Главная стр 1
скачать

Пояснительная записка


Направленность программы. Образовательная программа «4 - Х» является программой спортивно – технической направленности, ориентированной, прежде всего на реализацию задач по популяризации спорта, в том числе и велосипедного, оздоровлению обучающихся, обучению их основам велосипедного и ВМХ-спорта. Данная программа предусматривает подготовку обучающихся только на начальном этапе, однако, освоив годичный курс данной программы обучающиеся могут быть зачислены в группы начальной подготовки 2 года обучения по дополнительной образовательной программе «ВМХ-спорт».
Актуальность. Новые условия жизни современного общества выдвигают новые требования к традиционным видам спорта. Динамизм, экстремальность современной жизни, новейшие достижения технической мысли рождают как принципиально новые виды спорта, так и качественно преобразовывают уже существующие традиционные. Всё большую популярность приобретают синтезированные виды спорта, созданные на основе классических дисциплин. 4 - Х, ВМХ - спорт, триал – спорт и др. – это своеобразный синтез традиционного велоспорта и экстремальных видов спорта. 4 – Х и ВМХ -виды спорта сходные между собой, отличие состоит лишь в технике стартовых заездов. Актуальность программы состоит в востребованности среди подрастающего поколения экстремальных видов спорта.

Педагогическая целесообразность. Образовательная программа «4 - Х» направлена на реализацию воспитательных задач, таких как воспитание черт спортивного характера, коллективизма, целеустремленности, волевых качеств (настойчивости, упорства) и др., что полностью отвечает Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, где воспитание определено как первостепенный приоритет в образовании.
Новизна. Данная программа является модифицированным вариантом авторской программы по по ВМХ–спорту для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, авторы: А.П. Стромов, П. В. Костюков, данная программа утверждена в 2002 году на тренерском совете Омского велосипедного центра.

Изменения в авторскую программу по ВМХ – спорту были внесены в связи с особенностями дополнительного образования:


1. формирование групп на добровольной основе без строгого учета

физических данных ребенка,

2. вся учебная и спортивная работа направлена на оздоровление учащихся, совершенствование их спортивного мастерства и воспитание высоких моральных качеств.

Цель программы: формирование у обучающихся теоретических и практических знаний по основам велоспорта, ВМХ – спорта.

Задачи:

Образовательные:


  • обучить основам техники велосипедного спорта;

  • обучить основам техники и тактики ВМХ-спорта;

  • дать теоретические и практические знания:

по строению велотехники и уходу за оборудованием;

правил техники безопасности и ее соблюдения;

правил дорожного движения;

гигиены, режима и питания спортсмена;



Развивающие:

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития;

  • приобретение разносторонней физической подготовленности с использованием средств из других видов спорта;

  • развитие задатков и способностей детей;

  • привитие устойчивого интереса к занятиям;

Воспитательные:

  • воспитание черт спортивного характера:

коллективизма;

целеустремленности;

волевых качеств (настойчивости, упорства)


  • формирование нравственных и личностных качеств личности:

трудолюбия;

уважения к педагогу и спортивному коллективу;


Условия реализации программы:

Программа «4-Х» рассчитана на 2 года обучения: 1 год - 144 часа в год, 4 часа в неделю, возраст обучающихся 10 – 12 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 учебных часа (с перерывом между занятиями 10 минут), наполняемость группы 15 человек, 2 год - 288 часов в год, 6 часов в неделю, возраст обучающихся 10 – 18 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю, по 3 учебных часа (с перерывом между занятиями 10 минут), наполняемость группы 15 человек.


Формы и методы проведения занятий:

Формы

Методы (объяснительно-иллюстративные)

Групповые практические занятия

Словесные: устное изложение, беседа

Наглядные: показ иллюстративных материалов, показ, исполнение педагогом, работа по показанному образцу

Групповые теоретические занятия

Индивидуальные занятия

Практические: тренировочные упражнения

Консультативные занятия





Учебно – тематический план

144 учебных часов (4 часа в неделю)



Наименование темы

Количество часов

1.

Общая физическая подготовка.


теория

практика

всего

8


24

32

2.


Гигиена, режим и питание спортсмена.

3

-


3

3.


Правила техники безопасности,

правила дорожного движения

3

9


12

4.


Специальная физическая подготовка.

10

31

41

5.


Основы техники велосипедного спорта.

4

14

18

6.


Строение велотехники, уход за ней.

3

9

12

7.


Техника и тактика в 4 –Х, ВМХ – спорте.

7

19

26



Учебно – тематический план

288 учебных часов (8 часов в неделю)



Наименование темы

Количество часов

1.

Общая физическая подготовка.


теория

практика

всего

8


24

72

2.


Гигиена, режим и питание спортсмена.

3

-


6

3.


Правила техники безопасности,

правила дорожного движения

3

9


12

4.


Специальная физическая подготовка.

10

31

90

5.


Основы техники велосипедного спорта.

4

14

38

6.


Строение велотехники, уход за ней.

3

9

12

7.


Техника и тактика в 4 –Х, ВМХ – спорте.

7

19

58



Содержание программы:

  1. Общая физическая подготовка:

Строевые упражнения (применяются в целях организации занимающихся, воспитания дисциплины):

  • построения и перестроения,

  • ходьба в строю с изменением темпа и направления движения,

  • повороты на месте и в движении,

  • строевые упражнения с велосипедом.


Общеразвивающие упражнения:

  • дыхательные,

  • корригирующие осанку упражнения,

  • силовые упражнения,

  • упражнения на растягивание, гибкость и расслабление мышц, на быстроту и ловкость.

Упражнения для мышц рук и спины:

  • движения руками в разных плоскостях и направлениях в различном темпе,

  • движения в упоре лежа сгибание рук, отталкивание руками,

  • движения в различных стойках – наклоны вперед, в стороны, назад с различными положениями и движениями рук,

  • пружинящие наклоны,

  • круговые движения туловищем,

  • движения в положении лежа лицом вниз – пригибание с различными положениями и движениями рук и ног,

  • движения из упора лежа – переход в упор, лежа боком в различные упоры присев,

  • движения из положения лежа на спине – поднимание рук и ног поочередно и одновременно, поднимание и медленное опускание прямых ног, поднимание туловища без отрыва ног от пола.

Упражнения для мышц ног:

  • движения прямой и согнутой ногой, приседания на двух и одной ноге,

  • маховые движения, выпады с пружинящими движениями, поднимание на носках,

  • ходьба в полуприсяде и присяде: обычная или спиной вперед, правым или левым боком вперед,

  • выпрыгивания от скамейки со сменой ног.

Прыжковые упражнения:

  • прыжки на двух в длину с места,

  • многократные прыжки на двух с продвижением вперед («лягушка»),

  • прыжки на двух из стороны в сторону («слаломист»),

  • прыжок вверх на двух с подниманием коленей к груди ("блоха"),

  • многоскоки с ноги на ногу,

  • подскоки в приседе на двух вперед, назад, влево, вправо, с поворотом,

  • прыжки через препятствия (мячи, ямы, канавы, пни, веревку, скамейку),

  • прыжки через скамейку вперед и боком, прыжок на скамейку и со скамейки, прыжки в « глубину»,

  • прыжки со скакалкой.


Средства из легкой атлетики:

  • ходьба обычная, спортивная, с грузом, с «партнером», по песку, по глубокому снегу,

  • бег по трассе кросса, по песку, по снегу, в гору.

Упражнения с отягощениями:

  • упражнения с набивными мячами,

  • упражнения с гантелями,

  • упражнения с гирями,

  • упражнения со штангой,

  • упражнения на универсальных тренажерах.


Акробатика: (способствуют совершенствованию вестибулярного аппарата и координации, одновременно значительно улучшают скоростно-силовую подготовку):

  • упражнения для развития гибкости и подвижности суставов,

  • перекаты и кувырки,

  • упражнения для развития силы: стойки, упражнения в парах, упоры,

  • прыжковые упражнения:

  1. прыжки на месте и в движении вперед, назад, в сторону, меняя положение рук вперед, вверх, в стороны,

  2. прыжок в глубину с отскоком вперед, в сторону,

  3. прыжки с хлопками, в группировке, с поворотом,

  4. прыжки с мостика, резиновой камеры, трамплина на маты с поворотами, с приземлением на ноги, на колени, на живот, на спину.

Спортивные игры (спортивные игры можно включать в подготовительную, основную и заключительную часть занятия):

  • футбол,

  • волейбол,

  • ручной мяч,

  • хоккей.

  1. Специальная физическая подготовка:

Езда на заднем колесе, прыжки на заднем колесе.

Фигурная езда, эстафеты.

Преодоление препятствий, ям, подъемов, спусков, травяных, песчаных, скользких участков.

Езда по обычным или специально оборудованным площадкам:



  • езда по дистанции кросса,

  • езда по трассе ВМХ,

  • езда на велостанках, велотренажерах,

  • езда в зимних условиях.

Игры на велосипедах: велобол, догонялки.

  1. Техника безопасности, правила дорожного движения:

  • техника безопасности на занятиях,

  • правила дорожного движения и их соблюдение.

  1. Спортивный режим, гигиена:

  • гигиена и санитария: гигиенические требования к одежде и обуви,

гигиена мест занятий,

  • закаливание и его роль в укреплении здоровья и профилактики заболеваний.

  1. Основы техники велосипедного спорта:

  • стойка,

  • педалирование,

  • действия по управлению велосипедом.

6.Строение велотехники, уход за ней:

  • основные детали и узлы велосипеда и их назначение,

  • исправление простейших поломок, уход и хранение велосипедной техники.

7. Техника и тактика в 4 –Х, ВМХ – спорте:

  1. Техника стартового разгона.

  2. Техника преодоления препятствий.

  3. Педалирование.

4. Вкатывание.

Тактическая подготовка:


  • Тактика ведения борьбы на 1 позиции.

  • Тактические действия со 2-3 позиции.

  • Тактика предварительных заездов.

  • Тактика финальных заездов.

Ожидаемый конечный результат:

Обучающиеся должны знать:



  • основы техники велосипедного спорта,

  • основы техники ВМХ-спорта,

  • строение велотехники и правила ухода за оборудованием,

  • правила техники безопасности,

  • правила дорожного движения,

  • правила гигиены, режима и питания спортсмена.

Обучающиеся должны уметь:

  • применять полученные теоретические знания по технике велосипедного спорта, технике ВМХ-спорта на практике,

  • правильно ухаживать за велотехникой,

  • соблюдать технику безопасности, правила дорожного движения, правила гигиены, режима и питания спортсмена.

Результаты развития личностной сферы учащихся по истечению года занятий:



  • выработка устойчивого интереса к занятиям,

  • развитие коллективизма, целеустремленности, волевых качеств,

  • формирование нравственных и личностных качеств личности: трудолюбия, уважения к педагогу и коллективу.



Оценка качества знаний:

Проводится в форме педагогической диагностики ключевых компетенций в 3 этапа:



  • входная диагностика проводится на начальном этапе формирования учебной группы,

  • текущая диагностика (в середине учебного года): отслеживается динамика, уровень освоения содержания образовательной программы,

  • итоговая диагностика (в конце учебного года): отслеживается уровень освоения образовательной программы, достижения обучающихся.

Способы диагностирования:

  • наблюдение,

  • тестирование,

  • контрольные занятия.

Формы диагностирования: контрольные занятия, тестирование.

Материальное обеспечение программы:

  • велодром,

  • велотехника,

  • спортивное оборудование.

Методическое обеспечение программы:

  • видеоматериалы по велоспорту, ВМХ-спорту,

  • наглядные пособия по велотехнике, велоспорту,

  • методические материалы на печатных и электронных носителях (личный архив педагога).


Список литературы для педагога:


  1. Братковский В.К. Управление процессом совершенствования техники педалирования квалифицированных велосипедистов в период преодолеваемого утомления в занятиях различной направленности. Киев, 2003, 24 с.

  2. Васильева В.А. Методика силовой подготовки велосипедистов к гонкам на треке. Киев, 2003, 24 с.

  3. Вострокнутова М.С. Комплексная оценка двигательных возможностей велосипедистов на разных этапах многолетней спортивной подготовки: Автореф.дис. … канд. пед. наук. Киев, 2002. 24 с.

  4. Воропай С.Н. Нормирование тренировочной нагрузки на основе оценки индивидуальных возможностей юных велосипедистов 13-16 лет.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев,1990. 24 с.

  5. Дьяков В.Г. Методика отбора велосипедистов в группы спортивного совершенствования 2-го года обучения: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. 22 с.

  6. Дергач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. М.: «Физкультура и спорт», 2002. 239 с.

  7. Данилов К.Ю. Тренировка батутиста. М.: «ФиС», 1983. 208 с.

  8. Зима А.Г. Медико-биологические особенности велосипедного спорта: Учеб. пособие для ит-тов физ. культ. Алма-Ата, 1988. 104 с.

  9. Ковылин М.М. Воспитание специальной выносливости велосипедистов 14-16 лет с использованием средств, формирующих устойчивость к дефициту кислорода: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М.,1997. 23 с.

  10. Козлов А.М. Формирование структуры движений спортивного педалирования на основе искусственной активации мышц: Автореф. дис. … канд.пед.наук. М., 1983. 17 с.

  11. Купцова И.Н. Психологическая диагностика подготовленности спортсменов к выполнению специфической скоростной деятельности (на материале спринтерской велогонки): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М.,1974. 24 с.

  12. Коркин В.П. Начинайте с акробатики. М.: «ФиС», 2003. 151 с.

  13. Марохотин А.В. Изготовление устройства для обучения и совершенствования спортивного педалирования. М.: «Физкультура и спорт», 2004. 6 с.

  14. Методические рекомендации по использованию тренажеров "Горка" для совершенствования скоростно-силовой подготовки велосипедистов / Сост.: В.М. Соколов, А.П. Стромов. Омск, 2008. 12 с.

  15. Молчанова Т.В. Факторная структура физической работоспособности велосипедистов групп начальной подготовки. Малаховка, 2002.

  16. Петренко И.Г. Содержание и направленность учебно-тренировочного процесса начальной подготовки юных велосипедистов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1988. 24 с.

  17. Попков В.Н. Отбор и контроль в юношеском велоспорте / В.Н.Попков. Омск, 2003. 195 с.

  18. Селуянов В.Н., Яковлев Б.А. Биомеханические основы совершенствования эффективности техники педалирования: Учеб. пособие для студ. и слушателей фак. повышения квалификации ГЦОЛИФКа. - М., 2005. 57 с.

  19. Стромов А.П. Использование специальных тренажеров для совершенствования скоростно-силовой подготовки велосипедистов на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 1996. 23 с.

  20. Стромов А.П., Зырянов В.А. Особенности подготовки велосипедистов 10-12 лет. Омск: СибГАФК, 2003. 24 с.

  21. Скакун В.А. акробатические прыжки. – М.: «ФиС», 1990. 222 с.

  22. Шепель С.П. Индивидуальная система соревнований в спринтерских дисциплинах и её взаимосвязь со структурой тренировки: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 24 с.

  23. Цейтин М. Спортивная акробатика. Минск, 1969. 128 с.

  24. Яковлев Б.А. Биомеханика передвижения на велосипеде: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 22 с.

  25. Захаров А.А. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Велосипедный спорт. Гонки на шоссе // Советский спорт. М., 2005.


Список литературы для обучающихся:

    1. Расацкий Г.Ф. Динамика спортивной подготовленности велосипедистов. Минск , 2006.

    2. Расацкий Г.Ф Специальная подготовка велосипедистов. Методическое руководство. Минск, 2005.

    3. Яковлев Б.А. Биомеханика передвижения на велосипеде. М.,

1992.
скачать


Смотрите также:
Образовательная программа «4 Х» является программой спортивно технической направленности
164.88kb.
«робототехника»
189.86kb.
Дополнительная образовательная программа
246.83kb.
Образовательная программа спортивно-технической направленности «От идеи до модели»
472.54kb.
Образовательная программа «Формула здоровья»
339.01kb.
Образовательная программа «Новые информационные технологии»
238.95kb.
Спортивно-технической направленности
28.96kb.
Образовательная программа «радиомир» Возраст обучающихся: 10 17 лет Срок реализации: 1 год Педагог дополнительного
112.15kb.
Образовательная программа «От природы к творчеству»
110kb.
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
63.75kb.
«Изготовление модели ракеты спортивного класса S6A»
103.65kb.
Учебный план дополнительной образовательной программы военно-патриотической, спортивно-технической, художественной направленности
144.3kb.