Главная стр 1
скачать
ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НА ДОМУ

ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7

за 2006 – 2010 годы.
В соответствии с Законом Мурманской области от 26.12.05 № 720-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов», Постановлением Правительства Мурманской области от 20.01.05 № 14-ПП «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях», приказом от 16.01.06 № 03а Муниципального учреждения «ГОРОО» МДОУ № 7 присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки.

На основании данного приказа в ДОУ создана рабочая группа участников эксперимента (в дальнейшем Э) и разработана развернутая программа Э на период 2006-10 годов.



В программе определена тема Э:

«Воспитание и обучение детей-инвалидов в условиях ДОУ и на дому».

Объектом исследования определен



реальный воспитательно-образовательный, коррекционно-реабилитационный процесс,

а предметом исследования – условие эффективности коррекционно-реабилитационной деятельности детей-инвалидов в ДОУ и на дому.

Рабочая группа определила

цель Эразработка и реализация модели ДОУ, обеспечивающей коррекцию имеющихся дефектов, укрепление психофизического здоровья и гармоничного развития детей-инвалидов.

В соответствии с целью Э перед коллективом встали задачи:

1. Организовать коррекционные мероприятия с детьми-инвалидами, создавая условия для развития личности детей.

2. Отработать модели нахождения детей- - инвалидов в ДОУ и на дому.

За время Э коррекционно-педагогическая поддержка специалистами ДОУ оказана 17 детям-инвалидам.



Учебный год



Количество детей-инвалидов, охваченных образовательными услугами

Кол-во детей, обучающихся в ДОУ

Кол-во детей, обучающихся на дому

2006-07

10 детей

5 детей

5 детей

2007-08

8 детей

6 детей

2 детей

2008-09

9 детей

6 детей

3 детей

2009-10

9 детей

6 детей

3 детей

Э проводился в 3 этапа.



В 2006-07 уч. году реализовывался I этап диагностический – создание условий для проведения экспериментальной работы.
Главной целью данного этапа стало выявление проблемы и обоснование ее актуальности.

В процессе исследовательской работы изучены нормативные и программно–методические документы, психолого–педагогическая литература, проведен анализ социокультурной ситуации и образовательного процесса. Собран банк данных по детям–инвалидам дошкольного возраста, проживающим в городе Полярные Зори, а также проведен социологический опрос семей, воспитывающих детей – инвалидов. В ходе сбора данных о детях – инвалидах проведен анализ уровня развития, исходя из специфики заболеваний. В ходе I этапа проводилось изучение особенностей психофизического здоровья детей, особенностей физического и нервно-психического развития, физической подготовленности и двигательной активности, работоспособности, показателей здоровья. Изучены особенности эстетического развития, специфики усвоения программного материала, формирования навыков на занятиях художественно-эстетического цикла. Осуществлен анализ сочетания имеющихся отклонений и их взаимовлияния для обоснования индивидуально-дифференцированного подхода к лечебно-профилактической и психолого-педагогической работе. По итогам выполнения задач первого этапа Э обобщены и проанализированы данные, полученные в результате мониторинговых исследований.

В 2006-07 учебном году воспитание и обучение в условиях ДОУ № 7 и на дому получило 10 детей-инвалидов (из них 5 детей посещали детский сад, а 5 обучались на дому).
Результатом работы I этапа стало определение исходной позиции исследования, создание пакета документов, включающего в себя:


  • нормативно – правовые и программно – методические документы (приложение 1)

  • подбор диагностических методик по определению уровня развития умений и навыков детей.

Определены позиции на перспективу для повышения профессионального мастерства воспитателей; создана группа педагогов- участников эксперимента:

Руководитель экспериментальной площадки –

Голоднова В.В. – руководитель ДОУ

Кураторы коррекционно-педагогического процесса и организаторы методического обеспечения и сопровождения:

Слободчикова Л.М.- старший воспитатель

Вакорина Т.А. - старший воспитатель;

Педагоги, осуществляющие коррекционно-педагогический процесс:

Белоусова М.Д. – учитель-дефектолог

Зенкова А.А. - воспитатель

Трушина А.А. – учитель-логопед

Миннулина И.П. - воспитатель

Безответнова В.М. - воспитатель

Соколовская И.Н. – воспитатель
Данные анализа результатов I этапа Э послужили переходным звеном к следующему этапу - прогностическому.

На II этапе изучены, проанализированы и определены для использования в практике работы специальные коррекционные программы и пособия для детей дошкольного возраста с учетом ведущего заболевания.

В 2007-08 учебном году воспитание и обучение в условиях ДОУ № 7 и на дому получали 8 детей-инвалидов. Из них 2 детей обучались на дому, 6 детей посещали детский сад. Один ребенок находился на стационарном лечении. В текущем учебном году в программу эксперимента дополнительно включены трое детей: Федорова Маргарита, Малинаускас Владимир, Шихова Наталья; трое детей продолжали обучение в школе. Учитывая поступление в ДОУ новых детей-инвалидов, дополнительно включены в эксперимент педагоги, работающие с этими детьми: Ряскина Н. А., Яблокова О. А., Козлова И. М., Коноплева Н. В.

Для обеспечения качественной коррекционно-педагогической работы, проведен ряд методических мероприятий для данной категории педагогов: консультации специалистов, адресная помощь по запросам, открытые просмотры занятий у педагогов, работающих в рамках эксперимента.

В ходе эксперимента обогатилась материально – техническое оснащение ДОУ: приобретено дополнительное лечебно-физкультурное оборудование - тренажерно-информационная система «Тиса»; мягкие спортивные модули; дидактические пособия и игрушки: вкладыши, модели человека, руки, деревянные конструкторы, пособие для развития глазодвигательных мышц и др.
Исходя из программы эксперимента, на заседании ПМПК ДОУ от 08.10.2007

(протокол № 8) определены: направления, способствующие созданию условий для работы с детьми – инвалидами; этапы коррекционно-педагогической работы для каждого ребенка; разработаны маршрутные листы педагогического сопровождения по результатам диагностики (приложение 1); скорректирован учебный план ДОУ (приложение 2); составлена сетка занятий с учетом допустимой учебной нагрузки (приложение 3); определен и утвержден перечень необходимой документации для всех специалистов, занятых в коррекционно-образовательном процессе в рамках Э.


Перечень обязательной документации для специалистов ДОУ


  • Диагностические карты

  • Планы (перспективные, календарные) индивидуальных занятий

  • Перспективный план работы с родителями

  • Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год, отражающий

динамику коррекционного обучения

  • Журнал консультаций для родителей

  • Тетрадь для родителей с индивидуальными заданиями

  • Журнал индивидуальных занятий с детьми, отражающий задачи занятия; используемые дидактические игры и результаты работы

  • График учета посещаемости детьми индивидуальных и групповых занятий

  • Аналитический отчет о результатах работы за год.

В ходе III, практического этапа Э коллектив продолжал разработку различных форм интеграции детей-инвалидов, внедрение в практику работы инновационных технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-развивающий процесс: компьютерные коррекционно-обучающие и лечебные программы, здоровьесберегающие технологии. Дополнительно в состав рабочей группы введены педагоги; Крысанова В. Н. – воспитатель

Образцова Г. А. – воспитатель, Левушкина Ю. И. – тифлопедагог.

С целью обогащения коррекционно-развивающей среды

Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ: приобретено дополнительное лечебно-физкультурное оборудование для тренажерно-информационной системы «Тиса», оснащена необходимым оборудованием и начала активно функционировать сенсорная комната. Занятия в сенсорной комнате проводит педагог-психолог, а при необходимости ею могут воспользоваться и другие педагоги детского сада. Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально. Для детей-инвалидов занятия в сенсорной комнате проводятся совместно с родителями.
Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) позволяет выполнить следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:


  • релаксацию, снятие мышечного напряжения;

  • стимулирование чувствительности и двигательной активности детей;

  • развитие, коррекцию зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;

  • фиксирование внимания и управление им;

  • повышение психической активности за счет стимулирования эмоциональных реакций;

  • развитие воображения и творческих способностей;

  • коррекцию психоэмоционального состояния;

  • использование возможностей интерактивной среды.

В 2008-09 учебном году педагогическим коллективом ДОУ активно внедрялись инновационные формы работы с родителями: организована и начала свою работу «Семейная академия». «Академия» создана с целью расширения возможности вовлечения родителей в образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей, проведения просветительской работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ. В работе «Академии» принимали участие все специалисты ДОУ.


Систематически проводились заседания рабочей группы специалистов и воспитателей, работающих с детьми – инвалидами, организованные в форме круглого стола. В ходе заседаний обсуждались: вопросы эффективности применения составленных маршрутов развития, использования специальных методов и приемов; результаты проведенной диагностики. Заключительные результаты мониторинга показали положительную динамику развития детей. Определен дальнейший маршрут сопровождения детей.

С целью социальной адаптации детей – инвалидов в общество в ДОУ составлен перспективный план работы на учебный год. В соответствии с планом организовывались специальные праздники и развлечения для детей; для родителей предлагалась и осуществлялась консультационная и практическая помощь специалистов: педагога-психолога, инструктора по физической культуре, учителя - логопеда, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя – дефектолога.

Для привлечения внимания к проблемам семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ педагогический коллектив активно сотрудничал с социальными институтами, общественными и коммерческими организациями. В этом учебном году совместно с ООО «Гимея-продукт» педагоги организовали конкурс детских рисунков. По результатам конкурсов, на базе ДОУ совместно с представителем фирмы были организованы детские праздники с вручением подарков и призов. На праздники приглашены и дети-инвалиды, обучающиеся на дому.
В 2009-10 уч. году в ДОУ продолжалась работа по воспитанию и обучению детей-инвалидов в ДОУ и на дому в рамках Муниципального эксперимента (IV этап).

Работа коллектива на данном этапе носила обобщающий характер. В 2009-10 учебном году воспитание и обучение в условиях ДОУ № 7 и на дому получали 9 детей-инвалидов. Из них 3 детей обучались на дому, 6 детей посещали детский сад. В текущем учебном году в программу эксперимента дополнительно включен один ребенок-инвалид по зрению (Ипкеев Илья, 2004 г.р.), находившийся на стационарном лечении, начал получать коррекционно-педагогическую помощь учителя-дефектолога (тифлопедагога) на дому.

В течение года организовывался круглый стол рабочей группы специалистов и воспитателей, работающих с детьми – инвалидами. В ходе заседаний обсуждались: вопросы эффективности применения составленных маршрутов развития, использования специальных методов и приемов; результаты проведенной диагностики. Заключительные результаты мониторинга показали положительную динамику развития детей. Определен дальнейший маршрут сопровождения детей.

Использовались различные формы интеграции детей. Для детей, обучающихся на дому, применялась модель частичной интеграции. Они посещали детские праздники в ДОУ, проходили вместе с родителями сеансы коррекционной помощи в сенсорной комнате. Родители данной категории детей приглашались на занятия в «Семейной академии», по запросу получали адресную помощь специалистов ДОУ.



С целью осуществления социальной адаптации детей-инвалидов налажено взаимодействие и сотрудничество с различными общественными организациями и социальными институтами. Педагоги получали консультативную помощь руководителя кафедры специальной (коррекционной) педагогики и психологии МОИПКРО Афонькиной Ю. А. и заведующей лабораторией кафедры тифлопедагогики ГНУ «Института коррекционной педагогики РАО» в г. Москве Денискиной В. З. По рекомендации педагогов ДОУ родители детей-инвалидов получили консультативную помощь специалистов на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Мурманска.

В ДОУ на всех этапах сопровождения ребенка-инвалида проводится работа по социализации особых детей в общество. В течение всего срока экспериментальной работы педагоги активно привлекали детей-инвалидов к участию в различных конкурсах детского творчества.

В ноябре 2007 года педагоги с детьми приняли участие в конкурсе художественного творчества детей-инвалидов «Кораблик надежды». В декабре 2007 года участвовали в Декаде инвалидов, организованной по инициативе Отдела образования в рамках ежегодной Всероссийской Декады инвалидов.

В январе 2008 года педагоги, занимающиеся коррекционной работой с данной категорией детей, приняли участие в конкурсе рисунков «Забавные наши друзья», предложенном на сайте Благотворительного просветительского фонда содействия абилитации детей с особенностями развития «VITA». На конкурс отправлены рисунки детей-инвалидов: Радченко Никиты, Янковской Анастасии и Борькина Никиты.

В декабре 2008 года участвовали в Декаде инвалидов, организованной по инициативе Отдела образования в рамках ежегодной Всероссийской Декады инвалидов:

.


  • в конкурсе чтецов «Энергия Севера», проводимого в д/с Никита, 4 года, прочитал стихотворение «Мой детский сад», сочиненное его бабушкой;

  • в городском конкурсе чтецов, посвященному 35-летнему пуску КАЭС, Саша, 3 года, заняла первое место;

  • на городском конкурсе «Радуга талантов -2008» танцевальный коллектив, с участием ребенка – инвалида, занял первое место;

  • в конкурсе рисунков «Наши пушистые друзья», объявленном Благотворительным просветительским фондом содействия абилитации детей с особенностями развития «Вита», Никита, 5 лет (ребенок с ДЦП, обучается на дому) занял второе место со своим рисунком «Кошка Муся», получил грамоту, мягкую игрушку и книжку сказок; Никита в этом же конкурсе получил приз зрительских симпатий в виде мягкой игрушки. Все рисунки детей-инвалидов выложены на сайте «Город Золотой». Коллектив ДОУ получил Почетную грамоту Благотворительного фонда.

  • Педагоги, занимающиеся коррекционной работой с данной категорией детей, продолжили принимать участие в конкурсе детских творческих проектов, предложенном на сайте Благотворительного просветительского фонда содействия абилитации детей с особенностями развития «VITA». На конкурс отправлены работы детей-инвалидов: Радченко Никиты, Приймак Саши, Борькина Никиты;

  • воспитанники принимали участие в городском фестивале художественного творчества детей-инвалидов «Кораблик надежды»;

  • областном конкурсе детского творчества «Моя семья».

2009-10

- областной конкурс детско-юношеского творчества «Радость жизни» в рамках фестиваля «Зерно жизни»;

- Рождественный благотворительный аукцион, посвященный 15-летнему юбилею Российской ассоциации «детские деревни-SOS» и 60-летию Международной организации «SOS-Детские деревни»;

- областной конкурс детского творчества «Предотвращение, спасение, помощь – 2009»;

- VIII международный конкурс художественного проекта «Мы-дети Атомграда».
Участие детей-инвалидов в городском фестивале детских проектов способствовало их включению в поисковую деятельность, т.е. спровоцировало активное поведение, способствующее развитию речемыслительной деятельности, фантазии и творчества. Проект «Сочиняйка» заслужил высокую оценку жюри, в номинации «Такого никогда не видел» занял первое место. Ежедневным результатом работы педагогов с данной категорией детей является организация персональных выставок детского творчества, рисунки используются в оформлении интерьера ДОУ, группы. С целью формирования гуманного отношения к «особым» детям в детском саду появилась традиция - дети обычных групп готовят подарки и сами вручают их на праздниках детям- инвалидам, которые обучаются на дому.

Участвуя в эксперименте по работе с детьми-инвалидами, педагогический коллектив отработал и использует следующие модели интеграции:

- полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, воспитатели группы, которую посещает ребенок;

- временной интеграции. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников. Ежегодно организуются новогодние праздники для детей с данной моделью интеграции, где главным участником становится ребенок;

- частичной интеграции, когда ребенок посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.
Результатом успешной интеграции является тот факт, что девочка с временной модели интеграции перешла на постоянную модель посещения д/с и выпустилась по окончанию учебного года в обычный класс общеобразовательной школы.

На заключительном педсовете подведены итоги работы коллектива в рамках Э. Педагоги активно распространяли опыт работы с детьми данной категории на различных уровнях:


- Российско-шведский семинар «Грани сотрудничества». Организация помощи детям с проблемами в развитии в условиях ДОУ.

- Областной семинар на базе ЦРР ДОУ № 5. «Работа «Семейной академии» и ее роль в просветительской деятельности педагогов». Старший воспитатель Слободчикова Л. М.;

- телерепортаж КТВ г. Полярные Зори «Система коррекционной работы в ДОУ» Администрация, специалисты.

- Зональный семинар-практикум «Использование ИКТ в практической деятельности педагога-психолога ОУ». Презентация «Коррекционно-развивающий аспект в практической работе педагога-психолога». Оборина Л. В, педагог-психолог.

- Учительская конференция для педагогов и руководителей ОУ города «Об итогах реализации комплексного проекта модернизации и о контурах современной системы образования г. Полярные Зори в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Доклад «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ». Старший воспитатель Вакорина Т. А.

- II Всероссийские педагогические чтения по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. Институт коррекционной педагогики РАО г. Москва:

«Система работы тифлопедагога в работе с детьми с нарушением зрения». Белоусова М. Д. учитель-дефектолог (тифлопедагог)

«Особенности организации предметно-развивающей среды ДОУ для детей с нарушением зрения» Левушкина Ю. И., учитель-дефектолог (тифлопедагог)

- Муниципальный этап областного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Защита системы работы по теме «Развитие зрительно-пространственного гнозиса у детей с нарушением зрения при подготовке к школе». Левушкина Ю. И., учитель-дефектолог (тифлопедагог).

- Публикация в журнале «Народное образование». Статья «Особенности организации сопровождения «проблемного ребенка». Старший воспитатель Вакорина Т. А.;

- «Организация помощи семье, воспитывающей особого ребенка»

- IV региональная научно-практическая конференция «Проблемы социально-психологического благополучия детей и подростков в условиях Крайнего Севера». «Влияние интерактивной среды темной комнаты на развитие детей дошкольного возраста». Педагог-психолог Михайлова С. П.

- Областной семинар «Современные формы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество» «Создание условий для интеграции детей с ОВЗ в ДОУ». Заведующая Голоднова В. В.

- Областной семинар в г. Оленегорске. «Опыт работы по созданию условий в ДОУ для детей с депривацией зрения». Воспитатель Миннулина И. П.

- Брошюра «Материалы IV научно-практической конференции» педагог-психолог Михайлова

С. П. «Влияние интерактивной среды темной сенсорной комнаты на развитие детей дошкольного возраста».

- «Горе как естественный и патологический процесс. Психологические особенности детского горя». Педагог-психолог Михайлова С. П.

- Совместное методическое объединение педагогов и руководителей ДОУ коррекционно-развивающего направления г. Полярные Зори, Апатиты и Кандалакша

«Новые подходы в обучении и воспитании детей с ОВЗ» Администрация, специалисты, воспитатели;

- Семинар на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Мурманска для дефектологов, психологов, педагогов «Системные и межсистемные резервы здоровьесбережения в Мурманской области». Ряскина Н. А., учитель-дефектолог, Яблокова О. А., воспитатель;

- Областная научно-практическая конференция «Современное содержание дошкольного образования: вариативность-инициатива-перспективы». «Управление реализацией здоровьеформирующих технологий в ДОУ». Голоднова В. В., руководитель ДОУ;

- Областной семинар «Актуальные направления по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» «Инновационные технологии в процессе коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста» МОИПКРО Муратова С. В., инструктор физо;

Опыт работы с ребенком-инвалидом (зрительная патология) представлен в МОИПКРО на кафедру психологии и коррекционной педагогики и напечатан на страницах российско-финского учебника «Все могут учиться» в рамках проекта «Интеграция детей дошкольного и младшего школьного возраста с особыми потребностями в общеобразовательные школы и общество Мурманской области». Материалы проекта включают международный и региональный опыт по проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья».


Участие педагогов в конференциях, совещаниях, педагогических чтениях,

выставках, конкурсах различного уровня по проблемам сохранения

и укрепления здоровья детей с ОВЗ.


2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Муниципальный уровень







- проект «Огонь - наш друг, огонь – враг», «Я иду по улице»

(I городской фестиваль детских проектов ДОУ)



Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции нарушений развития детей дошкольного возраста». Мастер-класс для МО педагогов художественно-эстетического цикла. музыкальный руководитель Майер Е. В.;

II городской фестиваль детских опытно-экспериментальных работ и исследования дошкольников.

Работа над детским проектом «Тайна очков». Воспитатель Соколовская И. Н.
Муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».


Региональный уровень

«Особенности организации сопровождения «проблемного ребенка».

Ст. восп. Вакорина Т. А.

«Организация помощи семье, воспитывающей особого ребенка».

Уч-логопед Трушина А. А. (Областной семинар при МОИПКРО «О завершении эксперимента организации обучения и воспитания детей-инвалидов в ДОУ и на дому»)






Качества образования»» (ГТРК «Мурман», телепередача «Мой любимый детский сад»)

V региональная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы современной семьи: теория, практика, технологии помощи» в «Мурманском гуманитарном институте» г. Мурманск.




Федеральный уровень










«Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ»

Научно-практический журнал «Народное образование» ст. восп. Вакорина Т. А.




Международный уровень




- «Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком-дошкольником-инвалидом по зрению» - (печатное издание «Все могут учиться» материалы российско-финского проекта «Интеграция детей дошкольного возраста с особыми потребностями в общеобразовательные школы и общество в Мурманской области»)








Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ. В ходе Э на средства, полученные по программе «Дети-инвалиды», приобретено следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:




  • мягкие спортивные модули и инвентарь;

  • коррекционные пособия и игры;

  • аппаратно- программный комплекс «Плантовизор»;

  • аппарат «Дракон»;

  • КДК «Зазеркалье» с БОС приставкой «Вега»;

  • компьютерные программы «Мир за твоим окном», логопедическая - «Составь слово»;

  • компьютерные лечебные программы для коррекции зрения;

  • Автоматический зрительно-вестибулярный тренажер «Зевс»;

  • Велотренажеры;

  • Диагностический комплекс «Капбис»;

  • Диагностическо-лечебный комплекс «Визус»;

  • Кислородный коктейлер LDPE BAG;

  • Комплекс «Зазеркалье»;

  • Концентратор кислорода 7F-3L;

  • Массажные коврики Гофр-1 со следочками;

  • Массажная к-с ОМК Радуга-1;

  • Монитор 19 «LCD клав. мышь, кол. нау;

  • Процессор Intel Pentium$

  • Ингалятор медицинский ультразвуковой;

  • Комплект программный окулиста;

  • Компьютер;

  • Ноутбук Aser;

  • парты-конторки механические;

  • дидактический стол большой;

  • снеговик надувной;

  • диагностический комплект психолога;

  • дидактический набор «Головастик»;

  • волшебная нить с контролером;

  • гидромассажные ванны для ног;

  • детское панно Кривое зеркало»;

  • диск «Игры для Тигры»;

  • ингалятор «Муссон»;

  • коврики массажные для профилактики плоскостопия комплект;

  • тренажер «Бинатон»;

  • прибор «Графика»;

  • программа для детей с нарушением зрения;

  • пуфик-кресло «Груша с гранулами»

  • стол компьютерный;

  • ингаляторы «Супер-плюс»;

  • экоионизатор «Супер-плюс»;

  • ингалятор «Супер-плюс-турбо»;

  • бра «Элион-132»;

  • Тренажерно-информационная система «ТИСА»;

  • Дополнительное оборудование для «Тисы»:

  • горка корректирующая;

  • жесткий модуль виброскамейка;

  • оборудование для сенсорной комнаты:

  • пуфик-кресло с гранулами;

  • сенсорная тропа для ног;

  • сухой душ;

  • детское игровое панно «Светящиеся нити»;

  • детское малое складное кресло трансформер;

  • детский зеркальный уголок.

Устройства с модуляцией мягких природных колебаний («Корректирующая горка», «Виброскамейка», «Вибродорожка», «Вистибулоплатформа»), методика их применения

являются принципиально новыми по характеристикам, спектру применения и функциональному

назначению. Отработанность технологии применения позволяет использовать их для решения тактических и стратегических лечебных задач при следующих заболеваниях и состояниях:



  • нефиксированные изменения опорно-двигательного аппарата (нарушения и дефекты осанки, функциональная недостаточность стоп);

  • травмы опорно-двигательного аппарата;

  • заболевания центральной и периферической нервной системы (неврозы, ДЦП, радикулиты, косоглазие и пр.);

  • заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения вне фазы обострения.

Механизмы физического и лечебного действия вибрации в низкозвуковом спектре частот (НИП):

-анестезирующее и обезболивающее действие;

-улучшение микроциркуляции и периферического кровообращения; - нормализация функционального состояния; - регуляция сосудистого и мышечного тонуса.
В 2008-09 учебном году в детском саду оснащена необходимым оборудованием и начала активно функционировать сенсорная комната. Занятия в сенсорной комнате проводит педагог-психолог, а при необходимости ею могут воспользоваться и другие педагоги детского сада. Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально. Для детей-инвалидов занятия в сенсорной комнате проводятся совместно с родителями. Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) позволяет выполнить следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:


  • релаксацию, снятие мышечного напряжения;

  • стимулирование чувствительности и двигательной активности детей;

  • развитие, коррекцию зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;

  • фиксирование внимания и управление им;

  • повышение психической активности за счет стимулирования эмоциональных реакций;

  • развитие воображения и творческих способностей;

  • коррекцию психоэмоционального состояния;

  • использование возможностей интерактивной среды.


Темная сенсорная комната.

Это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания.



Цель: помощь детям дошкольного возраста в развитии сенсомоторных способностей, обеспечении ощущения уюта, комфорта, настроя на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми и с собственным внутренним «я».

Задачи, которые помогают решать педагогу занятия в сенсорной комнате:

- стимулировать сенсорную чувствительность и двигательную активность детей; развивать, корректировать зрительно-моторную координацию;

- учить детей фиксировать внимание и управлять им; поддерживать интерес

к познавательной активности; повышать психическую активность детей за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;

- оказывать помощь в снятии эмоционального и мышечного напряжения;

- корректировать психоэмоциональное состояние детей.

Реализации мероприятий, обозначенных в программе Э, позволила:


  • Обеспечить защиту прав и законных интересов детей-инвалидов в рамках реализации ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

  • обогатить и специализировать предметно-развивающую среду ДОУ и укрепить материально-техническую базу;

  • значительно расширить спектр предоставляемых лечебных, коррекционных и образовательных услуг детям-инвалидам за счет реабилитационного и развивающего оборудования;

  • значительно повысить квалификацию специалистов и воспитателей, работающих с детьми-инвалидами;

  • повысить компетентность родителей детей-инвалидов, помочь им в приобретении навыков взаимодействия с детьми, расширить для них возможность трудоустройства;

  • объединить семьи, имеющие детей-инвалидов;

  • расширить возможности для информирования населения о проблемах детей с ОВЗ и формирования у общества толерантного отношения к ним;

  • наладить взаимодействие социума, общественных организаций, образовательных структур и образовательных учреждений с семьями;

  • внедрение различных форм интеграции способствовало нормализации жизни каждого ребенка с ОВЗ.

Педагогический процесс, организованный в рамках эксперимента, позволил оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с особыми потребностями, не имеющими возможность посещать ДОУ по состоянию здоровья. Проводимые мероприятия обеспечили возможность подготовить ребенка к школе.



приложение


Этапы, программные цели


Содержание работы


Полученные результаты

I этап диагностичес-

кий

2006 – 2007 гг.


Выявление проблемы и обоснование ее актуальности.

Создание условий для проведения эксперименталь

ной работы.


1.Изучение нормативных, программно – методических документов по исследуемой проблеме

2. Изучение

психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Обоснование ее актуальности.

3.Анализ


социокультурной ситуации и образовательного процесса. Выявление компонентов, подлежащих изменению.

4.Проведение

социологического опроса семей, воспитывающих детей – инвалидов.

5.Создание

инновационной площадки по отработке модели ДОУ.

6. Изучение

профессионального мастерства воспитателей ДОУ.

7.Создание

группы педагогов – участников эксперимента


Собран пакет документов, регламентирующих деятельность участников эксперимента:

1. Постановление правительства Мурманской области от 31.03 2006. № 107 – ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 26.01. 2005 № 14 –ПП» в закон «О мерах социальной поддержки инвалидов», в целях обеспечения условий для обучения детей - инвалидов.

2. Приложение к постановлению Правительства мурманской области от 26.01.05. № 14 – ПП о «Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях.

3. Закон Мурманской области о мерах социальной поддержки инвалидов (в ред. Закона Мурманской области от 26.01. 2005

№ 720 – 01 – ЗМО) от 29.12. 2004 № 573 – ЗМО

4. Закон Мурманской области о внесении изменений и дополнения в закон Мурманской области «О мерах социальной поддержки инвалидов» от 26. 12. 2005 № 720 –01 –ЗМО.

Создана библиотека методической и практической литературы по работе с детьми – инвалидами, имеющими заболевания различного генеза:

1.Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» под ред. В.Н. Логиновой

2. Давидчук А.Н. Индивидуально – ориентированное обучение детей. Москва 2000.

3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 -и год обучения. Москва 2000.

4. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Материал для логопедов, дефектологов, психологов. Москва 2004.

5. Шевченко Н.С. Подготовимся к школе: Программно - методическое оснащение коррекционно - развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР: Методическое пособие. Москва, Ника - Пресс, 1998.

6. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития. Москва 2005.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, Владос, 1995.

8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. М., Просвещение, 1996г.

9. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом для детей с проблемами в развитии. Под ред. Л.Б. Баряевой С-Пб 2005.

10.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., Владос, 2001г.

11. Смирнова И.А. Наш особый ребенок С-Пб, Каро, 2006.

12. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией. С-Пб, Каро. 2006.

13. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно- развивающей среде. Под. Ред. Л.Б. Баряевой. С-Пб, Каро, 2006.

14. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., ТЦ «Сфера», 2005г.

15. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2005г.

16. Нищева Н.В. Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. С-Пб., «Детство - Пресс», 2004г.

17. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под ред. Л.М. Шипицыной С-Пб 2003г.

18. Свирская Л.Работа с семьей: необязательные инструкции. Москва 2007.

Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в условия ДОУ.

Организация совместных праздников, тематических вечеров, участие детей – инвалидов в выставках проводимых на базе ДОУ, ГДК.

Беседа; анкетирование; составление и заключение договора между дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида № 7 и родителями ребенка – инвалида, обучающегося на дому на основании выявленных потребностей детей и запросов родителей.


На основании Приказа № 03А от 16. 01. 2006г. Администрации муниципального образования г. Полярные Зори Мурманской области Муниципального учреждения «Городского отдела образования» на основании Закона Мурманской области от 26.12.05г. № 720 – 01 – ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов», Постановление Правительства Мурманской области от 26.01. 2005г. № 14 – П «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в дошкольных образовательных, общеобразовательных учреждениях», в целях создания, оптимальных условий для обучения и воспитания детей - инвалидов присвоить статус муниципальной экспериментальной площадки муниципальному дошкольному образовательному учреждению № 7 по проблеме воспитания и обучения детей – инвалидов дошкольного возраста в образовательных учреждениях и на дому.
Внутренний методический контроль.

Повышение профессионального мастерства педагогов через курсовую и постдипломную подготовку, организацию семинаров, обучение в «Школе воспитателя».

Курсы повышения квалификации при МОИПКРО г. Мурманск в 2006г. по теме: «Организация работы с детьми – инвалидами в ДОУ и на дому» прослушали старший воспитатель Вакорина Т. А. и социальный педагог Трушина А. А.
Руководитель экспериментальной площадки –

Голоднова В.В. – руководитель ДОУ

Слободчикова Л.М.- старший воспитатель

Вакорина Т.А. - старший воспитатель

Белоусова М.Д. – учитель-дефектолог

Зенкова А.А. - воспитатель

Трушина А.А. – учитель-логопед

Воспитатели групп, посещаемых детьми с ОВЗ; Воспитатели, занимающиеся с детьми-инвалидами на дому




II этап Прогностичес-

кий
2006 – 2007гг.


Разработка развернутой программы Э, создание необходимых условий для проектирования модели ДОУ.


1.Создание комплексной программы развития ДОУ до 2010 года.

2. Разработка и

уточнение теоретической модели ДОУ для детей – инвалидов.

3.Разработка и

документальное оформление модели ДОУ.

4. Разработка

модели учебного плана, предусматривающего включение новых технологий (интегрированных занятий).


5. Создание

программы сотрудничества ДОУ с ИМК ГОРОО.

Разработана программа по проведению эксперимента по воспитанию и обучению детей – инвалидов в образовательном учреждении и на дому детского сада комбинированного вида № 7 на 2006 – 2010 гг.


Изучены и проанализированы специальные коррекционные программы и пособия:



  1. Программа воспитания и обучения детей с

церебральным параличом дошкольного возраста (I, II, III годы обучения) под ред. Симоновой Н.В. Москва. 1994г.

  1. Данилова Л.А.,. Стока К, Казицына Г.Н.

Особенности логопедической работы при

детском церебральном параличе. С-Пб 2000г.



  1. Шипицына Л.М., Мамайчук М.М.

Детский церебральный паралич. Москва: Институт общегуманитарных исследований 2001.

4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно – двигательного аппарата. Москва 2001.

4. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Москва. 1993г.

5. Нищева Н.В. Организация коррекционно – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. С-Пб., «Детство - Пресс», 2004г.



  1. Афонькина Ю.А., Терехова З.М.

Обучение детей – инвалидов дошкольного возраста на дому. Мурманск, 2005г.

  1. Линченко Н.М. Руководство по адаптации

и расширению учебного плана, индивидуальные планы обучения, оценивание и индивидуализированные цели.

8. «Индивидуальные программы коррекционно – развивающего обучения детей – инвалидов». Из опыта работы учителей – логопедов МДОУ № 59 «Медвежонок» г. Апатиты.


Разработаны индивидуальные маршруты развития ребенка.

Проводится мониторинг развития детей. Составлены аналитические отчеты педагогов по итогам работы. Определен перечень необходимой документации.

Изучены и проанализированы специальные коррекционные программы и пособия для детей дошкольного возраста с учетом ведущего заболевания; на основании проведенного мониторинга составлены индивидуальные маршруты развития каждого ребенка (Приложение 1), определена учебная нагрузка, составлена сетка занятий, перспективный и календарный планы; осуществлен подбор дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала для занятий.


(Приложение 6)

МО ст. воспитателей «О проблемах воспитания и обучения детей-инвалидов в школе и на дому»

Декада инвалидов.


III этап организационный
2007 – 2008гг. Создание необходимых условий для получения результатов опытно-экспериментальной работы.

1.Обеспечение координации взаимодействия участников Э.

2.Создание материально-экономических предпосылок для проведения Э.

3.Разработка экспериментальных материалов для проведения опытно-экспериментальной работы.

4.Разработка системы взаимодействия медиков, психологов с педагогическим коллективом, подготовки педагогов к

режиму работы по созданию и отработке модели ДОУ.


Разработано координационное взаимодействие всех участников экспериментальной работы

(приложение 2,5)

Созданы материально-экономические условия для проведения эксперимента (приложение)
Разработаны экспериментальные материалы для проведения ОЭР.
Разработана система взаимодействия медиков, психологов с педагогическим коллективом, обеспечена подготовка педагогов к режиму работы в рамках эксперимента.


IV этап практический
2008 – 2009гг Реализация модели ДОУ с группой детей-инвалидов по их пребыванию в детском саду и в ДОУ.

1. Корректировка программы развития ДОУ.
2. Учебный план ДОУ коррекционно-образовательного развития воспитанников.
3. Разработка образовательно-оздоровительной программы ДОУ.
4. Корректировка структурно-функциональной модели управления ДОУ.

Публикация статей по теме исследования.

Доклад на педсовете о ходе опытно-экспериментальной работы.

Внесены коррективы в учебный план ДОУ

На основе программы «Здоровье» разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы педагогического коллектива.

Практический семинар для педагогов ДОУ города.
Скорректирована система руководства педагогического процесса и организация методического сопровождение коррекционно-образовательного процесса

(Приложение 3)



V этап

Обобщающий

2009 – 2010гг Подведение итогов опытно-экспериментальной работы.


1. Анализ и обработка данных, соотнесение результатов Э с поставленными целями и задачами.
2. Накопление педагогами, психологами, медиками методических разработок интегрированных занятий, проведенных в результате ОЭР.
3. Апробация нововведений.


Обобщение результатов Э на педсовете. Решение о продолжении работы коллектива в данном направлении. Подготовка методических рекомендаций по теме Э.

Выступление старшего воспитателя Вакориной Т. А. с отчетом об итогах Э на семинаре в МОИПКРО, посвященном итогам ОЭР.




Реализации мероприятий, обозначенных в программе Э, позволила:

  • Обеспечить защиту прав и законных интересов детей-инвалидов в рамках реализации ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

  • обогатить и специализировать предметно-развивающую среду ДОУ и укрепить материально-техническую базу;

  • значительно расширить спектр предоставляемых лечебных, коррекционных и образовательных услуг детям-инвалидам за счет реабилитационного и развивающего оборудования;

  • значительно повысить квалификацию специалистов и воспитателей, работающих с детьми-инвалидами;

  • повысить компетентность родителей детей-инвалидов, помочь им в приобретении навыков взаимодействия с детьми, расширить для них возможность трудоустройства;

  • объединить семьи, имеющие детей-инвалидов;

  • расширить возможности для информирования населения о проблемах детей с ОВЗ и формирования у общества толерантного отношения к ним;

  • наладить взаимодействие социума, общественных организаций, образовательных структур и образовательных учреждений с семьями;

  • внедрение различных форм интеграции способствовало нормализации жизни каждого ребенка с ОВЗ.

Педагогический процесс, организованный в рамках эксперимента, позволил оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с особыми потребностями, не имеющими возможность посещать ДОУ по состоянию здоровья. Проводимые мероприятия обеспечили возможность подготовить ребенка к школе.



А

Приложение 2.



Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ
(Приложение к письму Комитета по образованию Мурманской области

от 25.06.2007 №17-01-08/1666

«Об индивидуальной программе сопровождения детей-инвалидов»)

Наименование учреждения

Адрес


  1. Сведения о ребенке

  • Ф.И.О.

  • Дата рождения

  • Адрес

  • Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» от

  1. Социальная характеристика семьи

  • Мать

  • Отец

  • Степень участия в воспитании

  • Условия проживания, устройство быта

  • Законные представители

(для детей-сирот, находящихся под опекой)

  1. Описание ситуации (краткие заключения специалистов)

  • Выписка ПМПк от

  • Рекомендации ПМПк

  1. Сильные стороны ребенка

  2. Запрос родителей (законных представителей) в соответствии

с индивидуальной программой реабилитации инвалида (выданной бюро медико-социальной экспертизы)

  1. Долгосрочная цель сопровождения

  2. Возможные риски

  3. Группа сопровождения (педагоги, медики, родители

(законные представители и т.д.)

  1. Координатор (Ф.И.О)

  2. Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных

сроков и распределением обязанностей)

  • Получение дошкольного образования (программа обучения)

  • Психолого-педагогическая коррекционная работа:

Наименование мероприятияСрокиОтветственныеОтметка о выполнении

  1. Использование ресурсов других учреждений (привлечение в качестве консультантов специалистов муниципальной (областной) ПМПк, реабилитационного центра, учреждений дополнительного образования)

  2. Оценка промежуточных результатов

Наименование мероприятияСрокиОценкаПостановка дальнейших целей и задач

  1. Срок реализации индивидуальной программы развития

  2. Подпись родителей (законных представителей)


Приложение 2
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Воспитателям:



  • Планировать и осуществлять индивидуальный подход во всех видах деятельности с учетом диагноза ребенка;

  • Привлекать ребенка к играм в маленьких подгруппах, общим хороводным и имитационным играм, парным поручениям, развивая интерес к общению со сверстниками и обогащая детский опыт;

  • Учить ребенка мыть, вытирать руки и лицо полотенцем, снимать и надевать одежду, ухаживать за ней, правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами, складывать игрушки на место и поддерживать порядок, развивая навыки элементарного самообслуживания и гигиены;

  • Сотрудничать с ребенком в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями и т.д.), способствуя развитию познавательной активности, помогать ребенку через совместную деятельность осваивать новые способы и приемы действия;

  • Развивать мелкую, артикуляционную и общую моторику посредством пальчиковой, артикуляционной гимнастики, чистоговорок, массажа, общеразвивающих упражнений, игр и заданий.

Учителю-логопеду:

  • Проявлять внимание к ребенку, создавать условия для хорошего самочувствия и активности;

  • Осуществлять комплексное речевое развитие, включая в работу с ребенком игры и задания на развитие всех компонентов речи (фонематические процессы, лексический и грамматический строй, связную речь);

  • Развивать слуховую функцию (неречевой, речевой слух и фонематические процессы), зрительно-пространственную и двигательную функции (общую, артикуляционную и мелкую моторику);

  • Осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы.

Педагогу-психологу:

  • Уделять особое внимание психическому самочувствию ребенка, сохранению психического здоровья;

  • Повышать активность ребенка и его самостоятельность через индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие навыков коммуникативности;

  • Осуществлять интеллектуальное, социально-психологическое и эмоционально-волевое развитие ребенка.

Инструктору по ФИЗО:

  • Осуществлять дифференцированный подход при подготовке к занятиям (планировать индивидуальную работу по разделам программы);

  • Создавать условия для хорошего самочувствия детей, предупреждать утомляемость;

  • Развивать общую двигательную активность ребенка;

  • Развивать различные виды самостоятельной двигательной деятельности с учетом двигательных возможностей детей;

  • Развивать физические качества и двигательные способности: быстроту реакции, ловкость, гибкость, силу, выносливость, координационные способности;

  • Учить ребенка овладевать базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений.

Музруководителю:

  • Создавать условия проявления положительных эмоций, хорошего самочувствия детей;

  • Осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми (уменьшить нагрузку, давать посильные для ребенка задания);

  • Обеспечивать музыкальное развитие, используя в работе подвижные игры, игровые задания, движения под музыку, хороводные игры, пение, слушание;

  • Привлекать детей к праздничным мероприятиям, развлечениям, театрализованной деятельности, развивая их творческие способности




скачать


Смотрите также:
Обобщение результатов работы участников эксперимента по воспитанию и обучению детей инвалидов в образовательном учреждении и на дому
373.34kb.
Нии и обучении детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам дошкольного образования и компенсации затрат родителей
114.22kb.
Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому
239.87kb.
Первый вариант: воспитание и обучение ребенка на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
50.18kb.
Конкурс до 15. 04. Соловьева А. Н. Директора школ Участие в мероприятиях для участников проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов» в течение месяца
130.16kb.
Положение об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий
229.93kb.
Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
115.67kb.
Педагога психолога на 2012-2013 учебный год
60.88kb.
Социально-личностного развития детей в дошкольном образовательном учреждении
49.48kb.
Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому
24.02kb.
Индивидуально-практический подход к образовательному и воспитательному процессу в системе обучения детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении
361.03kb.
Современные подходы обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении мбдоу д/с №44
55.36kb.