Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Рабочая образовательная программа по математике

10 класс

Пояснительная записка

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человек. Расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение овладения математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности.

Программа по алгебре и началам анализа и геометрии для 10-го класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта (профильный уровень) и предназначена для учащихся 10 классов. Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры и начал анализа по учебнику А.Г.Мордкович, П.В.Семенов “Алгебра и начала анализа 10 класс” (профильный уровень, части 1 и 2) и геометрии по учебнику Л.С.Атанасян и др. «Геометрия, 10-11», М. «Просвещение», 2010 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе » №1, 2005).

На изучение курса алгебры и начал анализа в 10 классах МОУ «Дульдургинская СОШ» независимо от выбора профиля обучения предусмотрено четыре часа в неделю и 2 часа в неделю на изучение геометрии. Итого 204 часа: 136 часов по алгебре и 68 часов по геометрии.

В курсе алгебры и геометрии 10 класса представлены содержательные линии: числовые и буквенные выражения, тригонометрия, функции, начала математического анализа, уравнения и неравенства, геометрия.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:



  • Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средствах моделирования явлений и процессов.

  • Овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне.

  • Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности.

  • Воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Изучение курса алгебры и начал анализа в 10-м классе – систематизация изучения функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики.

Учащиеся систематически изучают тригонометрические функции и их свойства, тождественные преобразования тригонометрических выражений и их применение к решению соответствующих уравнений и неравенств, знакомятся с основными понятиями, утверждениями, аппаратом математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи.



Содержание программы

Числовые и буквенные выражения.

Натуральные и целые числа. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости. Простые и составные числа. Деление с остатком. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел. Основная теорема арифметики натуральных чисел.

Рациональные числа.

Иррациональные числа.

Действительные числа. Действительные числа и числовая прямая. Числовые неравенства. Числовые промежутки. Аксиоматика действительных чисел.

Модуль действительного числа.

Метод математической индукции.

Комплексные числа и арифметические операции над ними. Действительная и мнимая части комплексного числа. Комплексно сопряженные числа.

Комплексные числа и координатная плоскость. Геометрическая интерпретация комплексных чисел.

Тригонометрическая форма записи комплексного числа. Модуль и аргумент комплексного числа. Комплексные числа и квадратные уравнения.

Возведение комплексного числа в степень. Извлечение кубического корня из комплексного числа. Формула Муавра.

Функции.

Определение числовой функции и способы ее задания.

Область определения и множестве значений функции.

Свойства функции; непрерывность, периодичность, четность, нечетность, возрастание и убывание экстремумы, наибольшее и наименьшее значения, ограниченность, выпуклость, сохранение знака. Связь между свойствами функции ее графиком.

Обратная функция.

Функции y = sin x, y = cos x, их свойства и графики.

Построение графика функции y = mf(x).

Построение графика функции y = f(kx).

График гармонического колебания.

Функции y = tg x, y = ctg x, их свойства и графики.

Обратные тригонометрические функции. Функция y = arcsin x. Функция y = arccos x. Функция y = arctg x. Функция y = arcctg x. Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Тригонометрия.

Числовая окружность.

Числовая окружность на координатной плоскости.

Синус, косинус, тангенс в котангенс.

Тригонометрические функции числового аргумента. Радианная мера угла.

Тригонометрические функции углового аргумента.

Синус и косинус суммы и разности аргументов.

Тангенс суммы и разности аргументов.

Формулы приведения.

Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени.

Преобразование сумм тригонометрических функций в произведения.

Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы.

Преобразование выражения A sin x + В cos x к виду С sin (x +1).

Уравнения и неравенства.

Тригонометрические уравнения и неравенства

Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Первые представления о простейших тригонометрических уравнениях. Решение уравнения cos t = a. Решение уравнения sin t = a. Решение уравнений tgt = a, ctgt = a. Простейшие тригонометрические уравнения.

Методы решения тригонометрических уравнений. Метод замены переменной. Метод разложения на множители. Однородные тригонометрические уравнения.



Начала математического анализа.

Числовые последовательности. Определение числовой последовательности и способы ее задания. Свойства числовых последовательностей.

Предел числовых последовательностей. Определение предела последовательности. Свойства сходящихся последовательностей. Вычисление пределов последовательностей. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.

Предел функции. Предел функции на бесконечности. Асимптоты. Предел функции в точке. Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях. Приращение аргумента. Приращение функции.

Определение производной. Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной.

Вычисление производных. Формулы дифференцирования. Правила дифференцирования. Понятие и вычисление производной n-го порядка.

Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование обратной функции. Уравнение касательной к графику функции.

Применение производной для исследования функций. Исследование функций на монотонность. Отыскание точек экстремума. Применение производной для доказательства тождеств и неравенств.

Построение графиков функций.

Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин. Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.



Комбинаторика и вероятность.

Правило умножения. Комбинаторные задачи.

Перестановки и факториалы.

Выбор нескольких элементов. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений.

Биноминальные коэффициенты. Формула бинома Ньютона. Треугольник Паскаля.

Случайные события и их вероятности.



Геометрия.

Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии.

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью.

Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.

Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур. Центральное проектирование.

Многогранники.

Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед, Куб.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.

Сечения многогранников. Построение сечений.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Векторы в пространстве.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.



Геометрия на плоскости.

Свойство биссектрисы угла треугольника. Решение треугольников. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника, через радиус вписанной и описанной окружностей.

Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной.

Теорема о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной и секущей. Теорема о сумме квадратов сторон и диагоналей параллелограмма.

Вписанные о описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников.

Геометрические места точек.

Решение задач с помощью геометрических преобразований и геометрических мест.

Теорема Чевы и теорема Менелая.

Эллипс, гипербола, парабола как геометрические места точек. Неразрешимость классических задач на построение.

Для решения задач в учебном процессе будет использован учебно-методический комплект по алгебре для 10 класса под редакцией А.Г.Мордкович, П.В. Семенов «Алгебра и начала математического анализа», профильный уровень, 2 части и геометрия 10-11 класс Л.С.Атанасян.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;

  • самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.



Требования к уровню подготовки десятиклассников

по алгебре и геометрии

В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен

Знать/понимать


  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

  • возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

  • вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;


решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей, изученных многогранников;
строить сечения многогранников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.



Тематическое планирование по геометрии.
10 КЛАСС 2 часа в неделю ВСЕГО 70 часов

Учебник: Атанасян Л.С. «Геометрия» 10 – 11 класс. Базовый и профильный уровни.




1-2

Введение. Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом. Контр. раб.№1 (20 мин.)







Параллельность прямых и плоскостей

15 часов




3-5

Параллельность прямых, прямой и плоскости




6-8

Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми.

Контрольная работа № 1.1 (20 мин) №1.






9-11

Параллельность плоскостей.

Изображение пространственных фигур, приложение 1.



Понятие о центральном проектировании.




12-15

Тетраэдр и параллелепипед




16

Контрольная работа № 1.2 №2.




17

Зачет № 1

Уметь

различать и анализировать взаимное расположение фигур, выполнять чертеж по условию задачи.






Перпендикулярность прямых и плоскостей

16 часов




18-22

Перпендикулярность прямой и плоскости




23-27

Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью




28-31

Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей

Площадь ортогональной проекции многоугольника






32

Контрольная работа № 2.1 №3.




33

Зачет № 2

Уметь

Вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях.


34-36


37-39

Многогранники 11 часов
Понятие многогранника. Призма. 3ч.

Многогранные углы. Теорема Эйлера.

Пирамида. 3ч.



Уметь

проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы, вычислять площади поверхностей пространственных тел.



40-42

Правильные многогранники.




43

Контрольная работа № 3.1 №4.




44

Зачет №3.







Векторы в пространстве 6 часов




45

Понятие вектора в пространстве




46-47

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число




48-49

Компланарные векторы




50

Зачет № 4

Уметь

применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов.



51-53

Геометрия на плоскости

14 часов

Свойство биссектрис угла треугольника

Решение треугольников

Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей.

Формулы площади треугольника: формула Герона, формулы, использующие радиусы вписанной и описанной окружностей.

Теорема о сумме квадратов сторон и диагоналей параллелограмма.







54-55

Теоремы Чевы и Менелая




56-57

Вычисление углов с вершинами внутри и вне круга, угла между хордой и касательной.

Теорема о произведении отрезков хорд.

Теорема о касательной и секущей.





58-59

Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных многоугольников.




60-62

Геометрические места точек. Решение задач с помощью геометрического места точек.

Неразрешимость некоторых задач на построение.

Эллипс, гипербола, парабола как геометрические места точек.





63-64


Решение задач с помощью геометрических преобразований.

Контрольная работа №1(профиль)



Уметь

Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрии, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат.


65-68



Заключительное повторение курса геометрии 10 класса.

Использовать приобретенные знания

для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур, вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Образовательная программа по математике 10 класс
497.1kb.
Рабочая программа по математике Ступень обучения (класс) основное общее образование (фгос) Класс 5«А», 5
347.27kb.
Образовательная программа по математике для 10-11 класса (профильный уровень) составлена на основе Примерной программы по математике среднего (полного) общего образования, допущенной Министерством образования рф, 2008 г
144.44kb.
Образовательная программа по математике моусош №2 р п. Лунино ноо составлена на основе Примерной программы по математике
231.58kb.
Образовательная программа по математике составлена на основе примерной образовательной программы по математике основного общего образования
384.61kb.
Образовательная программа по математике составлена на основе примерной программы по математике среднего (полного) общего образования
206.06kb.
Программа по математике, 3 класс
420.74kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 11 класс Примерная программа среднего (полного) образования по математике для базового уровня
550.86kb.
Рабочая программа по математике 9 класс Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 9 класса
458.15kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
102.02kb.
Рабочая программа по математике (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Класс 1 Санкт-Петербург Учебно тематическое планирование по математике
290.84kb.
Рабочая программа по математике для 6 класса разработана применительно к примерной программе «Математика 5-6 класс»
708.8kb.