Главная стр 1
скачать
Цели.

Обучающие:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;

  • обучать умению характеризовать поступки героев;

Развивающие:

  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,

  • продолжать формировать навык анализа художественного произведения;

  • развитие грамотной устной речи;

  • совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения;

Воспитательные:

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;

  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование.

  • учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),

  • толковый словарь Ожегова,

  • портрет П. П. Бажова,

  • выставка книг “Уральский сказитель”,

  • презентация к уроку, экран, проектор.

  • Ход урока
    I. Организация учебного процесса
    Еле шорохом шурша
    В класс заходит тишина.
    Тихо, тихо, чуть дыша,
    Входит сказка не спеша.



  • II. Вводная беседа
    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это …. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.
    Скажите, что вы видите, слышите и чувствуете при слове "добро"?
    ДОБРО
    Учитель обобщает мнение, что "добро" - это :
    Вывешивается два значения слова "добро".

  • - Вспомните пословицы о добре, о добром слове.
    Называются пословицы:
    Доброму слову добрая память.
    С добрым словом жить в радости.
    От доброго дерева - добрый плод.
    Доброе дело два века живет.
    Доброе слово дарит доброе тепло.
    - Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей.
    - Какое добро важнее для человека? Мы сегодня должны выяснить это.
    А поможет нам в этом сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце" .
    - Правильно ли я назвала жанр этого произведения? (Не сказка, а сказ).

Работа с жанром «сказ»

Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа.

Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.

- Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку:

Сказ – рассказ – сказка.

- Назовите еще слова с таким же корнем.

(сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).

 -Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Обобщение знаний об особенностях сказового жанра.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Серебряное копытце» с заданием и обсуждением.

Учитель. Сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра, поэтому я вам приготовила видео загадку : вы посмотрите маленький фрагмент из одноименного мультфильма «Серебряное копытце». Дело в том, что постановщики мультфильма тоже поняли главную особенность сказа Бажова и решили сохранить ее в мультфильме. Интересно, а вы это заметите?

(Учитель включает видеозапись, ребята смотрят фрагмент, после чего обсуждение продолжается.)

Учитель. И так, какую же главную особенность сказа вы увидели и в мультфильме?

Ученик. В мультфильме тоже все повествование идет от рассказчика: мы слышим только его голос.

Учитель. Молодцы, не забыли, о чем мы говорили на первом уроке. Поскольку над сказом мы работаем уже третий урок, порам нам дать научное определение этого жанра. Дома в словаре Ожегова вы должны были посмотреть значение слова «сказ». Давайте прочитаем это определение.

Ученик. (читает по словарю или в тетради):

Сказ –

1. Народно эпическое повествование



2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Учитель. Именно эту особенность мы тоже наблюдали, когда читали «Серебряное копытце».

Наблюдение над фольклорной основой сказа.

Учитель. Ребята, а сюжет этого сказа реальный или сказочный?

Ученик. И реальный и сказочный.

Учитель. А чего больше? Каких картин больше: настоящих или волшебных? (Ученики высказываются.)

Учитель. Верно, у сказа двойственная природа: реальная основа и сказочные мотивы. Сейчас поговорим о том, а что же роднит сказ «Серебряное копытце» со сказкой. Есть ли здесь волшебные силы?

Ученик. Да, есть. Это козленок с серебряным копытцем.

Учитель. А почему вы думаете, что козел волшебный, сказочный? А может быть он самый обыкновенный? Можете вы это доказать?

Ученик. Да, я могу: ведь в настоящей жизни козлов с серебряным копытцем не бывает. Да еще таких, которые камни-самоцветы копытом выбивает. Явно, что этот персонаж волшебный.

Учитель. Ну, это ты нам так говоришь от себя, а давайте обратимся к тексту. Найдите в нем описание козлика. Каким его автор представляет нам в первый раз? Ученик (читает)

«Как ближе подкатился, разглядела - это козел бежит. Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек».

Здесь еще не понятно, что козлик волшебный, а вот во второе его появление автор пишет о нем так: « Отворила дверку, глядит, а козел - тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял - вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках»

Учитель. Но я и здесь не вижу ничего волшебного. То что у него серебряное копытце на ножке - ну и что . А может быть ему это копытце кто-нибудь подковал ? Ведь бывает же, что люди метят животных. Кто же меня убедит, что козленок - волшебный?

Ученик. Я могу. В конце произведения автор показывает его волшебные действия:

« Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые - всякие.

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана и не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и говит переливается разными огнями. Наверху козел стоит - и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются и сыплются».



Беседа об оленях.

- Что же это за такой удивительный козлик, которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? (рисунки)

- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?

-А что говорил про рога Серебряного копытца?

А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей)

Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили , что Серебряное копытце – олень, а не козлик. Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. ( Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…”

Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога. Видите, как интересно! )

Учитель. А кошка - сказочный персонаж или она обыкновенная?

(Этим вопросом учитель выводит учащихся на спор). Чтобы решить этот вопрос, ребята перечитывают отрывки о кошке и высказывают свои предположения в отношении этого персонажа. Решающим ответом на этот вопрос являются слова текста : «Вдруг Муренка скок туда же! Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стал».

Эти строчки наводят читателя на мысль, что кошка Муренка, по-видимому, тоже существо чудодейственное, которое как-то было связано с другими волшебными силами сказки, с козлом, например, а возможно и с самой Хозяйкой Медной горы, - ведь самоцветы - это ее дары.

Нашлись и такие дети, которые высказали предположение, что под кошкой могла скрываться и сама Медной горы Хозяйка, которая любила превращаться в ящериц, змей и других животных по какой-то своей сказочной необходимости.

Учитель. А как вы думаете, зачем автор ввел сказочных персонажей, рассказывая эту историю?

Ученики. - Именно так автор через фантастику, введение волшебных элементов передает в сказах народные представления о земных богатствах, полезных ископаемых, их происхождении и местонахождениях. В данном случае автор поясняет появление камней хризолитов.

- А я еще думаю, что через чудодейственные силы автор показывает испытания человека.

Учитель. Например?

Ученики. - Например, не случайно, я думаю появляется кошка Муренка в доме, где жила Даренка, в таком виде («худая да ободранная») - чтобы испытать доброту людей.

- А еще в конце сказа мы видим, что, получив несметное количество самоцветов от Серебряного Копытца, Даренка просит деда оставить их, не трогать, чтобы полюбоваться на красоту камня при свете солнышка и дедушка соглашается, взяв только немножко для жизни.

- А я еще заметила, что во всех сказах волшебные силы помогают людям хорошим: добрым, трудолюбивым, нежадным и бескорыстным, бедным и обездоленным. А в этом сказе Даренка и ее дедушка именно такими и были, поэтому не случайно, что козленок Серебряное копытце показывает свои богатства им.

Учитель. А другие сказочные условности в этом произведении есть?

Ученики. - Да, есть, например троекратные повторы какого-то действия или картины.

Козленок три раза появлялся перед Даренкой.

А я хочу дополнить, что автор три раза повторяет одно и то же действие, но с изменяющимся и усиливающимся эффектом:



  • первый раз Серебряное копытце только показался и тут же исчез;

  • второй раз козел подпустил к себе поближе и дал возможность разглядеть серебряное копытце;

  • а в третий раз он начал волшебным копытцем камушки выбивать, которые он приносит в дар Даренке и дедушке Коковане.

Учитель. (Обобщает ответы детей)

Молодцы ребята, все вы правильно поняли. Мы с вами уже говорили, что «Серебряное копытце» входит в сборник сказов «Малахитовая шкатулка», говорили и о том, почему сборник так называется. Ко всему сказанному на наших уроках я хочу прибавить еще одну мудрость, которую до сих пор хранят народы Сибири. А звучит она так: « Человек, что ларец: что в него сызмальства положишь, то в зрелости оттуда и достанешь».

Как объясните эту мудрую мысль? (Ребята обмениваются высказываниями)

Учитель. Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души. Так что же полезного мы взяли из сказа «Серебряное копытце»? Об этом вы сейчас и расскажите: чему же учит произведение



  • Человек должен стремиться к знаниям, быть любознательным. ( Образ Даренки ).

  • Человек должен быть добрым и бескорыстным.

  • Человек должен быть трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства.

  • Человек должен учиться видеть подлинную красоту вокруг себя, не уничтожать, а беречь ее для будущих поколений.

  • Красота не должна оцениваться деньгами, ею необходимо любоваться.

  • К природным богатствам необходимо относиться бережно и с пользой, не злоупотреблять, если их много.

  • Доброта и благородство всегда вознаграждаются не только в сказах, но и в реальной жизни.

  • Дети с малых лет должны себя считать ответственными членами семьи, во всем помогать взрослым.

  • Заключительная часть урока.

  • Учитель. Вот сколько полезного мы смогли взять из одного только произведения Бажова! А если прочитать все произведения? Это такое духовное богатство, из которого мы можем извлечь столько ценного и полезного для своей души и составить для себя жизненные правила.

  • Сказы Бажова, как камни-самоцветы, свет и доброту излучают, да и просто захватывают интересными сюжетами.

  • Читайте их, и они сделают вас добрее и мудрее.

  • Итог.

  • – В сказах П.П.Бажова главными героями являются простые рабочие, люди смелые, добрые, с “золотыми” руками, не отступающие перед трудностями. Они любят труд, любят жизнь, не гоняются за богатством, не терпят несправедливости.

  • Если вам понравились сказы П.П.Бажова, то можете прочитать книгу П.П.Бажов “Сказы”.

  • - Кому открываться сокровища земли?

  • О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “ Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

Звучит песня "Лесной олень". Музыка Е. Крылатова. Слова Ю. Энтина.

Что общего у песни "Лесной олень" и сказа П.П.Бажова. (Вера в сказку, в чудо, в волшебство!) Как вы думаете Кокованя и Дарёнка верили в сказку?

мнями.

Ребята, а почему произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? Хорошие они были люди?



Я сейчас прочитаю вам рассказ о горячем и холодном сердце.

Рассказ о горячем и холодном сердце

Шли по узенькой горной тропинке два путника: один с горячим сердцем, а другой с холодным. Шли они в далекие страны и хотели найти человеческое счастье.

Посмотри, какие вокруг нас величественные и прекрасные горы, - сказал человек с горячим сердцем.

Ничего особенного, просто кучи огромных камней, - ответил человек с холодным сердцем.

Посмотри, какой нежный цветочек выглядывает из трещины в камне, как трудно ему, наверное, расти здесь без земли, - сказал человек с горячим сердцем.

Ха, нашел красоту. Что, я цветов дома не видел, - сказал человек с холодным сердцем.

Пошли они по горам дальше и увидели горное озеро.

Человек с горячим сердцем восторженно воскликнул:

- Какое оно прозрачное, голубое и тихое, такое тихое, что белые снежные вершины гор в нем отражаются, как в зеркале. А тебе нравится? - спросил он попутчика.

Ничего особенного, - ответил человек с холодным сердцем, - просто огромная лужа воды. А снег я и в прошлом году видел.

Но, может быть, ты чувствуешь какой здесь чистый, прохладный и свежий воздух, который хочется вдыхать всей грудью, - спросил человек с горячим сердцем.

Ну вот ещё, придумал. Воздух везде одинаковый, что в городе, что в лесу, что в горах, - возразил человек с холодным сердцем.

Так долго шли по лесам и горам человек с горячим и человек с холодным сердцем в поисках счастья и красоты, пока не повстречалась им пещера, в которой жил мудрый и добрый старик-отшельник. Старик жил вдалеке от людей и был очень беден, но радушно принял гостей и пригласил их обедать к столу. Но на столе стоял лишь кувшин с прохладной родниковой водой и лежал свежевыпеченный еще теплый хлеб. Человек с горячим сердцем, сев за стол, с радостью вдохнул запах хлеба, удивился чистоте и необычайному вкусу воды и поблагодарил старика за скромную еду, а человек с холодным сердцем, поморщившись, попробовал хлеб с водой и остался едой недоволен.

После обеда старик узнал у путников, что они ищут счастье, и сказал им обоим: "Один из вас уже давно нашел счастье, а другому еще долго предстоит свое счастье искать. Ключ к счастью в наших сердцах. Счастлив тот, чьё горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Но тому, кто не замечает красоту вокруг себя, кто не дает своему сердцу радоваться красоте, тому очень тяжело найти счастье в жизни. Счастье старается обойти стороной тех, кто сердцем холоден".



Так узнали человек с горячим и человек с холодным сердцем, что счастье не за горами, не в богатствах и королевских дворцах спрятано, а внутри каждого человека находится. Но найти его можно лишь имея в груди горячее сердце, радующееся красоте.

Философия для детей (в сказках и рассказах)

(М. А. Андрианов).

А можно сказать, что у Коковани и Дарёнки было горячее сердце? Серебряное копытце приходит только к хорошим людям.
скачать


Смотрите также:
Обучающие: познакомить детей с жизнью и творчеством П. П. Бажова
112.68kb.
Урок по литературе и географии. «Урал сказочный край»
94.08kb.
Внеклассное мероприятие по литературе (10 класс) «Отважный сын России»
90.51kb.
Устный журнал по творчеству Мажита Гафури «Я там, где слезы, там, где боль, где труд и горе там и я!»
74.86kb.
План-конспект открытого урока по английскому языку в 7-м классе Задачи урока
79.83kb.
Сочинение по картине «Март» И. И. Левитана Цель: познакомить с жизнью и творчеством И. И. Левитана; учить детей «читать» картину, осмысливать её
47.17kb.
Презентация Учитель Щукина Ирина Фёдоровна 2010 год Тема урока : «Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта»
63.35kb.
Урок по выставке-викторине по творчеству Н. И. Сладкова. 3 5 класс Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством
54.01kb.
«Особенности поэтического взгляда на мир с. есенин «с добрым утром!»
110.1kb.
Творческий проект по книге Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
197.75kb.
М. Ю. Лермонтов. Стихи
47.29kb.
Литературная игра для 5 класса по сказам П. П. Бажова
76.13kb.