (См. приложение № 6). К 65-летию Победы учащиеся 6 класса обработали материал из Книги Памяти «Где погибли мои земляки?», также использовали результаты работы поискового отряда «Витязь». Всего на стенде была представлена информация о 157 без вести пропавших и погибших земляках (См. приложение № 7). Учащиеся 5 класса использовали результаты и провели мини исследовательскую работу. (См. приложение №8)

Оформлены стенды:


    • «Где погибли мои земляки?»

  • «Участники тех грозных лет» (а их в селе осталось 2 из 340 вернувшихся);

  • «Плакаты войны – плакаты побед»;

  • «По местам боевой славы»

  • «Полководцы Великой войны»;

  • «Из истории боевых наград»;

  • «Легенды Великой Отечественной»

На 2009 – 2010 учебный год была поставлена задача - собрать сведения о жизненном пути тружеников тыла, детях войны, о вдовах России. Большое воспитательное воздействие на учащихся имеет гласность все, что делают поисковые отряды (таковым является класс) осознание учащимися нужности и полезности своей работы, учащиеся выступали с докладами по итогам своих исследований. Поэтому непременным требованием к поисковому отряду является оформление итогов. С этими материалами в дальнейшем знакомятся учащиеся младших классов, таким образом, вся школа знает, каковы результаты поисковой деятельности. Не всегда представляется возможность пригласить участника в школу. В этих случаях записывают воспоминания. На каждого участника была составлена, анкета (См. приложение № 9). Как правило, особенно сильное впечатление на учащихся производит рассказ очевидца (чаще всего это родственник одного из членов поискового отряда). Так были записаны и обработаны данные о дедушке Дегтярева Артема учащего 11 класса) - Дегтяреве B.C. - лауреате премии им. Я.М. Свердлова (См. приложение № 10).

Одно та характерных направлений в поисковой работе связь с жизнью школы, военными судьбами учителей, учеников. Регулярно проводятся экскурсии «Никто не забыт, ничто не забыто», «Учителя и ученики на дорогах войны», «учитель в солдатской шинели» (о выпускнике огненного выпуска Никулине Иване Федоровиче).

Атмосферу глубокого уважения к воину освободителю создают разделы «Служат наши выпускники» и др. Неотъемлемой частью гражданско-патриотического воспитания является сбор реликвий участников Великой Отечественной войны. Так к 9 мая в музей были переданы документы и фотографии фронтовика Мыльникова В.Е., дочерью Стариковой Н.В., заняли почетное место в музее.

Интересным направлением работы нашего кружка стало выполнение зада-ния Детского Дома Творчества — мы изучали топонимику села. По результатам поисковой работы мы создали топонимический словарь с. Широковского (См. приложение № 11). Многие классные руководители используют его в своей работе. Так, например, Третьякова Г.В. провела классный час по теме: «Любить свой край, значит любить свою Родину» (См. приложение № 12); Поташкина Г.Д. - «Посещение страны Топоним» (См. приложение № 13). Всякую ценную информацию, собранную в любых формах и вариантах во время различных дел и мероприятий мы обрабатываем, оформляем и размещаем в музее (См. приложе-ние № 14). Затем эти материалы активно используют для подготовки и организации классных часов, часов общения, краеведческих викторин и т.д.

В музее налажена тимуровская работа. Заботой и вниманием окружены все, кто прошел суровыми военными дорогами и кто ковал победу в тылу. В течение года каждый классный коллектив осуществляли операцию «Забота». Учащиеся 8 класса (кл. рук. Никулина Л.В.) осенью и весной чистят территорию памятника, погибшим в годы гражданской войны. Впервые в истории школы учащиеся 9 класса (кл. рук Гилёва Л.В.) проявили инициативу, взяв шефство над могилой бездетных супругов Никулиных Ивана Федоровича и Евдокии Егоровны, сейчас учащиеся школы считают своим долгом ухаживать за могилой учителя-фронтовика и его жены.

Пристальное внимание мы уделяем работе с участниками Великой Отечественной войне, тружениками тыла. Ко Дню защитника Отечества, Дню Победы ученики изготавливают и вручают ветеранам войны и труда памятные сувениры и поздравительные открытки. Ни одно поколение учащихся нашей школы ухаживает за обелиском, погибшим в годы Великой Отечественной войны. (См. приложение № 15).



Экскурсионная деятельность

Современная педагогика заставляет вновь и вновь обращаться к методике проведения экскурсий в школьном музее, и в первую очередь в роли музейного экскурсовода. При музее постоянно действует лекторская группа. Посетители ценят в нем знание предмета, ораторское мастерство, искусство коммуникации, хороший экскурсовод - это своеобразный театр одного актера, однако недопустимо, чтобы этот театр полностью концентрировал внимание на исполнителе и не позволял посетителю сосредоточиться на экскурсии и осмыслить ее. Функция школьного экскурсовода не в том, чтобы прочитать лекцию в школьном музее. Он должен обеспечить диалог содержания экспозиции и посетителя, помочь последнему распознать собранные ценности. В умении решать эту задачу заключается мастерство школьного экскурсовода. Часто в музее наши лекторы проводят экскурсии для школьников, родителей и гостей школы. Лекторская группа проводит экскурсии, беседы по всем экспозициям музея. Для посетителей мы предлагаем следующие экскурсии (См. приложение № 16). Тексты экскурсий позволят читателям подробнее узнать о некоторых экспозициях музея. Работу лекторской группы мы начинаем с обзорной экскурсии. В ней содержится информация о материалах, представленных в музее, описание музейных экспозиций, а также собранных в музее экспонатов. Из истории школы - данная экскурсия знакомит с историей возникновения образования в селе. Страшные годы войны - одним из важнейших экспозиций являются экспозиции и стенды, посвященные Великой Отечественной войне и труженикам тыла.

История села - знакомит нас с далеким прошлым села и с историей возникновения колхоза. Экскурсия «Учитель-краевед» знакомит нас с историей музея и его первым организатором Первуниным А.С.

Ежегодно лучшие экскурсоводы музея принимают участие в районных конкурсах экскурсоводов. Результат показывает, что растет интерес детей к истории родного края



  • 2007 - 2008 уч. год экскурсоводы Мамонтова М. и Мануйлов А. заняли 2 место, рассказали о развитии культуры в селе Широковском.

  • 2008 – 2009 уч. год экскурсоводы Захарова Е. и Мануйлов А. заняли 3, рассказав, присутствующим о Рябкове Н.Г. – ученом, поэте, писателе; выпускнике нашей школы (данная работа была отправлена на областной конкурс исследовательских работ учащихся).

  • 2009 – 2010 уч. год экскурсоводы Захарова Е., Соболева М. заняли 3 место с рассказом об учителе в солдатской шинели – Никулине И.Ф.

Вместе с советом музея лекторская группа организует внеклассную и учебную работу. Краеведение - одно из основных направлений системы воспитательной работы нашей школы и не случайно, ведь фонд музея насчитывает более 200 единиц хранения. Музейная экспозиция в хронологическом порядке охватывает период с первобытнообщинного строя до наших дней. Самые первые экспонаты палеонтологические 15 единиц хранения (останки мамонта и шерстистого носорога). С большим интересом относятся ребята к далекому прошлому человечества. Они поражаются тому, что по берегам маленькой речушки Суварыш когда-то бродили гигантские животные мамонты, об этом свидетельст-вуют кости мамонта найденные, в основном ребятами. Они смотрят и трогают зуб мамонта, его бивень. (См.приложение №17). У нас не в государственном музее можно и потрогать. Выставки в нашем музее дело привычное. Они регулярно проводятся, в том числе с экспонатами музея и частных собраний. Но музей находится в здании, не принадлежащем школе, что создает определенные трудности. Поэтому юные краеведы оформляют их в коридоре школы. Большой интерес у учащихся вызвала выставка фотографии из фондов музея «Наше село в прошлом и настоящем». Кружковцы решили продолжить работу в этом направлении. Был разработан проект «Как прошлое сохраняется в настоящем?». Результатом этого проекта стало создание мультимедийной презентации «Улицы села и история их появления» (См. приложение № 18). Первыми зрителями были учителя школы, затем родители и сельская общественность. Об этом красноречиво говорят записи, оставленные в книге отзывов. (См. приложение №19). С результатами работы познакомили юных краеведов района. Данную работу представили на областной конкурс исследовательских работ, посвященных 65-летию Курганской области. (См. приложение № 20).

Работа с фондами

Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года

Обновление и дополнение стендов – в течение года

Создание выставок – в течение года

Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года
Просветительская и образовательная функция музея

Музей Широковской средней общеобразовательной школы в своих стенах с различной степенью эффективности осуществляет просветительскую и образовательную функцию. В основе методологического обеспечения в патриотическом воспитании детей средством музея используем краеведческую деятельность, наиболее эффективными формами работы с детьми призваны музейные занятия. Краеведческий материал учителя школы используют на своих уроках. Как показал опыт, усвоение исторических закономерностей у учащихся достигается тогда, когда широко используют краеведческий материал.

Кружковцы ежегодно проводят декаду «Музей и дети», на которую приглашают учащихся всей школы. В 2008 – 2009 уч. году неделя была посвящена 85-летию Далматовского района, открыта просмотром фильма: «Какою мерою измерить?» Курганской телерадиокомпании, посвященная восстановлению Далматовского Успенского монастыря. После просмотра кружковцы провели краеведческую игру «По дорогам истории», которая включала следующие этапы:


  • разорванная летопись;

  • историческое домино;

  • историческая (о символике района и города);

  • Что? Где? Когда?

  • Поле чудес. (См. приложение № 21).

В 2009 – 2010 уч. году декада «Музей и дети» была открыта проведением классных часов, посвященных выводу Советских войск из Афганистана.

Так как музей в 2006 - 2007 уч. году переехал в другое здание, юные краеведы прежде, чем начать работу, провели инвентаризацию и объявили акцию по пополнению фондов музея. Многие учащиеся школы и население села откликнулись на призыв музееведов. За это время фонд музея пополнился на 65 экспонатов. Все экспонаты мы принимаем по акту

утвержденному директором школы Никулиной Н.И. (См. приложение № 22).

Наша школа богата традициями, отражающими военно-патриотическое воспитание. В рамках этого месячника, традиционно с 1983 года, на базе музея проходят классные часы «Служат наши выпускники». Учащимися была разработана анкета солдата (См. приложение № 23). От многих получены письма. Программное обеспечение работы музея

В своей школе мы раздвинули границы посетителей музея, в него пришли учащиеся младших классов и дошкольники. Дети в музее стало для нас нормой.

Для учащихся начальных классов в 2008-2009 уч. году мы провели занятия (См. приложения№24, 25, 26, 27):



  • История старинных вещей.

  • Волшебная глина.

  • Бабушкины сказки.

  • Деньга-денежка.

Работая в музее обучающиеся получают первоначальные навыки обработки музейных экспонатов, экскурсионного и лекционного мастерства. Поэтому знакомили учащихся среднего звена с музейными профессиями: реставратор, экспозиционер, художник, экскурсовод, хранитель (См. приложение №28). (Данную разработку отправляла на конкурс методических разработок в ИПК и ПРО г.Кургана. См. приложение № 29)

Музей выступает источником расширения, дополнения и углубления знаний. Школьники испытывают радость познания, волнение от встречи с неизвестным, поэтому в этом уч. году музей продолжил свою работу летом, его посетили дети летней оздоровительной площадки. Кружковцы подготовили и провели для них игры по истории родного края (См. приложение № 30).

Для учащихся 5-9 классов мы предлагаем программу «Юный краевед» (См. приложение №31).

Наш музей работает в тесном контакте с сельской библиотекой, которой оказывает методическую и теоретическую помощь. Музей поддерживает связь с сельской общественностью, так наш музей посетила фольклорная группа «Сударушки» (См. приложение №32).

Учащиеся школы ежегодно принимают участие в школьных, районных соревнованиях туристско-краеведческой направленности. Традиционно (с 1994 года) школьный турслет проходит в начале сентября, на Пионерской поляне, один раз в четверть проходит день здоровья (См. приложение №33)
Итоги работы музея

18 мая, в день музеев, мы подводим итоги работы музея, оформили стенд «Памятные места Зауралья».

Посетило музей – 504 человека. Проведено мероприятий 34, в том числе просмотр фильма «12 застава» о Герое России Сущенко С и Чащине А, награжденном Орденом мужества (См. приложение №34), и встреча с сестрой Рябкова Н.Г. Сердитых В.Е., посвященная его памяти (См. приложение № 35). В музее имеется «Книга отзывов», посетители оставляют свои отзывы и пожелания (См. приложение №28)

Работу музея освещали на страницах районной газеты «Далматовский вестник».

В 2006 году труд наших детей отмечен благодарственным письмом УДОКМС. В 2007 году наша школа заняла первое место в районном смотре - конкурсе по патриотическому воспитанию Молодежи. Большая роль по решению этой задачи принадлежит школьному музею (См. приложение № 34,35).

Заключение. Перспективы развития. За пять лет моей деятельности в музее наблюдается следующая картина вовлечения учащихся в краеведческую работу.

2008 - 2009 уч. год - 10 человек.

2009 - 2010 уч. год - 12 человек.

2010 - 2011 уч. год - 13 человек,

2011 - 2012уч год - 15 человек.

2012 - 2013 уч. год - 17 человек.

Динамика показывает, что растет количество учащихся желающих заниматься краеведением. Работая в музее обучающиеся получают первоначальные навыки обработки музейных экспонатов, экскурсионного и лекционного мастерства. Поэтому необходимо обратить внимание учащихся на музееведение, где они могут познакомиться с профессиями: музееведа, экскурсовода, археолога, библиотекаря, реставратора, историка.

В этом учебном году наш поиск продолжается. Каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности - в определенной мере, зависит от нас, взрослых: родителей, педагогов. Решать эту задачу нужно сегодня и сейчас. Невольно вспоминаются слова К.Д. Ушинского: «Наше призвание - сеять семена, сеять всегда, сеять даже в знойную почву и даже тогда, когда наверняка знаешь, что не взойдет».




скачать


Смотрите также:
Нормативно-правовая база деятельности школьного музея: российская федерация федеральный закон
287.88kb.
Нормативно-правовая база музея
139.48kb.
Пояснительная записка Нормативно правовая база: Нормативно правовыми документами программы являются
514.85kb.
Антинарко нормативно правовая база, регламентирующая работу по антинаркотической направленности в моу сош №8
96.3kb.
Нормативно-правовая база для подготовки к квалификационному испытанию с использованием автоматизированной системы
112.24kb.
Нормативно-правовая база
87.08kb.
Программа формирования ууд на ступени начального общего образования
8957.2kb.
Паспорт программы. Нормативно-правовая база для разработки Программы
279.2kb.
Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
2942.68kb.
Ресурсное обеспечение образовательного процесса Материально-техническая база
33.08kb.
Пояснительная записка Нормативно- правовая база Ценностно-целевые ориентиры Принципы построения образовательного процесса
3681.28kb.
Школы по профилактике безнадзорности, преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в 2012-2015 учебном году
321.13kb.