Главная стр 1
скачать
Обоснования тем дипломных работ студентов ИЕК 2004, 2005 и 2006 гг. выпуска

(сдаются студентами дипломного курса ИЕК в декабре)
Близнец Н. (2005)

Ли Д. (2005)

Мочульская А. (2006)

Сорокина С. (2004)

Черникова Ю. (2006)
Институт Европейских Культур
Близнец Наталья, 2 курс
Тема дипломной работы: «Антиреклама» в интернете. Специфика конструирования и восприятия.

Научный руководитель и куратор: Артемьева Любовь Николаевна

Оппонент: Каспэ Ирина, кандидат филологических наук

Кратасюк Екатерина
Постановка проблемы исследования: Специфика бытования в интернете дискурсов, называющих себя антирекламными, сосуществование различных стратегий восприятия рекламного дискурса в интернете.

«Антирекламные» высказывания, существующие в интернете, представляют собой обширное, неструктурированное поле, имеющее своим центром рекламу либо, шире, - ценности общества потребления. Эти точки зрения хотелось бы рассмотреть как определенные способы коммуникации с рекламой, которые отсылают к различным стратегиям социального поведения и рассмотреть эти дискурсы как определенные способы (и степени) рефлексии рекламы.



Цель работы: Построение структуры рефлексии рекламы, (систематизация высказываний, существующих сегодня в интернете).

Задачи: - Анализ приемов построения «антирекламных» высказываний, как визуальных, так и вербальных (техники рефлексии рекламы);

- анализ роли визуальных и вербальных высказываний;

- Структурирование визуальных материалов как возможных способов коммуникации с рекламой (рефлексия рекламы) пользователей интернета.
Предыстория проблемы: Исследования в области медиа кажутся мне сегодня наиболее интересными и актуальными. С другой стороны, рефлексия рекламы в интернете представляет собой сегодня обширное, неструктурированное и практически не изученное поле дискурсов. Также меня заинтересовал вопрос институциональности антирекламы,так как сегодня не существует сколько-нибудь четкого определения антирекламы и анализа текстов, которые названы самими их авторами антирекламными и, следовательно, уже поэтому предполагают определенную степень рефлексии и определенное отношение к рекламе. Остается открытым вопрос о том, как соотносятся реклама и антиреклама, существует ли между ними граница?
Вопросы исследования:


  1. Стратегии существования рекламы в современном обществе.

  2. Существуют ли границы между рекламой и антирекламой?

  3. Что такое антиреклама?/Какие высказывания можно отнести к антирекламным?

  4. Способы институализации антирекламы?

  5. Цели и задачи анализируемых сайтов и высказываний

  6. Каково отношение к рекламе в данных текстах (источники)?

  7. К каким социальным стратегиям отсылают высказывания (и визуальные, и вербальные)?

  8. К 7-му вопросу: связь картинок (текстов) с культурой повседневности.

  9. Каковы способы построения изображений?

  10. Вопрос от Маклюэна: Влияет ли на рассматриваемые высказывания то, что они помещены в интернет и в чем это влияние заключается?

То есть – выяснить, в чем особенности бытования и восприятия текстов в интернете.
Способ работы с источниками (методология):

Так как целью исследования является анализ текста в процессе его восприятия, основанный на описании структуры (способов построения) текста и стратегий коммуникации с рекламным текстом, в работе используются следующие методы:

1. Структурно-семиотический метод (Р. Барт) и современные исследовательские практики, связанные с ним – теория интертекста, как она представлена у М. Ямпольского, исследования состояния постмодерного общества, критика общества потребления (Ж. Бодрийяр).

  1. Нарративный анализ, который представляется необходимым для исследования различных стратегий восприятия рекламного текста, существующих в интернете.

  2. методы сultural studies в области исследований массовой культуры и медиа (в частности, интернета).

  3. Использование методов социологии культуры.


Состояние исследованности темы:

Теоретические исследования рекламы в России в основном проводятся в рамках социологии или культурной антропологии, где реклама изучается как явление массовой культуры и, одновременно, как механизм, влияющий на ее формирование. Существует много критических работ о рекламе и о восприятии ее в сознании массового потребителя.

В отличие от рекламы, антиреклама как социальное явление пока не попадает в поле интереса исследователей. Некоторое место уделяется антирекламе в практических (маркетинговых и др.) исследованиях, где она рассматривается либо как нежелательный и случайный фактор в рекламном сообщении, либо как специальный прием в коммерческой рекламе или политической борьбе («черный» PR). Надо сказать, что действительно, антирекламный дискурс как сознательная рефлексивная позиция является для России сегодня чем-то новым, очевидно, потому, что и сами основы потребительского общества у нас еще едва успели сформироваться.

С другой стороны, сегодня не существует сколько-нибудь четкого определения антирекламы и анализа текстов, которые названы самими их авторами антирекламными и следовательно, уже поэтому предполагают определенную степень рефлексии и определенное отношение к рекламе. Остается открытым вопрос о том, как соотносятся реклама и антиреклама, существует ли между ними граница?



Исследовательская литература – направления анализа темы:

В настоящее время существует количество исследований в области рекламы, как теоретических, так и прикладных, в рамках социологии и психологии рекламы, cultural и media studies.

Большой интерес в связи с моей темой представляет работа Н. Кляйн. No logo. Люди против брендов, представляющая собой критику ценностей общества потребления и анализ связи рекламы и общества. Среди отечественных работ интересны, в частности, книга Е. Сальниковой «Эстетика рекламы», в которой представлены истоки образности современной российской рекламы.

Другое направление исследований рекламы включает феномен рекламы в анализ состояния современного общества – это работы Ж. Бодрийара, Ги Дебора, М. Маклюэна и др.

В книгах Р. Барта и У. Эко проводятся семиотические исследования рекламы как коммуникативной системы.

Необходимо сказать и об исследованиях интернета как специфического феномена в области средств массовой коммуникации. Отечественные исследования представлены такими авторами, как М. Ямпольский ( Интернет и постархивное сознание), И. Каспэ (исследования «живого журнала»)и др. Существует также большое поле зарубежных исследований.

Однако, насколько мне известно, проблема специфики существования рекламного дискурса в интернете еще не поднималась исследователями.
Аннотации на используемую литературу:


  1. Маклюэн М. Понимание медиа.

Маршалл Маклюэн — один из выдающихся теоретиков XX в. в области культуры и коммуникаций. Данная книга посвящена исследованиям массовой культуры и СМИ, влиянию технологии на коммуникации а также роли электронных СМИ в современную эпоху.

Маклюэн рассматривает медиа как технологии, или «посредников», введение которых вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром и меняет его способ мировосприятия и образ жизни.


Эти «посредники» определяются Маклюэном как внешние расширения человека. Будучи такими расширениями, они в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним.

Функциональные аннотации на книги:


  1. Ямпольский М. Память Тиресия.

Книга кажется важной с точки зрения методологии моей работы, благодаря своим четким теоретическим посылкам, в частности часть1 « Исходные понятия», где автором развивается теория интертекстуальности, ее истоки и способы построения интертекста, а также рассматривается роль цитаты и пародии в тексте.

Так как в дипломной работе используется семиотический метод анализа визуальных (и вербальных) источников, мне показалось эффективным применение теории интертекста для анализа картинок построенных на основе рекламного сообщения.




  1. Сальникова Е. В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы.

В отличие от первой, данная книга имеет для моей будущей работы не теоретическое, а скорее практическое значение.

Во-первых, как один из возможных способов исследования рекламы и описания рекламных образов. Во-вторых, книга полезна представленным в ней материалом об источниках рекламных образов. И наконец, в книге Сальниковой исследуются психология рекламных образов, что позволяет понять психологические механизмы воздействия рекламы на потребителя.


План работы:

Введение.

1. Стратегии существования рекламы в современном обществе

2. Специфика интернет-среды

3. Все остальное, чему положено быть во введении.



Глава I. Структура «антирекламных» образов.

  1. Роль вербального и визуального в «антирекламных» дискурсах.

  2. Приемы построения образов как способ их структурирования:

2.1 Теоретические основы построения анализируемых визуальных материалов.

2.2 Истоки образности и приемы построения изображений.



  1. Границы рекламы и антирекламы.

  2. Типология образов по сюжетам.

    1. Образы, заимствующие рекламный дискурс.

      1. Образы животных;

      2. Образы «звезд», публичных личностей;

    2. Репрезентация социальных норм в «антирекламных» высказываниях

4.3 Изображения, отражающие общественно значимые события.

Глава II. Структура восприятия рекламного дискурса

  1. Связь «антирекламных» дискурсов с массовой культурой и культурой повседневности.

  2. Восприятие рекламного текста

  3. Создатели «антирекламных» высказываний (специфика высказываний в интернете), их идеология, цели.

  4. Структура точек зрения на рекламу в интернете.

Заключение.
ИСТОЧНИКИ
(список интернет-сайтов):

Источниками материалов послужили любительские сайты, созданные, в основном, в рамках портала narod.ru, а также сайты некоторых добровольных и независимых объединений (и российских и западных).



  1. http://diary-ru.narod.ru

  2. http://fastgo.narod.ru

  3. http://kontrreklama.go.ru

  4. http://www.adbusters.org

  5. http://www.anti-heroart.com

  6. http://www.ehil.spb.ru/negative

  7. http://www.ecodefense.ru

  8. http://www.onlife.ru


ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://azbuka.gif.ru

  2. http://guelman.ru

  3. http://www.teterin.ru

  4. http://www.h-net.org

  5. http://www.triphonov.ru

  6. http://www.grebennikov.ru

  7. http://www.indymedia.com


БИБЛИОГРАФИЯ
1. Kellner Duglas. Media culture. Cultural studies, identity and politics between the modern and the postmodern. L-NY: Routledge, 1995

  1. Anderson Alison. Media, culture and the environment, 1997

  2. Culture, society and the media, 1982

  3. Барт Р. Мифологии. М., 1996

  4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., Прогресс, Универс, 1994

  5. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003

  6. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания № 12, М., 1996

  7. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М., Добросвет, 2000

  8. Бодрийар Ж. Система вещей. М., Рудомино, 1995

  9. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М, Логос, 2002

  10. Гудков Д. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003

  11. Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000

  12. Джулер А.Дж., Дрюниани Б.А. Креативные стратегии в рекламе. СПб., 2002

  13. Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М., Новое издательство, 2004

  14. Женщина и визуальные знаки. Сборник статей.

  15. Зверева В. Репрезентация и реальность//Отечественные записки № 4, М., 2003

  16. Кармин В. Психология рекламы. СПб., ДНК, 2004

  17. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000

  18. Каспэ И. «Поплачь о нем, пока он живой»// Отечественные записки

  19. Касьянова

  20. Клейн Н. No logo: люди против брендов.

  21. Левинсон А., Заметки по социологии и антропологии рекламы// Новое литературное обозрение № 22, М, 1996

  22. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М, 1998

  23. Маклюэн Г. М. Понимание медиа. М. - Жуковский, КАНОН-пресс-Ц, 2003

  24. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.,

  25. Назаров М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М, УРСС, 2003

  26. Неприкосновенный запас №2, 2004

  27. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. М, 2003

  28. Сальникова Е. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. М., Эпифания, 2001

  29. Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999

  30. Федотова Л. Н. Социология рекламы. М.,

  31. Эко У. Отсутствующая структура. СПб, Симпозиум, 2004

  32. Ямпольский М. Интернет или постархивное сознание//Новое литературное обозрение?

  33. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., РИК «Культура», 1993


Дипломный проект студента 2 курса ИЕК Ли Дарьи

Научные руководители: Л.Д.Гудков и Б.В.Дубин.

Консультанты:

Ю. Лидерман, В.Зверева, К. Кратасюк.



Оппоненты: ?, ?.
ТЕМА:
МЕДИЙНОЕ ВРЕМЯ СОВЕТСКОГО ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ И РАДИОСЛУШАТЕЛЯ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
Автоэтнографический посыл: Схема настройки на телеэкране, сопровождаемая унылым гудением и писк из кухонного радиоприемника с двух до трех, как раз в тот час, когда я приходила из школы на обед, - этот образ стал отправным для моих размышлениях о роли телевидения и радио в повседневной жизни советского человека. Радио на кухне всегда было включено, потому собственно и писк этот был слышен. Звуки заставок «Пионерской зорьки» утром, «Рабочего полдня» в полдень, «Времени» вечером, - способствовали ориентации во времени. Воспроизводясь десятилетиями, они приобретали статус естественных звуков естественной среды обитания советского человека.

Состояние исследованности советской медийной культуры: Можно говорить, что западные слависты сделали какие-то шаги для изучения советской кино-культуры как медийной культуры, с культурным же анализом советского телевидения и радио я не сталкивалась. В то же время, телевидение и радио, кажется, играли значительную роль и в повседневной и в массовой культуре советского общества.

Собственно постановка проблемы:

На современном телевидении время имеет стоимость: рейтинги, прайм-тайм, различная стоимость рекламы в том или ином месте программной сетки. Время на советском телевидении не зависело от этого экономического параметра, и может рассматриваться как целостный проект: программа теле и радиопередач имела характер модели будничного досугового времени советского человека. Представляется интересным описать эту модель и понять, как она соотносилась с повседневной жизнью потребителя советской теле- и радиопродукции. Важной в исследовании этой проблемы является и постсоветская перспектива: программы в вещании 1990хх-2000х, которые производили новаторское или шокирующее впечатление на зрителя.


ЦЕЛИ:

Провести социокультурный анализ задаваемой программами теле- и радио-вещания структуры дня советского человека.


ЗАДАЧИ:

Исследовать принципы программирования, структуру времени и его семантическое наполнение в советском теле- и радиовещания в сравнительной перспективе.

Исследовать практики смотрения и слушания телевизора и радио.

Понять, как соотносятся принципы программирования и практики потребления медийного продукта.


СТРУКТУРА РАБОТЫ:

Введение:

Cultural and media studies.

Программная сетка и теория agenda-setting.

Роль теле- и радиовещания для публичной и частной сфер в СССР.



Глава первая: Программа теле и радио-передач в СССР как целостный проект «управления» временем советского человека.

1.1.Социокультурный анализ программы советского теле-и радиовещания. Жанры и их социальная адресация.

Позиция теле- и радио-спектаклей

Позиция теле- и радио-концертов

Позиция новостей.

Позиция программ, предназначенных для людей определенных профессий

Возрастные программы: «Спокойной ночи, малыши!» и «В эфире-Молодость!»

Образовательный третий канал

Соответствие программного замысла географическому времени на территории страны.

Столица-провинция-мир в программе.

Спорт


Прогноз погоды, программа теле- и радио- передач, «неделя голубого экрана», незаполненное вещанием эфирное время.

1.2. Звуки дня- звуки теле- и радио- эфира.

1.3. Время работы, досуга и праздника в теле- и радио-эфире. Праздничный и будничный эфиры. Вечерний и дневной.

Глава вторая: Аудитория

2.1.Телевизор и радиоприемник как вещи советской повседневности.

Стоимость, доступность и дизайн советского телевизора.

Место в интерьере (позиция «красного угла», вязаные салфеточки и вазы с цветами на телевизоре).

2.2. Функции телевидения и радио в жизни советского человека.

Функция ориентации во времени. Роль программ теле и радио-вещания в планировании дня.

Функции консолидации.

Образовательная, развлекательная и прочие функции.

2.3. Практика и ритуалы просмотра.

Коллективное и индивидуальное смотрение, слушание.

Прямое и фоновое смотрение, слушание.

Семейный телепросмотр: программа как провокация конфликта или солидарности (пример со «Временем» и «Спокойно ночи, малыши!», которые шли по разным каналам в вечернее время, но никогда не совпадали).

Популярность передач. Корреляции популярности и эфирного времени

Популярные ведущие.



Глава третяя: Современность

Программирование и аудитория государственных каналов в современной России. Отличие и преемственность.


ИСТОЧНИКИ:


Источник

способы его нахождения и проблемы доступности

Программы теле- и радио-вещания, размещаемые в центральных и региональных газетах.

Проблем с доступностью этого источника нет. Я планирую работать с программами в газетном архиве Исторической библиотеки

Наполнение этих программ, то есть, собственно теле – и радио – передачи.

Хронологические рамки для этого корпуса источников: с 60х гг. по 2000ые. Так как меня интересуют достаточно общие параметры: время в программной сетке, жанры программ, то, думаю, охватить такой широкий материал- реально.



Мне необходима возможность работать в Гостелерадиофонде. Пока ее нет. Но надежда, что будет -есть.

Нормы рабочего дня в разное время, социологические данные о соотношении досугового и трудового времени советского гражданина, теле- и радио-аудитории.

Эти источники пока мне неизвестны, но я надеюсь на консультацию научных руководителей

Воспоминания людей о ритуалах просмотра телевизора и радиослушания.

Я планирую взять какое-то количество интервью.

Источники, косвенно дающие информацию о ритуалах смотрения телевизора и радиослушания

Художественное кино;

Семейные фото и кино-архивы





ГИПОТЕЗЫ:

1)Создатели программ имели в виду одно, но сама телевизионная медийность способствовала тому, что появлялись противоречащие замыслу способы просмотра передач.

2) вытеснение радио телевизором. Большая принудительность и авторитетность радио.

3) радио и телевидения играли важную роль для ориентации зрителя во времени.



ЛИТЕРАТУРА:

Советика:

  1. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни.М.:НЛО,1999.

  2. Вайль П., Генис А. Мир советского человека. 60-ые гг. М.: Новое литературное обозрение, 1998.

  3. Утехин И. Очерки коммунального быта.М.:ОГИ, 2004.

  4. Глебкин В. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К, 1998.

  5. Добренко Е. Красный день календаря: Советский человек между временем и историей// Советское богатство. Статьи о культуре, литературе и кино. СПб.: Академический проект, 2002. С.97-124.

  6. Добренко Е. Формовка советского читателя. СПб.: Академический проект, 1997.

  7. Адоньева С. Б. Категория ненастоящего времени: (Антропологические очерки). СПб.: Петерб. Востоковедение, 2001.

  8. Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы: Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевсокго десятилетия. СПб: Дмитрий Буланин, 2003.

  9. Рыклин М.К. Пространства ликования. Тоталитаризм и различие. М.: Логос, 2002.

  10. Семидесятые как предмет истории русской культуры/ Ред.-сост. К. Ю. Рогов. М.: О.Г.И., 1998.

  11. Советская повседневность и массовое сознание, 1935-1945/ Сост. А. Я. Лившин, И. Б. Орлов. М.: РОССПЭН, 2003.

  12. Соцреалистический канон /Общ. ред. Х. Гюнтер, Е. Добренко.СПб.: Академический проект, 2000.


История советского телевидения:

    1. Беспалова А.Г. История мировой журналистики. М., 2004.

    2. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917-1980). М., 1989.

    3. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004.

    4. Десяев С.Н. Образ времени и время образа. Саратов, 2003.

    5. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004.

    6. Кацев И.Г. История российского телевидения 1907-2000. М.:РГГУ, 2004.

    7. Рахманов Р.Р. Эфир и советский образ жизни. Ташкент, 1980.

    8. Фомичева И.Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М., 1987.

    9. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М., 2004.

    10. Шахова И.В. Люди моего «Времени». М.. 2004.


Социология постсоветского общества:

  1. Сonsuming Russia. Popular Culture, Sex, and Society Since Gorbachev/ A.M.Barker (ed.). Durham (N.C.): Duke UP, 1999.

  2. Гудков Л.Д. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002. М.: НЛО-ВЦИОМ-А, 2004.806с.

  3. Гусейнов Г. Материалы к Русскому словарю общественно-политического языка ХХ века. М.: Три квадрата, 2003. 1024 с.

  4. Дубин Б.В. Будни и праздники// Б.В. Дубин Интеллектуальные группы и символические формы. М.: Новое издательство, 2004. С. 232-251.

  5. Дубин Б.В. Массовые коммуникации и коллективная идентичность // Б.В. Дубин Интеллектуальные группы и символические формы. М.: Новое издательство, 2004.С.217-232.

  6. Дубин Б.В. Телевизионная эпоха: жизнь после// Б.В. Дубин Интеллектуальные группы и символические формы. М.: Новое издательство, 2004.С.185-209.

  7. Левада Ю. Человек ностальгический: реалии и проблемы //Мониторинг общественного мнения. 2002. №6. С.7-13.

  8. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М.: Мировой океан, 1993. 300 с.

  9. Oswald I., Voronkov V. Perception and Dynamics of “public” and “private” in contemporary Russia // The Public Private Sphere in Soviet and Post-Soviet Society. European societies. March 2004.Vol.6,#1.pp. 99-117.


Медиа:

  1. Lecey N. Media institutions and audiences. NY., 2002.

  2. Lembo R. Thinking through TV.Cambridge,2000.

  3. Miller T. Television.Critical concepts in media and cultural studies. L.,2003.

  4. Fiske J. British Cultural Studies and Television// What is cultural studies? A Reader / Ed. J. Storey. L., N.Y. 1997.P.115-145.

  5. Fiske J. Television Culture. L., 1987.

  6. Williams R. Television, Technology and Cultural Forms. L., 1974.

  7. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

  8. Ваттимо Дж. Прозрачное общество. М., 2003.

  9. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.

  10. Дьякова Е.Г, Трахтенберг А. Массовые коммуникации: модели влияния. Екатеринбург, 2001.

  11. Исследования аудитории. М.:НАТ, 2003.

  12. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464с

  13. Конец СМИ? Отечественные записки. М., 2003. №4.

  14. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и проблемы исследования. М., 2003.

  15. Прайс М. Масс-медиа и государственный суверенитет. М., 2004


http://www.wfu.edu

http://www3.hiu.edu/newsplace/agenda4.html

http://workingpapers/org/misl/agendaset.htm
Общая литература:

  1. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Academia-центр, Медиум, 1995.

  2. Бергер П. Общество в человеке// Социологический журнал. 1995. № 2.

  3. Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии //Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., 1999. С. 77 - 100.

  4. Хабермас Ю.Структурные трансформации публичной сферы.

Концепт ‘метафора’ в анализе философских и исторических нарративов

Презентация дипломного проекта студентки 2 курса ИЕК Мочульской А.В.
Научный руководитель: Степанов Б.Е.

Консультанты: Гавришина О.В., Зверева Г.И., Олейников А.О.

Оппоненты: Гавришина О.В., Олейников А.О.

Цель дипломного исследования – исходя из анализа различных традиций современного гуманитарного знания, выявить потенциал концепта ‘метафора’ с точки зрения анализа философского и исторического нарратива, а также апробировать данный метод на конкретных текстах.
Задачи:

- дать общую характеристику новой интеллектуальной истории как направления исторической и философской мысли;

- дать определение ключевого для данного направления понятия (исторический нарратив), указать на особенности подхода к его исследованию;

- расшифровать значение термина ‘метафора’, обозначить основные направления исследования данного концепта;

- указать на особенности использования метафоры в историческом нарративе и в научной речи;

- сопоставить метафору и исторический нарратив, определить роль метафоры в актуализации и раскрытии ряда ключевых для исторической науки понятий (реальность, картина мира, объяснение, смысл, время, пространство и др.);

- выявить метафоры в тексте источника, провести их разносторонний анализ;

- сделать выводы об аналитическом потенциале концепта ‘метафора’.


Основной источник:



Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М., 2003.
Исследовательская литература:

- Блэк М. Метафора // http://metaphor.narod.ru

- Гудков Л. Метафора и рациональность. М., 1994.

- Дэвидсон Д. Что означают метафоры // http://metaphor.narod.ru

- Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории. М., 1996.

- Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 2001.

- Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи…// http://metaphor.narod.ru

- Ортега-и-Гассет Х. Метафора // Эссе на эстетические темы в форме предисловия. М., 1991.

- Теория метафоры. М., 1990.

- Шмид В. Нарратология. М., 2003.



Интернет-ресурсы:

- http://intic.lib.ru/philosarticles

- http://elenakosilova.narod.ru/studia/ank2.htm

- http://metaphor.narod.ru

- http://metaphor.nsu.ru/links.htm

- http://www.orenburg.ru/culture/credo/02_2004/11.html


ПЛАН

(общая схема дипломной работы)

Введение.



Глава I. Концепт ‘метафора’ в нарративной философии истории, нарратологии, анализе дискурса.

1. Новая интеллектуальная история как направление современного исторического знания:

1) определение понятия ‘новая интеллектуальная история’; синонимы;

2) возникновение и истоки;

3) предмет и основные направления исследований.

2. Изменение представлений о статусе метафоры в истории науки:

1) языковой троп или стилистическая фигура;

2) философская категория;

3) метафора как элемент структуры научного дискурса:

- субституциональный подход;

- интеракционистский подход;

- метафора как текст:

- диалогичность метафоры;

- идеологичность метафоры;

- взаимодействие с контекстом;

- коммуникативная функция;

- когнитивная функция:

а) денотат и коннотаты;

б) свойства и смысл;

в) манипулирование сознанием;

г) коррелирование языковой игры автора и читателя;

д) метафора как квинтэссенция исторического нарратива.

3. Когнитивная роль метафоры в научном познании:

1) раскрытие авторской интенции;

2) облегчение восприятия текста;

3) генерирование когнитивных стратегий;

4) технология критики и опровержения.

Глава II. Анализ работы Ф.Анкерсмита с применением выработанной в первой главе методологии.

Заключение.

Презентация дипломного проекта
Тема дипломной работы: Систематическая теология Пауля Тиллиха: проблема человека и Бога.

Руководитель: Кимелев Ю.А.

Оппонент: Степанов Б.
За исследование данной проблемы я взялась: 1) из-за интереса к теологии; 2) из-за любви к экзистенциализму; 3) вследствие собственных поисков места человека в схеме «Бог – мир».

Почему именно Тиллих? На время выбора темы я знала лишь двух теологов – Пьера де Шардена и Тиллиха. Поскольку второго у меня есть возможность читать в оригинале (т.е. на нем. и на англ. яз.), то свой выбор я остановила на нем.



Цель работы: выяснить, как Тиллих определяет человека в ситуации его взаимоотношения с Богом, а также определить место его концепции в ряду других теологических концепций XX века.

Задачи исследования:

- выяснить, как определяет Тиллих человека (его место в мироздании, чем детерминировано его бытие, какие функции несет на себе человек - «Зачем мы пришли в этот мир»);

- посмотреть, каким образом Тиллих определяет отношения между Богом и человеком (на чем, по мнению автора, они основываются, чем/ кем регулируются, как все это сказывается на человеке);

- выяснить, что нового предлагает Тиллих в отношении решения проблемы в сравнении с экзистенциализмом (Кьеркегор, Сартр) и социальной протестантской теологией (Карл Барт).

- найти слабые и сильные места концепции Тиллиха

- приемлемость теории Тиллиха в условиях православия.


Источники:

Пауль Тиллих. Систематическая теология. Т. I-II, 2000.

Пауль Тиллих. Систематическая теология. Т. III, 2000.

Paul Tillich. Religiöse Reden, 1987.

Paul Tillich. Liebe, Macht, Gerechtigkeit, 1991.

Сёрен Кьеркегор. Страх и отчаяние.

Ж.-П. Сартр. Бытие и Ничто.
Исследовательская литература:

Christofer Frey. Die Theologie Karl Barths: Eine Einführung, 1994.

W Pannenberg. Problemgeschichte der neuen evangelischen Theologie in Deutschland, 1997.
Аннотация 1

«Систематическая теология» считается основным произведением протестантского теолога Пауля Тиллиха (1886-1965гг). В нем автор затрагивает такие важные теологические проблемы как смысл и значение откровения, соотношение Бога и Бытия, а также Бога и человека. Тиллих анализирует образ Иисуса как Христа и дает ему свою трактовку, во многом отличную от точки зрения классической теологии. Кроме этого автор делает попытку приблизить теологию к современности, учитывая как современную стадию развития общества, так и новые направления в философии и психологии.

«Систематическая теология» может быть интересна как профессионалам, занимающимся историей теологии, так и широкому кругу читателей, интересующихся вышеозначенными проблемами.
Аннотация 2

«Систематическая теология» Пауля Тиллиха является фундаментальным трудом этого протестантского теолога. Здесь он излагает свою концепцию относительно человека и дает интересную интерпретацию отношений между Богом и человеком, которая является умелым соединением основных постулатов экзистенциализма и классической протестантской теологии.

Подобно опытному хирургу, Тиллих вскрывает всю бедственность человеческого бытия, спрятанную за коркой социальной озабоченности или чувства вины, и пытается найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Книга написана хорошим философским языком, претендующим на объективность изложения.


Сайты:

О Тиллихе:

http://people.bu.edu/wwildman/WeirdWildWeb/courses/mwt/dictionary/mwt_themes_755_tillich.htm

О Барте:


www.dw-world.de

www.tam.ru

www.russamos.narod.ru

Теология:



www.alexandrmen.ru

www.aclib.spb.ru/ru/htm

www.krugosvet.ru

www.upelsinka.com
Информация на сайтах в большинстве своем носит характер общих статей и является малоинформативной.
Аннотация сайта www.people.bu.edu

Этот сайт представляет собой электронную библиотеку. Здесь меня будет интересовать англоязычная энциклопедия Dictionary of Modern Western theology, а именно статья посвященная Тиллиху. Статья состоит из двух частей: в первой дается биография Пауля Тиллиха и приводятся основные положения его теологических воззрений; во второй кратко пересказывается содержание II и III томов «Систематической теологии». Статья дает вполне четкое представление о воззрениях Тиллиха и указывается на их истоки, что может оказаться весьма важным при анализе отдельных проблем, затронутых Тиллихом.

Кроме того эта статья полезна тем, что дает возможность ориентироваться в разных трудах теолога и дает ссылки на исследовательскую литературу, которая может быть использована при написании работы.

Благодаря своей направленности Dictionary of Modern Western theology может быть мной использован для подбора материалов по другим авторам-теологам, которые будут затронуты в моей работе.


Примерный план
I Человек как сущее

Понятие сущего.

Характеристики человека как сущего (способ бытия, понятия среды и мира)

Онтологические элементы (индивидуальность и универсальность; динамика и форма; конечная свобода и судьба).


II Человек и Бог

Экзистенциональная отчужденность => Бедственное положение человека и тревога

(идеи экзистенциализма в теологии).

Мужество быть как способ существования.

Творение и Падение

Проблема первородного греха («А был ли мальчик?»)

Грех как отчуждение.

Откровение и провидение: диалог Бога с человеком.

Предельная озабоченность Богом (вера как примирение).

Понятие благодати и Божественной любви.


Итоги

Выводы мне бы хотелось сделать как можно более вразумительные, но об их содержании мне остается только догадываться, потому что никогда нельзя знать наверняка, куда может завести исследование, даже при всей своей распланированности.

Поскольку в заглавии тема дипломной обозначена очень широко, то и перспективы ее дальнейшего развития, соответственно имеются. Например, рассмотреть тему человека и Бола на фоне субъект - объектных отношений (тут уже всплывает проблема познаваемости Бога – как ее раскрывает Тиллих, - бытия и проблема взаимоотношений между людьми).

Вследствие такой расплывчатости названия темы во ведении необходимо будет сделать оговорку, что в данной работе меня интересует человек в контексте его отношений с Богом. Акцент будет стоять именно на человеке, а не на Боге (кстати, именно в таком ракурсе четче всего видна экзистенцианолистская направленность концепции Тиллиха).

Черникова Ю.
ПЛАН

Диплом.
Театр как антропологический проект: способы конструирования фигуры зрителя современными московскими театрами.
Предуведомление: Выражение «попасть за кулисы» (ср.на «Нашем радио» рубрика «За сценой») предполагает, что нечто, объясняющее театр находится по ту сторону сцены. С одной стороны это действительно так (напр., в сб-ке «Антропология профессий» статья про актеров). С другой стороны, то, что находится вне сцены, перед сценой, до сценой также очень сильно влияет на то, что происходит на ней (ведь прежде, чем зритель увидит спектакль, он должен прийти на него, и от того, что находится «до сцены» во многом зависит, какой зритель придет, и будет ли он «адекватным» зрителем).
Вопросы, на которые я хочу получить ответ в дипломе:

Как функционирующий московский театр осуществляет отбор зрителей (помимо своей самой прямой деятельности – репертуарно-сценически-игровой)?

Как в принципе «любой человек» может стать зрителем именно этого театра (конституирование зрителя)?

Каким образом построение саморепрезентации театра (на уровне эмблемы/оформления билетов/ внешнего вида здания /организации зрительного зала и т.д.) задает фигуру зрителя (~ имплицитного читателя)?

Какие типы «имплицитного зрителя» возможны?
1. Введение

1. Театр как коммуникативное пространство (красивые цитаты Брука, Бентли). Театр как социальный институт (т.е. коммуникативная ситуация); некоторые элементы этой ситуации, помимо собственно актер-зритель. Традиционно организация зрительного зала – основной элемент, на который обращается внимание при рассмотрении коммуникативного пространства. Коммуникационная ситуация – не только непосредственно процесс взаимодействия, но и организация этой ситуации + формирование сторон (одна сторона – идущая от театра, т.е. труппа – задана, другая – зрители – это некое динамическое образование, которое не конструируется, конечно, но конституируется, т.е. происходит отбор по определенным критериям. Меня и интересует этот процесс: как происходит отбор зрителей, какими средствами театр может осуществлять этот отбор, какой именно зритель может стать предметом интереса театра (напр., приезжий на несколько дней в столицу, не искушенный в театре и т.д.).

Др.элементы коммуникативной ситуации: построение репертуара, актеры-звезды – но я не беру в качестве объекта сами постановки – это, скорее, вспомогательный компонент (хотя понятно, что вообще-то основной). Далее: эмблема театра, продажа билетов (легко/ трудно купить, где, до их оформления), кассы, цены и их дифференциация, здание (место в городе + фасад [Carlson]), внутренняя организация (гардероб, променад+оформление, буфет, туалет), зрительный зал (количество мест, ряды, номера мест, количество проходов, соотношение со сценой + фраза о выключении мобильного)

2. отсюда объяснить что такое «антропологический проект»: антропологический – фигура зрителя, проект – деятельность, организация, стратегия.

3. Обоснование выбора театров: подумать. («Москосвкие» и «драматические» театры –искусственное ограничение по местоположению и жанру). М.б.по источнику финансирования/ по количеству мест/ по позиционированию (это определить по сайту/ по рекламе/ по местам, где продают билеты – т.е.исходить из появления коммуникативной ситуации) / по рецензиям (выделить типы театров: напр., элитарный/ классический / скандальный и т.д.)/ по местоположению/ по рейтингу какому-нибудь … Может, взять все драматические театры, но их много.

4. Методология: семиотика (сослаться на «физическую семиотику» Carlson), социология культуры, исследование визуальности (эмблема, билет, фасад). Что-то еще?

5. Цели

Задачи


Новизна

Актуальность – здесь или в другом месте написать, что в России мало по этому поводу:



  1. про возмущение Михаилом Угаровым в ЖЖ про диссертацию во Франции про театр «Док» + комменты

  2. про единственный журнал «Арт-менеджер»

  3. про тонюсенькую книгу «Социология театра».


2. Театр как коммуникативная ситуация: специфика исследований [обзор литературы].

Коротенький теоретический обзор.



Продумать последовательность и структуру обзора

-театральная коммуникация: театральный текст/ роль зрителя (в т.ч. рецептивная эстетика)/ театральная архитектура. Семиотика – «знаки жизни»: Гирц (идея, что связь между социальной жизнью и искусством не в эстетическом содержании, не на инструментальном уровне, а на семиотическом: произведения искусства материализуют способ переживания, выносят содержание внутреннего мира в мир объектов), Carlson («Theatre Semiotics: Signs of Life»)

-также из Elam взять библиографию по семиотике в целом + истории театральной семиотики (почему семиотика? – потому что театр  способы конструирования фигуры зрителя  знаки  прохожие, люди, которые, ориентируясь на некие знаки, становятся зрителями)

- некоторые идеи из социологии культуры

-про социологические исследования зрителей (в т.ч. книжка, которую видела в СТД – про исследование дореволюционных театров)

- про исследования города и городской архитектуры (R.Barthes. The Eiffel Tower (эссе, 1965), Эко У. Отсутствующая структура (о семиотике архитектуры), Carlson M. Places of Performance: The Semiotics of theatre architecture, Kenneth Linch. The Image Of the City)

-может быть чуть-чуть про Жана Вилара, хотя про него можно в следующую главу (про его театральную реформу)

-про имплицитного читателя (из филологии)

-про презентацию (создание контекста для раскрытия проблемы саморепрезентации театра)

- в конце главы: та схема, которую я вычленяю/ конструирую из обзора: т.е. что именно, в какой последовательности я буду анализировать и примерно к чему я хочу прийти
3. Конструирование фигуры зрителя московскими театрами

- Про московские театры, современную театральную ситуацию



- критерий отбора театров, обоснование (может быть, взять театры-типажи: театр-студия, элитарный театр, массовый театр и т.д.)
Далее – подглавы: анализ конкретных театров по схеме + в конце каждой подглавки целостная стратегия саморепрезентации театра и портрет «имплицитного зрителя»

Схема:

  1. эмблема

  2. билеты: лицевая сторона (цвет, качество бумаги, размер букв названия театра и названия спектакля, место для контроля), изнаночная сторона (есть ли правила поведения, какие, есть ли схема проезда, какая)

  3. место в городе

  4. фасад: размер, цвет, характерные архитектурные элементы (ср.: колоны театра Вахтангова и белая плитка театра Васильева), особенности написания и расположения названия театра, внешний вид афиши

  5. касса: расположение, архитектура (напр., у Васильева большая открытая взору стеклянная комнатка, в театре ЮЗ- псевдоокошко и отсутствие самостоятельной присторойки), вынесенность / включенность в основное помещение, время работы и выходные, кассир, реализуемая продукция помимо билетов

  6. гардероб: закрыт / открыт для взгляда зрителя, «кладовка» или «витрина», есть ли плечики (за деньги ли), дизайн номерков (+размер штрафа за потерю), большие ли очереди, есть ли зеркала и диванчики, гардеробщик

  7. внутр.помещение: важна геометрия здания, что предлагается делать зрителям до спектакля (напр., в театре Вахтангова есть прогулочный зал-«бульвар», а в театре Розовского можно сидеть только в буфете или на подоконниках в коридоре), расположение зрительского зала, фотографии на стенах (в т.ч. и состав труппы)

  8. буфет: расположение, размер, столики и стулья (напр., в Сатириконе из-за пластмассовой мебели атмосфера вокзальной забегаловки), меню, обстановка (напр., в театре на ЮЗ повторение стилистики самого театра)

  9. туалет: расположение, обозначение снаружи, двери кабинок (в полроста или от пола до потолка)

  10. зрительный зал:

-за сколько до спектакля открывается, есть ли дополнительная проверка билетов, отслеживается ли, куда садится зритель, размер, количество рядов, количество проходов (отсюда: индивидуализирующее или генерализующее отношение к зрителям), характер восхождения (и, соответственно, качество обозрения), где написаны номера мест, сами кресла /скамейки, на 1-го или 2-х человек подлокотники, соотношения размера зала и размера сцены, соотношение по высоте зрительного зала и сцены, наличие /отсутствие занавеса, насколько сцена близка к зрительноиу залу, есть ли рабочие сцены или только актеры (в театре ЮЗ мною замечено, что почти перед каждым спектаклем где-то в глубине сцены проходит актер), освещение (+характер его изменение при начале спектакля: напр., в театре Васильева никогда не бывает полной темноты, в театре на ЮЗ начало спектакля – это очень громкая музыка, одновременно медленное гашение света и несколько секунд оглушающей темноты)

-есть ли информация про отключение мобильных и запрещение съемки, какова форма



Театры:

  1. ЮЗ

  2. Васильева

  3. Сатирикон

  4. Док (Практика)

  5. У Никитских Ворот

  6. Около

  7. Вахтангова / ТЮЗ – организация очень похожа

  8. Табакерка

  9. ??


4. Театр как антропологический проект:…

Что-нибудь обобщающее и красивое


5. Заключение

Пройтись по целям, задачам, выводы


6. Библиография
7. Приложение

Всякие фото можно, билеты сканированные (для этого их в кассах взять!) и т.д.


________________________________________________



Неполная библиография.

- из этого можно сделать обзор подходов исследования (напр., театральная коммуникация: театральный текст/ театральная архитектура/ роль зрителя (в т.ч. рецептивная эстетика)



-также из Elam взять библиографию по семиотике в целом + истории театральной семиотики


  1. Bert O.States. Great Reckoning in Little Rooms: On the Phenomenology of Theatre. – Berkeley, 1985 (глава The World on Stage)

  2. Burns E. Theatricality: A Study of Convention in the Theatre and in Social Life. London: Longman, 1972 – социологическое исследование театральных конвенций, регулирующих onstage / offstage активность

  3. Burns E., Burns T (ed.) Sociology of Literature and Drama. - Harmondsworth: Penguin, 1973 – собраны классические эссе по социологии драмы и театра как литературы

  4. C.Geerts. Art as a Cultural System // Local Knowledge. N.Y., 1983 (идея, что связь между социальной жизнью и искусством не в эстетическом содержании, не на инструментальном уровне, а на семиотическом: произведения искусства материализуют способ переживания, выносят содержание внутреннего мира в мир объектов)

  5. Campeanu P. Un Role secondaire: le spectateur // Helbo (1975d), 96-111 – воспринимающая и активная роль зрителя (spectator) в театральной коммуникации

  6. Carlson M. Places of Performance: The Semiotics of theatre architecture. – Ithaca, N.Y.; Cornell univ.press, 1989

  7. Carlson M. Theatre Semiotics: Signs of Life. Bloomington and Indianapolis. Indiana University Press, 1990

  8. David Harvey, Henri Lefebvre, Donald Nicholson-Smith. The Production of Space. Blackwell Publishers (15 August, 1991)

  9. Duvignaud J. Sociologie du theatre: Essai sur les ombres collectives. – Paris, P.U.F., 1963 (исследования по социологии театра в целом и социологии актера в частности)

  10. Duvignaud J.L’Acteur: Esquisse d’une sociologie du comedien. – Paris, P.U.F., 1965

  11. Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. L., N.Y., Methuen&Co, 1980

  12. Empirical Research in Theaterжурнал (социологические и другие способы исследования аудитории)

  13. Fisher-Litchte E. From theatre to theatricality: how to construct reality - Theatre Research International, Oxford, Été, 20:2, pp.97-105 (текст есть)

  14. Gay McAuley. Space in Performance: Making Meaning in the Theatre (Theater: Theory/Text/Performance S.). University of Michigan Press (December, 2000)

  15. George Kernodle. From Art to Theatre. – Chicago, 1944

  16. Goffman E. Encounters. – Harmondsworth: Penguin, 1961

  17. Goffman E. Frame Analysis. – Harmondsworth: Penguin, 1972

  18. Goffman E. Interaction Ritual. – N.Y., Doubleday, 1967 – взаимодействие «лицом к лицу» в социологии

  19. Goffman E. Представление себя другим в повседневной жизни (у Гофмана: роль и игра в социальном взаимодействии, театральные и игровые ситуации)

  20. Goodlad J.S.R. A Sociology of Popular Drama. – L., Heinemann, 1971 – исследования массовой коммуникации в контексте социальных функций популярной драмы

  21. Jan Mukarovsky. On the Current State of the Theory of the Theatre. Structure, Sign and Function.- trans., New Haven, 1978 (суммирующая статья по деятельности Пражского Лингвистического Кружка)

  22. Kenneth Linch. The Image Of the City. – Cambridge, Mass, 1960

  23. Laver J., Hutcheson S. (ed) Face to Face Communication. - Harmondsworth: Penguin, 1972 - взаимодействие «лицом к лицу» в социологии

  24. Mary Henderson. The City and the Theatre. N.Y., 1973

  25. Mike Crang, Nigel Thrift. Thinking Space (Critical Geographies S.). Routledge,an imprint of Taylor & Francis Books Ltd (13 April, 2000)

  26. Morrison W. Broadway Theatres: History and Architecture. – Dover Publications. 1999

  27. P.Pavis. Languages of the Stage: Essays in the Semiology of Theatre. – N.Y., Performing Arts Journal Publications

  28. R.Barthes. The Eiffel Tower (эссе, 1965)

  29. Schechner R. Public Domain. – N.Y.: Bobbs-Merrill, 1969 – различные театральные транзакции, в которые входит аудитория

  30. Setha M. Low, Denise Lawrence-Zuniga. The Anthropology of Space and Place: Locating Culture (Blackwell Readers in Anthropology). Blackwell Publishers (06 January, 2003)

  31. Бентли Э. Жизнь драмы

  32. Эко У. Отсутствующая структура (о семиотике архитектуры)

  33. Работы по театральной рецептивной эстетике (тоже элемент социологии театра)

    1. Pavis P. Vers une esthetique de la reception theatrale // V.Bourgy, R.Durand (eds). La Relation theatrale. – Lille: Presses de L’Universite de Lille, 1980

    2. Яусс. Литературоведение как провокация (изначально – 1970)

    3. Segers R.T. The Evaluation of Literary Texts.- Lisse: The Peter de Riddler Press, 1978

    4. Odmark J. The Aesthetics of Reception. – L.: Methuen, 1980

скачать


Смотрите также:
Обоснования тем дипломных работ студентов иек 2004, 2005 и 2006 гг выпуска
321.55kb.
Дипломных работ для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии
58.06kb.
Дипломных работ для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии
60.01kb.
Примерная тематика дипломных работ по специальности
170.23kb.
Методические указания по написанию, оформлению и защите дипломных работ» (составители Л. Д. Шаповалова, Е. П. Малышева). М., 2002; 2) «Оформление письменных работ. Методические указания»
157.29kb.
В. П. Ившин, М. Ю. Перухин, И. А. Дюдина, А. В. Фафурин Интеллектуальная автоматика в курсовых и дипломных проектах
225.23kb.
Темы курсовых работ для студентов II и III курсов по истории отечественной и зарубежной журналистики на 2005 – 2006 учебный год
49.53kb.
Дипломных работ по специальности 080507 «Менеджмент организации»
72.19kb.
Методические указания по оформлению и представлению к защите дипломных работ
457.66kb.
Методические указания по выполнению и защите дипломных работ для студентов специальности 351300 (080301) «Коммерция
644.55kb.
Федеральный закон
3684.01kb.
Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
736.08kb.