Главная стр 1
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА» г.о. САМАРА





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦДОД «Экология детства» г.о. Самара

_________ Л.С. Панькина

«13» января 2012 года




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Лидеры ученического самоуправления»
Возраст детей – 13 - 15 лет.

Срок реализации - 1 год.







Принята на Научно-методическом совете МОУ ДОД ЦДОД «Экология детства» г.о. Самара

протокол № 1

«21» октября 2009 года






Составитель: педагог дополнительного образования Родина М.В.


Самара
ВВЕДЕНИЕ
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования Рассчитана программа на 1 год обучения с недельной нагрузкой 4 часа.

Возраст детей – 13 – 15 лет.

Количество учащихся в группе – 12 – 15 человек.

Программа – адаптированная, в основе лежат: Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»; Федеральная программа развития образования на 2006–2010 г.

По уровню содержания – ознакомительная.

По форме организации – групповая.

По срокам реализации – долгосрочная (1 год)

По широте охвата и взаимодействию содержания деятельности – профильная.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Широкие социальные преобразования, проводимые на протяжении вот уже без малого пятнадцати лет во всех сферах деятельности современного Российского государства, привели, пожалуй, к крупнейшему с начала прошлого столетия изменению государственной концепции воспитания молодежи. Современные педагогические школы предлагают принципиально иные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на принципе интегративного подхода в определении самих целей образования и определении уровня образованности. Таким образом, происходит развитие у школьников способности к самостоятельному решению проблем различного уровня на основе использования социального опыта, приобретаемого и обновляемого на протяжении всей жизни, а под уровнем образованности следует понимать уровень развития способности решать проблемы в различных сферах деятельности, соответствующий потенциалу участников образовательного процесса.

«Ученическое самоуправление создает благоприятные условия для гражданского воспитания школьников, – пишут авторы статьи «Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества» (А.Прутченков, И.Калиш, О.Солодова). – За год учебы ребятам важно попробовать самые разные роли: организаторов клубов, творческих объединений, ассоциаций, руководителей и корреспондентов телевидения, радио, газет, избирателя и избранного в руководящие органы. Почувствовать себя людьми, от которых многое зависит».

Таким образом, развитие системы «Лидеров ученического самоуправления» приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
Цель: овладение обучающимися: умениями и навыками управления образовательным учреждением, участия в процессе проектной деятельности.

Задачи образовательной программы «Лидеров ученического самоуправления»:


  • формирование креативности, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению;

  • научить работать в команде;

  • изучение, обобщение и распространение передового опыта в сфере организации ученического самоуправления.

  • создание и реализация социально-образовательных проектов в образовательном пространстве Самарской области.

  • разработка, экспериментальных, содержательных и аналитических материалов «Лидерами ученического самоуправления».


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




 

Тема

Всего

теория

практика

  п/п



История детского движения

Инструктаж по техника безопасности



5

5

-



Основы волонтерского движения

7

5

2



Игры на взаимодействие и сплочение коллектива

9

-

9



Нормативно-правовая база по обеспечению прав и свобод человека, прав детей

5

5

-



Кто такой лидер? Виды лидерства. Качества лидера

5

2,5

2,5



Стили руководства. Построение модели идеального лидера

5

2,5

2,5





Конфликт. Общение без конфликта

5

2,5

2,5



Тренинги толерантности

10

-

10



Тренинги и практика социального партнерства и взаимодействия

10

-

10



Коллективно-творческое дело (КТД). Как строится КТД.

10

2

8



Технология социального и социально-образовательного проектирования

9

2

7



Основы делового планирования

8

3

5



Освоение современных мультимедийных и Интернет-технологий

8

2

6



Теоретические и практические основы организации взаимодействия со СМИ

8

4

4



Технология презентационной деятельности

10

3

7



Основы журналистики

10

4

6



Воспитательная работа

20

-

20

 

Всего часов

144

42,5

101,5



СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



  1. История детского движения. Инструктаж по техника безопасности. Скаутское движение, пионерское движение в XX веке, современное пионерское движение, детские организации стран мира, деятельность МООДиМ «Новая цивилизация» Инструктаж по техника безопасности.

  2. Основы волонтерского движения. Принципы волонтерского движения, опыт деятельности волонтерских организаций.

  3. Нормативно-правовая база по обеспечению прав и свобод человека, прав детей. Изучение Конвенции ООН о правах ребенка, Федеральных и Областного законов, обеспечивающих реализацию прав детей.

  4. Кто такой лидер? Виды лидерства. Качества лидера. Изучение понятия «лидер». Знакомство с «видами лидерства» их роль и межличностные отношения. Описание качеств личности.

  5. Стили руководства. Изучение «почерка» лидера, манеры и способы организации коллективных дел. Игра «Построение модели идеального лидера».

  6. Конфликт. Общение без конфликта. Основа конфликта, проблема, участники конфликта, ситуация, превышение терпимости, провокация, форма выражения конфликта. Общение без конфликта со сверстниками и взрослыми, своими мыслями, сомнениями.

  7. Тренинги толерантности. Воспитание толерантного отношения к любым проявлениям инакости, изучение коммуникативных техник, изучение особенностей различных культур.

  8. Тренинги и практика социального партнерства и взаимодействия. Овладение технологиями социального взаимодействия, изучение основ социального партнерства, делового этикета, практикумы по ведению деловых переговоров и презентационной деятельности.

  9. Коллективно-творческое дело (КТД). Как строится КТД. Понятие. Условия для организации КТД.

  10. Технология социального и социально-образовательного проектирования. Технология проектной деятельности, особенности социального, социально-образовательного и социально-коммерческого (грантового) проектирования, разработка и реализация социально значимых проектов.

  11. Основы делового планирования. Овладение навыками делового планирования.

  12. Освоение современных мультимедийных и Интернет-технологий. Овладение основами компьютерной грамоты, освоение навыков эффективной работы в сети Интернет, разработка и поддержка сайта Ассоциации «Содружество».

  13. Теоретические и практические основы организации взаимодействия со СМИ. Овладение навыками уверенного поведения перед телекамерой, выступлений в качестве интервьюируемого, основ подготовки пресс-релизов и ведения телефонных переговоров с представителями СМИ.

  14. Технология презентационной деятельности. Основы позитивного самопозиционирования, взаимодействия с административными и коммерческими структурами.

  15. Основы журналистики. Изучение жанров журналистики, основ грамотной литературной речи, современных технологий печатных средств массовой информации, основ рекламной деятельности.

  16. Воспитательная работа. Участие в районных и городских мероприятиях. Чаепития посвященные всем календарным праздникам.


КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
После года обучения по программе «Лидеры ученического самоуправления», учащиеся смогут овладеть лидерскими качествами, организаторскими умениями и навыками; получат опыт руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; овладеют навыками самоорганизации и проектирования собственной деятельности; научатся работать в команде; овладеют навыками проектного мышления; повысят способность к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


  • лекция;

  • практикум;

  • экскурсия;

  • деловая игра;

  • поисковое занятие;

  • проектное занятие;

  • занятие-семинар и т.д.

  • тренинг;

  • переговоры (воспроизведение реального события, обсуждение проблемной ситуации);

  • занятие-презентация.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И

ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


  1. Вейс О.А. Такая профессия - вести за собой! / О.А. Вейс. – К. – № 1. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 124 с.

  2. Вейс О.А. Такая профессия - вести за собой! / О.А. Вейс. – К. – № 2. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 288 с.

  3. Каледа Г.В.Настольная книга лидера: Из опыта работы штаба «Беспокойные сердца»/ Г.А. Каледа. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 211 с.

  4. Орлов А.И. Повышение эффективности деятельности государственного учреждения Самарской области «Агентство по реализации молодежной политики» как одного из основных субъектов региональной молодежной политики / А.И. Орлов. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 108 с.

  5. Конвенция о правах ребенка 1990 г .

  6. Законодательные и нормативно-правовые регулирование молодежной политики на федеральном уровне.

  7. Концепция модернизации российского образования до 2010 г .

  8. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001- 2005 г .

  9. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г . № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

  10. Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г . № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

  11. Письмо Минобразования России от 15 декабря 2002 г . № 30-51-914/16 (приложение «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»).

  12. Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». 2004 г .

  13. Федеральная программа развития образования на 2009–2010 г.

  14. Федеральный закон о дополнительном образовании 2004 г .

  15. Федеральный закон об образовании 2009 г .

  16. Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г .

  17. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. –Ярославль, 1991.

  18. Правовое воспитание (Сборник образовательных программ) // Приложение к Внешкольнику. 2004. № 5.

  19. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.

  20. Рожков М.И. Байбородова Л.В., Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.

  21. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.

  22. Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтеров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. № 6.

  23. Программа «Лидер», Федерация детских организаций, научно-практический центр. – М., 1992.

  24. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М., - 1993

  25. Бородкин Ф.М. Внимание, конфликт! / Бородкин Ф.М., Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 1989.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

 


  1. Конвенция о правах ребенка. 1990 г.

  2. Прутченков А.С. «Шаг за шагом». Технология подготовки и реализации социального проекта. Пособие для менеджеров МООДиМ «Новая цивилизация» / А.С. Прутченков. – М., 2001.

  3. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / Е.С. Смолий. – М., 2003.

  4. Каледа Г.В.Настольная книга лидера: Из опыта работы штаба «Беспокойные сердца»/ Г.А. Каледа. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 211 с.

  5. Орлов А.И. Повышение эффективности деятельности государственного учреждения Самарской области «Агентство по реализации молодежной политики» как одного из основных субъектов региональной молодежной политики / А.И. Орлов. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 108 с.

  6. Программа «Лидер», Федерация детских организаций, научно-практический центр. – М., 1992.

скачать


Смотрите также:
Образовательная программа «Лидеры ученического самоуправления»
113.87kb.
Теоретические основания организации ученического самоуправления в школе
685.9kb.
Ошибка: Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления
81.94kb.
Программа «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе»
585.05kb.
Образовательная программа п. Козулька, 2009 Содержание раздел информационный пояснительная записка Общая характеристика школы
386.95kb.
Программа «От ученического самоуправления к демократическому правовому пространству в образовательном учреждении»
586.15kb.
Организация ученического самоуправления
47.14kb.
Выступление на конференции «Основные подходы к организации ученического самоуправления в условиях демократизации школы»
34.3kb.
Сущность и назначение ученического самоуправления
107.03kb.
Программа развития ученического самоуправления мбоу «Волошинская сош» на 2012 2017 гг Х. Волошино
97.71kb.
Программа развития ученического самоуправления концептуальные основы программы
172.33kb.
Программа развития ученического самоуправления концептуальные основы программы
123.25kb.