Главная стр 1
скачать
Узикова С.С.

г. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева

ОБРАЗ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ СИБИРИ В ЕСИПОВСКОЙ И СТРОГАНОВСКОЙ ЛЕТОПИСЯХ
С первых дней освоения территории Сибири начинается взаимодействие русских людей и коренного населения. Именно с этого момента в сознании русских людей формируется образ коренного населения края, нашедший свое письменное отражение в сибирских летописях.

Особенностям сибирских летописей посвящены работы Бахрушина С. В. «Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв.» [1], Мирзоева В. Г. «Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века» [2], Титова З. Д. «Обзор этнографических материалов XVII – XIX вв. о народах Сибири отдела рукописей государственной публичной библиотеки им. М. С. Салтыкова-Щедрина» [3], Киролова В. Н. Люциадарской А. А. «К вопросу об исторической психологии межэтнических контактов в Сибири» [4].

Одной из недавних работ, где наиболее подробно рассматривается вопрос о восприятии русскими коренного населения, является статья М. А. Демина «Литературно-исторические сочинения XVII века о коренных народах Западной Сибири» [5]. Характеризуя этнический состав и особенности культуры сибирских народов, автор подробно рассматривает не только письменные тексты, но и анализирует сопровождавшие их художественные иллюстрации. Но, следует отметить, что автор в своей работе не уделяет должного внимания летописям Строгановской группы. М. А. Демин рассматривает верования аборигенов с позиций противостояния и разоблачения православным христианством чуждых религиозных воззрений. Взаимодействие аборигенов и русских, с точки зрения автора статьи, носило двойственный характер, то есть с одной стороны, борьба с сибирскими воинами, но с другой миротворческая позиция по отношению к мирному населению Сибири. В заключение статьи, автор делает справедливый вывод, что в основе летописных произведений лежала идейная направленность, исходя из которой, трактовались все события. В основном в работе дается краткая характеристика коренных сибирских народов, лишенная определенной целостности их образа.

Основная сюжетная линия Строгановской и Есиповской летописей – поход Ермака и присоединение Сибири к России. В основном авторы летописей уделяют внимание описанию взаимоотношений русских и сибирских людей на начальном этапе их взаимодействия. В основе каждой летописи условно можно выделить ряд аспектов, на основе которых возможно изучение данной проблемы: названия народов Сибири; мест их расселения, в основе которой лежит наименование речной системы; занятия коренного населения; их религиозные верования, которым в летописях уделяется особое внимание. Следует отметить, что общая оценка коренных сибирских народов в летописях негативная, основанная на их принадлежности к противоположным религиозным верованиям.

Одной из первых летописей, где подробно описываются народы, проживающие в Сибири, является Есиповская. Сычевский список XVII в. содержит описание таких народов, как: вогуличи, проживающие по реке Туре, среди которых распространено идолопоклонничество, автор отмечает, что этот народ имеет свой язык: «глаголютъ же своимъ языкомъ»[6]; при слиянии трех рек – Туры, Тагил и Ница вытекает река, которая также именуется Тура, вдоль по ней живут тотаровя; в бассейнах рек Обь, Тобол, Иртыш проживают тотаровя, колмыки, мугалы, пегая орда, остяки, самоядь и «прочая языцы»[7]. Автор описывает религиозные верования тотаровя - исповедовали ислам, колмыков, которые придерживались веры своих отцов.

Летописец уделяет особое внимание остякам и самоедам, указывает, что определенного религиозного закона они не имеют, но при этом говорит о наличии идолопоклонничества и, связанного с этим, жертвоприношением. Обозначает идолов также кумирами, говорит о присутствии подобия молитвы в обрядах, как определенной просьбы помощи у своих богов. В то же время автор летописи осуждает сыроядцев, не приемлющие закона Божьего, за употребление животного мяса, питья их крови. Упоминает об их одежде, сделанной из оленей; средстве передвижения, которой опять же служили последние. Про остяков говорит, что одежду «имеютъ от рыбъ»[8], а ездят они на псах.

Автор рассказывает о царе Кучуме, который является одним из главных действующих лиц в ходе противостояния русским в присоединении Сибири. Здесь же одним из вопросов, который, рассматривает автор летописи, является вера Кучума. В одноименной главе летописец говорит о том, что наряду с законом Магомета существовало и поклонение кумирам. Далее автор говорит о том, что царь Кучум подвергся таким бедам именно в результате того, что не следовал закону Божьему. В подтверждение этому автор приводит пример о Моисее и иудейском народе. Впоследствии летописец упоминает о повелении Кучума своим муллами «кликати скверную свою молитву, призывати скверныя своя боги, и не бысть имъ помощи отъ сихъ и поспешения»[9]. Таким образом, автор летописи противопоставляет истинную христианскую веру вере сибирских народов, христианского Бога, помогающий русским в борьбе с «неверными», и богов сибирских, не оказывающих им помощи.

Несмотря на все вышесказанное летописец говорит о помощи тотаровя и остяков своими запасами русским в период голода. Но уже после присоединения Сибири Ермаком.

Различные списки летописи содержат в себе схожую информацию, таким образом, далее целесообразно будет заострять внимание на их отличительных особенностях.

Список Ундольского Есиповской летописи был составлен в XVIII в. Уже в предисловии к списку автор говорит о покорении Сибири «со многими разными неверными поганскими языки»[10]. Перечисление народов Сибири, мест их проживания полностью совпадает с предыдущим списком, за исключением того, что не упоминается Пегая орда. Но автор подчеркивает, что народы «вси неверны»[11]. Также дается описание остяков и самоедов, в данном списке автор не вносит различия между одеждой и средствами передвижения данных народов «ношаху одеяние отъ рыбъ и отъ еленей, ездятъ на еленяхъ и на псахъ»[12].

Что же касается веры царя Кучума, то летописец использует новое обозначение идолов, кумиров - «болваномъ поклоняющиеся»[13].

Следует упомянуть о помощи тотаровя и остяков. Данный вопрос раскрыт в сюжете о помощи этих народов русским в городе Сибири своими запасами, «изобилны животными и овощами и рыбами и протчими запасы»[14].

Абрамовский список Есиповской летописи составлен в XVIII в. В отличие от предшествующих списков дается более подробное описание средств передвижения остяков и самоедов. Так Остяки ездят на псах, которые «впрежены бываютъ в нарты, на далное разстояние», а самоеды ездят на оленях, «впрежены бывают в санки, а сани делаютъ, как человеку можно сесть, отъ земли вышиною в полчеловека»[15].

Автор отмечает, что издревле в Сибири существовало идолопоклонничество и только с приходом русских ситуация коренным образом меняется. Данный аспект во многом объясняется тем, что летописи составлялись в среде духовенства. Позиции провиденциализма были, на тот момент достаточно сильны и летописец неоднократно упоминает о наказание Богом неверных «за беззаконие ихъ и кумиропоклонение»[16].

Показательным является сюжет битвы на реке Иртыш, уже после смерти Ермака. Летописец рассказывает о том, как неверные принесли своего кумира, поставили под дерево, совершали жреческий обряд, прося помощи в победе над православными христианами. Но после того как пушечный снаряд попал в их кумира, они предались бегству. Таким образом, автор старается показать, что коренное население уделяло большое внимание своим религиозным традициям.

Погодинский список был составлен в XVII в. Отличительной особенностью является то, что из всех народов, перечисляемых в других списках, упоминаются только вогуличи, проживающие по реке Тура. Далее идет описание рек и стоящих на них городов. Помимо этого лишь упоминается о народе чюдь. На этом описание народов Сибири заканчивается. Но после покорения Сибири, в послании к царю Ивану Васильевичу говорилось, что к государевой власти присоединили «иноязычныхъ многихъ людей татар и остков и вогулич»[17].

Что же касается царя Кучума, то в данном случае говорится, что он держал веру и закон Магомета. Приводится ссылка на правила святых апостолов, смысл которой заключается в том, что магометанская вера и ее последователи будут прокляты. Таким образом, вновь подчеркивается идея единственно истинной веры – православного христианства. Один из основных смыслов борьбы как раз и заключается в вышесказанном. В подтверждение этому можно привести пример «победиша окаянныхъ бесерменъ за ихъ идоложертвие и кумирослужение»[18].

Бузуновский список составлен в XVIII-XIX вв. В нем упоминаются народы, находящиеся под властью царя Кучума. Готовясь отразить нашествие русских, он собирает войско, в которое вошли «множество татар и остяков и вогул и иных чудскихъ языков»[19]. Впервые народы обобщаются как чудские. Летописец отмечает, что после покорения Сибири русские начинают узнавать, откуда ведут свои названия сибирские народы.

Составление списка Спасского Строгановской летописи относят в первой половине XVII в. Повествование начинается с сюжета о нашествии сибирских людей в Пермскую землю. Изначально им дается характеристика как безбожных. Исходя из этого, основной целью покорения Сибири явилась «очищение Сибирския земли очистити место и отогнати безбожнаго варвара»[20].

Один из народов, который упоминается в данном списке - это татары, которых поймали на реке Тавде. Одного из них звали Таузак, служивший во дворе царя Кучума, который рассказал воинам Ермака про сибирских царей и князей, в частности про царя Кучума. Таузака отпустили с наказом рассказать о «пришествие ихъ и мужство и храбрость»[21]. Услышав данный рассказ, Кучум собирает свое войско, в которое вошли народы, находящиеся под его властью. В него помимо татар вошли остяки, вогуличи и другие народы.

Вновь превозносится сила русских воинов, которая пугала, по мнению летописца, сибирского царя. Это подтверждается в обращении Кучума к своим воинам, после поражения при городе Аттик-мурзы[22]. Одной из причин победы в этом сражении летописец видит в Божьей помощи «но Бог гордым противится, а смиренным христианом дает благодать свою»[23]. После этой победы в свои юрты начинают возвращаться Татары с женами и детьми.

В главе, повествующей о голоде в Сибири, летописец описывает и основные занятия сибирских людей. Среди них рыбная, птичья, звериная ловля, в частности ловля оленей. Распространена торговля «мяхкия рухледи»[24], которой впоследствии начинают заниматься и русские. Запасы от этих промыслов и приносили вышеназванные народы русским воинам в период голода.

Одной из отличительных черт коренного населения являлась и хитрость сибирских князей, в борьбе с русскими воинами. Эта мысль выражена в сюжете об убийстве Ивана Кольца с отрядом. История начинается тем, что к Ермаку пришли послы от Карачи (ранее думный царя Кучюма) с просьбой защитить их от Нагайской орды. Ермак отправил отряд из 40 человек и Ивана Кольца, которые были убиты агарянами.

Толстовский список Строгановской летописи составлен в XVIII в. В небольшом предисловии к списку дается общая характеристика Сибирской земли «покори таковое великое и силное и грозное и далное идоложертвенное место и богомерское идолское бесурманское царство»[25]. После покорения вновь отмечается, что Сибирское царство не только сильное и грозное, но и богатое и славное.

Народы, проживающие в Сибири, определяются как недруги, от которых необходимо обороняться. Среди них автор называет сибирских татар, вогуличей, остяков, башкирцев и «всех злых неприятелей»[26]. Далее летописец говорит, что в Сибири живут «многия языцы: татара, остяки, калмыки, самоедь, Пегая орда и ины многия незнаемые языцы каждый собой властвует»[27]. Что же касается верований сибирских народов, то данный вопрос совпадает с описанием в Есиповской летописи. В сюжете о пленении татар, Таузак помимо прочего рассказывает о кочевом образе жизни, про улусы и «многолюдство»[28].

Во всех списках Есиповской и Строгановской летописей дается ряд общих обозначений сибирских народов: безбожные, варвары, злочестивые, поганых собрание, окаянные, нечестивые, поганые супостаты, идолопоклонники, гордые или иногда прегордые, неблагодарный совет, «поганые же, аки ехидна некая»[29].

Но даже из этого тенденциозного источника видно, что взаимодействие русского и коренного населения, в период присоединения Сибири, носило противоречивый характер; с одной стороны, между ними шла постоянная борьба, с другой, при острой необходимости коренное население оказывало помощь русским.
Примечания

1. Бахрушин С. В. «Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв.»//Научн. тр. Т.3. Ч.2. - М., 1955.

2. Мирзоев В. Г. «Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века». - М., 1960.

3. Титова З. Д. «Обзор этнографических материалов XVII – XIX вв. о народах Сибири отдела рукописей государственной публичной библиотеки им. М. С. Салтыкова-Щедрина» // Советская этнография. 1972. №2.

4. Киролов В. Н. Люциадарская А. А. «К вопросу об исторической психологии межэтнических контактов в Сибири» // Этнические культуры Сибири: Проблемы эволюции и контактов. - Новосибирск, 1986

5. Демина М. А. «Литературно-исторические сочинения XVII века о коренных народах Западной Сибири» // Народонаселение Сибири: стратегии и практики межкультурной коммуникации (XVII – начало XX века). - Новосибирск, 2008.

6. Сибирские летописи, изданные императорской Археографической комиссией. – СПб., 1907. –С. 110.

7. Там же. – С.111.

8. Там же. – С. 112.

9. Там же – С. 170.

10. Там же. – С. 172.

11. Там же. – С. 179.

12. Там же. – С. 181.

13. Там же. – С. 187.

14. Там же. – С. 214.

15. Там же. – С. 242.

16. Там же. – С. 246.

17. Там же. – С . 282.

18. Там же. – С. 279.

19. Там же. – С. 298.

20. Там же. – С. 11.

21. Там же. – С. 16.

22. Там же. – С. 25.

23. Там же. – С. 26.

24. Там же. – С. 33.

25. Там же. – С. 47.

26. Там же. – С. 48.

27. Там же. – С. 60.



28. Там же. – С. 65.

29. Там же. – С. 37.
скачать


Смотрите также:
Образ коренных жителей сибири в есиповской и строгановской летописях
88.12kb.
«Наш дом Кузбасс»
110.5kb.
Реферат открытие, завоевание Сибири
337.79kb.
История, культура и обычаи коренных народов севера и Дальнего Востока
97.91kb.
Литература на Кубани в конце XIX начале XX в
131.63kb.
Литература на Кубани в конце ⅩⅠⅩ начале ⅩⅩ в
143.16kb.
«Вставай, страна огромная…»
173.37kb.
Закон республики саха (якутия) о перечне коренных малочисленных народов севера
76.01kb.
Казусы израильской демократии или о положении русских политиков на израильской улице
31.26kb.
Образ Ивана Грозного в литературе и истории
91.17kb.
Учебный курс «Писатели Восточной Сибири»
121.7kb.
Закаливающие мероприятия в детском саду
122.02kb.