Главная стр 1
скачать


Утверждаю:

директор НОУ «Светлые знания»

______________И. А. Старостенко

Приказ № 2 от «04» февраля 2012 г.



Негосударственное образовательное учреждение

(частное) «Светлые знания»

Образовательная программа



Декоративно-прикладное искусство:

лепка из глины

ручное ткачество (гобелен)

роспись ткани (батик)

Педагог дополнительного

образования НОУ «Светлые знания»

Малютина Анна Борисовна

II категория

Вологда


2012 год

Пояснительная записка

Программа является адаптированной для детей школьного возраста и имеет декоративно-прикладную направленность.

Декоративно-прикладное искусство, как вид творческой деятельности, имеет большое значение для развития, обучения и воспитания школьников. Оно способствует развитию зрительного восприятия и памяти, привитию навыков ручной работы, развитию образного мышления школьников. Кроме того, программа направлена на воспитание чувства любви и уважения к культуре родного края, формирование эстетических вкусов.

Развитие детского творчества является актуальной задачей. Современная действительность требует воспитания у детей творческого подхода к решению различных задач окружающей жизни, активности и самостоятельности мышления. Знакомство с народной культурой, предполагаемое в программе, на основании изучения и повторения народных образцов, побуждает к созданию новых, современных образов.

Искусство изготавливать и украшать одежду, предметы домашнего обихода уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Человечество в процессе развития цивилизаций приобрело неисчерпаемый опыт в создании уникальных образцов народного творчества, а также культового и светского искусства. Изучение этого опыта, традиций и технологий изготовления предметов из текстиля является основой для развития творческого потенциала юных художников, так как на современном этапе развития человеческого общества текстильные изделия остаются наиболее востребованными как в быту, так и во всех сферах деятельности людей.

Глина является древнейшим материалом, используемым человеком для изготовления различных бытовых и культовых предметов. На территории России во многих местах до наших дней сохранились культурные традиции гончарства. Вместе с гончарным промыслом очень часто существовал игрушечный, так как лепили игрушки из остатков глины. Глиняные игрушки копировали жизнь крестьян, изображая кормилиц, барышень, мастеровых людей, гуляющих парами, катающихся в колясках и верховых, домашних, диких животных и многое другое. Такая игрушка служила мостом в сознании ребёнка между его воображением и реальной жизнью.

На современном этапе развития общество людей всё больше и больше использует технические достижения, как в быту, так и в производственной деятельности. Всё меньше применяется ручной труд. В таких условиях творческая деятельность детей является неотъемлемой частью его психического развития.

Изучение приёмов работы, изготовление изделий из разных материалов помогает детям глубже понять окружающий мир. Обучение изготовлению сложных полых и объёмных предметов из глины, картин из текстиля поможет развить у ребёнка пространственное и художественное воображение.

Сменяемость занятий по видам деятельности позволяет ученику переключиться, повышает интерес и активность детей на занятиях. Стремясь добиться видимого и ощутимого результата, учащийся проявляет фантазию, терпение и вкладывает много труда. Создание любого изделия – это процесс интересный и творческий. Возникший в этом процессе образ побуждает к дальнейшей работе над более яркими по выразительности и более сложными образами.

Процесс изготовления изделий из глины и текстиля позволяет осуществить воспитательные задачи. Уровень качества изделий напрямую зависит от выполнения определённых требований. Организация рабочего места, подготовка необходимых инструментов и уход за ними, подготовка сырья для работы, изучение и использование приёмов, не допускающих нарушения технологии, уборка рабочего места после окончании занятий – всё это является элементами, необходимыми в воспитании организованности и ответственности за выполненную работу. Неукоснительное выполнение технологических требований на всех этапах изготовления индивидуальных поделок стимулирует приобретение детьми самостоятельности.

Программой предусмотрены задания, выполняемые коллективно. Это большие объёмно-пространственные тематические композиции с большим количеством предметов. Участвуя в выполнении таких композиций, учащийся создаёт соответствующий своему уровню элемент, часть композиции, в тоже время, ориентируясь на общие, поставленные перед всеми задачи. Такие задания учат детей работать в команде, делать сообща одно изделие, позволяют почувствовать себя частью коллектива, необходимым и ценным звеном, оценить свой вклад в общее дело.

Предлагаемые программой задания опираются на изучение не только народной культуры, но и на изучение истории и культуры стран мира. Темы заданий охватывают народный эпос, литературу и историю.

Обязательным направлением в работе является участие в выставках и конкурсах детского художественного творчества. Это помогает детям осознать необходимость занятий, оценить свой практический и творческий уровень, ощутить многогранность их деятельности и возможность применения полученных ими знаний и умений, подвести итог своего труда.

Создание благоприятной атмосферы для творчества является важным фактором для создания у детей положительных эмоций. Положительный заряд, полученный в детстве, оказывает огромное влияние на личность, позволяя в будущем определиться при выборе профессии, приобрести уверенность в правильности своего выбора. Развитие творческих способностей помогает формированию неравнодушной, разносторонне развитой, гармоничной личности.

Проводимый совместно с другими досуг, занятие одинаковой творческой деятельностью позволяет ребёнку расширить круг общения, увеличить круг интересов, даёт возможность проявить любознательность, позволяет ему найти своё место в социуме.

Цель программы.

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей, формирования эстетического вкуса и приобщения к русской и мировой культуре.



Задачи программы.

1. Обучающие:

- Знакомство с традиционными и современными видами керамических изделий.

- Знакомство с традиционными русскими и зарубежными, а также современными видами изделий ручного ткачества.

- Знакомство с традиционным и современным искусством окрашивания и росписи ткани.

- Обучение детей правилам и приёмам работы с пластическими материалами.

- Изучение свойств материала и технологии изготовления изделий различной сложности.

- Умение применять изученные технические приёмы для изготовления изделий различной сложности.

- Приобретение качественных навыков и соблюдения технологических принципов в работе с текстильными изделиями.

- Приобретение скоростных и качественных навыков в работе с глиной в процессе лепки изделий, а также навыков подготовки высушенных изделий к обжигу.

- Умение декорировать изделие в соответствии с выбранной темой.



2. Развивающие:

- Развитие образного мышления, пространственного воображения, внимания и зрительной памяти.

- Формирование у детей творческого подхода к решению поставленных задач.

3. Воспитательные:

- Воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, терпения, аккуратности, целеустремлённости, дисциплинированности.

Участники программы: учащиеся 5-9 классов, дети от 11 до 16 лет.

Программа рассчитана на 138 часов.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.




Наименование раздела, темы

Количество часов всего

практика

I

Лепка из глины







1


2


3

4

5

6

7
8

9

Вводное занятие. История возникновения изделий из глины, роль глины как материала в истории развития культуры. Основы работы с глиной, подготовка материала, его особенности.

Приёмы и способы лепки изделий из глины.

-Лепка изделий из раскатанного пласта

-Лепка изделий из жгута и полоски глины

-Лепка изделий способом вытягивания из одного куска

Декорирование сырых изделий.

Сушка изделий, зашкуривание и замывка неровностей.

Декорирование готовых изделий.

Лепка животных и птиц различными способами

Лепка и декорирование различными способами объёмных изделий утилитарного назначения

Лепка плоских панно и композиций.

Лепка объёмно-пространственных композиций.



3

8

8



8

2

2



6

8

8


6

9


1

8

8



8

2

2



6

8

8


6

9





Итого:

68




II

Гобелен







1


2

3

4

5

Вводное занятие. Знакомство с искусством ткачества гобеленов. Краткая история развития искусства ткачества гобеленов. Современное искусство ткачества гобеленов.

Материалы для создания гобелена.

Основные технические приёмы ручного ткачества.

Подготовка эскиза композиции с изображением птиц

Выполнение композиции в материале


2

2

8



2

10


-

-

8



2

10





Итого:

24




III

Батик (Роспись ткани)







1


2


3
4
5

6

7

8
9
10
11

Вводное занятие. История возникновения техники росписи ткани. Роспись ткани как современное искусство. Материалы и оборудование для занятий росписью по ткани.

Окрашивание ткани различными способами, холодный способ росписи по ткани, технические приёмы, упражнения, выполнение простых рисунков на материале.

Приёмы стилизации, необходимые при составлении композиции в технике холодного батика.

Составление эскиза на бумаге в цвете для композиции на ткани.

Выполнение композиции в материале.

Выполнение работы со скрытым контуром. Подготовка эскиза композиции с изображениями птиц или животных

Нанесение рисунка на ткань, фиксация рисунка резервирующим составом, сушка контура. Выполнение композиции в цвете.

Поэтапное повторение процесса для создания эффекта скрытого контура. Выполнение композиции в цвете.

Горячий батик. Технологические приёмы выполнения работы в технике горячего батика.

Способы стилизации для выполнения композиции в технике горячего батика.

Составление эскиза композиции, выполнение работы в материале.


2

10


6
4
4

4

3



3
2
2
6

-

10


6
4
4

4

3



3
2
2
6




Итого:

46










138






Содержание программы.

Раздел № 1. Лепка из глины.

Занятие № 1. Вводное занятие. История возникновения изделий из глины, роль глины как материала в истории развития культуры. Основы работы с глиной, подготовка материала, его особенности.

Задание № 2. Приёмы и способы лепки изделий из глины.

- Лепка изделий из раскатанного пласта. Подготовка глины, раскатывание в равномерный пласт, вырубка формы, соединение деталей, подготовка к просушиванию.

- Лепка изделий из жгута и полоски глины. Подготовка материала, раскатывание жгута равномерной толщины, формование изделия по форме или свободно, соединение деталей, подготовка к просушиванию.

- Лепка изделий способом вытягивания из одного куска. Подготовка глины к лепке, лепка изделия способом изменения формы куска, заглаживание неровностей, доработка при помощи инструмента, подготовка к просушиванию.



Задание № 3. Декорирование сырых изделий. Знакомство с различными способами декорирования изделий по сырой глине: процарапка рисунка разными инструментами, нанесение рисунка при помощи штампа, обработка края различными способами, формование и наклеивание украшающих деталей.

Задание № 4. Сушка изделий, зашкуривание и замывка неровностей.

Задание № 5. Декорирование готовых изделий. Знакомство с видами декорирования готовых изделий из глины: нанесение печатного рисунка, нанесение орнамента, нанесение однотонного покрытия различными красками. Выполнение декорирования изделия любым способом по выбору учащегося.

Задание № 6. Лепка животных и птиц различными способами:

- из раскатанного пласта, особенности лепки объёмных изделий.

- из жгута, приёмы лепки.

- из целого куска, вытягивание из единого куска.

Декорирование сырых изделий традиционными народными приёмами: штампиками, процарапкой, налепом деталей.

Сушка, зашкуривание и заглаживание сухих изделий.

Декорирование готовых изделий росписью.

Задание № 7. Лепка традиционными народными приёмами объёмных изделий утилитарного назначения:

- из раскатанного пласта, лепка изделия из цельного куска, из жгута, лепка по шаблону и по форме, декорирование сырого изделия. Сушка, зашкуривание и заглаживание сухих изделий. Декорирование готовых изделий росписью.



Задание № 8. Лепка плоских панно и композиций. Создание эскиза композиции с учётом особенностей материала, выполнение композиции в материале с соблюдением требований технологии изготовления, сушка, декорирование, закрепление готового изделия на основе.

Задание № 9. Лепка объёмно-пространственных композиций. Создание эскиза композиции с учётом особенностей материала, выполнение композиции в материале с соблюдением требований технологии изготовления, сушка, декорирование.

В процессе выполнения заданий учащиеся

узнают: технологию подготовки глины к работе, особенности глины как материала для лепки, простейшие способы и приёмы изготовления изделий из глины, способы декорирования сырого и обожженного изделия, особенности лепки объёмных изделий из раскатанного пласта глины, из жгута - по форме и без формы, приёмы и способы декорирования сырых изделий, традиционные способы украшения изделий, технологические особенности работы с глиной.

учатся: самостоятельно подготавливать необходимое количество глины к работе, применять технологические приёмы для изготовления простых изделий, декорировать сырое, просушенное и обожженное изделие известными способами, раскатывать ровный слой глины необходимой толщины, раскатывать жгут равномерной ширины и толщины для изготовления изделий, применять способы склеивания деталей, декорирования сырого изделия, обрабатывать высушенное изделие зашкуриванием и замыванием, декорировать готовое изделие в соответствии с его назначением.

Раздел № 2. Гобелен.

Занятие № 1. Вводное занятие. Знакомство с искусством ткачества гобеленов. Краткая история развития искусства ткачества гобеленов. Современное искусство ткачества гобеленов.

Задание № 2. Знакомство с технологией, оборудованием и материалами для создания гобелена. Изучение основных технических приёмов ручного ткачества, выполнение упражнений.

Задание № 3. Выполнение простейшей композиции в материале с использованием пряжи и полосок ткани различной толщины.

Задание № 4. Подготовка эскиза композиции с изображением птиц. Подбор материала, выбор темы, поиск композиции, выполнение эскиза композиции в технике гуаши.

Задание № 5. Выполнение композиции в материале: натягивание нитей основы, подготовка сырья, ручная набивка рисунка по эскизу, Формат А-8

В процессе выполнения заданий учащиеся

узнают: основные сведения о ручном ткачестве как искусстве создания картин, материалы и оборудование для изготовления гобелена вручную, основные технологические приёмы, особенности стилизации изображения в технике ручного ткачества, порядок выполнения эскиза и технологию выполнения гобелена в материале;

учатся: выполнять простейшие приёмы ручного ткачества и закрепления ниток или пряжи на основе, подготавливать сырьё для выполнения работы, самостоятельно выполнять набивку рисунка по эскизу.

Раздел № 3. Батик (роспись ткани).

Задание № 1. Вводное занятие. История возникновения техники росписи ткани. Роспись ткани как современное искусство. Материалы и оборудование для занятий росписью по ткани.

Задание № 2. Окрашивание ткани различными способами, холодный способ росписи по ткани, технические приёмы, упражнения, выполнение простых рисунков на материале.

Задание № 3. Приёмы стилизации, необходимые при составлении композиции для батика. Элементы, применяемые для стилизации растений, способы стилизации и составления декоративной композиции.

Задание № 4. Составление эскиза на бумаге в цвете для композиции на ткани.

Задание № 5. Выполнение композиции в материале. Подготовка ткани, нанесение рисунка на ткань, резервирование контура рисунка, просушка резерва, выполнение композиции в цвете, декорирование дополнительными элементами и различными приёмами, создание различных эффектов рисунка различными материалами.

Задание № 6. Подготовка эскиза композиции с изображениями птиц или животных на бумаге в цвете, стилизация и выполнение с графической доработкой. Разделение на этапы выполнения работы со скрытым контуром.

Задание № 7. Подготовка ткани, закрепление на подрамнике. Нанесение рисунка на ткань, фиксация рисунка резервирующим составом, сушка контура, выполнение в цвете.

Задание № 8. Поэтапное повторение работы: нанесение резервирующего состава, сушка, выполнение в цвете. При необходимости – повторение процесса до полного завершения композиции.

Задание № 9. Горячий батик. Технологические приёмы выполнения работы в технике горячего батика.

Задание № 10. Изучение способов стилизации для выполнения композиции в технике горячего батика. Изучение особенностей стилизации для выполнения работ в технике горячего батика.

Задание № 11. Составление эскиза композиции, выполнение работы в материале.

В процессе выполнения заданий учащиеся

узнают: материалы и оборудование для окрашивания и росписи ткани, особенности росписи и окрашивания, приёмы для создания рисунка на ткани, приёмы нанесения рисунка на ткань, знакомятся с методами создания различных художественных эффектов, приёмы стилизации для создания композиции в технике росписи ткани, технологию росписи со скрытым контуром;

учатся: применять различные приёмы для создания рисунка путём завязывания узлов на ткани, учитывая технологические особенности окрашивать ткань различными способами, наносить рисунок на ткань, соблюдать технологию росписи. Наносить правильно краски, соблюдать правила и приёмы резервирования скрытого контура рисунка, качественно наносить резерв, поэтапно выполнять работу в материале, использовать художественные эффекты для создания композиции.

Список рекомендуемой литературы:

1. Хоаким Чаварра «Уроки керамики. Ручная лепка», перевод Артёмовой И. В.,

М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Долорс Рос «Керамика. Техника. Приёмы. Изделия», перевод Ю. О. Бем, М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003

3. Народное искусство России в современной культуре/ автор - сост., научн. Ред. М. А. Некрасова. – М., 2003

4. Некрасова М. А. Народное искусство России. – М., 1983.

5. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика

6. Соболев Н. Русский орнамент. – М., 1948.

7. Соколова Т. Орнамент – почерк эпохи. – Л., 1972

8. Дайк Г. Л.Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. – М., Просвещение,

1994

9. народные художественные промыслы России/ автор – сост. П. И. Уткин,



Ред. В. П. Шагалова

10. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. –

Обнинск: Титул, 1999

11. Стриженова Т. К. Рудольф Хеймрат. Мастера советского искусства.

Гобелен – М., Советский художник, 1984

12. Синеглазова М. О. Батик М., ИД МСП, 2005




скачать


Смотрите также:
Образовательная программа Декоративно-прикладное искусство: лепка из глины ручное ткачество
159.94kb.
Учебная программа факультативных занятий «Декоративно-прикладное искусство Беларуси»
218.91kb.
Декоративно прикладное искусство
545.09kb.
Элективный курс по технологии для 9 класса «Дизайн и декоративно-прикладное искусство»
62.58kb.
«Художественное народное и нетрадиционное декоративно-прикладное искусство»
65.74kb.
Рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»
54.56kb.
Рабочая программа «Декоративно прикладное искусство в жизни человека»
292.31kb.
Программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
26.94kb.
Программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
209.06kb.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека ( 34 часа)
328.06kb.
Классный час Старый бабушкин «сундук». Цель: Знакомство с русской бытовой культурой
120.98kb.
Учебно-методический комплекс: Н. А. Горяева, О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
38.54kb.