Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
Утверждена

приказом от 25.08.2014 г. № 1

Директор МБОУ СОШ № 4

____________ Н.А.Кандакова




ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ № 4

( с учетом психофизического развития и возможностей обучающихся (VIII вид)

2014 – 2015 учебный год.

Рассмотрена на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 4

Протокол от 25.08.2014 г. № 1




  1. Пояснительная записка




    1. Целевое назначение

Основная образовательная программа основного общего образования с учетом психофизических особенностей учащихся VIII вида МБОУ СОШ № 4 составлена в целях реализации Закона РФ "Об образовании", Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ", на основании следующих документов:


  1. Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п.

  2. Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

  3. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.03.97г. № 288.

  4. Совместного письма Министерств общего и профессионального образования, здравоохранения РФ от 24/29.09.97г.№ 15/730-2,№ 2510/7148-97-32 "Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида.

  5. Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18.07.1996 г. N 861.

  6. Письма Министерства образования Российской Федерации «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6.

МБОУ СОШ № 4 реализует образовательную программу, разработанную на базе основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VIII вид), где:

  • в 1-4 классах, для обучающихся, воспитанников с ОВЗ - осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой;

  • в 5-9 классах, для обучающихся, воспитанников с ОВЗ - продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. При этом ставится целью социально- трудовая и бытовая адаптация, и реабилитация обучающихся, воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.



    1. Виды образовательных программ,

реализуемых в МБОУ СОШ № 4

на различных ступенях образовательного процесса.

I ступень обучения:

Образовательная программа, разработанная на базе начального общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VIII вид) (нормативный срок освоения 4 года)



II ступень обучения:

Образовательная программа, разработанная на базе основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VIII вид) (нормативный срок освоения 5 лет)

Перевод детей в специальные (коррекционные) классы первой и второй ступени осуществляется при условии обязательного обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и получения соответствующего заключения ПМПК.


    1. Организация образовательного процесса

Образовательный процесс регламентируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства Российской Федерации № 288 от 12.03. 1997 г. С изменениями от 10.03. 2000г., региональным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида Ростовской области (приказ МО РО от 10.07.2002г.№1277), утвержденными для них программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка, и обеспечивает оптимальные условия  для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

В образовательной системе обязательны диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности. Обучение начального, основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VIII вид) организуется по учебникам специальных (коррекционных) учреждений. Коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и обеспечивает усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. С целью коррекции отклонений в развитии детей, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Основные направления коррекционной работы: совершенствование движений и сенсомоторного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы; развитие речи, овладение техникой речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп продленного дня.

Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и рекомендациями Минобразования России, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области о проведении итоговой аттестации в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, классах. 

Выпускники 9-го класса, успешно усвоившие курс основной школы, получают удостоверение об окончании IХ (коррекционного класса) класса .



Психолого–дидактические принципы обучения:

- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирования готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

- использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно–воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;



- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: 

  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  2. развитие навыков каллиграфии;

  3. развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

  2. развитие зрительной памяти и внимания;

  3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  4. развитие пространственных представлений, ориентации;

  5. развитие представлений о времени;

  6. развитие слухового внимания и памяти;

  7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • формирование навыков соотносительного анализа;

  • развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • формирования умения планировать деятельность;

  • развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • релаксационные упражнения для мимики лица;

  • развитие речи, овладение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные задачи коррекционно – развивающего обучения школьников:


  1. Формирование социально – нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.

  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.

  3. Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно – познавательной деятельности.

  4. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков )

  5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; физическое закаливание, занятия спортом, общеукрепляющая и лечебно – профилактическая медикаментозная терапия.

  6. Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.

  7. Системный разносторонний контроль за развитием подростка с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребенка, другими членами его семьи.

  8. Обеспечение учебно – методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся (индивидуальные дидактические пакеты по предметам, адаптированные учебники, программы, методические рекомендации по изучению наиболее трудных разделов программ).

  9. Социально – трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно - моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно – технологических умений).



2. Требования к результатам освоения образовательной программы

Специальные (коррекционные) классы создаются в МБОУ СОШ № 4 с целью обеспечения педагогических условий образования детей  с ОВЗ.

Требования к уровню образованности выпускников с задержкой психического развития полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начальной и основной общеобразовательной школы.

Задачами основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности учащихся, для развития склонностей, интересов и способностей учащихся к социальному самоопределению.

Учащиеся, получившие основное общее образование должны:


  • освоить на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;

  • овладеть системой мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

  • овладеть навыками рациональной учебной деятельности, сложными дидактическими умениями;

  • знать свои гражданские права и уметь их реализовать;

  • быть готовым к формам и методам обучения, применяемым на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  • уметь осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

 

У выпускников основной школы должны быть сформированы следующие ключевые компетентности.



Ценностно-смысловые компетентности.

  • Восприятие и понимание таких ценностей, как человек, личность, индивидуальность, труд, общение, коллектив, доверие, выбор. Знание и соблюдение традиций школы.

  •  Осознание собственной индивидуальности.

  • Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.


Общекультурные компетентности.

  • Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

  • Достаточный уровень воспитанности.

Учебно-познавательные компетентности.

  • Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования. Умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации. Умение систематизировать материал в пределах учебной темы. Способность рассуждать. Креативность.

  • Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

 

Информационные компетентности.

  • Готовность учащихся самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

  • Использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов.

Коммуникативные компетентности.

  • Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с различными людьми.

  • Умения приводить доводы, аргументы, доказательства, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; уметь графическую форму выражать вербально; находить нужную информацию для проектов, докладов, сообщений и т.д.

  • владение знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетентность), в том числе:

  • лингвистической компетенцией (знанием системы изучаемого языка и правил оперирования языковыми средствами при оформлении осмысленного высказывания);

  • дискурсивной компетенцией (способностью воспринимать и порождать тексты различного типа в соответствии с коммуникативным намерением автора);

  • социолингвистической компетенцией (умением выбирать адекватные языковыесредства в зависимости от ситуации общения и использовать их для достижениякоммуникативной цели);

  • стратегическая компетенцией (способностью использовать средства для преодоления коммуникативных неудач и достижения поставленной цели);

  • социокультурной компетенцией (знание правил речевого и неречевого поведения и этикета в определенных стандартных ситуациях, национальных и культурных особенностей, обычаев и традиций жителей страны изучаемого языка), умение и потребность общаться и действовать с учетом интересов других членов социума.

Социально-трудовые компетентности  

и компетенции личностного самосовершенствования.

  • Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности школы и класса, умение планировать, готовить, проводить и анализировать различные мероприятия.

  • Способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

  • Самоорганизация на уровне здорового образа жизни. Соответствие физического состояния выпускника нормам физического развития.

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; включение в режим дня занятия физическими упражнениями.
Система работы в направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей, их позитивная социализация, коррекция отклонений в задержке психического развития средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологическая реабилитация обучающихся для последующей их интеграции в общество.


Ученики с легкой и средней степенью умственной отсталостью по окончании IX класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для их самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.

Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения:

- владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;

- уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, оформлять деловые бумаги;

- знать основополагающие статью Конституции РФ, определяющие права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного права;

- читать и понимать несложные художественные произведения классиков отечественной литературы; выдержки из газет и журналов о современной общественно-политической жизни страны;

- владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера.

Профессиональная подготовка определяется выпускным экзаменом, который состоит из выполнения контрольной работы и устных ответов на вопросы в пределах требований программы по соответствующим видам труда.

Выпускники должны знать:

- устройство орудий труда;

- свойства материалов;

- основные технологические операции. Выпускники должны уметь самостоятельно:

- ориентироваться в задании;

- планировать ход изготовления изделия;

- качественно выполнять работу;

-контролировать результаты работы и давать, отчего ходе ее выполнения.

Выпускники могут в качестве основы для ориентировки в заданиях использовать:

- предметные образцы;

- рисунки;

- чертежи;

- их сочетания.

К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в полном объеме программу профессионально-трудового обучения. Вопрос о допуске к экзаменам учеников, не освоивших по каким-либо причинам программу, решается педагогическим советом МБОУ СОШ № 4.

Учащиеся с тяжелой степенью умственной отсталости должны владеть необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими, несложными навыками самообслуживания. Некоторые ученики овладевают первоначальными навыками чтения, письма, счета несложными видами ремесленного труда.
Общеобразовательные курсы (VIII вид).

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому (родному) языку - повысить уровень общего и речевого развития учащихся, прививать общепринятые нормы общественного поведения, научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать после разбора короткие предложения, заучивать наизусть с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения и четверостишия.

«Письмо» на основе изучения «Грамматики и правописания» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактности самого учебного материала. У учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для их социальной адаптации. По русскому родному языку во все годы обучения изучаются разделы: «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». В младших классах большое внимание уделяется работе со звуками и буквами, на основе которых учащиеся овладевают фонетически правильным письмом, а затем письмом по правилу (простейшие случаи). При изучении состава слова, основных грамматических категорий в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения в младших классах простого предложения на старших годах обучения школьники изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логичного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, умения оформления деловых бумаг (автобиография, заявление и др.).

На уроках чтения учащиеся овладевают навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.

В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь.

Математика. В курсе математики изучается «Арифметика» и «Элементы наглядной геометрии». Учащиеся должны не только овладеть определенным объемом математических знаний, но и уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объема и нарастанием сложности по следующим разделам: «Нумерация», «Арифметические действия», «Устный счет», «Величины и единицы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические задачи». На уроках математики дается геометрический материал на различение простейших геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертежными приборами. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного, и вычислительного характера.

Самое серьезное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей. В младших классах вычисления осуществляются в пределах 100. Арифметические действия с переходом через разряд тщательно отрабатываются и усваиваются в пределах 20, 100. Такая система обучения позволяет школьникам осознанно выполнять все действия с большими числами в старших классах.



Природоведение и биология. Содержание этого курса предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Они узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.

География. В начальном курсе физической географии школьники учатся ориентироваться на местности, они знакомятся с планом, масштабом, глобусом, картой; они изучают пояса освещенности солнцем поверхности земли, узнают о их расположении, получают представления о климате. Знакомясь с природой страны, школьники узнают о ее географическом положении, границах, пограничных государствах, морях, озерах. Они изучают разнообразие природных условий на территории нашей страны, получают краткие сведения об особенностях природы каждой зоны, об основных занятиях населения.

Курс географии материков и океанов включает краткие элементарные сведения о солнечной системе, атмосферных явлениях и др. Изучается географическое положение каждого материка.

Школьники получают элементарные знания по экономической географии нашей страны, своего региона (краеведение). Особое внимание уделяется формированию у учащихся представлений о разнообразии занятий населения, связанных с природными условиями, добычи полезных ископаемых, о взаимосвязи различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, о трудовой деятельности в народном хозяйстве, об охране окружающей среды.

Содержание географического и естествоведческого материала предусматривает элементарное экономическое образование учащихся, формирует у них доступное их пониманию материалистическое представление об окружающем мире, умение правильно объяснять некоторые явления природы, что способствует воспитанию бережного отношения к природе.



История и обществоведение. На уроках истории и обществоведения учащиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Исторический материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества. В рассказах по истории раскрываются традиции, трудовые и героические дела народов нашей страны, содержатся яркие примеры служения своему Отечеству. В содержание курса обществоведения включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования у умственно отсталых школьников нравственных и правовых норм жизни в обществе.

Музыка и пение. Основой музыкального воспитания умственно отсталых учащихся является хоровое пение как активный способ развития музыкальных способностей. В содержание обучения пению включены произведения народного творчества, русских, национальных и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру и содержанию музыки, требующие различных средств исполнения.

У школьников развивается интерес к слушанию музыки вокальной, инструментальной, оркестровой. Они знакомятся с некоторыми музыкальными жанрами, учатся различать мелодии. Ученики получают элементы музыкальной грамоты и нотной записи, узнают о творчестве видных композиторов, их произведениях. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспитания.



Изобразительное искусство. Изобразительному искусству в процессе обучения умственно отсталых школьников придается большое значение. Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, узнают о творчестве великих художников. Изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которых направлено на развитие у учащихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию.

Физическая культура имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы, как гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), игры. Во все разделы включены упражнения, направленные на формирование у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости. На занятиях гимнастикой учащимся даются общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь легкой атлетикой, они овладевают спортивной ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С I по VII класс в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с IV - спортивные.



Трудовая подготовка.

Особое значение придается подготовке умственно отсталых детей к трудовой деятельности. Эта задача решается путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых знаний и навыков по определенной специальности. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный труд.



Трудовое обучение в I - III классах дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.

На занятиях предусмотрены простейшие практические работы с пластилином, бумагой, картоном, с природным материалом, с металлоконструктором, древесиной, текстильными материалами.

В IV классе трудовое обучение имеет общетехнический характер, должно проводиться на базе учебных мастерских, рассматриваться как пропедевтическое для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных для профессиональной мастерской. В этот период педагоги наблюдают за индивидуальными возможностями учащихся с целью рекомендации выбора ими изучаемых в школе видов профессионального труда.

Содержание трудового и профессионального обучения в IV классе является переходной ступенью от ручного труда к профессиональному. Предусмотрено изготовление несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.

Целью профессионально-трудового обучения в V - IХ классах является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных (не предназначенных для инвалидов) предприятий и сферы обслуживания.

Профессионально-трудовое обучение в V-IX классах осуществляется по тем видам труда, которые учебное учреждение выбирает с учетом местного производственного окружения, его потребностей в рабочих кадрах и возможностей трудоустройства учащихся.

В содержание каждого вида труда включены теоретические сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приемами труда, у них вырабатываются трудовые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда. Обучение каждому виду труда предусматривает сравнительно широкую профессиональную подготовку в пределах одного профиля.

Специальности, выбираемые для профессионально-трудового обучения в Х-ХII классах (1-III курсах) соответствуют профилю трудового обучения, по которому учащиеся обучались в V-IХ классах, однако такое соответствие рассматривается в широких пределах и распространяется на родственные в разной степени специальности. Содержание производственного обучения составляет узкая специализация с ориентировкой на конкретные рабочие места базового производственного предприятия, является вариативным в противоположность стабильному содержанию обучения в V-IХ классах. В связи с этим важное значение приобретает правильный выбор профиля трудового обучения с учетом возможности трудоустройства выпускников на конкретных предприятиях: местных заводах, фабриках, фермах, тепличных комбинатах, ремонтных мастерских и др.

Трудовая практика имеет важное значение для обучения умственно отсталых школьников и является частью профессионально-трудового обучения, соответствует профилю трудовой подготовки учащихся, способствует закреплению профессиональных умений и навыков, полученных ими на уроках.
Коррекционная подготовка.

Специальная задача коррекции имеющихся у учащихся нарушений психофизического развития, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется и на специальных занятиях. "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" в I - IV классах является специфическим предметом, которым целенаправленно решается коррекция общего и речевого развития умственно отсталых детей. У учащихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, развивается наглядно-образное мышление.

Школьники знакомятся- с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями.

В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников.



Социально-бытовая ориентировка (СБО). Для более успешной социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые школьники в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой проблемы в значительной степени подчинены занятия по СБО (V - IX классы), на которых осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития, т.е. возможность посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Содержание специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке отличает практическая направленность. Учащиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они усваивают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Школьники учатся ухаживать за жилищем, планировать бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Им прививают навыки культурного поведения. Содержание социально-бытовой ориентировки как учебных занятий способствует формированию и совершенствованию необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении. Дети усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус.



Ритмика. Содержанием специальных коррекционных занятий по ритмике является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на совершенствование движений и их коррекцию. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания.

Рассмотрен Утверждаю

Управляющим советом школы приказ от 25.08.2014 г. №1

протокол от 22.08.2014 г. № 1 Директор МБОУ СОШ № 4

___________Н.А.Кандакова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

МУНИЦИПАЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 4

на 2013 - 2014 учебный год

(разработан с учетом особенностей психофизического

развития и возможностей обучающихся VIII вида)

Рассмотрен и рекомендован

к утверждению педагогическим советом

(протокол от 25 .08.2014 г. № 1)
Пояснительная записка к учебному плану.

Учебный план школы составлен на основе Закона «Об образовании» РФ (ст.14,15,17,19,32), Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида РО от 10.07.2002г., в соответствии с действующими «Санитарными правилами устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» от 06.03.1986 № 4076-86, а так же на основании следующих документов:




  1. Приказа Министерства образования ростовской области от 30.04.2014 г. №264 «Об утверждении учебных планов для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год».

  2. Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п.

  3. Письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

  4. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.03.97г. № 288.

  5. Совместного письма Министерств общего и профессионального образования, здравоохранения РФ от 24/29.09.97г.№ 15/730-2,№ 2510/7148-97-32 "Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида.

  6. Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18.07.1996 г. N 861.

  7. Письма Министерства образования Российской Федерации «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения» от 28 февраля 2003 г. N 27/2643-6.

  8. Устав МБОУ СОШ № 4.

Данный план определяет обязательную учебную нагрузку обучающихся и ее максимальный объем, обеспечивает единство образовательного пространства на всех ступенях обучения.

Учебный план состоит из инвариантной и вариативной частей:


  • в инвариантной части полностью реализуется федеральный компонент содержания образования, гарантирующий овладение учащимися обязательным минимумом образования, обеспечивающим возможность освоения образовательных программ разных уровней и адаптацию в общество;

  • вариативная часть учебного плана предназначена для усиления адаптационных возможностей школы, используется для отражения специфики учебного заведения, коррекции образовательного процесса, социализации обучающихся, воспитанников, отражения особенностей спроса и предложения на местном рынке труда в подготовке обучающихся, воспитанников. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию потребностей учащихся, из родителей (законных представителей), социума.

Инвариантная часть учебного плана включает обязательные образовательные области, которые обеспечивают федеральный компонент государственного образовательного стандарта.

Обучение на I ступени направлено на развитие обучающихся, овладение ими техникой чтения, навыками письма, счета, элементами теоретического и логического мышления, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Требования к уровню образованности выпускников с задержкой психического развития полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начальной и основной общеобразовательной школы.

Специфической особенностью учебных планов является включение коррекционных курсов: «Ритмика», индивидуальных и групповых коррекционных занятий, увеличение количества часов, отводимых на изучение отдельных предметов по годам обучения с целью успешного продвижения в общем развитии обучающихся, коррекции недостатков их психического развития.

В учебном плане представлены все образовательные области, предусмотренные базисным учебным планом. Учебный план реализуется в условиях пятидневной учебной недели.
Образовательный процесс стоится на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией Воронковой В.В.

В образовательной области «Язык и литература » часть учебного времени образовательного компонента «Чтение и развитие речи» (в 1-5 классах на изучение отводится по 5 часов, в 6- 9 по 3 часа в недеклю) контекстно используется на изучение народного эпоса, фольклора жителей Донского края и произведений Донских писателей.

На предмет «Письмо и развитие речи» в 1-5 классах отводится 5 часов, в 6-9 классах 3 часа в неделю).

Обучение в классах для обучающихся, воспитанников с легкой умственной отсталостью строится на принципах преемственности и уровневого подхода и представляется в виде пропедевтического (1-4 классы, для обучающихся, воспитанников с легкой умственной отсталостью) и систематического (5-10 классы, для обучающихся, воспитанников с легкой умственной отсталостью) этапов, каждому из которых присущи свои особенности (задачи, технологии, язык, методические приемы), учитывающие возрастную психологию и уровень мышления обучающихся, воспитанников.

В образовательной области «Естествознание» - при проведении учебных часов образовательного компонента «Природоведение» (изучается в 5 классе 2 часа в неделю), «Биоллогия» (изучается в 6-9 классах 2 часа в неделю) и «География» (изучается в 7-9 классах 2 часа в неделю), особое внимание уделяется изучению флоры, фауны и особенностей родного края, а также формированию экологических понятий и ценностей обучающихся, воспитанников, первичных понятий безопасного поведения человека в окружающем мире.
В образовательной области «Обществознание», где за счет учебных часов образовательного компонента «История Отечества» (выделяется на изучение в 7 классе 2 часа, в 8-9 классе по 1 часу в неделю) повышается интерес обучающихся, воспитанников к истории вообще и истории региона в частности; формируется гражданин не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, селян, участников ярких событий из истории своей малой родины. Региональная история является важным средством формирования исторического мышления обучающихся, воспитанников, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Предмет «Обществознание изучается в 8-9 классе по 1 часу в неделю».
В образовательной области «Искусство» - учебные часы образовательного компонента «Изобразительное искусство» (на изучение в 1-6 классах отводится по 1 часу в неделю) направлены на эстетическое развитие обучающихся, воспитанников, предусматривающее ознакомление с национальным прикладным творчеством Донского края, а также на развитие мелкой моторики рук.

Часы образовательного компонента «Музыка и пение» (изучается в 1-7 классах по 1 часу в неделю) предполагает первичное знакомство с историей создания краевых музыкально-культурных центров, с музыкальными деятелями, стоящими у истоков музыкальной культуры края. Обучающиеся, воспитанники узнают музыкальные инструменты региона, местный музыкальный фольклор, песни, танцы, игры народностей края.

В образовательной области «Трудовая подготовка» за счет выделения учебного времени образовательного компонента «Трудовое обучение» (1-4 классы, в 1-3 классе отводится 3 часа в неделю. В 4 классе 4 часа), «Профессионально - трудовое обучение» (в 5 классе на обучение выделено 6 часов, в 6-7 классе по 8 часов, в 8 классе 10 часов, в 9 классе 12 часов в неделю) предусматривающих ознакомление обучающихся, воспитанников с национальным прикладным творчеством народов Дона. Особенно продуктивное внедрение национально-регионального компонента прослеживается при обучении по программе «Швейное дело и декоративно-прикладное искусство», где наиболее активным компонентом региональной культурной среды является народное искусство, выражающее духовный опыт народа, художественные идеи которого - неотъемлемая часть культуры Отечества. Обращение к народному искусству - это возможность возрождения в человеке чувства своей земли, связи со своим народом.

Трудовая практика, для обучающихся, воспитанников с легкой умственной отсталостью в 5-7 классах (в течение 10 дней), в 8-9 классах (в течение 20 дней) проводится как в течение учебного года, так и по его окончании (летний период). Во время прохождения трудовой практики обучающиеся, воспитанники могут работать не только на базе учебных трудовых мастерских, но и принимать участие в благоустройстве здания школы-интерната и территории школьного двора

В образовательной области «Физическая культура» - при планировании учебных часов предмета «Физическая культура» (в 1классе отводится 2 часа в неделю, во 2 – 9 классах по 3 часа в неделю), учитываются географические и климатические условия региона, в связи, с чем больше учебного времени отводится на занятия на открытом воздухе в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. На уроках физкультуры обучающиеся, воспитанники знакомятся с национальными играми и играми народов региона.

С целью сохранения здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики утомления, нарушений осанки, зрения и предупреждения появления хронических заболеваний, в школе-интернате предусмотрено проведение физкультминуток, динамических пауз, гимнастики для глаз, дней здоровья, спортивных соревнований

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Во все учебные курсы включен контекстно региональный компонент. Комплексное включение компонентов национальной культуры и культуры населения Донского края в различные образовательные области путем равномерного распределения, как в урочное, так и во внеурочное время позволяет углубить содержание по предметам, выделяя при этом культурологический, нравственно-эстетический, историко-научный компоненты содержания образования и расширить сферу познавательных компетентностей.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г. Озёры
800.81kb.
Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №33 г о. Тольятти
81.65kb.
Анализ деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №30 г. Екатеринбурга для прохождения государственной аккредитации в 2012 год
141.04kb.
Приказ № от 2012 г Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Журавенской средней общеобразовательной школы
207.43kb.
Учебный год. I
151.47kb.
Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования
1024.42kb.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска средней общеобразовательной школы №23
158.07kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 1 Целевой раздел. 1
5219.92kb.
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Бессоновка в с. Блохино Научно-практическая конференция школьников «Старт в науку»
153.96kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4
2881.47kb.
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с
944.33kb.
На заседании педагогического совета мбоу сош №8 города Кузнецка
4632.9kb.