Главная | стр 1
Оформление урока: презентация к уроку на интерактивной доске (портрет Л.Н.Толстого и его высказывание о Ясной Поляне, репродукции и открытки с видами Ясной Поляны, опорные сигналы, алгоритмы, схемы предложений), книги о доме-музее писателя, путеводители по заповеднику, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, книжечки с заданиями к уроку, словари, справочная литература. Ход урока: Слово учителя. Сообщение целей и задач урока. Сегодняшний урок – один из многих, на котором нам предстоит, обобщая изученное об однородных членах предложения, повторяя орфографию и пунктуацию, готовится к единому государственному экзамену. С этой целью мы продолжим отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, систематизируем наши знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умение выполнять комплексный анализ текста, поработаем с тестами. (В тетрадях – дата, тема.) А помогут нам в этом заочная экскурсия в яснополянский дом-музей Л.Н.Толстого и, конечно, бессмертные произведения нашего великого земляка. Ясная Поляна – этому простому, светлому названию суждено было стать синонимом бессмертия человеческого гения и вечной красоты природы. Этот уголок тульской земли на особом счету у людей всего мира – здесь родился, жил и творил Лев Николаевич Толстой. И как мы не представляем себе русской литературы без Толстого, так и писатель не представлял России без своей Ясной Поляны. Обращаю внимание на портрет Л.Н.Толстого и читаю его высказывание (на интерактивной доске). I. Синтаксическая разминка. Давайте запишем известное высказывание Л.Н.Толстого в форме прямой речи и найдем в нём однородные члены предложения (ученики на протяжении всего урока работают с книжечками – заданиями к уроку). “Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и моё отношение к ней”, – писал Л.Н.Толстой. Ученик комментирует, к его ответу подключается весь класс, рассказывая об однородных членах предложения. II. Фронтальный блиц-опрос. Давайте же вспомним признаки однородных членов предложения, а поможет нам в этом компьютерная программа “1С: Репетитор” (выход в программу, повторение теоретического материала). 1) Однородные члены предложения: а) отвечают на один и тот же вопрос; б) связаны с одним и тем же словом в предложении; в) образуют сочинительное словосочетание; г) соединяются интонацией и сочинительными союзами. 2) Когда между однородными членами не ставится запятая? а) если они соединены одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО; б) если они входят в состав фразеологизма. В остальных случаях запятая нужна. 3) Вспомним признаки обобщающих слов при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах: а) обозначают какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется однородными членами; б) отвечают на те же вопросы, что и однородные члены; в) являются теми же членами предложения, что и однородные члены. 4) Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах в предложениях с однородными членами? (Двоеточие, тире). Отвечая на вопросы и приводя примеры, вы можете пользоваться опорными сигналами по этой теме. (Они есть у каждого, а также следующий слайд на интерактивной доске). Знаки препинания в предложениях с однородными членами. III. Параллельно фронтальному опросу идёт проверка домашнего задания. (Выписать из учебников “Теория”, “Практика” примеры из художественных произведений Л.Н.Толстого).
Родина нашего сердца. Родная земля и её люди быт и п..йзажи всё оказывало2 на Толстого постоянное и громадное воздействие. Лев Николаевич писал в своём дневнике До умиления трогает природа луга пашни покосы парк. Липы и дубы и клёны и ели уд..вительно перемеша(н,нн)ые2 в яснополянском парке ещ... помнят писателя4. Эти живые реликвии5помогают убеди(ться, тся) в том что даже самое значительное питается обычными земными соками. (По С. Борисову.) Определить тип и стиль речи (художественная публицистика, повествование), связь предложений в тексте (цепная). Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы (особое внимание уделяется повторению Н – НН в причастиях – работа с алгоритмом), расставляя недостающие знаки препинания (повторяется обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом). Выполнить виды разбора, указанные в тексте цифрами. (К интерактивной доске приглашаются учащиеся и поэтапно выполняют задания по тексту.) Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом Индивидуальная работа со справочной литературой. (Словарь иностранных слов на компьютере). Реликвии (от лат. – остатки, останки) – 1) предметы религиозного поклонения, например мощи; 2)свято хранимые как память о прошлом вещи. X. Последний этап урока – самостоятельное тестирование (с учётом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении). Тесты рассчитаны на два уровня подготовки (средний, высокий) и подготовлены в формате ЕГЭ. Работа каждого будет оценена. Вариант I. 1. Назовите неверное утверждение. Однородные члены предложения а) отвечают на один и тот же вопрос; б) связаны с одним и тем же словом; в) образуют подчинительное словосочетание; г) соединяются интонацией и сочинительными союзами. 2. Назовите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены.) А) Он легко справлялся с трудными математическими заданиями. Б) Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде. В) День стоял туманный безветренный. Г) Вечернее бледное море лежало спокойно. 3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. А) Нехлюдов смотрел на освещённый луной сад и крышу, и на тень, и вдыхал живительный воздух. Б) Белые облака, бор, тянувшийся вдоль дороги, – всё радовало глаз. В) Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также клён зеленели свежо и приветливо. Вариант II. 1. Назовите неверное утверждение. Обобщающие слова при однородных членах а) обозначают какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется однородными членами; б) отвечают на те же вопросы, что и однородные члены; в) не являются членами предложения. 2. Назовите предложения с однородными определениями. (Знаки препинания не расставлены.) А) Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место. Б) Летние московские вечера бесконечны. В) По темной пыльной дороге бежала собака. Г) Свежий морской ветер принёс прохладу. 3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. А) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса. Б) Гимнастика и обтирание водой всё это укрепляет и закаляет человека. В) Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались пули. XI. Подведение итогов и результатов урока. Учитель комментирует оценки и, выступая с заключительным словом, сообщает о творческом (индивидуально-дифференцированном) домашнем задании. Л.Н.Толстой не представлял Россию без своей Ясной Поляны, а мы не представляем себе русской литературы без Толстого. Ваше открытие богатейшего духовного наследия Льва Николаевича ещё впереди. На уроках литературы мы не раз обратимся к творчеству великого земляка. Но уже дома я попрошу вас осмыслить всё, о чём мы говорили на уроке и тем, кому уже посчастливилось побывать в этом удивительном уголке нашего края, советую написать лирическую миниатюру на тему “Мои воспоминания о Ясной Поляне”, а остальным предлагаю в небольшой творческой работе поделиться своими впечатлениями об уроке. Используйте предложения с однородными членами. Желаю удачи. Смотрите также: Обобщение изученного об однородных членах предложения
89.66kb.
Урок русского языка, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». Тема урока «Обобщающее слово при однородных членах предложения»
38.48kb.
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»
48.99kb.
Обобщающие слова при однородных членах предложения
18.16kb.
«предложения с однородными членами». Понятие об однородных членах
67.99kb.
Урок русского языка в 9 классе по теме: «спп с несколькими придаточными»
65.02kb.
4-й класс диктант
104.08kb.
№ урока Дата /план/ Дата /факт/ Тема урока
117.04kb.
Урок №83 Обобщающее слово при однородных членах предложения. Технологическая карта урока русского языка Таблица №1
194.95kb.
«Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом при них»
13.37kb.
Тип урока: онз тема урока: Связь однородных членов предложения. Основные
45.4kb.
Главные и второстепенные члены предложения 82.9kb.
|